Сделай Сам Свою Работу на 5

Общенаучные,специальные и социологические методы познания.





Философской основой теории государства и права служит диалектический метод, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся:

• переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное);

• закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве);

• закон отрицания отрицания (в российской государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности).

Творческое применение законов диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как «содержание и форма», «возможность и действительность», «случайность и необходимость», «историческое и логическое», «должное и сущее», «свобода и ответственность» и т. д., помогают избежать.

Методы социологического исследования
1. Особенности социального познания. Социальное познание имеет свою специфику по сравнению с познанием в естественных науках. В исторических науках, в основном, используется такой метод, как наблюдение, и очень трудно использовать такой метод как эксперимент. В качестве примера эксперимента в истории можно привести пример коммунистического эксперимента, как попытку найти новый для человечества путь прогрессивного развития. Результат этого эксперимента оказался отрицательным. Вместо пути прогресса обнаружили путь регресса, вместо светлого будущего построили тиранию и отсталый общественный строй. Современная историческая наука основывается не только на данных, почерпнутых из древних летописей, но и на материальных памятниках, открытых археологами. Современная археология напоминает экспериментальную науку, которая предоставляет данные для обобщения теоретической науке. В рамках археологии применяются различные приборы, в частности, приборы для определения возраста памятников. Основатель социологии О.Конт призвал построить новую науку по образцу естественных наук, с тем, чтобы социологические исследования опирались на опыты и эксперименты, давали прогнозы и результаты, вместо умозрительных рассуждений. 2. Социологическая гипотеза. Интуиция подсказывает социологу причину событий, затем он ставит цель подтвердить эту причинную связь результатами эмпирического исследования. Причинная связь между двумя группами фактов – это социологическая гипотеза, которая может быть обозначена как Y=F(X) Примеры наших социологических гипотез: 1.Большинство безработных – это психологи. 2.Большинство преступников – это спикеры. Эти гипотезы в результате наблюдений и опросов в женской колонии и Березниковском центре занятости получили лишь частичное подтверждение. Среди 76 опрошенных безработных в центре занятости 32% оказались психологами, 35% - техниками, 32% - спикерами. Среди 50 опрошенных преступниц в женской колонии строгого режима 40% оказались спикерами, 40% - психологами, 20% - техниками. Доли типов личности в популяции составляют: техников -32%, психологов – 19%, спикеров - 46%, теоретиков – 3%. Доли типов личности в женской популяции составляют: техников – 29%, психологов – 28%, спикеров - 42%, теоретиков – 1%. В примере 1 X– это тип личности и доля данного типа личности респондента в популяции, Y– это доля или процент этого типа личности среди безработных. В примере 2 X – это тип личности и доля данного типа личности женщин в популяции, Y– это доля этого типа личности среди преступниц. Определение типа личности производилось с помощью таких социологических методов, как визуальный тест в процессе нестуктурированного интервью с преступницей или наблюдение за беседой безработного с инспектором. На следующем этапе конкретные признаки либо формулируются как вопросы анкеты, либо записываются в качестве показателей в документ для сбора статистической информации. Например, в процессе интервью нам пришлось задавать респондентам следующие вопросы: 1). За какой вид преступления Вы осуждены и на какой срок? 2).Сколько имеете судимостей? В процессе наблюдения за беседой безработного с инспектором, мы постарались зафиксировать срок нахождения в положении безработного, профессию по диплому об образовании и фактическую профессию, степень усердия в поисках работы. Респондент – это человек, к которому обращены вопросы анкеты. Анкета – это размноженный документ, содержащий несколько десятков вопросов. Вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент должен сам сформулировать свой ответ. После закрытого вопроса следуют несколько вариантов ответа, из которых респондент должен выбрать подходящий для себя вариант. 