Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть первая. Пробуждение 2 глава





Это голос доброго волшебника Гендальфа из «Властелина колец», голос мудрого магистра Йоды из «Звездных войн», голос сурового борца за свободу Морфеуса из «Матрицы». Это голос древнего Бога, которого, казалось бы, надежно похоронила эра индустриальной цивилизации, сделав для верности контрольный выстрел в голову. Еще вчера казалось, что Бог навсегда умер. Но уже сегодня мы видим, что это не так. Бог воскресает на наших глазах.

Гулливер очнулся. Он еще связан путами и может пошевелить разве что пальцем, но уже один его глубокий вздох способен до основания потрясти всю ту цивилизацию, которую лилипуты успели выстроить на его недвижном теле. Он вздыхает, и мы слышим его голос, доносящийся к нам из глубины наших сердец. Это голос нашей сокровенной сущности, голос предельной Истины, голос обнаженной совести, голос Божественного возмездия, голос внутренней Реальности, голос нашего другого Я. Этот голос взывает к нам из глубины. И в этом голосе нам слышится вызов.

Суть вызова заключается в том, что эта внутренняя Реальность, другая часть нашей истинной Целостности, лежащая где-то глубоко внутри нас, по ту сторону всех привычных представлений, хочет войти в контакт с нами – она вызывает нас на связь.



Вызов содержит зашифрованное послание – изъеденную солью, полуистлевшую записку в бутылке, принесенной волнами океана бессознательного откуда-то из неведомых глубин к берегам обыденного мира, прямо к порогу нашего дома. Со смесью страха и изумления мы пытаемся разобрать странное письмо, гадая, откуда оно, и не ведая еще, что авторы этого послания мы сами, вернее, наше другое Я – наша сущность, ждущая нас там, в том таинственном безвременье на другой стороне мира. Оттуда, из этой труднопостижимой запредельности, из вечного настоящего, мы написали послание для себя же и пустили его по волнам времени в надежде, что однажды эти волны прибьют его к берегам сиюминутности, к берегам забвения и заброшенности, где мы влачим свое жалкое временное существование…

Вызов из Реальности приходил к людям во все времена и во всех культурах. С темы вызова начинаются многие легенды, мифы и героические истории. На мотивах вызова завязаны сюжеты подавляющего большинства мировых хитов в литературе и кино. От Улисса до Алисы – каждый герой получает свой вызов и следует за ним в свое удивительное Путешествие, где ему открывается мир Большой Реальности, где он побеждает своего врага, выполняет свою миссию, свое предназначение и обретает бесценные дары – Знание, Свободу, Бессмертие.



Вызов – это начало Пути. Великим называется этот Путь, потому что он ведет за пределы известного мира, на Край Земли, в самую сокровенную глубину Реальности, к Великой Тайне и Великой Разгадке Бытия. И еще называется этот Путь Великим, потому что это единственный Путь, который однажды предстоит совершить каждому мужчине и каждой женщине, рожденным на земле.

С древнейших времен люди составляли карты тех маршрутов, которыми следовали отважные путешественники, и тех пространств, которые открывались им. Первоначально эти карты и истории о подвигах героев передавались из уст в уста в виде мифов и сказок, затем были перенесены на листы бумаги, а ныне оживают для нас на экранах кинотеатров.

Великое Путешествие – это не внешний путь, это путь внутренний. Пространства и маршруты, представленные в историях и мифах, не найти во внешнем мире, потому что пространства мифов – это пространства внутренних состояний и уровней сознания, а маршруты героев – это этапы внутреннего развития нашей сущности.

Внутренние пространства и внутренний путь – это не то, что можно пощупать так, как мы привыкли ощущать физический мир. Энергетическая Реальность нашей изначальной природы – это не то, что может быть однозначно описано человеческим языком.



Вот почему единственный язык, на котором можно говорить о внутренней Реальности, – это язык метафор.

Именно на этом языке, на языке метафор, говорят с нами древние создатели мифов, сказок, притч и авторы современных героических и трансперсональных историй; с его помощью они передают нам сокровенное знание о тех возможностях саморазвития и самопознания, которые есть у каждого человека и которыми каждый может воспользоваться. Единственное, что нужно для этого, – уметь понять язык метафор, и, хотя каждый из нас способен к интуитивному пониманию этого языка, не все могут адекватно выразить свое понимание на языке разума, а ведь именно это и нужно – ведь в конечном счете именно от нашего разума зависит, начнем мы свое Путешествие или нет; именно наш разум должен дать свое согласие начать этот Путь, именно наш разум требует исчерпывающих объяснений тому, куда и зачем мы собираемся путешествовать, а главное – почему, и он не желает двигаться с места, пока эти объяснения не будут даны.

