График выполнения и сдачи заданий по внеаудиторным занятиям
СИЛЛАБУС
по дисциплине: «Философия»
Специальность: 5В030100 - Юриспруденция, 5В050300 - Психология, 5В050400 - Журналистика, 5В050500 - Регионоведение, 5В050600 - Экономика, 5В050700 - Менеджмент, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050900 - Финансы, 5В051100 - Маркетинг, 5В070300 - Информационные системы, 5В090200 - Туризм, 5В090400 - Социально-культурный сервис, 5В090800 - Оценка, 5В051000 - Государственное и местное управление, 5В020200 - Международные отношения, 5В030200 - Международное право, 5В020700 - Переводческое дело, 5В091200 - Ресторанное дело и гостиничный бизнес, 5В051400 - Связь с общественностью, 5В090900 - Логистика (по отраслям), 5В051300 - Мировая экономика
Алматы, 2015
Содержание
1. Общая часть
2. Темы и содержание семинарских (практических) занятий
3. График выполнения и сдачи заданий по внеаудиторным занятиям
4. Список основной и дополнительной литературы
5. Система оценки результатов учебных достижений обучающихся
Общая часть
1.1 Сведения о преподавателе: Калпетходжаева Сайяра Каджимухаметовна- заведующий кафедрой «Регионоведение и международные отношения», кандидат философских наук, доцент. Сл.тел. (727) 260-40-29, e-mail: sayara1111@gmail.com
1.2 Пререквизиты дисциплины
История Казахстана
1.3 Постреквизиты дисциплины
Культурология, религиоведение, политология, социология, история и философия науки
1.4 Цель изучения дисциплины
- формирование у студентов базовых представлений о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности;
- ознакомление студентов с философскими текстами выдающихся мыслителей и формирование навыков их критического осмысления;
- развитие умения логически излагать свои мысли, грамотно вести философскую дискуссию и аргументированно отстаивать собственные позиции по актуальным проблемам современности;
- формирование казахстанского патриотизма;
- способствование обретению будущим специалистом мировоззренческих и духовных ориентиров в современном сложном и быстроменяющемся мире.
1.5 Задачи изучения дисциплины
- изучение исторических этапов развития философии;
- ознакомление с уникальным философским миропониманием казахского народа;
- рассмотрение основных разделов и тенденций развития философии, трансформации ее форм рациональности;
- освоение знаний о современных методах научного познания;
- формирование у будущих специалистов основ философско-мировоззренческой и методологической культуры.
Результаты обучения
Общие (ключевые) компетенции
Изучение дисциплины «Философия» позволит студенту:
Знать:
- Предмет, функции, основные разделы и направления философии
- Место и роль философии в жизни общества и человека
- Основные этапы развития мировой и казахской философской мысли
- Круг фундаментальных проблем философии, особенности их постановки и решения в процессе ее становления
- основные философские теории и методы, применяемые в изучении человека, природы и общества
- актуальные проблемы современной отечественной и мировой философии
Уметь
- оперировать специальной философской терминологией и категориально-понятийным аппаратом философии
- творчески и критически работать над оригинальными философскими текстами
- логически излагать свои мысли по изучаемым философским вопросам
- анализировать особенности генезиса и развития философского знания
- формировать и аргументированно остаивать собственную мировоззренческую позицию по различным проблемам философии
- ориентироваться в актуальных проблемах современной глобализации
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
Владеть навыками
- приема ведения философского диалога и полемики по актуальным вопросам философии
- публичной речи и письменного аргументированного изложения и отстаивания собственной точки зрения
- применения философских знаний в различных личностных жизненных ситуациях и при анализе общественных явлений
1.6.2 Специальные компетенции (разрабатываются по каждой специальности высшего образования на основе профессиональных стандартов с учетом требований работодателей и социального запроса общества)
1.7 Тематическое планирование изучения дисциплины
№ п/п
| Название темы
| Учебные часы
| Всего
| Лекции
| Практические
занятия
| Лабораторные занятия
| СРС
| СРСП
|
| Предмет, назначение и функции философии
| 8/1
| 1/0
| 1/0
| 5/1
| 1/0
| 8/1
|
| Философия Древнего мира. Предфилософия казахов. Философия Древнего Востока. Античная философия.
