Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть первая. Пробуждение 1 глава





Великое Путешествие к Реальности

 

Необычайные приключения нашего Я в мире иллюзий в поисках своей высшей подлинности

 

Роман Макуш

 

© Р. Макуш, 2007

 

Содержание

Предисловие Владимира Майкова

От автора

Часть первая. Пробуждение

Глава первая

Вызов

Метамиф человечества

Героический переход: начало

Два мира: миф и Реальность

Адам & Ева

Шоу должно продолжаться…

Трикстер, общество бессмертных магов и пришельцы из космоса

Во власти мифов

Только факты

Миф или Реальность?

Те, чье имя не произносят

Практика

Медитация-путешествие «В поисках вызова»

Глава вторая

Карты и территории

Интегральный подход: жемчужное покрывало в Небесах Индры

Великое Путешествие: от Тьмы к Свету, от материи к Духу

Гора Мира

Где Я?

Движение через Гору Мира

Диссоциация ума: «Вкусное меню»

«Домик из слов»

Вопросы великой триады: «Кто Я?», «Что есть Мир?», «Зачем все Это?»

Динамическое единство целостности

Заключение и продолжение

Практика

Карта мифов

Личный и теневой миф

Часть вторая. Испытания

Глава третья

Начало и конец

Зачатие и рождение: плеромное бытие

Змей-который-кусает-себя-за-хвост



Жажда Жизни и стремление к Смерти

Тифон: полузмей, получеловек

Нарцисс/Нимфа: ранний ум

Внутренняя речь

Мир Хоббитов: социальный муравейник

Царь-в-голове

Маска и Тень: ложь и самоотрицание

Проекция Тени

Практика

Медитация-путешествие «Этапы Пути»

Выслеживание слова «нет»

Сказать «да»

Глава четвертая

Ключ к Сотворению, или Эволюция задом наперед

Героический кризис: целостное эго Героя/Героини

Театр теней

Мистерия перехода

Страна Чудес

Герой/Героиня: общество и кризис

Разотождествление с Маской

Отказ от Путешествия

Уловка Духа

Битва нового и старого Я

Маска героя: фантазия о Пути

Границы Маски. Маска тела

Другое измерение

Край Земли, или «И все-таки Земля плоская!»

«Америка Духа»

Практика

Выслеживание внутренних монологов Маски и Тени

Карта ума

Трасформация мифов

Часть третья. Смерть и новое рождение

Глава пятая

Миг на Краю и неумолимое движение навстречу Тени

Двуликий Бог: тайна глубинной взаимосвязи Маски и Тени

Нижний Мир: путешествие вглубь прошлого



Познай тайну Силы – Познай самого себя

Искушение Темной стороной

Интеграция Маски и Тени: символическая смерть Героя

Целостность тела-ума: Кентавр-маг

Практика

«Люди-зеркала»

Глава шестая

Кентавр-маг: вершина или подножие?

Октава внешней дуги

Завершение внешней дуги: повторное рождение

Матрицы рождения

Райский Сад и Скрытая угроза

Безвыходная ситуация. Изгнание из Рая

И вечный бой – покой нам только снится

Смерть и новое рождение

Волны перемен

Практика

«Эффект бабочки» (практика изменения судьбы)

Глава седьмая

Выход из лабиринта

Октава внутренней дуги

Уровень Сновидца: пробуждение кундалини

Уровень Сновидца: осознание себя во сне

Психическая реальность и архетипы

Золото Священных Гор

Диалог с Реальностью: архетипический уровень

Диалог с Реальностью: танец над Бездной

Практика

Практика безупречности

Часть четвертая. По ту сторону жизни и смерти

Глава восьмая

Приближение к последнему порогу

Царство Божье внутри нас

Великий Предел

Голограмма Вселенной

Тайна воспринимающего и воспринимаемого

Сингулярность

Вечный Сон

Пустота Ума и Чистый Свет Реальности

Радужное тело

Практика

Полное дыхание: дыхание трех сфер

Глава девятая

Великое Путешествие: озарение и понимание

Великое Путешествие: единство Горы и Путника

«Вода в сосуде» без воды и без сосуда, или К чему приводит объективизм

И еще несколько слов о том, о чем нельзя сказать ни слова

Кино под названием Жизнь

Свидетель: практика непрерывного самоосознавания

Это – Настоящее

Практика

Практика присутствия

 

