|
Классификация орфографических ошибок
Критерии оценки текстового диктанта
Таблица 4
Балл
| Количество ошибок
|
| Более, чем на 2 балла
|
| 10/0, 9/1, 9/0, 8/2, 8/1, 7/2, 6/4, 6/3, 5/5, 5/4, 4/6, 4/5, 3/7, 3/6, 2/8, 2/7, 1/9, 1/8, 0/10, 0/9
|
| 8/0, 7/1, 7/0, 6/2, 6/1, 6/0, 5/3, 5/2, 4/4, 4/3, 3/5,3/4, 2/6, 2/5, 1/7, 1/6, 0/8, 0/7
|
| 5/0, 5/1, 4/2, 3/3, 2/4, 1/5, 0/6
|
| 4/0, 4/1, 3/2, 2/3, 1/4, 0/5
|
| 3/0, 3/1, 2/2, 1/3, 0/4
|
| 2/1, 2/0, 1/2, 1/1, 0/3, 0/2 или 4 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
|
| 1/0, 0/1 или 3 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
|
| 1 негрубая орфографическая ошибка, или 1 негрубая пунктуационная ошибка, или 1—2 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
|
| 0/0, допускается 1—2 исправления не на месте орфограмм (пунктограмм)
|
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительных (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и др.) заданий (не более 4), выставляются две отметки — за каждый вид работы. В классном журнале обе отметки выставляются в одну графу по русскому языку: 8/7, 5/4, 3/3 и т. д.
Критерии оценки дополнительного задания
Таблица 5
Балл
| Степень выполнения заданий
| 1—2
| Выполнено менее одного задания из четырех
| 3—4
| Выполнено не менее одного задания из четырех
| 5—6
| Выполнено не менее двух заданий из четырех (с учётом определённых погрешностей в оформлении и формулировках)
| 7—8
| Выполнено не менее трёх заданий из четырёх (с учётом определённых погрешностей в оформлении и формулировках)
|
| Выполнены все задания, при этом допускаются незначительные погрешности в формулировках или оформлении работы
|
| Выполнены все задания, без погрешностей
|
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, включаются в число ошибок за диктант.
При наличии дополнительных заданий количество слов в тексте может быть сокращено по усмотрению учителя на 20 слов.
Если задание носит творческий характер, то его оценка осуществляется в соответствии с критериями оценки творческих работ (табл. 6).
При оценке результатов учебной деятельности учащихся по русскому языку учитываются текстовые (содержательные), грамматические, речевые, орфографические и пунктуационные ошибки.
Текстовые (содержательные) ошибки
Ошибки, ведущие к нарушению в изложениях и сочинениях основных текстовых признаков, в методике преподавания языка принято называть текстовыми. К типичным текстовым ошибкам относятся:
1) подмена темы, основной мысли и авторской позиции первичного текста при написании изложения;
2) неоправданное сокращение или увеличение подтем в изложении первичного текста;
3) неполнота раскрытия основных подтем, обедняющая содержание текста;
4) отсутствие аргументов для доказательства высказанных в сочинении мыслей;
5) неумение привлечь необходимые знания, жизненные наблюдения, литературный и социальный опыт для обоснования собственной позиции в сочинении;
6) содержание текста сочинения не соответствует обозначенной в заголовке теме;
7) искажение фактов, событий, имён, названий, дат;
8) нарушение последовательности развития мысли в тексте;
9) нарушение причинно-следственных, временных связей между предложениями;
10) нарушение смысловой цельности текста;
11) нарушение логической связи между предложениями внутри одной смысловой части;
12) пропуск предложений, необходимых для логического развития мысли;
13) неоправданный повтор одной и той же мысли в разных смысловых частях текста;
14) необоснованное абзацное членение текста;
15) нарушение композиционной стройности текста (соразмерности частей: вступления, основной части, заключения).
Грамматические ошибки
В речи функционируют три языковые единицы: слово, словосочетание, предложение. В структуре каждой из них может быть допущена ошибка.
