Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть третья. Смерть и новое рождение 2 глава





Как это происходит? В чем суть испытания Темной стороной, в чем суть выбора, неизбежно встающего перед идущим на его Пути? И почему на Пути познания Единой Силы возникает этот неизбежный конфликт, приводящий к необходимости выбора между Светлой и Темной стороной? В чем преимущество необходимости смирения на Пути Светлой стороны Силы и в чем слабость кажущегося всемогущества и власти на Пути Темной стороны? И почему оба эти Пути в конечном итоге приводят ищущего к осознанию окончательного Единства Силы?

Авторы «Звездных войн» дают нам ответ на этот вопрос, рассказывая историю жизни одного Героя, решившегося встать на Путь Темной стороны Силы, – Анекена Скайуокера, отца Люка.

Мы узнаем, что, следуя Пути познания Силы, каждый ученик рано или поздно приходит на то роковое распутье, где его ждет непростое понимание того, что Сила и Знание даются человеку не просто так, а в обмен на одно требование. Дело в том, что Сила требует от человека безусловного смирения и бесстрастия. В обмен на те неуязвимость и мощь, которые приобретает человек, владеющий Силой, он должен отказаться от личных желаний и сам стать, в буквальном смысле, послушным орудием Силы («Моя единственная свобода в том, чтобы безупречно следовать знакам Силы», - говорит Дон Хуан Карлосу).



Однако на первых этапах своего пути каждый ученик движим не только благородным стремлением познать суть Единой Силы, но и свойственными всем смертным амбициями власти, гордыни, алчности. Не смея признаться себе в этом открыто, каждый ученик втайне лелеет сладкие мысли о том могуществе, которое он приобретет, и о тех головокружительных возможностях, что сулит ему владение Силой.

Но, впервые открываясь Потоку Силы и наполняясь его мощью, ученик открывается и тому безусловному требованию, которое этот Поток с собой несет, – требованию безропотно следовать его великому течению («следовать всеобщему ходу вещей», как говорят даосы). И это действительно трудный вызов – принять требование, ведь до сих пор ученика влекли к Силе и Знанию его личные желания и его личные представления о Силе и о Свободе. «Быть свободным» означало для личностного сознания «делать то, что я хочу», а «владеть Силой» возводило это личностное понимание свободы еще и в степень абсолютного произвола – «делать Все, что я хочу». На фоне такого понимания необходимость принять требование Силы (Йода: «Забыть ты должен все то, что знал прежде... Отпустить ты должен все то, что потерять боишься») кажется задачей подчас просто невыполнимой.



С задачей подобного рода и сталкивается Анекен в третьем эпизоде «Звездных войн». Искушение Темной стороной приходит к нему в виде горячей привязанности к единственно близкому человеку, его тайной жене – принцессе Падме Амидале. Анекен предчувствует, что Падме умрет во время родов, и мысль о потере не дает ему покоя. Несмотря на предостережения магистра Йоды («Боязнь потери к Темной стороне привести может. Смерть – это жизни естественная часть. Радуйся за близких своих, которые в чистую Силу преобразовались...»), Анекен ищет способ изменить ход вещей – спасти Падме от смерти. Используя его страх и желание, канцлер Палпатин, Темный владыка Ситхов, расставляет молодому джедаю хитрую ловушку. «Зачем тебе Сила, если ты не можешь воспользоваться Ею для спасения от смерти даже не себя самого, а близкого тебе человека?» - спрашивает он Анекена, намекая, что владеет секретом способностей, которые «кажутся противоестественными», - способностей, которые могут позволить человеку избежать встречи со смертью. Единственное, что недоговаривает канцлер, так это почему эти способности кажутся противоестественными.

Но дело в том, что единственная возможность использовать безличную Силу в личных целях – это направить Ее против Нее же самой: возвести прочную крепость посреди Потока, внутри которой можно создать свой мир, свою Империю личного произвола и воплотить в этом искаженном, изолированном мирке свои самые безумные фантазии и планы. Темный владыка Палпатин знает, что нельзя игнорировать требование Силы, нельзя изменить ход вещей, но знает он также и то, что есть возможность отклонить это требование на... неопределенный срок. Темный владыка знает, что, однажды открывшись Силе и исполнившись Ею, можно вновь закрыться от Нее и делать это снова и снова, каждый раз возводя все более прочные стены для своей Империи и создавая все более устрашающее оружие – «Звезду Смерти» - для подавления тех импульсов Силы, которые не вписываются в личные планы владыки.



