Сделай Сам Свою Работу на 5

Приложение № 6 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ





Авторитарность- характеристика личности, отражающая ее тенденцию подчинять в максимальной степени партнеров по взаимодействию и общению.

Авторитет- признание за индивидуумом права на принятие ответственных решений в условиях совместной деятельности.

Аксиология(греч. ахiа - ценность и 1ogos - учение) - теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей.

Альтруизм- ориентация личности на интересы других людей, готовность жертвовать для их блага личными интересами.

Аморальность- противоположность морали, отказ от законов нравственности, оправдание безнравственного, игнорирование общечеловеческих ценностей.

Аскетизм(греч. аskео - упражняться) - категория, предписывающая людям самоотречение, отказ, от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижениякаких-либоцелей, нравственного самосовершенствования.

Бесстыдство- сознательное и демонстративное пренебрежение общепризнанными нормами поведения.

Благо- понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности тех или иных предметов, явлений действительности.

Благодеяние— действие, имеющее положительное нравственное значение и объективный результат, последствия которого полезны окружающим людям.



Благородство— качество, характеризующее действия, поступки личности, совершающиеся на основе возвышенных мотивов. Включает такие качества, как самоотверженность, верность нравственным принципам и идеалам, мужество, великодушие и др.

Благотворительность- оказание помощи (материальной, лечебной, культурной) нуждающимся.

Вежливость- качество, характеризующее поведение человека. Основывается на уважении к другому человеку, внимании, доброжелательности к людям.

Верность- качество, характеризующее нравственную линию поведения личности, приверженность тем нравственным нормам, которыми руководствуется личность в повседневном поведении.

Взаимопомощь- категория, выражающая отношения между людьми, возникающие в условиях общности интересов, целей и предполагающая объединение усилий, взаимную поддержку.

Выбор нравственный— акт нравственной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении нравственной линии поведения или конкретного поступка в ходе самостоятельного принятия решений личностью.



Выдержанность- качество, включающее умение человека контролировать собственные чувства, действовать в соответствии с целями во-

преки трудностям. Проявляется в самообладании.

Высокомерие— качество, характеризующее неуважительное отношение к другому человеку. Связана с себялюбием, преувеличением собственных достоинств.

Гордость- моральное чувство, в котором отражается осознание соответствия высшим ценностям и стандартам. Отражает также внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

Грубость- качество, характеризующее пренебрежение, недоброжелательность к людям, невнимание к интересам других, неумение сдерживать раздражение, неспособность быть тактичным.

Гуманность- любовь, внимание к человеку, уважение личности, доброе отношение ко всему живому.

Деонтология(греч. dеоn - должное и logos - учение) - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга, должного.

Добро- нравственная категория, отражающая поведение людей, содействующее росту человечности в отношениях между ними. В идее добра лежит стремление человека и человечества к совершенству.

Добродетель- обобщенная характеристика нравственных положительных качеств личности (группы, коллектива людей), указывающая на их моральную ценность, на деятельную форму освоения добра.

Доверие- отношение к действиям другого человека (группы людей), основывающееся на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, порядочности.



Долг- категория, означающая превращение нравственного императива в личную задачу конкретного человека, продиктованную или его социальным статусом или побуждением совести.

Достоинство- этическая категория, обозначающая глубоко осознанную моральную потребность человека в признании, уважении окружающими, в справедливом отношении к нему людей за его полезную деятельность и весь стиль жизни. Важнейшей предпосылкой достоинства человека является наличие у него положительных личностных качеств.

Духовность- стремление к общечеловеческим идеалам добра, справедливости, чуткости, честности, уважения индивидуальности каждого человека и его культуры.

Жизненная позиция- категория, характеризующая жизнедеятельность личности и ее направленность в жизни, определяемая убеждениями, совестью, идеалами личности. Выражается в отношении к идеалам, целям, установкам, характеризуя последовательность, принципиальность, решительность в отстаивании личностью своих взглядов, убеждений, в реализации их на деле, в единстве слова и дела.

Заносчивость- кичливость, спесь, чванство.

Заповедь- нравственная норма, выработанная и закрепленная в опыте человеческого поведения. Обозначает определенное требование общества, коллектива, обращенное к каждому члену коллектива.

