Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема №1.Общество как социальная система.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ДВ.2.1 дисциплина по выбору « Человек в системе социальных связей»

Направление подготовки: Педагогическое образование

По образовательной программе:«Дошкольное образование»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

 

 

Составитель: к.и.н. Протасова Ирина Валерьевна

 

 

Армавир, 2014

 

Обоснование РПД

Рабочая программа по дисциплине «Человек в системе социальных связей» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов факультета дошкольного и начального образования, обучающихся по педагогическому направлению 050100, по образовательной программе: «Дошкольное образование».

Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук от «_____» ___________ 20__ г., протокол № ___.

 

Автор (составитель): к.и.н., ст. преп. Протасова И.В.

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук



«____»_________________ 20___ г. протокол № ____

 

Заведующий кафедрой ______________/ _______________

(подпись) Ф.И.О.

 

Аннотация

В системе современного гуманитарного знания данная дисциплина является одной из основополагающих, так как направлена на целостное всестороннее развитие личности. Особое место отводится связям с общественностью, что является одним из перспективных направлений в современном обществе. Человек рассматривается не только как существо биологическое, но и социальное. Как элемент отражения общественного настроения и регулятор взаимодействия. Данным аспектам уделяется пристальное внимание в процессе освоения "Человек в системе социальных связей" как учебной дисциплины.

Занятия по данному курсу направлены на подготовку студентов-бакалавров 4 курса педагогического направления «Дошкольное образование», обучающихся на факультете АГПА.

Дисциплина является междисциплинарной, содержащей в себе знания из: истории, социологии, философии, психологии, антропологии, истории, политологии, экономики, педагогики.



Знания по дисциплине позволяют рассмотреть человека как элемент общественной структуры и общество как целостную универсальную систему, определить уровень их взаимодействие друг с другом.

Цели дисциплины обусловлены реализацией и образовательной деятельностью принципов: фундаментализации, гуманитаризации, культорологизации и междисциплинарной интеграции. Процесс обучения проводится в соответствии с личностно-ориентированной моделью и системно-деятельностным подходом.

 

Содержание

Структура РПД

  1. Цели освоения учебной дисциплине
  2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
  3. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО
  4. Объем дисциплины (модуля) (в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) на самостоятельную работу обучающихся)
  5. Структура учебной дисциплины

5.1 Виды занятий и их содержание

5.2 .1 Планы и содержание лекционных занятий

5.2.2 Планы и содержание практических и семинарских занятий 6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы по дисциплине (модулю) 7.Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 7.1 Описание показателей и критериев оценивания компетенции на различных этапах и формирования, описание шкал оценивания 7.2 Типовые и контрольные задания необходимые для оценки знаний, умений обучающихся, характеризующихся этапы формирования и компетенции в процессе освоения образовательной программы 7.2.1 Материалы, которые оценивают формирование компетенции по темам 7.2.2 Вопросы для самоконтроля 7.2.3 Тестовые задания 7.3 Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков и деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций 8. Технологическая карта дисциплины 9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы необходимой для освоения дисциплины (модуля) 10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет необходимых для освоения дисциплины (модуля) 11. Методические указания для обучающихся, необходимые для освоения дисциплины (модуля) 12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)



 

1. Цели дисциплины

Данная учебная дисциплина дает представление о теоретических и практических особенностях человека в социуме. Занимая особое место в системе гуманитаризации образовательной деятельности в вузе, она способствует развитию социогуманитарного мышления студентов. Цель изучения дисциплины – формирование у студентов базовых представлений о человеке и его месте в обществе, социальных отношениях, связях и процессах на основе ознакомления с достижениями мировой и отечественной науки.

В ходе преподавания дисциплины предполагается решение следующих задач:

1) сформировать у студентов представление о предмете, целях и задачах дисциплины;

2) предоставить студентам общие знания о социуме, его устройстве и механизмах изменения;

3) познакомить студентов с классификациями общества и формами его изменения;

4) помочь студентам овладеть необходимой терминологией;

5) сформировать навыки, позволяющие студентам свободно излагать свои умозаключения, обобщать и анализировать данные;

6) научить студентов различать формы массового поведения и причины их возникновения;

7) приобщить студентов к исследованию социокультурных процессов, проблем развития информационной культуры, возможно с привлечением социологических методик

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

– владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность анализировать мировозренческие социальные и личностно значимые философские проблемы (ОК-2)

– способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способность использовать отечественный изарубехный опыт организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10)

