Сделай Сам Свою Работу на 5

По порядку образования органы исполнительной власти делятся





на две группы:

- к первой из них относятся органы, образование которых пре­дусмотрено конституциями (это правительства);

- ко второй группе относятся органы, которые образуются на основе текущего законодательства подзаконных актов, — ми­нистерства, государственные комитеты, департаменты, управле­ния, отделы, службы, администрации и другие ведомства.

По территориальным масштабам деятельности органы исполни­тельной власти делятся:

а) на федеральные органы исполнительной власти, распространя­ющие свою деятельность на всю территорию России (Прави­тельство России, федеральные министерства, государственные комитеты и тд);

б) региональные федеральные органы исполнительной власти, дей­ствующие на территории определенных регионов,;

в) органы исполнительной власти субъектов Федерации

В масштабе республик действуют правительства, министерства, ко­митеты и иные ведомства.

В масштабе края, области, города федерального значения и авто­номного образования исполнительная, управленческая деятельность

осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром).



По характеру компетенции органы исполнительной власти делятся на органы общей компетенции (общего управления), органы отрасле­вой компетенции и органы межотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции— это правительства, администра­ции краев, областей, городов федерального значения автономных об­разований, они ведают всеми отраслями и сферами управления.

Органы отраслевой компетенции— министерства, некоторые ко­митеты и ведомства, отделы и управления,

Органы межотраслевой компетенции— органы статистики, стан­дартизации, метрологии, сертификации и другие

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы ис­полнительной власти делятся на коллегиальные и единоначальные.

В коллегиальных органах —— решения принимаются большинством голосов членов кол­легии с предварительным обсуждением вопроса и учетом высказан­ных замечаний.

В единоначальном органе, например, министерства, ведомства, уп­равления, отделы, службы, администрация и другие, во главе стоит одно лицо — руководитель, который все вопросы решает лично, несет пер­сональную ответственность за свои решения и деятельность всего подчиненного ему коллектива.



По источнику финансирования — органы исполнительной власти подразделяются на бюджетные и хозрасчетные.

Бюджетные органы не связаны непосредственно с производством и обращением материальных ценностей, лишены имущественной само­стоятельности, по их обязательствам несет ответственность государ­ство, а финансируются они соответственно из федерального бюдже­та или бюджета субъекта Федерации.

Иное правовое положение у хозрасчетных органов.

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма.

В систему федеральных органов исполнительной власти, утверж­денную Указом Президента входят феде­ральные министерства, федеральные службы и федеральные агент­ства.

Федеральное министерство осуществляет функции по выработ­ке государственной политики и нормативно-правовому регулирова­нию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфе­ре деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

Федеральная служба осуществляет функции по контролю и над­зору в установленной сфере деятельности, а также специальные фун­кции в области обороны, государственной безопасности, защиты и ох­раны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, обще­ственной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководи­тель (директор).

Федеральное агентство осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управ­лению государственным имуществом и правоприменительные функ­ции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор).



 

Президент

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ является главой государства. Как глава государства он является гарантом прав и сво­бод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функцио­нирование и взаимодействие органов государственной власти, опре­деляет основные направления внутренней и внешней политики госу­дарства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.на 4 года

 

Статус Президента РФ определен Конституцией РФ. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти. Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах: - непосредственно (исходя из прямой подчиненности ФОИВ); - косвенно (через Правительство РФ). В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; - имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

- принимает решение об отставке Правительства РФ;

- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

- по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

- формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;

- формирует Администрацию Президента РФ;

- назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

- вносит законопроекты в Государственную Думу;

- подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; - издает указы и распоряжения;

- по представлению Председателя Правительства РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения

- может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Федерации;

- вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом

 

 

Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти РФ

 

 

Правовой статус Правительства Российской Федерации определен гл. 6 Конституции РФ (ст. 110—117) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Правительство РФ — это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ состоит из членов Правительства: Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, они же в свою очередь подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Для осуществления своих полномочий оно может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Заседания Правительства Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц.

Правительство РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство в пределах своих полномочий:

организует реализацию внутренней и внешней политики страны;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений существует аппарат Правительства, действующий на основе того же положения.

 

Известную роль в деятельности Правительства Российской Федерации играют образуемые им правительственные и межведомственные координационные органы, именуемые комиссиями или организационными комитетами, а также органы совещательные, именуемые советами.

 

 

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» к федеральным органам исполнительной власти относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Взависимости от правового статуса на эти органы возлагаются функции:

по принятию нормативных правовых актов(издание федеральных конституционных законов, федеральных законов и тд),

по контролю и надзору(контроль и надзор за исполнением общеобязательных правил поведения; выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов),

по управлению государственным имуществом осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества)

и по ока­занию государственных услуг( услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами)

Федеральным министерствомявляется федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральное министерство возглавляется входящим в состав правительства РФ министром РФ.

Кроме того, федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении феде­ральных служб и федеральных агентств, а также координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Федеральная службаявляется федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору и установленной сфере деятельности, а также специальные функ­ции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) фе­деральной службы. Федеральная служба по надзору в установлен­ной сфере деятельности может иметь статус коллегиального орга­на.

Федеральное агентствоявляется федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим в установленной сфере дея­тельности функции по оказанию государственных услуг, по управ­лению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Феде­ральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус колле­гиального органа.

Характерным для правового положения федеральных служб и федеральных агентств является то, что большинство из них нахо­дится в ведении того или иного федерального министерства.

Некоторые федеральные службы и федеральные агентства на­ходятся в непосредственном ведении Президента РФ или Прави­тельства РФ.

Правовой статус федеральных органов исполнительной власти определяется положениями о них, которые утверждаются либо Президентом РФ, либо Правительством РФ в соответствии с их компетенцией. В положениях о федеральных органах исполнитель­ной власти определяются задачи и функции этих органов, их взаи­моотношения с иными федеральными органами исполнительной власти и с органами исполнительной власти субъектов РФ, а также полномочия должностных лиц, в том числе и руководителя кон­кретного органа и т. д.

 

 

Федеральными органами исполнительной власти разрабатываются административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти, содержащие последовательность действий по исполнению государственных функций и нормативные сроки осуществления таких действий.Все они составляют административный регламент федерального органа исполнительной власти.

В регламент федерального органа исполнительной власти включаются разделы, определяющие общие правила его деятельности и особенности организации осуществления полномочий, в том числе:

а) общие положения;

б) порядок планирования и организации работы;

в) порядок подготовки и оформления решений и поручений руководителя федерального органа исполнительной власти и его заместителей;

г) порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти;

д) порядок подготовки проектов актов, вносимых в Правительство (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями);

ж) порядок деятельности и взаимодействия подразделений федерального органа исполнительной власти при осуществлении возложенных на них функций;

и) правила организации деятельности территориальных органов (при наличии территориальных органов);

л) порядок работы с обращениями граждан и организаций;

м) порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.