Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет, система и метод наркономии.





Предметом правового регулирования наркономии являются общественные отношения, связанные с управлением психоактивными веществами.

Следует признать, что производство (изготовление) и оборот различных видов ПАВ, а также вызываемые ими социальные явления, в определенной степени урегулированы нормами различных отраслей законодательства и права Кыргызской Республики.

Глубокие изменения, происходящие в жизни нашего суверенного государства – Кыргызской Республики – требуют активизации нормотворческой деятельности и, следовательно, эластичности и подвижности системы права в целом.

Этого можно добиться, лишь изменяя структуру права, в том числе путем образования комплексных отраслей права, к которым в полной мере можно отнести и наркономию.

Понятно, что такое положение дел устраивает не всех юристов-правоведов.

Среди них находятся и те, кто не желает признавать происходящих изменений, пытаются препятствовать трансформации системы права, доставшейся нам в наследство от СССР, в подлинно национальное право, соответствующее самым высоким мировым стандартам.

Отсюда и проблематика вопроса, тянущаяся с 30-40 годов прошлого века, когда началась дискуссия о поиске критериев деления права на отрасли.



В ее основу был положен тезис о предмете и методе правового регулирования, предложенный М. А. Аржановым во время первой общесоюзной дискуссии по системе права, состоявшейся в 1938–1940 гг[159]. Тогда же известный российский цивилист С. Н. Братусь подчеркнул значение метода как классификационного признака при построении системы права.

Исходя из этого, в современной теории государства и права сформировалось мнение о том, что предмет и метод правового регулирования - это наиболее существенные основания для деления системы права на отрасли.

Юристы сходятся во мнении, что предмет правового регулирования - это то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной основой, которая вызывает к жизни право и вносит в него системообразующие признаки.

В учебнике «Теория государства и права» указано, что «Право не должно, да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретном историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.



В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно‑властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, зарегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки.

Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные.

Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.

В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.

В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой[160]».

Таким образом, предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. При указании на отрасль права можно отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет» т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений - конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет свое законодательство, как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом (УК); гражданскому праву - гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК).



Однако существуют и комплексные отрасли права, которые современная наука определяет как совокупность правовых норм, регулирующих отношения в какой-либо определенной сфере деятельности и относящихся к разным отраслям права.

Комплексные отрасли права уже достаточно давно выделены юридической наукой, имеют свои научные дисциплины и учебные курсы.

Среди комплексных отраслей права следует выделить такие как – аграрное право, экологическое право и другие.

Комплексные отрасли права следует отличать от межотраслевых комплексов правовых норм, таких как банковское право, медицинское право и так далее.

Спор о существовании в системе права комплексных образований, в том числе комплексных правовых институтов, имеет давнюю историю. Впервые идею о наличии основных и комплексных отраслей права, рас­положенных в системе права в разных классификационных плоскостях, выдвинул В. К. Райхер[161]. Его позиция, в принципе, была поддержана Ю.К.Толстым, выступившим, однако, с утверждением, что комплекс­ные отрасли права в отличие от основных никакого места в системе права не занимают, а им отводится лишь условное место в зависимости от целей систематизации при систематике норм[162]. Идея существования комплексных отраслей права первоначально была поддержана также О.С.Иоффе и М.Д.Шаргородским, считавшими ее плодотворной с точки зрения практического применения для систематики действующе­го законодательства. Вместе с тем они возражали против утверждения В. К. Райхера, что комплексные отрасли могут входить в систему пра­ва, считая это невозможным[163].

Против существования комплексных отраслей права в свое время выступали С.С. Алексеев и О.А. Красавчиков. Последний полагал, что высказывания сторонников комплексных отраслей права основаны на смешении системы права с системой законодательства и что система права не слагает­ся и не образуется из системы законодательных актов, а является социальной реальностью, в которой юридически отражается структура регулируемых правом общественных отношений[164].

