Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть первая. Пробуждение 3 глава





 

 

Адам & Ева

 

Есть еще одна широко известная история на эту тему. Это история об Адаме и Еве, образы которых, как мы знаем, – это образы всего человечества. Здесь мы встречаем тот же сюжет, что и в истории про Будду, но уже возведенный в ранг космогонического мифа.

Некто очень великий и могущественный (Бог-Отец) создает чудесный Сад и помещает в него свое Дитя, созданное им по образу и подобию своему. Изначально это гермафродит, двуполое существо Адам, от которого затем отпочковывается Ева и возникает разделение на два пола – мужской и женский. Для Адама & Евы Сад – единственная данная реальность, и они не могут помыслить ничего, кроме нее. Все для них является предзаданным и потому бесконечным – и Сад, и деревья и травы, и все твари в нем, и сам непостижимый Отец, время от времени возникающий словно из ниоткуда, чтобы изъявить свою волю. Например, Он строго-настрого запрещает своим Детям подходить близко к двум Деревьям в Саду. Их плоды смертельно опасны, внушает Он им.

Это ограничение кажется столь ничтожным по сравнению с размерами всего Сада и всеми теми чудесами, которыми он преисполнен, что кажется, будто запрет лишь милая причуда сверхщедрого Отца, которую тем более легко принять.



Но вот Дети подросли, и оказалось, что Сад не такой огромный, как чудилось им раньше. Оказалось, что и у самых захватывающих чудес есть своя мера. Оказалось, что уже всему в Райском Саду даны имена, все посчитано, все испробовано, за исключением двух этих запретных Деревьев и их плодов.

И их начинает неудержимо тянуть к запретным Деревьям. Ведь запретный плод, как известно, сладок. Как бы невзначай, они проходят все ближе и ближе от запретной зоны. И вот однажды Ева осмелилась подойти к Деревьям очень близко, так близко, что услышала сквозь шелест листвы голос. Голос проводника, пришедшего с другой стороны мира. И этот голос прошептал имена двух запретных деревьев – Древо Познания и Древо Жизни.

Голос рассказал, что два Древа суть врата Сада, что сам Сад не есть еще весь Мир и что за этими вратами открывается Путь в самое сердце Реальности.

Тот, кто отваживается отправиться в этот Путь, обретает предельное знание и становится сам подобен Богам.



«Но Отец сказал нам, что, отведав плодов с этих деревьев, мы умрем», – возражает Ева.

«Он обманул вас, – шепчет голос, – вы не умрете, но познаете Истину, и Истина сделает вас свободными. И станете вы как Боги, зная добро и зло. Этого и боится ваш Отец. Он не хочет, чтобы вы уподобились Ему, ибо тогда вы перестанете быть послушными. Он хочет, чтобы вы всегда оставались детьми, ибо так вами легче управлять».

Все мы хорошо знаем, что произошло дальше. Ева сорвала плод с Древа Познания и отведала его вместе с Адамом. Бог-Отец разгневался на них и изгнал из Сада. Так начался их Путь познания добра и зла.

Между двумя историями – восточной (о Будде) и западной (об Адаме & Еве) – есть сходство, которое не сразу бросается в глаза, и есть различие, которое невозможно не заметить. Сходство двух историй таково, что возникает впечатление, будто обе они повествуют об одном и том же событии. Различие же наталкивает на мысль, что рассказчики двух этих историй имели по меньшей мере противоположные цели.

Если в восточной истории Дворец-Сад создает Царь-Отец, властелин, правитель, князь мира сего, чтобы скрыть от своего наследника истинное положение дел в Реальном Мире; то западная история рассказана так, что поначалу мы ничего не узнаем о Мире вне Сада. Складывается впечатление, что западная история рассказана так, будто рассказчик не хочет, чтобы мы знали что-то о Мире вне Сада. С самого начала подразумевается, что Сад и есть весь Мир, кроме которого больше ничего нет. Слушая эту историю, мы узнаем только, что Некто всемогущий (Бог-Отец) создает Сад-Мир и поселяет в него Адама и Еву, чтобы они жили в нем, радовали бы отеческий взор и были бы в Саду полноправными хозяевами. Мира вне Сада как бы не существует. О нем не сказано ни слова.



