ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ
ДИАЛЕКТИКА
Понятие «диалектика» впервые в древнегреческую философию ввел Сократ, для постижения истины он разработал искусство спора или диалог, направленный на взаимно заинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противопоставления и противоборства мнений.
Этот подход был принят и развит Платоном, который разработал технику расчленения и связывания понятий, приводящую к их полному определению. Он называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идеи, движение мысли от низших понятий к высшим.
Софисты придали термину "диалектика* негативный оттенок, приписывая ему способность ложное и сомнительное представлять как истинное.
В философии Аристотеля диалектика - это способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, достоверность которых неизвестна. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно.
В средневековой фил. диалектику признавали особым учением о сущем. Абеляр определял ее как искусство различения истины и лжи или логику вообще или искусство дискуссии. В кантовской философии диалектика называется логикой видимости, которая не приводит к истине. Гегель, согласно своей концепции принципиального единства объективного и субъективного начала бытия и познания, объединяет столкновение противоположностей в познании со столкновениями противоположностей в бытии. По мнению Гегеля, это является главным и постоянным источником развития Вселенной.
В философии 20 века понятие "диалектика" употребляется в трех основных значениях:
Диалектика - совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в материальном мире в ходе его движения и развития. Диалектика - это процесс, изучаемый логикой.
Диалектика - один из общих методов познания, который используется не для получения конкретных знаний, а для определения подходов к изучению бытия.
Главная проблема диалектики - проблема развития. Развитие - общее свойство и гл. признак материи: изменение материальных идеальных объектов причем не механическое изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития. Движение - внутреннее свойство матери. Оно характеризуется целостностью, непрерывностью и наличием противоречий. Движение - способ связи в материальном мире.
Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей взаимной связи и принцип развития через противоречия, принцип системности, принцип причинности, принцип историзма.
Основные законы диалектики:
Закон перехода качественных изменений в количественные. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.
Закон отрицания отрицания. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Категории диалектики: не основные законы и наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Специфика фил. категорий - их полярность: причина и следствие, случайность и необходимость, содержание и форма, материя и сознание, истина и ложь, абсолютное и относительное, целое и часть, хаос и порядок и т.д.
АЛЬТЕРНАТИВЫ ДИАЛЕКТИКИ
Диалектика в философии - учение о всеобщих связях и развитии бытия, природы, общества и мышления человека. Она не является единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса. В функционировании диалектики существует внутренняя и внешняя противоречивость, что обусловило ее историческую и современную альтернативность. К альтернативным диалектикам относятся: метафизика, "негативная" диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов.
Альтернативность диалектики состоит в существовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой возможности развития бытия.
Оно может быть рассмотрено в трех основных аспектах.
Во-первых, существуют разные учения а самой теории диалектики, обусловленные принципиально несовместимыми подходами к познанию и изменчивости бытия. Имеется в виду существование а теории диалектики идеалистического и материалистического учения. В их взаимодействии и противостоянии состоит внутренняя альтернативность диалектики. Идеалистическая диалектика ориентируется на обоснование первичности развития идей и понятий. Материалистическая диалектика аргументирует первичность развития материи, бытия, отражаемого законами, понятиями и принципами.
Обе эти диалектики объясняют развитие бытия, при этом используют одни и те же понятия, законы и принципы. Существенное различие между ними состоит в поиске исходных основ, начал объяснения развития. Идеалисты отстаивают первичность развития нематериального, духовного. Сторонники мат. диалектики считают первичным объективный, матер, мир, а потом сознание и его содержание.
Во-вторых, возникли и спожились учения вне диалектики, составляющие ее оппозицию. Это антидиалектические концепции бытия: "трагическая диалектика", "метафизика жизни", "негативная диалектика", мистический рационализм и др. Главной альтернативной диалектикой является метафизика. Она представляет совокупное учение о связях и развитии, о способах и формах познания, объясняя их принципиально другими методами, чем диалектика. Метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией. На многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций противоположных диалектике.
Сторонники метафизики отстаивают независимость элементов бытия в соотношении с их взаимозависимостью, признают значимость внешних связей, а не внутренних. Они утверждают, что движение не может исходить из самой материи, его причиной явл. внешний толчок. Характер развития состоит в эволю-ционности или катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и качественного развития как в диалектике.
Диалектика видит окружающую действительность во геем ее многообразии (цветное видение), а метафизика однообразно, по принципу "черное - белое". Направленность развития сторонники метафизики видят в прогрессе, регрессе или в "движении по кругу", отрицая их развитие по "спирали". Диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.
В-третьих, диалектика противоположна метафизике как методу познания. Она ориентируется иа познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем, апеллирует к иррациональности. Альтернативу диалектике как методу познания составляет агностицизм. Он ориентируется не на принципиальную познаваемость Бытия в его связях и развитии, а на релятивизм, скептицизм, иррационализм и мистику.
Таким образом, метафизика и диалектика - две противоположные теоретические системы осмысления действительности и развития. Конечно, диалектика представляет наиболее полное и богатое по содержанию учение, объясняющее развитие.
, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность - сознание - изучает саму себя. Идеалисты утверждают познание самостоятельной деятельностью идеального разума. Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика, субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рационализм, творчество и интуиция, метод и факт.
Центральное место в системе категорий гносеологии занимает истина. В познании существуют различные уровни: чувственное познание, логическое, эмпирическое, теоретическое.
Основными элементами, составляющими познание, являются: субъект познания, объект познания, процесс гносеологического взаимодействия между объектом и субъектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности.
