Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть первая. Пробуждение 13 глава





Почему так происходит? Дело в том, что сам по себе факт того, что вы перешли на старшие уровни развития осознания, вовсе не является гарантией того, что у вас все в порядке с младшими. Дело тут не в развитости и продвинутости, а в том, как успешно вы интегрировали энергию с нижележащих уровней и не была ли эта энергия диссоциирована. Часто происходит так, что человек переходит на уровни души, начинает сновидеть, но при этом часть его энергии остается заблокированной на уровне тела или ума. Эти изолированные энергетические образования образуют собственные автономные фокусы отождествленности, подпитывая патологические структуры и отчуждясь от высших уровней. И получается так, что один фокус отождествленности человека находится где-то на сновидческих уровнях, а другой – на уровне рассудка, где продолжает тлеть не до конца осознанный конфликт Маски и Тени.

Конечно, такой человек подобен колоссу на глиняных ногах, и его Здание Целостности очень шатко. Тлеющие на этажах тела и ума не до конца осознанные и интегрированные конфликты становятся для сновидца миной замедленного действия, которая однажды непременно взорвется. Вот только будет ли этот взрыв реализацией «тела света», «огнем изнутри»?



Вот почему так важна правильная интеграция уровней на каждом этапе развития. К сожалению, многие практикующие в нашей стране не до конца понимают важность интеграции. Человеку кажется, что если он уже начал развивать тело сновидения, или если у него уже поднимается кундалини, или если он уже раскрыл третий глаз, то он уже настолько продвинут, что стал неуязвим и недосягаем для всего, что творится на уровнях тела и ума. Этот взгляд крайне ошибочен, и он является следствием отчуждения (диссоциации) энергии, застрявшей и конфликтующей в младших структурах. Отчуждаясь от процессов, происходящих на младших уровнях, практикующий просто теряет чувствительность этих уровней. Он просто перестает чувствовать и осознавать недоработки, оставшиеся на нижних этажах Здания Целостности. Для него они как бы перестают существовать. Вот почему он не осознает, что на уровне его вербального ума продолжает жить Маска героя (воина, мага, сновидящего, сталкера, гуру, просветленного), которая продолжает отбрасывать свою Тень. И этот подсознательный конфликт продолжает подтачивать и подрывать все Здание Целостности, оборачиваясь проблемами общения и серьезными искажениями восприятия на высших уровнях. Симптоматично еще и то, что такие люди, как правило, свысока поглядывают на психологию и психотерапию, считая эти дисциплины чем-то недостойным своего внимания, чем-то бесполезным и глупым, а между тем именно в этих подходах методы решения проблем вербального и нижележащих уровней проработаны наиболее глубоко.



Стоит отдельно подчеркнуть, что человек, носящий Маску героя, не обязательно остановился в своем развитии и лишь фантазирует о своем Пути. На деле все оказывается немного сложнее. Как мы знаем, интеграция подразумевает полноценное включение холономных структур младших уровней в старшие. При этом выстраивается гармоничная система взаимовключенных целостностей, объединенных вертикальными взаимосвязями, через которые энергия самости, сфокусированная на старших (дочерних) уровнях, управляет и организует энергию младших (родительских), тогда как младшие создают основу, поддерживающую и питающую структуры старшего порядка.

Суть диссоциативного процесса заключается в том, что в сознании человека возникают два или больше автономных фокуса отождествления (или центра сознания), принадлежащих разным уровням осознания, полноценная связь между которыми нарушена или искажена.

Таким образом, на уровне рассудка возникает один автономный центр сознания (Маска героя), который паразитирует на энергии высших центров (Герой-воин, Кентавр-маг, Сновидец). При этом Герой-воин на своем уровне продолжает героическое путешествие, а Сновидец на своем продолжает осваивать миры сновидения, тогда как Маска героя продолжает подрывную деятельность на уровне рассудка, все глубже и глубже увязая в конфликте со своей Тенью и ее проекцией на окружающий мир.



И во всем этом нет ничего утешительного, наоборот – ситуация с Маской героя представляет серьезную опасность: ведь осваивая уровни души, самость генерирует большие объемы тонкой энергии, и эта энергия, узурпированная на уровне ума Маской героя, может быть использована и используется крайне деструктивным образом.