Затем в обеих историях возникают образы проводников на ту сторону, за пределы Сада, в Реальный Мир. Но какова разница! Если на Востоке это Боги, которые посылают будущему Будде знаки к пробуждению и открывают перед ним Путь к освобождению из Дворца иллюзий, созданных отцом, то на Западе проводник превращен в змия-искусителя. В западной интерпретации проводник – это враг рода человеческого, который соблазняет невинные души, подговаривает их отступиться от воли Отца. Если на Востоке уход принца из Дворца – подвиг, знаменующий начало Великого Путешествия; то на Западе этот подвиг превращен в тяжкий первородный грех. И только после того, как этот грех совершен, нам открывается Мир за пределами Райского Сада – «юдоль страдания и скорби», как говорится в западной версии. Если восточная версия раскрывает нам перспективу непростого Пути, которым прошел принц Сиддхартха, прежде чем раскрыть свою подлинную природу и стать Буддой, т. е. Пробужденным; то в западной версии нет ни намека на истинный смысл того, что совершили Адам & Ева. Здесь однозначно говорится, что они совершили огромную ошибку, тяжкий грех, и единственный способ спастись от последствий этого прегрешения – прийти с покаянием к Отцу и просить у него милостивого прощения. О реальном смысле «изгнания из Сада» можно лишь догадываться, сопоставляя различные версии этой истории.

Когда же мы производим это сопоставление, мы понимаем, что «изгнание» – есть не конец, как хочет показать нам западная версия, но начало. Изгнанные (или освобожденные?) из эдемского Сада, Адам & Ева стоят у начала Великого Пути самопревосхождения и преодоления иллюзий неведения, Пути познания добра и зла. Все, что закончилось для них, – это период животной невинности, обусловленной их невежеством. Отныне им суждено перерождаться в бесчисленных мирах Вселенной, пока круг познания не будет совершен и они не поравняются в мудрости с самими Богами. А когда это свершится, они найдут путь к Древу Жизни, чтобы, отведав его плодов, обрести Божественное бессмертие своей собственной подлинной природы – пробудиться к Жизни Вечной.

Так кто же рассказчики этих столь разных и столь похожих историй? На Востоке им мог быть сам Будда, прошедший весь Путь от начала и до окончательного Пробуждения, – кому, как не ему, знать все тонкости своего собственного Пути. А как выглядела бы та же самая история в устах не Будды, а, к примеру, его отца? Предположим, история на этом не закончилась и царь земной захотел повторить эксперимент с новым наследником. Что бы он сделал? Наверное, учел бы прежнюю ошибку. Он так же поместил бы наследника в прекрасный Дворец, так же попытался бы оградить его от контакта с Реальным Миром. Но на этот раз он бы еще приказал, чтобы с младых лет наследнику рассказывали одну историю, миф, сказку. Историю о том, как добрый Бог-Отец создал для Своих детей прекрасный Сад и как пришел коварный искуситель и вовлек детей в тяжкий грех. И как за эту провинность Отец изгнал Своих детей в «юдоль страдания и скорби», чтобы они скитались там до тех пор, пока не придут и не попросят у Него прощения.

Истории о Великом Пробуждении и Великом Путешествии как никогда близки современности. Сегодня каждый из нас подобен принцу, живущему во Дворце иллюзий и не ведающему о своем заточении, подобен Адаму & Еве, блуждающим по кущам волшебного Сада.

Что же за Сад окружает нас, чей чудесный блеск затмевает сияние подлинной Реальности? Кто его создатель и почему он хочет, чтобы мы верили в единственную реальность его творения?

 

 

Шоу должно продолжаться…

 

У истории о райском Саде и Великом Путешествии есть еще две любопытные интерпретации, уже современные. Одну из них мы находим в фильме «Шоу Трумэна» с неподражаемым Джимом Кэрри.

В фильме нам показывают мир, в котором огромная мировая индустрия развлечений, оснащенная самыми передовыми технологиями, существует только ради того, чтобы производить все новые и новые реалити-шоу. Авторы ломают голову в поиске новых оригинальных идей, стремясь создать шоу, которое надолго привлечет к себе максимум внимания аудитории. И вот одному из них приходит на ум блестящая догадка. Кажется, он близок к тому, чтобы создать шоу века. Однако идея, как все гениальное, проста.