Это сладчайшее искушение узурпировать Силу – объявить только себя единоличным знатоком и распорядителем Знания, Истины, Духа. И это искушение рано или поздно встречается каждому человеку на его Пути.

И здесь нам раскрывается смысл Темной стороны... Нет, не Силы, а человека. Ведь вне человека нет никакой Темной стороны, нет никакого коварного искусителя, соблазняющего грешную душу. Есть только сам человек, искушающий себя сладчайшей возможностью сделать все «по своему хотению», «так, как я хочу» и подавить, убить, уничтожить, убрать с глаз долой все то, что «мешает», не вписывается в «мои представления», «мои планы». Сам человек намеренно «темнеет», т. е. становится непрозрачным, закрытым для Великого Потока Силы. И в фильме символ этой закрытости достаточно красноречив – превратившись в Дарта Вейдера, Анекен отныне и навсегда вынужден носить глухую черную шлем-маску. И отныне, воспринимая мир сквозь узкие щели своей Маски, Анекен везде и во всем будет видеть ее отражение – ужасающую, враждебную Тень. И Галактическая Империя, которую он создает вместе с канцлером Палпатиным, - это еще одна метафора безумия эго, в своем роковом омрачении пытающегося подчинить себе саму Бесконечность.

Но история на этом не заканчивается, история продолжается, шаг за шагом раскрывая нам секрет Великого Единства Силы. И секрет этот прост. В самозабвенной попытке подчинить своей власти всю Галактику, Темный владыка Ситх не замечает, как и он сам, и вся его Империя становятся лишь еще одной игрушкой в безбрежном Потоке Единой Силы, хорошим поводом разыграть новую историю – историю о Герое, бросившем вызов Галактической твердыне, историю о взятии «великой крепости», историю о разрушении зловещей «Звезды Смерти».

Всякий раз, соблазняясь своей Темной стороной, человек забывает учесть, что Все является частью Великого Потока Силы, а потому и его желание отъединиться от Бесконечности в своей личной «крепости», в миг, когда оно только возникло, тут же становится частью Потока, но, увы, совсем не так, как об этом мечтает несчастный. Тот, кто строит стены, отныне и навсегда вынужден будет защищать их, ведь всякая крепость существует только для того, чтобы быть завоеванной и поверженной. В этом смысл всех крепостей и империй. В этом проклятье Темной стороны. И потому вся мощь твердыни Галактической Империи, воплощенной в «Звезде Смерти», лишь повод для Единой Силы воспитать в ответ достойного Героя и дать ему эту «крепость» как забаву, как игрушку, как учебный тренажер, как способ, завоевав ее, быстрее достигнуть зрелости и обрести предельное Знание.

Глубокое прозрение единства в «Звездных войнах» заключается в том, что такими Героями становятся Люк и Лея Скайуокер, брат и сестра – дети Анекена-Вейдера.

Но прежде чем Люк сможет бросить вызов «Звезде Смерти», построенной Дартом Вейдером, он должен сам пройти искушение своей Темной стороной. А для этого ему предстоит обратиться в самую глубину самого себя, исследовать темные уголки своего подсознания – те самые, где прячутся все наши тайные желания и тайные страхи.

Люк совершает свое путешествие в глубину, в Нижний Мир, чтобы встретиться там со своим самым тайным страхом. Он попадает туда, войдя в магическую пещеру, и продвигается все дальше и дальше, вниз по лабиринту переходов. На самом дне пещеры ему является образ его врага – Темного владыки Вейдера. Но, вступив с ним в схватку, Люк обнаруживает под Маской Вейдера свое собственное лицо. Так Люк постигает тайну проекции Тени.

Твой внешний враг – лишь отражение тебя самого, твоих скрытых сторон, твоих скрытых страхов.

Возвратившись назад с этим открытием, Люк готов к тому, чтобы встретиться с Дартом Вейдером наяву и завершить начатый урок.