Спасти положение может лишь временное возвращение назад, на предыдущие уровни, повторное переживание героического перехода и осознание конфликта Маски/Тени, а затем успешная интеграция целостности тела-ума на поствербальных уровнях развития осознания.

 

 

Границы Маски. Маски тела

 

Граница Маски – это граница ее внутреннего монолога. Маска говорит о себе сама с собой: «Я порядочный и добрый человек, я никогда никому не должен причинять неудобств» или «Я талант, я гений, никто не может сравниться со мной» – и это описание и есть ее граница. Самость, отождествленная с Маской, отождествляется и с ее границей. Это очень важный для понимания момент – на уровне Маски я уже не есть физическое тело, во всей полноте его инстинктивно-эмоциональных процессов, я даже не есть ум, во всей полноте его ментальных процессов, и, конечно, я еще не есть душа, во всей полноте ее психических процессов, – я есть то, как я себя описываю, кем представляю.

По эту сторону границы представлений нахожусь Я, по ту сторону – не-Я. Если Я отождествляю себя с Маской порядочного человека, Я уже не могу быть непорядочным. Даже если во мне есть непорядочность – это уже не-Я. Так моя непорядочность превращается в Тень. И Маска порядочного человека начинает отбрасывать Тень непорядочности во внешний мир.

Так это работает.

Изолированной по ту сторону границы Маски/Тени остается не только часть эго-ума, но и значительная часть телесной энергии, поскольку именно тело является для Маски беспокоящим источником постыдных влечений, животных инстинктов и неприемлемых эмоциональных побуждений.

Существующие на уровне восприятия Маски взаимоотношения тела и ума хорошо иллюстрирует буддийская метафора всадника на лошади, где всадник – это рассудочный ум, а лошадь – физическое тело.

Для Маски физическое тело – это «бедный ослик», на котором она восседает и которого погоняет. Если «ослик» ведет себя хорошо и смирно, выполняет все указания Маски и не артачится, то Маска довольна и не обращает на него внимания, занимаясь своими делами. Проблемы возникают, когда «ослик» начинает капризничать, ему нездоровится, у него что-то начинает болеть или он начинает упрямиться, у него возникают какие-то свои собственные интересы – и тогда его надо наказать, жестко ограничить в чем-то – в еде, в чувствах, в эмоциональных проявлениях. Если где-то болит – выпить обезболивающее или антибиотик, если тоска и подавленность – выпить антидепрессант, если что-то не так с органом – вырезать. Или иногда наоборот – Маска начинает во всем потакать «ослику», и тогда возникает ситуация, когда, как говорят американцы, «хвост виляет собакой».

То «тело», которое мы воспринимаем на уровне Маски, – это не наше реальное тело, это редуцированное представление о теле, образ тела, Маска тела, в которую входят только те физические процессы, которые прошли строгую цензуру рассудка.

Мы знаем, что наше тело представляет собой сложную многоуровневую систему взаимосвязанных процессов, и в зависимости от того, на каком уровне мы находимся, мы воспринимаем тело определенным образом. На уровне Уробороса мы воспринимаем смутное сферическое тело ощущений (облако ощущений). На уровне Тифона мы воспринимаем тело ощущений-эмоций-побуждений, в целом соответствующее границам физического тела. Для Маски уровни Уробороса и Тифона являются уже пройденными этапами, и в целом она воспринимает процессы этих уровней как отдельные от себя, внешние по отношению к себе. Это соответствует самоощущению среднего человека, при котором свое Я человек локализует в центре головы, в точке «где-то позади глаз», а все тело мыслится находящимся снаружи и внизу.

Маска определенным образом описывает для себя уровень тела, и та часть процессов тела, которая входит в описание, будет частью самотождественности Маски, но все те процессы, которые не вошли в описание, автоматически отторгаются и игнорируются – все они с точки зрения Маски не есть ее Я. Эти вытесненные телесные процессы становятся Тенью тела.

Здесь я опишу четыре довольно распространенные Маски тела, каждой из которых соответствует своя Тень (хотя их существует гораздо больше). Они могут встречаться как по отдельности, так и в различных сочетаниях.