Это шоу в реальном времени, когда сотни скрытых камер непрерывно должны следить за каждым мгновением жизни человека, который с самого рождения, сам не зная того, является единственным главным героем круглосуточного телешоу, названного его именем.

Трумэн – обычный человек. У него есть жена и мать. Мы видим начало буднего дня. Трумэн просыпается, завтракает, собирается на работу, перед выходом целует жену, весело машет рукой своим соседям, идя по тропинке от крыльца дома к своей машине. По дороге на работу заезжает купить свежих газет. И вот наконец он в офисе: Трумэн – страховой агент. Он здоровается со своими сослуживцами и приступает к своим ежедневным обязанностям – уговаривает своих клиентов купить страховку.

Трумэн живет обычной жизнью… и даже не подозревает, что его родного города нет ни на одной карте мира, потому что его город со всеми прилегающими к нему окрестностями – лишь декорация, гигантская, изолированная от всего остального мира студия, оснащенная по последнему слову техники и созданная специально для того, чтобы снимать уникальное телешоу, идущее в эфир ровно столько, сколько лет Трумэну. Шоу, пользующееся небывалой популярностью: весь мир, прильнув к экранам телевизоров, следит за каждым движением героя, за всеми поворотами его судьбы. Трумэну еще только предстоит открыть для себя шокирующую правду: вся его жизнь – ненастоящая. Все люди вокруг него – и сослуживцы, и клиенты, и соседи, и даже жена, мать, отец и друг детства – все они профессиональные актеры, нанятые телестудией специально для участия в этом шоу и подписавшие долгосрочный контракт.

Сюжетная интрига фильма «Шоу Трумэна» – это классическая формула, с которой начинается любая история о Вызове, Поиске, Путешествии к Реальности и Великом Пробуждении. Эта формула проста: герой живет в ненастоящем мире. Все, что кажется ему происходящим на самом деле, есть лишь выдумка, остроумный сюжетный ход, придуманный Режиссером этого Шоу, изощренная программа, созданная Архитектором Матрицы. Такова предпосылка. С этой предпосылки начинается собственно история – попытка прорыва к подлинной Реальности, попытка выхода за пределы обусловленности, предзаданности, попытка освобождения из круга уже запланированных сюжетных ходов.

Но это не так-то просто. Если для Трумэна его попытка освободиться – это естественный порыв, идущий из глубины души; то для продюсеров шоу непредсказуемое поведение Трумэна – угроза их многомиллиардному бизнесу.

Поэтому шоу должно продолжаться. Любой ценой. И Трумэн, а вместе с ним и мы, узнает, какова эта цена.

Послание фильма «Шоу Трумэна», как и многих других подобных произведений литературы и кино, очевидно: ты живешь в неведении, мир, который тебя окружает, – иллюзия. Ты реален («Трумэн» в переводе означает «реальный человек»), а мир, в котором ты живешь, – нет. Мир вокруг тебя – фальшивка, подделка под настоящий мир. И в этом суть всей драмы. Если бы ты был такой же ненастоящий, как и все вокруг, все было бы очень просто – ты просто был бы еще одной безмозглой куклой в чьем-то бездарном театре. Но ты реален – и это меняет все. Потому что ты чувствуешь тоску, идущую откуда-то из глубины твоего сердца, и это не наигранная грусть лицедея. Ты чувствуешь зов, и этот зов не дает тебе успокоиться. Ты уже хочешь вырваться, еще даже не зная, куда и откуда. Мир кричит тебе в лицо: «Верь мне, я настоящий, есть только я, и, кроме меня, ничего больше нет!» – и хотя у тебя нет никаких доказательств, ты чувствуешь, что это не так. Ты не можешь объяснить этого никому, даже самому себе, но ты чувствуешь во всем скрытый подвох. Да и кому ты можешь открыться, если даже твой лучший друг – лишь актер, получающий гонорар за свою роль, и он должен отрабатывать свой хлеб. А платят ему за то, чтобы он любым способом убедил тебя в нелепости твоих фантазий. Ты должен остаться, потому что иначе ты лишишь Большого Дядю его дохода, который он зарабатывает на твоем неведении, на всем твоем образе жизни. Ты обязан остаться, потому что шоу должно продолжаться, несмотря ни на что…

Но ты уже не хочешь и не можешь. Потому что ты уже намерен знать правду.

