Этические заповеди современного преподавателя
Педагогический процесс основывается на наших взаимоотношениях с детьми. Именно эти взаимоотношения придают каждому «педагогическому движению» неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный материал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых никогда не постигнуть тайн детской души.
Ниже приведены этические заповеди современного учителя, которыми необходимо руководствоваться в процессе общения. Безусловно, недостаточно знать их и механически реализовывать. Это не догма, а руководство к действию, которое поможет вам наиболее эффективно осуществлять самый главный фактор ввоспитательно-образовательномпроцессе - фактор человеческий:
сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников (боль, радость, горе, печаль и т. п.),
умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства,
педагогическая уравновешенность, наблюдательность, умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника,
втом числе и своего ученика,
терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавить-
ся,
принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении,
умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации,
умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и не проявлять чрезмерной симпатии к другим,
умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали,
стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке,
поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ,
не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами, воспитанниками и их родителями,
нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика,
никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается,
нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые доставляют неприятности,
если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Какие профессионально-значимыекачества личности преподавателя считаются наиболее важными с точки зрения егоэтико-нравственногостановления? Охарактеризуйте эти качества с позициипедагогов-гуманистови в рамках современной эпохи.
2.Дайте определение понятия «кодекс». Перечислите основные положения универсального кодекса профессиональной этики преподавателя
3.В чем основа нравственной переориентации личности будущего преподавателя?
4.Какие этические заповеди профессионального общения вы считаете обходимым использовать в своей практической работе?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1.Познакомьтесь с «Заповедями педагогического общения» В.А. КанКалика (см.: Тренинг профессионально-педагогическогообщения: Методические рекомендации. М., 1990. С.18-31).Выпишите те из них, которые, на наш взгляд, можно было бы включить в «Этические заповеди современного учителя». Аргументируйте свое решение.
2.Проанализируйте ряд педагогических задач (составленных на основе реальных воспоминаний детства студентов педагогического института), приведенных в учебнике: Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика.
М., 1997. Ч. 2. Гл. 2. С. 470-483.Задачи № 1, 3, 6, 7, 17. Пополните банк за-
дач.
ЛИТЕРАТУРА
21, 26, 29, 36, 37, 47, 51, 53, 60, 67, 77, 105, 106, 107, 109
Тема 9: ОСОБЕННОСТИ ЭТИКО-НРАВСТВЕННОГОПОВЕДЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
План темы
Динамика этико-нравственногостановления личности в условиях современного общества.
Поступок как исходный момент нравственного поведения воспитанника.
Коллизии и мотивы нравственного поведения личности.
Динамика этико-нравственногостановления личности в условиях
Современного общества
Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, так же как сложна и многогранна сама жизнь. Но стержнем всего процесса является нравственное воспитание, так как оно формирует основу личности, приобщает ее к вечным, глубинным человеческим ценностям. Каждый растущий человек заново находит ответы на вечные вопросы, приобретает нравственный опыт,этико-нравственныечувства и представления. «Ребенок, не усвоивший элементарных норм нравственности как безусловных, категорических императивов - этого нельзя делать никогда, ни за что, ни при каких условиях! - едва ли станет нравственным человеком. Но нравственность не сводится к системе запретов и предписаний. Каковы бы ни были источники моральных норм и правил, нравственное решение и связанные с ним риск и ответственность могут быть только индивидуальными» (И.С. Кон). Опыт этот приобретается прежде всего в процессе воспитания и путем постоянного нравственного выбора: как поступить в данной жизненной ситуации.
Нравственное развитие личности проходит три стадии (Колберг С.):
•доморальный уровень - ребенок исполняет требования из страха наказания,
•конвенциальный уровень - соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу; соответствовать их требованиям в целях самосохранения (ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка),
•автономный уровень - личность добровольно избирает нравственное поведение, так как имеет твердые убеждения, что жить в обществе надо в соответствии с нормами, принятыми этим обществом; свобода выбора ограничивается нравственными рамками и совестью индивидуума (ориентация на универсальный этический принцип).
Современные представления о сути нравственного воспитания подрастающего поколения претерпели существенные изменения в связи со сменой ценностных ориентации в обществе, под влиянием новых научных концепций, реальных достижений в области воспитания.
Утратили воспитательный эффект словесные формы нравственного просвещения: длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями.
Им на смену пришел индивидуальный подход, опора на жизненный опыт ребенка. Традиционные методы нравственного воспитания, ориентированные на привитие воспитанникам норм и правил общественного поведения, сегодня действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (педагог, родитель, взрослые, общественное мнение, угроза наказания и др.) Задачей сегодняшнего дня, в условиях свободного, демократического общества, должно стать внутреннее принятие и соблюдение личностью нрав- ственно-этическихнорм и правил поведения. Вся психическая жизнь человека может быть определена границами «норма», «нарушение», «патология». Норма - руководящее начало, правило, образец, стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.
Но в эпоху неустоявшихся моральных ценностей сделать это достаточно трудно в связи с отсутствием определенного нравственного идеала в обществе и «расплывчатостью», «размытостью» критериев нравственной воспитанности. Однако и сегодня перед педагогами (родителями, общественностью и др.)ставятся глобальные задачи нравственного воспитания учащихся:
-формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка,
-развитие нравственных чувств (гуманизм, совесть, достоинство, долг, ответственность, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.),
-формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро).
Чем старше становится воспитанник, тем более сложные психологические мотивы контролируют его желания и чувства. Если первокласснику достаточно знать правила совместной работы в классе и дружной игры, то уже у школьников3-4классов формируются более сложные способы управления своим поведением, основанные на единстве интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Наиболее успешно нравственные нормы формируются в тех условиях, где школьники получают возможность вырабатывать способы поведения на основе выбора, без определенной положительной или отрицательной оценки со стороны педагога. Норма достаточно подвижна, но ее продуктивная обобщенность ориентирует воспитанника на выработку собственной позиции, формирует внутренний личностный контроль. Внутренний контроль является важнейшим показателем сформированности нравственных качеств личности; его действие может привести к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные собственным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ученика в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения нравственным представлениям повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Складывающийся опыт отношений к окружающей действительности и к себе зависит от того, что выступает доминантой в структуре личности: чувства или разум на
различных этапах возрастного развития, что является первичным при принятии того или иного решения.
Нравственная воспитанность (или невоспитанность) личности в зависимости от социальных условий может проявляться в различных качественных состояниях:
-«низкая» нравственная воспитанность проявляется в импульсивном поведении воспитанника, недостаточно осознающего нормы и требования общественной морали,
-«высокая» нравственная воспитанность проявляется в единстве разви-
того нравственного сознания, мышления, воли, чувства и поведения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1.Есть ли моральное право у педагога ломать нравственную природу личности ребенка во имя какого-либонравственного идеала? Аргументируйте свой ответ.
2.Прокомментируйте высказывание Б.Т. Лихачева. Выскажите свою позицию.
«Нравственность формируется в преодолении противоречий, в борьбе с безнравственностью. Каждому ребенку нужно пережить и одолеть свою дозу трудностей, разрешения противоречий, приобрести ничем невосполнимый опыт подлинной нравственной жизни: удовлетворение от добрых дел, победы над собой и внешними препятствиями; укрепление силы духа от выбора принципиального поведения; раскаяния по поводу внешнего шага; радости от доброты; смелости от борьбы со злом».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|