Маска нарцисса. Симптомы: самолюбование внешними формами тела, озабоченность внешним видом каких-либо его частей, страсть к поддержанию фигуры (патологическая увлеченность фитнесом, всевозможными диетами для похудения и т. п.).

Маска ипохондрика. Симптомы: озабоченность своим здоровьем, постоянное выискивание в теле признаков какого-либо заболевания, страх неизлечимых болезней, пристрастие к использованию разнообразных систем оздоровления, очисток организма, патологическая зависимость от пищевых добавок, витаминов, таблеток, микстур.

Маска бревна. Симптомы: запрет на чувственность и естественную сексуальность, невозможность получать удовольствие, наслаждение и радость от своего тела, телесная зажатость, страх чужих прикосновений, имитация чувств, искусственность сексуального поведения.

Маска робота. Симптомы: человек живет во имя каких-то сугубо прагматических целей (деньги, карьера, успех), тело рассматривается как механический автомат, который должен выполнять определенный набор стандартных функций, организм – это набор деталей, которые могут быть починены или заменены в случае поломки.

Как уже говорилось, граница ум/тело не единственная граница Маски/Тени – вторая граница Маски пролегает внутри самого ума, условно мы можем обозначить эту границу как границу сознания/подсознания. На уровне ума существует множество ментальных процессов – образное и символическое мышление, вербальное и концептуальное мышление, воспоминания, фантазии, представления, объяснения, потребности, мотивы, желания и т. д. Каждый из этих процессов является вербализованным выражением определенной энергии, является ее презентацией в уме. Но далеко не все эти процессы приемлемы для Маски. Если границей Маски является внутренний монолог порядочного человека, то в сферу внимания Маски войдут только те желания, потребности, представления и воспоминания, которые должны быть свойственны порядочному человеку. Если же человек когда-либо вел себя непорядочно, думал непорядочно или время от времени продолжает себя так вести и думать – эти воспоминания, желания и мысли не войдут в сферу активного внимания Маски и не будут вербализованы. Человек просто не будет помнить о том, что делал, что думал, чего хотел, когда вел себя непорядочно. Все эти части его личности будут являться его теневыми, неосознаваемыми сторонами.

Внутренний монолог Маски – это ее защитная система, предназначенная оградить сознание Маски от неприемлемых с ее точки зрения процессов.

Этот монолог может быть очень силен. Человек, глубоко отождествленный с внутренним монологом своей Маски, может тратить на его поддержание львиную долю своей энергии. Но сколько бы он ни тратил энергии, его участь предрешена. Давление нереализованной энергии с той стороны границы все возрастает, и однажды происходит срыв. Сила бессознательной Тени захлестывает человека, прорываясь наружу и стихийно реализуясь, и последний полностью подпадает под ее диктат. Как говорят в народе, в человека «вселяется бес».

Общая стратегия работы с уровнем Маски такова: последовательное и всестороннее выслеживание существующих в сознании внутренних, это раз; и вербализация теневых процессов, это два. По мере выслеживания монологов Масок можно запускать процесс их трансформации через выведение в диалоги и начинать работу по изменению образов самого себя и своих реакций на окружающий мир.

Основная проблема здесь заключается в том, что человеку, отождествленному со своими масками, очень трудно, практически невозможно осознать самого себя отдельно от своих масок. Пока Маска надета, человек уверен, что Маска и есть он сам. Вспомним, как эта тема исследуется в фильме «Маска»: герой Джима Кэрри надевает маску, и маска словно въедается в кожу, становясь вторым лицом, второй натурой.

Маска заставляет человека проявлять себя определенным образом, и, пока она надета, нет никакой возможности изменить свое поведение. Пока Маска надета, человек и есть Маска.

Если вы попытаетесь рассказать такому человеку о Маске, о конфликте Маски и Тени, ваша попытка будет непременно интерпретирована как прямая угроза существующей Маске, а значит, и ему самому. Все, что вы получите в результате, – это комплекс защитных реакций Маски и ни капли понимания. Более того, человек-маска тут же спроецирует на вас свою Тень, и, как только это произойдет, все, что вы скажете ему, будет понято превратно и истолковано не в вашу пользу.