Что ж, книга, которую вы держите в руках, как раз об этом. Эта книга – ключ к языку метафор, к тому языку, на котором говорят все исследователи внутренней Реальности. С помощью этого ключа одну за другой мы откроем все двери, ведущие нас к пониманию глубинного смысла историй, рассказанных нам вдохновенными волшебниками современного кино. Почему именно кино? Ответ очевиден. Каждый знает, что кино – самый демократичный вид искусства, ведь язык кино понятен каждому. Кино – это также и самый интегральный вид искусства, ведь в нем слиты воедино образы, музыка, язык. Более того, современное кино – еще и самый волшебный вид искусства. Уверен, нет нужды расшифровывать, почему это именно так.

О каких фильмах мы будем говорить? О многих. Тема Великого Пробуждения и Путешествия исследуется сегодня в кино так широко и на стольких уровнях, что нет смысла перечислять все фильмы, в которых так или иначе обыгрывается темы вызова и встречи с Неизвестным, тема преодоления порога и битвы с Тенью, тема встречи с проводником и учителем и тема перехода в иную реальность, на новые уровни восприятия и осознания. Но в первую очередь мы, конечно, будем говорить о золотой тройке – о трех киносагах современности, побивших все мировые рекорды популярности, причем каждая из них, так уж сложилось, является трилогией, а одна – дважды трилогией. Нетрудно догадаться, о каких фильмах я говорю. Это «Звездные войны», «Матрица» и «Властелин колец». Если же так случилось, что вы еще не видели этих фильмов, – я вам искренне завидую: у вас еще все впереди.

Но речь пойдет не только о кино. Если мы хотим познать всю сокровенную глубину тех посланий, которые несут нам наши любимые фильмы, а заодно и сокровенную глубину самих себя, то мы не можем обойти стороной ни ту бесценную сокровищницу знаний о Реальности, которой являются все подлинные традиции духа, ни современную психологию, которая, к счастью, в плодотворном сотрудничестве с древними духовными традициями продвинулась удивительно далеко в изучении внутренних реалий сознания (речь идет в первую очередь об интегральной и трансперсональной психологии). Вы, может статься, будете сильно удивлены или даже шокированы, узнав, насколько именно далеко она продвинулась. И конечно, мы не сможем обойти вниманием те открытия, которые были сделаны за последние 50–100 лет на передовом рубеже науки, поскольку все говорит за то, что передовые ученые в своем неутомимом поиске истины, кажется, наконец вплотную приблизились к той границе, где кончается привычный всем нам физический мир пространства и времени и начинается мир чудес, воспетый в мировом фольклоре и мировой литературе: «…Там чудеса, там леший бродит…»

И конечно, мы будем говорить о той практике, которая может помочь нам самим войти в эту чудесную страну и начать свое удивительное Путешествие по ней к той цели, которая является общей для нас всех: к Истине, к Свободе, к Блаженству и к Вечной Жизни. К Источнику жизни и смерти, к Источнику восприятия и осознания, к Источнику всякой реальности. К тому, что в разных традициях знания называется Богом, Духом, Атманом, Абсолютом, Истинным Я.

Метамиф человечества

 

Проанализировав широкий спектр мифов из различных мировых культур, Джозеф Кэмпбелл, автор книги «Герой с тысячью лицами», пришел к выводу, что в основе всех их лежит одна универсальная формула, которую он назвал мономифом. Этот общекультурный архетипический мономиф, или метамиф человечества, – история о Великом Путешествии, история Героя, мужчины или женщины, который однажды встречается с вызовом, следуя за ним, покидает привычный мир и отправляется в долгие скитания через неизведанность навстречу некой заветной цели, а затем, в случае успешного исхода, с триумфом возвращается на родину с артефактом или сокровищем, добытым в испытаниях и битвах с чудовищами, наделенный сверхъестественной силой и сокровенным знанием.

