Сделай Сам Свою Работу на 5

Назначение и работа спец приспособления





 

Приспособления разборки-сборки и диагностики

Стенд для разборки рулевого механизма

Рисунок 3 - Стенд для разборки сборки рулевого механизма

 

На рисунке предложен стенд для разборки сборки рулевого механизма. Он состоит из плиты, на которой закреплены четыре стойки с фиксаторами. Ремонтируемый механизм устанавливается на эти стойки и фиксируется при помощи фиксаторов.

Съемник шаровых шарниров. Съемник шаровых шарниров представляет собой устройство для снятия (выдавливания) конусных болтов шаровых шарниров, выполнен в виде С – образного металлического каркаса с гайкой и входящим в нее винтом с ручкой для затяжки.

С – образная форма данного устройства позволяет ему охватывать деталь, а посредством затяжки винта происходит выдавливание конусного болта из оправки.

Индикатор измерения шаровых шарниров. Индикатор измерения шаровых шарниров представляет собой устройство, определяющее износ данных деталей, для определения износа индикатор необходимо приложить к шарниру как шаблон.

Индикатор оснащен шкалой и стрелкой-указателем для определения параметров износа.



Индикатор герметичности грязезащитных чехлов. Индикатор герметичности грязезащитных чехлов представляет собой устройство, состоящее из подставки (основания), станины, рукоятки на шарнире, соединенной плечом с прижимным диском, крепежных хомутов и манометра.

Грязезащитный чехол насаживается на втулку основания снизу и втулку прижимного диска сверху, крепится хомутами для обеспечения герметичности.

При нажатии на рукоятку плечо на шарнире наклоняется и прижимает грязезащитный чехол прижимным диском к основанию, при этом выдуваемый из втулки воздух поступает по трубке к манометру. Если грязезащитный чехол поврежден, при нажатии на рукоятку воздух будет просачиваться через поврежденные участки чехла.

Люфт метр. Увеличенный свободный ход (люфт) рулевого колеса может быть вызван ослаблением креплений или износом шарнирных соединений рулевых тяг, ослаблением крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки или кронштейна маятникового рычага, износом ролика и червяка рулевого механизма или их подшипников, нарушением регулировки рулевого механизма.



Свободный ход рулевого колеса должен быть не более 18…20 мм (около 5°) – на автомобиле ВАЗ при измерении его по ободу рулевого колеса. Свободный ход определяют специальным прибором – люфтметром.

Люфтметр представляет собой прибор со шкалой, который размещают на рулевой колонке под рулевым колесом.

Передние колеса устанавливают в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля. Затем поворачивают рулевое колесо с небольшим усилием влево, полностью выбирая имеющийся в рулевом управлении люфт.

В этом положении на обод рулевого колеса или на спицу ставят указатель 1 люфтметра («стрелку») и направляют его на нулевую отметку шкалы 2.

После этого поворачивают рулевое колесо вправо, пока не будет выбран люфт. Закрепленный на рулевом колесе указатель покажет по шкале люфтметра значение люфта рулевого колеса в градусах.

При использовании люфтметра с динамометром, люфтметр закрепляют на ободе рулевого колеса, а указатель 1 – на рулевой колонке.

Рукояткой 8 динамометра поворачивают рулевое колесо с усилием (10 Н) влево и вправо, определяя по шкале 2 перемещение указателя из одного крайнего положения в другое. Это перемещение соответствует значению люфта рулевого колеса в градусах.

У автомобилей, в конструкцию рулевого механизма которых встроен гидроусилитель, значения люфта рулевого управления определяют только при работающем на малых оборотах двигателе.

Рисунок 4 - Размещения люфтометра

 

Размещение люфтметра на рулевом колесе при замере люфта колеса:



а – обычный люфтметр; б – люфтметр-динамометр; 1-указатель; 2-шкала; 3-рукоятка динамометра.

Повышенный люфт рулевого колеса устраняют по потребности регулировкой зацепления рабочей пары, а также регулировкой подшипников червяка. Приемы выполнения указанных регулировок зависят от конструкции рулевого механизма. Если повышенный люфт не устраняется регулировкой, рулевой механизм направляют на ремонт.

Если люфт превышает норму, установленную заводом-изготовителем, то необходимо найти причины, влияющие на увеличенный свободный ход рулевого колеса. Начинать нужно с осмотра рулевого привода, а затем и других узлов, и сопряжении деталей которых могут возникнуть зазоры.

Проверка и регулировка люфта в шарнирных соединениях. Перед проверкой люфта в шарнирных соединениях необходимо подтянуть гайки крепления шаровых пальцев и поворотных рычагов. Проверку производят вдвоем. Один резко покачивает рулевое колесо вправо и влево, другой – визуально или на ощупь рукой проверяет взаимное перемещение сопряженных деталей. Перемещение шарового пальца относительно наконечника тяги свидетельствует о наличии люфта. Зазор в шарнирном соединении продольной тяги устраняется завертыванием в наконечник тяги регулировочной пробки 1 до отказа с последующим отвертыванием ее на ј - Ѕ оборота, до совпадения прорези на пробке с отверстием по шплинт.

 

Рисунок 5 - Проверки люфта

 

Проверка люфта а и подтяжки резьбовых пробок в шарнирных соединениях продольной тяги.

Если ощущается свободный ход в шаровом шарнире, а также при попадании в шарнир грязи, песка, появлении коррозии на шаровом пальце и при полном использовании хода опорного вкладыша – замените шарнир с наконечником тяги.

Измеритель суммарного люфта рулевого управления автотранспортных средств ИСЛ-М - люфтомер. Люфтомер предназначен для измерения суммарного угла поворота рулевого колеса до начала движения управляемых колес, а также суммарного угла поворота рулевого колеса при нормированном усилии на рулевом колесе.

