Сделай Сам Свою Работу на 5

Заработная плата как критерий выбора профессии





Сегодня, пожалуй, очень многие люди при выборе профессии руководствуются, в первую очередь, тем, насколько престижной и прибыльной она будет. Хотя, конечно, взгляды при этом могут сильно различаться. Например, человек может считать, что очень престижно быть учителем в школе, но мы знаем, что эту профессию, к сожалению, трудно назвать прибыльной. Впрочем, есть немало тех, кто уверен, что престижна та профессия, которая прибыльна. По моему мнению, профессия ученого в любой сфере должна быть престижной, хотя, разумеется, быть директором крупного предприятия тоже очень престижно. Однако быть директором крупного предприятия еще и прибыльно, тогда как работа ученого далеко не всегда может принести ему значительный доход. И в таких случаях нередко решающую роль играет именно возможность получения большой прибыли, которая, в свою очередь, позволит человеку отнести себя к более высокому слою в обществе, добиться более высокого статуса.

Если на работе будут мало платить, придётся или искать подработку, или менять профессию. К профессии, которая не приносит хорошего дохода, интерес теряется, и люди стараются побыстрее найти ей замену. Если не хотите, чтобы такое произошло, всерьёз задумайтесь над тем, сколько денег хотите получать, и уже в соответствии с этим ищите профессию. Но нужно помнить ещё об одном моменте. Он касается карьерного роста. Многие профессии (такие как бармен, официантка, танцовщица и т.д.) дают возможность заработать лёгкие и быстрые деньги. Но в этих профессиях не предусмотрен карьерный рост, а значит, со временем танцовщица будет получать столько же, сколько получала, когда только начинала работать. А работа, например, банковского служащего, на начальном этапе может оцениваться значительно ниже. Однако со временем, когда набирается трудовой стаж, этот человек продвигается по служебной лестнице и получает с каждым разом всё больше. Поэтому если работа подходит, но недовольны заработной платой, узнайте о возможностях и перспективах карьерного роста. При хорошей и добросовестной работе скоро будете получать больше, чем предлагали изначально.



Обратимся ещё раз к данным Управления по труду, занятости и социальной защите Сенненского райисполкома за февраль 2014 года. Я решил выяснить, какая же заработная плата предлагается работникам.



· Операторы машинного доения – от 1. 700.000 бел. рублей

· Трактористы, механизаторы – от 1.500.000 бел. рублей

· Ветврачи, зоотехники – от 1.500.000 бел. рублей

· Врачи – 3.000.000 бел. рублей

 

Средняя же зарплата по всем предлагаемым вакантным местам – 2.000.000- 2.500.000 белорусских рублей.

В районной газете «Голас Сенненшчыны» от 18 февраля 2014 года опубликована статья «Рынок труда необходимо сбалансировать». В ней идет речь о Постановлении Совета Министров от 31 января 2014 года № 93, которое утвердило новую госпрограмму содействия занятости населения Беларуси на 2014 год. Её основная цель – повышение эффективности использования трудового потенциала и конкурентоспособности рабочей силы в соответствии с потребностями развития экономики, в том числе в условиях модернизации. В частности, в статье говорится: « Нельзя не признать, что значительное количество вакантных рабочих мест – с низким уровнем заработной платы, поэтому они не привлекательны для работников и остаются невостребованными.»

Анализируя результаты анкетирования среди выпускных классов нашей школы, нельзя не заметить, что далеко не маловажным фактором выбора профессии ребята считают высокооплачиваемую работу.

 

А ЧТО ЖЕ У НАС?

Учитывая все выше сказанное, я решил узнать, какова же ситуация с выбором учебных заведений у нас в районе. Для начала, на основании анкеты, выяснил, работают ли родители моих одноклассников по полученным специальностям. Соотношение положительных и отрицательных ответов я привел в графике.



 

 

Нет – 36 %

Да – 64 %

64 % вселяют уверенность, что люди старшего поколения удовлетворены своей работой.

А ещё существует одна тенденция: в последние годы все больше выпускников школ старается поступить в ВУЗы, получить высшее образование.

Например, из 51 выпускника нашей школы в прошедшем учебном году, в ВУЗы поступили 35 человек (что составляет 68,6 %), 10 человек в колледжи (19,6%) и 3 человека в лицеи, что составило 5,9%.

