Сделай Сам Свою Работу на 5

Коллизии и мотивы нравственного поведения личности





Утверждение добра и зла в обществе сопряжено с определенными трудностями и внутренними моральными коллизиями:

•когда личность не может при всем своем желании поступить однозначно добродетельно (ситуация морального конфликта: выбор действия между двумя взаимоисключающими в данных условиях нравственными ценностями). Примером этого могут служить ситуации, описанные в ряде художественных произведений (Н.С. Лесков «Человек на посту», где герой, являясь военным, охранял ночью мост. Во время дежурства он услышал с реки крики

опомощи (тонул человек). Как должен поступить часовой? Оставить пост - нарушение служебного долга. Не спасти человека - муки совести, чувство долга по отношению к утопающему). Подобные коллизии можно найти в произведениях Л.Н. Толстого «Анна Каренина», Б. Лавренева «Сорок первый» и других;

•когда личность стремится оказать помощь другому человеку, но не знает, как это сделать, либо нет конкретных умений в этой области и т. д.

•когда, осознавая негативность поступка, личность может соглашаться с практикой двойных стандартов (пользоваться шпаргалкой на экзамене, пропускать занятия осуждается как нарушение определенных норм учебной деятельности, но в реальной жизни это делает большинство студентов, особо не испытывая угрызения совести. «Все так делают»).



У каждого человека имеется общее представление о таких понятиях, как нравственное и безнравственное поведение. Однако оценить поведение человека в той или иной ситуации бывает очень трудно. Чаще при оценке действий мы учитываем два основных показателя:

- пользу или вред принесли данные действия окружающим людям, - соответствуют ли эти действия общепринятым нормам.

Но для анализа поступка (или проступка) данных показателей явно недостаточно; необходимо учитывать и ряд других факторов:

1. Мотив поступка. Действие, которое совершает личность, может обосновываться несколькими мотивами. Необходимо выделить ведущий мотив. В педагогической науке так определяют это понятие: «Мотивы - это внутренние причины, побуждающие человека к действию. В основе каждого действия обязательно лежит определенный мотив. Знание мотива раскрывает смысл данного поступка и в известной мере помогает познать личность в целом (ее взгляды, интересы, чувства, характер)» (Э.Ш. Натанзон).



Мотивы бывают различными по моральной ценности: благородные -

низменные, общественные - личные.

2. Последствия поступка. Утверждает ли поступок добродетель, приносит ли благо окружающим? (Не срабатывает ли знаменитый афоризм «Хотел как лучше, а получилось как всегда»?)

3. Условия, в которых совершается поступок (материальная поддержка другому человеку может быть оказана лицом с солидным счетом в банке или человеком, имеющим весьма скромные доходы).

4. Средства, используемые для достижения данной цели (порядок и дисциплина в классе наводятся с помощью угроз, оскорблений и наказания). Не все средства хороши для оправдания поступка.

Таким образом, адекватно оценить поведение личности не так просто. Но это не означает, что педагог отказывается от каких-либооценок и суждений в адрес ученика. Именно он помогает сформировать ребенку уровень понимания «золотой середины» и тех нравственных ценностей, которыми руководствуется большинство людей данного общества.

Педагог постоянно сталкивается с самыми разнообразными поступками своих воспитанников. Практически в каждом случае педагог должен грамотно отреагировать на поведение ученика, дать положительную или отрицательную оценку его действиям. Правильная оценка, приятная она или нет, расценивается учеником как общественная оценка, которую надо обязательно учитывать. Неправильная реакция учителя вызывает обиду на педагога, который не смог понять ученика.



Оценивая поступки воспитанника, всегда необходимо учитывать мотивы, цели, средства, которые привели ребенка к совершению таких действий. Следует помнить, что личность развивается и формируется постепенно.

Ребенок проходит длительный путь морального становления личности, где ошибки и неудачи вполне естественны.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Проанализируйте педагогическую ситуацию, приведенную ниже. Права ли была ученица данного класса, выбрав такой способ помощи своим соклассникам? Как бы Вы поступили, будучи педагогом, если бы в вашем классе произошла подобная ситуация? Приведите возможные варианты решения данной проблемы.

