Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция № 2. Социологические подходы к изменению.





Циклический и линейный паттерны развития общества.

Раньше всех получил признание циклический (круговой), позже - поступательный (линейный), а сейчас - спиралевидный процесс, как самый сложный.

Изучение циклов и волн исторического и социально-философского развития было осуществлено Дж. Вико, Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, Ф. Броделем, А. Тойнби, Н.Д. Кондратьевым и др. Теории циклического развития (исторического круговорота) многообразны по используемому авторами материалу, форме изложения, методам аргументации, видению всемирно-исторических перспектив. Если для Вико основополагающим принципом выступает единство всемирной истории, то Данилевский, наоборот, исходит из отрицания этого единства и рассматривает историю общества как совокупность различных культурно-исторических типов.

Создатель теории исторического круговорота Вико (1668-1744). Каждый народ, по его учению, проходит в своем развитии четыре эпохи: божественную (государства нет), героическую (возникает аристократическое государство), человеческую (демократическое государство, свобода, естественная справедливость), упадок, разрушение, возврат в первоначальное состояние. В основу цикличности развития народов Вико положил форму правления в обществе.



Н. Данилевский выделяет в своей книге "Россия и Европа" следующие культурно-исторические типы (цивилизации): египетский, китайский, ассирийско-вавилонско-финикийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический, германо-романский (европейский). Цивилизации развиваются автономно одна от другой и проявляют свою творческую функцию в избранных областях. Для греческой цивилизации - это красота, для семитской цивилизации - религия, для римской цивилизации - закон и т.п.

Каждая цивилизация проходит три стадии развития. Становление цивилизации - самый продолжительный период, когда народ утверждает основные черты своей цивилизации: язык, традиции, по литическую самостоятельность. Процветание - самый короткий период в развитии цивилизации (400-600 лет), когда творческие силы народа (пассионарность, по Гумилеву) находятся в расцвете. Упадок цивилизации имеет своей причиной ослабление творческих сил народа, застой в его формах жизни, развитие цинизма, ослабление и распад. Европейская (германо-романская) цивилизация вошла в стадию упадка, а русско-славянская - в стадию становления и ожидаемого расцвета.



О. Шпенглер ("Закат Европы", 1918) определяет культуру как сферу органически-жизненного, включающую в себя людей, язык, религиозные догмы, искусство, государство, науку и т.п. Культура данного народа проходит стадии детства, юношества, зрелости, старости. Цивилизация у него - это стадия упадка, агонии и старости культуры. Она проявляется в таких чертах культуры народа, как космополитизм вместо кровных уз, научный подход вместо религиозного, массовые ценности вместо традиционных, секс вместо материнства, деньги вместо подлинных ценностей, насилие вместо согласия и т.п.

Цивилизации возникают в результате взаимодействия двух факторов: появления творческого меньшинства (элиты) и не совсем благоприятных условий, "бросающих вызов" творческому меньшинству. Цивилизация - это ответ творческого меньшинства на этот исторический вызов в форме религии, искусства, науки и техники, экономики и т.п. Стержнем цивилизаций является всегда та или иная религия, носителем которой вначале выступает творческое меньшинство, а затем и народ.

Циклическое развитие (и его понимание) может быть историческим и функциональным. Они выражаются в становлении обществ, каких-то институтов, общностей, людей и т.п., их развертывании и расцвете, а затем упадке и исчезновении. Например, становление, расцвет и упадок фашистской Германии, милитаристской Японии, Советского Союза. Таким образом, циклическое понимание общественного развития - это выделение в нем стадий (периодов) становления, расцвета и упадка, выступающих разными качественными состояниями общества.