| 11/4
| 4/1
| 3/0
| 3/1
| 1/2
| 11/4
|
| Философия Средних веков Востока и Запада
| 10/3
| 2/1
| 2/0
| 5/1
| 1/1
| 10/3
|
| Философия эпохи Возрождения
| 9/1
| 1/0
| -/-
| 7/0
| 1/1
| 9/1
|
| Философия Нового времени
| 9/4
| 2/1
| 1/0
| 5/1
| 1/2
| 9/4
|
| Философия европейского Просвещения XVIII века
| 8/1
| 1/0
| -/-
| 7/0
| 1/1
| 8/1
|
| Классическая немецкая философия
| 9/4
| 2/1
| 1/0
| 5/1
| 1/2
| 9/4
|
| Философия конца XVIII-начала XXI века
| 11/4
| 4/1
| 3/0
| 3/1
| 1/2
| 11/4
|
| Казахская философия
| 9/4
| 2/1
| 1/0
| 5/1
| 1/2
| 9/4
|
| Бытие как центральная категория онтологии
| 9/4
| 2/1
| 1/0
| 5/1
| 1/2
| 9/4
|
| Принцип развития: диалектика и синергетика
| 9/3
| 2/0
| 1/0
| 5/1
| 1/2
| 9/3
|
| Возможности и границы познания. Специфика научного познания
| 9/4
| 2/1
| 1/0
| 5/1
| 1/2
| 9/4
|
| Философская антропология
| 7/3
| 1/0
| -/-
| 5/1
| 1/2
| 7/3
|
| Социальная философия
| 8/1
| 2/1
| -/-
| 5/1
| 1/2
| 8/1
|
| Философское осмысление глобальных вызовов современности
| 8/1
| 2/0
| -/-
| 5/0
| 1/1
| 8/1
|
| Итого:
| 136/45
| 30/9
| 15/0
| 75/12
| 15/24
| 136/45
| 2. Темы и содержание семинарских (практических) занятий
(название темы практического (семинарского)/лабораторного задания, описание задания)
Тема 1 Предмет, назначение и функции философии
1. История философии как история самосознания человеческой культуры.
2. Философия как особая форма духовного производства.
3. Основные направления и проблемы мировой и отечественной философии.
4. Участие философии в выработке культурной модели общественной системы.
Тема 2 Философия Древней Индии.
1. Древнеиндийская философская традиция: от истоков до сегодняшней ситуации.
2. Буддизм – философская система и религиозная парадигма.
3. Роль индуизма в развитии индийской философии.
4. Памятники древнеиндийской литературы: их философская значимость.
Тема 3 Философия Древнего Китая.
1. Философские и этические взгляды Конфуция.
2. Теория познания моистов.
3. Учение Лаоцзы о Дао и его последователи.
4. Материализм школы фацзя.
5. Учение о пяти первоэлементах.
Тема 4 Античная философия.
1. Атомистический материализм Демокрита.
2. Опровержение и майевтика – основные категории диалектики Сократа.
3. Объективный идеализм философии Платона.
4. Космогония и физика Аристотеля.
5. Материализм философии Эпикура.
Тема 5 Христианская философия средневековья.
1. Христианская апологетика и патристика.
2. Ранняя схоластика. Возникновение борьбы между реализмом и номинализмом.
3. Творчество Пьера Абеляра.
4. Философия Фомы Аквинского.
5. Разработка теории «двух истин».
Тема 6 Арабо-мусульманская философия в контексте средневековой культуры.
1. Восточный перипатетизм – логика, гносеология.
2. Суфизм как гуманистическое учение в религиозно-мистической философии.
3. Учение о государстве Аль-Фараби.
4. Учение о «двойственной истине» Ибн-Рушда.
5. Место и роль тюркских мыслителей в философии и культуре мусульманского Ренессанса.
Тема 7 Философия Нового времени.
1. Эмпиризм как основной метод познания Ф.Бэкона.
2. Проблема метода познания в философии Р.Декарта.
3. Политические идеи Гоббса.
4. Рационализм философии Лейбница.
5. Основные духовные ориентиры в культуре Просвещения.
Тема 8 Немецкая классическая философия.
1. Влияние И.Канта на философию 19 в.
2. Антиномии Канта и их место в диалектике.
3. Этика Канта. Понятие категорического императива.
4. Гегель и его учение об абсолютной идее. Диалектика Гегеля.
5. Понятие антропологического материализма.
Тема 9 Западноевропейская философия XIX в.
1. Эпохальные события культуры второй половины XIX в.
2. Эпистемологический спор о человеке.
3. Влияние идей К.Маркса на социально-политические концепции западного общества.
