Сделай Сам Свою Работу на 5

Бессмертие в религиозных представлениях





Бессмертие — жизнь в физической или духовной форме, не прекращающаяся неопределённо (или сколько угодно) долгое время.

Говоря о бессмертии в физической форме, различают условное биологическое бессмертие (отсутствие индивидуальной смерти как заключительной стадии онтогенеза) одноклеточных организмов и гипотетическое биологическое бессмертие сложноорганизованных многоклеточных живых существ, в том числе — и прежде всего — человека.[11] Под бессмертием в духовной форме — в религиозном, философском, мистическом и эзотерическом смыслах — подразумевают вечное существование индивидуума («я», душа, монада), индивидуальной Отдельный предмет религиозно-философских рассуждений — бессмертие (вечносущность) как атрибут Бога.


Христианство

Бессмертие в Христианстве отличается тем, что воскреснут все люди без различия праведные и грешные воскресение людей будет действительным по их телесной природе – воскресшее тело будет преобразовано в нетленное, не подлежащее разрушению; оно будет сильным, не подверженным изнеможению и болезням, физическим или духовным – не подчиненным требованиям животной жизни. Христианство обещает бессмертие для праведников в раю, для грешников в аду, а для неверующих и представителей других религий в чистилище. Окончательное решение где бессмертный человек проведёт вечность остается за Иисусом Христом который провозгласит свой приговор на Страшном суде во второе пришествие.




Ислам
Ислам гарантирует бессмертие всем людям независимо от их вероисповедания или личных заслуг, но только мусульмане, исполненные веры в Аллаха и пророка его Мухаммеда, а также неукоснительно подчиняющиеся заповедям Корана, попадут в рай, все остальные обречены на бессмертие в аду. Рай обширен, как небеса и земля вместе. Рай это обширный сад, мускусная почва которого орошена потоками воды, источниками, катящимися между зелеными берегами, усеянными цветами. Кроме водных источников здесь будут реки молока, меда и вина. Тут растут деревья с плодами всех сортов. Ветви их деревьев погнулись под тяжестью прелестных плодов и сами гнутся к руке, чтобы можно было сорвать их, и даже ко рту, чтобы прямо съесть их. Рай создан из серебряных и золотых кирпичей, на которых ароматный мускус. Там галька из жемчуга и яхонта, рай имеет сто ступеней, между которыми расстояние в сто лет, там деревья, со стволами из золота. Праведник будет одет в зелёный шёлк, атлас, парчу и золото они будут украшены золотыми и серебряными запястьями и жемчужинами и лежать на коврах с зелёными подушками в особых шатрах гигантской величины, сделанные из яхонта, жемчуга и других камней. Под ногами их будут ковры с парчовой подкладкой. Деревья покроют их своею тенью, так что они не испытают ни жара, ни холода.У каждого праведника будет круг прислужников, вечно юных отроков в зелёных одеяниях с серебряными украшениями. На золотых и серебряных блюдах будут подавать они праведникам разнообразные яства и напитки в золотых и серебряных бокалах. Обитатели рая будут пить райское вино, которое не будет пьянить. В раю не будет естественных испражнений — все будет выходить из людей посредством особого пота, подобного мускусу, с поверхности кожи.



В раю согласно исламскому учению мужчины-праведники будут жить со своими гуриями — черноокими полногрудыми девственницами. Это - девы со скромным взглядом, которых никогда не касался ни человек, ни гений; девы, подобные гиацинту и кораллу. Выпуклая грудь, большие черные глаза, вечная юность, совершенный, возраст и постоянно возобновляющееся девство - вот их остальные прелести.

Некоторые земные пары сохранят свой брачный союз и в посмертном существовании: если муж станет праведником, то его жена — одной из гурий. Если же возникнет необходимость, то женщине будет выделен райский юноша.




