Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть третья. Смерть и новое рождение 1 глава





 

Глава пятая

 

Миг на Краю и неумолимое движение навстречу Тени

 

Путь ведет Героя/Героиню на Край Бездны. И это Путь для тех, кто не боится головокружения. Вместе с потерей ограничений, обуславливающих и сковывающих осознание на уровне рассудочного ума, человек также теряет все привычные ориентиры и все точки отсчета. Почва стремительно уходит из-под ног. То, что казалось надежной твердью, обнаруживает свою условность. В картине мира образуются зияющие дыры, и через них в сознание задувают ветры иных миров, переворачивая все вверх дном. Лавина новой противоречивой информации обрушивается на человека, восходящие и нисходящие потоки Силы играют восприятием смельчака, бросая его из одной крайности в другую. Воспринимаемый мир обнаруживает свою зависимость от интерпретаций, и на смену твердым убеждениям рассудочного ума приходит Тотальная Неопределенность необусловленного восприятия. Это переломная точка кризиса трансформации – точка бифуркации, сингулярность, или Бардо, точка полной неопределенности, где рушатся все привычные смыслы, стираются все знакомые грани. Точка бифуркации хорошо знакома трансперсональным психологам, занимающимся проблемами кризиса трансформации, и описана в соответствующей литературе.



Двигаясь в русле героического мифа, человек не успевает задержаться в этой точке надолго. Окончательная встреча с вызовом Тотальной Неопределенности Мира ожидает его при переходе к еще более высоким уровням осознания, следующим за уровнем Кентавра-мага, на котором происходит завершающая интеграция целостности тела-ума.

Во время героического перехода человек не задерживается надолго в точке бифуркации потому, что сила теневых тенденций его сознания, доселе сдерживаемая жесткими границами рассудка, неумолимо увлекает его на встречу с главным вызовом Героя/Героини – на встречу с собственной Тенью.

Именно здесь человек встречается с последствиями своей диссоциации – отчуждения от теневых аспектов собственной личности. С одной стороны, исполненный ужаса от смутного ощущения зияющей под ногами Бездны, а с другой – донельзя напуганный высвобождающимися из-под контроля рассудка подсознательными теневыми проявлениями, Герой инстинктивно стремится найти твердую почву и обрести утраченный контроль. В этот момент он либо возвращается назад, в лоно привычных мифов рассудка, и терпит, таким образом, жестокое поражение в еще не начавшейся битве, ведь теперь двери его тюрьмы захлопываются за ним навсегда; либо начинает судорожно рваться ввысь, к свету высших уровней, но на самом деле лишь попадает из одной иллюзии в другую, где надеется обрести спасение от своей теневой половины сознания, которая теперь персонифицируется в виде алчных демонов, жаждущих завладеть его слабой душой. Все это выливается в бесплодную борьбу со своим «греховным началом» и вечным страхом снова упасть «туда» - на темное дно подсознания, кишащее тенями жутких чудовищ. Вместо встречи с собственной Тенью, которая в случае успеха завершается полноценной интеграцией Маски и Тени и выходом на устойчивый уровень Кентавра-мага, такой «герой» вовлекается в непрекращающуюся битву с Дьяволом или какой-либо другой персонификацией «вселенского зла», которая в конечном итоге завершается закономерным крахом, ибо война со Злом, как известно, лишь умножает Зло (тем более если это Зло – лишь отражение вашей собственной Тени в Зеркале Мира).



Такой человек, как сказал бы Дон Хуан, терпит поражение в битве со своим первым врагом – страхом.

Но вернемся к тому, что происходит с человеком, который все же решился на свой страх и риск двигаться дальше в глубину.

Выходя за границы привычной личности, Герой, мужчина или женщина, шаг за шагом продвигается по незнакомой внутренней территории вглубь лабиринта подсознания, в самой сердцевине которого его ждет Минотавр – воплощение всех его самых разнузданных фантазий, олицетворение всех его скрытых желаний, персонификация всех его тайных страхов. Герой не волен решать – идти ему или не идти: на эту роковую встречу, которую можно лишь отсрочить, но никак не избежать, его влекут крепкие нити, которыми он связан со своим антагонистом, и крепче этих нитей нет ничего на свете.