 

Предисловие Владимира Майкова



 

Роман Макуш – первую книгу которого я с удовольствием представляю читателям – появился на моих семинарах вместе со своею тогдашней женой Женей в середине 90-х годов. И это было одним из этапов его личного «Великого путешествия» в поисках истины. В Романе уже в те годы чувствовалась богатая внутренняя жизнь, скрытая за мучительным немногословием, порой косноязычием. Так бывает, когда чувствуешь и понимаешь намного больше, чем способен сообщить. На моих глазах происходило его героическое жизненное путешествие и битва с собственной немотой, когда он «пошел за словом в люди», устроившись на несколько лет в центр городского шаманизма Алины Слободовой – российской ученицы мирового светила в изучении шаманизма Майкла Харнера. Там Роман выполнял много ролей от менеджера до водителя, от секретаря до ведущего собственных авторских семинаров. Непрерывно продолжалось освоение мирового трансперсонального и духовного наследия, посещение семинаров мастеров – Стенли Криппнера, Арни и Эмми Минделл, Станислава Грофа, учителя Дзогчен Намкая Норбу Ринпоче. Роман был один из немногих моих студентов, которые с полной серьезностью отнеслись к моей рекомендации «учиться только у мастеров» и не тратить время на «подмастерьев».

С набросками своей самой первой книги о дыхательных практиках Роман познакомил меня года 3 назад. Но это не было самостоятельным исследованием, скорее заявкой на желание написать серьезную книгу, поиском своего голоса и своей темы. И вот около года назад я узнал, что Роман пишет новую, настоящую книгу. И, признаться, до самого момента прочтения ее, я не ожидал, насколько эта книга хороша и своевременна.

Книга свидетельствует о том, что автор является внимательным читателем мастеров современной трансперсональной психологии: Станислава Грофа, Кена Уилбера, Стенли Криппнера, Арнольда Минделла и конечно же Джозефа Кемпбелла и Карлоса Кастанеды, и чувствует себя на «плечах этих гигантов» весьма уверенно, свободно владея их идеями. С первой, поверхностной точки зрения в книге нет ничего нового, все идеи, изложенные в ней, давно известны и пересказаны тысячи раз: интегральное виденье и целостный подход, путешествие героя, путь духовного развития, мифология и карты пути…

Однако дальнейшее внимательное чтение открывает не только особое авторское виденье этих тем, но и его уникальный стиль изложения и даже новые перспективы.

Я сам много лет отдал разработке и популяризации этих тем и по каждой из них неоднократно высказывался в текстах и семинарах, на некоторых из которых присутствовал и Роман. Так в моем понимании, там, где Джозеф Кемпбелл находил одно, преимущественно мифическое путешествие, на самом деле обнаруживаются три героических путешествия – мифическое, экзистенциальное и трансперсональное, соответствующие трем главным уровням человека, выделяемым во всех картах духовных путешествий, начиная с шаманских времен. В шаманизме это нижний, средний и верхний мир, в буддизме – Тело, Речь и Ум, в современной психологии – до-рациональное, рациональное, пост-рациональное. И аналогично тому, как Кемпбелл обнаружил карты мифических путешествий в мировых мифах, сказках и фольклоре, мы обнаруживаем в мировой культуре и духовных традициях карты следующих путешествий. Можно было бы далее развивать эти различения в уровнях и описывать пять или семь базисных «героических путешествий», соответствующих пяти чакрам тибетской, или семи чакрам индийской йоги. Можно было бы в путешествии каждого уровня выделять его внешний, внутренний и тайный аспекты, как делается в ряде мировых духовных традициях. Но дело не в нарастании дальнейшей детализации, а в том, чтобы сделать эти карты полезными современному человеку.