3. Методы социологического исследования: · Выборочный опрос. Он начинается с определения генеральной совокупности – группы людей, обладающих каким либо признаком, Мы выбрали генеральные совокупности женщин, осужденных за преступление, или безработных людей, состоящих на учёте в центре занятости. Затем социолог производит выборку или отбор той части генеральной совокупности, которую он будет опрашивать. Выборка может быть случайной, как при опросе преступниц, или квотной, как при опросе людей, лишённых работы. В последнем случае квота для безработных, чей срок нахождения на учёте не превышает 3 месяцев, составляет 21%. Квота для безработных людей, чей срок нахождения на учёте от 3 до 12 месяцев, составляет 33%. Квота для хронических безработных людей, чей срок нахождения на учёте от 12 до 18 месяцев, составляет 46%. Такие большие квоты для хронических безработных мы считаем обоснованными, т.к. именно у хронических безработных проявляются не случайные, а закономерные причины для безработицы. Затеи нужно сформулировать вопросы анкеты. Результаты опроса подлежат регистрации, классификации и суммированию. · Полевое исследование. Его проводит социолог, который фиксирует поступки людей в реальной жизни. Например, социолог фиксирует повышение производительности труда рабочих в бригаде по сравнению с работой без бригадного подряда. В бригаде на человека влияет общественное мнение и бригадир с помощью коэффициента трудового участия. Другим примером полевого исследования является социометрическое исследование, которое позволяет выяснить персоны лидеров класса и состав малых групп в классе, это исследование проводится путем суммирования ответов на вопросы анкеты, где каждому ученику предлагается назвать трёх друзей и трёх врагов из класса. Наше невключённое наблюдение за процессом приёма безработных людей у инспектора в центре занятости тоже является полевым исследованием. · Скрытое наблюдение. Оно используется тогда, когда люди не желают отвечать на вопросы анкеты, ибо не хотят выглядеть слабыми и трусливыми. Например, существует гипотеза, что сообщения об актах террора на северном Кавказе вызывают отъезд отдыхающих и беженцев из этого региона. Страх людей за свою жизнь и имущество может выразиться в том, что возрастает количество проданных билетов, страховых полисов, проданного охотничьего оружия сразу после актов терроризма, наподобие захвата заложников в городе Будённовск. · Метод исторического анализа. Его использовал Макс Вебер, когда пытался доказать, что протестантская этика способствовала возникновению капитализма в западной Европе, В результате работы в архивах он подсчитал количество частых призывов к обогащению, накопительству, упорному труду и деловому успеху в проповедях протестантских проповедников (Кальвина и др.). Затем он обнаружил, что буддисты и индуисты призывали к противоположному - к уходу от действительности. Социологи изучают такие документы как переписи населения, судебные протоколы, записи в церковных книгах, полицейские архивы. Например, социологу Дж. Руде хотел выяснить, кем были участники беспорядков во время Французской революции – «героями Франции» или «отбросами Франции». Торговцами и ремесленниками или профессиональными преступниками? Он изучил протоколы допросов задержанных во время беспорядков и подсчитал доли преступников, с одной стороны, и купцов с ремесленниками, с другой стороны. Оказалось, что большинство среди задержанных оказались купцами и ремесленниками, т.е. беспорядки устраивали «герои Франции», но осталось сомнение, что профессиональные преступники лучше умели скрываться от полиции. В нашем исследовании безработицы нам пришлось изучить содержание годовых и квартальных отчётов центра занятости с целью выяснить виды групп риска, т.е. групп потенциальных безработных, и доли предложенных вакансий для разных типов личности, чтобы выяснить, какой тип личности имеет преимущества в количестве предложенных вакансий на рынке труда. · Эксперимент. Например, социолог хочет выяснить степень влияния на школьный класс информации об оценке учителя прошлогодними учениками. Для этого набирают два класса, одинаковых по всем формальным показателям (количество мальчиков и девочек, их возраст). Затем экспериментальному классу сообщают о негативной оценке учителя, а контрольному классу не сообщают об этой оценке. После часа занятий проводят опрос о том, понравился ли урок? Результаты двух опросов сравнивают. 4. Применение социологических исследований. Невозможно проводить референдум, то есть всенародное голосование, по любому поводу, т.к. это стоит слишком дорого. Выгоднее заплатить социологам за опрос общественного мнения, который обходиться гораздо дешевле. Большой интерес у публики вызывают рейтинги (уровень популярности) ведущих политиков. Экономически выгодно изучать на рынке спрос на новые товары в том случае, когда нельзя выпустить пробную партию товара, например, так можно изучить спрос на новый фильм. Весьма полезно изучать межнациональные проблемы на территории бывшего СССР. Социологические исследования внутри трудового коллектива позволяют выяснить проблемы и конфликтные ситуации внутри коллектива, выявить тех руководителей, которые являются источниками конфликтов и находятся не на своём месте.