Речь идет о скрытых линиях напряжения, которые создаются на уровне рассудка расколом Маски/Тени. Сила напряжения этих линий подобна кинетическому потенциалу сжатой пружины. Пока границы рассудка сдерживают пружину от распрямления, о силе напряжения можно судить только по косвенным признакам – по определенным телесным проявлениям, по существующим в физическом теле блокам и зажимам, по общему фону телесной скованности и закрепощенности, по силе фрустрации определенных эмоций и влечений, по степени избегания в разговоре каких-либо тем или по навязчивой фокусировке на каких-либо идеях. Но стоит рассудку ослабить контроль – скрытая энергия тут же вырывается на поверхность, милый котенок превращается в разъяренного зверя, вонзая когти в любого, кто попадется ему на пути. Ослабление рассудочного контроля и стихийный выплеск теневых тенденций – вот что кроется под «нервными срывами» и «выпусканием паров». И проблема рассудка заключается в том, что этот срыв неминуем: сколько бы вы ни усиливали свою защиту и свой контроль, вы тем самым лишь туже закручиваете пружину, усиливая напряжение Тени. Время играет против вас, а время – это тот игрок, которого пока еще не удалось переиграть никому.

 

 

Двуликий Бог: тайна глубинной взаимосвязи Маски и Тени

 

Одно из древнейших римских Божеств – Янус – изображался с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Согласно мифологическим источникам, Янус – Бог входа и выхода, Бог начала Пути, Бог начала времени (именно от его имени происходит название первого месяца года – январь). Двуликость Януса, собственно, и символизирует главную тайну времени и пространства – тайну Скрытого/Явленного. В пространстве это тайна взаимосвязи внешнего и внутреннего, во времени это тайна взаимосвязи прошлого и будущего.

В мифах о Янусе прослеживаются истоки древнейших космогонических верований, согласно которым мир пространства и времени возник из первоначального Единого как результат его разделения на пары противоположностей. Таким образом, два лица Бога – это еще и два полюса изначального Единства: Хаос и Порядок, Тьма и Свет.

Другой намек на этот же факт мы встречаем в так называемых близнечных мифах, встречающихся практически везде по земному шару. Близнечные мифы описывают события, происходившие с культурными героями или божествами-демиургами – родоначальниками племен и народов. Героями близнечных мифов являются, как правило, два враждующих между собой брата-близнеца, или брат и сестра, или два соперничающих Бога-демиурга. При этом в лице одного из героев близнечной пары персонифицируется все хорошее и полезное, день, солнце, свет, а в лице другого – все плохое и недоброе, ночь, луна, тьма. В египетской мифологии такими Богами-антагонистами являлись Гор и Сет, которые иногда изображались в виде одной фигуры с двумя лицами; в германо-скандинавской – Один, творец, первошаман и его отрицательный двойник – Локи, плут, обманщик, трикстер; в ацтекской – Боги-творцы Кецалькоатль («Пернатый змей», или «Драгоценный близнец») и его соперник-трикстер Тескатлипока («Дымящееся зеркало»). Основная сюжетная линия близнечных мифов – мотив вражды между положительным героем и героем-трикстером, а затем их примирение и союзничество.

Другое указание на тайну взаимосвязи пар противоположностей мы находим в философии тибетского буддизма, где эта взаимосвязь прослеживается еще более четко. В знаменитой «Тибетской книге мертвых», где описываются события, происходящие с сознанием человека непосредственно в момент смерти и сразу после нее, говорится о последовательности столкновений сознания умершего с сонмами радостных, мирных и гневных Божеств. Но это не разные божества. Дело в том, что у каждого Бога тибетского пантеона есть три типа манифестации – радостная, мирная и гневная форма. Эти Божества, как сообщается в книге, являются зримыми проявлениями изначальной энергии осознания, окрашенной в цвета разных качеств и состояний – экстатических и панических: «Ты должен помнить, что все эти явления есть твои собственные мыслеформы» – таково наставление ламы усопшему. Человек, осознавший явления мирных и гневных Божеств как объективацию собственных обусловленных кармой состояний, достигает освобождения в Чистом Свете недвойственного осознавания.

 

Отогнав всякий страх перед призрачными видениями,

Да осознаю я, что все эти видения

являются отражением моего сознания.

Да осознаю я их иллюзорность.

Да не устрашусь я мирных и гневных богов –

созданных мной мыслеформ.

