Сделай Сам Свою Работу на 5

Традиции и новации в изобразительном искусстве эпохи Возрождения.





Эпоха Возрождения – самый яркий период европейского искусства от античных времен. Это новая страница в историихудожественной культуры Европы. Эпоха Ренессанса началась в Италии. На этом этапе итальянцам принадлежит ведущая роль в развитии европейского искусства.

Высокое Возрождение отмечено появлением чрезвычайно талантливых личностей, творчество которых стало большим открытием в европейской культуре и до сих пор остается образцом непревзойденного художественного гения. Искусство Возрождения в Италии олицетворяют три выдающиеся личности – Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Эти мастера воплощали главные составляющие культуры своей эпохи: Интеллект, Гармонию, Мощь.

В эпоху Ренессанса сути новой культуры стала античность. Она воспринималась как высший авторитет, идеал человеческого совершенства, в свете которого оценивалась современность. Возрождение возобновило самоценность живой, чувственной человека, но не ограничивалось античным представлениям о красоте. Красота определялась прежде всего как гармония материального и духовного, тела и души, человека и окружающего мира. Считалось, что красота человека зависит не только от внешней совершенства ее тела, но и во многом от внутренней красоты личности.



Леонардо да Винчи. Его считают основателем живописи Высокого Возрождения. Творчество художника оставила заметный след не только в искусстве, но и в науке, технике. Живописец, скульптор, архитектор – Леонардо был еще натуралистом, механиком, инженером, математиком и сделал немало открытий, на многие века опередили свое время.

Ученый по призванию, Леонардо да Винчи оставался им и в искусстве. Он стал первым художником, для которого изображение человеческого тела стало наукой. Ярким свидетельством этому являются многочисленные анатомические рисунки. Совершенстве познав природу человека, Леонардо мог точно передать человеческую фигуру в сложных и одновременно самых выразительных ракурсах.

Стремясь достичь природного совершенства изображения и донести до зрителей глубокий психологический смысл образов, художник осуществил ряд изобретений и усовершенствований в области изобразительного искусства. Одним из таких изобретений является знаменитый живописный прием сфумато – смягчение очертаний фигур и предметов, позволяет передать окружающий свет-воздушную среду. Кроме того, выдающийся художник оказался одним из тех художников, которые первыми начали писать масляными красками, отказавшись от традиционной в то время темперы.



Новаторство художника проявилось и в реализации творческого замысла. Леонардо да Винчи отошел в живописи от традиций, которые долго определяли особенности библейского жанра. Если раньше центральные образы Евангелия (Христа, Девы Марии, Иоанна Крестителя и др.) Были постоянными и трактовались различными художниками почти одинаково, то Леонардо полностью обновил их восприятия. Например, вместо торжественной скорбной Девы Марии, величественно сидит на престоле появился образ нежной юной матери, которая искренне радуется своему младенцу («Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта»). Иисус предстал в образе трогательной ребенка, который познает мир («Святая Анна с Марией и младенцем Христом», «Мадонна Бенуа»).

Леонардо да Винчи превратил недосягаемую небесную величие библейских образов на реалистическую естественность чувств. Его святые простые и понятные, но в то же время прекрасные и совершенные. Обычно художник намеренно не изображал нимбов над головами, чтобы избежать прямого намека на святость. ее Леонардо раскрывал в возвышенной и одухотворенной красоте своих героев.

Живописное наследие Леонардо да Винчи невелика. В целом она насчитывает около пятнадцати произведений. Однако каждый из них – шедевр мирового масштаба. Среди самых известных – монументальная фреска «Тайная вечеря» и портрет Моны Лизы (Джоконд и).



Фреска «Тайная вечеря» – это настенная роспись в помещении трапезной залы доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие.

Композиция фрески построена на четко измеренных математических расчетах. Художник сориентировал перспективу фрески на зрителя, поэтому перспективное сокращение боковых стен, изображенных на картине, визуально продолжает реальное пространство трапезной. Создается впечатление, будто действие, описанное в Евангелии, происходит непосредственно в этом помещении.