 

 

Трикстер, общество бессмертных магов и пришельцы из космоса

 

Вокруг темы Великого Путешествия и Пробуждения всегда существовало и существует масса догадок и теорий, одна фантастичнее другой. Каждый, кто сталкивался в своей жизни с вызовом, задавался вопросом, а кто придумал все это? По чьей вине мы вынуждены разыгрывать этот сценарий горьких разочарований и тщетной борьбы во имя призрачной свободы? Если мы рождаемся в тюрьме (пусть даже она кажется поначалу прекрасным Садом-Дворцом), то кто тюремщик?

Есть три наиболее популярные версии ответов. Вы наверняка слышали о них.

Самая древняя из них – это теория гностиков о злом демиурге, трикстере, который похитил перволюдей (Адама и Еву) у доброго Бога Света и заточил их в плену иллюзий. Своими корнями теория восходит к зороастризму, который, согласно источникам, сложился между VII и XI веками до н. э. По этой версии, именно трикстер Ангра-Майнью, властелин лжи, является автором этого мира и его единственная задача – удерживать людей в неведении и рабстве до самой смерти. По версии гностиков, Сад, в котором находятся Адам и Ева, – это гибельная ловушка иллюзий, созданная трикстером; смысл же истории в том, чтобы освободиться из плена злых чар и воссоединиться со Светом. С этой целью на Землю приходит Посланник Света – Спаситель, который помогает Адаму и Еве отведать плод с Запретного Древа, познать добро и зло и таким образом освободиться.

Трикстер – великий мастер дезинформации, бог обмана, мошенничества и плутовства. Вот почему в созданном им мире все искажено, извращено и запутано: обман искусно смешан с правдой, истина – с ложью. Это мир, в котором трикстер с легкостью может выдать себя за Бога-Создателя, а Спасителя превратить в коварного Змия-искусителя. Его мир – изощренная сеть ложных намеков, выдающих себя за тайную истину, грандиозный Дворец обмана, где самая губительная ложь маскируется в одежды спасительного откровения. Это тотальное Королевство кривых зеркал, бесконечно плодящих искаженные и уродливые отражения изначальной Истины.

Две другие теории, по сути, являются вариантами мифа о трикстере.

Первая из них, пожалуй, лишь немногим уступающая по возрасту гностическому мифу, просто спускает трикстера с метафизических небес на грешную землю. Тюремщиков следует искать не где-то в потусторонних далях – они здесь, среди нас. В мифах этой группы роль трикстера исполняет особое сообщество людей, которые ради каких-то своих корыстных интересов поработили все остальное человечество и намеренно держат людей в неведении относительно истинного смысла и цели жизни. Таких мифов великое множество: среди них все многочисленные теории заговора и истории о тайных сектах, евреи, масоны, коммунисты, заговор мирового империализма, ядерный клуб или клуб миллиардеров.

Одна из наиболее оригинальных версий этой группы гласит, что миром правит тайное общество древних магов, владеющих секретом физического бессмертия. Несмотря на всю свою фантастичность, выглядит она вполне логично. Если некоторые люди в древние времена смогли разгадать секрет практически неограниченного продления жизни, то что им еще оставалось делать на этой земле? Сотни лет пролетают как дни, великие империи рождаются и гибнут. Для существ, имеющих возможность продлевать свое осознание не одну тысячу лет, это не самая сложная задача – постепенно завладеть на земле всеми рычагами власти и силы, оставаясь при этом в тени, и направлять ход человеческой истории в нужное им русло. История знает немало примеров, когда на судьбы государств и народов оказывали влияние люди, возникавшие словно из ниоткуда и несшие на себе неизгладимую печать тайны, достаточно вспомнить одиозную фигуру Распутина.

Как логическое продолжение мифа о секте бессмертных магов, поработивших человечество, обязательно должна была возникнуть история о другом тайном обществе, обществе революционеров, повстанцев, светлых магов, боддхисаттв – людей, которые смогли вырваться из плена иллюзий и познали Тайну двух миров – подлинной Реальности и иллюзорной действительности. И вот мы уже имеем захватывающую историю борьбы двух тайных обществ. Это борьба двух идеологий: поле этой битвы – умы людей; оружие – информация. И кто знает, быть может, вся наша культура есть лишь отголоски этой не смолкающей в истории человечества тайной битвы?