И в этот решающий час достигну великой цели.

 

«Повторяй выразительно эти слова и каждый раз вникай в их смысл, - наставляет лама. – Устремись вперед, о высокородный. Таким путем, несмотря на устрашающие видения, ты непременно познаешь Реальность».

Утверждение о сущностном единстве противоположностей, которые являются взаимодополняющими манифестациями подлинной природы сознания, – ключевая идея всего тибетского буддизма и основа практики освобождения.

Как гласят источники, неведение своей истиной природы – вот что является причиной возникновения в сознании конфликта противоположностей, который на уровне рассудка проявляется как конфликт Маски и Тени.

Маска/Тень – это, по существу, две стороны одной медали, два лица одного Бога, две противоположные роли, объединенные существующим между ними сюжетным конфликтом. Все мы знаем примеры таких ролевых пар: жертва-тиран, хозяин-раб, хищник-добыча, обманщик-глупец, ревнивец-развратник, герой-трус, родитель-ребенок, учитель-ученик и т. п.

Двуликий Бог – символ целостности сознания, где две противоположности взаимоуравновешивают друг друга. Каждая такая пара, по сути, представляет собой элементарную ролевую частицу сознания, ролевой атом или ролевой холон сознания, в котором действуют внутриатомные силы взаимопритяжения; и расщепление этого холона на две противоположности высвобождает мощные силы внутренней взаимосвязи. Линии напряжения этих сил создают общий фон того процесса, который у нас называется судьбой, а на Востоке – кармой. Эти силы формируют обстоятельства жизни, выборочно притягивая в поле нашего опыта определенные сюжеты, в которых реализуются потенциалы напряжения, возникающие между двумя половинами расщепленных холонов сознания.

Отождествляясь с Маской, с одним лицом какой-либо пары, человек автоматически вовлекается в игру, в которой разворачивается ролевое взаимодействие Маски со своей Тенью. Так мир превращается в театр, где глупый обязательно встретит того, кто его обманет, ревнивый – того, кто будет ему изменять, взрослое дитя – того, кто будет его опекать и воспитывать, а жертва – того, кто будет ее терроризировать и мучить.

Тайна Маски – ее обратная сторона. Тайна Маски и Тени – их непреодолимая тяга друг к другу, ведь Маска и Тень – два аспекта одной целостности, две половины одного холона, как внешнее и внутреннее – две половины холона пространства, а прошлое и будущее – две половины холона времени. Если снаружи на вас надета Маска страдальца, значит, глубоко внутри спрятан тиран и мучитель. Если сегодня вы хищник, значит, завтра станете жертвой.

Конфликт, неискоренимый на уровне рассудка, разрешается на уровне Героя. Герой сознательно обращается внутрь себя с целью исследовать и осознать скрытые Тени своих внешних Масок. Осознавая Тень как обратную сторону Маски, он снимает проекцию Тени во внешний мир. Разотождествляясь с Маской и Тенью, он разрешает существующий конфликт. Видя целостность Маски и Тени, он воссоединяет холон сознания, расщепленный двойственностью рассудочного мышления.

 

 

Нижний Мир: путешествие вглубь прошлого

 

Спуск в Подземное Царство, в глубину подсознания, – один из самых распространенных мотивов героического путешествия, в каких бы практических формах оно ни выражалось: в виде шаманского экстаза, мистериального действа, вспоминания, сновидения, холотропного дыхания, телесной работы или психотерапевтического сеанса. Двигаясь вдоль линий внутреннего напряжения, Герой/Героиня погружается в пучины подсознания, в Нижний Мир, Мир Прошлого, исследуя глубинные причины конфликтов, разворачивающихся на поверхности бодрствующего сознания.

Каждый холон сознания, существующий на поверхности в расщепленном виде как конфликт Маски и Тени, имеет свою историю возникновения и развития. Один из отцов трансперсональной парадигмы и автор методики холотропного дыхания, Станислав Гроф, называет эти холоны сознания системами конденсированного опыта (СКО). «Каждая СКО, - пишет он, - состоит из эмоционально заряженных воспоминаний, относящихся к различным периодам нашей жизни; всех их объединяет то, что они связаны с одним и тем же эмоциональным качеством или физическим ощущением. Каждая СКО может иметь много слоев, через каждый из которых проходит своя центральная тема, ощущения и эмоциональные качества (линии напряжения. – Р. М.)» (8).

