Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: «Периоды детского возраста. Группы здоровья, группы риска».





ПМ 01.

МДК 01.01.

Здоровый человек и его окружение. (Здоровый ребенок)

Лекция №1.

Тема: «Периоды детского возраста. Группы здоровья, группы риска».

План:

Период внутриутробного развития.

Интранатальный период.

Период новорожденности.

Период грудного возраста.

Ясельный возраст.

Дошкольный возраст.

Младший школьный возраст.

Старший школьный возраст.

Группы здоровья.

Группы риска.

 

1.Период внутриутробного развития ( 280 дней = 10 лунных месяцев=9 календарных).

а). Фаза эмбрионального развития ( от момента зачатия до 3-х мес. беременности).

В эту фазу формируются внешние части тела и внутренние органы. Поэтому это очень ответственный период развития. В это время особенно опасно действие тератогенных факторов ( физических, химических, механических, биологических), вызывающих уродства плода: греч.- урод, уродство). Действие данных факторов в « критические » периоды формирования органов приводит к аномалиям их развития, т.е. к врожденным уродствам.

Критические периоды развития органов:

мозг - 3-11 нед.,

глаза - 4-7 нед.,

сердце - 2-7 нед.,

уши - 7-12 нед.,



зубы -6-12 нед.,

губы - 5-6 нед.,

небо - 10-12 нед.,

конечности- 4-6 нед и т.д.

б) Фаза плацентарного развития. В эту фазу продолжается быстрый рост плода. Питание осуществляется через плаценту. Действие вредных факторов в этот период приводит к дисплазиям (патологическим изменениям органов) или гипоплазиям ( морфологическому недоразвитию органов). Кроме того, возможно развитие внутриутробной гипотрофии, инфицирование плода.

2.Интранатальный период (от начала родовой деятельности до перевязки пуповины).

В данный период возможны нарушения мозгового кровообращения, родовые травмы, инфицирование плода патогенной флорой родовых путей, развитие асфиксии ит.п.

3.Период новорожденности ( с момента перевязки пуповины до одного месяца жизни).

Это очень ответственный период в жизни детей. Именно в этот период происходит основная адаптация организма ребенка к новым условиям существования. Просто удивительной приспособленностью и пластичностью обладает новорожденный. «Скорость адаптивных изменений в организме в период новорожденности самая высокая и никогда больше в жизни не бывает такой», - говорил проф. И. А. Аршанский. Поэтому важно не упустить драгоценное время. В этот период начинают функционировать органы дыхания, следствием чего является значительная перестройка системы кровообращения, начинает функционировать Ж.К.Т. Кроме того, все органы и системы находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Все это вместе взятое обусловливает важность, необходимость тщательного, внимательного ухода за новорожденным.



В этот возрастной период у ребенка могут быть обнаружены дефекты развития, родовые травмы, гемолитическая болезнь, синдромы дыхательных расстройств и другая патология.

4.Грудной возраст- ( 1-12мес)

Для этого возраста характерны высокие обменные процессы, быстрое нарастание роста и массы тела. Вместе с тем на данном этапе еще сохраняется незрелость анатомических структур, в результате чего легко возникают срывы, особенно со стороны Ж.К.Т. Таким образом, для грудного периода значительной проблемой является проблема вскармливания. Запомните: единственно физиологическим питанием грудного ребенка является вскармливание грудным молоком матери.

Инфекционные заболевания в этот период встречаются редко, так как дети получают врожденный иммунитет от матери, кроме того, в этом возрасте малыш имеет минимум контактов. Однако во втором полугодии пассивный иммунитет ребенка снижается, вероятность заболевания детскими инфекциями возрастает.

Основная проблема воспитания данного возраста: Как поступить при плаче ребенка? Вот основные правила:



Всегда подходите к плачущему ребенку. Подойдите, тихо поговорите с ним . Но предварительно убедитесь, что ему удобно, не жарко, свет не падает в глаза, все тихо, он сухой, ему не время есть.

Надо ли брать ребенка на руки? Если Вы предоставите его во время плача самому себе, то он будет чувствовать себя несчастным, если же каждый раз Вы будете брать его на руки - то станете его рабой . Хороший выход: после кормления немного подержите его на руках, поласкайте, поговорите с ним. Таким образом , у него накопится определенный запас нежности. В остальное время не берите его. Лучше прикрепите яркую погремушку к кроватке, ведь с «открытием» световых лучей ребенок очаровывается яркими цветами. Французские педиатры считают, что мягкий свет и яркие краски оказывают благотворное влияние на настроение ребенка и на работу его желудка.