Илья Муромец и Сиддхартха, Христос и Иван-царевич, Одиссей и Фауст, Один и Алиса, Аладдин и Геракл, Дон Хуан и Люк Скайуокер, Нео и Фродо Бэггинс – у каждого из них своя история, но всех их объединяет нечто общее – сквозь частные различия везде проступают черты одного и того же универсального сюжета.

Мизансцена метамифа такова: изначально Герой (или Героиня) живет в неведении – его мир ограничен горизонтом тех представлений, которые были даны ему его родителями, предками или были впитаны им из своего окружения. Герой/Героиня пока не знает подлинной сути жизни и тайны своего предназначения. Но однажды в жизни Героя/Героини начинают происходить странные вещи, проявляются еще не познанные им законы и силы Большого Мира – той Реальности, что раскинулась за пределами его представлений. Герой/Героиня получает вызов, встречает проводника и, последовав за ним, открывает для себя удивительный и опасный мир по ту сторону известной реальности.

Проводник приоткрывает перед Героем (Героиней) завесу Тайны, скрывающей суть его подлинного предназначения, и призывает принять свою судьбу и исполнить ее. Это предназначение заключается в необходимости решить некую задачу, совершить подвиг или достичь некоей цели, преодолевая встречающиеся на пути препятствия. Во многих случаях вслед за первым столкновением Героя с силами потустороннего мира следует его отказ продолжать путешествие – Герой пугается первой встречи с непознанным и хочет вернуться назад – в привычный мир, в скорлупу неведения.

Однако это по многим причинам уже невозможно сделать, и Герой (или Героиня) может лишь оттянуть тот миг, когда двери, ведущие назад, окончательно захлопнутся за ним и ему ничего не останется делать, как идти вперед, навстречу неизвестности. Здесь в действие вступают сверхъестественные силы, которые помогают Герою/Героине принять свою судьбу. Путник встречает кого-то, кто станет его учителем и поможет освоиться в новой ситуации. В дальнейшем, по ходу Путешествия, Герой встречает разных существ, которые чему-то учат его, дают какие-то полезные предметы и целебные снадобья, помогают справиться с трудностями.

По мере приближения кульминации Герой (Героиня) приобретает новые способности, получает новое знание и мудрость, которые помогают ему лучше понять себя и окружающий мир. Затем наступает решающий миг всего Путешествия, когда Герою/Героине необходимо воспользоваться полученными знаниями и проявить все способности, чтобы победить в финальной битве своего главного противника и обрести охраняемое им сокровище. В конце, пройдя через внутреннюю трансформацию, связанную с моментом смерти и чудесного воскрешения, вместе с добытым трофеем Герой/Героиня возвращается в свой мир, неся людям новое знание, новое видение или новый закон.

Универсальность метамифа, его присутствие в сказаниях народов, исторически и физически никак не соотносимых, объясняется тем, что миф о Великом Путешествии – это наиболее общий сценарий Пути, который по достижении определенного порога зрелости суждено пройти каждому. Этот сценарий заложен в самой природе человека. Спираль этого сценария – это информационная спираль молекулы ДНК, и его код неумолимо разворачивается в наших жизнях, виток за витком, следуя сокровенной логике Великого Путешествия.

Великое Путешествие – это Путь познания подлинной внутренней Реальности – Реальности, скрытой в нас самих, – это Путь самореализации и обретения Целостности.

И начинается этот Путь с вызова.

Фродо Бэггинс из знаменитой трилогии «Властелин колец» принял свой вызов, когда взял в руки магическое Кольцо Всевластия; Люк Скайуокер из «Звездных войн» получил в качестве вызова странного робота, который хранил в своей памяти какое-то очень важное и таинственное сообщение, касающееся судеб всей галактики; наконец, к герою «Матрицы», днем – скромному служащему в компьютерной корпорации, живущему под именем Томас Андерсен, а ночью – дерзкому хакеру, известному как Нео, вызов пришел прямо на его компьютер и пробудил ото сна. Помните: «Проснись, Нео... Тук, тук...»?

Вызов приходит и толкает нас прочь от уютной инфантильной обусловленности своим маленьким я, он пробуждает сердце Гулливера под скорлупой нашей лилипутской личности, он толкает нас на путь саморазвития и обретения Целостности – навстречу опасности, навстречу Тайне мира, навстречу познанию подлинной Реальности самих себя.