Оспаривать такое мнение сегодня, спустя полвека, когда нет в живых перечисленных авторов, неэтично.

Поэтому позволим себе отметить, что сама практика, которую К.Маркс считал основным критерием истинности[165] того или иного тезиса, показала, что деление на отрасли и комплексные отрасли права – это то направление, по которому пошла современная юридическая наука. Возможно, впоследствии кто-то и опровергнет такое положение дел на теоретическом и практическом уровнях, однако сегодня – комплексные отрасли права – это реалии современного мировосприятия.

Другое дело вопрос о том, когда так называемая «критическая масса» нормативного материала перерастает в отрасль права. Ведь речь идет не о его механическом накоплении и не о конкретных размерах, когда бы таковая отрасль права был бы признана автоматически. Это процесс превращения количества в качество.

В этом смысле хотелось бы отметить ряд моментов:

- накопилось значительное количество международных соглашений, законов и нормативных правовых актов, принятых в целях урегулирования общественных отношений, связанных с управлением психоактивных веществ;

- попытки создания отрасли права, объединяющей все нормы, касающиеся психоактивных веществ, их оборота и производимых последствий имели место неоднократно. В частности, это доказывается попытками И.П.Пятницкой и Э.Г.Гасанова введения в юридическую науку понятий «наркотизма» и «антинаркотизма»;

- сегодня настало время идти дальше, для того, чтобы предмет наркономии, как комплексной отрасли юридической науки, стал соответствовать предмету наркологии- разделу специальной области медицины о последствиях злоупотребления психоактивными веществами, вызывающими патологическую (болезненную) зависимость.

В этом смысле термин «психоактивные вещества», предложенный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), является удачным, так как включает в себя такие понятия, как никотин, алкоголь, наркотики, и позволяет не проводить их строгой дифференциации.

Классификации ПАВ посвящена отдельная часть настоящего исследования, здесь же необходимо заострить внимание на тех явлениях, которые являются производными от их взаимодействия с человеческим обществом и об управлении ПАВ, как о системном воздействии на все указанные процессы, связанные с ПАВ.

Однако если строго следовать теории государства и права, то под предметом отрасли права обычно понимается то, что регулирует право, то есть определенные виды общественных отношений, регулируемых правом. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

1) субъекты – индивидуальные и коллективные;

2) их поведение, поступки и действия;

3) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;

4) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений[166].

Следуя этой классификации, отмечаем, что:

1) субъектами наркономии – индивидуальными и коллективными являются – физические лица, юридические лица (организации, учреждения и предприятия), а также государство, его органы, международные организации и мировое сообщество;

2-4) поведение и поступки субъектов наркономии по поводу производства, оборота, потребления психоактивных веществ и вызываемых ими негативных последствий.

Таким образом, субъекты наркономии и их системность налицо.

Если вести речь о системе,то наркономия, как комплексная отрасль права, представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.

Ядром наркономии, являются принципы и нормы международных соглашений Кыргызской Республики, определяющие вопросы производства (изготовления), оборота и потребления психоактивных веществ, а также противодействия их незаконному обороту.

Они могут быть классифицированы следующим образом:

а) многосторонние соглашения всемирного характера;

б) многосторонние соглашения регионального характера;

в) двусторонние соглашения.

Исходя из этих принципов и норм, формируется национальное законодательство об управлении ПАВ, которое возможно классифицировать следующим образом:

- основополагающие законы об управлении ПАВ;

- законы и нормативные правовые акты Кыргызской Республики о системе органов, осуществляющих управление ПАВ;

- законы и нормативные правовые акты Кыргызской Республики об основных институтах управления ПАВ в сферах:

а) профилактики химических зависимостей;

б) контроля законного оборота ПАВ;

в) противодействия незаконному обороту ПАВ;

в) снижения вреда химических зависимостей.