То, что сделал Роман – это мастерское объединение идей Кемпбелла с интегральным подходом Кена Уилбера и холотропной картографией Станислава Грофа, в результате чего читатель получает перспективу всей жизни как «героического путешествия к просветлению». В результате такого подхода в центр всех поисков ставится конкретный человек, вы, читатель. Именно вы, ищущий ответа на «проклятые вопросы» получаете конкретные карты своего жизненного пути. Такого рода различение, что «Кемпбелл – это обо мне, и Уилбер – это обо мне, и Гроф – это обо мне», значит очень много. Это правильная ориентация читателя, то, что в традициях называется «правильным виденьем». Таким образом, главная удача книги – трансляция сложно выраженных в оригинальных работах идей Уилбера, Грофа и Кемпбелла так, что они могут быть освоены ищущим человеком и использованы им как компас и карта в его «великом путешествии». По сути, эта книга – первое на русском языке популярное изложение этих великих идей, в котором бережно передана их суть.

Второе безусловное достоинство книги – это точный фокус во всех разделах на действительной человеческой ситуации, то есть на том, что в центре всех наших миров находимся мы сами, отождествленные с теми или иными мирами. Переживания, возникающие в результате этого отождествления, называются нами «реальностью». Другими словами, для нас реальна не какая-то «реальность» и даже не наше «переживание реальности», а свидетель «переживания реальности». И точное проведение и удерживание этой перспективы на протяжении всей книги делает чрезвычайно много: передает прямое и косвенное знание о человеческой ситуации, которое является одним из высочайших достижений мировых философских и духовных традиций.

И наконец третье достижение книги – это прекрасный русский язык и свободное, по делу, иллюстрирование идей примерами из современного «героического кино». Все это прекрасно работает на главную задачу и делает этот дебют действительно мастерским. Слова автора потому имеют силу потому, что он сам переживает то, что пишет.

Прекрасного вам, читатель, путешествия!

Владимир Майков, Президент Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии

От автора

Публикация этой книги стала хорошим поводом, чтобы окинуть взглядом пройденный участок моего пути и отдать дань благодарности всем тем людям, настоящим и вымышленным, живущим на земле и в памяти, которых я почитаю как своих явных и неявных, очных и заочных учителей и без которых моя судьба исследователя, философа, мистика и писателя могла бы сложиться совершенно иначе.

Есть что-то удивительное в самом процессе вспоминания — какая-то захватывающая тайна. Кажется, будто где-то там, в глубине памяти прошлое продолжает жить, события продолжают повторяться, словно какой-то неведомый киномеханик снова и снова пускает по кругу одну и ту же ленту с фильмом в надежде, что однажды одинокий зритель займет свое место в пустующем кинозале, чтобы вновь пережить в воспоминаниях то, что когда-то было пережито наяву.

И сейчас я снова прокручу фильм своей жизни, чтобы еще раз увидеть лица своих учителей и друзей, почувствовать их присутствие и просто сказать им спасибо за то, что они были и есть.

Итак, я занимаю свое место в кинозале и прошу механика отмотать фильм назад.

Прежде всего, я хочу сказать спасибо своим родителям — отцу и в особенности матери, которая всегда самоотверженно поддерживала все мои творческие начинания и честно старалась понять мои искания, какими бы странными и непривычными они ей ни казались.

Я хочу сказать спасибо своей школьной учительнице русского языка и литературы Валентине Григорьевне Ушаковой, которая неистово помогала пробить дорогу моему скромному юношескому литературному таланту.

Мои искания начались в 17 лет. Примерно тогда я встретил человека, которому суждено было стать моим проводником на ту сторону ума. Имя этого человека Вячеслав Сараев, и я говорю ему спасибо за тот урок священного и трагического безумия, который он преподнес мне примером своей жизни.

Примерно в это же время я решился на первый в своей самостоятельной жизни кардинальный поворот — несмотря на блестяще сданные экзамены за первую сессию, я бросил учебу в Тульском Техническом Университете и начал готовиться к поступлению на филологический факультет в Педагогическом, где судьбе было угодно свести меня с целым рядом выдающихся людей. И первой в этом ряду оказалась Надежда Афанасьевна Гаврилина, необычайно чуткая и внимательная женщина, декан филфака, чья почти материнская забота и опека помогла мне и моей первой жене Евгении удержаться в стенах университета несмотря на нашу почти патологическую страсть к прогулу занятий.