Пауло Коэльо как-то сказал, что «чудесное обитает на пути обычных людей». Да, это так. Мы действительно обычные люди – и нет ничего необычного в том, что наша истинная природа величественна и бесконечна, как нет ничего необычного в том, что мы так часто забываем об этом, прозябая в бессмысленности и отчуждении все то бесценное время, которое было отпущено нам для Путешествия на этой удивительной планете.

Но есть способ изменить это.

Для этого нужно лишь ответить на свой вызов и последовать за ним, куда бы он ни привел. И сделать это никогда не поздно, пока мы живы.

 

 

Героический переход: начало

 

В своем исследовании Кэмпбелл отмечает, что вызовом может быть странное событие, пробуждающее наше любопытство, задача или вопрос, которые мы начинаем осознавать, или неумолимый рок, нависший над нами. Но каким бы ни предстал для нас вызов, он побуждает оставить уютное тепло привычных представлений и двигаться прочь от обыденности к самым границам знакомого мира. Начинается фаза «ухода», или начала Пути Героя. Герой или Героиня начинают переход из посюстороннего мира известного в потусторонний мир неизведанного.

Начало Пути само по себе не простое событие – оно состоит из нескольких последовательных эпизодов. Первый эпизод – собственно вызов. Вы слышите голос неведомого, чувствуете тягу, любопытство толкает вас – и вы не можете этому противиться.

Вспомним, как выражена тема вызова в трех кинотрилогиях современности – «Властелине колец», «Звездных войнах» и «Матрице». Три великих сюжета раскрывают нам три классических варианта встречи с вызовом.

Вызов может найти вас прямо на пороге вашего собственного дома, как это случилось с Фродо Бэггинсом.

Началом вызова может послужить спонтанный, невинный, с виду почти ничем не примечательный и ни к чему не обязывающий поступок. Фродо вбегает в дом в поисках своего внезапно исчезнувшего с праздника дядюшки, и вдруг взгляд его привлекает блестящая вещица, валяющаяся на полу прямо перед входной дверью. Повинуясь вполне объяснимому импульсу, Фродо поднимает вещицу с пола. Ею оказывается золотое колечко. Как будто ничего особенного. Но мы-то знаем, что эта золотая безделушка на самом деле могущественный и смертельно опасный для всего мира артефакт – магическое кольцо Всевластия, превращающее своего владельца в послушного раба владыки Саурона. Мы знаем, какой внутренней борьбы стоил дядюшке Фродо отказ от этого кольца и что только вмешательство волшебника Гендальфа помогло ему расстаться с ним. Фродо поднял кольцо, словно бы для того, чтобы получше разглядеть его. Простота и невинность этого действия такова, что, кажется, еще секунда – и Фродо так же легко отбросит колечко прочь, не найдя в нем ничего интересного. Но этому уже не суждено случиться. Просто прикоснувшись к кольцу, Фродо уже вошел в сферу его магического влияния, и сила кольца уже изменила его судьбу навсегда.

Не то же ли самое случается и с каждым из нас в нашей жизни? Мы совершаем поступки, которые кажутся нам ни к чему не обязывающими, но которые полностью меняют нашу жизнь. Так происходит, потому что Вселенной на всех уровнях и во всех сферах существования управляют неумолимые законы – законы судьбы, или, как говорят на Востоке, законы кармы. Поначалу мы мало что знаем о них. Мы начинаем свою жизнь в неведении, в невежестве, и, более того, мы потакаем своему неведению и невежеству. Какое-то время мы живем на поверхности бытия, и на этой сцене не видны те закулисные пружины, что приводят в действие весь сюжет жизни. Однако незнание не освобождает от ответственности. И однажды мы совершаем поступок, который активизирует мощные силы кармы – силы неизбежности: мы сеем ветер – и из этого ветра вырастает буря.

Другой вариант встречи с вызовом описан в «Звездных войнах».

Это тот случай, когда вызов приходит, замаскировавшись под одно из повседневных дел.