Человек-маска никогда не поймет того, что написано в этой книге, для него это в лучшем случае будет «чушь» и «бред».

Следует также понять, что еще никто добровольно не расставался со своими масками. Если кто-то приходит ко мне и говорит, что хочет избавиться от своих масок, потому что прочитал на эту тему какую-то литературу и понял, что «быть в маске – это плохо», я понимаю, что это говорит еще одна маска, которая играет в игру «срывания масок».

Факт заключается в том, что нет никакой возможности реально осознать существование Маски и Тени без переживания свободного полета энергии, когда самость человека спонтанно прорывается на новый, более высокий уровень восприятия и на этом контрасте вдруг происходит осознавание всей узости и ограниченности мира масок, в который до этого человек был тотально вовлечен. Но этот полет не может быть инициирован самой Маской. Импульс должен прийти откуда-то со стороны – это может быть стечение обстоятельств, уловка Духа, хитрый трюк Учителя или неумолимый глубинный зов – импульс Силы подхватывает осознание человека и выталкивает его в новое измерение.

 

 

Другое измерение

 

Переход в другое измерение (туда, где начинается другой мир, не похожий на «мир Хоббитов» или мир масок; туда, где тебя ждет твой проводник, где происходят чудеса, и ты узнаешь о своем предназначении, об истинном смысле твоей жизни) всегда связан с изменением восприятия, с прохождением через зону сумеречного, сновидческого сознания. И это знаковый момент всего Путешествия. Без изменения восприятия нет никакого развития, нет никакой трансформации. Изменение восприятия – это один из символов трансформации, и в каждом из фильмов, взятых для иллюстрации героического перехода, есть своя интерпретация этого символа.

В «Звездных войнах» дается три последовательных эпизода, символизирующих изменение состояния сознания Героя с каждым новым переходом с одного уровня восприятия и осознания на другой.

Самый первый переход Люка происходит спонтанно, и потому не осознается им – он просто теряет сознание, а затем уже пробуждается в мире, где встречает Оби Вана.

Во второй раз Люк совершает переход под руководством Оби Вана. Точнее, Оби Ван прибегает к хитрости, чтобы изменить состояние осознания своего ученика. Он ставит перед ним задачу, которая кажется невыполнимой для обыденного рассудка – с закрытыми глазами отбивать световым мечом импульсы учебного зонда. Установка, которую при этом дает Оби Ван, призвана помочь осознанию ученика перейти в новое состояние в обход рассудочного контроля: «Забудь о своей личности… Следуй за своими чувствами», . говорит он. Поначалу попытки Люка безуспешны («Доверься своим чувствам», - снова и снова повторяет Оби Ван), и вдруг что-то случается – Люку удается отбить очередной импульс зонда. «Я что-то почувствовал, я почти видел зонд!» – восклицает он, возбужденно снимая шлем. «Хорошо, - отвечает Оби Ван, - ты сделал первый шаг в другой мир».

Наконец, в третий раз Люк Скайуокер совершает переход самостоятельно. Следуя необъяснимому с точки зрения обыденного рассудка зову, он отправляется на планету Дагобар, чтобы разыскать там легендарного учителя-джедая мастера Йоду. Собственно, само путешествие через космическое пространство уже есть знак перехода из мира в мир, но создатели фильма намеренно акцентируют этот момент: при вхождении в атмосферу Дагобара Люк проходит через зону нулевой видимости и теряет управление кораблем. Но и этой символики кажется создателям фильма мало, так что они вкладывают в уста героя фразу, которая рассеивает все сомнения: «Не знаю, зачем я прилетел сюда, - говорит Люк, оглядывая причудливые пейзажи планеты. - Все как… как во сне. Наверное, я схожу с ума».

Во «Властелине колец» центральным символом трансформации является само Кольцо Всевластия. Впервые надевая его, Фродо входит в состояние измененного сознания и видит сумеречный мир с тенями вместо людей и вездесущим Оком Саурона. Символика трансформации усиливается, когда во время одного из таких погружений в измененное состояние сознания Фродо ранит клинок одного из призраков. Так Фродо проходит через болезнь и беспамятство, прежде чем попасть в мир эльфов, который символизирует в фильме один из высших пострациональных уровней осознания.