Так или иначе, мы находим этому многочисленные доказательства, подтверждающие, что темы освобождения от власти иллюзий, темы битвы светлых и темных – самые популярные темы в мировой культуре. То тут, то здесь мы находим сотни сюжетов, обыгрывающих эту вечную историю. «Шоу Трумэна», «Властелин колец», «Звездные войны» и «Матрица» – лишь вершина этого айсберга.

Пожалуй, наиболее отчетливо звучит эта тема в «Матрице». Здесь мы находим три составляющие этой темы практически в чистом, незавуалированном виде: есть иллюзорный мир Матрицы – сон, в который погружена большая часть человечества; есть клан таинственных секретных агентов, наделенных сверхспособностями, которые чутко стерегут этот сон; им противостоит сообщество свободных людей, повстанцев, живущих в Реальном Мире.

И конечно, стоит упомянуть отечественный продукт на эту нестареющую тему – трилогию «Дозоры», раскрывающую нам тайну хрупкого равновесия темных и светлых сил.

Еще одна популярная ныне группа версий мифа о трикстере – многочисленные истории о «чужих» – инопланетных захватчиках, способных проникать внутрь человеческого тела и подчинять его себе. Здесь трикстер – и не метафизический Дьявол, и не «серый кардинал», бессмертный манипулятор, правящий миром, а нечто среднее – неземная форма жизни, прилетевшая на Землю откуда-то из непостижимых глубин космоса. Согласно мифам этой группы, инопланетные захватчики, в незапамятные времена «спустившиеся с небес на землю», поработили людей весьма своеобразным способом – они наделили их своим разумом, что, по существу, означает – пересотворили «по своему образу и подобию». И это был самый лучший способ скрыть следы своего присутствия наЗемле (до поры до времени, разумеется).

Таким образом, мы здесь имеем научно-фантастическую историю о том, как в далеком прошлом Землю посетили загадочные существа, обладающие невероятными технологиями. Их проект колонизации представлял собой крупномасштабное предприятие невиданного размаха, которое включало в себя генетический эксперимент над одним из населявших планету животных видов. Для эксперимента был выбран вид весьма сообразительных всеядных обезьян, пытавшихся ходить на задних конечностях и использовавших в быту нехитрые орудия труда – палку-копалку, дубинку и т. п. Суть операции состояла в прививке обезьянам инопланетного гена. Так обезьяна стала человеком. Звучит фантастично, не так ли? Но генетический код человека и нашего ближайшего родственника шимпанзе совпадает на 98%. Всего два процента, а какова разница! Всего два процента генетического кода отвечают за всю человеческую культуру – язык, письменность, религию, искусство, науку. Не тот ли это самый кусок кода, который был привит обезьяне «чужими»?

Разумность полученного в результате этой прививки нового вида стала прогрессировать невероятно быстро – какие-то десятки тысяч лет против миллиардов и миллионов лет предыдущих исторических периодов эволюции. Новое существо, переставшее быть обезьяной и тут же осознавшее свою вмиг утерянную животную невинность, свою «обезьянность», пыталось осмыслить суть происходивших с ним перемен и всеми доступными способами зафиксировать смысл сумеречных откровений о природе своего происхождения. В этом ему помог язык.

Наиболее древним мифом, передающим нам скудные сведения о грандиозном событии, случившемся некогда на земле и положившем начало той человеческой цивилизации, какую мы знаем, можно считать цикл историй о битве Орла со Змеем.

Во многих древних культурах сохранились предания о Богах, спустившихся с неба в огненных колесницах. Согласно этим преданиям, именно Боги, сошедшие с небес, «огненные птицы», принесли людям разум, язык, культуру, письменность.

До прихода Орла люди поклонялись Змею, традиционному символу плодородия и мудрости (земля). Спустившись с неба, Орел (небо) вступает в битву со Змеем и побеждает его, изгнав в подводное царство. С этих пор имя Змея проклинается, а все его атрибуты предаются забвению. Мифология засвидетельствовала этот переворот. Если мифы эпохи раннего палеолита рисуют в целом положительные образы бога-Змея или богини-Змеи, представляя женскую ипостась как дух плодородия и изобилия, а мужскую – как хранителя и опору жизни; то уже в эпоху позднего палеолита отношение к Змею становится резко отрицательным. Постепенно Змей превращается в заклятого врага рода человеческого, становится одним из обликов дьявола. Любопытно, что слово «сатана», ставшее в иудеохристианской традиции нарицательным прозвищем дьявола, происходит от древнеегипетского «Сата» – имени бога-Змея, в переводе означающего «сын земли», «жизнь земли».