Золотое правило- одно из древних нормативных требований, выражаю-

щее общечеловеческое содержание нравственности. Его наиболее распространенная формулировка: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Идеал(греч. idеа - представление, идея) - категория морального сознания. Нравственный идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания личности, дает образец, к которому необходимо стремиться.

Императивность- понятие, фиксирующее долженствование, повелительный характер нравственных требований.

Инвариант— неизменная частьчего-либо.Десять библейских заповедей являются моральным инвариантом для многих народов.

Индивидуум(индивид) (лат. individuum - неделимое; особь)-1.Человек как единичное природное существо, представитель человеческого рода, носитель индивидуально своеобразных черт; 2. Отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и деятельностью. Индивидуальность рассматривается как высший уровень саморазвития личности.

Интериоризация- «присвоение» человеком нравственных ценностей, перевод их в личностно значимые, собственные ценностные ориентиры.

Искренность— качество, характеризующее личность и ее поступки. Выражается в том, что личность делает и говорит, в верности самой себе.

Конфликт моральный- специфическая ситуация морального выбора, в которой необходимо разрешить противоречие во имя нравственной нормы и цели.

Личность- это человек, способный совершать поступки и ответственно к ним относиться. Личность обладает мировоззрением, в котором центральное место занимают нравственные взгляды. Цельной личности свойственны сила характера, стремление к истине, умение отличать добро от зла, честность мыслей и поступков, искренность, верность своему слову.

Любовь- чувство глубокой привязанности ккому-либоиличему-либо.Устремленность на другую личность, человеческую общность или идею.

Милосердие- принцип поведения, основанный на сочувствии, сострадании, соучастии и готовности делать добро. Адресуется не только людям, но и всему живому.

Мировоззрение- система обобщенных взглядов на мир и место в нем человека, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы. Носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

Мораль(лат. moralis - нравственный; mores - нравы) - предмет изучения этики, форма общественного сознания. Регулирует поведение человека.

Моральная свобода- свобода выбора формы и линии поведения человеком, не стесненная самореализация индивида, определяемая его внутренним

убеждением, моралью. Моральная свобода предполагает ответственность человека перед другими людьми и перед собой за мотивы и последствия выбора.

Ненасилие- моральный принцип, форма общественного сознания, выражающая интеллектуальное, физическое и нравственное развитие людей, а также гуманизацию общественной жизни (в труде, в быту, в политике, в науке, в педагогическом процессе, в семейных, внутри групповых и международных отношениях). Ненасилие как моральный принцип проявляется как качество личности, неотъемлемая черта индивида, сообразно с которой он строит свою деятельность.

Норма моральная(лат. norma - правило, образец) - форма нравственного требования, выступающая как нравственный закон для личности.

Нравственная культура- степень восприятия личностью культуры общества; показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках личности, в ее поведении. Включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения.

Общение- установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения.

Обязанность— нравственное требование, раскрывающее содержание предписываемых личности поступков в зависимости от сферы человеческой жизнедеятельности.

Оптимизм(лат. орtimus - наилучший) - воззрение на окружающие события, явления, согласно которому существует возможность приблизить действительность к идеалу добра.

Патриотизм(греч. раtris — родина) — моральный принцип, включающий уважение человека к историческому прошлому и традициям народов, населяющих территорию данной страны; гордость за ее экологические, социальные и культурные достижения; заботу об интересах, независимости и будущем своего народа; стремление к национальной независимости и свободе страны и личности; любовь к родным местам.

Пенитенциарный(лат. poenitentia — раскаяние) - относящийся к наказанию, преимущественно уголовному.

Предрассудок- букв. - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания - суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка ккакому-либоявлению; не основанные на критически проверенном опыте эмоционально окрашенные стереотипы. Особенно живучи национальные и расовые предрассудки.

Принцип «середины» Аристотеля:

Уравновешенность - середина между гневливостью и безгневием. Щедрость - середина между расточительностью и скупостью. Благородство - середина между кичливостью и приниженностью.

Широта - середина между мотовством и мелочностью. Негодование - середина между завистью и злорадством.

Чувство собственного достоинства - середина между своенравием и подхалимством.

Скромность - середина между бесстыдством и стеснительностью. Чувство юмора - середина между шутовством и дикарством. Дружелюбие - середина между лестью и враждой.

