Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура денежного рынка





Тема 3. Денежный рынок

 

1. Сущность и особенности функционирования денежного рынка.

2. Институциональная модель денежного рынка. Понятие и назначение финансового посредничества.

3. Структура денежного рынка.

4. Спрос на деньги.

5. Предложение денег.

 

Сущность и особенности функционирования денежного рынка

Денежный рынокэто особый сектор рынка, на котором осуществляется покупка и продажа денег как специфического товара, формируется спрос, предложение и цена на этот товар.

Продажа денег выступает в форме передачи денег их собственниками своим контрагентам во временное пользование.

Передача денег между обозначенными субъектами происходит в одной из двух форм:

- либо в форме прямой ссуды под обязательство возвратить деньги в установленный срок;

- либо в форме покупки особых фин. инструментов, кот-е удостоверяют право продавца оставаться собственником этих денег, возобновить право распоряжаться ими и получить %-ный доход.

По своему характеру все фин. инструменты ДР являются определенными обязательствами покупателя перед продавцом денег, которые бывают:



- недолговые (долевые) - обязат-ва, предоставляющие право участия в управлении деят-тью покупателя денег и в его доходах (акции, деривативы, страховые соглашения);

- долговые – обязат-ва, по которым покупатель денег обязуется возвратить продавцу полученную от него сумму и уплатить по ней доход. В свою очередь долговые обязат-ва делятся на:

- депозитные обязательства, по которым продавец передает деньги в полное распоряжение пок-ля при условии их возврата в установленный срок или по требованию продавца (текущие и срочные счета, депозитные и сберегательные сертификаты, трастовые вклады);

- ссудные (кредитные) обязательства, по кот-м продавцы, передавая деньги пок-лю вносят определенные ограничения в права последних распоряжаться этими деньгами (*т.е. определяют цели, на кот-е пок-ль может исп-ть эти деньги, требуют опред-х гарантий возврата денег, определяют степень эффективности затрат или проектов, финансир-мых за счет этих денег) (кредитные договора, облигации, казначейские обязат-ва, вексели, бонды).



Эти фин. инструменты становятся самостоятельными объектами купли-продажи, и на этой основе формируется РЦБ.

Все виды фин. инструментов ДР-ка можно разделить на три группы:

1. Ссудные соглашения. К ним относятся кредитные и депозитные договора, на основе кот-х осущ. отношения между банками и клиентами по поводу формирования и размещения кредитных ресурсов.

2. Ц.Б., на основе которых осущ. как кредитные отношения, так и отношения совладения, оформляющиеся ц.б., которые могут в дальнейшее продаваться и покупаться.

3. Валютные ценности, кот. исп-ся во взаимоотнош-ях между субъектами рынка, располагающими разными валютами.

Покупка денег является формой получения субъектами рынка в свое распоряжение определенной суммы денег в обмен не финансовые инструменты.

Специфические особенности этого рынка определяются спецификой объекта рынка (денег) и его инструментов (фин. обязательств) и проявляются в следующем:

ü Операции купли-продажи денег как рыночного товара осуществляется только при наличии на рынке субъектов, располагающих свободными средствами (*и не испытывающих потребности в их использовании для приобретения мат. Благ), а т.ж. субъектов, кот. нуждаются в дополнительных средствах (*и не располагают мат. и др. ценностями, продажа которых позволила бы удовлетворить потребность в деньгах).

ü Передача денег от собственника к покупателю осуществляется с помощью фин. инструментов.

ü Собственник денег – продавец не утрачивает право собственности на соответствующую сумму денег и добровольно передает право распоряжаться ими покупателю (покупатель денег получает только право временно распоряжаться деньгами);



ü В момент передачи денег контрагенту - покупателю продавец не получает реального эквивалента их стоимости, а покупатель – соответственно реального права собственности, т.к. распоряжается купленными деньгами временно;

ü Стоимость перемещается между субъектами только в денежной форме, в одностороннем порядке с последующим возвратом собственнику.

Т.е. такая передача денег может рассматриваться как купля-продажа только условно.

Принципиально меняется статус денег и цель их купли-продажи на рынке. На ДР деньги становятся обыкновенным товаром, в отношении которого заключаются сделки купли-продажи (*в отличие от товарного рынка, где они выступают в кач-ве вспомогательного ср-ва, опосредующего движение товара от продавца к покупателю). Цель купли-продажи денег на рынке – получение дополнительного дохода: *для продавца – в виде % или другой формы приращения ст-ти, *для покупателя – от расширения произв-ной или коммерч-й деят-ти, для чего и были приобретены эти деньги.