Современную реанимацию древнего мифа мы находим в одной из последних книг Карлоса Кастанеды, где рисуется картина человечества, находящегося в тяжком рабстве у невидимого захватчика, хищника-летуна, пришельца из иных миров. Летун внедрил в сознание человека чужеродное устройство, свой разум, превратив человека в послушного раба. Летун поработил человека, чтобы паразитировать на его энергии; человек же, омраченный чуждым ему разумом, превратился в хищника по отношению к своей родной планете, поработив существ, населяющих ее. Человек «не венец природы» и не «хозяин земли», утверждается в книге Кастанеды, человечество есть лишь выводок бройлерных цыплят, питательная культура, искусственно разводимая для нужд летунов. Все эти грандиозные достижения человеческой культуры, чудеса науки и техники, все эти шесть миллиардов душ, заполонивших планету и нещадно ее эксплуатирующих, выжимающих из ее недр последние энергоресурсы, вырубающих последние леса, – все это есть лишь процветающая космическая ферма для производства редкого деликатеса – «осознания», своеобразных энергетических сливок, которые вырабатывают человеческие существа и которыми так любят полакомиться «чужие».

Бог-Птица, летун, пришелец с небес, имплантировал людям свой разум, дал свой язык, свою культуру, он совершил грандиозный культурный переворот, он полностью поменял все представления, все духовные ориентиры – то, что было хорошим, стало плохим, то, что было естественным, стало запретным, то, что было священным, стало проклятым. Если верить древним мифам, то наша сегодняшняя цивилизация есть продукт разума, принесенного нам богом-Птицей. И если так, то наш общепринятый взгляд на историю, наш общепринятый взгляд на мир есть лишь тот взгляд, что выгоден богу-Птице. Получается, он и есть тот самый тюремщик, построивший для нас Сад чарующих иллюзий разума с единственной целью – скрыть истинное положение дел? Чтобы мы и не подозревали, звеном какой чудовищной пищевой цепочки являемся.

Сотни лет развития интеллекта, прогресса и научных переворотов привели нас в мир, где человек лишен истинного смысла жизни, лишен своего истинного духа, лишен своей человечности – он есть лишь потребитель, жадно и бездумно пожирающий природные ресурсы и развлечения. Для чего? Овца, корова или курица могут думать, что живут для того, чтобы сытно питаться и бурно размножаться, но они и не подозревают, что на самом деле их жизнь полностью лишена собственной ценности, они нужны лишь для того, чтобы производить шерсть, молоко и яйца. Не подобно ли современное человечество этим овцам? От таких догадок мороз продирает по коже, и вот уже начинаешь настороженно вчитываться в древние метафоры про «доброго пастыря» и «стадо агнцев», которые перестают казаться только метафорами. Да и пастырь уже не видится таким безоговорочно добрым. Пожалуй, он добр, только пока с тебя можно состричь клок шерсти, читай – выдоить капельку драгоценной энергии.

Но стоп. Все вышесказанное можно было бы принять за правду, если бы не одно но. Вспомним о том, что именно благодаря разуму и языку мы смогли стать тем, кем являемся – людьми. Только благодаря свету разума, засиявшему в нас, мы смогли подняться над стихийно-инстинктивным животным миром и научились хоть как-то управлять океаном слепых бессознательных страстей и влечений, буйству которых так подвержено наше тело. Только благодаря языку и разуму мы смогли осветить тот путь, по которому идем, и разглядеть его восхитительную перспективу – «Небеса Великолепия», царство подлинного Духа и возможность реализации Целостности и Полноты Осознания.

Так кто же этот загадочный пришелец: чужак-завоеватель, поработивший землю, – или великий реформатор, выдающийся культурный герой, Прометей, Спаситель, сошедший с небес и подаривший огонь разума-логоса стаду невежественных и грубых дикарей-полуобезьян?

