Сделай Сам Свою Работу на 5

Поступок как исходный момент нравственного поведения воспитанника





Не только знание моральных норм и правил обусловливает нравственное поведение личности воспитанника. Важное значение имеет убежденность в необходимости следовать этим нормам, а также способность ребенка заранее обдумывать и прогнозировать совершаемые действия и поступки, сопоставляя их с нравственными требованиями. Обдуманность своего поведения во многом характеризует уровень нравственного развития человека и выступает как регулятор совершаемых им действий и поступков.

Исходным началом нравственного поведения личности считаетсяпоступок, определение которому дал философ Л.А. Попов: «Поступок - действие, которое имеет положительную нравственную значимость. Действие, которое имеет отрицательную нравственную значимость (проступок), можно считать единицей безнравственного поведения. Однако поступком может быть и воздержание от действия (соответственно, и проступком)».

Вопрос о соотношении моральных знаний, обдуманности поведения личности в той или иной ситуации, а также влияние этих знаний и практического опыта на нравственное формирование подрастающего поколения занимал педагогов прошлого на протяжении не одной эпохи.



Коменский Я.А. считал, что воспитатель должен приучать детей к подчинению своего поведения разуму; вырабатывать у ребенка привычку к обду-

мыванию своих действий и поступков, учить воспитанника сдерживать свои влечения и страсти, обуздывать свою нетерпимость, гнев и другие негативные эмоции (Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982. Т. 1. С. 405).

Песталоцци И.Г. большое внимание уделял формированию у воспитанников добродетельных поступков, выработке у них волевых усилий, сдержанности в словах и поведении (Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т. 2. С. 6566).

Ушинский К.Д. считал, что педагог должен дать воспитаннику теоретический и практический опыт в области нравственного поведения, научить его обдумывать свои поступки (Соб. соч.: В 11 т. М., 1950. Т. 11. С. 422).

Лесгафт П.Ф. полагал, что у воспитанника надо вырабатывать умение рассуждать и мысленно предвосхищать свои действия и поступки. Только так можно сформировать себя как личность. «Необходимо приучить ребенка к тому, чтобы он отдавал отчет в своих действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основание своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе че-



ловека» (Избр. соч.: В 2 т. М., 1951. Т. 1. С. 213-214).

И сегодня проблема формирования у личности умения обдумывать свое поведение, сопоставлять его с требованиями общественной морали находит отражение в ряде направлений воспитательной работы. В общем виде их можно сформулировать следующим образом [19].

1)формирование у молодых людей потребности в обдумывании совершаемых действий и поступков, стимулирование и развитие этих умений,

2)уяснение сущности процесса обдумывания поведения и его важнейших структурных элементов,

3)включение воспитанников в разнообразные виды практической деятельности с целью формирования у них опыта подобного поведения.

Как показывает опыт практической работы с учащимися в указанных направлениях, первичным знанием должна стать область сущности процесса обдумывания поведения, общее представление о важности совершаемых действий и поступков, что избавляет человека от ошибок и помогает подчинять свое поведение разумным действиям. Однако знание теории еще не гарантирует использования ее в жизни. Необходимо практически научить каждого воспитанника умению обдумывать свои поступки, анализировать уже совершенные, делать правильный моральный выбор.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Подумайте, как бы вы объяснили ребенку, что он совершил неправильные действия в данной ситуации. Помогите ребенку проанализировать его негативный поступок, чтобы сохранить благородный порыв души ребенка.

«Однажды на перемене завхоз школы подвела к классному руководителю ученика его класса. Оказалось, что Алеша оборвал все цветы в школьном палисаднике. В качестве вещественного доказательства завхоз протянула классному руководителю букет цветов. Алеша стоял рядом с завхозом и жалобно плакал. Классный руководитель поинтересовалась, зачем мальчик нарвал такое количество цветов. Алеша ответил, что у его мамы сегодня день рождения, денег у него не было, а он так хотел сделать подарок маме, поэтому и нарвал цветы».

Яндекс.Директ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.