Индуизм

По индуистским представлениям, джива — бессмертная душа — претерпевает круговорот телесной жизни, смерти и возрождения (сансару), подчиняясь закону кармы — безначального и безличного причинно-следственного воздаяния. Благие поступки в текущей жизни улучшают кармическую перспективу в следующей; дурные дела возвращают душу на более низкие стадии кармического развития. Душа, усовершенствовавшая индивидуальную карму в течение многих жизней, достигает мокши — освобождения от страданий и ограничений материального существования.

Последователями имперсональной адвайта-веданты мокша трактуется как осознание индивидом своего тождества с Брахманом, который есть блаженство. Для них мокша — проявленная вечная природа дживы, свободной от отождествления с формами иллюзорного материального мира (майи). Освобождение достигается через прекращение всех желаний — состояние, именуемое нирваной, хотя буддийская трактовка освобождения несколько отличается от той, которая даётся последователями адвайта-веданты.

Буддизм

Согласно буддийскому учению, существование есть цикл рождений, смертей и повторных рождений, протекающий в соответствии с качеством действий перерождающегося существа. Процесс становления прекращается при достижении просветления (бодхи), после чего просветлённый (будда), более не подвластный закону причинной обусловленности (кармы), вступает в состояние, именуемое Буддой Гаутамой «бессмертностью» (амата).

В соответствии с главной философской предпосылкой буддизма, каждому новообращённому должен быть «указан путь к амате», на котором освобождение разума достигается через углубление мудрости и медитативные практики. Новичка надлежит отучить от его материалистических заблуждений, основанных на невежестве (авидья), и привычки «отождествлять любую из форм или ощущений либо собственное тело с „я“, с тем, чем „я“ является по своей природе».

Таким образом, стремление души или эго (атмана) к вечному индивидуальному бытию — главное следствие невежества, непосредственная причина всякого страдания и основа цикла перевоплощения (сансары). Трактуя «форму» (рупа) и «сознание» (виджняна) как две из пяти скандх — «агрегатов невежества», буддизм рассматривает поиски вечной жизни как заведомо обречённый путь, уводящий от просветления: даже боги, живущие невообразимо долго, в конце концов умирают. По достижении просветления «кармические семена» (самскары) всякого будущего становления и возрождения исчерпываются, и после биологической смерти архат (или будда) достигает паринирваны — состояния бесконечного покоя и трансцендентального счастья.

Даосизм

Отличительной чертой даосизма и китайской традиции является представление о возможности и желательности достижения человеком физического бессмертия. По замечанию французского синолога Анри Масперо большинство исследователей сходится на определении даосизма как школы мысли, занятой, в первую очередь, поисками бессмертия.[12] Науке о бессмертии и практике достижения бессмертия («внешней» и «внутренней» алхимии) посвящено множество древних даосских сочинений. О бессмертии говорится в трактате «Дао дэ цзин»; бессмертным считается его предполагаемый автор Лао-цзы. Архаические представления о душе и смерти отражены в чжоуском трактате «Цзо чжуань». Организм человека населён душами хунь .После смерти ду́ши хунь направляются вверх, а ду́ши по — вниз. Объединяясь, души хунь образуют дух шень (кит. 神), который направляется на небо, растворяясь в небесном ци (пневме, воздухе). Объединившиеся души по образуют беса гуй (кит. 鬼), который направляется под землю к Жёлтому источнику, где постепенно угасает и растворяется. Связь между душами осуществляется через тело, но когда оно умирает и разлагается, эта связь окончательно утрачивается, после чего дух отправляется на небеса, а бес — под землю.

Тема бессмертия развивается в притчах Чжуан-цзы; её же в той или иной степени затрагивают многочисленные философские трактаты, стихи и легенды даосов. Чжуан-цзы описывает природу как непрерывный круговорот энергии ци, переходящей после смерти живых существ в новые формы[7]. Из представления о круговороте всего живого делается вывод о том, что если следовать естественному ходу вещей (пути Дао), можно постоянно возобновлять себя, не умирая. Для этого необходимо следовать тем явлениям, которые постоянны, избегая того, что разрушается.

С определённого времени бессмертными стали считаться многие знаменитые даосы, сумевшие «освободиться от трупа». Сообщалось, что после физической смерти их труп заметно уменьшался, сжимался или вообще исчезал, что служило признаком того, что они «освободились и улетели на небеса».