 

 

Искушение Темной стороной

 

Сильно и ярко раскрывается тема искушения Темной стороной в кинотрилогии «Властелин колец». Символ, в котором сфокусирована эта тема, – Кольцо Всевластия. Сила Кольца такова, что, попадая в чьи-либо руки, оно пробуждает и активизирует в человеке его Темную сторону. Каждый герой, в руки к которому попадает Кольцо, проходит через искушение своей Темной стороной. И здесь ни для кого нет исключения. Мы видим, как через искушение проходят люди и существа, которые, казалось бы, так далеко ушли в своем развитии, что у них уже не должно было остаться в душе ни скрытых амбиций, ни скрытых страхов…

Темная сторона необязательно демоническая или злая. Темная сторона означает одержимость человека собой, своим личностным я, возведение этого я в культ. Кольцо проявляет тайные фантазии человека о своем личностном я – единственном и неповторимом, абсолютном во всем. Какими бы мы были, если бы нам не нужно было прятать это в себе? Такими, какими мы знаем себя в самых сокровенных фантазиях: всемогущими, любимыми, навевающими страх и ужас, сеющими добро, единственными носителями истины и знания, мудрейшими из мудрых, на непререкаемый авторитет которых никто не может посягнуть.

Через искушение силой Кольца проходит волшебник Гендальф, чья Темная сторона – желание делать Добро направо и налево, стремление быть абсолютно Добрым. Но Добро не может быть абсолютным, оно ограничено рамками нашего понимания.

Через искушение силой Кольца проходит лесная царица Галадриэль, чья тайная мечта – быть всеми обожаемой и грозной красавицей. («Вместо темного властелина у вас бы была королева, не темная, но прекрасная и грозная, как рассвет, коварная, как море, могучая, как сама земная твердь, все любили бы меня и боялись», – говорит Галадриэль, когда Фродо предлагает ей забрать у него Кольцо.)

Гендальф и Галадриэль успешно проходят через испытание – возможно, в этом им помогает их мудрость и внутренняя сила. Но для многих искушение Темной стороной оказывается непреодолимым. И мы видим, что происходит с человеком, который поддается силе Кольца. Таков Горлум, чья душа полностью омрачена предметом своих вожделений – душа-фантом, душа-призрак, иссохшая и обессиленная. Когда-то Горлум был добрым дружелюбным малым – Хоббитом Смеагорлом, – но встреча с Кольцом полностью перевернула и разрушила его жизнь. Поддавшись неодолимой тяге, он совершил убийство и тем самым обрек себя на вечное проклятие. Постепенно все его интересы сосредоточились вокруг его страсти, его «прелести» – вокруг Кольца. И вскоре от Хоббита Смеагорла осталась только Тень – Горлум.

Горлум – символ человека, полностью поглощенного своей Тенью, фантомом страсти или привычки. Такие фантомные субличности есть в сознании каждого человека.

Механизм возникновения фантома коренится в способности нашего ума запоминать и воспроизводить какой-либо опыт или способ восприятия и поведения. Когда опыт и способ его получения закрепляются, в уме возникает ориентированная на повторение этого опыта программа. Пока эта программа не конфликтует с другими частями нашего сознания, мы можем не замечать ее, считая ее своим Я. Но когда начинается внутренний конфликт, фантомное я, порождение времени и привычки, обнаруживает себя.

Вы наверняка замечаете в себе этот порождаемый фантомом конфликт, когда вас захватывает какая-либо страсть и вы делаете то, что велит вам фантомное я, даже если в глубине души вы уже не согласны с таким поведением. Вы можете в буквальном смысле чувствовать, как сильный фантом, одержимый своей тягой – воплощение привычки или привязанности, – овладевает вами, порабощает все ваше существо и вынуждает следовать своей программе удовлетворения. Мы знаем случаи, когда люди могут быть совершенно беспомощны перед силой своих фантомов, - эти случаи описаны, например, в иудеохристианской традиции как одержимость демонами, бесовство. Традиционно ориентированный психиатр будет рассматривать эти случаи как разновидность душевной болезни, отклонение от нормы (в действительности же так называемая норма представляет собой, скорее, некий приемлемый уровень фантомной одержимости, чем отсутствие такового, поскольку каждый человек так или иначе зависим от своих привычек и обусловленных личной историей представлений).

