Сделай Сам Свою Работу на 5

Истоки и особенности формирования древнеримской культуры.





  1. Введение Древнеримская культура -- один из важнейших аспектов древнеримской истории и один из основных её первоисточников. В данной теме мы постараемся конкретно указать источники римской культуры и ее особенности. Определим хронологические рамки Римского государства. Раскроем энциклопедический характер науки, обратим особое внимание на развитие историографии. Также назовем труды Гая Саллюстия, Тита Ливия и др. Рассмотрим развитие литературы. Охарактеризуем творчество Апулея, Петрония и др. Удостоверимся, что писателями, утверждавшими традиции римской литературы, были греки. Укажем, что рубеж I-II вв. н.э. явился временем создания великолепных архитектурных ансамблей, триумфальных арок, амфитеатров. Рассмотрим развитие скульптуры Древнего Рима. Установим причины кризиса Римской империи и необходимость создания христианства. Так как Рим лишился источника своего внутреннего развития. Кризис затронул духовную жизнь. Возникновение христианства обеспечило выход из данной ситуации. 2. Источники и особенности древнеримской культуры Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить своё политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как и вообще к творчеству в области духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно в видах реальной пользы, причём довольствовались заимствованиями от этрусков. Потом, когда победы над другими народами доставили римлянам богатство и развили в них национальную гордость, особенно после завоевания Греции, сблизившего их с высокой цивилизацией этой страны и наводнившего город квиритов вывезенными из неё художественными произведениями, искусство стало пользоваться в Риме почётом, но всё-таки не как нечто существенно необходимое, а как средство придавать внешний блеск общественному и частному быту, возвеличивать виновников отечественной славы, льстить народному самолюбию. Государственные люди и богачи стали покровительствовать искусству и привлекать в Рим художников из обедневших и опустевших городов Эллады. Таким образом, к концу республиканского режима, сложилось особое Римское искусство, представляющее смесь этрусских элементов с греческими, но, несмотря на это, имеющее своеобразный характер. Главная отличительная черта этого искусства -- стремление к роскоши, колоссальности и эффектной декоративности. [1]

Особенности:В центре Средиземного моря на Апеннинском полуострове появилась еще одна морская цивилизация Древнеримская. Ее созданию способствовали благоприятные географические и климатические условия. С севера Апеннинский полуостров защищен Альпами, с востока Адриатическим морем. С юго-востока полуостров отделен от Балкан Ионическим морем, на западе от Сардинии и Корсики Тирренским морем. На северо-западе полуостров омывался водами Лигурийского моря. Береговая линия Апеннинского полуострова развита значительно меньше, чем в Греции, здесь нет морей, усеянных островами, поэтому мореплавание не получило такого развития, как в Греции. Вдоль всего полуострова тянулись Апнннинские горы, разделяя его на три больших области северную, центральную и южную. Крупных рек, кроме реки Пад (совр. По), на полуострове мало. Множество небольших рек, полных и бурных в зимнее время и особенно в период весенних паводков, почти пересыхали летом, что делало их малопригодными для судоходства.





Климатические условия Апеннинского полуострова отличались разнообразием. Так, север находился в зоне умеренного климата, с холодными дождями, снегом и ночными заморозками, а центральную и южную части полуострова согревали субтропики с мягкой и теплой погодой, обильными дождями, что способствовало появлению богатого растительного и животного мира. Горные склоны Апеннин были покрыты густыми лесами, где росли сосны, пихты, ели, дубы, вязы, буки, каштаны, в долинах и на побережье росли кипарисы, лавры, мирты, акации, пальмы. С начала I тыс. до н.э. под влиянием греков на полуострове появились оливковые рощи, абрикосовые и персиковые сады. В горах и лесах водились кабаны, волки, лисы, медведи а также различные мелкие зверьки и птицы. Жители полуострова уже в глубокой древности приручили быков, овец, свиней. Древние греки, удивленные богатой растительностью и обилием скота, назвали южную часть полуострова страной телят Италией. Это название в дальнейшем распространилось на весь Апеннинский полуостров [11].



Италия относительно бедна полезными ископаемыми. Здесь имелись небольшие залежи золота, серебра, железа, меди, олова. Центральные Апеннины были богаты мрамором и строительным камнем, Кампанья славилась глиной, а устье Тибра давало жителям Италии соль.