Часто спрашивают: « Как отличить плач здорового и больного ребенка?» Запомните: плач здорового малыша звонкий, непрерывный, мощный, он будто его и не утомляет. А при заболевании плач пронзительный, раздирающий, приступами. Иногда это жалобный крик, настоящий стон.

5.Ясельный возраст ( 1 - 3 года ).

Это период относительного покоя. Энергия роста замедляется. Созревает центральная и периферическая Н.С. Происходит становление второй сигнальной системы. Ребенок познает и изучает мир, осознает свое «Я» . Это период «первого упрямства» . Поэтому проблемы воспитания выдвигаются на первый план. В это время мама как бы сдает первый экзамен на воспитательницу. Малыш ищет слабые места у своих родителей. Если ребенок требует чего-то невозможного, твердо скажите «нет». На данном этапе родителям надо немного измениться, стать менее властными, менее покровительственными. Иначе ребенок не обретет своих «крыльев» и, возможно, никогда не «взлетит».

В этом возрасте часто возникает проблема: « Что делать, когда ребенок устраивает « сцену »? Нужно попробовать следующее:

отвлечь,

попытаться перевести все в шутку, в игру,

попробовать противопоставить гневу свое спокойствие,

иногда можно пригрозить, если, например, случай произошел в общественном месте.

В настоящее время установлено, что часто «истерики» возникают потому, что ребенку многое запрещается, ему негде самостоятельно играть, следовательно, у него нет необходимого выхода энергии. И потому с целью профилактики подобных истерик можно попробовать метод, предложенный французскими педиатрами, а именно, организовать такие условия ребенку, при которых ему предоставлялась бы свобода, ведь в возрасте 2-3 лет малыш все хочет делать сам, но он еще нуждается в маме, так как вдали от нее он не чувствует себя в безопасности. Создайте вокруг ребенка безопасную обстановку и предоставьте ему возможность веселиться в своем уголке. Занимаясь делами, прислушивайтесь, что делает малыш, но не ходите туда каждые пять минут. Это будет его раздражать. Без Вас малыш и сам никуда не денется, ведь, как уже отмечалось, Вы для него - олицетворение безопасности, его убежище.

Теперь несколько слов о заболеваниях детей в данном возрасте, в связи с тем, что пассивный иммунитет, полученный от матери, в этом возрасте полностью исчезает, а приобретенный еще недостаточен, а также в результате того, что в ясельном возрасте значительно расширяется контакт, характерны частые заболевания детскими инфекциями.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно отметить, что основными проблемами ясельного возраста являются проблемы воспитания и профилактики детских инфекций.

6.Дошкольный возраст ( 3 - 6 лет ).

Это период « первого вытяжения ». В этом возрасте интенсивно развивается интеллект, происходит дифференцировка органов.

Каждому ребенку в этом возрасте полезно провести какое-то время в детском саду, так как резкий переход из семьи в школу может сильно травмировать малыша . Запомните: полная адаптация ребенка в детском саду наступает через 2-3 месяца.

Основными заболеваниями дошкольного возраста являются детские инфекции, заболевания органов дыхания в связи с резким увеличением числа контактов. Однако на первом месте в данном возрастном периоде стоят травматизм и нарушение осанки .

7.Младший школьный возраст ( 7 - 12 лет )

В этот период происходит увеличение массы органов и тела, вследствии чего выявляются недостатки физического развития. Основные заболевания данного периода: ожирение, нарушение осанки. Чаще, чем у детей более ранних возрастов, наблюдается ревматизм, заболевание нервной системы, гастриты. Однако обращаемость к врачу в этом возрасте минимальная.

Основная причина смертности - травматизм. Необходимо помнить, что пребывание в школьном коллективе, резкое увеличение нагрузок в этот период оказывает значительное влияние не только на формирующийся характер, интеллектуальное развитие, но и на формирование хронических заболеваний у детей.

