Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные стратегии обеспечения наркобезопасности.





В Кыргызской Республике сформулированы следующие антинаркотические стратегии:

а) снижение незаконного предложения наркотиков;

б) снижение спроса на незаконные наркотики;

в) снижение вреда от злоупотребления наркотиками;

г) снижение смертности от злоупотребления наркотиками.

В их рамках осуществляются следующие меры:

- сокращение незаконного предложения наркотиков;

- противодействие незаконному обороту.

Если говорить о динамике противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, то следует отметить, что количество выявленных в Кыргызской Республике преступлений, связанных с наркотиками, сократилось.

Это объясняется тем, что начиная с 2005 года, в нашей стране начал обретать силу процесс гуманизации уголовной ответственности за незаконное хранение наркотиков в небольших размерах, совершенное впервые без цели сбыта.

Соответственно и общее количество раскрытых наркопреступлений стало стремительно снижаться.

Это было вызвано необходимостью налаживания в большей степени не карательной, а профилактической системы в отношении лиц, злоупотребляющих наркотиками и не совершивших тяжких преступлений в этой сфере.



Снижение незаконного предложения наркотиков.Кыргызская Республика неукоснительно придерживается требований Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, а также рекомендаций МККН с тем, чтобы на фоне усиления борьбы с незаконным оборотом наркотиков, обеспечить доступность для населения лекарственных форм наркотических средств и психотропных веществ, а промышленность - прекурсорами.

В этих целях в Кыргызской Республике в соответствии с требованиями Закона «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» установлены строгие процедуры контроля за разработкой, производством, переработкой, вывозом, транзитом, перевозкой, пересылкой, приобретением, хранением, распределением, реализацией, уничтожением, использованием в медицинских, научных и учебных целях, экспертной деятельности и проведении криминалистических исследований наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.



В соответствии с международными требованиями основными формами государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является квотирование, распределение, учет и отчетность.

Ввоз, вывоз, транзит и промышленное использование наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется на основе разрешений, выдаваемых уполномоченным органом по контролю наркотиков (до октября 2009 года – это Служба контроля законного оборота наркотиков Агентства Кыргызской Республики по контролю наркотиков, с 2010 года – Департамент лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Кыргызской Республики), в пределах квот, утвержденных МККН для Кыргызстана.

Исходя из анализа законодательства Кыргызской Республики, иных нормативных правовых актов, действующих в этой сфере, а также структуры органов по контролю законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров следует признать, что до 2009 года эта система была эффективным механизмом, надежно предотвращающим от «утечек» в незаконный оборот контролируемых веществ.

С момента передачи функций контроля законного оборота в Министерство здравоохранения, в связи с отрывом от координационных, оперативно-розыскных и следственных возможностей, эффективность системы понизилась.

Снижение спроса на незаконные наркотики.Как показывает мировая практика, важнейшим средством сокращения спроса на незаконные наркотики является профилактика.



Всемирная организация здравоохранения различает первичную, вторичную и третичную виды профилактики.

Первичная профилактика. Под первичной профилактикой понимается предупреждение негативного влияния обычаев социальной среды, формирование нравственных и гигиенических убеждений, исключающих и вытесняющих возможность рискованного поведения на основе пропаганды здорового образа жизни.

Следует отметить, что в Кыргызской Республике вопросы первичной профилактики до настоящего времени остаются самыми сложными и неразработанными. В стране отсутствует четко проработанная стратегия первичной профилактики, как отдельного направления.

До настоящего времени в республике отсутствует понимание того, что первичная профилактика - забота всего общества, то есть считается, что профилактикой заболеваний и отклоняющегося поведения должны заниматься работники медицины, образования, правоохранительные органы, но не само общество в целом и органы местного самоуправления. Многие ее положения расписаны в различных государственных и национальных программах, но существуют в основном лишь «виртуально».

В основном, мероприятия в сфере первичной профилактики сводятся различного рода к конференциям и «круглым столам», изданию небольшими тиражами литературы «антинаркотикового» характера. В проводимых профилактических мероприятиях отсутствуют новаторские элементы, и решается всего лишь один вопрос – заострение внимания общества на проблемах злоупотребления наркотиками.

К более заметным событиям в этой сфере можно отнести открытие центра по мониторингу спроса на наркотики в Республиканском центре наркологии (РЦН) Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, проведение тренингов для наркологов страны по вопросам мониторинга спроса на наркотики рамках проекта NADIN и создания информационной системы DAMOS, а также проведение ряда мероприятий, в рамках Международного дня борьбы с наркотиками (26 июня).