Термин "метод" происходит от греческого слова и в переводе означает "способ", "путь







следования". Под методомлюбой науки понимается совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных(объективно отражающих действительность) знаний.

Учение о методах, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания

действительности принято называть методологией.

 

В настоящее время все многообразие методов познания государства и права принято располагать

по следующим группам:

1) общефилософские, или мировоззренческие, методы;(Метафизика, Диалектика, Материализм)

2) общенаучные (общие) методы;(Исторический, Логический, Индукция)

3) частнонаучные (частные, специальные) методы.( Методо моделирования, Статистический ,Математический, Сравнительно-правовой, Фомально-юридический).

(Морозова).

 

 

В зависимости от специфики:

1)Всеобщий диалектико-материалистический метод;(Материалистический, Диалектический)

2)Общие методы;(Сравнения, Анализа, Синтеза, Абстранирования)

3)Специальные методы;(Математические, Статистические, психологические)

4) Частные методы.(Формально-юридический метод,Метод толкования норм права).

(Марченко)

 

Раскрытие методов:

Общефилософскиеметоды служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории

государства и права. Исторический опыт вызвал к жизни разнообразные политико-правовые

подходы к изучению государства и права, различные научные школы, доктрины, которые в

изучении государственно-правовой действительности исходили из разных философских,

мировоззренческих основ. Так, некоторые из этих школ базируются на метафизической,

материалистической мировоззренческой основе.

Метафизикадословно означает то, что следует после физики. Этим термином обозначается часть

философского учения Аристотеля (384 - 322 до н.э.), исследующая высшие, недоступные для

органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в

мире.

Диалектика- это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его

мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их

изменении, развитии.

Материализмпредставляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир

материален, существует объективно, т.е. вне и независимо от сознания человека; материя

первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление - свойство материи.

Утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

На основе материалистического и диалектического подходов к исследованию государственно-

правовых явлений формулируются выводы о том, что:

а) государство и право - реально существующие явления;

б) изучая государство и право, надо учитывать их постоянное развитие, изменчивость;

в) следует принимать во внимание многообразные связи между различными государственно-

правовыми, экономическими, политическими, культурными, национальными и иными процессами;

г) государственно-правовые явления следует изучать, ориентируясь на юридическую практику, так

как истинность науки проверяется практикой.

Существуют и такие теории, которые опровергают саму возможность познания государства. Так

утверждает философия агностицизма. Отдельные теории базируются на философии объективного

идеализма, которая объясняет факт существования государства и права объективным разумом,

чем-то наподобие божественной силы. Другое философское направление - субъективный

идеализмсвязывает существование государства и права с сознаниемчеловека.

В отечественной юридической науке долгое время господствовал марксистскийподход к

государству и праву, который связывал развитие государственно-правовых явлений

исключительно с экономическими факторами, а сама наука теории государства и права была

идеологизирована. В настоящее время, отказавшись от марксистского подхода к изучению

государства и права как исключительно правильного, универсального, юридическая наука

рассматривает марксистскую теорию как одну из научных школ, теорий, отмечая ее как

отрицательные, так и положительные стороны.

В современной науке теории государства и права не сложился общепризнанный подход к

методологии, наука находится на стадии поиска. Существует мнение, что общефилософским

фундаментом для изучения государства и права остается исторический материализм, который

распространяет диалектику на изучение государственно-правовых явлений, рассматривает их во

взаимной связи, в движении, развитии, борьбе нового со старым и т.д.

Представляется, что все философские методы имеют право на существование, могут быть

использованы в изучении государства и права. Следовательно, важно исходить из плюрализмав

использовании методов для изучения и трактовки государственно-правовой действительности.

Общенаучныеметоды - это те, которые используются во всех или многих областях научного

знания. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и

функциональный методы.

Историческийметод требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в

развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов,

в том числе с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев, социокультурных

корней.

Логическийметод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких

приемов, как анализ и синтез, индукция и дедукция. Анализпредставляет собой процесс

мысленного или фактического разложения целого на части, что позволяет выявить структуру

исследуемого объекта, например логическая структура нормы права с выделением в ее составе

гипотезы, диспозиции и санкции. Синтез,напротив, предполагает процесс мысленного или

фактического воссоединения целого из частей (элементов). Например, путем объединения

признаков права, государства, правоотношения, элементов статуса личности и др. формулируются

общие понятия важнейших юридических явлений.