8.Старший школьный возраст (12 – 18 лет )-подростковый,юношеский

Завершается физическое развитие детей и их психическое формирование, происходит значительная перестройка эндокринной системы, усиливается деятельность половых желез. Резко изменяется внешний облик ребенка, появляются вторичные половые признаки. В связи с неустойчивостью нервной системы, эндокринной системы в этом возрасте нередко наблюдаются функциональные заболевания различных органов (вегето-сосудистая дистония, дискинезии желчевыводящих путей и т.д.), эндокринные заболевания. Нередко могут обостриться туберкулез, хронические заболевания. Известно, что в старшем школьном возрасте большинство заболеваний протекает так же, как и у взрослых.

Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка-все это создает максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования, для накопления фактов и наблюдений, которые кристаллизируются потом в новую неповторимую личность.

Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Конечно, атмосфера семьи больше всего определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями.

Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой - как мера душевного здоровья семьи, как легкая и добрая атмосфера.

Только преобладание положительных эмоций над отрицательными ( бодрости, оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой) создает то, что можно назвать семейным очагом, Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, возможных огорчениях и даже несчастьях должна в конечном итоге приносить человеку радость. Недаром А.С.Макаренко писал: « Хотите, чтобы были хорошие дети, - будьте счастливы».

Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Маленького человека (а прежде, разумеется, самих себя) надо приучать к экономному, сдержанному проявлению чувств. Если вы при ребенке неистово, неумеренно тискаете и целуете его младшего братишку, если в виде приветствия развязно хлопаете по спине пожилого человека, если вы, горя радушием, силком заставляете есть и пить за столом, вы тем самым преподаете своему сыну или дочери большой и впечатляющий урок вульгарного « оформления » хороших побуждений и чувств.

Ребенку свойственно рваться в будущее, верить в свою удачливость, даже... в бессмертие. И нельзя отравлять его веру, Поэтому в семье должно жить ощущение светлой перспективы, не омрачаемое страхом завтрашнего дня.

Как же преодолеть развитие отрицательных эмоций, которые все-таки возникают?

Первый путь - умение владеть собой, подавлять начавшееся раздражение, обиду, строптивость и т.д. И тут для здорового ребенка все решает пример родителей, принятые в семье нормы поведения. Только в спокойной обстановке можно воспитать спокойствие и уравновешенность.

Второй путь - более глубокий и совершенный, в перспективе открывающий дорогу к подлинному душевному благородству и мудрости. Внушайте ребенку, что он обязан оставаться верным своему «Я», своим собственным представлением о добре и зле. Он должен твердо усвоить, что чья-то чужая нечестность, подлость, грубость не дают человеку никакого морального права подличать или ловчить в ответ. Если ребенок усвоит для себя законы великодушия, отрицательные реакции на чье-то поведение гораздо легче будет переходить в более сильные и общие положительные переживания. А это начало пути, приводящего человека к осознанной нравственной высоте.

 

9.Группы здоровья.

1 группа - благоприятный анамнез, дети редко болеющие, острота зрения не < 0,9 , гипертрофия миндалин 1ст., увеличение щитовидной железы 1ст. Кариес санирован, осанка правильная с небольшими отклонениями.

2 группа - практически здоровые дети, с отягощенным анамнезом, некоторые функциональные и морфологические изменения, часто или длительно болеющие, здоровые дети с риском возникновения хронической патологии. ( компенсация ). ( пищевая аллергия, бородавки, рецидивир. бронхит, дискинезия ЖВП, ВСД - компенсир,, зрение + 2 - 3,...)

3 группа - дети с хроническими заболеваниями, врожденной патологией с редкими нетяжелыми обострениями, без выраженных нарушений общего состояния и самочувствия. ( локализ. экзема, псориаз, хр. пневмония, бр.астма, хр. гастрит ).

4 группа- больные дети в состоянии субкомпенсации, с частыми, но нетяжелыми обострениями с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний, с функциональными отклонениями измененных других систем .( распрастр. экзема, доброкач. опухоли, хр. пневмония с бронхоэктазами, бр. астма, пороки сердца с нарушением кровообращения 1ст. гипертоническая болезнь, лейкоз (ремиссия).

5 группа инвалидность.

10.Группы риска:

1 группа – риск развития патологии ЦНС

2 группа – риск ВУИ

3 группа – риск ТНЭ - трофических нарушений и эндокринопатий (гипотрофия, паратрофия, задержка роста…)

4 группа – риск ВПР - врожденных пороков развития (всех систем) и наследственных заболеваний (ФКУ, муковисцедоз…)

5группа – социальный риск

 

 

ПМ 01.

МДК 01.01.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.