Сделай Сам Свою Работу на 5

По предмету воздействия на субъектов административного





Предмет и метод А/П

 

Понятие Адм. Право используется в 3х значениях:

- отрасль права,

- наука,

- учебный курс.

Предмет административного права – это особая однородная группа управленческих отношений, складывающихся в ходе организации и деятельности административной власти, нуждающихся в регулировании нормами адм-го права.

 

Обязательные субъекты адм. права: должностные органы и должностные лица; эти субъекты реализуют по отношению к другим лицам управленческие, контрольные или основанные на другом властном подчинении функции; в качестве инструмента реализации таких ф-ций может применяться админ-е или дисциплинарное принуждение.

 

3 группы общественных отношений по задачам адм. права:

1) внутриведомственные отношения;

2) межведомственные отношения;

Вневедомственные отношения.

 

Внутренняя упорядоченность (между чиновниками)

Между 2мя и более административными ведомствами (ФТС, ФНС)

(эти отношения нужны в случае пересечений компетенций различных ведомств)

Отношения между админ-м органом и частным лицом. Поддержание публичного порядка в установленной сфере деятельности.



 

Метод адм. права – это совокупность приемов, средств, способов регулятивно-охранительного воздействия на отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Предписания, запрет, дозволение.

Специфика метода админ-го права состоит в доминировании предписаний, как наиболее удобного инструмента регулятивного воздействия на отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Концепция неравнозначности отраслей:

Конституционное право

Админ-е Уголовное Гражданское

Специализированные

Трудовое Комплексные отрасли права

Предпринимательское Хозяйственное право

Административное право – это публично-правовая, профилирующая отрасли Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, основанные на административном и ином властном подчинении, складывающиеся в ходе организации и деятельности административной власти.

Система админ-го права – это совокупность взаимосвязанных элементов, т.е. институтов подотраслей, характеризующих внутреннее строение данной отрасли.



Данная система подразумевает ее разделение на общую и особенную части, где в общую часть включены универсальные нормы, действующие в масштабе всех отношений, составляющих предмет админ-го права. Особенная часть включает нормы, не обладающие такой универсальностью, поскольку изначально ориентированы на применение в той или иной сфере гос. управления.

В общую часть входят:

- правовые институты, определяющие основы правового положения субъектов админ-го права; (экономическая сфера)

- правовые нормы об основах организации гос-й и муниципальной службы;(социально-культурная сфера)

- правовые нормы закрепляющие нормы админ-го принуждения. (административно-политическая сфера)

Источники админ-го права - внешняя официальная форма в которую облекаются нормы админ-го права. (уровень публичной власти и юрид. Сила)

1. По уровню публичной власти:

- Федеральные

- субъекты федерации

-муниципальные

Конституция РФ

-ФКЗ

-ФЗ

-Нормат. Указы президента

Административно-правовые нормы

Административно-правовые нормы — это общеобязатель­ное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регу­лирующее общественные отношения в сфере государст­венного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

структура административно-правовой нормы— внут­реннее строение административно-правовой нормы, сово­купность логически обусловленных элементов.



элементы структуры административно-правовой нормы:

1) гипотеза — часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма Начинает действовать;

2) диспозиция — часть административно-правовой нор­мы, содержащая правила должного поведения субъектов уп­равления;

<) санкция— часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате на­рушения диспозиции.

Выделяют следующие виды административно-правовых норм.

1) по конкретному содержанию общественных отношений ад­министративно-правовые нормы подразделяются на;

- общие нормы, регулирующие общественные отношения об­щего характера (для всех сфер и отраслей);

- особенные — нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления;

2) по предмету регулирования: - материальные — нормы, которые юридически закрепляют ком­плекс обязанностей и прав, а также ответственность участни­ков управленческих отношений, регулируемых административ­ным правом, то есть фактически их административно-правовой Статус

; -процессуальные — нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государствен­ного управления и регламентирующие управленческие отно­шения;

по предмету воздействия на субъектов административного

права.» нормы подразделяются:

- на обязывающие — нормы, предписывающие совершать оп­ределенные действия.;

- запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на со­вершение тех или иных действий в определенных условиях.

- дозволительные (разрешительные) — нормы, в которых вы­ражается возможность адресата действовать в рамках уста­новленных требований по своему усмотрению;

-стимулирующие (поощрительные) — нормы, которые обес­печивают с помощью соответствующих средств материально­го или морального воздействия должное поведение участни­ков регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитова­ние и так далее);

- рекомендательные — нормы, которые носят рекомендатель­ный характер, чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных форми­рований

4) по адресату отмечают нормы, регламентирующие:

■ организацию и деятельность механизма исполнительной власти, то есть различных звеньев аппарата государственного управ­ления;

■ административно-правовой статус государственных служа­щих — работников управленческого аппарата;

- вопросы организации и деятельности государственных пред­приятий и учреждений;

- административно-правовой статус общественных объединений;

отдельные стороны функционирования различных коммерче­ских структур;

- административно-правовой статус гражданина;

В по действию во времени,административно-правовые нормы бывают: срочные,для которых определен срок действия, и бессрочные— нормы без указания срока действия, то есть до официальной отмены компетентным органом;

В по кругу лиц—либо на всех, либо на от­дельных юридических лиц, атакже бывают нормы, либо на всех граждан, либо на отдельные их группы

По характеру юридической защиты: охраняемые в су­дебном порядке; охраняемые во внесудебном (администра­тивном) порядке.