Принцип действия люфтомера основан на измерении угла поворота рулевого колеса АТС посредством преобразования импульсного сигнала оптико-механического датчика угла поворота в интервале срабатываний датчика движения управляемых колес при выборе люфта рулевого управления в обоих направлениях вращения руля.

Технические данные - ИСЛ-М

Название Единица измерения Значение
Диапазон размеров рулевого колеса мм 360-550
Диапазон измерения угла поворота рул. колеса град. 0-120
Пределы допустимого значения абсолютной погрешности измерения угла поворота рулевого колеса в диапазоне 0-10 град. град. ±0,5
Пределы допустимого значения абсолютной погрешности измерения угла поворота рулевого колеса в диапазоне 10-120 град. град. ±1
Чувствительность датчика движения колеса к началу движения управляемого колеса мм 0,10±0,05
Скорость вращения рулевого колеса при измерении, не более с-1 0,1
Количество единичных измерений при усреднении измеренного значения   2-9
Время установления показаний не более сек.
Электропитание от сети постоянного тока (бортовой сети автомобиля) В 12±2
Мощность потребляемая, не более Вт
Диапазон рабочих температур °С от -10 до +40
Габаритные размеры (мм) и масса (кг) приборного блока мм, кг 420х125х125, 3
Габаритные размеры (мм) и масса (кг) датчика движения колеса мм, кг 360х330х100, 2

Универсальный съемник пальцев рулевых тяг. Пальцы шаровых шарниров закрепляются в рычагах поворотных кулаков, в рулевой сошке и маятниковом рычаге при помощи конических соединений, затягиваемых гайками. Эти соединения (конусность 3:25, угол 6°52') самотормозящиеся. Степень «самоторможения» конического соединения зависит в первую очередь от угла конусов и усилия их затягивания.

Заметим, если когда-то на «Жигулях» (гайка М14х1,5) рекомендовали момент затяжки 5,1...6,3 кгс»м, то позже он был снижен до 4,3...5,4 кгс»м. У переднее приводных автомобилей ВАЗ гайка (М12х1,25) шарового пальца рулевой тяги затягивается моментом 2,76...3,41 кгс«м. Затягивать гайки шаровых пальцев без динамометрического ключа нельзя.

Как же вы прессовать пальцы шаровых шарниров рулевого управления? Иногда, например, при снятии средней и боковых рулевых тяг «Жигулей" обходятся вообще без приспособлений- Отвернув гайки пальцев, наносят удар острым концом молотка по сошке (маятниковому рычагу) чуть выше шарнира средней тяги. Часто хватало двух ударов, и палец выпадал.

Для рассматриваемого способа необходима эстакада или смотровая канава. При неумелом проведении операции маятниковый рычаг может оказаться деформированным. В этом случае спица рулевого колеса может уйти от горизонтального положения при движении по прямой. Да и бить молотком по столь ответственным деталям рулевого привода вряд ли полезно для них.

Выпрессовка пальцев шаровых шарниров крайних рулевых тяг «Жигулей» из рычагов поворотных кулаков съемником А.47052 не представляет особого труда. Он надежный, доступ к шарниру свободный.

Съемник А.47035, рекомендуемый для выпрессовки пальцев из сошки и маятникового рычага, более сложный и менее надежный. Подвижная система приспособления.

 

Рисунок 6 - Универсальный съемник пальцев рулевых тяг

Рисунок 7 - Запрессовки шарниров рулевых тяг

 

Запрессовка шарниров рулевых тяг: 1 - опора; 2 - тяга; 3 - оправка; 4 - шарнир

 

Рисунок 8 - Выпрессовки шарниров рулевых тяг

 

Выпрессовка шарниров рулевых тяг: 1 - тяга; 2 - оправка; 3 - шарнир; 4 – опора. А.47035 (с рычагом, коромыслом, серьгами) вообще-то и не нужна, что подтверждается конструкцией универсального винтового съемника. Принцип его действия основан на том, что при выпрессовке необходимо только стронуть палец в его коническом гнезде. В связи с большей жесткостью съемника и большим диаметром винта у рассматриваемого съемника для компактности плечо рычага уменьшено до 1,6 (60:37=1,6), у съемника А.47035 оно равно 1,7 (74:43=1,7). Захват 3 вставляем, отжав резиновый чехол, под гнездо пальца шарнира. На палец и захват устанавливаем рычаг 2 и, вворачивая винт 1, выпрессовываем палец шарнира. Выпрессовка пальцев значительно облегчается, если смочить их проникающей жидкостью (керосин, \ЛГО-40). На перетянутые пальцы целесообразно наложить на несколько часов «компресс» из ветоши, смоченной этими жидкостями. Замена шарниров рулевых тяг. У «Жигулей» две рулевых тяги. Продольная соединяет сошку с рычагом поворотного кулака левого колеса, а поперечная — рычаг поворотного кулака с рычагом рулевой трапеции у правого колеса. Поперечная тяга имеет левый и правый наконечники для регулировки схождения колес. Все четыре шарнира рулевого управления одинаковые. У продольной тяги они запрессованы непосредственно в концы тяг, у поперечной — в наконечники. Резьбовые концы шаровых пальцев продольной тяги направлены в одну сторону, а у поперечной оси шарниров располагаются под углом 90е.

Выбивают шарниры ударом молотка по пальцу шарнира, оперев тягу или наконечники на жесткую опору. Но это не всегда удается, часто палец выбивает донышко шарнира, а корпус шарнира остается в тяге или в наконечнике.

 

Охрана труда

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.