Люк Скайуокер нежданно-негаданно находит свой вызов, занимаясь делами, казалось бы, никак не соотносимыми ни с приключениями, ни с подвигами, ни с познанием смысла жизни. Он, как и его дядя, простой фермер на рядовой планете Татуин, затерянной где-то на окраинах галактики, и так же занят повседневной рутиной фермерских дел. Необходимо купить пару роботов у заезжих торговцев. Обычное утро, обычная процедура покупки. Они уже делали это не раз. Как обычно, торговцы выставили своих роботов в ряд. Как обычно, они с дядей придирчиво осматривают товар – этим ушлым торговцам нельзя доверять, того и гляди подсунут брак. Для Люка все это – давно наскучившие занятия. Его мысли заняты фантазиями о битвах и космических полетах, он рвется поскорее освободиться от дел, чтобы поразвлечься с друзьями. Он не знает того, что уже знаем мы: Си-3-Пи-О, один из роботов, которых он окидывает равнодушным взглядом, хранит в своей памяти зов о помощи от попавшей в беду принцессы Леи. Вот роботы выбраны, и Си-3-Пи-О нет в их числе. Люк разворачивается, чтобы отвезти купленных роботов в гараж. Еще миг – и он навсегда пройдет мимо шанса, так и не распознав его. Но вдруг один из купленных роботов ломается, его нужно заменить. Случайность? Как бы не так. В сюжете Великого Путешествия нет ничего случайного. Любая случайность – это проявление скрытой закономерности, и вызов как раз и есть это проявление. Благодаря стечению обстоятельств Люк все же выбирает Си-3-Пи-О, и уже через несколько минут в гараже ему предстоит раскрыть хранимую им тайну.

Фродо и Люк встретили свой вызов, еще не вполне отдавая себе отчет в том, что происходит и как происходящее отразится на их судьбе. В этом смысле вызов – это всегда уловка, хитрый маневр, который вовлекает Героя в Великую Игру поиска истины и свободы. Иисус недаром называл выведение человека на Путь «ловлей», подобно рыбалке. Вы клюете на приманку и вдруг обнаруживаете себя втянутыми в «сомнительную историю», цепочка странных происшествий приводит вас к столкновению с силами, мощь которых вы недооценивали. И тогда отблеск величия происходящего на миг приоткрывается перед вами. Такова первая фаза встречи с вызовом.

Но человек не всегда сталкивается с вызовом «как бы случайно», «нечаянно».

Иной раз встреча с вызовом становится результатом долгого изнурительного поиска. Результатом нескончаемых бессонных ночей, проведенных в томительном ожидании неведомо чего.

Но и в этом случае вызов приходит «как бы» сам по себе, «как бы» независимо от ваших усилий.

Именно так все и происходит с героем «Матрицы» Томасом Андерсеном. Он заворожен сообщениями в интернет-прессе о деятельности неуловимых кибертеррористов. Имена загадочного предводителя Морфеуса и женщины-хакера Тринити не выходят у него из головы. Чем они занимаются? В чем их миссия? Какую истину они знают о мире, которой еще не знает он сам? Томас догадывается, что мир не столь прост, как хотят уверить его окружающие. Он ищет ответы и не находит их, но вопрос остается и продолжает мучить его. Что такое Матрица? На его компьютере круглосуточно включен поиск, выискивающий во Всемирной сети крохи информации о Морфеусе и Тринити. Очередная ночь без сна. Не в силах больше бороться со сном, он роняет голову на стол. Как вдруг – экран монитора гаснет и в пустоте одна за другой появляются строки: «Проснись, Нео… Ты в плену у Матрицы… Следуй за белым кроликом… Тук, тук, Нео…»

Вслед за этим раздается стук в дверь. Один из клиентов пришел забрать свой заказ. У Нео бледный вид, и парень советует ему проветриться, например сходить с ним и его компанией в ночной клуб. Это не совсем то, что сейчас нужно, уверен Нео, и с его уст уже готов слететь отказ. Но тут… Уже знакомый нам поворот Игры в развертывании вечного сценария вызова. Одна из девушек, пришедших с клиентом, поворачивается так, что вдруг становится видна татуировка на ее плече – белый кролик! И Нео клюет. Его губы, готовые вымолвить «нет», невольно говорят «да». И, еще не зная того сам, он начинает свою Игру, свой поход к Предельной Истине этого мира.