В циклическом развитии обществ можно выделить следующие основные моменты. Во-первых, специфический круговорот, повторение одних и тех же состояний. Во-вторых, чередование этих кругов на протяжении относительно длительного времени. В-третьих, повторение этих кругов на новой в чем-то основе. Циклический подход к развитию обществ предполагает изменение качеств обществ и внутри цикла, и между циклами-кругами. Поэтому сводить циклическое развитие к теории исторического круговорота (Вико, Данилевский и др.) нельзя. Например, циклический подход к развитию России выделяет в ней несколько циклов: княжеский, имперский, советский. И каждый раз, завершив очередной цикл-круг, Россия начинала новый.

 

Помимо исторической цикличности иногда выделяют функциональную цикличность в развитии обществ, которая включают в себя: 1) стабильность общества, 2) нестабильность (кризис, революция и т.п.) общества, 3) стабильность на новой основе. Здесь имеется в виду характер функционирования социальных институтов, общностей, государств. Во время стабильного цикла воспроизводятся естественно сложившиеся социальные общности (этносы, классы, страты), устойчивые формы деятельности социальных субъектов, их традиционные роли в обществе, политические, общественные и иные институты, осуществляется саморегуляция общества. Выведенная из равновесия социальная система через определенное время вновь возвращается в свое первоначальное состояние - происходит своего рода маятниковое движение. Цикл является способом существования и сохранения общества и особенно наглядно обнаруживается в обществах, относительно замкнутых.

 

Линейное развитие общества. История как единый направленный процесс. Социальный эволюционизм.

Большое значение в понимании общественного развития имеет линейная парадигма, называемая линейным прогрессом. Ее также называют теорией эволюционного развития (эволюционизма). Ее создателями стали О. Конт, Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Дюркгейм, Л. Уорд и др. Линейно-прогрессивное понимание рассматривает общественное развитие как процесс изменения от низшего к высшему, от простого к сложному, от частичного к целостному качеству обществ и человечества.

В основе эволюционного понимания общественного развития лежала аналогия с биологическим (живым) организмом и его ростом. Общество стали рассматривать как организм, состоящий из клеток-людей, органов-институтов и т.п.

Сторонники линейного понимания развития исходили из того, что человечество и все конкретные общества развиваются взаимосвязанно. В результате эволюционного развития общества происходит добавление к прежнему его качеству нового (кумулятивный эффект), некоторое преобразование части старого и утрата чего-то. Очень важно для этого подхода определить критерии низшего и высшего, простого и сложного, частичного и целостного и т.п. Они разные в разных социально-философских и социологических теориях.

Г. Спенсер впервые предложил дихотомическую типологию обществ - деление их на два противоположных идеальных типа. Реальные общества представляют смешение черт этих идеальных типов: военного общества и индустриального общества. Военные общества ориентированы на защиту и завоевание, интегрированы с помощью политического насилия, их базисом является авторитарное государство с низкой социальной мобильностью, экономика экстенсивная, регулируемая, доминирующие ценности - дисциплина, патриотизм, смелость. Индустриальные общества ориентированы на развитие экономики, формой интеграции является добровольная кооперация людей, государство демократическое с высокой социальной мобильностью, экономика динамичная рыночная, доминирующие качества - инициативность, изобретательность, независимость1.

 

Социальное развитие – форма, раскрывающая потенциал направленности процесса к более высокому уровню. Развитие может быть эволюционным и скачкообразным (революционным, трансформационным). Социальный цикл исследовался Дж. Вико, О. Шпенглером, П.А. Сорокиным и др.

При циклическом процессе каждое состояние системы на любой стадии когда-то имело аналог в прошлом и может повториться в будущем. Социальное изменение идет не прямо, а по кругу. Попытка соединить цикл и развитие приводит к использованию метафоры «спирали». В спиралевидном движении последовательные состояния схожи, но не идентичны (восходящая спираль – циклический прогресс, нисходящая – циклический регресс) . Циклы постоянно сопровождают жизнь природы, общества, человека. В древности астрономические циклы, цикл времен года считались основой всей жизни, т.к. ритм сельскохозяйственных работ определял судьбу людей. Древние календари по сути играли роль раннего закона.