На территории Апеннинского полуострова, ставшего сердцем Древнеримской цивилизации, проживало население (как местное, так и пришлое), сильно различавшееся в языковом, этническом и культурном отношении. Древнейшим населением полуострова были средиземноморские народы: лигуры в Италии, сиканы на острове Сицилия, корсы на острове Корсика, сарды на острове Сардиния. В конце II начале I тыс. до н.э. в районе Средиземноморского бассейна произошли массовые передвижения племен. Из Иллирии, бассейна Дуная и западных районов Малой Азии на полуостров волнами переселялись различные племена, среди которых самыми многочисленными были индоевропейцы италики. Древнейшее население полуострова было частично оттеснено в альпийские горные долины, частично истреблено или ассимилировано пришельцами. В I тыс. до н.э. основную массу жителей полуострова составляли племена италиков, из которых выделялись латины, давшие название занимаемой ими области Лаций, оски, умбры и сабейские племена, среди которых наиболее многочисленные самниты. Вокруг Лация проживало множество небольших племен, в том числе и сабиняне. В результате смешения латинских и сабинских племен появились римляне. Области к северо-западу от реки Тибр, в устье которой был основан город Рим, населяли этруски. Римляне называли их туски, греки тиррены, а сами они себя называли расенами. На полуостров этруски пришли с Востока, вероятно, из западных областей Малой Азии. Они имели письменность, алфавит которой составлен на основе финикийского [11].

Сохранившиеся надписи (9 тыс.) пока не позволяют понять язык этрусков. Этруски считались отличными металлургами, строителями, опытными мореходами. Господствуя на море, они занимались морским разбоем. В III в. до н.э. римляне покорили этрусков и впоследствии романизировали их. У этрусков были заимствованы многие их достижения в строительном деле, художественной культуре и идеологии. Римляне никогда не отрицали, что письменностью, культурой, многими религиозными обрядами и институтами они обязаны этрускам. К этрускам посылали учиться юношей из знатных семей. Через Этрурию в Рим проникали греческие мифы. В ходе длительного этнокультурного смешения к I в. до н.э. на Апеннинском полуострове сложилась единая италийская народность с единым латинским языком.

Часть населения Апеннинского полуострова составляли греческие колонии. Уже в VIII-VI до н.э. греки населяли берега Южной и Средней Италии, а также остров Сицилию. На базе греческих колоний создавались крупные торговые центры. Греческие колонисты перенесли на полуостров культуру оливководства и виноградарства, технику керамического и металлургического производства. Греческое ремесло, техника сельского хозяйства, военное дело, научные знания, искусство и религиозные представления оказали сильное воздействие на становление Древнеримской цивилизации. Население Апеннинского полуострова испытывало влияние и карфагенян, колонии которых находились на западе Сицилии и на Сардинии.

Итак, Древнеримская цивилизация формировалась под воздействием нескольких факторов:

· наличие общеиталийского культурного фонда, в частности, племенных преданий, традиций в керамике и ювелирном искусстве;

· присутствие греческого влияния, в том числе через колонистов;

· выделение значительной роли этрусского влияния.

Благоприятные природные условия и влияние более развитых цивилизаций способствовали быстрому становлению и развитию Древнеримской цивилизации.

Древнеримская цивилизация охватывает период с VIII в. до н.э. ( 21 апреля 753 г. до н.э. легендарная дата основания Рима) по V в. н.э. (23 августа 476 г. был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул). В своем развитии цивилизация проходит через три этапа: эпохи Царей (VIII-VI вв. до н.э.), Республики (VI-I вв. до н.э.), Империи (I в. до н.э. V в. н.э.). Эпоха Империи в свою очередь подразделяется на Раннеимперский период (эпоха принципата): 31 г. до н.э. 284 г. н.э., и Позднеимперский период (эпоха домината): 284 476 гг.