Субъекты ДР-ка также делятся на три группы:

1. Продавцы денег. Ими могут быть домашние хоз-ва, юр. лица различных орг-но-правовых форм и структуры гос. управления.

2. Покупатели денег. Те же.

1 и 2 группу субъектов называют базовыми участниками ден. рынка

3. Фин. посредники. В их кач-ве могут выступать банки, кред-е союзы, ломбарды, лизинг-е К, трастовые К, страховые К, пенсионные фонды.

 

Институциональная модель денежного рынка.

Понятие и назначение финансового посредничества.

Институциональная модель (ИМ) ДР-ка отражает взаимосвязь между его субъектами, которая реализуется через потоки денег и инструментов. Ее можно представить как модель движения ден. потоков между группами участников ДР-ка:

1 – теми, кто накапливает деньги (кредиторы, продавцы);

2 – теми, кто берет деньги взаймы (заемщики, покупатели);

3 – фин. посредниками.

По институциональному признаку ДР делится на два сектора:

ü Сектор прямого финансирования, где отношения между продавцами и покупателями организуются непосредственно, напрямую. Наличие этого сектора имеет важное эк. значение: *возможность выбора наиболее выгодных условий покупки и продажи денег; *непосредственный контакт пок-ля и про-ца, *оказание конкурентного воздействия на сектор опосредованного финансир-я, что ведет к снижению цен.

ü Сектор косвенного (опосредованного) финансир-я, где связи между продавцами и покупателями денег реализуются через фин. посредников. (**Наиболее ярким примером опосредов-го финанаир-я явл. деят-ть банков как ФП: при формировании своей ресурсной базы возникают обязат-ва банков перед их кредиторами и вкладчиками, эти ср-ва банки размещают в виде кредитов или инвестиций в ц.б., в результате чего возникают их требования к заемщикам или эмитентам ц.б.)

Данный сектор явл. объективно необходимой составляющей ДР. Он не просто дополняет сектор прямого финансир-я, а создает специальный механизм реализации таких связей между продавцами и покупат-ми, которые не могут быть реализованы через сектор прямого фин-я, т.к. требуют больших затрат денег и времени на поиск и изучение контрагента, или их реализация связана со значительными рисками.

Финансовое посредничество – это специфический вид деятельности на ден. рынке, который заключается в аккумуляции профессиональными посредническими институтами в обмен на свои фин. обязательства свободных денежных капиталов одних субъектов и их размещении в доходные активы других субъектов.

Фин. посредники, действующие на ден. рынке делятся на 2 группы:

1. Банки (занимают ключевое положение в секторе опосредов. фин-я);

2. Небанковские фин.-кред. институты:

- страховые К;

- пенсионные фонды;

- инвестиционные К;

- финансовые К;

- трастовые К;

- лизинговые К;

- ломбарды;

- кредитные союзы;

- факторинговые К.

Отличие между ними заключается в том, что субъекты второй группы явл. «чистыми» посредниками – они не могут разместить в активы больше средств, чем аккумулировали сами. Банки же явл. не только обычными посредниками, поскольку:

А) являются создателями кредита, т.к. выполняют эмиссионную функцию (т.е. создают кредитные деньги);

Б) осущ-ют расчетно-кассовое обслуживание всех остальных фин.-кред. институтов, поэтому могут мобилизовывать, а, следовательно, временно использовать свободные денежные средства последних.

Все фин. посредники функционируют на едином ден. рынке с одним и тем же объектом – свободными ден. средствами, существенно влияя на конъюнктуру этого рынка.

Фин. посредники действуют на рынке от своего имени и за собственный счет, создавая собственные фин. обязательства и требования. Их доходы формируются как разница между доходами от размещения аккумулированных средств и расходами, связанными с их привлечением.

Фин. посредничество существенно отличается от брокерско-дилерской деятельности, поскольку брокеры и дилеры не создают собственных требований и обязательств, а действуют по поручению клиентов, получая доход в виде комиссионных (брокеры) или разницы в курсах покупки и продажи (дилеры).

Экономическое назначение деят-ти фин. посредников на ден. рынке – обеспечение базовым субъектам этого рынка (покупателям и продавцам) максимально благоприятных условий для функционирования.