Современная трансперсональная научная парадигма рассматривает такие случаи как симптомы духовного кризиса – кризиса прежней самотождественности – и предпринимает попытку вскрыть корень фантомной одержимости, превратить битву с фантомом в вызов, который заставляет человека возвыситься над самим собой, пройти очищающий кризис внутренней трансформации и перейти на новый виток своего развития.

Именно со своим фантомом борется Фродо Бэггинс на протяжении всех трех частей трилогии «Властелин колец». Словно родовое проклятие, фантом перешел к Фродо от его дядюшки, и героический путь Фродо начался, когда он принял Кольцо – свою карму, свою судьбу и свой вызов. С этого момента сила Кольца начинает постепенно овладевать сознанием Фродо, пытаясь и в нем породить фантомное я – воплощение страстной тяги к кольцу. И на протяжении своего путешествия Фродо героически сопротивляется власти фантома. Начиная со второй части трилогии Тень Фродо воплощается даже физически в образе его коварного проводника Горлума, шизоидного существа, целиком подверженного неодолимому очарованию кольца – «прелести»…

До сих пор мы говорили о Тени как о скрытых аспектах личности, но на более общем уровне Тень обозначает для нас все те аспекты Реальности, которые мы отвергаем, отбрасываем от себя, как отбрасываем на землю свою физическую тень. Не принимая что-то в Реальности, мы отгораживаемся, закрываемся от нее, становимся непрозрачными для ее лучей, и на какое-то время мы действительно перестаем видеть Реальность такой, какова она есть, создавая вместо нее некий фантом, виртуальную действительность, более или менее удовлетворяющую нашим представлениям.

И в этой иллюзорной действительности лишь неотступная Тень – в виде всевозможных помех и препятствий, в виде обстоятельств, нарушающих наши планы, – следует за нами повсюду, косвенно напоминая о том, что мы что-то отринули и забыли. Эта обратная сторона Мира – искаженные нашим обусловленным, зауженным восприятием, отфильтрованные нашим «редактором реальности» части Великой Целостности, все то, на что мы закрываем глаза, от чего мы отмахиваемся, чего мы не хотим замечать, считая это глупостью, галлюцинацией, бредом больного воображения. Мы не замечаем всего этого, пока однажды Тень не бросает нам окончательный вызов, заставляя вступить с ней в битву.

 

 

Интеграция Маски и Тени: символическая смерть Героя

 

Результатом архетипической битвы с Тенью становится интеграция – преодоление фрагментарности сознания и воссоздание целостности тела-ума, которое дает Герою возможность познать себя и Реальность на более глубоком и фундаментальном уровне. То, что прежде казалось разделенным, теперь обнаруживает свое единство. То, что прежде казалось непримиримым, обнаруживает свое глубинное родство. Во многих мифах Герой в конце пути сражается с чудовищем, охраняющем некое сокровище. Этим сокровищем становится для Героя осознание целостности себя, в каких бы мифологических атрибутах это осознание ни выражалось.

Поскольку результатом битвы с Тенью является интеграция, то и последним маневром Героя, обеспечивающим ему победу, становится не вражда с Тенью, а объединение с ней, как правило, сопряженное с символической смертью и последующим возрождением Героя в новом качестве.

Это понимает Фродо: он чувствует судьбоносные узы, связывающие его с его Тенью – Горлумом. Фродо намеренно приближает Горлума к себе, вызывая недоумение своего компаньона Сэма. Сэм не видит того, что уже чувствует Фродо – что Горлум и он разделяют одну судьбу, несут одно проклятие, и освобождение от этого проклятия – это дело только их двоих. Вот почему в последних эпизодах фильма они остаются один на один – Герой и его Тень, Фродо и Горлум. В своей последней битве Фродо соединяет свою судьбу с судьбой своей Тени, доверяя Горлуму свою жизнь, позволяя ему вести себя по дороге смерти, – ибо таково веление всеобщего Пути. На этом пути Фродо окончательно принимает свою Тень и погибает – усыпленный гигантской паучихой и превращенный в мумию, но для того лишь, чтобы воскреснуть из мертвых . обновленным и свободным от власти Кольца.