Нормальное изменение имеет циклы. А.В. Поздняков считает, что цикл и развитие совместимы. В природе и в общественных системах существует два варианта развития: а) зарождение и формирование нового цикла в старом, когда развитие нового базируется на фундаменте старого цикла, поддерживается и питается им; б) независимое или слабо связанное со старым развитие нового цикла, когда новый цикл формируется на обломках старого. Циклы развития социально-экономической системы подразделяются на несколько типов, среди которых основными являются следующие: 1) цикл конформного (автомодельного) развития - динамически равновесного состояния; 2) цикл эволюционных революций; 3) цикл эволюционных катастроф.

Социолог В. Парето (1848–1923) разработал теорию циркуляция элиты, представив, как общество проходит через циклы равновесия, дестабилизации, потери равновесия и нового равновесия.

Не всегда эти циклы видны невооруженным взглядом. Ж. Бодрийяр пишет: «Все существует в молниеносном ракурсе, где заканчивается полный цикл накопления власти или истины. Нет ни инверсии, ни субверсии: цикл должен быть завершен». П.А. Сорокин различал полные и относительные циклы. В полном конечная фаза превращается в первую. Относительный цикл отклоняется, демонстрирует неполное совпадение изменения с предшествующим процессом.

 

Революционное преобразование общества. Формационный подход.

Революция - условный проект радикальных преобразований, разработанный в марксистской теории.

Впервые идею Революции в применении к обществу выдвинул К. Маркс на основании диалектического закона перехода количественных изменений в качественные. В таком понимании в обществе накапливаются эволюционные изменения, вызванные техническим прогрессом и совершенствованием производительных сил. После накопления критического числа изменений происходит качественный революционный скачок, преображающий всё общественное устройство. Количество переходит в качество.

Инновация и мобилизация соотносятся реформой и революцией. Реформы в социологии принято соотносить по глубине преобразований с революциями. Реформа – совокупность крупных инноваций, ведущую к трансформации определенной системы – отрасли, сферы жизни, системы власти, государства или общества в целом. В условиях усиления определенных противоречий власть может, постоянно отслеживания их, разрешать с помощью некой периодической рационализации государственного и муниципального управления. Но, если эти противоречия множатся и серьезно обостряются, но при этом «загоняются внутрь», возникает социальная напряженность и назревает необходимость реформ.

Социальная революция предполагает стихийную или целенаправленную мобилизацию социальных сил. Если реформы носят более трансформационный характер, сохраняя связь с прошлым, используя энергетику старых структур, то революции существенно обновляют общество, подвергая его глубокой и быстрой модернизации, порывая со многими прошлыми порядками. В отличие от реформ революции – это фундаментальные изменения, знаменующие отсчет новым общественным порядкам, заканчивающие прежние эпохи и начинающие новые. К их отличительным субъективным особенностям Ш. Эйзенштадт относит то, что любая революция − это: а) самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных изменений; б) предельное выражение свободной воли, глубоких чувств и незаурядных организационных способностей; в) придание особого значения утопическому или освободительному идеалу, основанному на символике равенства, прогресса, свободы, убеждения в возможности лучшего по- рядка; г) соединение борьбы между элитами и классовой борьбой; д) вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политических организаций.

П. Штомпка справедливо отмечает еще такую черту социальных революций как ее самотрансформация. Происходит воспроизводство энергетики самого движения, в момент революций общество достигает пика активности и происходит взрыв потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. Его причины можно объяснить, исходя из теории В.И. Ленина, охарактеризовавшем ее как результат сочетания состояний объективных условий и мобилизационного субъективного фактора. Так порождается эффект самотрансформации революции. Этим революция отличается от всех других коллективных радикальных действий и флуктуаций (государственных переворотов, восстаний, путчей, гражданских войн и войн за независимость, волнений или беспорядков).