Преимущества фин. посредничества проявляются в:

1) возможности для каждого кредитора оперативно разместить свободные средства в доходные активы, а для заемщика – оперативно мобилизовать дополнительные средства, необходимые для расширенного воспроизводства или потребительских целей;

2) сокращении расходов базовых субъектов ден. рынка на формирование и размещение свободных средств;

3) ослаблении фин. рисков для базовых субъектов ден. рынка;

4) увеличении доходности ссудных капиталов, сосредоточенных у мелких вкладчиков;

5) разнообразии отношений между кредиторами и заемщиками предоставлением дополнительных фин-х и нефин-х услуг.

 

Структура денежного рынка

Характеристика ДР как сложного эк. явления может быть дана на основе его сегментации по следующ. критериям:

1) по видам инструментов, используемых для перемещения денег от пок-ля к продавцу (см. вопр. 1):

а) рынок ссудных обязательств;

б) рынок ценных бумаг;

в) валютный рынок.

Хотя в орг-но–правовом аспекте эти рынки функционируют самостоят-но, между ними сущ-ет тесная внутренняя связь (*деньги могут легко перемещаться с одного рынка на другой и сами субъекты могут осущ. операции одновременно на каждом из них: ком. банки на рынке ссудных обяз-в мобилизует ср-ва через свои депозитн. сертификаты и размещает их на РЦБ или валютном рынке).

2) по институциональным признакам ден. потоков:

а) рынок банковских услуг (банковских кредитов); инстит-е органы - банки;

б) рынок услуг небанк-х фин.-кред. институтов;

в) фондовый рынок (где обращ-ся ц.б.); инстит-е органы – фондовые биржи.

3) по экономич. назначению покупки и продажи денег:

а) рынок денег, на котором средства покупаются на короткий срок (до 1 года). Эти ср-ва исп-ся в обороте заемщика (пок-ля) как деньги, т.е. для приведения в движение уже накопленного капитала, поэтому они быстро высвобождаются из оборота и возвращаются кредитору.

Классические операции на этом сегменте: межбанковское кредитование (межбанковский рынок); учет коммерческих векселей; операции с краткосроч. гос. обязат-ми (окрытый рынок), краткосроч. кредитные и депозитные соглашения

Рынок денег хар-ся высокой чувствительностью к любым изменениям в эк-ке (следоват-но спрос и предложение на нем весьма изменчивы, а значит, изменчива и цена денег. По этой причине рынок денег явл. наиболее реальным индикатором конъюнктуры ДР в целом и служит базой формирования %-ной политики в стане).

б) рынок капиталов, на котором сделки купли-продажи денег совершаются на срок более 1 года. Эти ср-ва исп-ся для увеличения основного и оборотного капиталов, уже занятых в обороте заемщиков (финансир-я затрат в основные фонды или вложения в долгосрочные ц.б). Спрос и предлож-е на этом рынке – менее подвижны, уровень % - более стабилен и не так чутко реагирует на смену конъюнктуры рынка (*это должны учитывать банки в своей %-ной политике для создания благоприятных условий в сфере инвестиций).

Размежевание ДР на эти сегменты носит условный характер

 

Спрос на деньги

Спрос на деньги – одно из ключевых и сложнейших явлений денежного рынка. Его изучение стало центральной проблемой современной теории денег, т.к. оно открывает возможности эффективного регулирования рынка денег через механизмы и инструменты ден.-кред. политики.

Спрос на деньги выступает как запас денег, который хотят иметь в своем распоряжении экономич-е субъекты в определенный момент.

Если такой запас денег рассматривать как элемент богатства, которым владеют эк. субъекты, то спрос на деньги можно трактовать как их желание иметь определенную часть своего портфеля активов (богатства) в наиболее ликвидной форме (см. Портфельный подход к сущности денег – Тема 1). Если собственники портфеля активов отдают предпочтение этой ликвидной форме, - это означает увеличение спроса на деньги. Такой подход к изучению спроса на деньги был применен Дж. М. Кейнсом. Он назвал его «Теорией предпочтения ликвидности».

 

Трактовка спроса на деньги как явления остатка (излишка) обусловливает существенное его отличие от спроса на доход, который выступает явлением потока. Хотя эти 2 явления тесно переплетаются, они не совпадают ни по объемам, ни по направлениям и динамике движения.

(**Пример: Экономич. субъект хочет иметь в этом месяце доход 9 тыс грн., а запас денег на конец месяца – 3 тыс. грн. Если на начало месяца у него не было запаса денег, то это означает, что его спрос на деньги увеличился на 3 тыс.грн. Для его удовлетворения из дохода 9 тыс.грн. он должен потратить на текущие нужды 6 тыс.грн., а 3 тыс.грн. отложить в запас. Однако он может удовлетворить свой спрос и другим путем: продав часть имеющихся в его портфеле активов, не относящихся к запасу денег – акции, автомобиль, квартиру, - а выручку поместить в запас.