Как пишет Гроф далее: «СКО воздействуют на любые области нашей эмоциональной жизни. Они могут влиять на то, как мы воспринимаем самих себя, других людей и окружающий мир. Они представляют собой движущие силы, которые лежат в основе наших эмоциональных и психосоматических симптомов и готовят почву для наших трудностей в отношении себя и других людей. Между СКО внутреннего мира человека и событиями внешнего мира существует постоянное взаимодействие (в том числе проекция Тени. – Р. М.). Внешние события могут активизировать внутри нас соответствующие СКО. И наоборот, СКО помогают нам в формировании восприятия мира, и, исходя из этого восприятия, мы действуем так, что вызываем во внешнем мире ситуации, отражающие образцы, которые хранятся в наших СКО. Иными словами, наши внутренние восприятия могут быть чем-то вроде сложных сценариев, посредством которых мы воссоздаем центральные темы собственных СКО во внешнем мире» (8).

Для осознания и полноценной интеграции расщепленного холона, оказывается, мало просто заметить в себе конфликт Маски и Тени. Необходимо проследовать за линиями напряжения (центральная тема переживания, физическое ощущение, эмоциональное качество), идущими от настоящего в прошлое, – к тем событиям, которые послужили причиной расщепления и стали началом конфликта. Выслеживание самого себя позволяет обнаружить действие Маски в своем сознании и проекцию ее Тени на окружающий мир. Но эта практика будет неэффективна, если не дополнить ее практикой глубинного вспоминания или перепросмотра.

В практике вспоминания мы движемся вглубь прошлого, в Нижний Мир, следуя по цепочке следов-событий, оставленных в нашей жизни драматическими проявлениями того или иного конфликта Маски/Тени. Слой за слоем мы очищаем свое сознание от последствий конфликта, пока не подбираемся к его ядру. Суть практики вспоминания заключается в повторном внутреннем проживании эмоционально заряженных событий и аккуратной интеграции высвобожденной в результате перепроживания энергии.

Все это похоже на прополку огорода от сорняков. Сознание обычного человека похоже на совершенно неухоженный огород, сплошь заросший сорняками. Начиная свою практику выслеживания и вспоминания, мы приступаем к методичной прополке своего огорода сознания. Но если мы будем просто делать практику выслеживания, не подкрепляя ее глубинным вспоминанием, мы тем самым уподобимся людям, которые лишь срывают сорняки, не утруждая себя выкапыванием их корней. Поначалу такой подход кажется очень результативным: можно быстро посрывать сорняки – и вот уже огород чист, вы свободны и можете заняться другими, более интересными делами, например погрызть семечки и погыгыкать над сорняками соседа. И некоторое время вы будете жить в чистоте, думая, что успешно справились с заданием. Но через неделю, или через месяц, или через полгода вы обнаружите, что ваш огород снова заполонен сорняками, которых, кажется, стало еще больше, – и вам придется потратить еще больше усилий, чтобы очистить свой участок. И вам придется делать это опять и опять, пока вы не махнете на это дело рукой и уже окончательно не зарастете сорняками. Вы истратили все свои силы – и проиграли. Таков удел человека, не уделяющего должного внимания практике вспоминания.

В отличие от сталкинга, очаровывающего нас своим быстрым внешним эффектом, практика вспоминания – это осторожная и неторопливая практика выкапывания корней. Она не дает быстрых результатов, но, если делать ее регулярно, эффект будет со временем накапливаться.

Принцип эффективности практики вспоминания заключается в том, что, проживая один за другим травматические эпизоды своей личной истории, высвобождая и реализуя заблокированную в них энергию, мы тем самым постепенно ослабляем пружины тикающих внутри нас часовых бомб – линий напряжения, питающих уже намеченные в будущем драмы и трагедии. Полный перепросмотр хотя бы одной линии напряжения, порожденной конфликтом какой-либо вашей Маски/Тени, позволяет снять многие негативные последствия, которые уже готовы были случиться в вашем будущем. Причем речь идет не только о проблемах в общении и неудавшейся жизни, но и о тяжелых заболеваниях и о так называемых несчастных случаях – травмах, авариях и т. п.

Как это работает?

