Сделай Сам Свою Работу на 5

Определите характер суждений (19)





Демоверсия

Сайт ФИПИ

Учебники по обществознанию для 10 и 11 классов, рекомендованные или допущенные к использованию в школе (см. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях).

Перечень учебников может быть расширен с учетом пособий, созданных в конкретных субъектах РФ. При подготовке к проверке ответов экзаменуемых целесообразно познакомиться с содержанием наиболее широко используемых учебников и учебных пособий в практике преподавания предмета в своем регионе.

10 - 11 классы:

1. «Человек и общество», Боголюбов.

2. «Обществознание», профильный уровень, Боголюбов.

3.«Право. Основы правовой культуры», 2 части, профильный уровень,

Певцова.

Подробнее на сайте год 2016: http://god2016.su/federalnyj-perechen-uchebnikov-2015-2016-uchebnyj-god/.

Структура варианта КИМ - две части. Задания из пяти блоков:

1.«Человек. Общество. Познание. Духовная культура»

2.«Экономика»

3.«Политика»

4.«Право»

5.«Социальные отношения»

 

Изменения в КИМ 2016 года по сравнению с КИМ 2015 года:



ФИПИ опубликовал проект новой демоверсии по обществознанию. Главное отличие – из заданий полностью исчезнет тестовая составляющая.

Экзаменационная модель в 2016 г. (при сохранении всего объёма проверяемого содержания) продолжает совершенствоваться в направлении оптимизации структуры экзаменационной работы:

 

– логика структуры части 1 приведена в соответствие с логикой второй части: задания ориентированы на проверку определённых умений (требований к уровню подготовки выпускников) на различных элементах содержания;

– из части 1 работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; в результате перегруппировки заданий различных типов общее количество заданий части 1 сократилось на 7 заданий; соответственно, общее количество заданий – 29.

В структуре части 2 изменений нет.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы не изменился (62). Задания части 1 КИМ 2016 г. условно можно разделить на несколько групп.

Первая группа заданий представлена тремя понятийными заданиями базового уровня(задания1–3), которые нацеливают на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания. Эти задания (на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне; на соотнесение видовых понятий с родовыми) на протяжении ряда лет используются в экзаменационной работе по обществознанию, их формат не вызывает затруднений у большинства выпускников, поэтому рекомендации по подготовке к выполнению заданий 1–3 сводятся к необходимости повторению ключевых понятий обществоведческого курса, их признаков/черт/характеристик, функций различных социальных институтов.



 

Вторая группа (задания4–18)включает в себя задания базового и повышенногоуровней сложности, направленные на проверку сформированности умений:

это задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов и на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Обратим внимание, что, как и в предыдущие годы, количество правильных ответов на задания с множественным выбором не фиксировано. (но: их может быть от 2 до 4).

 

Планируется, что задание 14 (на установление соответствия) во всех вариантах проверяет позиции 4.14 и 4.15 кодификатора элементов содержания, а задание 16 (с множественным выбором) – знание основ конституционного строя РФ, прав и свобод человека и гражданина ( позиция 5.4 кодификатора элементов содержания). Следовательно, требуется акцентировать внимание обучающихся на соответствующих главах Конституции РФ.



Третья группасостоит из двух контекстных заданий повышенного уровня сложности(19 и 20), которые направлены на проверку умений:

анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека). Задания этих типов также традиционно используются в экзаменационной работе (это задания на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений и на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту).

Характер суждений (19)

Фактический (от лат. faktum – «сделанное, свершившееся».) характер суждения.

Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Фактическое суждение фиксирует реальное явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время.

• Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.

• Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).

• Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки.(!!!) Факты о мнениях: «Аристотель считал, что…»

• Статистика.

Оценочный характер суждения.

• Оценочное суждение представляет собой субъективное, или психологическое, измерение. Вынося оценочное суждение, человек классифицирует, ранжирует, приписывает определенные числовые значения объектам, событиям или людям.

• В зависимости от типа философствования, можно получить следующую классификацию оценок:

1. Онтология - онтооценка (например, трава зеленая).