Художники раннего Возрождения в Тайной вечере обычно изображали апостолов, сидящих за столом, в постоянных, однообразных позах. Леонардо разрушил стереотипное трактовки сюжета. Чтобы подчеркнуть трагичность события, художник выбрал для изображения наиболее захватывающий момент: преданные своему учителю люди узнают, что один из них – коварный изменник. Художник воссоздал реакцию на услышанное всех двенадцати апостолов, создав яркие образы-характеры. Для каждого персонажа Леонардо подобрал уверены, сугубо индивидуальны внешность, выражение лица, эмоциональное состояние, жест и наполнил их глубоким смыслом. Таким образом художник смог раскрыть целую гамму человеческих чувств и эмоций и в то же время гармонично объединил их одной композицией. Жемчужиной творчества художника стал портрет жены флорентийского купца Моны Лизы (Джоконды). Это произведение начал в европейском искусстве жанр психологического портрета. При его создании выдающийся художник использовал весь арсенал средств художественной выразительности, а ведущим среди них стало знаменитое сфумато.

Изображение молодой флорентийки простое и лаконичное по композиции. Спокойная вне и неприхотливое наряд Моны Лизы зориентову ют внимание зрителя на ее лице. Именно оно и является главной тайной гения Леонардо да Винчи. Лицо Моны Лизы передает так много самых-тонких оттенков мыслей, чувств, эмоций, однозначно охарактеризовать этот образ невозможно. А улыбка Джоконды – одна из Найви-домиших загадок в истории живописи. Каждый воспринимает эту улыбку по-своему: кому-то она кажется нежной, кому игривой, печальной, ироничной – трактовок множество.

Удивительной целостности и гармоничности образа добавляют сомкнуты в кольцо прекрасные руки. Портреты раннего Возрождения обычно были погрудными, а Леонардо написал портрет поясной, использовав руки модели как дополнительное средство характеристики образа. Ранее этот художественный прием Леонардо применил при написании портрета «Дама с горностаем».

Фоном для портрета служит пейзаж, наделенный глубоким философским содержанием. Это не реальный, а иллюзорный мир, окутанный дымкой. Зритель видит направлены вверх острые скалы, извилистый путь и тихую реку, медленно вьется между скал и исчезает за горизонтом. Все это передает впечатление движения и воплощает идею текучести ча-Микеланджело. Победа су. Реалистичная фигура женщины на фоне неживого

пейзажа создает яркий контраст, что, вероятно, выражает стремление художника показать силу гармонии, ума и жизни над меняющимся бытием.

Живопись Леонардо да Винчи отличается чрезвычайной интеллектуальной насыщенностью. Творчество выдающегося художника-мыслителя полна глубоким идейным содержанием. Каждый образ, созданный Леонардо, – загадка, которую автор оставил для будущих поколений.

Микеланджело Буонарроти – один из найвидат-ных мастеров эпохи Возрождения, творчество которого повлияла не только на искусство Ренессанса, но и на все последующее развитие мировой культуры.

Ренессансный идеал сильной, уверенной в себе человека, чья красота сочеталась с энергией и силой ума, был воплощен многими художниками эпохи Возрождения. Но главная черта, которая отличает творчество Микеланджело, заключается в том, что он стремился создать не абстрактный образ, совершенный, но не отделен от реальной жизни. В каждом произведении художник пытался передать личные чувства своего героя, знакомые и понятные каждому. Образам Микеланджело присущи яркая драматическая эмоциональность: мрачное задумчивость, утверждение собственной победы, ощущение скорби, боли и тому подобное. Именно поэтому скульптурные произведения Микеланджело производят сильное впечатление.

Творчество великого художника охватывает два периода ренессансного искусства – высокий и Поздний. Как ранние, так и поздние произведения мастера принадлежат к лучшим достижениям мировой художественной культуры.