Я благодарен судьбе за то, что мне повстречались преподаватели, которые в равной степени любили свой предмет и своих талантливых, но нерадивых студентов, упорно прогуливавших занятия и упорно сдававших экзамены на отлично. Эти преподаватели на всю жизнь привили мне любовь к тому, что беззаветно любили сами — сокровища мировой литературы и искусства, философии и духовных традиций. Сегодня я понимаю, как не просто им было жить и работать в том культурном хаосе, в котором пребывала страна в переломные 90-е годы. Я благодарен Виктору Семеновичу Камышеву, Марии Александровне Козьминой, Галине Алексеевне Нерушенко, и особенно — Татьяне Михайловне Макаровой и Татьяне Алексеевне Есиной: первой — за то, что передала мне удивительнейшие знания об античной культуре, древнерусском искусстве и православном исихазме; второй — за то, что открыла передо мной двери в пиршественный зал духа — мир «вечной философии», мир великих традиций мудрости.

В университетские годы я встретил человека, который стал моим первым Учителем с большой буквы. Этот человек — Олег Михайлович Сенин, профессор богословия, человек необычайной, уникальной судьбы.

В молодости он был диссидентом, участвовал в собраниях кружка истинных марксистов (приверженцев истинного, неискаженного тоталитарной идеологией марксизма), был репрессирован и сослан в лагеря на Дальнем Востоке. Там в результате крайнего истощения, морального и физического, после месяца сидения в неотапливаемом карцере на хлебе и воде, он пережил внезапное откровение божественного света, и с тех пор посвятил свою жизнь служению Богу. В восьмидесятых годах он начал терять зрение (сказались годы лагерей и месяц карцера — врачи поставили диагноз дистрофия сетчатки).

Когда я встретил его (Олег Михайлович Сенин читал нам курс лекций по сравнительному религиоведению), он был почти слеп. Однако, как это часто бывает, слепота физическая лишь способствовала развитию его духовной зоркости. С благоговением и благодарностью я вспоминаю те волшебные зимние вечера, которые я вместе с другими его учениками проводил у него в библиотеке, чутко внимая его певучей светлой речи.

Это было время глубокого погружения в традицию православного и европейского мистицизма. Под его руководством я проводил много времени в прилежном изучении писаний Отцов Церкви — Иоанна Златоуста, Григория Паламы, Оригена, Фомы Аквината, Блаженного Августина; европейских мистиков и визионеров — Иоганна Таулера, Мейстера Экхарта, Якоба Беме, Уильяма Блейка, Рудольфа Штайнера; русских философов и духовидцев — Владимира Соловьева, Льва Шестова, Николая Бердяева, Даниила Андреева. И имена великих сих слились для меня в имени моего первого Учителя.

Три самых сильных откровения, которые я испытал в первые университетские годы, – инсайт в античную культуру вообще и умное видение Платона в частности, инсайт в христианский мистицизм и инсайт в визионерские вселенные Штайнера и Андреева – стали мощным стимулом для целой серии пиковых переживаний, заложивших основы моего дальнейшего психодуховного развития.

Тогда мне казалось, что под знаком этих инсайтов, под знаком античной и христианской мистики пройдет вся моя жизнь. Путь виделся ясным и прямым, освященным трудами основателя философии идеализма, фаворским светом и крестным знамением. Я и предположить не мог, что очень скоро моя судьба повернется совсем в другую сторону и начнется совершенно новый период моей жизни — период совсем иных странствий, совсем иных откровений, совсем иных учителей, период, который я условно называю теперь «шаманским» или «дионисийским», в отличие от предыдущего «аполлонического».

Этот период начался с того момента, когда мне в руки попала книга «Шаманизм» Мирча Элиаде, а ключевым событием, ставшим дверью нового инсайта, оказалось знакомство с подробностями жизни и творчества легендарного рок-шамана Джима Морисона. Так же как дух старого умирающего шамана-индейца вошел когда-то в маленького Джима посреди аризонской пустыни, вошел в меня дух самого Морисона, когда однажды весенней ночью в середине 90-х я посмотрел фильм «Doors» Оливера Стоуна — и это стало началом моего головокружительного погружения в завораживающий и, одновременно, пугающий «мир духов», мир психоделической романтики 60-х, мир Тимоти Лири, Карлоса Кастанеды, Джона Лилли, Теренса Маккены, Станислава Грофа.