«В пятом классе у многих ребят стали пропадать карманные деньги. Долго классный руководитель не могла найти виновного в этой ситуации. Помог случай. Расспрашивая одного из учеников о покупке ему нового альбома для рисования, учительница была очень удивлена, что это сделала Лена, ученица данного класса. Лена это подтвердила, сказав, что деньги на покупку альбома взяла у соклассников. Далее она рассказала учительнице, что не раз таким образом она брала деньги у более обеспеченных ребят класса (пояснив, что им и так родители еще дадут). Добытые таким способом деньги Лена тратила на угощение ребят, которые ничего не могли купить в школьном буфете. Свое поведение Лена объяснила тем, что она пыталась восстановить справедливость в классе: у всех ребят все должно быть, а не только у самых обеспеченных. Лена действительно помогала именно тем ребятам (она назвала их фамилии), которые были из нуждающихся семей».

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Какие три стадии проходит личность в своем нравственном развитии? Дайте их характеристику.

2.Перечислите задачи нравственного воспитания личности. Какие методы воспитания Вы могли бы предложить для практической реализации этих задач?

3.Раскройте содержание понятий «внутренний контроль», «нравственная воспитанность»?

4.Дайте определения понятия «поступок». В чем проявляется коллизия нравственного поведения личности в различных жизненных ситуациях?

5.Расскажите о возможных путях формирования у ребенка привычки к обдумыванию своего поведения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1.Подготовить сообщение на тему: «Формирование нравственных ориентиров у подрастающего поколения в современных условиях» (при подготовке используйте статьи: Трофимова Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника; Кадол Ф. В. Честь и достоинство: критерии их развития у старшеклассников // Педагогика. 1997. № 6. С. 54-59,59-66).

2.* Составьте свой вариант методики изучения нравственного поведения ученика в классном коллективе (при затруднении используйте методики, приведенные в книге: Мнацаканян Л. И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М.: Просвещение, 1991. С. 126-129).

ЛИТЕРАТУРА

10, 14, 19, 35, 42, 44, 58, 69, 81, 83, 95, 100, 119, 120, 127.

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

(создан на основе педагогических взглядов французского педагога Селестена Френе и ряда других педагогов-гуманистов;модификация теста Шевченко Л.Л.)

Отметьте тот ответ, который с Вашей точки зрения согласуется с этиконравственной позицией педагога-гуманиста.

1.Природа ребенка такая же, как и природа взрослого:

а) согласен полностью, б)согласен теоретически,

в) ребенок отличается от взрослого.

2.Высокий рост человека вовсе не свидетельство его превосходства над окружающими, как и высокий статус учителя не есть свидетельство превосходства его над учеником:

а) поставить учительский стол на уровне парт учеников, б)ликвидировать дистанцию, в) оставить подмостки и работать по-старому.

3.Какими бы качествами Вы наделили хорошего воспитанника:

а) послушный и любящий, б)самостоятельный, независимый, любящий,

в) ответственный, послушный, любящий?

4.Поведение воспитанника зависит от его психического склада и состояния здоровья:

а) искать психологические или социальные причины плохого поведения ребенка,

б)в принципе, я согласен с этим утверждением, в) придерживаюсь традиционных подходов в воспитании, от меня в дан-

ном случае мало что зависит.

5.Никто, ни ребенок, ни взрослый, не любят, чтобы ему приказывали:

а) отказываюсь от авторитарных методов воспитания, б)использую демократический стиль общения в сочетании с авторитар-

ным, в) предпочитаю авторитарный стиль общения при любых обстоятельст-

вах.

6. Детское непослушание:

а) характерно для всех возрастов, б)это явление возрастного характера,

в) проходит при правильном поведении взрослого.

7.Никто не любит «построения по команде», потому что это означает пассивное подчинение чужим приказам:

а) отказаться от авторитарной дисциплины, перейти к сотрудничеству, б)пытаться добиться строгой дисциплины с минимумом внешних форм

принуждения, в) вырабатывать у ребенка привычку подчиняться, так как это пригодится

ему в дальнейшей жизни.

8.Детская истерика может возникнуть по причине:

а)кризиса возрастного развития, б)от нервного переутомления ребенка,

в)неправильного поведения родителей.

9.Человек не любит выполнять работу «из-подпалки». Сопротивление порождается принуждением:

а)организовать работу таким образом, чтобы учащиеся сами могли выбрать вариант занятия,

б)свободный выбор задания возможен лишь на занятиях художественных дисциплин,

в) задание есть необходимость реализации учебного плана. Пояснить это учащимся.