В результате освоения курса дисциплины студент должен:

знать:

– основные закономерности взаимодействия человека и обшества;

– основные этапы истории развития общества, его социальной культуры;

– основные механизмы социализации личности;

– особенности современного российского общества, его ключевые проблемы и возможные пути их решения;

уметь:

– описывать и давать оценку важнейшим социальным феноменам современного общества;

– выделять различные социальные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия;

– самостоятельно работать с различными необходимыми источниками информации , свободно излагать их содержание;

владеть:

– основными категориями и понятиями ;

– навыками публичной речи и ведения дискуссии;

– базовыми приемами анализа информации и разработки практических рекомендаций для решения социальных проблем.

демонстрировать способность:

- способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;

- организовывать и выстраивать работу в социальной группе и профессиональном коллективе с использованием информационных технологий.

3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Наряду с другими дисциплинами социально-гуманитарного блока (социология, история, философия, политология, культурология) "Человек в системе социальных связей" выступает важным элементом в системе подготовки бакалавров по направлению «Дошкольное образование». Она относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Программа разработана на основе ФГОС ВПО третьего поколения. Изучение дисциплины студентами базируется на имеющихся у них знаниях социологии, социальной психологии и отечественной истории, социальной философии, истории и теории культуры. Знания социальных закономерностей, приобретаемые студентами в результате изучения дисциплины, позволят им успешнее анализировать и прогнозировать экономические процессы в России и мировом сообществе. Тем самым, данные знания способствуют более глубокому пониманию содержания остальных дисциплин социально-гуманитарного цикла.

В данной программе предпринята попытка систематизировать и осмыслить имеющийся теоретический и эмпирический материал о человеке и обществе с целью общекультурной подготовки последующей профессиональной самореализации.

 

4. Объем дисциплины (модуля) (в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) на самостоятельную работу обучающихся)

 

 

Семестр Трудоем-ть Лекции час. Практ. занят., час. Лаб.раб., час. СРС, час Контроль, час Форма аттестации
зач. ед. час    
- зачет
в т.ч. в интерактивной форме            

 

5. Структура дисциплины

№ п/п Разделы курса, темы занятий Всего часов Всего аудит часов Из них СРС
лекц. практ  
1. Тема 1. Общество - среда обитания человека
2. Тема 2. Человек - представитель социума
3. Тема 3. Социальные группы и взаимодействие внутри них. Связи с общественностью.
4. Тема 4. Социальная структура, социальный контроль
5. Тема 5. Мировая система и процессы глобализации
6. Тема 6. Современное российское общество. Социальные изменения
7. Тема 7. Девиацияи ее проявления в обществе
8. Тема 8. Социальное действие и взаимодействие. Социальный контроль.
  Всего часов:

5.1 Виды занятий и их содержание

№ п/п Разделы курса, темы занятий ВИД ЗАНЯТИЯ
Лекционный блок Практикум СРС
1. Тема 1. Общество - среда обитания человека Обзорная лекция Изучение структуры и функций общества, представление в виде Составление словаря- справочника
2. Тема 2.Человек - представитель социума Лекция- умозаключение Круглый стол "Мини конференция" Конспектирование первоисточника
3. Тема 3. Социальные группы и взаимодействие внутри них. Связи с общественностью Обзорная лекция Сравнительный анализ социологических теорий, концепций. Составление таблицы Составление плана-конспекта
Тема 4 Социальная структура, социальные контроль. лекция тестирование Составление словаря- справочника Составление библиографии по теме
Тема 5 Мировая система и процессы глобализации Проблемная лекция Проблемная дискуссия « Гражданское общество. Признаки гражданского общества» Составление словаря- справочника
Тема 6 Современное российское общество. Социальные изменения Лекция - дискуссия Написание эссе на тему «формы взаимодействия Составление библиографии по теме
Тема 7. Девиация и ее проявления в обществе Лекция тест Деловая игра "Девиант или деликвент?" Составление пробных тестовых заданий по социологии
11. Тема 8. Социальное действие и взаимодействие. Социальный конфликт. Проблемрая лекция Проведение сравнительного анализа теорий конфликта, составление таблицы Составление блиц-опроса (пробое исследование) по теме

Лекционный блок

Лекция№1.

