Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды деятельности, связанные с законным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.





Ввозв Кыргызскую Республику и вывозиз Кыргызской Респуб­лики наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляются субъектами предпринимательства, включенными в Реестр, в пределах утвержденных квот только при предъявлении раз­решительных документов - Свидетельства на ввоз и разрешение на вывоз, выдаваемых ГСКН со сроком на шесть месяцев. Для получения разрешитель­ных документов субъект предпринимательства обязан представить в ГСКН такие документы как заявление, справочную информацию об импортной/экспортной сделке с указанием всех посредников, связан­ных с соответствующей сделкой, заявку-ходатайство, копию контрак­та на поставку (для Свидетельств на ввоз), копию договора с потреби­телями (для Свидетельств на ввоз), копию договора с покупателем (для Разрешения на вывоз), Свидетельство на ввоз от страны-импортера (для Разрешения на вывоз), письменное обязательство заявителя о предоставлении в ГСКН отчета о фактическом ввозе в Кыргызскую Республику, вывозе из Кыргызской Республики.

По завершению ввоза, вывоза субъект предпринимательства состав­ляет отчет в двух экземплярах о фактическом ввозе (вывозе) наркоти­ческих средств, психотропных веществ, прекурсоров. Один экземп­ляр отчета, заверенный подписью и личной номерной печатью долж­ностного лица таможенного органа, через который был произведен ввоз (вывоз), остается в таможенном органе, второй представляется в ГСКН в течение семи календарных дней после фактического перемещения товаров через таможенную границу Кыргызской Республики при вво­зе (вывозе), с приложением к нему копии внутреннего таможенного документа.



Нарушения правил ввоза/вывоза могут заключаться в осуществле­нии ввоза (вывоза) без регистрации в Реестре субъектов, законного оборота, а также в осуществление ввоза/вывоза без разрешительных документов. Сотруднику правоохранительного органа, осуществляю­щего проверку необходимо знать, что в случае, если субъект предпринимательства не является импортером и не осуществляет ввоз нарко­тических медикаментов в республику самостоятельно, то он имеет право приобретать их только у лиц, имеющих разрешение ГСКН на та­кую деятельность. В этом случае законность наличия контролируе­мых средств у субъекта предпринимательства выявляется путем свер­ки данных об имеющихся товарах с информацией об этих веществах фирмы - импортера (например, соответствует ли информация о наи­меновании завода-изготовителя, наименовании препарата, формы вы­пуска, номера серии, количества отпущенного товара и т.д.).



Производствонаркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров может осуществляться только производственными пред­приятиями-производителями в пределах установленных квот, соглас­но технологическому регламенту производства, согласованному с Министерством здравоохранения Кыргызской Республики, при наличии у них лицензии на производство конкретных наркотических средств и психотропных веществ или готовой продукции, содержа­щей прекурсоры. Для включения в Реестр производители обязаны со­блюдать требования, установленные к хранению и (или) реализации наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Сле­дует при этом отметить, что в настоящее время в Кыргызской Респуб­лике лекарственные средства, содержащие наркотические средства и психотропные вещества не производятся.

Использование,то есть, целевое применение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, являющихся лекарственными средствами, в том числе связанное с изготовлением лекар­ственных средств в условиях аптеки, осуществляется исключительно юридическими лицами всех форм собственности, включенных в Государственный реестр субъектов законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.



Порядок выписывания рецептов, получения и использова­ния лекарственных средств, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, установлен нормативными правовыми актами Кыргызской Республики[100].

Наркотические лекарственные средства, выписываемые на специ­альных рецептурных бланках, отпускаются только из аптек, имеющих право работы с наркотическими лекарственными средствами.

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 января 2011 года №2 установлено предельно допустимое количество некоторых наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, анаболических гормонов, производных барбитуровой кислоты для выписывания на один рецепт:

№ п/п Наименование лекарственного средства Количество
1. Кодеин (кодеина фосфат), порошок 0,2 г
1.1. Комбинированные лекарственные средства, содержащие кодеин (кодеина фосфат) не более 0,2 г
2. Этилморфина гидрохлорид (дионин), порошок 0,2 г
3. Амфепрамон (фепранон) 25 мг 50 таблеток
4. Триазолам (хальцион) 0,25 мг 30 таблеток
5. Эстоцин 2 мг 10 таблеток
6. Эфедрина гидрохлорид и другие соли эфедрина, порошок 0,6 г
8. Анаболические гормоны:  
8.1. Метандростеналон 5 мг N10 1 упаковка
8.2. Оксандролон 25 мг N100 1 упаковка
8.3. Ретаболил 50 мг 1 мл N1, Нандролон (деко-дураболин) 1 мл N6 и N12, Силаболин 2,5% 1 мл N10 и другие препараты 1 упаковка
9. Производные барбитуровой кислоты:  
9.1. Фенобарбитал 50 мг 100 таблеток
9.2. Фенобарбитал 100 мг 100 таблеток
9.3. Примидон (гексамидин) 250 мг 50 таблеток

 

Этим же постановлением определено предельно допустимое количество отпускаемых иных наркотических средств и психотропных веществ, а аптечным учреждениям запрещен отпуск наркотических лекар­ственных средств по рецептам ветеринарных организаций.

Рецепты на лекарства, содержащие наркотические лекарствен­ные средства, действительны в течение 5 дней. Рецепты на нарко­тические лекарственные средства, отпускаемые на льготных усло­виях и бесплатно, хранятся в аптеке 3 года с момента отпуска. В соответствии с Положением о списании и уничтожении наркотических средств, психотропных веществ и специальных рецептов утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18 февраля 2011 года №54 по истечении срока хранения рецепты подлежат уничтожению комис­сионно путем сжигания, обеспечивающим невозможность их вос­становления, о чем составляется акт, который подписывается ко­миссией (участвующей в уничтожении) и утверждается руководи­телем аптечного учреждения. Акт на уничтожение хранится в течение 1 года. В каждом лечебно-профилактическом учреж­дении приказом руководителя назначается лицо, ответственное за получение, хранение, пополнение, учет и выдачу всех видов рецеп­турных бланков.

Специальные рецептурные бланки для наркотических лекарственных средств должны храниться ответственным лицом в сейфе и подлежат предметно-количественному учету. Учет рецептурных бланков по видам ведется в специальном журнале учета по форме, установленной Мини­стерством здравоохранения Кыргызской Республики. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью и подписью руководителя лечебно-профилактического учреждения.

В случае несовпадения книжного остатка с фактическим наличи­ем лицо, ответственное за получение, учет и выдачу рецептурных блан­ков, несет ответственность, предусмотренную законодательством Кыр­гызской Республики.

Лечащему врачу разрешается выдавать единовременно не более 10 специальных бланков установленного образца для выписывания наркотических лекарственных средств. Полученные рецептурные блан­ки медицинские работники должны хранить в местах, обеспечиваю­щих их сохранность.

В п.50 Правил осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Кыргызской Республике, утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 июня 2004 года №466, содержатся следующие требования, предъявляемые к помещениям хранения:

- на предприятиях оптовой торговли помещения, предназначенные для хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, должны быть изолированными от других помещений хранения;

- помещения, предназначенные для хранения включенных в Списки I, II наркотических средств и Список II психотропных веществ, в обязательном порядке охраняются силами подразделений службы охраны Министерства внутренних дел Кыргызской Республики либо негосударственными охранными формированиями, имеющими лицензию на право заниматься охранной деятельностью, выдаваемой Министерством внутренних дел Кыргызской Республики;

- помещения, предназначенные для хранения наркотических средств Списка III, психотропных веществ Списков III и IV, в обязательном порядке охраняются силами подразделений вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Кыргызской Республики либо негосударственными охранными формированиями, имеющими лицензию на право заниматься охранной деятельностью, выдаваемой Министерством внутренних дел Кыргызской Республики;

- техническая укрепленность и оснащенность средствами охранной, пожарной и тревожной сигнализации должны соответствовать требованиям утвержденных нормативных документов;

- наркотические средства Списка II и психотропные вещества Списка II подлежат хранению в сейфах;

- при расфасовке субстанций, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, дополнительно должно быть предусмотрено отдельное помещение для мойки посуды и инвентаря;

- ограждение территории предприятия оптовой торговли должно соответствовать требованиям нормативных актов Кыргызской Республики.

Одним из видов деятельности является приобретение,под кото­рым признается покупка или получение продукции в обмен на другие товары или продукцию (т.е. бартер).