10.Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает ученика энтузиазма:

а) поддерживаю создание «ситуации успеха» в учебной деятельности и педагогику успеха в целом,

б)стараюсь создать ученикам условия для достижения положительных результатов учения,

в) успехи детей - это результат вложенного ими труда.

11.Никто, ни ребенок, ни взрослый, не любит надзора и наказания, которые всегда воспринимаются как посягательство на их достоинство, особенно когда это происходит публично:

а) стараюсь находить такие методы воздействия, которые менее травмируют психику ребенка, но это не всегда удается,

б)не использую авторитарные методы воздействия, в) публично воспитанника не наказываю, но считаю, что в некоторых

случаях, когда необходимо скорректировать поведение воспитанника, возможно использование карательных форм наказания.

* (Ответы см. в приложении № 4).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Задание. Выскажите свое отношение к приведенным ниже высказываниям. Пополните копилку.

1.Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта добродетели и поведения, и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдешь ли в истории пример подобной тирании?» (Я. Корчак).

2.«Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя». (Ш.А. Амонашвили).

3.«Тот, кто смотрит на ребенка, как на объект приложения сил воспитательной системы, как на пустой сундук, в который необходимочто-товложить, как на кусок глины, из которого нужно вылепить некое соответствие созданной в воображении модели, - всякий, кто ставит перед собой такие цели, уже совершает насилие». (Д.Г. Левитес).

4.«Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребенку познать себя как члена общества, живущего по нравственно-этическимнормам». (Ш.А. Амонашвили).

5.«Не человек для нравственности, а нравственность для человека». (В.Г. Плеханов).

6.«Нравственность не есть вещь, которую один может подарить другому, а внутреннее состояние, достигаемое только через собственный опыт». (Вл. Соловьев).

7.«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника». (Ш.А. Амонашвили).

8.«Слово, проникнутое любовью, горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и дает ему мир и счастье; но слово, лишенное любви, и святые истины делает холодным и мертвым нравоучением и потому бессильно над умом и сердцем». (В.Г. Белинский).

9.«Единственная настоящая роскошь - это роскошь нечеловеческого общения». (Антуан де Сент-Экзюпери).

10.«При помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы». (Д. Леббок, английский моралист).

11. «Мои слова были бы пустым звуком, если бы в душах воспитанников я не извлекал тонкой чувствительности к слову, если бы каждое слово не пробуждало бы в них внутреннего эмоционального отклика». (В.А. Сухомлинский).

12. «...первым этапом перепрограммирования личности будущего учителя должно стать пробуждение нравственного чувства бескомпромиссной оценки добра и зла». (Л.Л. Шевченко).

Использованная литература

1.Азаров Ю. П. Искусство любить детей. - М.: Молодая гвардия, 1987. -

176 с.

2.Амонашвили Ш. А. Как живете, дети?: Кн. для учителя.2-еизд. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.

3.Арутюнова Н. Д. Истоки. Проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1985.

4.Баныкина С. Конфликты в школе - можно ли их избежать? // Воспитание школьников. - 1997. - № 2.

5.Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

6.Белухин Д. А. Основыличностно-ориентированнойпедагогики: Курс лекций. - М.:Изд-воин-тапрактич. психологии, 1996. - Ч. 1. - 412 с.

7.Белухин Д. А. Учитель: от любви до ненависти. - М., 1994.

8.Берулава М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образова-

ния // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 21-25.

9.Бочарова О. Учитель как субъект педагогического общения. - Кемеро-

во, 1994. - 66 с.

10.Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания //

Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 91-96.

11.Воронин Г. Л. Конфликты в школе // Социологические исследования. - 1994. - № 3.

12.Востриков А. А. Курс культуры эмоций и чувств. Человековеденье:Уч-ноепособие дляуч-ся10-11кл. - Одесса, 1991.

13.Галагузова М. Н., Шеланков В. А. Кто защитит права ребенка в шко-

ле? // Педагогика.-1994.- № 5. - С.41-44.

14.Гаврилова Т. П. Роль эмпатии в формировании нравственных мотивов

удетей // Некоторые актуальные психолого-педагогическиепроблемы воспитания и воспитывающего обучения. - М., 1996.

15.Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. - М., 1981.

16.Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информацион-но-методическиематериалы к курсу «Общая психология»: Учебное пособие. - М., 1986.

17.Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации:Уч-кдля вузов / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА, 1997. - 272 с.