По мере развития даосизма и под влиянием буддизма даосские представления о бессмертии сблизились с буддийскими. Понятие о бессмертии стало интерпретироваться как переход в иные реальности с другими жизненными циклами и другим течением времени. На смену целям сохранения своего тела пришли цели духовного саморазвития.

Зороастризм

Зороастрийцы верят, что после смерти человека его душа покидает тело на четвёртый день, после чего попадает в рай либо в ад (возможно, зороастрийские представления о посмертном воздаянии повлияли на формирование соответствующих понятий в авраамических религиях). Изначально бессмертны Амешаспенты: шесть духовных первотворений Ахура Мазды, составляющие с ним «семёрку единосущных» — олицетворение семи ступеней духовного развития человека. Амеретат («Бессмертие») — зороастрийский месяц, символизирующий вечную жизнь — стал прообразом месяца мордад(23 июля — 22 августа) в современном иранском календаре.

 

 


Заключение.

Рано или поздно человек размышляет над такими вечными проблемами, как жизнь, её смысл, смерть и возможные пути обретения бессмертия. Каждый человек имеет некоторое понятие о жизни, смерти и бессмертии, которые накапливаются из различных источников. В данной работе произведена попытка систематизировать и обобщить основные критерии смысла жизни и попыток обретения бессмертия.
Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что эта тема, возможно, самая важная для любого человека, занимает центральное место во всей культуре человечества. Современная культура, судя по всему, стоит на пороге грандиозных открытий, связанных с тайнами бытия смерти.

Огромнейший этнографический, философский, научный материал, который накоплен учеными, позволяет широко расширить рамки обсуждаемой проблемы. Пора объединить усилия специалистов разных профилей для осмысления тех загадок, которые поставлены современной наукой.

История мировой культуры раскрывает вечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть. Древние учили: помни о смерти! Мы убеждаемся сегодня в мудрости этого завета. Помни - не пытайся утонуть в забвении. Не считай себя бессмертным, потому что вытесненные страхи все равно прорвут плотину.

В своей исследовательской работе я провела социологический опрос, чтобы определить отношение к проблеме жизни смерти и бессмертия моих ровесников и не только.
Я опросила 30 человек, среди которых были как подростки, это ученики 10-11 классов, так и взрослые люди.
Им были заданы следующие вопросы :
1)В чем вы видите смысл жизни?
2) Смысл и цель жизни это слова синонимы для Вас?
3)Верите ли Вы в бессмертие? Если верите, то в чем оно проявляется?

Результаты опроса показали, что для 51% опрошенных смыслом жизни является самосовершенствование. 28 % видят смысл жизни в том, чтобы быть полезным для других. Остальная часть опрошенных (21%)не смогли ответить на этот вопрос.
По результатам ответов на второй вопрос, стало ясно, что 40 % анкетируемых считают смысл и цель жизни синонимами,23 % не считают так и 37% не знают вовсе.
И третий вопрос показал, что многие (51%) не верят в такое понятие как бессмертие, а 49% верят, что бессмертие существует и проявляется оно в виде чего-то сверхъестественного.
Исходя из всей моей исследовательской работы, я хочу сделать вывод, что проблема жизни, смерти и бессмертия. Но на сегодняшний день не каждый понимает, для чего он живет, не понимает цели и смысла жизни и вовсе не верят в бессмертие. Человек уникален как в сущности, так и в существовании, нет идентичных мнений и суждений. Каждый выбирает для себя то, что он считает единственно правильным. Но каждый знает, что смерть в принципе никоим образом неизбежна. Но на сегодняшний день мы можем видеть удивительные результаты в медицине, которые, на мой взгляд, когда-нибудь сделают нашу жизнь бессмертной.

 

Библиография:

1. Жизнь. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ./ Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

 

2. А.П. Чехов
http://www.anton-chehov.info/pisma-za-1875-1904-goda.html

 

3. С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка. 2011

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.