Исходя из этого, также вырисовываются контуры подотраслейнаркономии в виде:

- международно-правовой наркономии (международно-правовые договоры и обязательства);

- государственно-правовой наркономии (структура и функции государственных органов, осуществляющих управление ПАВ);

- гражданско-правовой наркономии (права и обязанности субъектов оборота ПАВ);

- семейно-правовой наркономии (права и обязанности субъектов ПАВ в сфере семейно-правовых отношений, ответственность за несоблюдение норм);

- административно-правовой наркономии (ответственность субъектов оборота ПАВ за совершение противоправных действий);

- уголовно-правовой наркономии (ответственность субъектов оборота ПАВ за совершение преступных действий);

- оперативно-розыскной наркономии (особенности оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом ПАВ).

Более детально суть подотраслей наркономии будет рассмотрена в следующих разделах исследования.

Однако для более глубокого осмысления наркономии, следует обратить внимание на ее значение в качестве не только науки, но и учебной дисциплины.

Сложнее обстоит вопрос с методом наркономии. В общепризнанном понимании само слово метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Однако такое понимание метода является слишком общим и ничего не объясняющим. Применительно к отрасли права необходимо понимать, что любой метод направлен на осуществление некоего воздействия одного субъекта права на другого. Такое воздействие осуществляется обычно путем волеизъявления одного участника по отношению к другим. Таким образом, метод приобретает роль связующего средства от одного субъекта информационных правоотношений к другим. При этом метод правового регулирования заключает в себе не только волеизъявление, но и характер такого волеизъявления.

Проблема методов правового регулирования достаточно дискуссионная. Выше уже указывалось, что специфический метод правового регулирования, как правило, лежит в основе подразделения права на отрасли. Это вполне естественно: возникновение новых видов общественных отношений само по себе еще не влечет за собой формирования новых отраслей права.

В то же время метод правового регулирования занимает подчиненное положение по отношению к предмету, так как предопределяется последним. В связи с этим в современной правовой науке обнаруживаются два принципиально разных подхода к необходимости выделения для каждой отрасли своего специфического метода правового регулирования:

1) первый подход основывается на том, что каждая отрасль права имеет свой специфический метод;

2) второй – что все отрасли права используют единые правовые методы, заложенные в самой природе права.

Специфика же каждой отрасли проявляется в преобладании одного или нескольких методов.

Развитие юридической науки последних лет привело к появлению принципиально новых отраслей права, которые не имеют преобладающего метода правового регулирования и именуются комплексными.

Аналогично дело обстоит и с наркономией. Всеобъемлющий характер процессов, вызываемых психоактивными веществами, приводит к тому, что эти общественные отношения затрагивают самые различные «классические» отрасли права: административное, гражданское, уголовное, семейное и ряд других.

Являясь комплексной отраслью права, наркономия использует методы, характерные для различных отраслей права.

Все методы, характерные для наркономии можно разделить на императивные и диспозитивные.

Императивные методыправового регулирования основаны на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения. В наркономии используются императивные методы:

- повеления (метод заключается в возложении на участников наркономических правоотношений обязанности совершать какие-либо действия);

- запрета (метод заключается в возложении на участников наркономических правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий).

Диспозитивные методы правового регулирования основаны на равенстве участников правоотношений и их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения. В наркономии используются диспозитивные методы:

- дозволения (заключается в предоставлении участникам наркономических правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору).

- согласования (применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними);

- рекомендаций (заключается в указании законодателем предпочтительной (но не обязательной) модели поведения участников наркономических правоотношений).

- поощрения (тесно примыкающий к методу рекомендаций, при разнице в том, что при использовании метода поощрений законодатель не только рекомендует какую-либо модель поведения, но и предоставляет какие-либо льготы или иные блага при ее выборе).

В наркономии могут использоваться и иные методы правового регулирования. В целом можно отметить, что она использует в равной степени как императивные методы, характерные для публичного права, так и диспозитивные, характерные для частного права. Это говорит о том, что наркономию нельзя отнести ни к публичному, ни к частному праву и лишний раз подчеркивает его комплексный характер.

