Сделай Сам Свою Работу на 5

Кодекс профессиональной этики преподавателя





Проблема создания универсального кодекса нравственного поведения личности решалась на протяжении ряда веков. В общественном сознании нормы поведения формировались стихийно, что требовало создания некой «константы», отражающей основные нравственные требования, регулирующие общественные отношения в ту или иную эпоху. Большинство таких кодексов морали оставались долгое время идеальными моделями (ориентирами поведения). К числу нравственных кодексов можно отнести библейские законы Моисея, кодексы некоторыхфилософов-просветителей(Жан Жак Руссо). Однако создать универсальный моральный кодекс для всех жизненных обстоятельств было нереально.

КОДЕКС - законодательный акт, содержащий нормы права, относящиеся ккакой-либоодной отрасли права (гражданский, уголовный кодексы). Термин «кодекс» употребляется также иногда для обозначения вообще какоголибо свода правил поведения.

Кодекс профессиональной этики учителя преодолевает вкакой-тостепени формальность внешних требований, вводя в свое содержание определенные принципы профессионального поведения педагога. Кодекс профессиональной этики учителя содержит систему основных нравственных требова-



ний, регулирующих взаимодействие педагога со всеми участниками воспита- тельно-образовательногопроцесса в школе.

Основными разделами кодексов профессиональной этики преподавателя являются следующие [109]:

1.Отношение преподавателя к своему труду.

2.Отношение преподавателя к учащемуся.

3.Отношение преподавателя к ученическому коллективу.

4.Отношение преподавателя к родителям учащихся.

5.Отношение преподавателя к своим коллегам.

6.Отношение преподавателя к педагогическому коллективу.

7.Отношение преподавателя к самому себе.

8.Отношение преподавателя к руководителю учебного заведения.

9.Отношение преподавателя к обществу.

10.Отношение руководителя учебного заведения к коллективу педагогов.

11.Отношение руководителя учебного заведения к своей деятельности.

12.Отношение руководителя учебного заведения к самому себе. Каждый из представленных разделов включает не менее 15 раз-

нообразных норм морального поведения. Данный кодекс является продуктом отвлеченного нравственного сознания, так как не опирается на развитуюнравственно-эмоциональнуюкультуру чувств каждого конкретного педагога, поэтому он является идеальной моделью. Для того чтобы кодекс был принят педагогом в качестве личной нормативной программы моральных действий, он должен быть создан лично каждым учителем на основе общих моральных принципов и сформированнойнравственно-эмоциональнойкультуры уже в период вузовской подготовки к будущей педагогической профессии.



Именно личностный кодекс профессиональной этики учителя, составленный на основе воспоминаний своего детства и школьных лет, которые являются одновременно и эмоциональными стимуляторами, и моральными регуляторами, критериями поведения учителя по отношению к воспитанникам, позволит будущему педагогу понять нравственный мир ребенка.

Если проанализировать многочисленные индивидуальные профессиональные кодексы, которые составлялись педагогами и студентами на протяжении ряда лет, то можно выделить их общие черты и составить свод-

ный универсальный профессиональный кодекс поведения педагога:

Педагог обязуется не:

-обижать ребенка,

-причинять вред ребенку,

-оскорблять ребенка и кричать на него,

-требовать непосильного от ребенка,

-унижать, относиться свысока к своему подопечному,

-игнорировать, замечать ребенка, отмахиваться от него,

-считать ребенка глупым, неисправимым, неспособным,

-смеяться над недостатками и критиковать неумение воспитанника,

-подавлять чувства воспитанника, игнорировать его настроение,



-читать постоянно нотации и срывать зло на ребенке,

-пугать ребенка и угрожать ему,

-упрекать в неудачах,

-наказывать, не разобравшись.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1.Предложите ряд нравственно-этическихнорм к разделам: «Отношение учителя к ученическому коллективу»; «Отношение учителя к родителям учащихся»; «Отношение учителя к самому себе», которые с Вашей точки зрения могли бы войти в кодекс профессиональной этики учителя.

2.Продолжите, по возможности, данный список.

Педагог в общении со своим подопечным стремится быть:

уважительным, терпеливым и понимающим,

заботливым, любящим, милосердным,

принимающим ребенка таким, каков он есть,

поддерживающим ребенка в трудную минуту,

сопереживающим, разделяющим настроение ребенка,

относящимся к ребенку как к равному (растущей личности),

тактичным, уважительно выслушивающим все «бредовые» идеи ребенка,

прощающим ошибки и неудачи ребенка,

умеющим шутить и улыбаться,

старающимся не использовать наказание как метод воспитания,

поддерживать самые скромные успехи детей,

понимающим детские интересы, помнящим свое детство.