Парадокс этого вопроса состоит в том, мы не сможем найти однозначного ответа на него, как бы мы его ни искали, до тех пор, пока не найдем способа выйти за пределы языка, за пределы вербального ума. Так происходит, потому что наш вербальный ум – это просто «домик из слов» и, какими бы словами мы ни описывали мир, – все они будут лишь сменой интерьера внутри этого «домика». Любой ответ будет лишь еще одной иллюзией, еще одним мифом, но никак не Реальностью. Вы можете верить в какие угодно мифы и думать, что они и есть Реальность, но на самом деле все, что вы сделали, – просто повесили на стену очередные фотообои с видом на водопад или на горное ущелье. Фотообои создают иллюзию пространства, но на самом деле пространством не являются. Словесные обои создают иллюзию истины, но на самом деле истиной не являются. Если же вы хотите на самом деле узнать Истину, я знаю только один способ сделать это – открыть двери своего «домика из слов» и отправиться в свое Великое Путешествие…

 

 

Во власти мифов

 

 

Я знаю, есть много людей, живущих во власти какого-либо мифа, одного из уже перечисленных или другого. Практически каждый человек живет в мифах (за исключением тех немногих святых мудрецов и просветленных, кто уже при жизни смог освободиться от власти любых ограничений). Кто-то верит в летунов, а кто-то – в Спасителя. Кто-то верит в науку, находится во власти научных мифов, а кто-то верит в сверхъестественное, в мистику и находится во власти эзотерических мифов. Мифов множество. Есть миф гламурной жизни и есть миф обыденной жизни – миф о сермяжной правде. Есть миф отца семейства, мужчины-добытчика и есть миф вечного авантюриста, искателя приключений. Есть миф женщины-гейши и есть миф матери-героини.

Так что же такое миф? Если кратко, миф – это описание мира, система представлений, с помощью которой мы рисуем себе картину мироздания, в котором живем. В этом смысле миф – любое мировоззрение, любая идеология, любые убеждения. Миф – это «домик из слов», с фотообоями, создающими иллюзию пространства. Как говорит Джозеф Кэмпбелл, «мифологический порядок есть система образов, дающая разуму ощущение смысла жизни» (25). Он выделяет четыре основные функции мифов: космологическую, социальную, психологическую и мистическую.

Первая функция мифа – объяснять жизнь. В данном смысле миф – это система образов и представлений о мире, это образ Космоса, образ окружающей нас Вселенной. Эту функцию Кэмпбелл называет космологической. Миф призван объяснить человеку все, с чем он может столкнуться в окружающем его мире. Если ваш миф хорошо справляется с этой функцией, значит, все в порядке. Если же в вашем мире много вещей, которые вы не можете объяснить и не знаете, что с ними делать, – это проблема. Ваш миф не справляется со своей функцией. Может, вам стоит сменить его?

Вторая функция мифа состоит в том, чтобы поддерживать социальный порядок, устанавливать законы и правила социальной игры, поддерживать определенную модель социальной системы, формировать мораль – разделяемый большинством членов того или иного сообщества набор представлений о том, что хорошо и что плохо, что правильно и что нет. Собственно, жизнеспособность сообщества напрямую зависит от того, насколько хорошо миф справляется с этой функцией.

Третья функция мифа – психологическая. Вот как говорит об этой функции Кэмпбелл: «Миф должен провести индивидуума последовательно через все стадии жизни – от рождения через зрелость, старость и смерть» (25).

Таким образом, психологическая функция мифа целиком относится к процессу внутреннего развития человека – к тому Пути, который всем нам предстоит проделать и на разных этапах которого мы все находимся. В этом смысле миф дает опору для понимания того, где мы сейчас есть, и интеграции с тем, где мы были, и готовит наше сознание к грядущим переменам – к тому, где мы в конце концов окажемся.

И наконец, четвертая функция мифа – последняя по списку, но не последняя по значимости – это функция мистическая. Выполняя эту функцию, мифы наполняют жизнь глубоким смыслом, далеко превосходящим границы нашего понимания. Мифы дают перспективу и связь наших личных обстоятельств с той Великой Тайной, которая и есть Бытие.

Мифы ведут нас с одного уровня развития на другой, и они делают это в соответствии с заложенными в них образами Мира, моральными установками, социальными правилами и тем, как представлена в них самая сокровенная Тайна Бытия – связь временного и вечного, посюстороннего и потустороннего, человеческого и божественного.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.