Тема1. Общество - среда обитания человека

Понятие социальной системы. Характеристики социальных систем. Строение социальных систем. Типы социальных систем. Открытые и закрытые социальные системы. Традиционные и современные (модернизировавшиеся) социальные системы. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные социальные системы. Формационная типология социальных систем: доклассовые, классовые и бесклассовые общества. Многообразие классовых социальных систем. Культурологический (цивилизационный) подход к классификации социальных систем.

Индивиды как элементы системы. Понятие социального института.Основные социальные институты: экономические, политические, культурные (институты религии, образования и др.), семейные. Институт семьи, брака и родства. Функции семьи. Типы семей. Семья в современном обществе.

Рекомендуемая литература:

1. Бауман З. Мыслить социологически. – М., 1996. – Введение и гл. 12.

2. Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы //Социс. – 1997. - №1.

3. Ильин В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии: смена парадигмы // Социс. – 1996. - №10.

4. Козлова О.Н., Панфёрова В.В., Спасибенко С.Г. Социология в вузе: к вопросу о предмете и месте в системе обществоведческих дисциплин // Социально-политические науки. – 1991. - №2.

5. Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологическогознания // Социс. – 1997. - №6.

6. Портянкин Б.А. Размышления о микро- и макросоциологии // Социс. –1992. - №1.

7. Социология в России: Учебно-методическое пособие для вузов / Под ред.В.А. Ядова. - М.: Изд. Института социологии РАН, 1998.

8. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение – феномен современной социологической теории и практики // Социс. – 1998. - №1.

9. Фененко Ю.В. Социология. Учебник для вузов. М.:Проспект Велби,2007.

10. Фетисов В. Специфика социологии как науки и учебной дисциплины //Социально-политический журнал. – 1992. - №9.

11. Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России //Социс. – 1995. - №11.

 

Лекция №2

Тема 2.Человек - представитель общества

Базовые понятия: индивид, индивидуальность, личность. Проблема взаимосвязи личности и социальной среды. Социальные типы личности: нормативный, модальный, идеальный, социопатический.

Теории личности. Поведенческая теория (социальный бихевиоризм). Психоаналитическая теория З. Фрейда. Теория деятельности (А. Н. Леонтьев и др.). Ролевая теория (Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Р. Линтон). Теория поля К. Левина. Гуманистическое направление в изучении личности (А. Маслоу, Э. Фромм).

Социализация личности. Социально-психологические механизмы социализации. Агенты социализации. Этапы социализации. Нарушение процесса социализации. Десоциализация и ресоциализация.

Литература:

• Зборовский Г.Е. Орлов Г.П. Социология. М., 1995

• Исаев Б.А. Социология. СПб. Питер, 2008

• История социологии: Учебное пособие / А.Н. Елсуков и др. – Минск,1993

• Константинова С.С., Миронов С. К. Социология. М.: Изд-во РИОР,2004

• Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: Аспект-Пресс, 1997.

• Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М.,2000

• Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

• Социология в России: Учебно-методическое пособие для вузов / Под ред.В.А. Ядова. - М.: Изд. Института социологии РАН, 1998.

• Социология. Основы общей теории. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Норма, 2005

• Социология. Под ред. Д.В. Иванова. М., 2005

• Социология. Под ред. Иванова. М.: Высшее образование, 2005

• Фролов С. С. Социология. М.: Изд-во «Логос», 1997

• Яковлев Н.П. Социология. СПб., 1992

 

Лекция №3

Тема 3.Социальные группы и взаимодействия внутри них

Связи с общественностью

Социальная структура как способ организации общественных отношений и система устойчивых взаимосвязей между индивидами и их совокупностями. Типы социальных структур: горизонтальные и иерархические социальные связи. Структурно-функциональный анализ в социологии: подходы Т. Парсонса и Р. Мертона.

Понятие и виды социальных общностей. Социальная группа: понятие, признаки. Социальные группы как элементы социальных систем. Внутри- и межгрупповые отношения. Типология социальных групп. Формальные и неформальные группы. Первичные и вторичные группы. Малые группы. Специфика малых групп. Большие социальные группы. Классификация больших групп. Этнические группы и их особенности. Виды этнических групп. Социально-экономические группы (классы, сословия, профессиональные сообщества) как основа социальной структуры современных обществ. Связи с общественностью.

Рекомендуемая литература:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс Политика 1992.

2. Батыгин Г.С. История социологии. М.: Новый учебник, 2004.

3. Бачинин В.А. Сандулов Ю.А. История Западной социологии. Учебник. СПб, Лань, 2002.

4. Галактионов А.А. Русская социология IX-XX вв. Учебник. СПб, Лань, 2002.