Необходимость такого маневра очень зримо выражена в «Матрице», где герой Нео, чтобы совершить свое предназначение и стать избранным, должен прежде погибнуть. Но пули агентов Матрицы не убивают Нео, они убивают его старую рассудочную идентичность – Томаса Андерсена, трусоватого программиста, типичное дитя технологического века, балующегося запретными игрушками по ночам и скромно сносящего оплеухи начальника на работе. Томас Андерсен умирает, и вместо него рождается Избранный – тот, кто постиг секрет Матрицы. Вместо того чтобы умереть, Нео прозревает – он становится видящим: теперь он видит не мир отдельных предметов и существ, изолированных друг от друга, – все они теперь предстают для него в виде движения кодовых цепочек. Нео видит энергоинформационную основу Мира, он постигает живую Тайну Единства, и апофеозом этого постижения становится его слияние со своим врагом, со своей Тенью – агентом Смитом. Но, сливаясь с Тенью, Нео не превращается в Тень, наоборот – Тень превращается в Нео.

В фильме «Звездные войны» мы встречаем практически полный перечень всех символов трансформации, которые отсылают нас к практикам инициации, распространенным в древних доиндустриальных культурах. Недаром Джордж Лукас признавался в одном из интервью, что сюжетная основа фильма выстроена на прочном философском и мифологическом фундаменте. «Архетипы, присутствующие в «Звездных войнах», существуют уже много тысяч лет и по большей части относятся еще к дохристианской эпохе, - говорит он. - Я прочитал огромное количество книг по мифологии – как самих мифов, так и самых разных теорий, описывающих и объясняющих их; одной из этих книг была «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла... Я взял на себя дерзость рассмотреть основные мировые религии и различные древние культы и выяснить, что у них общего».

Один из наиболее символически нагруженных эпизодов фильма – встреча Люка с Дартом Вейдером в Городе на Облаках. В этой ключевой сцене Люк последовательно проходит через ряд инициационных событий. Дарт Вейдер открывает ему, что он его отец, – так Люк расстается с последними мифами детства. Затем Люк делает шаг в пропасть, означающий разотождествление Героя с инфантильным эго и его самораскрытие силе своей судьбы, и попадает в узкую трубу – символ родового канала, через которую стремительно движется навстречу своей смерти… или рождению… Труба выталкивает его в Бездну, над которой парит Город. Люк цепляется за антенну и повисает над Пропастью вниз головой – в той же самой позе, в какой висел на Мировом Древе Иггдрасиль во время своей инициации скандинавский культурный герой Один.

Путь испытаний подводит Героя к символической смерти, проходя через которую Герой рождается в новом качестве. Объединение Маски и Тени завершается, как только самость человека совершает полный круг интеграции, спускаясь вниз, к дорациональным, телесным уровням бытия и возвращаясь назад на уровень ума (спуск в Нижний Мир, в Преисподнюю, в Царство Мертвых и возвращение наверх – целительная петля самопревосхождения).

Во время этого путешествия самость преодолевает исключительную отождествленность со своими рассудочными Масками, соприкасаясь с более глубокими уровнями своего бытия. Одновременно с этим самость переходит на теневую половину сознания и вступает в контакт со скрытыми автономными центрами самотождественности, которые фокусируются вокруг отчужденных, отвергнутых и недореализованных желаний, потребностей и фантазий (встреча с Я-фантомами, битва с Тенью). Стены запретов и табу, выстроенные рассудком внутри ума, рушатся, Маска и Тень интегрируются, что означает переход самости от зауженных, ограниченных и искаженных представлений о себе (идеализации, социальные Маски) к целостным представлениям зрелого эго, которые включают в себя не только внешнюю, прявленную, социально приемлемую сторону сознания, но и весь спектр внутренних субъектов сознания (субличностей), воплощающих различные глубинные тенденции тела и ума.

Зрелое эго становится основой дальнейшей интеграции телесных уровней сознания с уровнями ума. Отныне тело и ум становятся единым целым – целостность тела полностью включается в целостность ума, и одновременно с этим самость трансцендирует и тело, и ум. «Кто Я? – спрашивает самость. – Я есть и тело, и ум» – и, формулируя так свое бытие, самость делает еще один шаг вперед, в тот же миг переставая быть только телом и умом, в своей удивительной эволюции задом наперед.