Индукциякак логический прием позволяет на основе частного знания получать знание общего,

например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую

модель республиканской или монархической форм правления. Дедукция- это логический прием,

который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков

демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим

конкретного государства.

В основе системногометода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем.

Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других

явлений, и сообщает всему явлению новое качество. Государство и право - сложные системные

образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание

изучаемых объектов как целостного явления.

Функциональныйметод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции,

социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые

явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение

функций государства, права, правосознания и т.д.

Иногда в качестве особой разновидности системного метода называют комплексный подход.

Большинство же ученых склонны считать его самостоятельным методом. Комплексный подход

порожден необходимостью исследования комплексов как особых систем, и в этом их близость.

Частнонаучныеметоды представляют собой использование теорией государства и права научных

достижений технических, естественных, смежных общественных наук. К частным методам чаще

относят следующие.

Метод конкретно-социологических исследований -это анализ, переработка и отбор

необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики. При использовании

данного метода применяются разнообразные приемы: анализ документов, официальных

сообщений, устные и письменные опросы (интервью, собеседования, анкетирование), изучение

материалов судебной и арбитражной практики, общественного мнения о деятельности

правоохранительных органов и т.д.

Метод моделирования- один из главных методов изучения государственно-правовой

действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в

моделях,т.е. путем идеального воспроизведения анализируемых явлений.

Статистический метод- получение количественных показателей государственно-правовых

явлений и процессов. Он в наибольшей мере применяется для характеристики массовых явлений,

отличающихся повторяемостью, например для выявления динамики преступности. Современная

статистика позволяет на основе количественных данных: а) получить бесспорные доказательства

наличия или отсутствия связей между анализируемыми явлениями; б) провести анализ факторов,

влияющих на данное явление.

Метод социально-правового эксперимента- способ проверки научных гипотез или проекта

какого-либо решения. В отечественной практике этот метод применялся, например, при

проведении выборов по производственным округам в 1989 г., установлении так называемых

свободных зон с льготным таможенным и налоговым режимом в Приморском крае, в

Калининградской области и др. Данный метод оценивается как перспективный.

Математический метод- способ оперирования с количественными характеристиками, один из

формализованных приемов изучения государственно-правовых явлений. Он применяется главным

образом в криминалистике, судебной экспертизе при исследовании следов преступлений и т.д.

Кибернетический метод- это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать

государственно-правовые явления. Он сводится главным образом к использованию не только

технических возможностей кибернетики, но и ее понятий - прямая и обратная связь, оптимальность

и др. Кибернетика, как известно, занимается разработкой алгоритмов и методов, позволяющих

управлять системой, чтобы она функционировала заранее заданным образом. Кибернетический

метод используется для разработки автоматизированных систем получения, обработки, хранения и

поиска правовой информации, для определения эффективности правового регулирования, для

систематизированного учета нормативных правовых актов и т.д.

Синергетический методв юридической науке стал применяться только в последнее время.

Термин "синергетика" происходит от греческого слова "synergos" и означает

совместнодействующий, эффект взаимодействия различных систем, способных к

самоорганизации, саморегулированию. Синергетика помогает изучению саморегулирующихся

систем (в том числе и случайных) и процессов, например рыночных отношений, местного

самоуправления, т.е. явлений и процессов, где вмешательство государства ограниченно.

Среди частнонаучных методов принято выделять собственно юридическиеметоды. К ним

относятся сравнительно-правовой и формально-юридический.

Сравнительно-правовойметод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых

систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними. Еще

древние мыслители утверждали, что истина познается в сравнении. Данный метод применяется

при изучении типологии государств, сопоставлении различных правовых систем мира,

политических режимов, форм правления, государственного устройства и т.д.

Формально-юридический методявляется традиционным для юридической науки и составляет

необходимую ступень в научном познании государства и права, поскольку позволяет изучать

внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные

признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приемы толкования

правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления.

Таким образом, методология теории государства обладает многообразием, богатством приемов и

способов познания государственно-правовых явлений. В зависимости от целей исследования

возможно применять те или иные методы. При этом не следует считать какие-то из них главными,

ключевыми, а другие второстепенными. Каждый из методов полезен при исследовании

конкретных государственно-правовых процессов или феноменов.__

 

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.