Исходя из всего вышеизложенного, становится очевидным, что наркономия – это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе управления психоактивными веществами.

При этом также следует учитывать, что наркономия представляет собой не только отрасль права, но также и науку и учебную дисциплину. Вопросы наркономии в этом качестве будут рассмотрены в следующем разделе настоящей работы.

Наркономия как наука.

Наркономия – это наука, изучающая управление психоактивными веществами, и представляет собой постоянно развивающуюся систему знаний о юридической природе психоактивных веществ и вызываемых ими явлений в человеческом обществе.

В древнем мире отдельные вопросы наркономии начали складываться на уровне общинного существования, принимая форму устойчивого общественного мнения о положительных и отрицательных чертах тех или иных видов ПАВ (моральные нормы наркономии). Дальнейшее развитие нормы наркономии получили на религиозном уровне, где в форме религиозных догматов давалась оценка их потреблению. Многие религиозные догмы трансформировались в нормы права, поддерживаемые авторитетом и государственным принуждением. И лишь сто лет назад началась и по сей день продолжается эпоха международного контроля над некоторыми наиболее социально опасными видами ПАВ, такими как наркотические средства и психотропные вещества.

Соответственно движется и научная мысль, которая изучает медицинские, социальные и юридические явления, связанные с управлением ПАВ.

Постижение различных аспектов наркономии восходит к трудам величайших врачевателей: Гиппократа, Галена, Абу Али ибн Сины и Парацельса (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм), Зигмунда Фрейда, и В.М.Бехтерева.

О психоактивных веществах писали историки: Плиний Старший и Цельс.

Не обошли эту тему и философы, такие как Аристотель, Пифагор, Софокл, Диоген, Кратет Фиванский, Абдуль-Фарадж, Фрэнсис Бэкон, Ницше и другие.

В Российской империи и СССР в этой сфере выделялись труды таких криминалистов, как А.Ф. Кистяковский, Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергиевский, П.П. Пустороелев, И.Я. Фойницкий, С.В. Познанцев, Д.И. Дриль, М.Н., М.Н.Гернет, А.А. Пионтковский и В.Н. Кудрявцев[167].Е.И.Каиржанов, Н.М.Абдиров, и других.

В Кыргызской Республике для развития наркономии значительный вклад внесен доктором юридических наук, профессором К.Ш.Курмановым, который опубликовал ряд исследований, связанных с юридической природой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров,а также первым высказался о наркотизме.

В отличие от комплексной отрасли права, регулирующей общественные отношения, связанные с управлением психоактивными веществами, наука наркономии изучает закономерности правового регулирования общественных отношений в сфере управления ПАВ.

Результатом такого изучения является сформировавшееся учение об управлении психоактивными веществами, как системы взаимосвязанных и взаимосогласованных понятий, взглядов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий.

Предметом изучения наркономии как науки являются нормы различных отраслей права, касающиеся управления ПАВ. Поэтому первоочередной задачей науки наркономии является всестороннее, тщательное и глубокое изучение содержания этих правовых норм.

Таким образом, под наркономией, кроме ее значения как отрасли права, может пониматься раздел правовой науки, изучающей данную комплексную специализированную правовую отрасль.

Научные исследования в этой области во многом способствовали правильному и единообразному применению норм различных отраслей права правоприменительными органами. Поскольку нормы наркономии воплощены в многочисленных законах, нормативных правовых актах и ведомственных актах, последние также входят в предмет наркономии, как науки.

Наркономия, изучая законодательство, выявляет его систему, иерархию различного рода законов и нормативных правовых актов, их юридическую силу, определяет состояние наркономии, ее соответствие потребностям развития нашего общества и определяет пути и способы его совершенствования.

