Сделай Сам Свою Работу на 5

Учение о категориях: мы мыслим категориями. Но развил его Гегель.





Кант различает внешнее и внутреннее чувство. Формой внешнего чувства он называет пространство, формой внутреннего – время.

Познавательные возможности (способности) чел-кого разума ограничены. Как только разум чел-ка пытается выйти за собственные возможности познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями. Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и безграничен. 2-ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ. 3-СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ,4 - НАЛИЧИЕ БОГА

Знаменит антиномиями (столкновение двух противоположных утвердений, одинаково имеющие место быть):

Антиномия конечности и бесконечности пространства и времени. 2 утверждения - мир имеет начало и мир не имеет начало.

Доказал: как наступило настоящее если до нас была бесконечность - мир имеет начало.

Мир ограничен во времени, а значит до него было время (до начала мира), и оно пустое – мир не имеет начала.

Антиномия простого и сложного.

Природное в человеке и свобода воли. Человек подчинен законам природы – вольное существо, противоречие.



Антиномия необходимости и случайности.

Учение о категориях: мы мыслим категориями. Но развил его Гегель.

Фихте ставит в основе своей философской системы самосознание - «Я», которое творит мир «не-Я» и обладает бесконечной деятельностью, под которой подразумевается нравственная деятельность сознания.

Объективная реальность – «не-Я» выступает как производное от мыслящего «Я». Из деятельности и взаимодействия «Я» и «не-Я» Фихте выводит принцип единства противоположностей и другие категории диалектики. «Я» есть и индивидуальный субъект и человечество в целом, или «абсолютное-Я». Индивидуальное и «абсолютное Я» постоянно взаимодействуют, то совпадая и сливаясь, то разделяясь и различаясь. Эта пульсация, совпадение-разделение является ядром и движущей силой диалектической философии Фихте.

 

Фридрих Шеллинг был учителем Гегеля

 

Но становление Гегеля как философа было своеобразное. Ни в детстве, ни в юности почти никто не мог заподозрить в Гегеле не только что гения, но и вообще человека сколько-нибудь выдающегося. Кроме прилежания и образцового поведения, других особых заслуг за ним ни в гимназии, ни в Тюбингенском университете не числилось. И даже в свидетельстве об окончании этого университета с убийственной объективностью констатировалось, что Гегель – молодой человек с хорошими способностями, здравыми суждениями, но не отличается красноречием и в философии никак себя не проявил.



Его учение представляет наиболее глубокую и всестороннюю разработку диалектического метода мышления и миропонимания. Великая его заслуга состоит в том, что он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в непрерывном движении, изменении и развитии, пытался раскрыть внутреннюю связь этого развития и движения. Гегель разработал диалектику как философскую науку, обобщающую наиболее общие закономерности объективного мира, а также выявил, развил и привел в систему её понятийный аппарат.

Рациональным зерном в философии Гегеля является диалектический метод, понимаемый как универсальная теория всеобщей связи и развития мира. Гегель сформулировал всеобщие законы развития, основные принципы и категории диалектики. Но диалектика Гегеля носила идеалистический характер, поскольку в основе всеобщей связи и развития, в основе мира находится абсолютная идея.

Познание–это развитие, чтобы оно началось, нужно противоречие, противопоставление. А.Д. может противопоставлять себе только себя. А.Д. познает природу, познавая самого себя, пока природа не породит жизнь, человека. Человек через самосознание познает абсолютный дух(тождественность).



Выделяют систему философии Гегеля и его метод.

Основной метод философии Г.–это диалектика: А.И.–Природа- Дух. Философская система подчинена его диалектическому методу. Все рассматривает в процессе развития(Тезис- антитезис- синтез)–эта триада повторяется бесконечно(зерно–тезис, растение–антитезис, растение–синтез).

Его философская система состоит из(триада):

1.Логики(учение о сущности вещей–это тезис).