Книги последних двух исследователей, которые я покупал в магазинчике эзотерической литературы, скромно присоседившимся возле здания филфака, издавались под скромной вывеской «Тексты Трансперсональной Психологии», и через них я впервые соприкоснулся с плодами миссионерской, иначе не назовешь, деятельности в России основателя Трансперсонального Института Владимира Майкова — через несколько лет этому соприкосновению суждено было вырасти в очное знакомство с Владимиром, плодотворные взаимоотношения с которым продолжаются до сих пор. Но тогда я и не догадывался об этом.

Тогда я и не мог такого предположить… Все, что я мог тогда — в то время, когда на меня обрушился первый вал дошедшей, наконец, до меня сквозь пространство и время психоделической волны из 60-х — это лишь изумляться и благодарно впитывать, впитывать… впитывать новый опыт, впитывать причудливые дионисийские инсайты.

Я также благодарен своей первой жене Евгении, которая разделила со мной восхитительные взлеты и роковые падения этих самых безумных и самых отчаянных лет моей жизни. И, конечно, я благодарен ее родителям, принявшим меня в свой дом как родного сына.

Самое мощное откровение тех бурных лет — это конечно инсайт, который я получил через творения Карлоса Кастанеды. Причем это был даже не один инсайт, а целая серия инсайтов-проникновений: сначала — в сумрак завораживающих пейотных видений и миры загадочных союзников; а затем — в ослепительную красоту энергетической реальности — реальности светящегося кокона, пучков эманаций и подвижной точки сборки.

И я благодарен Карлосу Кастанеде за его Дона Хуана — не важно правда он или вымысел — не важно, потому что Дон Хуан, равно как и Дон Хенаро, на многие годы стал моим реальным внутренним Учителем. Я благодарен Карлосу Кастанеде за то, что он помог мне открыть доступ к этой глубинной реальности внутри себя.

Я также благодарен своей бабушке Марии, через которую, примерно в эти же годы, мне открылся внутренний доступ к моему духу-предку, прапрадеду Илье, живая, кровная внутренняя связь с которым одно время помогала мне справиться со шквалом причудливых шаманских откровений. Оказалось, что мой прапрадед тоже был в некоторой степени «шаманом», знахарем, исцелявшим людей с помощью заговоров и слова Божьего.

Дальнейшее развитие моего дионисийского периода жизни привело меня к более подробному знакомству с трансперсональной психологией и методом холотропного дыхания, вскоре ставшим для меня верным орудием самотрансценденции. Это произошло после моего очного знакомства с Владимиром Майковым и его женой Кристиной, когда я приехал на один из проводимых ими летних семинаров, где также завязалось множество прекраснейших знакомств.

В тот год я проживал кульминационную точку жесточайшего кризиса, порожденного изобильным и избыточным опытом мощных непрекращающихся пиковых переживаний, сотрясавших мое бедное эго, которое было просто не в состоянии в одиночку справиться с ними, усвоить этот поток ошеломляющего надличностного опыта. Я испытывал острый дефицит общения с подобными себе, а главное — я чувствовал настоятельный зов и потребность в поиске наставника, который помог бы мне структурировать мой опыт.

Этот зов и эта потребность и привели меня к Владимиру и Кристине Майковым, которых до сих пор я считаю одними из лучших своих Учителей с большой буквы.

С этого знакомства начался новый, московский период моей жизни, который я условно называю «интегративным». Начало его было довольно странным — в один миг я обрел общество себе подобных и на радостях буквально потерял дар речи. Впервые за долгое время мне было с кем поговорить о сокровенном, но в душе накопилось столько невысказанного, что я не мог связать и пары слов…