6. Голосенко И.А.,Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв.М.: Онега, 2002

7. Гофман А.Б. Сеть лекций по истории социологии. М.: Мартис, 1995

8. История социологии: Учебное пособие / А.Н. Елсуков и др. – Минск,1993.

9. Култыгин В.П. История российской социологии. – М., 1994.

10. Немировский В.Г. Современная социология и российские культурные традиции // Социс. – 1994. - №2.

11. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

Лекция №4

Тема 4Социальная структура и социальный контроль

Социальная структура. Т.Парсонс и его теория. М. Вебер и Т. Парсонс. Потребности, интересы, мотивы людей как факторы социальных действий.

Социальные взаимодействия. Типы взаимодействий: межличностное, внутригрупповое, межгрупповое. Формы взаимодействий: кооперация, конкуренция, конфликт. Теории социальных взаимодействий. Символический интеракционизм. Теория социального обмена Дж. Хоманса. Интерпретация социальных взаимодействий Г. Гарфинкелем и исследования повседневной жизни людей. Концепция И. Гофмана: «управление впечатлениями» и социальная «драматургия».

Коллективные действия. Массовое сознание и массовое поведение. Формы массового поведения. Особенности поведения индивида в толпе. Теории массового (коллективного) поведения: концепция Г. Лебона, теоретические взгляды Г. Тарда, психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг), современные подходы к феномену массового (коллективного) поведения. Социальный контроль.

Рекомендуемая литература:

1. Каменская Е.Н. Социология: Учебное пособие/ Е.Н.Каменская. – М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К», 2005. – 288 2. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов / В.В.Касьянов. – Р-на-Д.: Феникс, 2001. – 434 с.
3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для вузов / М.С.Комаров. – М.: Наука, 1999. с.
4. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник / С.А.Кравченко. – М.: Издательство « Экзамен», 2007. – 750 с.

5. Эфендиева А.Г. Общая социология: Учебное пособие/ А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 654 с.

 

Лекция № 5

Тема 5Мировая система и процессы глобализации

Мировая система: понятие, структура, характеристика и этапы формирования. Причины и предпосылки складывания мировой социальной системы. Место и роль России в мировой социальной системе в начале XXI века.

Понятие глобализации. Глобализация как новый этап в формировании мировой социальной системы. Факторы глобализации: складывание мировых финансовых рынков, прогресс телекоммуникаций, появление и распространение глобальных идеологий. Проявления глобализации в экономике, политике, культуре. Последствия глобализации: позитивные и негативные. Глобальные проблемы современного мирового сообщества: углубляющийся разрыв между богатыми и бедными странами, унификация культуры, экологический кризис, угрозы войн и международного терроризма.

Рекомендуемая литература:

1. Беляев А.М. Военная социология. // Социс. – 2002. - №12

2. Беляева Н.Ю. Гражданские ассоциации и государство //Социс. – 1995. - №11.

3. Вебер М. О некоторых категориях «понимающей» социологии // Избранные произведения. – М., 1990. – Гл.XII.

4. Лопин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. – 1996. -№5.

5. Новые концепции общей теории управления. – М., 1995.

6. Олейник А.Н. Механизм возникновения новых институционных структур в переходный период // Социс. – 1994. - №2.

7. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 1995.

8. Сергеев Б. Социология религии.// Закон и право.- 2003. - №11

9. Тадевосян Э.В. О курсе «Социология права».//Социально-политический журнал. – 1998.- №1

10. Социология права. Под общ.ред.В.М. Серых. М.: Юстицин-форм, 2004

11. Франчук В.М. Основа современной теории организаций. – М., 1995.

 

Лекция №6

Тема 6 Современное
российское общество. Социальные изменения

Социальные изменения начала XXI века. Интерпретации текущих социальных изменений и прогнозы на будущее. Рыночные и демократические реформы 1990-х годов и социальные изменения в российском обществе. Характеристика современного российского общества. Стратификация, социальная структура и процессы социальной мобильности в России в 1990-е годы. Формирование новых социальных групп. Классовая поляризация и социальные конфликты. Утверждение новой модели российского общества в 2000-е годы. Эволюционные сдвиги в социальной структуре и профессиональной стратификации. Поиск новых групповых идентичностей: этносоциальные процессы в постсоветской России. Актуальные тенденции общественного развития в Российской Федерации.