Для современных социальных изменений характерно следующее: а) поиск инновационных путей развития, внедрения научных достижений в системы управ- ления и организации производства; б) преобладание серьезных научно- технических, от которых отстают организационные изменения, а еще больше от- стают изменения моральные; в) новое взаимодействие традиции и модерности: страны, сумевшие сохранить традиционные ценности и принять инновацию (Ки- тай, Южная Корея, Малайзия, Бразилия, Индия), добились впечатляющих резуль- татов в развитии и соревновании с развитыми западными странами; г) рост про- странств неопределенности, возрастания общественной опасности во всех странах; д) глобализационное сопровождение социальных изменений (рост миграции, рас- пространение культурных образцов, финансовой нестабильности, ограничения суверенитета государств).

Лекция № 3. Виды социальных изменений.

Многообразие социальных изменений. Краткосрочные и долгосрочные социальные изменения. Социетальные и частичные изменения. Эволюционные и революционные, прогрессивные и регрессивные социальные изменения.

Структурные, процессиальные, функциональные, мотивационные социальные изменения, их характеристика. Культурные изменения как особый вид социальных изменений.

Взаимосвязь и взаимозависимость различных видов изменений.

Для изучение социальных изменений используют наряду с другими методами метод классификации (см., например, классификацию П. Штомпки, данную в схеме «Формы социальных процессов»). Но прежде необходимо сказать о выделении двух форм: развитие и цикл.

Разрабатывают и более детальные классификация социальных изменений, предполагающие, во-первых, учет таких свойств как типичность и нетипичность.

Если рассматривать тип (класс) как определенное «поле» («объем»), то изменения могут быть вариативными. В рамках множества существует совокупность общих признаков типичности, присущих всем классам данного множества. Внутри этой совокупности классификация исходит из вариантности изменений с допустимыми особенностями. Но возникают также изменения, не укладывающиеся в веер вариантности: в данном множестве какой-то класс проявляет новые, «выходящие из ряда» отличительные признаки. С точки зрения логики, они выходят за рамки вариантов внутри множества, и тогда говорят о нетипичности. А с точки зрения норма- тивности (нормальности) говорят о появлении отклонений, т.е. возникает откло- няющееся изменение и если оно опасно, то говорят о девиантности изменений. Так можно делить изменения на вариантные и отклоняющиеся (девиантные). Схема Формы социальных процессов (классификация П. Штомпки)» Вариантные изменения можно классифицировать, исходя из разных крите- риев, характеризующих те или иные стороны. Отсюда такое основание классифи- кации (типизации) как формы социального процесса, которые можно разделить на

Направленные Ненаправленные

 

Повторяющиеся два больших класса (рода) – направленные и ненаправленные. Первые необратимы и имеют тенденцию к концентрации. Каждая последующая стадия отличается от более ранней и включает в себя ее результат; каждая более ранняя стадия подготавливает необходимость более поздней. Примерами могут служить социализация ребенка, экспансия городов, технологическое развитие индустрии. Можно говорить и о специфических видах направленного необратимого процесса – телеологических, т.е. постоянно приближающихся к определенной цели или конечному состоянию. Если же характеризовать приближение к цели, то процессы можно делить на прогрессивные и регрессивные. Направленные процессы могут быть постепенными, восходящими (линейными). Они могут быть однолинейными (однонаправленными) или мультилинейными, т.е. следовать по не скольким альтернативным траекториям, добавлять в своем движении нетипичные стадии. Нелинейные процессы предполагают качественные скачки после периодов количественного роста. Например, общественно-экономические формации последовательно проходят через революционные эпохи, все общество после периодов накопления противоречий претерпевает неожиданные, фундаментальные, радикальные трансформации. Ненаправленные (или текучие) процессы бывают двух типов: случайные (хаотические), не опирающиеся на какой-либо образец (процессы возбуждения, охватывающие революционную толпу) и повторяющиеся – подобие кривой («волны») на экране осциллографа – их течение подчиняется схожим моделям. Если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности, то процесс идет по спирали (модели открытого цикла).