18.Голъдин В. Е. Речь и этикет. - М.: Просвещение, 1983.

19.Горленко В. П. Обдуманность поведения учащихся // Педагогика. - 1993. - № 4. - С.39-42.

20.Грехнев В. С. Культура педагогического общения. - М., 1990.

21.Гришин Э. А. Педагогическая этика. - М., 1977.

22.Дерзкова Н. Команда: этапы становления и поведения руководителя //

Директор школы. - 1996. - № 1. - С. 30-35.

23.Джайкотт X. Поможем ребенку понять, в чем смысл его переживаний // Воспитание школьников. - 1997. - № 1. - С.37-39.

24.Дмитриев Г. Школьникам - о правах человека // Народное образова-

ние. - 1990. - № 8. - С. 89-93.

25.Егидес А. Психотехника общения (Назидательность. Категоричность)

//Воспитание школьников. - 1996. - № 1.- С. 14-16.

26.Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособ. для студ. пед.ин-тов.- М.: Просвещение, 1989. - 189 с.

27.Ермолаев В. Я. Педагогика доктора Дубровского А. А. // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образова-

ния: Информ. сб.- М., 1992. - Вып. 9 (33). - С. 30-50.

28.Жариков Е., Крушелъницкий Е. Для тебя и о тебе. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

29.Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.

30.Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

31.Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. - М., 1990.

32.Зелъманова Л. М. Уроки воспитания речевого этикета с использованием средств наглядности // Русский язык в школе. - 1990. - № 1. - С.11-16.

33.Ильин Е. Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982.

34.Казарцева О. Культура речевого общения // Воспитание школьников. - 1997. - № 1.

35.Кадол В. Ф. Честь и достоинство: критерии их развития у старшеклассников // Педагогика. - 1997. - № 6. - С.54-59.

36.Кан-Калик В. А. Тренингпрофессионально-педагогическогообщения: Методические рекомендации. - М., 1990. - 32 с.

37.Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - М., 1995.

38.Капралова Р. М. Работа классного руководителя с родителями. - М.,

1980.

39.Караковский В. А. Директор - учитель - ученик. - М.: Знание, 1982.

40.Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1982. - Т. 1.

41.Комиссарова Т. А. Основы делового общения. - М., 1991.

42.Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - Гл.: Моральное сознание. - С.206-213.

43.Конвенция ООН о правах ребенка // Советская педагогика. - 1991. - № 10; или Воспитание школьников. - 1993. - № 3, 4, 5.

44.Кондрашова Л. В. Сборник педагогических задач: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов.- М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

45.Конюхов Н. И. Словарь-справочникпо психологии. - М., 1996.

46.Корчак Я. Как любить ребенка: Избр. пед. труды. -М.-Воронеж,1999.

47.Котингер Я. С, Чамлер В. И. Педагогическая этика. - Кишинев, 1984.

48.Краткий психологический словарь / Под ред А.В. Петровского, М.Г. Яротевского. - М., 1985.

49.Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр:микроструктура об-

щения. - М., 1993. Гл.: Что слышно? - С. 64-76.

50.Кропоткин П. А. Этика. - М., 1991.

51.Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. - М., 1967.

52.Культура русской речи: Уч-кдля вузов / Под ред. Л. К. Граудиной, К. Н. Ширяева.- М.: Изд.НОРМА-ИНФРА,1998. - 560 с. - Гл.: Этика речевого общения и этикетные формулы речи. - С.90-95.

53.Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. - М.: Просвещение, 1990. - Гл.: Общение в педагогическом коллективе.

54.Кэмбелл Росс. Как на самом деле любить детей. - М., 1992.

55.Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.:Изд-воин-тапрактической психологии. - Воронеж, 1988. - Гл.: Ненасильственная педагогика. - 228 с.

56.Леммерман X. Учебник риторики. - М. 1998. - Гл.: Дыхание, речь. - С.

9-18.

57.Лесгафт П. Ф. Избранные сочинения: В 2 т. - М., 1951. - Т. 1.

58.Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.

59.Львов М. Р. Словарь-справочникпо методике русского языка. - М.: Просвещение, 1988.

60.Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992. - 224 с.

61.Максимов М. В. Не только любовь. - М.: Знание, 1990 (Нар.ун-т.Пед.

ф-т.№ 4).

62.Манн Д., Биллер В. Школьные администраторы России: глазами американских исследователей // Директор школы. - 1996. - № 3.