 

 

Два мира: миф и Реальность

 

История Будды – его пробуждения к Путешествию – очень актуальна нашему времени и близка современному Герою, погруженному в глубокий сон, навеянный гипнозом массмедиа. Кэмпбелл целиком приводит ее на страницах своей книги как классический пример вызова и начала Путешествия. Рассказанная в максимально обобщенном виде, эта история становится мудрой сказкой, глубоким мифом, где Герой – сознание каждого из нас.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и однажды родился у этого царя сын. При его рождении было предсказано, что тому суждено стать либо властелином мира, либо святым мудрецом. Царь-отец жаждал видеть сына на царском троне, вот почему он поклялся сделать все, чтобы сбылась только первая часть пророчества.

Чтобы оградить сына от всякого соприкосновения с миром страдания и боли, гнет которых заставляет человека искать освобождающей истины, он повелел построить для него прекрасный Дворец и разбить вокруг огромный Сад, а в Саду расставить стражу, чтобы никто без специального разрешения не смог проникнуть внутрь или выйти наружу. Тысячи музыкантов, сказителей и девушек-танцовщиц были собраны во Дворец со всей страны, чтобы они день и ночь развлекали юного принца. Сотни магов-кудесников были приглашены во Дворец, чтобы своими чудесами они отвлекали ум принца от сомнений в реальности мира. Сотни учителей были тщательно отобраны царем для воспитания своего сына. И всех их объединяло одно – они не были пожилыми или старыми.

С юных лет маленький принц жил во Дворце, построенном для него отцом, и не ведал другого мира, кроме того, который его окружал. В этом мире не было болезней, не было страданий, не было смерти. Тысячи служителей Дворца тщательно оберегали юного принца от любого намека на старость, нищету и несправедливость.

С юных лет воспитатели принца внушали ему мысль о его предназначении – он родился, чтобы быть великим царем, властителем земного царства. Юный ум – все равно что мягкая глина, можно вылепить что угодно. И в умелых руках своих наставников юный принц становился таким, каким они его делали: капризным, самовлюбленным бессмертным тираном. Бессмертным – потому, что юноша, окруженный беззаботными танцовщицами и друзьями для игр, не ведал еще о том, что всему в этом мире приходит конец.

Принц жил в мире праздности и развлечений, но это только послужило приближению неизбежного, ибо он рано пресытился утехами плоти и начал искать чего-то нового, чтобы скрасить свой досуг.

Однажды юный принц пожелал отправиться в парк и приказал своему возничему приготовить колесницу.

Боги, наблюдавшие это, решили, что поездка принца – удачный момент, чтобы подать ему знак. Один из них преобразился в нищего калеку и предстал в этом образе перед колесницей принца, когда тот возвращался во дворец после прогулки по парку. Несмотря на то, что окрестности парка кишели охраной, безногий калека в лохмотьях, сидящий в пыли и рвущий на себе волосы, был виден только принцу и его возничему. Принц поразился виду этого человека и велел остановить повозку.

«Что ты делаешь, остановись! – воскликнул он, обращаясь к нищему. – Зачем ты сидишь в пыли и рвешь на себе волосы? Зачем ты причиняешь себе боль? И что случилось с твоими ногами?!»

«О великий принц! – отвечал тот. – Я рву на себе волосы от отчаяния, чтобы хоть как-то заглушить боль в сердце, ибо страдания тела ничто по сравнению со страданиями души. Я потерял обе ноги на последней войне, которую вел наш великий царь, ваш достославный отец, и теперь я не могу прокормить семью. Мои дети голодны, а сам я – нищий и больной калека».

«Разве такое может быть?!» – удивился принц.

«Такова правда этого мира», – ответил нищий.

И принц в задумчивости возвратился во Дворец.

«Почему мой сын невесел и не принимает участия в общих забавах, как обычно?» – спросил рассерженный царь.

«О мой повелитель, – сказал возница, – по дороге принц увидел нищего, а расспросив его, помрачнел и задумался».

«Ты хочешь убить меня, говоря такие вещи?! Быстро распорядись, чтобы принцу показали какие-нибудь игры! Может, он позабудет о том, что видел, если нам удастся развлечь его».

После чего царь приказал удвоить охрану во Дворце и в парке.

Но однажды принц снова отправился кататься в парк, и Боги вновь сочли этот момент удачным, чтобы дать юноше еще один знак. На этот раз один из Богов преобразился в дряхлого старика: опираясь трясущимися руками на посох, он явился перед колесницей принца, не видимый никому, кроме них. Принц, до этого всегда живший в окружении юных лиц, поразился виду седого старика.