В фильме «Матрица» символы трансформации проинтерпретированы в полном соответствии с современным таблеточно-технократическим подходом. В ключевом эпизоде инициации героя Морфеус предлагает Нео на выбор две пилюли: синяя – «пилюля забвения»; выбрав ее, герой снова возвратится на уровень обыденного восприятия, в «матрицу», и забудет все, что видел и слышал; красная – «пилюля свободы», которая является вратами в Реальный Мир. Приняв красную пилюлю, Нео проходит через ряд неординарных состояний – мир, казавшийся до сих пор реальным, обнаруживает свою зависимость от восприятия, Нео прикасается к зеркалу (контакт с зеркалом – древнейший символ перехода в другое измерение), и зеркало проникает внутрь Нео. То, что происходит, кажется невозможным с точки зрения обыденного рассудка, а потому прежняя интерпретация мира останавливается - и герой пробуждается на новом уровне восприятия и осознания. Отсюда он видит прежний мир людей, мир «матрицы» как бы со стороны – этот мир оказывается включенным в новый, более широкий контекст, и в этом контексте он является лишь частью технологического процесса на грандиозной фабрике по производству энергии.

Наконец, в отечественном произведении на эту же тему, фильме «Ночной дозор», символы трансформации выражаются в концепции уровней «сумрака» – особых режимов более глубокого восприятия, в которых замедляется время и модифицируется пространство. Неофит, случайно или намеренно попадающий на первый уровень сумрака, тем самым обнаруживает свою природу Иного и открывает для себя новый, более широкий мир – мир Светлых и Темных.

В каких бы конкретных формах ни выражался переход на новый уровень развития, он всегда изменяет перспективу восприятия и открывает перед Героем новые аспекты Целостности, которые существенно трансформируют его прежнее самоощущение и прежние представления о мире. То, что прежде казалось цельным и самодостаточным, теперь оказывается частью новой, более всеобъемлющей целостности. Взгляд из новой перспективы значительно видоизменяет восприятие предыдущего мира, откуда Герой только что вышел, – теперь он видит этот мир не изнутри него самого, а со стороны, снаружи, из контекста более старшего холона.

Здесь уместна аналогия с физической средой. Подводный мир кажется самодостаточным при взгляде изнутри его самого. Погружаясь под воду, человек оказывается в удивительном пространстве со своими законами и тайнами – это пространство кажется бесконечным, но эта бесконечность иллюзорна. Иллюзия бесконечности возникает оттого, что граница между водной средой и воздушной из-под воды видится не прозрачной, а искаженно-зеркальной. Вот почему, находясь на одном из младших уровней, нельзя составить никакого более-менее адекватного представления о старшем – при взгляде снизу верхняя граница уровня кажется зеркальной и лишь создает иллюзию продолжения уже существующего порядка.

Но при переходе из воды на воздух мы обнаруживаем, что подводный мир, самодостаточный изнутри, снаружи оказывается лишь частью всеобъемлющей экосистемы планеты. Холон водной среды включен, как часть в целое, в холон воздушной среды. Таков принцип организации целостности в каждой сфере восприятия – внешней (физической), внутренней (психической), социальной или культурной.

 

 

Край Земли, или «И все-таки Земля плоская!»

 

Переход на уровень Героя становится первым шагом человека за пределы общепринятого описания – на границу известного мира, на Край Земли.

Край Земли… Мы привыкли жить в мире, где у Земли нет краев. В нашем представлении Земля – шарообразная планета, вращающаяся вокруг Солнца. Таков научный миф, веру в который мы безоговорочно разделяем. Нет смысла спорить с этой точкой зрения – она истинна в такой же мере, в какой истинна любая другая – мера истинности в контексте Великой Целостности Бытия всегда определяется границами той среды, в которой эта точка зрения возможна.

Границей научного мифа является граница объективной материальной среды. И только в этих границах научный миф может быть возможным. Однако Земля является не только объектом внешнего материального космоса – в такой же мере, в какой она является объектом внешнего физического пространства, она также является объектом и внутреннего психического пространства. Другими словами, Земля (как и сам человек) есть не только предмет внешнего познания и внешний объект в иерархии уровней материального и органического мира, но есть также и предмет внутреннего, интроспективного познания и является полноправным объектом в иерархии внутренних измерений сознания.