Правдивость - середина между притворством и хвастовством.Проксемика- дисциплина, изучающая коммуникативное значение дис-

танции между общающимися людьми и расположения партнеров.Прощение.Простить - перестать упрекать человека за нанесенную обиду,

не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.Психологическая защита- система стабилизации личности, на-

правленная на уменьшение чувства тревоги, связанного с осознанием внутренних противоречий, конфликтов.

Релятивизм— способ интерпретации морали, основанный на абсолютизации условности, относительности, изменчивости нравственных представлений и этических понятий.

Репутация(лат. reputatio - обдумывание, размышление) - сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике той или иной личности, основанное на ее предшествующем поведении и выражающееся в признании тех или иных заслуг личности, авторитета ее.

Рефлексия- способ мышления, направленный на самопознание, осмысление специфики духовного бытия человека.

Ригоризм(лат. rugor - твердость, строгость) - строгое проведение кемлибо принципа в действии, поведении или мысли, исключающеекакие-либокомпромиссы. Нередко является своеобразным выражением этического формализма.

Роль- соответствующий принятым нормам способ поведения человека, зависящий от его положения в обществе.

Самооценка— нравственная оценка собственных поступков, качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.

Совесть- категория этики, характеризующая способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля. Через совесть человек формирует для себя систему нравственных обязанностей, требует их выполнения, осуществляет нравственную самооценку совершаемых поступков.

Сострадание— это сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь.

Сострадать- значит заботиться, утешать, проявлять доброту, дарить душевное тепло как друзьям и близким, так и незнакомым людям.

Социализация- процесс и результат усвоения и воспроизводства социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении, протекающий как стихийно, так и в условиях воспитания.

Справедливость- категорияморально-правовогоисоциально-по-

Яндекс.Директ

Получи диплом лежа на диване! bakalavr-magistr.ruДистанционная переподготовка педагогов. Удобный график. Гос. Диплом. Набор!Общая педагогикаКоррекционная педагогикаПов. квалификации Некогда писать реферат? vsesdal.comБиржа студ.заказов «Всё сдал». Цены снижены в 2-3 раза! Узнать подробнее?Без посредниковГарантииУзнать ценуСвяжитесь с нами Строительство деревянных часовен экситон-карелия.рфСтроительство часовен под ключ. По всем канонам Православной Церкви.Изготовление куполовО компанииАдрес и телефон Узнать накопительную часть пенсии пенсионное-решение.рфУзнайте в каком НПФ находится пенсия и сумму Ваших накоплений. Бесплатно!ГазфондЕвропейскийРенессансПенсионный калькулятор

литического сознания, понятие о должном. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Счастье- этическая категория, выражающая полное, высшее удовлетворение поступком, событием, делами или даже итогом всей своей жизни.

Тактичность— вежливость, учтивость.

Терпимость- качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям других людей.

Толерантность(лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Требовательность- предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их выполнение.

Трудолюбие— качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности. Проявляется в старании, усердии личности.

Уважение- это вежливое, предупредительное отношение к людям, готовность выслушать другого, соблюдение законов и правил поведения в обществе. Вместе с тем уважение - это еще и самоуважение, вера в собственные силы.

Фамильярность(лат. familiaris - семейный, близкий) - бесцеремонное, развязное обращение скем-либо.

Честность- качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежденность в правоте проводимого дела, искренность.

Честь- этическая категория, выражающая общественное признание деятельности человека, чувство гордости, восхищения. Выражает осознание самим человеком своей социальной значимости и необходимости ее постоянного утверждения и поддержания.

Чуткость— качество, характеризующее отношение личности к окружающим. Предполагает заботу о других, внимание к их проблемам, тактичное, вежливое отношение к людям.

Эмпатия- постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания.

Этика(греч. ethika - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения) — наука, изучающая мораль, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций. Определяет границы нравственной свободы и ответственность личности, моральную ценность ее поступков.

Этика личная- способность человека на деле соблюдать те этические принципы, которые он считает истинными.

Этика педагогическая- специфическое проявление нравственных позиций человека в условиях педагогического процесса, выражающееся в любви

педагога к детям, в стремлении передать им часть знаний о человеке и окружающем мире, сеять «разумное, доброе, вечное». Это и наука о формировании морали в условиях педагогического процесса, исследующая этические проблемы педагогического труда.

Этика социальная- сложившиеся в обществе представления о системе нравственных ценностей и традиций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.