63.Митина Л. М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя: Учеб. пособие. - М., 1992.

64.Митина Л. М. Педагогическое общение: контакт и конфликт // Школа

ипроизводство. - 1989. - № 10.

65.Митина Л. М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя.- Кемерово, 1996. - 50 с.

66.Михайлова С. И. Проблемы педагогического общения. - М.: Знание, 1998. - 48 с.

67.Мнацаканян Л. И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учит. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.

68.Мудрик А. В. Общение школьников // Новое в жизни, науке и технике. - М.: Знание, 1987. - Сер. № 11. Педагогика и психология. - Гл.: Общение и нормы поведения. - С.26-43.

69.Натанзон Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика. - М.: Просвещение, 1991. - 28 с.

70.Никитин А. Ф. Педагогика прав человека: Пособ. для учителя. - М.,

1993.

71.Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педа-

гогика. - 1992. - № 1-2.

72.Панов М. И. Конфликт и нравственность // Дидакт. - 1996. - № 1. - С.

28-32.

73.Педагогическое речеведенье: Словарь-справочник.- Изд.2-е /Под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. - М.: Флин-

та, Наука, 1998. - 312 с.

74.Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. -

М., 1998. - 393 с.

75.Педагогический такт / Под ред. И. Зязюна // Народное образование. - 1990. - №8. - С. 80-83.

76.Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1981. - Т. 2.

77.Писаренко В. М., Писаренко В. Я. Педагогическая этика. - Минск,

1986.

78.Погорелова Н. В., Руденко Л. П. Первые лица школы // Директор Школы. - 1996. - № 4. - С. 11-14.

79.Подласый И. П. Педагогика. - М.:Изд-во«Владос», 1999. - Ч. 2. - Гл.: Этические воспитательные дела. - С.163-168.

80.Поль Л. Сопер. Основы искусства речи (книга о науке убеждать). -Ростов-на-Дону:Феникс, 1999. - 448 с. - Гл. 8, 9.

81.Попов Л. А. Этика: Курс лекций. - М.: Центр, 1998. - 160 с.

82.Прихожан А. Мой портрет в лучах солнца (Занятие 5: Мои права и права других людей) // Воспитание школьников. - 1997. - № 1. - С.31-32.

83.Прихожан А. М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. - М., 1980.

84.Психология и этика делового общения: Уч-кдля вузов / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. -2-е.изд. - М.:

ЮНИТИ, 1997. - 279 с.

85.Ражников В. Г. Любовь к ученику // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина. - М., 1988. - С.48-50.

86.Ризз Г. И. Я. Корчак: ребенка надо уважать // Педагогика. - 1996. - №

4.- С. 96-72.

87.Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

88.Рыбин Е. М. Важный документ ООН (в защиту детства) // Педагогика. - 1992. - №1-2.

89.Синица И. Е. Педагогический такт и мастерство учителя. - М., 1983.

90.Синягин Ю. Признавая значимость собеседника // Воспитание школь-

ников. - 1997. - № 2. - С. 15-18.

91.Синягин Ю. Ошибки в общении учителя с учениками и их родителями // Воспитание школьников. - 1997. - № 1. - С.17-21.

92.Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - 5-е.изд. - М., 1983.

93.Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 416 с.

Яндекс.Директ

Получи диплом лежа на диване! bakalavr-magistr.ruДистанционная переподготовка педагогов. Удобный график. Гос. Диплом. Набор!Общая педагогикаКоррекционная педагогикаПов. квалификации Строительство деревянных часовен экситон-карелия.рфСтроительство часовен под ключ. По всем канонам Православной Церкви.Изготовление куполовО компанииАдрес и телефон Научись программировать в ШПbasics.proglive.ruПройди онлайн курсы програмирования! Сертификат. Трудоустройство. Гарантии!СертификатТрудоустройствоСтажировкаОтзывыАдрес и телефон Работа в Архангельске hotwork.ruТысячи свежих вакансий в Архангельске. Работа найдется каждому!Поиск работыСоветы о карьереКонструктор резюмеО насАрхангельск

94.Станкин М. И. Психология общения: Курс лекций. — М.:Изд-воин-

та практ. псих., 1996. - 296 с.

95.Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / Московскийпсих.-соц.ин-т.- М.: Флинта, 1998. - 368 с.

96.Страхов И. В. Психологические основы педагогического такта. - Са-

ратов, 1972.

