Сделай Сам Свою Работу на 5

Старший школьный возраст.





Возраст с 12 до 18 лет называют старшим школьным, а период от 12 до 16 лет периодом полового развития ребенка или пубертатным периодом. Это очень важный этап в развитии человека и формировании его репродуктивной функции. Часто его называют переходным возрастом, и это справедливо, т.к. ребенок находится в промежуточном состоянии между детством и взрослой жизнью, как с физиологической, так и с психологической точки зрения (еще не взрослый, но уже не ребенок). Естественно, что проблем у детей подросткового возраста больше, чем в любом другом, за исключением, пожалуй, периода новорожденности.

Надо сказать, что сроки наступления пубертатного периода очень вариабельны и зависят:

Наследственных особенностей (сроки полового развития у однополого родителя)

Национальности ребенка и климатической зоны проживания (у представителей южных народов сроки полового развития наступают раньше, кроме того, на них влияет солнечная активность)

Состояние здоровья и условия жизни (соответствие характера питания, физической и умственной нагрузки на организм его потребностям и возможностям, наличие хронических заболеваний, значимо отражающихся на физическом и нервно-психическом развитии ребенка)



В Северо-Западном регионе РФ периодом полового развития ребенка считается у девочек возраст 12-15 лет, у мальчиков – 13-16 лет (у девочек начало полового развития наступает раньше, чем у мальчиков). Следует отметить, что у 2/3 детей подросткового возраста их паспортный возраст не соответствует биологическому. Это является особенностью развития организма в данном возрастном периоде (вспомните юношу из романа Л.Н.Толстого «Юность», которому 15 лет и подростка из романа Ф.М.Достоевского «Подросток», которому 20 лет).

Для физического развития детей подросткового возраста характерны большие ростовые прибавки (скачек в росте), причем вначале активно растут дистальные отделы, а затем проксимальные (стопы, голень, бедро), поэтому визуально ребенок подросткового возраста (чаще мальчики) может выглядеть неуклюже. У детей меняется фигура: у девочек идет отложение подкожно-жировой клетчатки по женскому типу – бедра, живот, у мальчиков – прирост мышечный массы спины и плечевого пояса. Многие дети испытывают психологические проблемы, связанные с изменением своей внешности и фигуры («синдром гадкого утенка», дисморфофобия, неврогенная анорексия). В старшем школьном возрасте анаболические процессы значимо преобладают над катаболическими, идет активный синтез белка, окончательное строительство организма. Половое развитие ребенка связано с перестройкой в деятельности эндокринной системы. До 9-10 лет у ребенка количество женских и мужских половых гормонов в крови примерно одинаково. После 9 лет у девочек и 10 лет у мальчиков постепенно женские и мужские половые железы начинают вырабатывать все большее количество эстрогенов и тестостерона, что и обуславливает половое развитие ребенка. Оценить степень его развития и соответствие по срокам с возрастными нормами мы может по вторичным половым признакам:



Вторичный половой признак Девочки Мальчики
Оволосение лобка P 12-13 лет 13-14 лет
Оволосение подмышечных впадин Ax 13-14 лет 14-15 лет
Увеличение молочных желез Ma С 12 лет  
Становление менструальной функции Me С 13 лет  
Мутация голоса V   С 12 лет
Рост надгортанника («кадык») L   12-13 лет

 

Под влиянием выработки половых гормонов активизируется деятельности потовых и сальных желез (повышенная потливость, угревая сыпь, перхоть). Повторюсь, что сроки полового развития ребенка очень индивидуальны, но мы будет говорить о необходимости консультации у эндокринолога и о задержке полового развития, если при осмотре ребенка не обнаруживаем, ни одного вторичного полового признака у девочки старше 13 лет, у мальчика старше 14 лет и о преждевременном половом развитии, если при осмотре обнаруживаем, хотя бы один вторичный половой признак у девочки моложе 8 лет и у мальчика младше 9 лет.



Перестройка эндокринной системы, когда ранее функционировавшие нейрогуморальные и ферментативные связи уже не работают, а новые находятся только в процессе создание и отработки приводит к высокой лабильности функционирования организма ребенка в целом. В данных условиях часто могут возникать разнообразные сбои, примером которых могут служить физиологические пограничные состояния подросткового периода:

- вегето-сосудистая дистония (лабильность тонуса сосудистой стенки)

- функциональные сердечные шумы, кардиалгии

- кардио-, эзофаго-, гастроспазмы

- дискинезия желчевыводящих путей

- неустойчивый стул (запоры, поносы)

- нестабильность веса, уровня сахара в крови

- нарушение овариально-менструального цикла у девочек

- латентная дефицитная анемия

- нарушения осанки, сна и прочее

Активный рост организма наряду со значительной перестройкой его функционирования приводит к снижению в этом периоде функциональных возможностей. У детей подросткового возраста снижена работоспособность, (быстрая утомляемость, дневная сонливость), они с трудом выдерживают длительные физические и умственные нагрузки. Об этом необходимо помнить всем, кто работает и общается с детьми старшего школьного возраста: родители, учителя, медицинские работники (они не ленятся, они устают). В подростковом возрасте так же резко снижается иммунитет, дети чаще болеют инфекционными заболеваниями (многие хронические инфекционные заболевания взрослого уходят своими корнями в частые рецидивирующие инфекции подросткового периода).