Также как и все другие виды деятельности, связанные с нарко­тическими средствами, психотропными веществами и прекурсора­ми приобретение таких веществ осуществляется субъектами пред­принимательства, включенными в Реестр, а также организациями, использующими наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры в медицинских целях, в ветеринарии, в экспертной и криминалистической деятельности (экспертные подразделения Ми­нистерства юстиции Кыргызской Республики, Службы националь­ной безопасности Кыргызской Республики, органов здравоохране­ния и криминалистические подразделения Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, ГСКН.)

Организации-пользователи, предприятия оптовой торговли (аптечные склады, магазины химических реактивов и прочие) и розничной торгов­ли (аптеки, аптечные пункты, в том числе ветеринарные, медицинские), предприятия, осуществляющие хранение, вывоз и ввоз наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, имеют право приобре­тать наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры только у юридических лиц, включенных в Государственный реестр Реестр субъектов законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Порядок приобретения наркотических средств и психотропных ве­ществ физическими лицами устанавливается соответ­ствующими правилами рецептурного отпуска[101].

Так как приобретение наркотических средств, психотропных ве­ществ и прекурсоров является изначальным видом деятельности, тре­бования, разработанные к основным видам деятельности, относятся к этому подвиду (приобретений) в полном объеме.

В соответствии со статьей 17 Закона «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», которая опреде­ляет общий порядок перевозки данных предметов, это право пре­доставляется юридическим или физическим лицам, занимающим­ся изготовлением, хранением, распределением, торговлей, выво­зом и ввозом, использованием наркотических средств, психотроп­ных веществ и прекурсоров и имеющим лицензию на данный вид деятельности. Согласно Закону, порядок перевозки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, включая между­народные перевозки, а также оформления необходимых для этого документов устанавливается Правительством Кыргызской Респуб­лики. Однако такой порядок перевозки не предусмотрен ни в од­ном нормативном правовом акте. Имеются пробелы в законода­тельстве и в отношении перевозки наркотических средств, психо­тропных веществ полученных из аптечных учреждений в меди­цинских целях физическими лицами. Хранение и перевозка ле­карственных средств, содержащих наркотические средства и пси­хотропные вещества в аптечках первой помощи на воздушных, морских и любых иных видах транспорта, разрешается только уполномоченным государственныморганом по контролю наркотиков, при этомне уточнен порядок выдачи такого разрешения для перевозки.

Пересылканаркотических средств и психотропных веществ в почтовых отправлениях, в том числе международных, запрещается кроме случаев пересылки образцов веществ, содержащих наркотичес­кие средства, психотропные вещества и прекурсоры, для исследова­тельских, следственных целей и целей регистрации лекарственных средств с разрешения уполно-моченного государственного органа по контролю наркотиков (статья 18 Закона).

Использование наркотических средств и психотропных веществ допускается для проведения медицинских и научных исследований, применения методов контролируемой поставки и проверочной за­купки, обеспечения учебного процесса в специализированных ки­нологических центрах, а также для проведения экспертизы в уч­реждениях органов по контролю наркотиков, внутренних дел, на­циональной безопасности, юстиции и таможенной службы в коли­честве и порядке, установленных Правительством Кыргызской Рес­публики (ст. 24).

Порядок уничтожениянаркотических средств, психотропных ве­ществ и их прекурсоров, инструментов или оборудования определен ст.23 Закона «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах». Уничтожение наркотических средств и психотроп­ных веществ может осуществляться в следующих случаях: 1) истек срок годности; 2) наркотическое средство или психотропное веще­ство подверглось химическому или физическому воздействию, след­ствием которого стала его непригодность, исключающая возможность восстановления или переработки; 3) обнаруженное или конфиско­ванное в незаконном обороте наркотическое средство или психотроп­ное вещество, не представляющее медицинской, научной или иной ценности, и не может быть переработано; 4) вступил в законную силу приговор суда.

Уничтожениелекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, осуществляется на основании пра­вил, утвержденных уполномоченным государственным органом здра­воохранения. Уничтожение наркотических средств производится: из фармацевтических организаций централизованно на базе аптечных складов два раза в год в присутствии представителей Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники, ГСКН, МВД, орга­нами санитарно-эпидемиологического надзора; в лечебно-профилак­тических организациях, НИИ и лабораториях постоянно действующи­ми комиссиями[102].

