Сделай Сам Свою Работу на 5

ВВЕДЕНИЕ В ПАРАДОКСАЛЬНУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ





ТЕХНИКИ ПСИХОТЕРАПИИ

Джеральд Р. Уикс, Лучиано Л'Абат

ПСИХОТЕХНИКА

ПАРАДОКСА

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАРАДОКСОВ

В ПСИХОТЕРАПИИ

 

ДЖЕРАЛЬД Р. УИКС, ЛУЧИАНО Л'АБАТ

ПСИХОТЕХНИКА ПАРАДОКСА

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАРАДОКСОВ В

ПСИХОТЕРАПИИ

«Маркетинг»

Москва

УДК 615.851

ББК 53.57

У77

Джеральд Р. Уикс, Лучиано Л'Абат. Психотехника парадокса.Практическое руководство по использованию парадоксов в психотерапии. Методические материалы для слушателей курса «Психотерапия». Москва, 2002. — 278 стр.

ISBN 5-7856-0255-5

 

© Gerald R. Weeks and Luciano L'Abate, 1982

© Центр психологической культуры, 2002

© «Маркетинг», 2002

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО......................................................................... 3

БЛАГОДАРНОСТИ....................................................................................... 5

ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................... 6

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ

ВВЕДЕНИЕ В ПАРАДОКСАЛЬНУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ........................... 8

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ЧТО ЭТО?................................... 9

ИСТОРИЯ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ................................... 12

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ПАРАДОКСАЛЬНАЯ



ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЯ................................................................................ 23

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ 23

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.... 26

ДИАЛЕКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ И ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ............... 27

КОНТЕКСТ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ............................................... 30

СИМПТОМЫ.................................................................................................. 32

ДИАЛЕКТИКА СИМПТОМОВ........................................................................ 35

СИМПТОМЫ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ

НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ............................ 37

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПАРАДОКСА: ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ................... 39

ДИАЛЕКТИКА ПСИХОПАТОЛОГИИ........................................................... 43

АКЦИЯ - ПАТОЛОГИЯ КАК ВНУТРЕННЯЯ ПРОБЛЕМА............................ 44

ИНТЕРАКЦИЯ - ПАТОЛОГИЯ КАК НЕСПОСОБНОСТЬ К

ИНТЕРАКЦИИ............................................................................................... 46

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПСИХОПАТОЛОГИИ................................... 47

ВЫВОДЫ....................................................................................................... 58

КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ПОДХОД........................ 59



ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ............................................................... 60

СОПРОТИВЛЕНИЕ И ХРОНИЧНОСТЬ....................................................... 62

ОЦЕНКА СОПРОТИВЛЕНИЯ....................................................................... 62

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ 63

ПАТТЕРНЫ СЕМЕЙНЫХ ТРАНСАКЦИЙ..................................................... 66

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ 70

ВЫВОДЫ....................................................................................................... 72

КАК ПРИМЕНЯТЬ ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ПОДХОД.................................... 73

МЕТОДЫ РАБОТЫ ХЕЙЛИ, МАДАНЕС И СЕЛЬВИНИ-ПАЛАЦЦОЛИ 73

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ 76

ПЕРВЫЕ СЕАНСЫ....................................................................................... 79

ФОРМИРОВАНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И МОНИТОРИНГ

ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ........................................................ 87

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ...................... 95

ВЫВОДЫ....................................................................................................... 98

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ТЕХНИК.................................. 99

УРОВНИ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ......................................... 100

ПАРАДОКСЫ БАЗИРУЮЩИЕСЯ НА ПОДЧИНЕНИИ ИЛИ НА СОПРОТИВЛЕНИИ 103

ТЕХНИКА ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ..................................... 110

ПЕРЕФОРМУЛИРОВАНИЕ.......................................................................... 111

СМЕНА ЯРЛЫКА.......................................................................................... 113

ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ РЕЦЕПТЫ И ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДОКСЫ 119

СДЕРЖИВАНИЕ........................................................................................... 133

РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ............................................................................ 147

ОПОСРЕДОВАННЫЕ И СКРЫТЫЕ ПАРАДОКСЫ...................................... 148

ПАРАДОКСЫ, ВЕДУЩИЕ К ИНСАЙТУ........................................................ 153



ВЫВОДЫ....................................................................................................... 154

НОВЕЙШИЕ ТЕХНИКИ ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ 156

ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕПРЕССИИ........................................... 156

ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 160

ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ ПИСЬМА................................................................... 164

ТЕХНИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ПИСЬМАХ 178

ВЫВОДЫ 182

КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ В ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ 183

СЛУЧАЙ I: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И СЕМЕЙНАЯ ИНТЕРВЕНЦИИ 183

СЛУЧАИ 2: ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕПРЕССИИ....................... 215

СЛУЧАЙ 3: ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ В

НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ..................................................................................... 223

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИК ПАРАДОКСАЛЬНОЙ

ТЕРАПИИ...................................................................................................... 231

ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ТЕХНИКЕ

ПАРАДОКСАЛЬНОГО НАМЕРЕНИЯ........................................................... 232

ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ 237

ЯВЛЕНИЯ, СОПУТСТВУЮЩИЕ ПАРАДОКСАЛЬНЫМ

ИНТЕРВЕНЦИЯМ......................................................................................... 241

ЭТИКА И ОБУЧЕНИЕ................................................................................... 253

ЭТИКА........................................................................................................... 256

ТРЕНИНГ В ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ................................. 263

БИБЛИОГРАФИЯ......................................................................................... 267

СОДЕРЖАНИЕ 276

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Данная книга по многим причинам является новаторской. Её авторы первыми:

1. Представляют всестороннее описание парадоксальной терапии, учитывая при этом историю, теорию, технику, применение, уровень исследований и этику.