Это означает, что спрос на деньги не только по сути отличается от спроса на доход, но и имеет относительно самостоятельные источники удовлетворения)

При таком понимании спроса на деньги, это явление приобретает важное значение в практике управления денежной сферой. Наличие спроса на деньги означает, что в его пределах экон. субъекты будут держать деньги у себя, не «выбросят» на товарный, валютный или фондовый рынки и не нарушат сформированное на них равновесие. Поэтому увеличение спроса на деньги расширяет экономич-ю границу эмиссии денег, их увеличение не принесет вред указанным рынкам и будет безинфляционным.

В вопросе формирования спроса на деньги существенное значение имеет то, для каких целей (почему?) экономич-е субъекты накапливают деньги и какие мотивы побуждают их к этому (*правильный ответ создает базу для определения экон-х факторов, влияющих на динамику спроса на деньги – о них-позже).

Цели (они вытекают из самих функций денег) накопления денег

могут быть следующие:

1) создание запаса покупательных и платежных средств, достаточного для удовлетворения текущих потребностей экон-х субъектов (т.е. спрос на текущий запас платежных средств);

2) долгосрочное накопление денег в качестве капитала как формы богатства способной приносить собственнику доход в виде % (т.е. спрос на постоянный запас денег как форму богатства);

3) одновременно и 1-я и 2-я цель.

В соответствии с указанными целями выделяют три группы

Мотивов (движущая (побуждающая) сила) формирования спроса на деньги:

1) трансакционный (операционный) – когда накопление (создание запаса) осуществляется для совершения текущих платежей (чтобы поддержать на должном уровне свое личное и производственное потребление). Это – текущая или операционная касса (наличные деньги и вклады до востребования).

2) мотив предвидения – когда субъекты денежного рынка стремятся создать запас денег как ресурс покупательной способности с тем, чтобы в любой момент удовлетворить непредвиденные потребности (возникшую потребность в товарах и услугах (болезнь, поломка авто, аварии на производстве)) или воспользоваться преимуществами неожиданных возможностей (купить товар в случае неожиданного снижения цен, купить ц.б. по низкой цене с намерение продать их при подорожании). Т.е. это своеобр. гарантия безопасности (страх. резерв).

3) спекулятивный мотив – когда экон. субъекты хотят иметь в своем распоряжении определенный запас денег с тем, чтобы в благоприятных условиях выгодно вложить их (превратить их в высокодоходные фин. инструменты), а при риске снижения доходности фин. инструментов – перевести их в денежную форму (которая хотя и малодоходная, на безрисковая). Эта идея (спекул. мотива) привнесена в экон. теорию Кейнсом.

Выяснив мотивы, которыми руководствуются экономич. субъекты при накоплении денег, можно определить факторы, влияющие на эти мотивы, а значит и на динамику спроса на деньги:

1. Объемы производства (объемы НД) – ключевой фактор, т.к. чем больше объем пр-ва ВВП (НД), тем больше объем операций по его реализации и тем больше должен быть запас денег для выполнения этих операций..

2. Уровень цен (влияние прямо пропорциональное).

3. а) Скорость оборота денег – действует на макроуровне (влияние обратно пропорциональное). *Спрос на деньги тесно связан со скоростью обращения денег: чем выше спрос на деньги, тем дольше они находятся в распоряжении экономич. субъектов и тем медленнее будет скорость их обращения.

Т.к. спрос на деньги постоянно изменяется, то, следовательно, меняется и скорость их обращения. При возрастании скорости обращения денег вследствие уменьшения спроса на них возможно снижение размеров неплатежей между участниками денежного рынка. Замедление же скорости обращ-я денег в связи с ростом спроса на них сдерживает влияние увеличения денежной массы в обращ-и на конъюнктуру рынка, тормозит инфляционные процессы в стране.

Итак, из вышесказанного следует, что в соотношении «спрос - скорость» денег определяющим является спрос, именно он влияет на скорость обращ-я денег.

б) Норма % - действует на микроуровне (связь прямо пропорцион-я).

4. Уровень ожидаемого дохода на альтернативные деньгам активы (обратно пропорцион-я зависимость).

5. Накопление богатства (для увеличения своего богатства субъект должен создать запас денег, что увеличивает спрос на них).