«Что за странный вид у этого человека! – воскликнул принц. – Кто ты и из каких неведомых стран явился сюда?»

«Я живу в той же стране, что и вы, о великий принц», – ответил старик.

«Тогда зачем тебе этот глупый маскарад?»

«Это не маскарад, мой принц, просто я очень стар – мои волосы седы, а тело немощно».

«Как такое может быть?!» – снова удивился принц.

«Однажды старость и немощь приходят к каждому, кто родился на этот свет. Такова правда этого мира, мой принц», – сказал старик.

И снова юноша в задумчивости вернулся во Дворец.

И снова царь спросил, что произошло, а узнав, распорядился усерднее увеселять принца чудесными забавами, а охрану во Дворце и Саду увеличить в четыре раза.

Но случился снова день, когда Боги послали юному принцу третий знак. На этот раз он встретил похоронную процессию.

«Что случилось с этим человеком и почему вы оплакиваете его?» – спросил принц.

«Этот достойный человек умер, – отвечали те. – А плачем мы потому, что все мы рождены умереть и никто не знает, что ждет нас за порогом этой жизни».

«Неужели каждого, кто рожден, ожидает такой конец?!» – поразился принц.

«Такова правда этого мира», – сказали люди.

И, выслушав этот ответ, принц сказал: «Позор рождению, ибо ко всякому, кто родился на этот свет, приходит страдание, старость и смерть!»

Мрачнее тучи вернулся принц во Дворец, а царь повелел в восемь раз увеличить охрану вокруг Дворца и созвал всех самых изощренных кудесников и самых восхитительных прелестниц, чтобы развеселить своего наследника и отвлечь его от мыслей о бренности мира.

И наконец, пришел день, когда Боги решили послать принцу последний знак. Прогуливаясь в задумчивости по парку, принц встретил монаха, в молитве перебирающего четки.

«Добрый человек, прошу тебя, скажи мне, кто ты и что ты делаешь?» – спросил заинтересованный принц.

«Я ищу освобождения от невежества и страдания. Я монах – человек, который уединился от мира».

После этого монах начал перечислять достоинства уединения. Мысль о том, чтобы уйти от мира, понравилась принцу, и он решил покинуть Дворец. Так он начал свой Путь поиска предельной истины и свободы. Так он начал Путь, который повел его к Великому Пробуждению.

В чем же суть этой истории? В чем суть вызова? В чем суть Великого Пробуждения?

История Будды передает нам знание о том жизненном сюжете, в котором застает себя каждый человек, рожденный земной женщиной. Суть этого сюжета проста.

С младенческих лет мы живем в изначально заданном извне мире. Этот мир кажется нам существующим самостоятельно и независимо от нас. Мы однозначно убеждены в реальности этого мира, просто потому что не знаем (и иногда не хотим знать) никакого другого. Этот мир кажется незыблемым и бесконечным, просто потому, что мы не можем помыслить конца этому миру, просто потому, что мы не видели того, как создавался этот мир: однажды мы просто обнаружили себя в нем и приняли его как данность.

Но в действительности реальность этого мира не так однозначна, как нам кажется. В действительности этот мир похож на Дворец из истории про Будду. Дворец, который был кем-то построен и единственное предназначение которого – оградить нас от соприкосновения с Реальным Миром. Дворец забвения. Дворец изгнания – The Palace of Exile, – воспетый мятежным рок-шаманом Джимом Морисоном.

И однажды каждый из нас, подобно принцу Сиддхартхе, получает вызов извне – кто-то или что-то по ту сторону Дворца хочет войти в контакт с нами. Мы получаем знаки и встречаемся с проводником, который приоткрывает перед нами завесу мира и показывает начало Пути. И мы обнаруживаем, что мир Дворца, раньше казавшийся нам таким огромным и всеобъемлющим, единственно реальным, на самом деле – лишь точка в истинной бесконечности Реального Мира. Мы обнаруживаем, что мир Дворца, казавшийся нам незыблемым и предзаданным, в действительности есть нечто сотворенное – дело чьих-то рук. Кто-то сотворил его для нас – быть может, наши предки, быть может, наши родители или воспитатели. Быть может, кто-то еще… И возникает закономерный вопрос: если то, что мы принимали за реальность, на самом деле не есть реальность, – то что же тогда Реальность?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.