Реализация административно-правовых норм — это прак­тическое претворение предписаний административно-пра­вовой нормы в правомерное поведение участников управ­ленческих отношений.

Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, примене­ние.

Исполнение — форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

Соблюдение — форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

Использование — форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют Имеющиеся у них субъективные права.

Применение — особая форма реализации административ­но- правовых норм, состоящая в разрешении управомочиваюшим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

 

Административно-правовые отношения

Административно-правовые отношения — это урегулированное административно-правовой нормой управленческое отношение, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой.

Среди элементов административно-правовых отношений можно назвать субъекты административно-правовых отно­шений, объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений.

Субъект административно-правовых отношений — участ­ник административно-правовых отношений, обладающий ад­министративной правосубъектностью, наделенный субъектив­ными правами и юридическими обязанностями.

Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др.

Объекты административно-правовых отношений — то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. Виды объектов: предметы материального мира, продукты духовного творчества, личные неимущественные блага, поведение уча­стников правоотношений, результаты поведения участников правоотноше­ний

Содержание административно-правовых отношений — совокупность прав и обязанностей участников администра­тивно-правовых отношений.

Юридический факт — конкретное жизненное обстоятель­ство, с которым административно-правовая норма связыва­ет возникновение, изменение или прекращение админист­ративно-правовых отношений.

по содержанию административно-правовые отношения делятся на: материальные— общественные отношения в сфере управления, урегулированные материальными нормами административного права; процессуальные — управлен­ие отношения, урегулированные на основе администра­ции процессуальных норм.

По функциям права называют регулятивные — складывающееся на основе регулятивных административно-правовых. норм, и охранительные — складывающиеся на основе охранительных административно-правовых норм отноше­нии.

По характеру связей между участниками правоотношений: вертикальные — отношения «власть— подчиненный»; горизонтальные — отношения между несоподчиненными субъекта­ми административного права.

По характеру юридических фактов есть порожденные правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями отношения.

В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений их разделяют на: внутренние —; внешние— отно­шения, связанные с непосредственной реализацией внешних Функций управления.

В зависимости от способа защиты существуют отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во внесудебном (административном) порядке.

Механизм административно-правового регулирования — со­вокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Элементы механизма административно-правового регу­лирования:

1) принципы административного права;

2) административно-правовые нормы;

3) акты официального толкования административно-правовых норм;

4) акты применения административно-правовых норм;

5) административно-правовые отношения.

Существуют следующие способы административно-пра­вового регулирования.

1. Императивный (категорический, властный)— не допускающий отступлений от требований правовых предписаний.

2. Диспозитивный (автономный) —предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пре­делах, определенных законом.

3. Рекомендательный —предлагаю­щий субъектам управленческих отношений наиболее целе­сообразный вариант поведения с позиции действующего за­конодательства.

4. Поощрительный —стимулирую­щий активное поведение участников управленческих отно­шений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.

 

Граждане как субъекты

Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на при­знании и уважении достоинства, основных прав и свобод че­ловека (преамбула ФЗ «О гражданстве Российской Федера­ции»).

Административная правосубъектность граждан— спо­собность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.

Ее элементами выступают административная право­способность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность гражданспособ­ность гражданина иметь субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые

смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административ­ной правоспособности граждан, — возраст, состояние здоро­вья, уровень образования, квалификация, семейное положе­ние и др.

Административная дееспособность гражданина— способ­ность гражданина своими действиями приобретать права и создавать (реагиро­вать) для себя юридические обязанности в сфере государ­ственного управления.

Видыадминистративной дееспособности граждан:

1) полная — наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

2) частичная — с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет

(несовершеннолетних);

3) ограниченная — состоит в ограничении дееспособно­сти в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, ток­сикоманы).

Административная деликтоспособность гражданинаспо­собность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.

Права граждан в сфере государственного управления— это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Видыправ граждан в сфере государственного управления:

1) на участие в управлении государством как непосред­ственно, так и через своих представителей;

2) на поступление на государственную службу;

3) на обращение в органы государственной власти, орга­ны местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;

4) на свободу передвижения;

5) на неприкосновенность личности;

6) на неприкосновенность жилища;

7) на объединение, включая право создавать профессио­нальные союзы для защиты своих интересов;

8) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

9) на изменение фамилии и имени;

10) на свободу передвижения;

11) на тайну переписки, телефонных переговоров и теле­графных сообщений;

12) на обжалование действий и решений органов, учреж­дений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

13) на поиск, получение, передачу, производство и рас­пространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

14) на образование;

15) на охрану здоровья;

16) вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельно­сти, критиковать недостатки в их работе;

17) на возмещение государством вреда, причиненного не­законными действиями (или бездействиями) органов госу­дарственной власти или их должностными лицами;

18) на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления

это предусмотренная административно-правовыми норма­ми мера необходимого, должного поведения граждан в сфе­ре государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны: со­блюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты, получать разрешение (лицензию) от органа государственного управле­ния, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

Гарантии административно-правового статуса граж­дан— комплекс организационных, экономических, полити­ческих, идеологических и юридических мер, обеспечива­ющих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии(в сфере гос.управления) адми­нистративно-правового статуса граждан.

 

 

Административное и судебное обжалование…

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.