2. Аксиология - ценностная оценка (одежда клёвая).

3. Этика - этическая оценка (поступок плохой, хороший; друг надежный).

4. Гносеология - познавательная оценка (препятствие непреодолимое, знание достижимое).

5. Логика - логическая оценка (истинно, ложно, неопределенно).

Теоретический характер суждения.

Теория - это система уже подтвержденного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и теорий.

Теоретические суждения представлены в форме:

1.определений,

2.признаков,

3.описания структуры,

4.типов,

5.функций,

6.закономерностей возникновения, развития и функционирования объекта.

 

Определите характер суждений (19)

(А) Культура представляет собой сложное явление, что находит отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. (Б) В широком смысле слова культура включает все созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, все, что уже сделано человечеством. (В) В связи с существованием двух типов деятельности – материальной и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития культуры: духовную и материальную. (Г) Деление это представляется условным, потому что в «чистом виде» они просто не существуют. (Д) Говоря о многообразии классификаций культур, чаще всего выделяют три ее формы: элитарную, народную и массовую и две ее разновидности: субкультуру и контркультуру.

1.фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических суждений

 

А Б В Г Д
         

(А) Политическая власть – это регулятор общественной жизни. (Б) Власть собирает и распределяет ресурсы, организует деятельность социальных сил по решению общественных проблем. (В) Политические решения последних лет укрепляют социальную стабильность общества.

(Г) Появились новые партии и общественные организации. (Д) Это в

целом позитивно влияет на развитие государства.

1.фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических суждений

 

А Б В Г Д
         

 

 

Итак, структура экзаменационной работы 2016 г. будет оптимизирована за счёт перераспределения и перегруппировки в части 1 заданий различных типов, традиционно используемых в КИМ ЕГЭ по обществознанию. Новые типы заданий в 2016 г. в КИМ ЕГЭ не используются.

Задания с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по обществознанию

Задания с развёрнутым ответом второй части экзаменационной работы значительно увеличивают её дифференцирующую способность и тем самым помогают выявить экзаменуемых с наиболее высоким уровнем обществоведческой подготовки.

Разные типы заданий с развёрнутым ответом в совокупности позволяют проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений. К их числу относятся умения целостно формулировать, логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы, определять оптимальные способы практической деятельности, использовать полученные знания в смоделированных жизненных ситуациях, конкретизировать теоретические знания, выражать и аргументировать собственную позицию по поводу значимой социальной проблемы, применять теоретические знания при решении проблемных задач, для прогнозирования и обоснования социальных явлений и процессов.

Отдельные умения из этого ряда проверяются в ходе ЕГЭ с помощью нескольких разновидностей заданий с развернутым ответом. Каждая из них основана на определенном виде познавательной деятельности:

· перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.д.;

· применятьобществоведческие понятия в заданном контексте;

· раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

· приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

· решать познавательные и практические задачи, отражающие актуальные проблемы жизни человека и общества;

· осуществлять поиск, анализ и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

· формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по социальным проблемам.

В структуре работы все задания с развёрнутым ответом даются в строгой последовательности. Задание той или иной разновидности занимает определенное отведенное ей место.

Так 21-24 представляют собой составное задание, или так называемый мини-тест. Онвключает фрагмент источника и четыре вопроса-задания на его анализ иинтерпретацию.

Задание 25 направлено на самостоятельное применение обществоведческих понятий.

Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих судить об уровне подготов­ки выпускников:

1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков);

2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими поня­тиями, формулирование суждений и др.);

3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).

Выполнение задания 25 оценивается от 0 до 3 баллов.

Пример

25

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: инфляция – это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о видах инфляции в зависимости от темпов, например: В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, высокую и гиперинфляцию. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании  
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

 

 

Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответ

Правильно раскрыт смысл понятия; составлено предложение, содержащее информацию о видах инфляции. (Последствие инфляции не раскрыто).

ЕГЭ 2016 года - обратите внимание на следующие понятия: мобильность, социальная стратификация, мышление, познание, истина, факторы производства, инфляция, политический процесс, безработица!!!!!