2. Представляют оговариваемые положения, применяя диалектический подход.

3. Берут на себя трудную задачу, заключающуюся в составлении классификации существующих парадоксальных методов, детально разъясняя каждую технику и подсказывая, когда и как её можно применять.

4. Предлагают богатый выбор примеров применения парадоксальных методов в краткосрочной терапии, а также, что особенно ценно, — в долгосрочной.

5. Много внимания уделяют описанию применения различных типов парадоксальных писем.

6. Приводят детальные противопоказания к применению парадоксальных техник.

7. Описывают множество интересных явлений, присутствующих в работе с пациентами, таких как «терапиоман» или «терапевтоед».

Это очень актуальная, яркая, поучительная и увлекательная работа. Среди описания клинических случаев и терапевтических ситуаций нередко встречаются настоящие жемчужины. Авторы ставят под сомнение наш образ мышления и методы работы. Например, они, пожалуй, тоже первыми, открыто определяют симптом как «приятеля».

Предлагают множество творческих способов изменения ярлыков, приклеиваемых поведению и паттернам, которые до сего времени воспринимались исключительно, как «дисфункциональные». Кроме того, они развенчивают ауру «магии», окружающую парадоксальные техники, и позволяют читателю осознать, какая тяжёлая работа стоит порой за этим подходом.

Наверное не найдётся ни одного терапевта, для которого чтение этой книги не стало бы источником вдохновения, в котором она не вызвала бы энтузиазма и чувства, что он обрёл новые возможности.

Работа Уикса и Л'Абата ещё долго будет с благодарностью вспоминаться представителями нашей профессии, как профессионалами, так и теми, кто делает пока только первые шаги в данной специальности.

Доктор М. Дункан Стэнтон Филадельфия

Child Guidance Clinic

University of Pensylvania.

БЛАГОДАРНОСТИ

Я хотел бы поблагодарить всех, кто способствовал появлению данной книги.

Глубокую благодарность хочу выразить доктору Джону Т. Вильямсу, руководителю отдела психологии в UNC-Wilmington, за оказанную мне поддержку и понимание при разработке плана занятий в учебном заведении, благодаря чему у меня появилось свободное время для проведения исследований и написания книги.

Рон Буркхалтер, доктор Энди Джексон и Кэролайн Виндхам оказали нам большую помощь при редактировании текста. Рона Буркхалтера мы благодарим не только за его вклад в редакционную работу, но и за ценные замечания относительно содержания машинописного текста.

Особые слова благодарности я адресую Джеки В. Джонсон и Томасу Ф. Райану, которые будучи ко-терапевтами, провели со мной два сеанса, описанные в данной книге.

Я чувствую себя очень обязанным госпоже Мэрфи Джо Клемонс, проведшей множество часов зэ рэзборкой рукописи и переписыванием очередных версий текста. Помогали ей в этом Диана Мэтьюс и Джо Энн Тидж.

И, наконец, я хочу поблагодэрить мою жену, Кэти, за её огромное терпение, понимание, поддержку и любовь.

Джеральд Р. Уикс

Мы оба в долгу перед нашими многочисленными коллегами из Georgia University и Harlem Valley Psychiatric Center, которые подпитывали наш интерес к парадоксам и ассистировали в клинических исследованиях. Мы по достоинству оцениваем помощь, оказанную нам Джозефом Фрейем II, Эдгаром Джессе, Мишелем О'ши, Джоном Схунбеком, Саделом Слоном, Пэтом Сопером, Томасом Тоддом и Виктором Вагнером.

 

Джеральд Р. Уикс

Лучиано Л'Абат

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Парадоксальные методы быстро заняли позицию одного из наиважнейших подходов в семейной терапии и психотерапии последних лет. Они являются необыкновенно привлекательными, т.к. представляют собой форму краткосрочной терапии, в ходе которой изменения происходят словно по мановению волшебной палочки. Говоря по правде, пионеров данного подхода иногда представляют как чародеев. До недавнего времени парадоксальную терапию окружала аура таинственности, поскольку используемые в ней принципы и техники никем не описывались.