Субъект познания - это носитель познавательной деятельности, прежде всего это человек, социальная группа, слой, класс, этническая группа. Общество в целом, которое за свою историю накопило огромный объем материальных и духовных ценностей -носителей
нная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.
Познание - обусловленный практикой процесс приобретения и развития знании, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание.
Термин знание употребляется в трех основных аспектах: 1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности; 2) любая познавательно значимая информация; 3) особая познавательная единица^ существующая во взаимосвязи с практикой. Второй и третий аспекты и есть предмет исследования особой философской дисциплины -теории познания, гносеологии.
На ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, это сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т. д. Основой данной формы познания были опыт ловседневкой жизни и практика. Одной из исторических форм было игровое познание. В ходе игры человек осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний. Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы ia общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе и людях.
Внутри мифологии зародилась художественно-эбразная форма познания, которая в дальнейшем, получила наибольшее развитие в искусстве.
Древнейшими формами познания являются философское и религиозное познание.
Важнейшей формой познания является научное чознание. Наука - это форма духовной деятельности пюдей, направленная на производство знаний о при-хще, обществе и самом познании. Наука имеет цель: постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать их изменению.
Уже античные философы стремились выявить специфику познавательного процесса, его уровни, формы и противоречия. Аристотелем была создана формальная логика, Гераклит и Платон разработали
Диалектику, исследовались проблемы истины и за-луждения.
Большой шаг в развитии теории познания и методологии был сделан в философии Нового времени. Процесс познания стал предметом специального исследования таких философов, как Локк и Лейбниц которыми были разработаны эмпирический, рационалистический и универсальный методы, заложены основы математической логики, сформулирован ряд диалектических идей.
Главное достижение немецкой классической философии - диалектика: трансцендентальная логика Канта его учение о категориях и антиномиях, антитетический метод Фихте, диалектическая натурфилософия Шеллинга. Гегель представил диалектику.как систему категорий, обосновал положение о совпадении диалектики, логики и теории познания, дал систематическую критику метафизического метода мышления.
Много продуктивных мыслей, связанных с разработкой теории познания, содержится в русской философии. Это идеи о роли практики в знании, о совпадении форм мышления с формами бытия, о значении философии для научного познания (Чернышевский), В Соловьев занимался вопросами различий между философской и формальной, логикой, о формах знания и истине.
В современной западной философии проблемами познания занимаются представители постпозитивизма, структурализма, аналитической философии, герменевтики, эволюционной эпистемологии. Содержательно и адекватно проблемы познания решает диа-лектико-материал/стическая гносеология
ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ
Предметом теории познания как философской дисциплины являются: природа познания как целого, его возможности и границы, отношения знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, форма и уровни познания, соотношение различных форм знания.
Теория познания - не изолированная научная дисциплина. Она тесно связана с такими философскими науками, как онтология - учение о бытии как таковом, диалектика - учение о всеобщих закона бытия и познания, а также с логикой в ее различных модификациях и методологиях.
Поскольку субъектом познания является человек как общественное существо, то теория познания широко использует данные фил. антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке.
Познавательная деятельность имеет свои источники и движущие силы, механизм, направленность, социальную и иную обусловленность, взаимодействие объекта и субъекта. Изучение данных процессов составило диалектику процесса познания.
Д/алектика процесса познания по отношению к взаимодействию объекта и субъекта идет от чувственного отражения действительности к логическому отражению и от него к практике. Чувственное отражение - слух, вкус, и т.д. Основные его формы: ощущение, восприятие, представление.
Логическое отражение - способ познания действительности при помощи абстрактного мышления. Основные формы: понятие, суждение, умозаключение.
Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. На практике осуществляется проверка результатов познания, теоретических обобщений и выводов, а также полученных новых фактических данных, переход к ноаому циклу познания.
Диалектика процесса познания по отношению к объекту уточняет, как идет движение мысли вглубь объекта, к его открытым свойствам и отношениям. Мысль человека бесконечно углубляется от познания формы - к познанию содержания, от случайного -к необходимому, от явления - к сущности, от сущности первого порядка - к сущности второго порядка и т.д., бесконечно, к самой глубокой сущности - закону. Каждая из постигнутых сущностей выступает основой для познания сущности других предметов и явлений. Сущность выражает самые глубокие, внутренние, наиболее устойчивые и закономерные стороны бытия, она определяет основные черты, главное содержание и тенденции развития предмета. Явление характеризует внешнее, непосредственное обнаружение сущностей, способ ее проявления.
Явление дается человеку в ощущениях, восприятиях и представлениях. Любой новый предмет предстает перед нами как совокупность явлений - внешних признаков (цвет, запах и т.д.). Сущность постигается посредством абстрактного мышления с использованием логических форм и методов. Углубление в сущность, движение к абсолютной истине не может завершиться окончательно, поскольку неисчерпаем любой объект познания, познавательные способности человека ограничены характеристиками его чувствования и интеллекта.
Диалектика процесса познания по отношению к субъекту раскрывает смену форм познания. Соотношение конкретного и абстрактного развития знаний: познание от конкретного в действительности и ее чувственных образов идет к абстрактным понятиям и определениям и далее - от отдельных абстракций через их синтез восходит к конкретному в мысли. К теории, а затем снова - к практике. Это означает, что для более глубокого проникновения в объект необходимо временно уходить от него в область абстрактных образов.
Таким образом, познание является сложным диалектическим процессом, осуществляемым в чувственных и логических формах на основе практики. Целью познания является обоснование истины. Познание осуществляется не только в формах чувственного и абстрактно - логических этапов, но также в формах иррационального постижения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|