Лучше всего проиллюстрировать это на примере одного моего знакомого, которого я, наполовину в шутку, наполовину всерьез, буду называть здесь Отелло. Этот знакомый однажды обратился ко мне с серьезной внутренней проблемой. Дело в том, что Отелло безумно ревновал свою жену, причем, как он сам знал, совершенно безосновательно. На тот момент моему приятелю было тридцать четыре, и это был его третий брак. Они прожили вместе около полугода, и первые три месяца Отелло был на седьмом небе от счастья. По его словам, жена воплощала в себе все самые лучшие качества, которые только свойственны женщине, и ему казалось, что он наконец-то нашел ту, которую так долго искал.

Единственное, что омрачало горизонт счастливой супружеской жизни, была его маниакальная подозрительность, с которой он ничего не мог поделать.

Я вкратце рассказал Отелло о конфликте Маски/Тени и предложил ему заняться практикой сталкинга. Естественно, он очень быстро определил роль, которую играл – роль ревнивца, – и обнаружил проекцию этой Маски – Тень неверной жены.

«И что дальше? – спросил он меня. – Этот расклад был мне понятен и раньше, но это ничего не меняет, я ничего не могу поделать со своей подозрительностью».

Все, что я мог предложить Отелло, – это немедленно приступить к практике вспоминания, чтобы выяснить глубинные причины существования его Маски и Тени.

Вскоре выяснилось, что несколько лет назад аналогичная история произошла с его второй женой, с которой они пробыли вместе четыре года. Тогда все тоже начиналось хорошо, но постепенно Отелло стал буквально одержим ревностью и начал методично изводить жену по пустякам. Естественно, их жизнь превратилась в сущий кошмар. Дошло до того, что Отелло нанял частного детектива, чтобы тот следил за его женой. Когда же эта история вскрылась, причем не самым приятным образом, женщина просто собрала вещи и ушла. Сценарий ревнивого мужа/неверной жены был разыгран как по нотам, а уход супруги еще больше укрепил Отелло в мысли, что его подозрения были все же небезосновательны и что он был жестоко обманут и брошен неверной женой.

Когда мы разбирали первые результаты практики, Отелло сказал мне, что после всего того, что он вспомнил, его состояние только ухудшилось: теперь к его подозрительности добавился еще и страх, что все может повториться вновь. «Это ужасно, - сказал он. – Мне страшно, что весь этот кошмар может снова повториться, но хуже всего то, что я чувствую, будто какая-то чуждая сила толкает меня на этот путь и я не могу ей противиться».

Я побудил его продолжать практику и двигаться дальше в прошлое. Он ушел, и некоторое время я его не видел. А затем мы снова повстречались. Я заметил перемены в его лице и осанке – он выглядел более спокойным и уверенным. Я спросил его, что случилось, дошел ли он до корня своей проблемы, и он сказал, что да. Отелло рассказал мне, что вспомнил один случай, который совершенно выветрился у него из головы.

Это произошло в шальные студенческие годы. Он тогда встречался с девушкой, которая стала его первой женой. Банальная история: она его любила, он ее – вроде как бы. Девушка забеременела после неосторожного секса, и ему пришлось жениться на ней. Он рассказал, что в те времена был пылким юношей и, со свойственным всем молодым романтизмом решил, что пора стать настоящим мужчиной и настоящим отцом. Пока жена ходила беременная, все шло ничего – Отелло старательно разыгрывал роль заботливого мужа и будущего отца семейства. Иллюзия рассыпалась, когда его жене в силу естественных причин стало не до секса и у нашего Отелло начался период вынужденного воздержания. Поначалу он крепился, но, когда жена легла в роддом, не выдержал – переспал со своей однокурсницей. И это повторилось несколько раз. Будучи человеком, не лишенным моральных принципов, он, конечно, чувствовал свою вину, корил себя за слабость, но признаться жене так и не смог. Его жена так ничего и не узнала, а он постарался забыть о том инциденте. Отелло вспомнил, что его жена что-то подозревала и даже закатывала ему истерики, но он упорно отмалчивался. Их совместная жизнь закончилась тем же, чем и многие студенческие браки: все развалилось, когда оба закончили институт.

Отелло сказал мне, что теперь знает, в чем причина его ревности.