Старший школьный возраст – период социализации личности ребенка, формирования собственных моральных принципов и нравственных убеждений, определение жизненных целей и поиск своего места в обществе. Понятно, что задачи, которые ставит перед собой ребенок очень сложны и для взрослого, поэтому и проблем эмоционального и психологического порядка у него крайне много. Во-первых собственные моральные представления и жизненные цели подростка подчас вступают в противоречие с родительскими, поэтому очень важно для подростка не только любовь, но и уважение его личности, взглядов со стороны семьи. Ребенок находится в активном поиске себя, это пора смятения и максимализма, острой неуверенности в своих возможностях и задача всех взрослых, которые общаются с ним максимально поддержать и ободрить. Другой важной составляющей формирования личности ребенка являются его взаимоотношения со сверстниками. Большинство подростков – люди остро неуверенные в себе и остро нуждающиеся в признании и дружбе. Поэтому так часто они становятся заложниками этих отношений, слепо перенимая у кампании взгляды, поведение, стиль («лишь бы не перестали дружить со мной»). Часто именно подросток задает себе вопросы: «Есть ли за что меня уважать?», «Может ли кто-нибудь кроме родителей меня любить?». Более сложно идет процесс внутреннего формирования личности у мальчиков, т.к. они чаще ставят перед собой более серьезные жизненные цели, девочки в большинстве своем ориентированы на семейные ценности и успешность в роли жены и матери. Период полового развития – это и период психосексуального развития подростка, т.е. окончательного восприятия себя в роли мужчины или женщины (каким (ой) хочу быть в этой роли, строительство взаимоотношений с противоположным полом). Обычно более уверены в себе и успешны мальчики, у которых половое развитие идет с некоторым опережением и девочки, у которых половое развитие идет с некоторой задержкой. Частыми проблемами пубертатного периода являются нарушения сна (бессонница), аппетита (анорексия), депрессивные состояния (30% причин смерти лиц 16-19 лет – это суицид), формирование вредных привычек (табакокурение, прием алкоголя, наркотиков) – «за кампанию». Следует отметить серьезные проблемы со здоровьем и дальнейшим развитием у девочек-подростков, которые вступают в половые отношения. Обычно сексуальная активность подростков носит еще игровой характер, призвана помочь решить различные психологические проблемы (утвердиться в собственных глазах и глазах сверстников), но увы, может завершиться нежелательной беременностью, которая значимо нарушает личностные планы, абортом, заболеванием половой сферы, которые могут нарушить репродуктивную функцию.

Рекомендации детям подросткового возраста для сохранения и укрепления здоровья и нормального развития:

Рациональный распорядок дня: сон не менее 10 часов в сутки (желателен дневной сон 1-2 часа), смена физических и умственных нагрузок, ежедневное пребывание на свежем воздухе, занятие физкультурой не менее 1 часа

Калорийность суточного рациона подростка должна быть выше, чем у взрослого, который занимается умственным трудом (50-52 ккал/кг/сут), белок должен составлять 50-60% от общей калорийности, пища разнообразная, богатая витаминами, 4-х разовое питание

Тщательное соблюдение личной гигиены – ежедневный душ, смена нижнего белья, использование дезодорантов, специальной косметики для ухода за кожей лица (профилактика угревой сыпи)

Закаливание

Благоприятная психологическая среда обитания подростка, активный и интеллектуально и эмоционально насыщенный досуг, профилактика формирования вредных привычек

Регулярные профилактические осмотры и обследования для оценки развития и выявления отклонений в состоянии здоровья на ранних стадиях

Витаминопрофилактика

Контроль за графиком спортивных тренировок и условиями работы подростков

Сестринский процесс при вскармливании ребенка первого года жизни

Возможные проблемы ребенка и его родственников:

Отставание в физическом развитии или избыток веса из-за нерационального питания

Дефицит двигательной активности

Чрезмерная двигательная активность

Дефицит знаний у ребенка и его родственников о рациональной организации физических и умственных занятий ребенка, правильной организации распорядка дня, рациональном питании

Отставание в половом развитии

Задержка полового развития

Дефицит знаний у ребенка и его родственников о темпах полового развития подростка

Нарушение осанки

Снижение остроты зрения

Проблемы, обусловленные развитием пограничных состояний: сердцебиения, боли в животе, запор и т.п.

Проблемы общения с родственниками, сверстниками, внутренние конфликты

Формирование вредных привычек

Дефицит знаний у ребенка и его родственников об особенностях развития организма и личности подростка

Сестринские вмешательства:

Информировать ребенка и его родственников о рациональном питании, организации правильного распорядка дня (смена двигательной активности и умственного труда), организации досуга, правилах проведения закаливающих мероприятий

Информировать родственников ребенка об анатомо-физиологических и психологических особенностях детей школьного возраста, сроках появления вторичных половых признаков

Рекомендации родителям ребенка по созданию в семье психоэмоционально комфортных условий для подростка

Организация и проведение регулярных профилактических осмотров и вакцинаций ребенка

Информировать ребенка и его родственников о целях проведения вакцинаций

Контроль за соблюдением ребенком диеты, режима, обеспечением безопасной для него внешней среды

Информировать родственников ребенка о признаках формирования вредных привычек и мерах по профилактики их формирования

Информировать ребенка о неблагоприятных для его жизни последствиях формирования вредных привычек

 

Контрольные вопросы по теме:

Расскажите об анатомо-физиологических и психологических особенностях детей младшего и старшего школьного возраста

Перечислите вторичные половые признаки и сроки их появления

Назовите наиболее актуальные психологические проблемы подросткового периода

Расскажите о роли медсестры в организации рационального питания, распорядка дня, профилактике формирования вредных привычек и развития заболеваний у детей школьного возраста.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.