2.Философии природы(она противоречит логике–это антитезис)

3.Философии духа(синтез)

Логика рассматривает идею в чистом виде(«А.И. в себе и для себя»). В процессе самопознания А.Д. проходит следующие ступени(триада):

§ Ничто(или нечто)–единство ничто и нечто приводит к становлению, его результат–наличное бытие.

§ Бытие(его категории: становление, качество, количество, тождество, различие, необходимость, случайность)

§ Действительность

Философия природы–познание Абсолютным духом себя через природу. Его этапы(триада):

§ Физика(свет, тепло)–нефункционирующие системы

§ Органика(биология, зоология и т.д.)–функционирующие системы- жизнь

§ Механика(время, пространство, движение)

Философия духа включает:

§ Субъективный дух- антропология, феноменология–изучает мир явлений, их восприятие человеком

§ Объективный дух- государство, право, нравственность

§ Абсолютный дух- искусство, религия, философия. Философия- конечный этап самопознания и саморазвития абсолютного духа(в этом ограниченность философской системы Гегеля–дальнейшее развитие А.Д. невозможно).

Философия по Гегелю- это эпоха, схваченная в мыслях.

Гегелемвпервые было четко сформулировано понятиедиалектики. Законы диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Диалектикапо Гегелю - основополагающий закон развития и сущ-ния Мирового духа и сотворенного им окр-его мира. Смысл диалектики:

все - Мировой дух, "конечный дух"-чел-к, предметы и явле­ния окр-его мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала (день и ночь, тепло и холод, черное и белое, война и мир) которые взаимодействуют;

• единство и борьба противоположностей-основа развития и сущ-ния всего в мире. Развитиепроисходит от абстрактного к конкретному:

сущ-ет опр-ный тезис(утверждение, форма бытия); • данному тезису всегда находится антитезис-его противопо­ложность; • в результате взаимодействия двух противоположных тезисовпо­лучается синтез-новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; • данный процесс происходит снова и образуется те­зис более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса,- Гегель выделяет тезис "бытие" (т.е то, что сущ-ет). Его антитезис-"небытие" ("абсолютное ни­что"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который явл-ся новым тезисом.

Религия-антитезис искусства. Ф-я-синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи.

Природу(окр-ий мир)Гегель понимает как инобытие идеи(т.е антитезис идеи, другую форму сущ-ния идеи).

Заслуга Гегеля в том, что, обобщив и систематизировав предшествующие философские идеи, он создал стройную гармоническую диалектическую систему, которая охватывает все сферы действительности. Он сформулировал основные принципы и законы этого мира, систему диалектических категорий, которыми оказал огромное влияние на последующее развитие философской мысли.

Однако диалектика Гегеля носила идеалистический характер. Она относилась только к духовному бытию, к развитию идей. По Гегелю, движение и развитие существуют только благодаря абсолютной идеи, универсального духа, который мыслит, формулирует понятия. Через движение мыслей идея само себя познается. В процессе этого самодвижения и саморазвития формируется природа и общество. Дальше развивается не природа и общество, а та же абсолютная идея, проходя различные ступени. Как только идея познает саму себя, развитие кончается. Уступая своей идеалистической системе, Гегель вынужден был отрицать развитие природы, считая, что она только разворачивается в пространстве, а общество развивается только до возникновения прусского государства. Диалектика Гегеля обращена в прошлое и обличена в мистическую форму, искажая реальность, ставя все верх ногами.

Преодоление ограниченности идеалистической диалектики возможно была в философии марксизма.

 

 

Классическая немецкая Ф-я находит своё завершение в материализме Л. Фейербаха. Фейербах строит свою Ф-ю на базе противопоставления Ф-и и религии как форм мировоззрения, которые несовместимы и противостоят друг др.

• отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Диалектика – способ рассуждения, при котором противоположные позиции не перечеркивают, а дополняют, обогащают, уравновешивают друг друга. Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения и развития.

Принцип всеобщей взаимной связи, связи прямые, связи косвенные. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Закон единства и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей, раскрывающий источник развития (день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое);

Из взаимодействия объектов и составляющих их эл-тов образуется источник развития - противоречие.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.