«Роли поменялись, - сказал он. – Я как будто встал на место своей первой жены, подсознательно ожидая, что со мной могут поступить так же, как когда-то поступил я. Это реально отравляло мою жизнь. Но теперь все точно изменится».

И он сообщил, что собирается навестить свою первую жену, честно ей рассказать все, как было, и попросить прощения.

Я молча кивнул и задумался.

«Что-то не так?» – спросил Отелло, увидев мою реакцию.

Через минуту я произнес: «То, что ты вспомнил, очень важно, но это еще не конец. Есть что-то еще в твоем прошлом, что породило ту ситуацию с твоей первой женой. Вопрос стоит так: что заставило тебя изменять ей? Возможно, ответ кроется где-то еще глубже в твоем прошлом».

Я предложил ему пройти серию сессий глубокого дыхания, нацеленных на то, чтобы оживить забытые воспоминания детства.

Уже на третьей сессии, побуждаемые глубоким дыханием и соответствующей музыкой, из его подсознания всплыли образы событий, происходивших с ним примерно в возрасте 4.5 лет. Он вспомнил, как однажды, накануне его дня рождения, родители повезли его в Москву в магазин «Детский мир», чтобы он сам выбрал себе подарок. «Детский мир» показался ему огромным сказочным царством, полным удивительных вещей. Восторг переполнял его – он никогда не видел столько изумительных игрушек, собранных в одном месте. Между тем его родители уже накупили много вещей и решили, оставив покупки под присмотром ребенка, ненадолго отлучиться в соседний отдел.

Оставшись один, мальчик поначалу увлеченно разглядывал окружавшие его чудеса. Но вскоре он почувствовал себя неуютно. Ребенку показалось, что прошло уже очень много времени, а родители все не появляются. Он подумал, что они, наверное, забыли про него.

Отелло очень красочно описывал всколыхнувшиеся в нем забытые и сильные эмоции – страх, тоску, горькую обиду и разочарование.

Эти эмоции настолько захватили мальчика, что он заплакал и пошел куда глаза глядят. Отелло рассказал, что каким-то чудом он оказался на улице и, не зная, что делать дальше, остался стоять около входа в «Детский мир». Он был полностью уверен, что родители обманули и бросили его. Он испытывал тотальную заброшенность и одиночество. В тот момент он полностью отождествился с ролью обманутого и брошенного ребенка. Конечно, рассказывал он, его скоро нашли. Родители вернулись и, не обнаружив сына, ринулись в детскую комнату. Уже через минуту по внутреннему радио «Детского мира» объявляли о пропаже мальчика. Случайный прохожий обратил на него внимание и отвел к родителям.

«Ну что? – спросил Отелло, когда закончил рассказывать мне свою историю. – Это и есть то самое ядро?»

После сессии он выглядел почти просветленным – его глаза сияли, лицо разгладилось.

«Возможно, да, - ответил я. – В этой сессии для тебя действительно раскрылся очень значимый момент. Теперь ты видишь, как это действует, как зарождается расщепление ролевого холона и запускается сценарий Маски/Тени…»

«Это похоже на маятник, - перебил меня Отелло, - или на качели. Отождествившись с ролью обманутого ребенка, я как будто сел на одну половину качелей, закрутил пружину, и осталось только ждать когда кто-то сядет на другую, чтобы мы сыграли в эту игру».

«Да, это верно. Очень меткий образ», - подтвердил я. – Но, ты знаешь, честно говоря, я сомневаюсь, что это событие и есть самое глубинное ядро твоего конфликта. Возможно, истинные корни лежат еще глубже».

«Почему же? - удивился Отелло. – Вроде все сходится: родители меня оставили, я испугался, отождествился с ролью обманутого и кинутого и стал испытывать подсознательный страх, что это когда-нибудь повторится. А потом роли поменялись местами, и тогда уже я сам стал тем, кто обманывает и кидает. Разве не так?»

«Что верно, то верно, и я не настаиваю на своей точке зрения, - ответил я. – Но позволь мне задать тебе еще один вопрос: почему в тот момент, когда родители оставили тебя одного, ты испугался, что тебя обманули и бросили? Не случилось ли так потому, что еще задолго до этого события у тебя был опыт, который и породил центральную линию напряжения твоего конфликта – базовую эмоцию недоверия к Миру? Может быть, эта линия напряжения и заставила тебя так легко войти в роль обманутого ребенка?»