Вторичная профилактика. Под вторичной профилактикой,понимаютмаксимально раннее, полное и комплексное осуществление лечебных мероприятий (наркологическая помощь), оздоровление социальной почвы, применение мер воспитательного воздействия в коллективе и семье.

Спектр лечебных услуг в Кыргызской Республике включает в себя:

- детоксификацию или лечение синдрома отмены;

-заместительную поддерживающую терапию с использованием метадона;

- немедикаментозную терапию зависимости (программы «без наркотиков» или медико-психологической реабилитации)

Детоксификацияпрактикуется во всех медицинских учреждениях, государственных и частных. Основной моделью детоксификации является «психофармакологическая модель», т.е. симптоматическое лечение с использованием широкого спектра психотропных, обезболивающих, кардиотонических и других лекарственных препаратов. Хотя такой способ детоксификации не является клинически и экономически оправданным, тем не менее, он имеет широкое распространение.

В ряде учреждений используется детоксификация клонидином. Также известно, что некоторые частные клиники практикуют экстракорпоральные методы детоксификации, в частности, плазмоферез.

Лицам с зависимостью от наркотических и других психоактивных веществ лечебная помощь оказывается специалистами специализированной наркологической службы, которая к 2010 году располагала 252 койками, развернутыми в составе специализированных медицинских учреждений и медучреждений общего профиля, 2 наркологическими учреждениями и 42 наркологическими кабинетами в составе районных Центров Семейной Медицины.

Кроме того, лечение наркозависимости проводится в медицинских учреждениях пенитенциарной системы, частных наркологических клиниках и в ряде неправительственных организаций.

Согласно статистике Министерства здравоохранения в 2010 году отмечено заметное увеличение случаев обращения за лечебной помощью в учреждения, финансируемые государством - 505 случаев (в 2009 году - 331 случай).

В Кыргызской Республике в последние годы отмечалось улучшение системы оказания лечебно-реабилитационной помощи лицам с зависимостями. Хотя окончательно утверждать, что система оказания помощи достигла необходимого уровня, способного удовлетворить спрос на лечение и обеспечить требуемое качество услуг, в настоящее время еще рано.

Третичная профилактика. Третичная профилактика этопредупреждение прогрессирования заболеваний и его осложнения.

С 2004 года в стране внедрены «drug free» программы немедикаментозного лечения (или лечение «без наркотиков»), которые также называются программами медико-психологической реабилитации. Эти программы реализуются в стационарных и амбулаторных условиях и, соответственно, имеют различные задачи.

Полноценных реабилитационных центров в системе Министерства здравоохранения Кыргызской Республики не имеется. Амбулаторные программы ориентированы, главным образом, на мотивирование, на получение и продолжение лечения, а также профилактику рецидивов.

Основными задачами стационарных лечебных программ «без наркотиков» является достижение стойкой ремиссии или полного воздержания от приема наркотиков после завершения лечебной программы.

Критериями приема в программу немедикаментозного лечения являются предварительное прохождение детокс-терапии и высокий уровень мотивации пациента на лечение.

Финансирование лечебных программ «без наркотиков» в настоящее время производится в основном из грантовых средств, что сказывается на перспективах их осуществления в будущем.

Следует отметить, что страна не распологает стратегией с четко описанными целями, задачами, мероприятиями, подготовкой кадров и финансированием мероприятий по постлечебному уходу и реинтеграции лиц с наркотической зависимостью или другими проблемами, связанными с потреблением наркотиков.

Из существующих программ, которые, с некоторой долей условности, могут быть названы программами последующего ухода и реинтеграции, следует отметить 12-шаговые программы Общества Анонимных Наркоманов.

Никаких исследований данного аспекта наркологической помощи в стране не проводилось.

Снижение вреда.Стратегия снижения вреда, связанного с употреблением наркотиков, приобретает в Кыргызской Республике все большее значение.

Это связано с неблагоприятными тенденциями роста числа инъекционных потребителей наркотиков, угрозой распространения инфекций, передающихся инъекционным путем.

Программы снижения вреда в стране ориентированы, прежде всего, на потребителей инъекционных наркотиков. Приоритетность этой группы обусловлена труднодоступностью ПИН для профилактических вмешательств, высоким риском смертности, передозировок, распространенностью инфекционных заболеваний.

В настоящее время можно констатировать, что в стране имеются благоприятные условия для развития программ снижения вреда, что стало возможным благодаря объединению усилий государственных органов, неправительственных организаций, многосекторальному подходу к решению проблем наркомании и ВИЧ/СПИДа.

В последние несколько лет наметилась тенденция институционализации программ снижения вреда, внедрения ее компонентов в лечебно-профилактические учреждения, расширилась сеть пунктов доверия при региональных центрах ВИЧ/СПИДа. Тем не менее, особенностью Кыргызстана является то, что программы снижения вреда в стране реализуются преимущественно неправительственными организациями (за исключением заместительных поддерживающих программ метадоном).