К достижениям наркономии можно отнести вклад, внесенный ею в разработку и принятие целого ряда законов и нормативных и ведомственных актов, регулирующих общественные отношения, связанные с психоактивными веществами, таких как:

- Закон Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах»,

- Закон Кыргызской Республики «О лекарственных средствах»;

- Закон Кыргызской Республики «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

- Закон Кыргызской Республики «О защите здоровья граждан Кыргызской Республики от вредного воздействия табака»;

- Закон Кыргызской Республики «Об органе по контролю наркотиков[168]»;

- Постановление Правительства Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, подлежащих контролю в Кыргызской Республике» от 9 ноября 2007 года №543;

- Правила осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Кыргызской Республике, утвержденные Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 июня 2004 года №466 (В редакции Постановления Правительства Кыргызской Республики от 12 октября 2004 года №753);

- Приказ Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 24 августа 2005 года №348 «О порядке хранения, учета, отпуска и применения в медицинский практике наркотических средств, ядовитых, психотропных, сильнодействующих веществ и прекурсоров в Кыргызской Республике;

- Приказ Министра обороны Кыргызской Республики от 9 января 2002 г. №2 «О введении в действие Инструкции по обращению с наркотическими, психотропными, прекурсорами и ядовитыми лекарственными средствами в воинских частях и медицинских учреждениях Министерства обороны Кыргызской Республики»;

- Постановление Правительства Кыргызской Республики от 22 февраля 1996 года №72 (В редакции Постановления Правительства от 20 октября 2003 года №661), утвердившего Положение о специализированных бригадах по уничтожению дикорастущей конопли;

- Положение о расширении программы заместительной поддерживающей терапии метадоном в филиалах организаций Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 8 февраля 2007 года №56 и Приказом Агентства Кыргызской Республики по контролю наркотиков от 14 февраля 2007 года №15.

Изучение наркономии было бы неполным, если бы она ограничилась изучением чисто юридического материала в виде законодательства и содержащихся в нем правовых норм. Для правильного понимания содержания наркономии, выявления закономерностей принятия и последующего изменения норм, регулирующих управление ПАВ, необходимо иметь достаточно глубокие представления о тех общественных отношениях, которые регулируются наркономией.

Наркономиязанимает особое место в системе юридических наук, поскольку исследует взаимодействие, как материальных объектов, так и людей. В отличие от смежных юридических наук, наркономия изучает не только социальные явления, возникающие в сфере управления ПАВ, но и в определенной степени их естественно научную природу. Специфика познаваемого комплекса объектов обусловливает необходимость активного использования в наркономии данных иных наук.

Она имеет широкие связи с рядом наук: философией, естественными, техническими и юридическими науками, в том числе с «пограничными» дисциплинами, расположенными на стыке наук (судебная медицина, судебная психиатрия, судебная наркология и др.).

Все сказанное свидетельствует о комплексной природе наркономии, как естественно-юридической науки. Однако это не означает, что наркономия это арифметическая сумма сведений, заимствованных из иных наук, - их данные наркономия использует не механически, а творчески приспособливая их к решению своих задач. Наркономия - самостоятельная наука, поскольку имеет свои специфические объекты, предмет, методологию и задачи исследований.

Содержание этой концепции и ее обоснование в настоящее время заключаются в следующем:

1) наркономия является правовой наукой, ибо ее предмет и объекты познания лежат в сфере правовых явлений;

 

2) наркономия является правовой наукой, так как ее основная функция, а также решаемые ею задачи относятся к правовой сфере деятельности государственных органов, к правовым процессам;

 

3) все рекомендации, разрабатываемые наркономией для практики, носят строго выраженный правовой характер, основаны на законе, соответствуют его духу и букве; они вызваны к жизни потребностью эффективного управления ПАВ с тем, чтобы используя их полезные качества, избежать злоупотребления ими;

 

4) наркономия связана со многими науками - как общественными, так техническими и естественными, но связи эти носят преимущественно частный и локальный характер, тогда как основной средой для наркономии является право, правовые науки, практика государственного регулирования и контроля;

 

5) наконец, исторически наркономия зародилась на стыке ряда правовых наук – административного, гражданского, уголовного, семейного, таможенного права и уголовного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

До обретения в 1992 году Кыргызской Республикой суверенитета, несмотря на наличие значительных проблем, связанных с управлением психоактивными веществами и создаваемых ими проблемами химических зависимостей, возможность формирования в полной мере подлинно национальной системы права в этом важном сегменте деятельности нашего общества, отсутствовала.