Границы отчуждения как внутри ума, так и между умом и телом становятся зонами живого контакта, самость начинает одинаково хорошо осознавать и уровни тела, и уровни ума, переходя на новый уровень восприятия и осознания – уровень целостного тела-ума или уровень Кентавра-мага.

 

 

Целостность тела-ума: Кентавр-маг

 

Уровень Героя/Героини – это промежуточный уровень, предшествующий стадии окончательной интеграции тела-ума на уровне Кентавра. Две взаимосвязанные задачи, которые осознает Герой/Героиня, – разотождествление со своими Масками и битва со своей Тенью. Когда эти задачи оказываются в большей или меньшей степени решены, освобожденная от ограниченных представлений эго-ума и телесных блоков, самость человека пробивает скорлупу рассудка, прорываясь на новый уровень бытия, к новой самотождественности и новому мировосприятию.

Этот уровень Уилбер называет уровнем Кентавра, намекая тем самым на то, что человеческий ум и животное тело пребывают на этом уровне в совершенном состоянии естественного единства. Ум больше не жестокий диктатор-всадник, а тело – не измученная лошадь. Ум и тело – одно целостное существо – Кентавр, человек-конь. Я добавляю к этому – маг. Тем самым я подразумеваю, что на этом уровне начинают раскрываться способности, совершенно естественные для Кентавра, но кажущиеся сверхъестественными, «магическими» для людей, находящихся на уровне рассудка. Речь идет в первую очередь о воле и напрямую связанными с волей способностями намеревать и видеть. Конечно на уровне Кентавра эти способности только начинают проявляться – обрести свою истинную силу им предстоит только на высших – психическом и тонком уровнях развития. Однако и на уровне Кентавра эти способности уже достаточно хорошо заметны.

Вот как описывает эту трансформацию Героя-воина в Кентавра-мага Дон Хуан: «По мере того как воин продолжает совершать невозможные поступки или по мере того как невероятные вещи продолжают случаться с ним, он начинает осознавать, что проявляется какого-то рода сила. Сила, которая исходит из его тела, в то время как он продвигается по пути знания. Сначала она подобна зуду на животе или теплому месту, который нельзя успокоить; затем это становится болью, большим неудобством. Когда боль исчезает, воин замечает, что у него появилось странное чувство относительно вещей. Он замечает, что может трогать все, что хочет, тем чувством, которое исходит из его тела… Это чувство и есть воля, и когда он способен хватать им, то можно справедливо сказать, что воин – маг и что он достиг своей цели» (14).

Психологи называют волю Кентавра-мага спонтанной волей, отличая ее от обусловленной воли рассудка. Спонтанная воля состоит в «переживании самости в ее тотальности, то есть в относительно спонтанном движении в определенном направлении. При волеизъявлении такого рода тело движется как целое, а опыт характеризуется раскрепощенностью и открытостью воображения» (51). Уилбер специально подчеркивает четыре характеристики бытия Кентавра: открытость, творческое воображение, тотальная (не разграниченная внутри себя) самость и ее бытие как движение целого.

Спонтанность действий Кентавра-мага означает то, что причины его поступков не обусловлены внешними авторитетами или жесткими установками контролирующего рассудка. Истоки его действий берут начало в тотальном переживании единого потока бытия или в «тотальном непрекращающемся психофизиологическом потоке» (51). Это очень сильно отличается от рассудочной воли, в которую входят какие-то навязчивые элементы, какая-то обязанность принимать решение, диктуемое высшей инстанцией рассудочного контроля, вопреки внутреннему чувству и интуиции.

Спонтанная воля исходит от тотального тела-ума, тогда как рассудочная воля – от напряженного и целеустремленного рассудочного эго.

На уровне Кентавра-мага человек воспринимает целостность своего тела-ума как первичное тотальное бытие, вот почему он обретает способность принимать полную ответственность за все свое бытие-в-Мире. У высокоразвитого человека-кентавра нет отчужденности от настоящего, у него нет никаких скрытых или спрятанных сторон сознания, избегающих обнаружения и уворачивающихся от существования-в-настоящем. Фокус самотождественности человека сдвигается с фиксации на каких-либо отдельных частях (эго-ум, Маска, Тень, тело), расширяясь на всю целостность тела-ума и обретая потенциальные способности, доступные только тотальному бытию Кентавра-мага. Сам являясь целостностью, такой человек-кентавр начинает двигаться навстречу еще большей целостности Реальности, и это как раз то, что психологи называют спонтанной волей, или интенциональностью, а Дон Хуан/Кастанеда . намерением.