Встреча цивилизаций, различных по уровню своего развития, для одной из них нередко кончается печально. Результатом Великих географических открытий стало уничтожение цивилизаций доколумбовой Америки. Цивилизация Месопотамии тихо ушла в прошлое, встретившись с более высокоразвитой Древнегреческой цивилизацией. Еще более трагична коллизия встречи варварства и цивилизации, где хрестоматийным примером выступает роль варваров в падении Западной Римской империи. Для грека-афинянина V в. до н.э., времени Эсхила, Софокла и Эврипида, римляне, лишь недавно (в 510 г. до н.э.) изгнавшие последнего царя, не обладавшие пайдейей (греческим воспитанием и образованностью) и говорящие на странном языке (потом он станет латынью), явно выглядели варварами. А еще три века спустя (в 176 г. до н.э.) эти варвары завоевали Грецию и включили ее в свое государство. Казалось бы, Древнегреческая цивилизация обречена уйти в небытие, но ее не постигла грядущая судьба Рима. Римляне словно решили опровергнуть печальную закономерность. Оставаясь римлянами, гордясь своими предками и утверждая свои римские ценности, они взяли у греков почти все лучшее, и пошли дальше.

Греки дали миру новый тип государственного устройства полис, римляне создали государство, принципы устройства которого сохранились во многих странах и по сей день. Александр Македонский доказал возможность существования мировой империи. Римляне создали мировую империю, которая просуществовала несколько веков и оставила потомкам имперскую идею, идею особой миссии Рима, которая прошла через многие последующие цивилизации. Греки заложили основы права римляне создали систему права, которая до сих пор является стержнем правовых систем многих стран. Греки дали миру идеал гармонически развитой личности, римляне идеал гражданина и систему гражданских ценностей: virtus, ius, libertas (мужество, справедливость, свобода). Греки создали величественный мир богов. Римляне, не отказываясь от своих богов (Веста, Янус), терпимо относясь к богам Египта и других стран, приняли греческих богов без поклонения, но с почтением к ним, как к силе, способной действовать на благо Рима и римлянина. Но и здесь они пошли дальше греков, ибо одним из итогов развития Древнеримской цивилизации стало принятие и распространение христианства, новой монотеистической религии спасения, оказавшей в последующие тысячелетия столь мощное влияние на весь ход цивилизационного развития. Греки создали язык, оказавший значительное влияние на развитие национальных языков и культур многих народов. Римляне создали язык, на котором в Средние века говорила вся образованная Европа, и который лег в основу целой группы европейских языков.

Римляне, в отличие от греков, не создали новых философских школ или космогонических теорий. Они были рациональными и практичными людьми. Но именно в древнем Риме получили свое развитие те науки (астрономия, математика, агрономия и др.), которые были обращены к решению земных практических проблем будь то война, постройка храмов и дорог, возделывание полей или лечение ран и болезней. И римский Колизей поражает нас не менее, чем греческий Пантеон, а римская базилика стала архитектурной основой многих храмов последующих веков [13].

У римлян не было своего Фидия и Поликлета. Их более интересовал не образ бога или мифического героя (хотя они с удовольствием копировали греческие статуи), а конкретный человек. Не потому ли римляне оставили нам столько великолепных скульптурных портретов, удивляющих своей психологической глубиной и реальностью. А настенная живопись римлян и их мозаики не уступали греческим. Обращение к земному человеку, его мыслям, чувствам и поступкам было характерно и для римской литературы. Вергилий пишет Энеиду в подражание Илиаде Гомера, но она посвящена, по сути, не богам и героям древности, но дает мифическую историю Рима, возводя род вполне земного императора Августа к Энею сыну Афродиты, т.е. к олимпийским богам. И он же пишет Георгики поэму о земледелии. Гораций и Овидий создают прекрасные стихи, далекие от возвышенных страстей и деяний богов, но исполненные тонким лиризмом. И, наверное, только римлянин мог, подобно Овидию, написать изящные и насмешливые Науку любви и Лекарство от любви. А его Метаморфозы, вместе с Золотым ослом Апулея, Дафнисом и Хлоей и рядом других прозаических произведений, стали прообразом нового литературного жанра романа, который получил свое блестящее развитие века спустя.

Древнеримский цивилизации был отмерян ее исторический срок. Но, подобно грекам, римляне доказали возможность исторического бессмертия своей цивилизации. Древнеримская цивилизация жива и сегодня в конституциях и законах государств, в менталитете многих народов, в мировой культуре, и даже образы древнеримских воинов на экране телевизора для нас нередко более привлекательны, чем современные супермены. И, наверное, стоит поучиться у прагматичных римлян, для которых историческая наука была достойным занятием, а исторические труды привлекали не меньшее внимание, чем речи Цицерона. Они понимали: нет человека без его предков, как нет державы без ее истории. Мы можем добавить нет современной цивилизации вне истории всего человечества, и в этой истории Древнеримская цивилизация занимает великое место.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.