4. Метафизика половой любви А.Шопенгауэра.
5. Философские воззрения Ф.Ницше.
Тема 10 Русская религиозная философия.
1. Традиции и особенности русской философии 19-20 вв.
2. Учение Л.Толстого о смысле жизни, нравственном совершенствовании и ненасилии.
3. Философия «Вех».
4. Философия русского интуитивизма С.Л.Франк, Н.О.Лосский.
Тема 11 Западная философия в контексте культуры 20 вв.
1. Л.Витгенштейн и его влияние на формирование постпозитивизма.
2. Религиозный экзистенциализм /Н.Бердяев, М.Бубер, Г.Марсель.
3. Философия М.Хайдеггера как выражение кризиса буржуазной философии.
4. Философские проблемы отношения человека к природе в 20 в.
Тема 12 Казахская философия.
1. Роль кочевнического мировосприятия в формировании и развитии казахской философской мысли.
2. Ислам как составная часть казахского философствования.
3. Роль Ахмеда Яссауи в развитии религиозной философии казахов.
4. Формирование философии как науки в Казахстане в 20 в.
5. Универсальность и традиционализм современной казахской философской мысли – как отражение «евразийской роли» Казахстана.
Тема 13 Онтология.
1. Отношение к смерти в культуре и философии.
2. Война как культивирование страха перед смертью и искусственная форма приобщения к смерти.
3. Экзистенциализм о страхе.
4. Феномен страдания. Постижение страдания в различных религиозных системах.
Тема 14 Проблема теории диалектики.
1. Современные разработки теории диалектики.
2. Единство объективной и субъективной диалектики.
3. Диалектика как логика и методология научно-познавательной и практической преобразовательной деятельности человека.
4. Модель гармоничной диалектики по Г.Батищеву.
5. Диалектика и диалогика В.С.Библер.
Тема 15 Эпистемология.
1. Понятие как форма рационального познания.
2. Истина и заблуждение.
3. Архитектоника научного знания.
4. Наука и феномен институализации науки.
5. Дискуссия о параллелизме новейших научных открытий и древнейших вненаучных знаний.
График выполнения и сдачи заданий по внеаудиторным занятиям
№
темы
| СРСП
| СРС
| Срок сдачи,
неделя
| вид
задания
| форма проведения
| вид
задания
| форма контроля
|
| Античная философия. Атомистика Левкиппа, Демокрита, Эпикура.
| Подготовить доклады по заданным темам
| Проблемы и направления древнегреческой досократической философии.
| Сдача письменных работ
| 1 неделя
|
| Христианская философия. Спор между «реалистами» и «номиналистами».
| Подготовить письменные ответы
| Два теоретических истока средневековой мысли, их основные мировоззренческие установки, проблемы согласования рациональной философии с религией Откровения и т.д.
| Сдача письменных работ
| 2-3 неделя
|
| Арабо-мусульманская философия. Мутазилиты и мутакалимы.
| Подготовить письменные ответы
| Восточный перипатетизм – логика, гносеология.
| Сдача письменных работ
| 3-4 неделя
|
| Русская философия 19-20 вв. Религиозная философия.
| Подготовить письменные ответы
| Единство мира и многообразие реальности
| Сдача письменных работ
| 4-5 неделя
|
| Казахская философия. Зарзаманизм.
| Подготовить письменные ответы
| Основные философские категории
| Групповое обсуждение
| 5-6 неделя
|
| Казахская философия. Современный период.
| Подготовить письменные ответы
| Универсальность и традиционализм современной казахской философской мысли – как отражение «евразийской роли» Казахстана.
| Сдача письменных работ
| 6-7 неделя
|
| Западная философия 20 вв. Сциентизм.
| Подготовить доклады по заданным темам
| Принцип детерминизма в философии
| Сдача письменных работ
| 8-9 неделя
|
| Философское понимание мира: бытие, материя как исходные философские понятия
| Подготовить доклады по заданным темам
| Проблема субстанции в философии
| Групповое обсуждение
| 10-11 неделя
|
| Сознание, его происхождение и сущность
| Подготовить доклады по заданным темам
| Сущность познания, проблема познаваемости мира, формы и пути познания, виды знания, основные гносеологические концепции и т.д.
| Групповое обсуждение
| 12-13 неделя
|
| Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности
| Подготовить доклады по заданным темам
| Философские идеи развития. Мир, человек, вселенная. Земля – наш дом.
| Групповое обсуждение
| 13-14 неделя
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|