Способность намеревать, связанная со спонтанным волеизъявлением или интенциональностью, . это первая из двух наиболее ярких «магических» способностей Кентавра. Вторая – это способность видеть, связанная с творческим воображением – познавательным аспектом интенциональности. Рассмотрим обе эти способности более подробно.

Прежде всего, стоит уточнить значение термина «интенциональность». Согласно Ролло Мэю, интенциональность – «это не отождествленность с интенциями (намерениями), а измерение, лежащее в их основании… то измерение, которое пронизывает и включает в себя как сознание, так и бессознательное, как познание, так и волеизъявление». То есть интенциональность – это та же основа, из которой исходит любое побуждение, влечение, желание, эмоция, познание, это океан бессознательного, на поверхности которого плещут волны сознания. В этой формулировке интенциональность очень близка тому, как описывается сила Намерения в книгах Кастанеды: как основополагающая сила вселенной, всепроникающая сила, которая порождает наше восприятие, поток бытия, который изменяет вещи или сохраняет их такими, как они есть. Интенциональность, Намерение, Сила – все эти слова обозначают одно – силовую Ось Мира, центральный энергетический канал, связывающий воедино все: прошлое и будущее, внутреннее и внешнее, бессознательное и сверхсознательное, Плерому и Дух, основу и вершину.

На уровне Кентавра-мага человек впервые входит в сознательный контакт с этой Силой, которая движет Великий Поток Бытия. Связующее звено с Намерением или связующее звено с Духом, очищением которого занимался Герой-воин во время своих битв с Маской и Тенью, на уровне Кентавра-мага полностью актуализовано. Человек пребывает в непрерывном контакте с восходяще-нисходящим Потоком Бытия, чутко внимая малейшим изменениям его многочисленных вибрирующих течений (эманаций, силовых линий, энергоинформационных потоков, энергетических волокон и т. д.). Спонтанность его решений и действий проистекает из этого непрерывного живого контакта с Потоком Бытия, из этой актуализованной связи с Духом.

Собственно говоря, это и означает намеревать. Намеревать – означает быть способным чутко следовать «всеобщему ходу вещей». Намеревать – означает быть открытым Потоку Силы и его требованию. Однако это не означает отсутствие у Кентавра-мага собственных устремлений, планов и целей. Скорее, верно другое – находящийся в Потоке Силы Кентавр и все свои устремления рассматривает как части этого всеобщего Потока и таким образом пребывает в естественном гармоничном равновесии с его течением. Все, что он ни задумает, исполняется, но не потому, что он имеет власть над Намерением и может каким-либо образом управлять им, манипулировать им, изменять его течение, а потому что все его планы удачно вписываются во «всеобщий ход вещей». В этом его преимущество, которое кажется «сверхъестественным» рассудочным людям, лишенным живого контакта с Силой Потока. Люди-маски, оторванные от фундаментальной Реальности, не могут понять истинной сути такой взаимосвязи, поскольку не знают ничего, кроме диктатуры или подчинения и манипуляционных игр, в которые они играют внутри своих изолированных мирков.

Другой «сверхъестественной» способностью Кентавра-мага является его способность видеть невидимое, видеть суть вещей или суть происходящего.

Способность видеть также проистекает из связи Кентавра-мага с Потоком Силы.

Если способность намеревать – это поведенческая составляющая этой связи, то способность видеть – это ее познавательная составляющая.

Когда фокус отождествления самости переходит на уровень Кентавра, здесь, так же как и на всех предыдущих уровнях, начинают развертываться присущие этому уровню структуры восприятия, которые надстраиваются на уже существующие структуры нижних уровней и трансформируют их.

Основной познавательной способностью рассудка является соображение, т. е. способность сопоставлять поступающую от Мира информацию с уже имеющимися в памяти образцами опыта. Со-ображать означает со-поставлять образы. Аппарат рассудочных интерпретаций, «редактор реальности» – это великий конструктор, Архитектор Матрицы; он не создает и не может создать ничего нового, единственное его назначение – тасовать колоду уже существующих образов, выдавая на выходе их различные комбинации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.