Социальное неравенство в России конца XX – начала XXI века: масштаб проблемы, основные причины, специфика в российских условиях. Социальная политика государства в современной России, и ее роль в смягчении социального неравенства. Оценка эффективности государственной социальной политики в РФ.

Социальное изменение как социологическое понятие. Теории социальных изменений. Эволюционные теории социальных изменений. Однолинейная и многолинейная эволюция. Исторический материализм. Революция как механизм социальных изменений. Циклические теории социальных изменений. Факторы социальных изменений: экономика, политика, культура. Социальные движения: понятие, виды и роль в возникновении социальных изменений.

Концепция социального прогресса. Понятие прогресса и регресса. Интерпретация прогресса в свете линейных (эволюционных, революционных) и циклических теорий социальных изменений. Критерии общественного прогресса: технологический, экономический, культурный, политико-правовой, гуманистический. Неоднозначность социального прогресса.

Рекомендуемая литература:

1Американская социология : перспективы, проблемы, методы/ Перевод с англ. – М.1972.

2. Беленький В.Х. Проблемы современной российской интеллигенции. Опыт социологического анализа.- Красноярск ГУУМиЗ, 2005.

3. Волосовский В. Классы, слои и власть/ Перев с польск.- М, 1981.

4. Динамика социальной структуры и трансформация общественного сознания «Круглый стол»// Социс 1998,№2.

5. Классы, слои и группы в СССР/ Ответств. ред.У.А. Степанян, В.С. Семенов.- М.1968

6. Ленин В.И. Великий почин// Полн. собр. соч. Т.39

7. Ленин В.И. Развитие капитализма в России// Полн. собр. соч. Т.3

8. Максимов Б.И. Рабочие в реформируемой России.1990-е - нач.2000-х годов. СПб.: Наука, 2004

9. Руткевич М.Н.Социальная структура. М. – Альфа-М, 2004

10. Социальная стратификация современного российского общества / Ответ.ред.Л.А, Беляева. – М.:1995

11. Социальная стратификация современного российского общества / Ответ.ред.З.Т.Голенкова М.:2003

 


Лекция №7

Тема 7.Девиации и их проявления в обществе

Отклоняющееся (девиантное) поведение. Классификации девиантного поведения: конструктивные и деструктивные отклонения. Виды девиаций в зависимости от типа нарушаемых норм: нарушение правил этикета, аморальные поступки, преступления и др. Общественно опасные проявления отклоняющегося поведения. Преступность. Алкоголизм и наркомания. Самоубийство. Теории отклоняющегося (девиантного) поведения: попытки биологического и психологического объяснения. Социологические теории девиантного поведения: теория аномии, теория «культурного переноса», теория стигматизации, радикальная криминология и теория конфликта. Отклоняющееся поведение в современной России: рост преступности, наркомании, алкоголизма и др. девиаций. Причины и пути решения проблемы роста отклоняющегося поведения в российском обществе.

Рекомендуемая литература:

2. Андреев А.А. Классы как субъект социального развития // Социально-политический журнал. – 1993. - №8.

4. Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества в постсоветской России. //Социс. – 2002. - №9

3. Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» // Вопросы социологии. – 1992. - №1.

4. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. – 1994. - №5.

5. Воронкова В.М., Фомин Э.А. Типологические критерии бедности // Социс. – 1995. - №2.

6. Гордон Л.А. Четыре рода бедности в современной России // Социологический журнал. – 1995. - №2.

7. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социс. – 1996. - №3.

8. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. – 1992. №2.

9. Некрасов П.В. Знакомьтесь, кастовое общество.//Свет – 2004. - №9

10. Радаев В. Основные направления стратификационной теории // Российский экономический журнал. – 1995. - №1.М: Наука, 1995.

12. Смелзер Н. Неравенство, стратификация и класс // Социология. – М.,1994.

13. Сычёва В.С. Определение и измерение бедности: история вопроса // Социс. – 1996. - 3.

14. Ядов В.А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности // Социс. – 1989 - №6.

 

Лекция №8

Тема 8.Социальное взаимодействие, социальный конфликт.

Социокультурное влияние.

Культура как социальное явление. Ее влияние на формирование личности, процессы социализации. Основные элементы культуры. Ценности как основная категория социологии культуры. Принципы, универсалии и парадигмы культуры. Социальные функции и формы культуры. Культура и язык. Культурно-речевой статус. Культурно-речевая среда. Особенности языковой культуры.