Грамматические ошибки – это нарушения правильности речи, связанные с искажением структуры слова, словосочетания, предложения. Это нарушение грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
К типичным грамматическим ошибкам относятся:
I. Ошибки в структуре слова:
1) при образовании слов (например: непоседка вместо непоседа; раздумчивый взгляд вместо задумчивый; благородность вместо благородство, надсмехаться вместо насмехаться, подскользнуться вместо поскользнуться и др.);
2) при образовании форм слова:
а) имени существительного (например: облаки, рельса, с повидлой, без сапогов и др.);
б) имени прилагательного (например: красившее, более красивее и др.);
в) имени числительного(например: с пятистами рублями, у обеих друзей и др.);
г)местоимения (например: ихний, чегой-то, около его, к им на дачу и др.);
д) глагола (например: ездиет, хочат, ждя, ложит, махает, оставший рубль, веревка с перекусанным концом).
II. Ошибки в структуре словосочетания:
1) в согласовании (например: злой собака, травяная шампунь;
2) в управлении (например: удивляюсь его силой, жажда к славе, избежать от верной гибели, набраться силами, вернуться с Минска, поступить согласно приказа, заведующий магазина).
III. Ошибки в структуре предложения:
1) нарушение границы предложения (например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке, Он был хорошим. Потому что он всем помогал);
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например: Торжество счастья захлестнула птицу. Но не вечно ни юность, ни лето. Роман “Дни Турбинных” написаны М. Булгаковым);
3) ошибки в построении предложения с однородными членами (например: Девушка была румяной, гладко причесана. Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей);
4) в предложении с причастным оборотом (например: Деревья создавали тень, покрытые уже довольно густой листвой. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами);
5) в предложении с деепричастным оборотом (например: Пролетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли. На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени);
6) смешение видовременных форм глагола (например: Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, Гринёв долго смотрел ему вслед);
7) в сложном предложении (например: Когда ветер усиливается, икроны деревьев шумят под его порывами. Поезд приближался к перрону, как в дверь купе заглянул пожилой мужчина. Он готов согласиться даже с нелепым замечанием Хлестакова, когда тот сказал, что Земляника вчера был ниже ростом);
8) смешение прямой и косвенной речи (например: Онегин сказал, чтоменя это не тревожит. Белинский написал, что яне согласен с Писаревым);
9) пропуск слов в предложении (например: Мальчик быстро сделал уроки и помчался в футбол);
10) неудачный порядок слов в предложении (например: Он пришёл в уже плохом настроении);
11) удвоение (дублирование) подлежащего (например: Дворяне, они ненавидели Пугачёва).
Речевые ошибки
Речевые ошибки — это нарушения лексических, фразеологических норм, качеств культуры речи (точности, богатства, выразительности, чистоты, уместности).
К речевым ошибкам относятся следующие:
1) употребление слова в несвойственном ему значении (например: Поскользнувшись, я упал навзничь и ушиб колено (вместо ничком). Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег);
2) смешение паронимов (однокоренных слов, имеющих разное значение) (например: Мама велела мне надеть свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался);
3) неоправданное употребление просторечных и диалектных слов (например: На вратаре майка, напяленная на рубашку. Одежа его была такова, На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю);
4) неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи (например: Земляника напоминает ревизору, что он у него обедал (кто у кого обедал?). Пугачёв узнал Гринёва и простил его, вспомнив про подаренный ему (кому? Гринёву или Пугачёву?) тулуп);
5) употребление слов иной функционально-стилистической окраски (например: Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в берёзовой роще, а также в сосновом бору и смешанных лесных массивах);
6) неуместное употребление эмоционально-экспрессивных средств языка (например: С небесной лазури закапал холодный дождь. У Арбенина был дружок – князь Звездич);
7) неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов (например: После футбола я пошёл домой с унылой головой (вместо понурой), потому что мы проиграли);
8) употребление лишнего слова, ничего не добавляющего к ранее высказанному (например: Наступил август месяц. Опустив голову вниз, он внимательно рассматривает борозду. Обед был очень роскошный);
9) нарушение лексической сочетаемости (например: Он выполнил (вместо исполнил) клятву. У меня коричневые (вместо карие) глаза. Подписан генеральский (вместо генеральный)план реконструкции центра);
10) повтор слова (например: Увидев человека, барс бросился в горы. Охотник увидел на лапе барса капкан);
11) употребление рядом или близко однокоренных слов (например: Однажды охотник охотился на зайцев);
12) смешение лексики разных исторических эпох (например: Печорин получил путёвкуна Кавказ.Чичиков задержался в баре. На богатырях кольчуга, брюки, варежки;
13)ошибки при воспроизведении фразеологических оборотов (например: факир (вместо калиф) на час, львиная часть (вместо доля), играть главную (вместо первую) скрипку, скрипя сердцем (вместо скрепя сердце), играть значение (вместо роль).