В далеком прошлом существовал период, когда социум не сознавал вредных последствий психоактивных веществ и, следовательно, не принимал адекватных мер реагирования.

На следующем этапе действовало шариатское право, основанное на нормах Корана и Сунны, затем законы Российской империи, а в послереволюционный период - законодательство Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Все они и шариатское, и российское имперское, и советское право, - были формой реализации наркономии, творцами которой были кто угодно, но только не народ Кыргызстана.

Определенным исключением из этого правила является советский период, когда в компетенцию Киргизской ССР входило принятие собственных законов. Однако наличие различного рода Основ законодательства Союза ССР, а также руководящие указания центральных партийно-советских органов, трансформировали право формирования национальной наркономии в фикцию.

Наличие собственного мнения, как правило, объявлялось отступлением от линии партии и правительства и сурово каралось. Другое дело, что в отведенных рамках позволялось определенное разнообразие мнений, исходя из специфики субъекта союзного договора. Однако назвать это свободным формированием национальной наркономии както не получается.

С обретением суверенитета, процесс формирования национальной наркономии в этой важной сфере, определенное время шел инерционным путем.

Это объясняется тем, что существующее на тот момент общественное сознание, являющееся плодом советского воспитания, обучения и пропаганды не видело, да и в силу закрытости информации в этой сфере, не могло видеть никаких методов противодействия химическим аддикциям, кроме механического ужесточения репрессий.

И прав был Карл Маркс, который писал, что «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание[169]».

Действительно, в те времена практически не существовало никаких открытых источников по проблеме химических зависимостей, а списки наркотиков до практически последнего этапа существования СССР являлись секретными. Теоретики и практики, работавшие в этой сфере, были оторваны от международного опыта и не имели никакого доступа к новейшим достижениям в этой области.

Таким образом, инерционные процессы в этой сфере были вполне естественны, ведь Кыргызстан, будучи в свое время частью СССР, нес в себе все черты этой страны. Именно поэтому до определенного момента наркономия абсолютно не изменялась, и в суверенном государстве продолжали свое действие и основы законодательства Союза ССР и законы Киргизской ССР.

В определенной мере инерционный период в этой сфере продолжился даже после принятия Конституции Кыргызской Республики и нового национального законодательства, в котором аспекты противодействия химическим аддикциям, в целом не отличались от соответствующих положений и подходов, введенных еще в Киргизской ССР.

Такое положение дел было обусловлено также тем, что в то время Российская Федерация, обладающая громадным научно-практическим потенциалом, стала разрабатывать и принимать новые законы, и если не их откровенное копирование, то в определенной мере заимствование или подражание, дало возможность не только сэкономить время и деньги, но и апеллировать в спорных моментах к авторитету российских ученых и законодателей.

При всем этом, сегодня можно смело утверждать, что современная наркономия Кыргызской Республики находится на переломном этапе своего становления; начался поиск собственного, национального видения проблемы управления психоактивными веществами и противодействия распространения химических зависимостей.

Все больше и больше творцы национальной наркономии, как в целом, так и в частностях, отказываются от механического копирования, осознавая, что наша страна, несмотря на процессы глобализации и попытки гармонизации правовых систем в рамках тех или иных международных организаций, блоков и союзов, все больше и больше обретает свой неповторимый национальный колорит.

Это не означает, что в Кыргызской Республике выработана или будет выработана абсолютно уникальная, ни на что не похожая наркономия. Этому, прежде всего, будут препятствовать ряд базовых принципов, закрепленных в международном праве, игнорирование которых в силу договорных обязательств было бы неверным. Нельзя забывать о конституционных принципах, являющихся фундаментом ее формирования, а также о правовом обычае[170].