Целью нашей книги является презентация парадоксальной терапии. Мы предприняли попытку интегрировать все имеющиеся знания из этой области. Данный процесс связан с выяснением многих положений и с извлечением выводов, которые до сих пор не были непосредственно сформулированы. Короче говоря, мы открываем тайну парадоксальной терапии

Данное издание содержит не только исчерпывающий обзор чужих исследований, но и описание наших собственных методов работы. Они представлены таким образом, чтобы заинтересовавшиеся ими лица могли использовать их как в клинической практике, так и в ходе исследований. Таким образом, наш метод пригоден для многократного воспроизведения, что в свою очередь означает, что парадоксальная терапия перестаёт быть сферой искусства и приобретает научный характер. Это очень важно, поскольку в противном случае парадоксальный подход был бы обречён на медленное умирание или же был бы отвергнут большинством терапевтов.

Данная книга предназначена для психологов различной ориентации, работающих в клинических условиях. Представленные в ней методы могут быть использованы клиницистами, специализирующимся в индивидуальной, семейной и супружеской терапии.

Данная книга окажется полезной как для лиц, интересующихся изучением основ парадоксальной терапии, так и для опытных практиков данного подхода, желающих получить общую перспективу. Свою любознательность смогут удовлетворить и исследователи, заинтересованные теоретическими основами парадоксальной терапии

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ

 

В первом разделе мы представляем историю парадоксальной терапии, а также роль парадокса в более ранних психотерапевтических системах. Мы также обращаем внимание на то, что парадоксальные методы являются интегральным элементом мно­гих других процедур.

2 и 3 разделы посвящены теории парадоксальной терапии. В них мы приводим более ранние концепции парадокса, а также предлагаем новые теоретические основы парадоксальной терапии Вопрос возникновения и решения проблемы представлен нами в диалектическом ракурсе.

4 раздел посвящён теме, которой до сих пор уделялось мало внимания, а именно: критериям, определяющим то, когда следует применять парадоксальную терапию.

В 5 разделе речь идёт о том, как применять парадоксальные методы. В нём приводятся рекомендации как общего характера, так и более детального. Здесь также представлены принципы парадоксальной интервенции, которыми мы сами же и руководствуемся.

6 и 7 разделы посвящены технике парадоксальной интервенции. В них терапевты найдут «интеллектуальные шаблоны».

В 8 разделе мы сосредотачиваем на двух новых, существенных применениях парадокса в лечении депрессии и в детской терапии.

В 9 и 10 разделах читатель найдёт примеры использования парадокса в различных терапевтических ситуациях. Применяемые техники классифицируются и рассматриваются на примере парадоксальных писем, адресованных пациентам.

11 раздел содержит обзор исследований различных типов лечения парадоксом.

В 12 разделе мы затрагиваем некоторые вопросы этическо­го характера, а также показываем, кто является наилучшим психотерапевтом, применяющим парадокс, и как должны проходить занятия.

Джеральд Р. Уикс

Раздел 1

ВВЕДЕНИЕ В ПАРАДОКСАЛЬНУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ

Парадоксы приковывали к себе внимание человека уже с VI в. до н.э. Именно тогда Эпименид из Мегары сформулировал парадокс обманщика, а Зенон из Элей - парадокс бесконечности (Хагес и Брехт, 1975). Поразительный парадокс Эпименида звучит так: «Все жители Крита - лгуны». Однако, поскольку Эпименид сам родом с Крита, он также должен быть обманщиком. Но если Эпименид лжёт, утверждение: «Все жители Крита - лгуны» - тоже должно быть ложью, из чего следует вывод, что все критяне говорят правду... только мы узнали, что Эпименид лжёт... но поскольку он родом с Крита... и т.д. В более поздние периоды интерес к парадоксу угас, чтобы вновь возродиться лишь в конце XIX века, вместе с ренессансом логики (Эдварс, 1967). Сегодня семейные терапевты концентрируются на специфическом типе парадокса, оставляя философам и лингвистам анализ логических и семантических парадок­сов.

В данной книге мы намерены проследить различные применения парадокса в психотерапии. Мы не умаляем значение теории, но всё-же сосредотачиваемся на том, как использовать на практике парадоксальные методы.

Парадоксальная терапия является относительно новой, и при том эффективной, увлекательной, неконвенциональной формой лечения. Её наиболее характерной чертой является отход от традиционных психотерапевтических техник. Немногие терапевты хотят (умеют) применять парадоксальный подход по причине его нетипичности и отсутствия какого бы то ни было общего пособия на эту тему. Девизом парадоксальной терапии может стать принцип: «Если терапевт поступил так-то и так-то, ты сделай всё наоборот». С точки зрения лица, прошедшего через традиционное обучение, данный принцип сам по себе является парадоксальным. Парадоксальные методы используются главным образом в семейной и системной терапии. К наиболее известным поборникам парадоксального лечения относятся Хейли (1963, 1976), Сельвини-Палаццоли и её группа (1978), а также Вацлавик и его сотрудники (1967, 1974).

Более того, из обзора литературы вытекает, что большинство статей, касающихся парадоксальных техник, было опубликовано в журнале, посвящённом семейной терапии «Family Process» (Уикс и Л'Абат, 1978). Данная книга представляет возможность использования парадокса в индивидуальной, и особенно в брачной и семейной терапии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.