97.Супрун А. Е. Лекции по теории речевой деятельности: Пособ. для студ. / Пол. Фонд Сороса. - Минск, 1996. - 287 с.

98.Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - М., 1989.

99.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - М., 1984.

100.Трофимова Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника //

Педагогика. - 1997. - № 6. - С. 59-65.

101.Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1950. - Т. 11.

102.Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

103.Френе С. Избранные педагогические сочинения. - М., 1990.

104.Чернокозова В. Об этике учителя. // Воспитание школьников. -1993.

-№ 4. - С. 17-19.

105.Чернокозов И. И. Профессиональная этика учителя. - Киев, 1988.

106.Чернокозов В. Н. Чернокозов И. И. Этика учителя. - Киев, 1983.

107.Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. - М., 1981.

108.Шаталов В. Ф. Психологические контакты. - М., 1992. - Гл.: Работа с родителями. - С.64-68.

109.Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика (Эксперимен-тально-дидактическийкомплекс).-М.:Изд-воСоборъ, 1997. - 507 с.

110.Шемшурина А. Этическая грамматика в 7 классе (о важности человеческого общения, о порядочности) // Воспитание школьников. - 1995. - № 3. - С.6-9.

111.Шемшурина А. Этическая грамматика в 7 классе (Этикет) // Воспи-

тание школьников. - 1995. - № 4. - С. 12-15.

112.Шемшурина А. Этическая грамматика в 5 классе (О проявлении нравственных отношений к человеку, об уважении) // Воспитание школьни-

ков. - 1993. - № 4. - С. 12-17.

113.Шемшурина А. Этическая грамматика в 8 классе (Такт - это разум сердца) // Воспитание школьников. - 1997. - № 1. - С.6-10.

114.Шемшурина А. Этическая грамматика в 8 классе (Культура общения

-способ организации жизни) // Воспитание школьников. - 1996. - № 2. - С. 9- 13.

115.Шемшурина А. Этическая грамматика в 8 классе (Этикет в нашей жизни) // Воспитание школьников. - 1996. - № 3. - С.11-13.

116.Ширяев Е. Н. Что такое культура речи? // Русская речь. - 1991. - № 4,

5.

117.Шкатулла В. И. Положение учителя и ребенка в современном мире.

-М.: Прометей, 1992.

118.Шнекендорф З. К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. - 1992. - №1-2.- С.43-50.

119.Шопенгауэр А. Свобода и нравственность. - М., 1992.

120.Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? -

М., 1986.

121.Щуркова Я. Общение учителя с детьми // Воспитание школьников. - 1995. - № 1. - С.2-8.

122.Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагог,об-воРоссии, 1998. - 250 с.

123.Щуркова Н. Е. Противоречия школьного воспитания: семь проблем - семь решений (педагогическая мастерская). - М.:Педагог,об-воРоссии,1984.

-96 с.

124.Этическая мысль: Научно-публицистическиечтения. - 1998. - 384 с.

125.Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. - Казань, 1991.

126.Якубсон Я. Г. О педагогической этике. - Ленинград, 1973.

127.Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. -

М., 1986.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1 (тема 1)

Ответ на «вопросы для размышления»: Увы, хамить, делать подлость можно весьма «изящно», по всем правилам этикета.

Последний регулирует лишь внешнее поведение, не проникая в глубины человеческого сердца.

Приложение № 2 (тема 2)

Ответы на практическое задание № 5: а), в), г), д), и).

Приложение № 3 (тема 5)

П.2. Ответы на «вопросы для размышления». Педагогический такт в беседе с родителем учитель нарушил в следующих случаях:

-учительница не сочла нужным объяснить отцу девочки, в чем заключены пробелы в ее знаниях,

-учитель не может и не должен делать категорическим тоном такие пессимистические заявления: «пятерку не будет иметь никогда». Это неверно по существу и по форме,

-в разговоре с отцом учительница проявила неуважение к родителю и нарушила родительские права: «не ходите понапрасну в школу»,

-учительница подтвердила мнение своей ученицы о своей необъективности, предвзятости. Теперь к этому выводу пришел и отец.

П.4. Тест (М.И. Станкин)

Сформирован ли у Вас педагогический такт?

Для выявления степени сформированности педагогического такта ответьте на вопросы теста утверждением «да» или «нет».

1. Чувствительны ли Вы к огорчениям, обидам?