«И что теперь делать?» – спросил Отелло.

«А ничего, - ответил я. – Хочешь, можешь остановиться на достигнутом, хочешь – иди еще глубже. Тебе решать. В любом случае ты уже достаточно ослабил свою линию напряжения, и теперь тебе можно не опасаться серьезных проблем в будущем. Урок осознания, который ты извлек с помощью вспоминания, уже не даст тебе так же легко, как раньше, вовлекаться в роль ревнивца, ведь теперь ты знаешь, откуда растут его ноги. Скорее всего, ты еще будешь слышать его голос внутри себя, но теперь ты будешь слышать этот голос таким, каков он и есть на самом деле – как голос обиженного ребенка, которому показалось, что его оставили родители».

С тех пор мы неоднократно виделись с ним, и он говорил, что его отношения с женой полностью нормализовались, он стал больше доверять ей. В целом ему удалось успешно нейтрализовать сценарий ревнивого мужа/неверной жены, который был готов вот-вот повториться в его жизни и разрушить отношения с любимым человеком.

Как правильно заметил мой приятель, расщепленный ролевой холон Маски/Тени очень похож на качели или маятник: чем сильнее мы отводим его в одну сторону, тем дальше он качнется в другую. Глубоко отождествляясь с какой-либо ролью, мы создаем чрезмерное напряжение в одной половине ролевой пары, а затем это напряжение разрешается в стремительной и внезапной смене ролей – бывшая жертва сама становится мучителем, бывший хищник сам становится добычей.

Маятник качнулся в другую сторону, Маска и Тень поменялись местами. События перестают поддаваться контролю. Сумбурные и бессознательные действия лишь усугубляют положение. Энергия качания маятника усиливается – и вот он уже снова летит назад: тот, кто только что был наверху и праздновал победу, неумолимо скатывается вниз, еще глубже увязая в позиции жертвы, а униженный противник вздымается на дыбы, с новой силой обрушиваясь на несчастного.

Многие люди растрачивают все свои силы на эту бесплодную борьбу. Все они – безвольные марионетки, потакающие собственным страстям, заложники пульсирующих напряжений, сотрясающих расщепленный ролевой холон. И так будет продолжаться до тех пор, пока энергия расщепленного холона окончательно не исчерпает себя… Либо пока человек не начнет предпринимать сознательные шаги к прекращению этой бессмысленной траты сил и не займется практикой выслеживания и глубинного вспоминания своих внешних Масок и скрытых Теней…

 

 

Познай Тайну Силы – Познай самого себя

 

Добро и Зло… Бог и Дьявол… Жизнь и Смерть… Вещи, на первый взгляд, абсолютно несовместные, непримиримые, взаимоисключающие. Мир видится тотально разделенным на две враждующие половины, и это разделение кажется нам существующим отдельно и независимо от нас самих. Кажется, что такова изначальная данность бытия. Но так ли это на самом деле? Древние традиции знания и современная психология в один голос утверждают, что это не так. Изначально Мир един. Разделение порождаем мы сами, таков наш способ восприятия.

Изначальная Сила едина. Это лейтмотив киносаги «Звездные войны». Сила, как мы узнаем из фильма, – это энергетическое поле, окружающее и проникающее все. Это та энергия, которая удерживает воедино всю Галактику. «Сама жизнь создает ее, благодаря жизни растет она», - говорит о Силе культовый герой фильма, магистр ордена джедаев, учитель Йода. – «Ее энергия окружает нас и связывает друг с другом. Она повсюду, между нами... во мне... в тебе... в этом дереве... в той скале... везде!»

Сама Сила едина, но в нашем восприятии она разделяется на две стороны – Светлую и Темную. Светлая и Темная стороны Силы не существуют сами по себе, а зависят от намерений существ, использующих ее. Сама по себе Сила остается Единой, но, окрашиваясь намерениями человека, она разделяется на Светлую и Темную половину. «Невиданную мощь придает джедаю Сила, но берегись Ее Темной стороны», - предупреждает магистр Йода юного Люка Скайуокера. – «Страх, злоба, алчность ведут туда... Соблазнителен путь этот, но, если ступишь на него ты, навеки Темная сторона судьбу твою определять будет».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.