Источники и программы формирования этики педагогического профессионализма

Проблему воспитания педагога, который должен обладать высоким уровнем нравственно-этическойкультуры, невозможно разрешить только с помощью теоретических курсов по общей педагогике и практических курсов по педагогическому мастерству и педагогической технике, так как задача нравственной переориентации личности будущего учителя данными учебными дисциплинами не решается. А профессиональная подготовка будущих учителей как раз и приходится на возраст сложившихсякаких-либоморальных норм, правил, стереотипов, которые ломать уже достаточно сложно, но порой необходимо, если они не отвечают требованиямнравственно-этическойподготовки современного педагога.

Решить задачу нравственной переориентации будущих учителей на уровне сознательного понимания и постижения внутреннего мира воспитанника можно на основе методик, активизирующих возможности неосознаваемого канала восприятия (память, эмоциональные чувства и переживания, реакции на восприятие окружающей действительности в детстве и в школьные годы).

Педагогическая этика способствует формированию положительных нравственных чувств у будущего учителя по отношению к воспитаннику. Воспитательный принцип опоры на положительное диктует необходимость подбо-

ра таких методик, где бы студент почувствовал свои положительные качества. Однако период четкого определения и сознательного усвоения нравственных категорий относится к детскому возрасту, поэтому необходимо активизировать механизмы подсознательной памяти в процессе практических занятий.

Задачи нравственного перепрограммирования личности [109]:

-развить способность нравственного выбора на основе эмоциональной оценки: понимание добра и зла по отношению к детям,

-сформировать потребность взаимопомощи (помощь ребенку, практикодейственная помощь (система тренингов),

-воспитать привычку к чувству равенства в общении (уважение маленькой растущей личности).

Возрастное развитие ребенка - это история его переживаний. Постичь мир детства возможно, лишь как бы заново прожив некоторые моменты своей жизни. Это один из ключей понимания внутренних переживаний растущей личности. Вырастая, мы часто забываем мир детских грез и фантазий, мир радости и горя, страха, отчаяния и победы... Став взрослыми, мы часто боимся признаться в душе, что нас тоже в детстве мучили сомнения, что мы также шалили и были неоднократно наказаны. Но мы взрослые, педагоги и родители, порой реагируем на поведение ребенка с позиции строгой категоричности, требуя четкого и беспрекословного выполнения всех наших требований, не пытаясь понять ребенка и разделить с ним радость или поддержать его в моменты неудач, неуспеха, горькой обиды.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Ниже приведен ряд впечатлений студентов о своих школьных годах. Попытайтесь проникнуть в мир их детских переживаний, прокомментируйте поведение и реакцию учителя в сложившихся ситуациях. Попробуйте поставить себя на место ребенка этого возраста, как бы Вы отреагировали в подобной ситуации; можно ли действиям и поведению учителя найти оправдание? Вспомните подобные случаи из своей школьной жизни.

«Эта история произошла со мной, когда я учился в 9 классе. Моя семья вынуждена была эмигрировать из Казахстана в г. Кемерово, где я пошел учиться в одну из школ этого города. Когда я учился в Казахстане, то моим любимым школьным предметом была история. Но я изучал не просто историю вообще, а историю Казахстана по углубленной программе. В новой школе я стал изучать историю СССР. В данном курсе был небольшой раздел, посвященный истории Казахстана. На одном из уроков я попросился отвечать и подробно рассказал то, чего в учебнике по истории СССР не было. В течение двадцати минут я рассказывал, кто такие Амангельды Алиев, ЫбарайЫлтын-сарин;Гокаи Валейханов, в чем их заслуга перед казахстанской землей, какой вклад они внесли в развитие культуры казахского народа. Реакция учителя на мой рассказ для меня была неожиданной. Она грубо прервала меня, сказав, что слишком умничаю, что теперь я живу не в Казахстане и нечего бравировать своими познаниями перед одноклассниками, достаточно

того, что рассказывала нам она. После чего поставила мне тройку. Я был подавлен, унижен и с тех пор историю разлюбил».

«Этот случай произошел со мной в 10 классе. Было время летних экзаменов. Я очень добросовестно готовилась к экзаменам, но боялась, что в голове у меня все перепутается. Чтобы этого не случилось, я написала большое количество шпаргалок и спрятала их под юбку. Когда я вошла в класс, то мне досталась первая парта, прямо перед столом экзаменаторов.

Я взяла билет и села готовиться, ответ на вопрос я знала хорошо, волнение улеглось. Случайно во время подготовки к ответу я неловко повернулась, и все мои шпаргалки разлетелись. Я обмерла от страха, что меня сейчас выгонят. Прошло несколько секунд, я с удивлением обнаружила, что учителя сделали вид, что ничего не произошло. Я хорошо ответила на вопросы билета и получила «отлично». Когда я собралась выходить из класса, то меня деликатно попросили собрать мусор. Радость от хорошей оценки, чувство стыда за шпаргалки, благодарность педагогам за их молчаливое прощение моего проступка перемешалось у меня в голове...»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.