Культурно-речевая среда, культурно-речевой статус. Нормы, обряды, обычаи, традиции, ценности. Взаимодействие различных культур. Социальный, межкультурный, межрелигиозный конфликт.

Рекомендуемая литература:

1. Акчурин И.А. Типология и идентификация личности // Вопросы философии. – 1994. №5.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. –М., 1994.

3. Владимиров Н.П. Личность в двух измерениях // Социально-политический журнал. – 1994. - №11-12.

4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Гардарики, 1998.

5. Гилинский Я.Н. Социология девиантного поведения // Социс. – 1991. -№4.

6. Гуревич П. Личность как микрокосм // Общественные науки и современность. – 1993. - №6.

7. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - №2.

8. Клементьев Д.С. Человек в системе социально-политических отношений// Социально-политический журнал. – 1993. - №2.

9. Коган Л.Н. Человек и его судьба. – М., 1988.

10. Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития //Социально-политический журнал. – 1992. - №4-5.

11. Кравченко А.И. Социология: Задачник для студентов вузов. – М.: Academia,1997. – Главы 2,3,4,5,6.

12. Лабезникова А.Ю. Деятельность в жизни человека и общества // Социально-политический журнал. – 1994. - №7-8, 9-10.

13. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

15. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социс. – 1992. - №3-4.

16. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социс. – 1993. - №5.

17. Рукавишников В.О. Социология переходного периода // Социс. – 1994. -№6-8.

18. Феофанов К.А. Социальная аномия: обзор подходов американской социологии // Социс. – 1992. - №5.

19. Франк С.Я. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1992. - №5.

20. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997.

 

Практические занятия

Практические занятия по дисциплине служат существенным дополнением и конкретизацией лекционного курса по данной учебной дисциплине. Вместе с тем они предусматривают решение и особых задач:

-осмысление студентами научного социологического аппарата и его использование при анализе рассматриваемых вопросов;

- углубление научного представления об обществе как социокультурной системе и роли в нем личности;

-формирование у студентов навыков самостоятельного анализа социальных проблем современного российского общества в целом и Северо-Кавказского региона в частности и на этой основе развитие у них активной гражданской позиции;

- развитие навыков научной полемики, дискуссии, публичного выступления;

- оптимизация контроля преподавателя за самостоятельной работой студентов;

- закрепление изученного на лекциях и семинарах материала.

Практическое занятие №1

Тема №1.Общество как социальная система.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие общества как единства различных подсистем. Основные теории.

2. Функции общества как системы и его качественные характеристики.

3. Исторические типы, системы и особенности современных обществ.

Экспресс-опрос:

1. Что такое социальная система?

2. Что, на ваш взгляд, выступает базовой структурной единицей социальной

системы?

3. Что такое общество? Почему человек не может существовать вне общества?

4. Какие исторические типы общества вы знаете?

5.Каков, с точки зрения социолога, главный системный признак современного российского общества?

6. Сформулируйте главные системные признаки и основания современного

общества западного типа.

7. Какова сущность информационного общества? Когда оно появляется?

Темы контрольных работ, рефератов, докладов, фиксированных выступлений:

1. О. Конт о трёх стадиях эволюции общества.

2. Н. Бердяев о смысле истории и прогресса.

3. Подход К. Маркса к анализу общественных явлений.

4. Теории происхождения общества.

5. Т. Парсонс о системе современных обществ.

6. Общество как субъект социальной жизни.

7. Общество как социокультурная система.

Литература:

1. Бородин Е.Т. Современная социология общества в контексте истории //Социально-политический журнал. – 1992. - №1.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Гардарика, 1998.

3. Зиммель Г. Экскурс по проблеме: как возможно общество? // Вопросы социологии. – 1993. – Т.2. - №3.

4. Красильников В. Ориентиры грядущего? Постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность. – 1993. - №2.

5. Лапин Н.И. Общая социология. М.: Высшая школа, 2006

6. Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане. М.: АСТ, Рн/Д, Феникс,1999

7. Моисеев Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность //Политические исследования. – 1993. - №3.

9. Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: Аспект-Пресс, 1997.

10. Спасибенко С.Г. Общество как субъект социальной жизни // Социально-политический журнал. – 1995. - №1.

11. Сорокин П.А. Человек и общество в условиях бедствия // Вопросы социологии. – 1993. - №3.

12. Социология. Основы общей теории. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Норма, 2005

13. Туров И.С. Общество как социальная система // Социально-политический журнал. – 1994. - №7-8.

 

Практическое занятие №2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.