Важным периодом творческого развития Микеланджело была его жизнь в Риме. Знакомство с традициями античной культуры определило главные особенности стиля молодого скульптора. Один из первых его произведений – статуя «Вакх», в которой заметен сильное влияние античного искусства, но есть и существенная отмена от греческого образа: в античном искусстве эта фигура является аллегорией наслаждения ароматом спелого винограда, а Микелан-Джелу изобразил довольно реалистичный образ подвыпившего юноши .

«Пьета» («Оплакивание Христа»), которая расположена в римском соборе святого Петра – первый серьезный произведение Микеланджело. Но работа над ним вызывала у мастера множество личных сомнений и недовольства собой. Однако именно «Пьета» увековечила славу автора. В этом произведении Микеланджело смог решить сложнейшую композиционное задача: передать трагический смысл, не нарушив ощущение гармоничности и естественности (Мария держит на коленях Христа, как держала бы младенец). Важной особенностью скульптуры является внесение в образ Марии глубокого психологического начала. Художник показывает живую материнскую скорбь, а не божественную, а реальную.

К наиболее известным произведениям Микеланджело принадлежит статуя «Моисей», сделанная мастером для гробницы папы Юлия II. Эта работа свидетельствует об изменении пластического стиля Микеланджело: статую следует обходить полукругом, чтобы увидеть, как меняются различные пластические мотивы возникают многочисленные вариации в эмоционально-драматическом замысле образа.

В художественном ансамбле Капеллы Медичи Мике-Ланджелла достиг непревзойденного полного слияния элементов архитектуры и скульптуры. Каждый из надгробий является неразрывной частью не только стены, к которой он прилегает, но и всего ансамбля капеллы. Как скульптура здесь представляется без архитектуры, так и архитектура не существует без скульптуры. Чувство трагического напряжения и мучительного конфликта сразу передается зрителю, стало главным в этом ансамбле. Аллегорические фигуры на саркофагах – «Ночь», «День», «Утро» и «Вечер» – призваны воплотить идею художника о быстротечности времени.

Последние скульптурные творения Микеланджело – «Пьета с Палестры-ны» во Флорентийском соборе и «Пьета Ронданини» – яркие свидетельства того, как далеко отошел Микеланджело от художественного языка своих прежних сочинений. В их виде и характере чувств оказались черты простой человечности. Если для произведений предыдущего периода характерной чертой образов была красота человека, который переживает сложные чувства, то теперь в композиции стали приваливать драматизм и эмоциональность произведения.

Рафаэль Санти. Его творчество и поныне воспринимается как один из лучших образцов эстетического совершенства. Произведения Рафаэля полны

гармонии и света, любви к жизни. Художник создал «универсальный образ» прекрасного человека, совершенного физически и духовно.

Главным отличием Рафаэля как живописца является то, что его творческий путь – это постоянное самосовершенствование. Молодой художник сумел обобщить лучшие художественные достижения своих талантливых предшественников (Пьетро Перуджино, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти) и обогатить их опыт собственным мастерством.

Несмотря на то, что судьба отвела художнику недолгий век (всего тридцать семь лет жизни), он вошел в мировую художественную культуру как гениальный художник, чей талант рос чрезвычайно быстро. Почерк Рафаэля постоянно менялся: от нежных лирических образов, в которых заметно влияние живописных традиций раннего Ренессанса («Мадонна Конестабиле», «Обручение Марии», «Сон рыцаря»), к величественных и прекрасных, которые воплотили лучшие идеалы Высокого Возрождения («Афинская школа »,« Преображение Господне »). Всем произведениям великого мастера свойственно удивительное ощущение гармонии, света, изысканности.

Рафаэля часто называют певцом женской красоты. И это не случайно. Тема женственности, светлой материнской любви была главной в его творчестве. Художник создал целый ряд картин, главным образом которых стала Мадонна («Мадонна со щелчком», «Сикстинская Мадонна», «Мадонна среди зелени», «Мадонна с гвоздикой» и др.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.