Классификация орфографических ошибок
В письменных работах учащимися могут быть допущены повторяющиеся, однотипные, грубые/негрубые орфографические ошибки.
Повторяющимисяявляются ошибки, которые допущены в одном и том же слове или в корне однокорневых слов (освещение, об освещении; посветить фонарем, ярко освещённый).
Повторяющиеся ошибки считаются за одну.
Однотипными являются ошибки на одно правило, если выбор правильного написания регламентируется одним и тем же условием: в деревне, на картине (Пр. п. сущ. 1-го скл.); в альбо́́ме, об инее (Пр. п. сущ. 2-го скл.); привокзальный, пришкольный (приставка при- имеет значение пространственной близости); по-русски, по-французски, по-моему, по-медвежьи (наречия с приставкой по-, оканчивающиеся на -ому, -ему, -цки, -ски, -ьи, образованные от полных имён прилагательных и местоимений) и т.д.
Не квалифицируются как однотипные проверяемые написания: трава, давить, посвящение, поглощать, облокотиться, просьба, бумажка и т.д.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая из однотипных ошибок учитывается как самостоятельная.
Грубыми считаются орфографические ошибки:
— на изученные правила (при написании проверяемых гласных и согласных в приставке, корне, суффиксе, окончании; в выборе разделительных ъ и ь; при употреблении/отсутствии ь после шипящих в словах различных частей речи; при написании суффиксов слов различных частей речи, не с различными частями речи, при выборе слитных, раздельных и дефисных написаний слов различных частей речи и др.);
— в написании слов с непроверяемыми гласными и согласными, работа над которыми (словами) велась на уроках русского языка.
К негрубым относятся орфографические ошибки:
– при переносе слов (чуд-ак вместо чу-дак, ко-нный вместо кон-ный и т.д.), кроме переноса одной буквы или сочетания букв без гласной(говорит-ь, знако-мь,смотри-шь,переда-ст,оркест-р,я-года,знам-я);
– при написании удвоенных согласных в малоупотребительных заимствованных словах (корида вместо коррида, спининг вместо спиннинг и др.);
– в выборе прописных и строчных букв в собственных наименованиях (министерство культуры Республики Беларусь вместо Министерство культуры Республики Беларусь, Белорусский Государственный университет вместо Белорусский государственный университет и т. д.);
– в словах-исключениях из правил (отрослевой вместо отраслевой, расток вместо росток, держут вместо держат, зависет вместо зависит, негаданый вместо негаданный и др.);
– в написании наречий, образованных на базе предложно-падежных форм имен существительных (в просак вместо впросак, безразбору вместо без разбору, всердцах вместо в сердцах и т.д.);
– слитное и раздельное написание не с именами прилагательными, выступающими в позиции сказуемого (Задача нетрудная. Задача не трудная. Работа невыполненная. Работа не выполненная);
– написание частиц не, ни в сочетаниях не кто иной, как …; ничто иное не… (Ни кто иной, как Иванов написал эту картину вместо Не кто иной, как Иванов написал эту картину).
Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.
Если в непроверяемом слове допущены 2 ошибки и более, они считаются за одну.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|