Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет и основные функции философии.





Философия (греч.)- любовь к мудрости.

Философия - учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.

Платон-философия яв-ся познанием сущего, или вечного, непреходящего.

В ходе развития философии представления о её предмете менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа.

Среди них встречаются такие варианты, которые сводят к указанию на то, что ее предметам служат: раздумья о человеке, размышления о жизни и смерти и.т.д. Так, например, для греч. мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств – искусством самопознания. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, называл её госпожой наук. В Ср. века философия выступала служанкой богословия

Предмет-часть объекта, определенный его аспект, исследуемый в каком- либо конкретном случае.



Объект-то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание.

В философии предмет-то, на что направлены мысль или действие субъекта.

В науке предмет — часть объекта, определённый его аспект, исследуемый в каком-либо конкретном случае. Например: антропология, психология, социология (и многие другие науки) имеют общий объект изучения (человека), но различаются предметом своего изучения.

Функции философии:

Различные авторы называют разные функции философии (до 20). А самыми главными, основными функциями философии являются:

1. Гуманистическая

2. Мировоззренческая

3. Методологическая

4. Гносеологическая

5. Аксиологическая

6. Эвристическая

7. Интегрирующая или координирующая

1. Гуманистическая функция философии, по общему мнению может рассматриваться как самая главная ибо, для философии нет ничего более важного чем сам человек, его внутренний, духовный мир.

2. Мировоззренческая функция служит тому, чтобы раскрыть сущность мироздания, его природу, нарисовать общую картину мира.



3. Роль методологической функции заключается в том, чтобы раскрыть методы и формы, способов постижения мира.

4. Смысл гносеологической функции философии, чтобы доказать что представляет собой познание, каковы его уровни, формы и границы.

5. Аксиологическая (ценностная) функция философии раскрывает значимость различных предметов и явлений, их способность удовлетворять потребности и служить интересом людей.

6. Эвристическая функция философии раскрывает творческие возможности людей и способности к поиску и находкам.

7. Интегрирующая функция способствует аккумуляции, систематизации всего разнообразия знаний.

+

мировоззренческая функция(связана с понятийным объяснением мира);

методологическая функция(заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

прогностическая функция(формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

критическая функция(распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

аксиологическая функция(от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

социальная функция(опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснятьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).



Таким образом, общество есть не просто совокупность людей, но еще и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Это понима­ние общества наиболее отчетливо выразил в своих трудах Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он утверждал, что обще­ственная жизнь представляет собою реальность особого рода — социальную реальность. Социальная реальность — это реальность особого типа. Она отличается от природ­ной реальности и несводима к последней. Ибо в ней кроме вещественно-энергетических процессов есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни — невидимые процессы, которые протека­ют в головах индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя общественное сознание. Это «надбиологическая» и «надындивидуальная» реальность, которая первична по отношению к биопсихической реаль­ности, воплощенной в человеческих индивидах. Первична потому, что человек с его биологическими и психически­ми особенностями может существовать только в условиях общественной жизни. Люди в обществе не просто сосуще­ствуют: они взаимодействуют между собой, и вследствие этого взаимодействия общество выступает как сложная система, которая есть единое целое, а не просто некое мно­жество собранных вместе отдельных частей-элементов.

Рассматривая общество как систему, целесообразно об­ратиться к синергетике — одному из новейших научных направлений, связанных с изучением систем.

Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию.Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.Дифференциация общественного сознания в современном виде - результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное, недифферинциированное сознание. Умственный труд не был отделен от физического и умственный труд был непосредственно вплетен в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем, по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:
-- политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;
-- правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;
-- мораль - система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;
- искусство - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;
- религия и философия - наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.
--Наука-это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке. Функции выражаются через формы.
Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.
Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.
Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
Взгляды индивида, наиболее полно отвечающие интересам эпохи и времени, после завершения индивидуального существования становятся достоянием общества. Например, творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное сознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного человека, приобретает статус общественного сознания, пополняет и развивает его, придавая ему черты определенной эпохи.

 

 

Билет №3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.