Сделай Сам Свою Работу на 5

Объем знаний и задачи детей средней группы: 3 – 4 года.





ПМ.03.

Организация уголка природы в средней группе детско сада

При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать основные тре­бования, а именно СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (далее - СанПиН).

Уголок природы в группе

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.

Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно - образовательной работы.



Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений — выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь н саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно - образовательной работы, но и оздоравливают микроклимат в группе, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.



Отбор растений для уголка природы должен осуществляется в соответствии с реализуемой примерной основной общеобразовательной программой, особенностями помещений и возраста детей. Если окна групповой комнаты выходят на южную сторону, целесообразно подобрать светолюбивые растения. В помещениях с окнами на север хорошо приживутся теневыносливые растения. Заранее важно продумать, где поместить трудовой инвентарь, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности и календарь природы.

Требования при организации в ДОУ уголков природы

  • уголок природы должен быть ярким и красочным;
  • стеллажи, полки обязательно закреплены;
  • календарь природы в каждой возрастной группе;
  • недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;
  • цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
  • оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
  • природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
  • оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

Размещение и уход за комнатными растениями

Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни.

Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету.

Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать.



Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него.

Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их, следует поливать редко.

Подбор растений и животных
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.
Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.
Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время. При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Требования к отбору обитателей уголка природы:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

7. Размещение аквариума, клеток, цветов не должно уменьшать уровень

естественной освещённости в помещении;
8. Недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своём поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
9. Животных принимают с разрешения ветеринарного надзора (постановка на учёт, своевременные прививки, гигиенические процедуры);
10. Недопустимо принимать бродячих животных;
11. Подбор животных осуществляется с учётом возраста и состояния здоровья детей;
12. Предпочтение следует отдавать растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении;
13. Для поддержания чистоты осуществляют ежедневный уход за растениями и животными;
14. Уборку за животными и уход за растениями (кроме полива) осуществляет только персонал ДОУ.

Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи.

Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум, где живет ящерица, следует ставить на хорошо прогреваемое солнцем место, террариум с лягушкой должен быть непременно в тени.
Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время.

Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).
Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.).

Большинство комнатных растений — выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь н саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации.

Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями)обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайская роза.

В уголке природы средней группы может быть до 6-8 видов растений. Имеются разные виды растений одного семейства (зональная и душистая герань, несколько видов гераней).

В средней группе у детей формируется умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей: дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые узнают и называют дети. В процессе ухода вместе с воспитателем дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная их поливка. Пополняется уголок природы новыми растениями:

- подбираются комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев.

- дети овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте, обливание их из мелко сетчатой лейки или опрыскивание из пульверизатора растений с мелкими листьями, обтирание листьев влажной тряпочкой или щеткой, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опущенные листья.

- детей учат определять зависимость способа ухода за растениями от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.

В средней группе для уголка природы кроме растений младших групп -

Объем знаний и задачи детей средней группы: 3 – 4 года.

-Дети должны знать названия 4 – 5 растений,

-называть их части: стебель или ствол, ветки, Листья, цветы, уметь более точно описывать растение, отмечать форму листьев (овальные, круглые). Знать основные растительные группы: дерево. трава, куст. Дети должны различать растения и находить сходство:

-по форме,

- Величине,

-окраске листьев и цветов,

- уметь различать изменения в их развитии.

Какие растения должны знать:

- обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайская роза, алоэ или агаву, бегонию - рекс, аспарагус, бальзамин, абутион, хлорофитум, циперус.

- растения похожие на куст (герань, бальзамин).время от времени в группу вносят новое цетущее растение.

Что дети должны делать:

-продолжать поливать растения водой комнатной температуры,

-знать какое растение нуждается в поливе, какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, у другого земля темная, сырая на ощупь).

Комнатные растения: к 4-5 видам, имеющимся в младшей группе, добавляются 1-2 новых вида, с учётом следующих требований:

а) Разнообразие:

- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушённые, мелкие, с небольшими зубчиками),

- способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушённые протирают влажной кисточкой и т. п.).

- величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);

- способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);

- видов одного рода – герани, бегонии, фуксии.

Выбор новых видов зависит от того, какие растения были у этих детей в младшей группе. Например: младшая группа – фуксия гибридная, фикус эластика, бальзамин-огонёк, герань зональная; средняя группа – все растения младшей группы плюс герань крупноцветковая, бальзамин и фиалка узумбарская.

б) Предпочтение отдаётся обильно и эффективно цветущим видам и видам с яркоокрашенными листьями.

в) Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков («фиалковая поляна»), ампельные (свисающие) растения, которые обильно цветут и образуют великолепные цветочные каскады (колокольчики голубые и белые, бегония и герань ампельные, восковой плющ, клеродендрум);

г) За растениями, которые используются не в учебных, а в оформительских целях, ухаживает воспитатель, иногда привлекая к уходу за ними и детей.

д) Желательно наличие различных видов аквариумных растений - плавающих на поверхности, в толще воды, укореняющихся в грунте.

Искусственные растения – для сравнения и выделения признаков живого.

Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.); овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свеклы; внесённые с участка декоративные растения: капуста кольраби, тыквы и кабачки для выставки); перенесённые с участка цветущие осенью декоративные растения (астры, бархатцы, хризантемы); рассада цветов, выгонка тюльпанов; сезонные декоративные растения в композициях-букетах.

Традиционно для уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, карп, красноперка, вьюн, верхоплавкн, верховки и моллюски – ампулярия, лужанка, физа, катушка
и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.).

В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карасьи юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыоки — вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении.

Наблюдения за рыбами разнообразны, а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).

- обитатели аквариума (желательно взять ёмкость большего, чем в младшей группе, объёма): золотые рыбки (к уже имеющимся добавляют новые разновидности – телескопов разной окраски и формы, львиноголовку, красную шапочку и др.);
Желательными обитателями уголка природы являются птицы. При правильном уходе они хорошо себя чувствуют, поют, даже размножаются. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за ними, кормят их, следят за чистотой в клетках. Труд по уходу за птицами предоставляет воспитателю возможность формировать у ребят бережное и заботливое отношение к ним.
Целесообразно для наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц (чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.).

Но этих птиц можно держать в неволе только в самое трудное для них время — зимой; весной их необходимо выпустить на волю. Постоянные жители уголка природы — канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы давно уже стали домашними.
Из пресмыкающихся можно содержать только черепах— болотную или сухопутную.
Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям отбора отвечают прежде всего грызуны: кролик, белка, морская свинка, хомячок. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав животных и почти полная безопасность, разнообразие повадок делают их желанными обитателями уголков природы.
Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка или других мелких домашних животных…

Целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы — время, обстановку.

Календарь природы из четырёх блоков:

1. Картина сезона, модели года и суток.

2. Календарь с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.

3. Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.

4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.