6. Инфляция – оказывает понижающее влияние на спрос на деньги, т.к. они обесцениваются.

7. Ожидание ухудшения конъюнктуры рынка. Ухудшение конъюнктуры (уменьшение товарного предложения, усиление товарного дефицита, ухудшение качества продукции и т.д.) снижает спрос на деньги, т.к. эк. субъекты в этом случае отдадут предпочтение накоплению богатства в товарной форме, а не в денежной.

С учетом вышеуказанных факторов формулу объема спроса на деньги можно записать в следующем виде:

ОСД = 1.+2. – 4. + 5. – 6. – 7.

Фактор №3 некоторые экономисты считают стабильным и поэтому в формулу не включают.

 

 

Предложение денег

Предложение денег – вторая сила, которая во взаимодействии со спросом определяет конъюнктуру денежного рынка. Как и спрос на деньги, их предложение явл. явлением остатка (избытка).

Суть предложения денег состоит в том, что экономич. субъекты в любой момент имеют в своем распоряжении определенный запас денег, который они могут в благоприятных условиях направить в оборот.

Необходимо рассмотреть формирование предложения денег на микро- и макроуровне.

На микроуровне предложение денег тесно взаимодействует со спросом на них как его альтернатива. Если фактический запас денег у отдельного участника рынка превышает его спрос на них, то он предлагает эти деньги рынку для продажи. На этой основе формируется предложение денег индивидуальными участниками денежного рынка.

На макроуровне предложение денег формируется несколько по-другому. Считается, что все эк. субъекты одновременно не могут предложить рынку денег больше имеющегося у них их запаса. Поэтому предложение денег на этом уровне ограничивается всей совокупностью денег, имеющихся в распоряжении субъектов денежного оборота. Т.е. совокупная денежная масса в обороте явл. границей предложения денег (никакие стимулирующие факторы, наприм. повышение %, не могут увеличить предложение денег выше этой границы). Если спрос на них увеличивается свыше этой границы, он может быть удовлетворен только за счет дополнительной эмиссии денег (поэтому эмиссия денег рассматривается как увеличение предложения денег на ДР, а изъятие денег из оборота – как сокращение предложения денег. (*При таком подходе увелич-е предлож-я денег – результат действия банковской сферы, т.е. внешнего фактора).

(*Исходя из сказанного, необходимо правильно определить соотношение предложения и спроса на деньги как составляющих ДР: какая из них явл первичной. Без правильного ответа на этот вопрос невозможно правильно определить объективные границы предложения денег, а, значит, и эмиссии денег)

Поскольку из двух сил ДР спрос на деньги изменяется под влиянием объективных факторов, формирующихся в секторе реальной эк-ки, а предложение денег имеет преимущественно экзогенный (внешний, субъективный) характер, то спрос на деньги явл. первичным фактором во взаимодействии с их предложением. И поэтому предложение денег должно в своей динамике постоянно подстраиваться под изменение спроса на них. Только при этом условии влияние субъективного фактора на конъюнктуру ДР будет минимизировано, а изменения ключевых индикаторов рынка (массы денег, уровня %, уровня инфляции) будут объективными и не будут иметь разрушительных последствий.

Признание спроса на деньги объективной границей для предложения денег, а самого предложения – результатом деятельности банков может создать впечатление, что задачей монетарной политики банковской системы явл. чисто техническое «подтягивание» денежной массы к спросу на деньги при изменении его объема. Но это только поверхностное впечатление. За ним скрывается довольно сложный процесс увеличения массы денег, на который, кроме решений ЦБ, влияет значительное количество факторов, кот-е могут деформировать предложение денег, отклоняясь от спроса на них.

(*Предложение денег на рынке зависит от ряда макро- и

микроэкономических Факторов*:

1. От нормы обязательного резервирования (чем ниже норма, тем больше ПД)

2. От операций центробанка на открытом рынке.

3. От объема рефинансирования центр. банком коммерческих банков.

4. От валютных интервенций (купля или продажа валюты) центр. банка.

5. От динамики учетной ставки центр. Банка (выше ставка, меньше ПД).

6. От ставки депозитного (вкладного) % (выше ставка, больше ПД)?.

7. От объемов богатства эк-ких субъектов (больше богатство, больше ПД).

8. Уровня тенезации эк-ки в стране (меньше ПД).

9. Степени доверия эк-ких субъектов к банковской системе страны (меньше доверие, меньше ПД).

 

*Факторы, виляющ. на предложение денег – самостоятельно по Савлуку «Гроші та кредит».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.