Затрагивая вопрос об уничтожении наркотических средств, психо­тропных веществ и прекурсоров, изъятых из незаконного оборота, следует опираться на Положение о порядке обращения с бесхозяйными, брошенными, потерянными (найденными) или изъятыми из незаконного оборота на территории Кыргызской Республики наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами, утвержденными постановлением Правительства Кыргызской Республики от 9 ноября 2007 года №543.

Основанием для уничтожения веществ, находящихся на ответственном хранении, в соответствии с этим нормативным правовым актом являются:

- вступивший в законную силу приговор либо постановление (определение) суда;

- постановление следователя (прокурора) о прекращении уголовного дела;

- постановление следователя (прокурора) об отказе в возбуждении уголовного дела;

- решение органа по контролю наркотиков;

- акт списания веществ, находящихся на ответственном хранении, утвержденный руководителем органа (учреждения, организации).

Вещества, находящиеся на ответственном хранении, подлежат уничтожению не позднее двухнедельного срока после вступления в законную силу приговора суда или иного судебного решения, постановления следователя или прокурора.

Уничтожение веществ, обнаруженных и изъятых из незаконного оборота на территории Кыргызской Республики, осуществляется:

а) судебными исполнителями в присутствии специально создаваемых для этих целей комиссий;

б) ведомственными комиссиями, создаваемыми в порядке исполнения пункта 5.5. указанного выше Положения.

В состав таких комиссий при уничтожении веществ, находящихся на ответственном хранении, включаются также представители:

- иных правоохранительных органов;

- органов здравоохранения;

- органов охраны окружающей среды;

- органов местного самоуправления или общественности;

- сотрудники органа по контролю наркотиков (в местах их дислокации);

- лицо, ответственное за хранение веществ.

Председателем комиссии по уничтожению веществ, находящихся на ответственном хранении, как правило, является судебный исполнитель, а в иных случаях председатель ведомственной комиссии.

При наличии действующих на территории населенного пункта котельных, теплоэлектроцентралей, а также предприятий (учреждений, организаций), имеющих цеха горячей обработки металлов и т.п., уничтожение веществ, по согласованию с руководством этих предприятий (учреждений, организаций), может осуществляться в цехах, имеющих печи с рабочей температурой не менее 500 (пятьсот) градусов по шкале Цельсия.

В случае отсутствия таковых:

- вещества растительного происхождения освобождаются от упаковки, смешиваются с горючей жидкостью и сжигаются до полного выгорания смеси;

- вещества в виде ампул либо таблеток после предварительного измельчения смешиваются с 10% (десятипроцентный) раствором щелочи. Полученная смесь выливается в яму глубиной не менее одного метра и закапывается.

Для уничтожения веществ в особо крупных размерах в обязательном порядке привлекаются специалисты по охране окружающей среды - для выработки и использования наиболее оптимального и экологически безопасного способа их уничтожения.

Перед уничтожением веществ члены комиссии тщательно сопоставляют фактические данные подлежащих уничтожению веществ с данными, зафиксированными в учетных документах.

При их явном несоответствии комиссия вправе прекратить рассмотрение вопроса об уничтожении и назначить служебное расследование (проверку).

Служебное расследование (проверка) по фактам расхождения фактических и учетных данных об уничтожаемых веществах организуется руководителем органа, имеющего места хранения веществ. При необходимости служебное расследование (проверка) проводится с участием сотрудников органа по контролю наркотиков.

Факт уничтожения веществ удостоверяется членами комиссии в специальном акте, составляемом в четырех экземплярах:

- первый экземпляр приобщается к уголовному делу или материалу об отказе в возбуждении уголовного дела;

- второй экземпляр - к исполнительному производству или в дело секретариата (общего отдела) органа, выдающего вещества;

- третий экземпляр выдается ответственному за хранение веществ лицу;

- четвертый экземпляр с уведомлением о сути действий направляется в орган по контролю наркотиков.

Таким образом, порядок хранения, учета, отпуска, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ определяется подзаконными актами весьма обстоятельно, но в тоже время без чрезмерной регламентации. Отдельные пункты Правил осуществления государственного кон­троля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров определяют требования для персонала юридических лиц и субъектов предпринимательства, вовлеченных в сферу законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсо­ров при осуществлении всех видов такой деятельности.

