Сделай Сам Свою Работу на 5

Отечественная культура в начале ХХ в.





XX век – особый век русской истории. Он настолько трагичен, динамичен, насыщен социальными революциями (начало века) и социальными и иными катастрофами (включая в последние десятилетия техногенные и экономические), как ни один из периодов российской истории. Создаётся такое впечатление, что российская история в этот период специально подобрала весь набор событий ужасных и трагических, и в то же время героических: три революции, свержение самодержавия, гражданская война, коллективизация и индустриализация, отечественная война, освоение космоса, развал СССР – всё в этом наборе так взаимосвязано и переплетено, что тяжело однородно оценить каждое их этих событий. Особенно это ощутимо на фоне спокойного и классического XIX века российской истории.

В культуре XX века можно выделить дореволюционную культуру “серебрянного века”, тесно связанную с культурой XIX века, и послереволюционную культуру, иногда называемую советской культурой, хотя правильнее было бы назвать её культурой Советской России или культурой советской эпохи.

В начале XX века русская культура переживает невиданный взлёт. Особенно он нагляден в литературе и изобразительном искусстве. В литературе появляется несколько новых направлений. Продолжают творить последователи реализма: А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, А.Н. Горький, появляются новые имена – А.И. Куприн, И.А. Бунин, В.Т. Короленко и другие. Продолжает развиваться символизм, о котором речь шла в теме, посвященной культуре XIX века. Появляется новое направление в русской поэзии – акмеизм. Его последователи /Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин / выступили за возврат к предметности, точному значению поэтического языка. Русский футуризм был рассмотрен в теме “Мировая культура XX века ”. В объединении художников “Мир искусства XX века ” созданном А.Н. Бенда проявили себя Л.С. Бонст, Е.Е Лансере, М.В.Добужинский, К.А. Сомов, Б.Н. Кустодиев, П.К. Рерих и другие.



В этот период наблюдается расцвет философской и общеполитической мысли, выраженной как представителями русской религиозно-этической философии (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, В.В. Розанов, Л.И. Шестов и другие), так и русского космизма (Н.Ф.Фёдоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и другие). Русская дореволюционная наука представлена именами И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина И.П. Павлова, П.Н. Лебедева, Н.Е. Жуковского. В конце 90-х годов XIX – начале XX века наблюдается расцвет русского театра и сценического искусства. В 1898 году начал свою деятельность Московский Художественный театр, основанный К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, объединивший молодых актёров, получивших мировую славу: Качалова, Москвина, Книппер-Чехову и других. В театрах России выступают талантливые артисты: В.Ф. Комиссаржевская, М.Н. Ермолова, М.Г. Савина и другие. В этот период начинается деятельность оперных певцов Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой. В области просвещения поднимается процент грамотных, увеличивается число высших и средних учебных заведений и число обучающихся в них, растёт количество библиотек, бурно развивается печать и книгоиздательская деятельность.



Мы не будем специально останавливаться на социокультурном значении Октябрьской революции, так как оно требует значительного исследования, хотя значение это, безусловно, огромно. Было приостановлено поступательное развитие предшествующей русской культуры “серебрянного века”.

Для первых десятилетий существования советской власти (20-30-е годы ) характерны такие явления как “культурная революции” и связанная с ней новая культурная политика, направленная на формирование нового советского человека и создание пролетарской культуры, опирающейся на идеологию марксизма, считавшегося на протяжении всего периода культуры советской эпохи единственно верной формой мировоззрения.



В этот период происходит уничтожение, так называемой буржуазной и дворянской интеллигенции, искусственное выращивание новой советской пролетарской интеллигенции, необходимость в которой диктовалась экономическими и политическими причинами. К числу позитивных моментов новой культурной политики следует отнести почти полное уничтожение неграмотности в СССР (к концу 30-х годов), подъем и расцвет системы образования (как среднего так и высшего), расцвет многонациональных культур на территориях бывших окраин Российской империи (в том числе и на территории Белоруссии), бесплатный доступ народа к сокровищницам мировой и отечественной культуры.


Вместе с тем происходило разрушение многих памятников культуры, прежде всего церквей, монастырей, предметов религиозного культа, представлявших огромную художественную и историческую ценность, но считавшихся пережитками прошлого.

В 30-60-е годы наблюдается расцвет советской науки, но, к сожалению, почти все открытия и разработки были ориентированны на военные цели.

В культуре советской эпохи можно выделить два основных направления: официальное, составлявшее основу советской культуры, и оппозиционное, либо полностью, либо частично находившуюся в “тени”, включавшую как культуру “подполья”, инакомыслия, получившую название “андеграунд”, так и культуру русского зарубежья.

Интересна и своеобразна литература советской эпохи. В 20-начале 30-х годов в литературе царила атмосфера свободы творчества, раскрепощённости, плюрализма. Продолжали существовать такие направления в поэзии как символизм, футуризм, акмеизм. Особенно ярко проявили свой талант поэты В.В. Маяковский, С.Е. Есенин, А.А. Блок,

В начале 30-х годов стала оформляться официальная литература, получившая название “социалистический реализм”. Основной толчок ей был дан А.М.Горьким и I Всесоюзным съездом писателей. Но даже в этом официальном жанре работали такие выдающиеся писатели как М.А. Шолохов, К.Г. Паустовский, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев. Из поколения 50-70-х годов Ю.В. Бондарь, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин и другие.

На 20-30-е годы приходится пик творчества таких гениальных писателей советской эпохи как М.А. Булгаков и А.П. Платонов, противопоставивших свое творчество официальному направлению социалистического реализма. В 50-60-е годы наиболее яркие талантливые писатели неофициального направления литературы советской эпохи – Б.Л. Пастернак и А.И. Солженицын (оба лауреаты Нобелевской премии по литературе). В живописи, также как и в литературе, существуют официальное (реалистическое) и авангардистское направления, причём представители последнего продолжали в 30-40-е годы своё творчество за границей. К нему относятся абстракционизм В.И. Кандинского, супрематизм К.С. Малевича, конструктивизм В.Е. Татлина, творчество П.Н. Филонова, М.З. Шагала. Представители официального направления – М.Б. Греков, И.Л. Бродский, А.М. Герасимов, Б.В. Иогансон и другие.

Очень интересно творчество деятелей культуры русского зарубежья от первой послереволюционной волны эмиграции до так называемой третьей волны 70-х годов – И.А. Бунин, В.В. Набоков, А.П. Куприн, С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин и сотни других выдающихся писателей, поэтов, музыкантов, художников, философов, учёных были вынуждены оставить родину и провести значительную часть жизни за границей ( Э.Неизвестный, М.Шемякин, В.Войнович, А.Зиновьев).

 

 

Эффектный женский клатч со скидкой 50%. Писк моды 2016

Качественная натуральная кожа и необычный дизайн. В подарок ...

ПОДРОБНЕЕ

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.