Отрадно отметить, что программы сокращения вреда осуществляются как в гражданском обществе, так и в пенитенциарной системе.

Программы снижения вреда в гражданском обществе. Для развития программ снижения вреда, повышения потенциала неправительственных организаций (НПО), работающих по профилактике ВИЧ/СПИДа, потребления наркотиков и наркома-нии, координации деятельности программ снижения вреда в 2004 году инициативной группой из пяти НПО была создана Ассоциация программ снижения вреда «Партнерская сеть», которая в настоящее время играет заметную роль, как в адвокации программ Снижения вреда, так и в подготовке кадров и повышении потенциала тех неправительственных организаций, которые вовлечены в деятельность по профилактике ВИЧ/СПИДа среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН). В настоящее время членами сети являются 46 НПО.

Ключевыми задачами снижения вреда являются обеспечение доступности и приближение помощи наркозависимым лицам, увеличение охвата ПИН программами снижения вреда через:

- предоставление стерильных шприцев, игл, презервативов;

-предоставление базовой медицинской помощи и консультаций специалистов;

- расширение ассортимента услуг;

-обучение навыкам менее опасного поведения при инъекционном употреблении наркотиков;

- повышение роли сообщества и созависимых в программах снижения вреда;

- подготовку кадров для программ снижения вреда.

Главная стратегическая цель программ снижения вреда - ограничение распространения инъекционного потребления наркотиков и ВИЧ/СПИДа.

Основными целевыми группами являются потребители инъекционных наркотиков и значимое окружение (родственники, медработники, милиция, местные власти, журналисты).

Необходимо отметить, что в системе профессиональной подготовки и переподготовки кадров государственных органов, за определенными исключениями, все же отсутствует полноценная специальная программа подготовки специалистов указанного профиля.

Услуги программ снижения вреда в Кыргызстане включают в себя:

- консультации специалистов;

- базовую медицинскую помощь;

- обмен шприцев/игл;

- предоставление дезинфицирующих средств, презервативов, раздаточного материала;

- психосоциальное и до - и посттестовое консультирование;

- помощь по телефону доверия;

- обучение навыкам безопасного поведения через аутрич-работников, по принципу «равный-равному»;

- распространение информационных материалов;

- правовую помощь и социальное сопровождение.

Первые пункты обмена шприцев для ПИН были открыты в 1999-2000 годах Общественным фондом «Родители против наркотиков» (г. Ош) и Общественным объединением «Социум» (г. Бишкек).

В дальнейшем, в период с 2001 по 2005 годы были открыты пункты обмена шприцев в городах Токмок, Жалал-Абад, Кара-Суу, с. Буденовка, Чуйской и Джалал-Абадской областях. Также были внедрены программы снижения вреда в пенитенциарной системе Кыргызской Республики.

В 1999-2010 годах программами снижения вреда были охвачены до 14% инъекционных потребителей наркотиков г. Бишкек и г. Ош от оценочного числа ПИН.

В настоящее время в стране работают 8 программ снижения вреда с 30-ю пунктами обмена шприцев. Процент охвата ПИН услугами по снижению вреда составляет примерно 60% от оценочного числа ПИН. Программы «равный – равному» были внедрены в рамках реализации программ снижения вреда с 2000 года. Факторами, способствующими развитию этих программ, были группы анонимных алкоголиков и наркоманов, действующие в Кыргызстане с 1996 года. Активисты этих групп были первыми волонтерами, аутрич и социальными работниками программ обмена шприцев.

По республике за отчетный период было обучено 25 волонтеров из сообщества наркопотребителей, охвачено равным обучением 780 ПИН.

Аутрич работники широко используют метод вторичного обмена шприцев и игл через добровольных помощников, что позволяет осуществлять профилактику осложнений и последствий инъекционного потребления наркотиков в труднодостижимых группах ПИН.

Снижение смертности. Общенациональной политики по предотвращению передозировок в Кыргызстане не существует.

Республиканским центром наркологии Минздрава Кыргызской Республики осуществляется программа по сокращению смертности среди потребителей опиоидов, основанная на распространении антагониста опиоидных рецепторов опиоидов – налоксона.

Эта программа рассчитана на города Бишкек и Ош, Токмок и Кара-Балта, а также некоторые населенные пункты Чуйской области, где злоупотребление опиоидами наиболее развито.

Результаты программы в Кыргызской Республике еще не оценены. Однако, такого же рода программы, осуществляемые в Европе (Берлин и др.) свидетельствуют о перспективности такого рода действий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.