Например, продвижение школьника из класса в класс или студента с курса на новый курс. Аналогично, хотя и по другой шкале, проходят циклы экономики в условиях всеобщего роста (как в известном выражении: два шага вперед, шаг назад). Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то это развивающийся (прогрессивный) цикл; если же уровень после поворота оказывается по соответствующей шкале более низким, то процесс квалифицируется как регрессивный цикл. Если рассматривать такое основание классификации как конечный результат, прежде всего, выделяется так называемое простое репродуцирование, т.е. компенсаторные, адаптивные процессы, позволяющие приспосабливаться к окружающим условиям, сохраняя статус-кво. Упомянутые процессы находятся в центре внимания структурно-функциональной школы, исходящей из таких предпосылок, как стабильность, порядок, гармония, равновесие. Расширенное репродуцирование означает количественное увеличение без фундаментальных качественных изменений (демографический рост, расширение зоны пригородов, накопление капитала за счет экономии). Но результатом изменения может быть и трансформация, т.е. преобразование структуры с существенной модификацией сети взаимосвязей в системе (социально-культурном поле). Это затрагивает основу социальной реальности. К примеру, появление лидера и иерархии власти в группе, замена авторитарного правления демократическим, увеличение социального неравенства за счет налоговых реформ и др

 

 

Лекция № 5. Теории социальных изменений.

Эволюционная теория (Г. Спенсер). Теория социального конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф). Теории циклических изменений (О. Шпенглер, А. Тойнби). Функционалистские теории (Т. Парсонс, У. Ф. Огборн). Системная теория. Теория социального поля (П. Штомпка). Теория "активного общества" (А. Этциони). Структурная теория (Э. Тириакьян). Теория постиндустриального общества (Д.Белл) и др.

В современных условиях целесообразно говорить о становлении отрасли «социология социальных изменений». Как считает П. Бергер, «опыт социального изменения находится в самой сердцевине социологии как дисциплины». Теоретические и методологические основы этой отрасли формировались в таких концепциях, как: позитивисткая, органистическая, эволюционистская, систем- ная, прогрессистская, классовая и др.

В позитивистской теории основоположник социологии О. Конт (1798-1857) оперировал понятиями «социальная статика» и «социальная динамика», что позволяло говорить об универсальной парадигме социологического анализа социальных фактов. В органистической концепции как наиболее ярком проявлении эволюционистской теории Г. Спенсер (1820-1903) уподобил общество живому биологическому организму. Источником эволюции общественных организмов он, подобно Ч. Дарвину, считал «борьбу за существование»; применительно к обществу называл ее «свободной конкуренцией», когда структуры общественной жизни изменяются от простых к более сложным. Спенсер противопоставлял структуру и функции, что объяснялось уровнем развития знания того времени. Органистическая теория в применении к обществу способна объяснять социальные изменения, но в строго эволюционистком варианте, в силу однонаправленности эволюции от простого состояния к сложному, поэтому теряет некоторые свои объяснительные возможности.

Отцами социологического эволюционизма считаются О. Конт, С. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис. По мнению П. Штомпки, все они видят изменения однонаправленными, эволюцию рассматривают строго линейно и признают ее непрерывный, восходящий, без ускорений характер.

Полнее характеризуется социальное изменение другой теорией, близкой к эволюционистской, но создавшей самостоятельную научную парадигму – теорией систем. В ней общество предстает как комплексное целое, состоящее из множества элементов, и объединенных различными взаимосвязями, и обособленных, с опре- деленной степенью закрытости от окружающей среды. В частности, Т. Парсонс (1902–1979) считал понятие «система» универсальным. Системная модель оказалась влиятельной, но она повторяет недостатки эволюционистской теории: теории системного, в том числе функционалистского направления, описывают больше простое репродуцирование, устойчивость системы и стабильность, чем трансформации, дисфункции и нестабильность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.