Так, персональную ответственность по осуществлению контроля над исполнением требований ввоза (вывоза) несет руководитель юри­дического лица, субъект предпринимательства. Перечень специально­стей, позволенным получить доступ к наркотическим средствам, пси­хотропным веществам и прекурсорам, устанавливается законодатель­ством. Однако ни в каком нормативно-правовом акте этот перечень не утвержден. Список лиц, имеющих доступ к работе с контролируемы­ми веществами, согласовывается с территориальным органом внутрен­них дел, которым дается заключение о соответствующей проверке лиц, указанных в списке. Доступ к наркотическим средствам, психотроп­ным веществам и прекурсорам получают только лица, в отношении которых имеются заключения врачей психиатра и нарколога об отсут­ствии у них заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, об отсутствии среди них лиц, признанных непригод­ными к выполнению отдельных видов профессиональной деятельно­сти, связанной с источником повышенной опасности, а также сведе­ния органов внутренних дел об отсутствии непогашенной или несня­той судимости за умышленные преступления.

При осуществлении законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров особые требования предъяв­ляются к зданиям, помещениям в котором хранятся контролируемые вещества.

Здания, в которых производятся контролируемые вещества, долж­ны соответствовать санитарным нормам и правилам противопожар­ной безопасности, а также иметь изолированные помещения для хранения. Эти помещения должны запираться и опечатываться. В зависи­мости от принадлежности наркотических средств, психотропных ве­ществ к соответствующим Спискам они хранятся в опечатываемых сейфах, металлических шкафах. Помещения, предназначенные для хранения контролируемых веществ, в обязательном порядке охраня­ются силами подразделений службы охраны Министерства внутрен­них дел Кыргызской Республики либо негосударственных охранных формирований, имеющих лицензии на право осуществления охран­ной деятельности, выдаваемых Министерством внутренних дел Кыр­гызской Республики. Исключение составляют помещения, предназна­ченные для хранения и реализации психотропных веществ Списков III, IV и прекурсоров, которые в обязательном порядке охраняются службой охраны Министерства внутренних дел Кыргызской Респуб­лики либо иными охранными службами.

Правилами учета регулируется ведение предметно-количественно­го учета наркотических средств. Специальные правила регламентиру­ют порядок деятельности и пределы полномочий по обращению с нар­котическими средствами фармацевтических предприятий, аптек, ле­чебных учреждений и т.д. Нарушениями правила учета могут быть внесение исправлений в журнал учета наркотических средств, психо­тропных веществ и прекурсоров, составление фиктивных расходных документов и актов списания.

Отдельный раздел указанных Правил предусматривает требования легального оборота для прекурсоров, не являющихся лекарственны­ми средствами, которые могут использоваться в промышленности и широко потребляться населением. На территории Кыргызской Респуб­лики прекурсоры в количестве 27 наименований внесены в Список прекурсоров, оборот которых ограничен, и в отношении которых ус­танавливаются меры государственного регулирования и контроля. При этом в Список включены все 23 химических веществ из таблицы I и II Конвенции 1988 года, а также дополнительно: эфедриносодержащие препараты, трава эфедры, содержащая эфедрин, псевдоэфедрин, экст­ракт эфедры, уксусная кислота ледяная, которые, по данным правоох­ранительных органов, наиболее часто используются для нелегального производства наркотиков.

Юридическим лицам, субъектам предпринимательства не разре­шается сосредотачивать в своем распоряжении такое количество прекурсоров, которое превышает их производственные нужды. Но если учесть, что орган, определяющий такие производственные нужды и их критерии отсутствует, надо признать, что в данной сфере наличе­ствует широкое поле для произвола и беззакония. Например, субъект предпринимательства может ввозить якобы для производственных нужд определенное количество прекурсоров, часть которых могут быть использованы для изготовления наркотиков.

Поэтому с целью выявления подозрительных сделок производите­ли, изготовители, поставщики, импортеры, экспортеры, оптовые, роз­ничные торговцы, потребители прекурсоров согласовывают с ГСКН договора, контракты купли-продажи прекурсоров в пределах их годо­вых потребностей для законных целей при осуществлении внутрен­него мониторинга торговли прекурсоров. И если существует доста­точное основание полагать, что груз предназначен для незаконного изготовления наркотических средств или психотропных веществ или оформлен ненадлежащим образом - ГСКН может отказать в выдаче раз­решительных документов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.