Но, наконец, ученые и практики имея возможность использовать мировую информацию в этой сфере, все меньше пытаются «изобрести велосипед» и чаще опираются на эффективный международный опыт.

С другой стороны национальная наркономия должна и будет обладать рядом уникальных черт, ибо просто невозможно игнорировать факт того, что в Кыргызской Республике ситуация в сфере ПАВ в силу ряда причин стала складываться по несколько особому сценарию, нежели в других странах. И речь не идет исключительно о своеобразии маршрутов доставки и способов их распространения. На глазах стремительно изменяется общественное сознание, растет квалификация специалистов, работающих в сфере наркономии.

Все эти и многие другие происходящие в обществе изменения накладывают свой отпечаток на процесс и содержание формирующейся национальной наркономии.

Одним из первых существенных «прорывов» стала Национальная концепция противодействия наркотизму, утвержденная Указом Президента Кыргызской Республики от 22 декабря 2004 года УП №445, определенная часть которой посвящена вопросам совершенствования наркономии.

В ней в частности изложена стратегия построения новой комплексной административно-уголовной системы противодействия распространению наркотиков с перенесением центра тяжести на профилактику этого явления, гуманизацию уголовной политики в отношении лиц, страдающих зависимостью от наркотических средств и психотропных веществ.

Так положениями этой концепции предусматривалось, что меры ответственности за незаконный оборот наркотиков должны включать:

- административную ответственность за незначительные правонарушения, связанные с наркотиками;

- привлечение к уголовной ответственности после привлечения к административной ответственности за правонарушения, совершенные дважды в течение года;

- последовательное применение принципа усиления наказания за операции с наркотиками в незначительных, крупных и особо крупных размерах;

- замену уголовного наказания альтернативными видами исправительного воздействия в случае, если лицо добровольно дало согласие на применение мер медицинского характера;

- привитие подсудимому социальных, образовательных и профессиональных навыков, выполнение которых позволит ему добиться прекращения уголовного преследования.

Основными целями внесения изменений и дополнений в действующее законодательство для совершенствования законодательной базы в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, в соответствии с замыслом концепции были названы:

- гуманизация уголовной политики в сфере борьбы с распространением наркомании;

- дифференциация ответственности за нарушение правил законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- восполнение уголовно-правовых «пробелов» в регламентации ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;

- повышение эффективности правоприменительной практики за счет более активного применения мер административной ответственности[171].

Следует отметить, что множество положений концепции впоследствии были реализованы.

Это означает, что Кыргызстан, следуя в фарватере международных договоров, на практике приступил к разработке, а затем и реализации своей национальной наркономии, несколько отличной от тех, которые ранее казались незыблемой нормой и предметом для подражания.

Однако, становление собственной национальной наркономии - не дань переменчивой моде по составлению различного рода документов. Это - адекватное реагирование на продолжающийся процесс разрастания проблем, связанных с химическими зависимостями в Кыргызской Республике, ответ на вызовы наркопреступности, а самое главное – попытка впервые взять на себя ответственность за судьбы граждан страны в этой сфере и решить проблемные вопросы исходя из местных реалий, опыта, общественного сознания, уровня квалификации специалистов и многого другого.

Однако на этом развитие наркономии не прекратилось. Напротив, она получила свое дальнейшее развитие[172]. Все это и многое другое говорит о том, что за период с начала обретения суверенитета, в Кыргызской Республике начался и продолжает набирать «обороты» процесс становления и развития подлинно национальной наркономии.

Так, Жогорку Кенешем в 2007 году приняты изменения в Уголовный Кодекс Кыргызской Республики и Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, согласно которым введена новая система ответственности лиц, страдающих зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ.

Она заключается во введении ступенчатой системы ответственности за незаконное изготовление, хранение, перевозку и пересылку без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в небольш

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.