2. Быстро ли Вы забываете о причиненнойкому-либообиде? 3. Зависит ли Ваше настроение от внешних причин?

4. Склонны ли Вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?

5. Отстаиваете ли Вы энергично свои интересы, когда по отношению к Вам проявили несправедливость?

6. Отстаиваете ли Вы интересы несправедливо обиженных школьников?

7. Легко ли Вы впадаете в гнев?

8. Заступаетесь ли Вы за посторонних людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

9. Общительный ли Вы человек?

10. Можете ли Вы сказать, что даже при неудаче Вы не теряете чувство юмора?

11. Стараетесь ли Вы помириться с тем, кого обидели? 12. Предпримите ли Вы первым шаги к примирению?

13. Можете ли Вы, если на кого-нибудьсердитесь, дать волю рукам?

14. Может ли трагический фильм так взволновать Вас, что на глазах выступят слезы?

15.Легко ли Вы приспосабливаетесь к новым условиям?

16.Сможете ли Вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете, столь дружески, что он и не заподозрит о Вашем настоящем отношении к нему?

17.Очень ли Вы переживаете от несправедливости?

18.Относитесь ли Вы к будущему пессимистически?

19.Удается ли Вам при общении с людьми создавать определенное настроение?

20.Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?

21.Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?

22.Можно ли сказать, что Вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?

23.Удается ли Вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно?

24.Совершаете ли Вы внезапные, импульсивные поступки?

Ключ к тесту

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23 и количество отрицательных ответов на вопросы 3, 5, 7, 13, 18, 20, 22, 24. Суммируйте эти два показателя.

12 баллов. Первая стадия развития такта. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педагогической эффективности.

16 баллов. Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако преподавателю не достает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.

20 баллов. Третья стадия развития такта. Такт становится устойчивым педагогическим умением преподавателя. Легче устанавливается деловой контакт со школьниками, но более сложно достигается психологический контакт.

24 балла. Четвертая стадия развития такта. Такт становится привычкой, устойчивой чертой характера учителя.

Приложение № 4 Контрольный блок (ответы)

За каждый ответ присуждается определенное число баллов. Суммируйте Ваш результат.

1. а) 5, б) 3, в) 1; 2. а) 3 б) 5, в) 1; 3. а) 1, б) 5, в) 3; 4. а) 5, б) 3, в) 1; 5. а) 3, б) 5, в) 1; 6. а) 3 б) 1, в) 5; 7. а) 5, б) 3, в) 1; 8. а) 3, б) 3, в) 5; 9. а) 5, б) 1, в) 3; 10. а) 5, б) 3, в) 1; 11. а) 5, б) 3, в) 1.

45-55 баллов - Ваши методы и средства полностью согласуются с педагогической этикой.

30-45 баллов - методы и средства достаточно эффективные в некоторых случаях, но стоят на грани приемлемых с позиции практической этики. Вам необходимо пересмотреть некоторые свои позиции в отношении к ребенку.

10-30 баллов - методы и средства, которыми Вы руководствуетесь, противоречат педагогической этике. Возможно, Вы не совсем понимаете свое предназначение. Педагог ли Вы?

Приложение № 5

Примерная тематика рефератов

1.Проблемы этики и психологии общения в истории философской и педагогической мысли.

2.Современный учитель и его нравственно-этическийоблик.

3.Гуманные педагогические технологии.

4.Всемирная Конвенция о правах ребенка и российский школьник.

5.Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко.

6.Роль этикета и культуры поведения в деятельности современного учи-

теля.

7.Этика общения педагога и учащихся на уроке.

8.Психологические основы педагогического такта.

9.Этико-половаядифференциация детей в педагогическом общении.

10.Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики педагога.

11.Проблемы формирования нравственной устойчивости личности школьника в условиях современного общества.

12.Психолого-педагогическаяхарактеристика нравственных идеалов учащихся.

13.Роль учителя в преодолении конфликтов между учащимися.

14.Способы преодоления возможных конфликтных ситуаций между учителем и родителями учеников.

15.Гуманное отношение к ребенку на рубеже XXI века.

16.Мораль как форма общественного сознания, воздействия и воспита-

ния.

17.Идеи классиков педагогики о роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности.

18.Развитие и формирование гуманных взглядов и убеждений будущего учителя.

19.Взаимосвязь человеческих и профессиональных качеств учителя.

20.Проблемы создания этико-психологическогоклимата в педагогическом коллективе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.