И когда мы рассматриваем Землю таким образом – как один из возможных уровней человеческого восприятия и осознания, – мы уже не можем придерживаться только внешнего объективистского подхода к описанию происходящих процессов. Картина мира, в которой Земля представляется твердым шарообразным телом, вращающимся вокруг шарообразного тела звезды, затерянной в одном из рукавов галактики Млечный Путь, в пустом и бесконечном пространстве физической вселенной, перестает удовлетворять фактам непосредственного внутреннего наблюдения.

И здесь мы снова приходим к моделям, которые рисовали древние шаманы и мудрецы. Вы наверняка помните эти карты из учебников школьной истории, где Земля представляет собой плоский круг и покоится на четырех слонах, трех китах и одной черепахе, а над нею распростерт небесный купол с Солнцем, Луной и звездами.

В свое время научный материализм отверг эти идеи как наивные и в корне ошибочные попытки древних людей объяснить устройство внешнего мира. Однако сам при этом допустил грубейшую ошибку, за которую нам всем теперь приходится расплачиваться, – исключил из своей картины внутренний аспект восприятия и опыт непосредственного интроспективного познания, ограничившись только данными внешних органов чувств. А между тем культурологические и антропологические данные свидетельствуют о том, что в древности упор делался именно на внутренние аспекты восприятия.

Речь идет о том, что модели мироустройства, которые рисовали древние люди, были, скорее, не моделями внешнего физического пространства, а моделями внутреннего космоса человеческого сознания. У древних людей не было современных астрономических приборов, но они им были и не нужны для точного описания внутренних фактов сознания, которые постигались ими прямо и непосредственно – через свой внутренний опыт. Возможной ошибкой древних было то, что они могли путать внутренние факты и внешние, накладывая описание внутренних структур сознания на описание внешнего мира, в результате чего и появлялись странные карты с плоской Землей и тремя китами. Но получается, что объективная наука грешит тем же самым с точностью до наоборот, подменяя непосредственные интроспективные описания реалий внутреннего мира объективистскими описаниями внешних фактов материи, в результате чего мы остаемся с мозгом вместо разума и с движением нейронов вместо мыслей, воспоминаний, интуиции, откровений и снов.

Удивительный факт заключается в том, что древние модели мироздания и космогонические мифы имеют одни и те же устойчивые черты в культурах, никак несоотносимых исторически. Другой факт состоит в том, что карты собственно внутренних областей сознания, созданные во всех мировых духовных традициях, в основных деталях точно повторяют карты мироздания древних людей с их плоской Землей и пресловутыми китами. И наконец, третий факт – это то, что карты человеческого сознания современной психологии, от Фрейда и Юнга до Грофа и Уилбера, рисуют нам те же основные уровни внутреннего мира, открытые и в общих чертах описанные человеком еще в эпоху палеолита.

О каких же элементах сходства мы говорим? Их два.

Первый элемент – это внутренняя вертикаль сознания: Axis Mundi, Ось Мира, Гора Мира, Древо Мира, Древо Познания, Древо Жизни, Сушумна, центральная ось, центральный энергетический канал. В буддийской традиции этот канал на уровне физического тела соответствует позвоночному столбу.

Второй элемент – это три самых общих уровня осознания, которые как бы нанизаны на центральную ось:

1. Подземный мир (Царство мертвых, Океан), или Нижний мир (Мир стихий, животных, предков, Мир Прошлого), или нижний дань-тянь, или Бессознательное (Оно, Ид), или уровень материи-тела.

2. Земной мир (Царство живых, Твердь), или Средний мир (Мир людей, Мир Настоящего), или средний дань-тянь, или Эго (рациональное Я), или уровень ума.

3. Небесный мир (Царство Богов, Эфир), или Верхний мир (Мир Учителей, Ангелов-хранителей, Просветленных, Будд, Богов, Мир Духа, Мир Будущего), или верхний дань-тянь, или Сверхсознание (Сверх-Я), или уровень души-духа.