Задание 26 требует приведения примеров или раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере.

Задание 27 - задача, содержащая условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к ним.

Задание 28 требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме / проблеме обществоведческого курса.

Данный тип заданий требует составления сложного плана развёрнутого ответа по конкретной теме / проблеме обществоведческого курса.

С помощью данного задания проверяется целый комплекс знаний и умений (компетенций) выпускников: обзорное знание определенной темы курса в единстве ее различных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете; осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана.

План - четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

Выполнение этого задания предполагает: а) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; б) наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; в) корректность формулировок пунктов плана.

В систему оценивания задания этого типа внесено следующее положение: «Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании».Это должно поставить заслон потоку бессодержательных планов, пригодных, как говорится, на все случаи жизни. Например, если подразумевается раскрытие какого-либо общественного процесса, динамического социального явления, нередко используется такое клише: этапы развития (далее указывается названное в теме явление): 1) становление, 2) нынешнее состояние, 3) перспективы дальнейшего развития. Применительно к этому случаю можно сказать словами известного общественного деятеля: по форме верно (один из пунктов вместе с подпунктами представлен), а по сути – издевательство.

Указание в критериях оценивания на пункты приведённого образца, отсутствие которых не даст возможность раскрыть тему по существу, направлено на повышение качества оценки содержательной стороны плана. При этом формулировки, данные выпускником, не обязательно должны дословно совпадать с тем, что приводятся в модельном образце, но они должны четко отразить необходимую сторону явления, признак понятия, характеристику процесса и т.п.: «Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу»

 

!!!Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Пример 1

План по теме «Воздействие экономики на социальную структуру общества»

1.Понятие « экономика»

2. Социальная стратификация по экономическому критерию:
а) богатые и бедные
б) занятые и безработные
в) собственники бизнеса и наемные рабочие

3. Функции государства в экономике, влияющие на социальную сферу
а) перераспределение доходов с помощью налогов;
б) экономическая поддержка незащищенных слоев населения.

4. Взаимосвязь экономической и социальной сфер общества в современном мире.

План, который был предложен в одной из работ:

1. Понятие «социальная структура»

2. Дифференциация общества:

а) по доходу

б) по отношению к власти

в) по виду профессии

3. Влияние циклов экономики на общество

а) пик

б) рецессия

в) дно

г) экспансия

4. Государственные социальные программы

а) поддержка малоимущих безработных

б) развитие здравоохранения

в) предоставление социальных гарантий населению

г) молодежные программы

5. Роль экономики в формировании социальной структуры общества».

Непосредственно на раскрытие темы здесь работает только последний пункт. При этом он никак не конкретизирован. Пункт 3 явно лишний. Включая пункт 2, выпускник, видимо, хотел обозначить аспект, связанный с критериями (факторами) социальной дифференциации общества, однако не сумел найти обобщающего понятия и должной формулировки. Конкретизация пункта 3 не соответствует заявленной позиции: влияние циклов экономики на общество. Главное, однако, состоит в том, что отсутствует указание на важные стороны рассматриваемой темы: появление новых социальных групп под влиянием изменений отношений собственности, изменения в профессиональной дифференциации, вызванные новыми потребностями производства и т.п.

Если приведенный выпускником план позволяет раскрыть тему, то даже наличие в ответе наряду с корректными формулировками ошибочных позиций, дает основание оценить этот ответ положительно (оценивается 1 баллом).

Задания 21 и 22 являются двухбалльными. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе – 1 балл. Все остальные задания с развёрнутым ответом (23 - 28), кроме альтернативных, – трехбалльные. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 3 балла. При неполном правильном – в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.

Задания 29.1 – 29.5 - альтернативные. Они требуют от экзаменуемых написания сочинения-размышления на основе выбора одного из пяти предложенных высказываний. Каждое высказывание поднимает определенную проблему, относящуюся к той или иной области научного обществознания.

Альтернативные задания являются пятибалльными. К ним прилагается обобщенная схема оценивания от 0 до 5 баллов.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!!!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.