Я благодарен судьбе за знакомство с Владимиром, в котором я с благоговением узнаю воплощение подлинного философа-мистика и каждой минутой общения с которым я бесконечно дорожу. Многие практики, образы и идеи, развитые в этой книге, и в первую очередь идея «трех путешествий», видение жизни как трехфазного, трехуровневого героического путешествия-прорыва к подлинной внутренней Реальности, были почерпнуты мной из его лекций и семинаров. Я благодарен Владимиру за то, что он познакомил меня с живой философско-практической традицией знания, вдвойне благодарен ему за то, что он познакомил меня с живой традицией тибетского буддизма Дзогчен, прямое посвящение в которую я получил от третьего в своей жизни Учителя с большой буквы — Намкая Норбу Ринпоче; и наконец я втройне благодарен Владимиру за то, что он поспособствовал моему близкому знакомству с трудами Кена Уилбера, после прочтения которых я пережил глубочайший инсайт в интегральное видение Реальности, ставшее надежным концептуальным каркасом моей сегодняшней психодуховной практики и моего мировоззрения.

Я благодарен мастерам трансперсональной психологии — Станиславу Грофу, Арни Минделлу, Стенли Криппнеру — через их книги и семинары мне передавались бесценные знания и живой опыт, которыми я пропитался столь глубоко, что порой мне сложно определить, где кончаются их идеи и начинаются мои.

Я благодарен другим своим друзьям и учителям, очным и заочным, явным и неявным, которых я встретил за время жизни в Москве, пока кочевал от одного сообщества практикующих к другому, с любопытством приглядываясь к непривычным нравам и впитывая, впитывая бесценный опыт общения с разными людьми.

Я благодарен Наталье Поклонской — своей названной сестре — женщине, которая в первое время моей жизни в столице бескорыстно делилась со мной своим кровом и хлебом, которая была и остается заботливым другом и чуткой собеседницей.

Я благодарен Василию Губанову, городскому шаману, посвятившему меня в таинства древних очистительных ритуалов. Я благодарен Сергею Канадину, бесстрашному воину и магу, углубившему мое познание магической реальности. Я благодарен Дмитрию Ямалееву, открывшему мне доступ к мудрости тела, к тайнам внутренней структуры и движения энергии ци. Я благодарен Алине Слободовой, ставшей для меня воплощенным идеалом городской шаманки, с чьей неоценимой помощью я делал первые самостоятельные шаги в качестве тренера и ведущего семинаров.

Я благодарен Илье Ольшанецкому, который познакомил меня с удивительной тактикой боевого искусства Вин Чун и который не перестает удивлять меня своей бескорыстной готовностью в любой момент протянуть дружескую руку помощи.

Наконец, я благодарен Александру Нариньяни, в характере которого удивительным образом сплелись европейская интеллигентность и буддийская мудрость — я благодарен ему за тот шаг, который он сделал навстречу мне и моей книге, и за ту неоценимую помощь, которую он продолжает оказывать мне своими советами и предоставляемыми возможностями. Я благодарен Максиму Голубю и Нелее Мариевской за их дружеское участие в моей судьбе, душевную поддержку и терпение к моим неуклюжим, но искренним попыткам проявить себя.

И, конечно, я безмерно благодарен Анне Назаровой — своей жене, отзывчивому другу, верной сподвижнице и музе-вдохновительнице, без которой эта книга вряд ли увидела бы свет.

Я искренне благодарен всем этим людям и с чистой душой признаю их незримое соавторство в написании этой книги.

С чистой душой я отдаю эту книгу на твой суд, драгоценный читатель. Надеюсь, она поможет тебе в твоем собственном странствии в поисках Истины, Свободы и подлинной Реальности.

С чистой душой я возвращаюсь в фильм своей жизни, который продолжается в настоящем — и в настоящем продолжается мое путешествие, которое никогда не начиналось и никогда не закончится.

 

 

Роман Макуш

 

Москва, 10 января 2008 года

 


 

Часть первая. Пробуждение

 

Глава первая

 

 

Вызов

 

Реальность бросает нам вызов. С каждым это происходит однажды, и с каждым в свое время. Вызовом может быть все что угодно: необычный разговор, странный сон, который вдруг начинает сбываться, цепочка неожиданных совпадений, уводящая путника прочь от широких дорог…

Вызовом может быть смертельная болезнь, которая обнажает перед тобой предельную правду жизни… и смерти: кто кого?

Memento mori, говорили древние. Помни о смерти. Но это лишь половина истины.

Наслаждаясь жизнью, помни о смерти; умирая, оставайся в живых.

