Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика комнатных растений, подобранных воспитателем для группы.





Комнатные растения в младших группах.

При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают, прежде всего, особенности восприятия детьми предметов: малыши выделяют яркие признаки и свойства, а также образовательные задачи.

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части: стебель, листья и ярко, обильно и долго цветущие.

Это:

- обыкновенная или зональная герань,

- фуксия,

- вечноцветущая бегония,

- бальзамин («огонек»),

- азалия,

- китайский розан и др.

Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья:

- аукуба «золотое» или «колбасное» дерево,

- колеусы.

Аукуба и китайский розан (небольших размеров), имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте.

Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами.

Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3–4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.



Содержание знаний детей различных возрастных групп о комнатных растениях.

В младших группах малыши должны научиться узнавать и называть 2–3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

Комнатные растения в средней группе.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями.

Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте:

- обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями,



- обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины,

- сухой кисточкой – опушенные листья.

При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев:

- величины,

- количества,

- характера поверхности,

- их хрупкости.

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают:

- алоэ или агаву с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям,

- бегонию — рекс,

- аспарагус,

- душистую герань с узорчатыми, опушенными листьями и др.

Одновременно в уголке природы может быть до 6–8 видов растений.

Содержание знаний детей различных возрастных групп о комнатных растениях.

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств, предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает. В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его. Наблюдая за растениями, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Комнатные растения в старшей группе.

Встаршей группе продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков.



Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями:

- с разнообразными стеблями вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей, имеющими луковицы, клубнелуковицы и т.д.

Это могут быть:

- 2–3 вида традесканций,

- комнатный виноград,

- вьющийся плющ,

- фикус,

- алоэ,

- зигокактус,

- эпифиллюм,

- цикламен,

- примула,

- амариллис,

- кливия и др.

Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге, условиям среды обитания.

Содержание знаний детей различных возрастных групп о комнатных растениях.

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками

Комнатные растения в подготовительной к школе группе.

Основная задача знакомства детей с природой в подготовительной группе это формирование у них элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы.

Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге:

-циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду);

- кактусы (1–2 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки,

- традесканции – с большой потребностью во влаге;

- узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др.

В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое,

– герани, фуксии и др.

О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых:

– амариллис, кливия, кринум, драцена, гемантус и др.

Первый период зимы для этих растений – период покоя, и в это время их почти прекращают поливать.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно:

- побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.);

- листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.);

- размножаются делением куста аспидистра, аспарагусы и др.

Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения:

- камнеломка,

- хлорофитум,

- бриофиллюм и др.

Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений:

- усы у камнеломки,

- цветочная стрелка у хлорофитума,

- отпрыски на краях листьев у бриофиллюма.

Содержание знаний детей различных возрастных групп о комнатных растениях.

В подготовительной группе основная задача ознакомления с природой это формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т.д.). Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

Важно также обратить внимание детей на зависимость строения и внешнего вида растений от условий их обитания, ведь все они – пришельцы из самых разных уголков нашей планеты. Достаточно разместить в уголке природы географическую карту и значками отмечать места происхождения, Родину тех или иных растений.

Путешествуя с растениями по карте мира, мы можем пробудить желание детей узнать больше о других странах и континентах, о том какие животные там обитают, какие живут люди. Так комнатные растения помогут приобрести начальные знания по географии.

Дети познакомятся и с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.

Продолжится знакомство с вегетативным размножением растений. Усложняются способы ухода и сам характер организации труда (вводятся дежурства по уголку природы). Ребята учатся определять как способ ухода, так и его необходимость.

Дети должны уметь видеть существенные признаки и индивидуальные особенности различных растений, их вариативность.

В соответствии с этими задачами, следует обратить особое внимание на разнообразие растений не только по их внешнему строению, но и по их потребностям в определенных условиях среды.

Одна из конкретных связей, которые должны усвоить дети:

- это зависимость полива по количеству воды и частоте от того, где растет растение в природе, и от времени года.

ПРАВИЛА ПОЛИВА. Есть много способов для обучения детей правильному поливу.

Вот простой метод, который помогает детям быстро научиться правильно поливать. Для этого понадобятся мерные стаканчики, цветные метки, лейки. На мерном стаканчике, из которого позже наполняют лейку, снизу вверх надо разместить цветные метки, например кружочки, такого же цвета кружочки наклеивают на цветочные горшки.

Так, например: у вас есть бальзамин в большом горшке, на котором наклеен темно синий кружок, значит, в мерный стакан нужно налить воду до темно синей метки (она на самом верху стаканчика, т.к. воды для бальзамина нужно много, ведь это влаголюбивое растение). После этого воду из мерного стакана переливают в подходящую леечку с мелкой сеткой на носике и можно поливать! Если же ваш бальзамин молодой и растет в небольшом горшочке, то на такой горшочек можно наклеить зеленую метку, наполнив стаканчик водой до этой метки, дети польют растение необходимым количеством воды. Для маленьких горшков и для засухоустойчивых растений метка желтая в самом низу мерного стакана. В живых уголках, как правило, не так уж много очень больших горшков с крупными растениями, но если есть такие, то на них может быть две или даже три цветных метки. Например: на горшке с весьма влаголюбивым циперусом – два темно синих кружочка, так как он всегда требует обильного полива. При обучении детей правилам полива, необходимо заранее на специальном занятии объяснить ребятам, что отмеренную воду следует использовать для полива выбранного растения полностью, а потом подходить к другому растению и рассмотреть метку на его горшочке. Для изготовления цветных меток можно использовать устойчивый к влаге цветной скотч, а мерный стакан должен быть непременно прозрачным.

Для усвоения знаний о правильном поливе следует иметь растения, резко различающиеся по своим потребностям во влаге: циперус (вид папируса), который 10 месяцев в году растет в очень влажной почве, и кактус, требующий небольшого и редкого полива, традесканция с большой потребностью во влаге и узамбарская фиалка, поливать которую следует весьма умеренно, и т. д. В умеренном поливе зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся на родине в это время года в относительном покое (герань, фуксия и т.д.).

О связи роста и развития с условиями существования в природе свидетельствуют и другие растения, особенно из семейства лилейных и амариллисовых:

- амариллис, кливия, кринум, эухарис и т. д.

Начало зимы для этих растений — период покоя, когда полив их почти прекращается, а некоторые из них требуют обрезки наземной части.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно:

- размножение черенками детей старшей группы знакомили со стеблевым черенкованием;

- в подготовительной к школе группе хорошо познакомить:

а. с листовым черенкованием таких растений, как узамбарская фиалка, бегония- рекс),

б. размножение луковицами (эухарис, кринум, амариллис),

в. размножение делением куста (нефролепис, аспарагус),

г. размножение отводами (традесканции, плющи),

д. размножение делением корневища (сансевьера, аспидистра)

Большой интерес представляют для детей так называемые живородящие растения (камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм).

Все они имеют отпрыски-детки, появляющиеся не из корневища, скрытого в земле, а на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.