На уровне физического тела этим трем областям соответствует туловище (с брюшным и грудным отделами), голова и пространство над головой.

Три этих самых общих уровня могут быть разделены на ряд более частных уровней или подуровней, в разных традициях выделяют от семи-восьми (индуистская система энергетических центров-чакр) до двадцати двух-двадцати четырех (герметическая система старших арканов таро) уровней.

В этой книге я, в целом следуя интегральному подходу Уилбера, выделяю пять основных уровней (материя-тело-ум-душа-дух, что в общем соответствует пяти оболочкам Атмана, описанным в Упанишадах), в которых различаются два противоположных полюса Целостности – недифференцированное единство Плеромы (Бессознательное, Древний Хаос) и недвойственное единство Духа (Сверхсознание, Высший Свет) – и десять промежуточных уровней: два грубых материально-телесных уровня – Уроборос и Тифон; уровень раннего ума – Нарцисс/Нимфа; уровень ролевого, социального ума – Хоббит (фрагментированное эго, Маска); уровень целостного ума – Герой-воин (целостное эго); уровень целостного тела-ума – Кентавр-маг; два уровня сновидящей души, тонкий и архетипический – Сновидец и Мудрец; и уровень причинного (каузального) духа – Свидетель.

В данный момент мы с вами находимся на уровне ума, на уровне Земли, или в Среднем мире, если следовать шаманской терминологии. На карте внутренней реальности Земля – это плоскость, края которой обрываются в темную Бездну Бессознательного, а в центре возвышается Гора Мира, ведущая в сияющие области Сверхсознания.

Символы Черепахи, Китов и Слонов, на которых держится плоскость Среднего мира, можно трактовать по-разному. Можно увидеть в них символы сакральной геометрии и рассуждать на тему глубинных значений круга, треугольника и квадрата и их роли в организации восприятия человека. Можно увидеть в них символы последовательных стадий, или волн Эволюции Жизни, – непреклонного развития осознания от примитивных материальных форм ко все более и более сложным организмам. Символы на то и символы, чтобы вмещать в себя как можно более общее содержание.

Но факт, который никогда не стоит забывать, заключается в том, что человек есть звено в Великой Цепи Бытия – мы стоим над Бездной Мира, опираясь на реализации предыдущих уровней развития, и единственная ценность наших жизней состоит в том, чтобы превозмочь самих себя и двинуться дальше – к новым уровням осознания, к новым формам бытия.

Человек есть нечто, что должно преодолеть, говорил Ницше, человек – это мост между Зверем и Сверхчеловеком, и только тем он и ценен.

Выходя за границы общепринятого описания, Герой попадает в сказочный мир («У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»). Соприкасаясь с этим миром, Герой находит глубокий смысл, содержащийся в посланиях древних провидцев и мудрецов – Герой обнаруживает реальность внутренней Оси сознания – Мирового Древа (дуб зеленый) – и реальность внутренних взаимовключенных друг в друга уровней сознания – Великой Цепи Бытия (златая цепь на дубе том). То, что прежде казалось выдумкой и сказкой, становится единственным объяснением и единственной подсказкой, как быть и что делать, в этом мире, полном новых опасностей и волшебных чудес («Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит», «там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»). Это мир, где у Земли есть края, которые омывает таинственный Океан Силы, где животные могут говорить и где в безлюдных местах можно запросто отыскать двери, ведущие в иной мир – Мир духов…

 

 

«Америка Духа»

 

Описывая современную ситуацию, сложившуюся в нашей цивилизации вокруг проблемы духовного поиска и практик саморазвития, я люблю приводить аналогию с открытием Америки в Средние века. В те времена ситуация была прямо противоположной сегодняшней. Простолюдины, современники Колумба (не проводившие особых различий между описанием внутренней реальности и внешним миром) всерьез верили, что физическая Земля плоская, небесный купол за горизонтом опускается в океан и на границе неба и земли лежит мифический Морской Змей, который опоясывает мироздание. Вот почему путешествие Колумба было не только исследовательской экспедицией на внешнем плане, но и героическим переходом за границы привычного описания, к новым уровням осознания на внутреннем плане.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.