Так, пожалуй, будет вернее.

Вызовом может быть все что угодно.

Вызовом может быть впечатление от дождя или заката – в те минуты, когда материя словно становится зыбче и сквозь нее вдруг смутно проглядывает Тайна той Бездны, где рождаются и гибнут миры, той Бездны, откуда мы родом. Прямо сейчас. В мгновение ока.

Вызов приходит из этой же Бездны. Как приглашение, как напоминание, как знак. Приглашение заглянуть в самое сердце Тайны мира. Напоминание о том, что мы забыли. Знак цели, ради которой мы сюда родились.

Вызовом может быть долгожданный успех, когда ты добиваешься того, к чему с таким трудом стремился, и вдруг посреди триумфа обнаруживаешь, что все это внешнее, преходящее и в этом нет ни подлинной глубины, ни подлинного смысла. Или, наоборот, это неудача и провал перспективной карьеры, которые обнажают тщетность твоих усилий и заставляют взглянуть на мир иначе. Вызовом может быть высокая цель, которая ведет тебя к подвигу и отказу от обычной жизни. Вызовом может быть зависимость – от человека, от предмета, от желания, которая делает тебя рабом, лишает сил и превращает в призрак, фантом, лишенный собственного духа. Вызовом может быть сильная ненависть или сильная страсть, внезапная радость или внезапный испуг, странные телесные ощущения, необъяснимая тревога, голоса в голове или солнечный зайчик, случайно попавший в глаза.

Просто солнечный зайчик…

И эта книга – тоже вызов.

Вызов может прийти изнутри или извне. Он может быть навязчивым хроническим симптомом, то замирающим, уходящим куда-то вглубь, то обостряющимся, возвращающимся вновь, и с каждым разом все сильней; он может быть неожиданным происшествием и свалиться как снег на голову посреди лета.

Но чем бы он ни был, вызов – это всегда необычное событие, которое на миг разрывает пелену нашей самопоглощенности, на время останавливает привычный ход нашей жизни.

Вызов заставляет очнуться.

Ты словно лунатик, чей ум блуждает в грезах, в то время как тело идет по узким и шатким мосткам, перекинутым через пропасть. И вот что-то – резкий звук или движение – выводит тебя из сонного оцепенения, и ты вдруг видишь… видишь Реальность… Тебе снился какой-то мир, ты верил, что он настоящий, и вот ты внезапно проснулся. Порыв ветра ударил в лицо, ты на миг пошатнулся и взглянул вокруг – просто беглый взгляд в Реальность, и больше ничего, но этого уже достаточно. Этот взгляд изумляет, ибо ты выходишь из ума и снов, которые он навевает, и видишь все вещи такими, какие они есть, – бесконечными. «Когда двери восприятия чисты…» . как говорил Блейк. Этот взгляд восхищает, ибо он похищает тебя из плоскости твоих повседневных забот, он заставляет тебя воспарить над ними и с высоты увидеть, как расширяется горизонт рождения и смерти, как открывается перспектива Пути, по которому ты идешь навстречу Великой Тайне и Великой Разгадке.

Вызов – это пробуждение.

Меньшее, что вызов заставляет нас сделать, – это просто задуматься. Большее – это совершить «переоценку всех ценностей», о которой так любил говорить Фридрих Ницше.

Можно отказаться от вызова. Можно сделать вид, что нет ничего странного ни в тебе, ни в мире вокруг. Нет и не было. Можно не замечать. Надолго ли?

Я не знаю, что бывает, когда человек отказывается от своего вызова. Может быть, он просто продолжает жить, как жил раньше. Ходит на работу, смотрит телевизор, ругает правительство, пьет пиво с друзьями. Спит, не помня своих снов. Может быть. Я не знаю.

Я знаю, что бывает, когда человек принимает свой вызов.

Сегодня мы живем в такое время, когда многие люди истосковались по ветру свободы и подвига, на крыльях которого прилетает вызов. Может быть, именно поэтому с такой необыкновенной силой звучит ныне тема вызова в самом массовом из искусств – кинематографе, пробуждая в сердцах миллионов людей смутно знакомый и невыразимо родной голос. Голос друга, учителя и проводника… на ту сторону Мира.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.