 

Очень хочется при поступлении также попасть в самый большой процент. Хотят этого и наши нынешние одинадцатиклассники. Более половины из них в качестве первой ступени образования выбирают ВУЗы. Практически все прислушиваются к советам родителей, учителей. Для подготовки к поступлению 50 % ребят пользуются дополнительными занятиями с педагогами, факультативами, остальные – самоподготовкой. Если не удастся поступить с первого раза, абсолютное большинство собирается поступать в колледжи или лицеи.

Располагая сведениями, которые предоставил Сенненский отдел образования, спорта и туризма, я провел анализ поступления выпускников школ за последние 7 лет. Самое большое количество выпускников было в 2008- 2009 учебном году, что связано с «двойным» выпуском. В этом же году был самый большой % поступления в ПТУ. Процент поступления в ВУЗы выпускников района увеличился в три последних года.

Основная масса выпускников базовых школ предпочитает учиться в 10 классе, получая там среднее образование.

Что лично мне сказали все эти проценты?

Во-первых, резкое изменение учебных планов отрицательно повлияло на качество знаний учащихся.

Во-вторых, желание поступить в ВУЗ для получения высшего образования сразу после окончания школы в последние годы возросло. Идет тенденция к сокращению срока обучения и скорейшему трудоустройству.

В-третьих, качество образования, полученное в нашей школе, находится на уровне, достаточном для поступления в ВУЗ. Этим можно гордиться, а также этот факт вселяет надежду на собственное успешное поступление.

Кто в рабочие пойдет?

Из всего сказанного мне не хотелось бы, чтобы сложилось впечатление, что единственный путь состояться в профессии, это получение высшего образования. Обществу равно необходимы и экономисты, и сантехники, и медсестры, и адвокаты. Кроме того, уважение вызывают и простой рабочий, и специалист с высшим образованием, если оба они – профессионалы в своем деле.

В госпрограмме содействия занятости населения Беларуси, начальник управления Олег Токун, отметил, что общая конъюнктура белорусского рынка труда характеризуется устойчивым превышением спроса на рабочую силу над предложением. При этом организации испытывают потребность преимущественно в рабочих кадрах. Свой вклад в формирование дефицита кадров вносит несбалансированность рынка труда и образовательных услуг. Существенное влияние оказывает отток квалифицированных кадров за пределы республики. Наблюдается снижение престижа рабочих профессий среди молодежи.»

Я считаю, что главным показателем снижения престижа рабочих профессий является низкая заработная плата. Высшее же образование оставляет надежду на занятие более высокой должности и, соответственно, более высокой оплаты.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Много размышляя над проблемой выбора профессии, я пришёл к некоторым выводам. Прежде всего, определил критерии перспективности профессии:

 

· Хорошая оплата;

· Возможность сделать карьеру;

· Гарантированное трудоустройство.

Возможно, мои сегодняшние выводы будут полезны ещё кому-то, определяющемуся с выбором. Вот, на мой взгляд, ошибки, которых нужно избежать:

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

2.Бытующие мнения о престижности профессии.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников – очень позитивные особенности ребят Вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайтесь на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей – и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он – рискованный человек), Вам эта профессия может не понравиться (Вы очень осторожный и рассудительный).

4.Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика – это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарём-референтом. Тем более имейте в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности – вплоть до животноводства.

8. Незнание / недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики – сердце...

Желаю всем, кто ищет свой путь в мире профессий, не потеряться и отыскать свою, которая будет приносить уверенность и радость, достаток и счастье.

Литература

 

1. «Голас Сенненшчыны», 18 февраля 2014 г.- «Рынок труда необходимо сбалансировать»

2. «Жемчужины мысли». Мн., «Беларусь», 1991г.

3. Андреев В.И. «Эвристическое программирование учебно- исследовательской деятельности» М., 1981г.

4. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. –М.,1995г.

5. Шевченко Ю.А. «Иващенко Ф.И. «Психологические характеристики профессий». – Мн.,1989г.

6. Прощицкая Е.Н. «Моё профессиональное будущее», Мн., «Национальный институт образования», 2007 г.

7. Край удивительных профессий». – М., 1991г.

8. Ресурсы интернета

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.