Структура нравственного сознания
В структуру нравственного сознания педагога включаются:
•нравственные (этические) взгляды,
•убеждения (идеалы),
Яндекс.Директ
Где срочно заказать реферат? vsesdal.comБиржа студ.заказов «Всё сдал». Срочное выполнение. Цены снижены в 2-3 раза.Без посредниковГарантииУзнать ценуСвяжитесь с нами
| Научись программировать в ШПbasics.proglive.ruПройди онлайн курсы програмирования! Сертификат. Трудоустройство. Гарантии!СертификатТрудоустройствоСтажировкаОтзывыАдрес и телефон
| Пенсия военнослужащих 2015 subsidii.netКалькулятор пенсии военнослужащих рассчитает размер по действующим правилам
| Православные говорят о новом чуде esoreiter.ruПравославные говорят о новом чуде ... Горячая новость на
| • нравственные чувства, которые отражают моральные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Данные компоненты структуры взаимосвязаны. Их формирование происходит в контексте развития нравственной культуры личности педагога.
НРАВСТВЕННЫЕ (этические) ВЗГЛЯДЫ ПЕДАГОГА.Нравствен-
ные взгляды учителя - это комплекс этических знаний, требований, норм и правил взаимодействия педагога с учащимися в воспитательнообразовательном процессе учебного заведения. Динамика развития нравственных взглядов связана с процессом расширения профессиональной информированности педагога о личности ребенка. Этические взгляды педагога включают в себя понимание ряда этических категорий:
•идеалы детства, отрочества, юности,
•принципы диалогового взаимодействия преподавателя с обучающимися,
•осознание своего профессионального долга,
•осмысление для себя понятий чести, достоинства, профессиональной совести педагога,
•понимание основных моральных категорий (добра и зла) применительно к педагогической деятельности.
УБЕЖДЕНИЯ (идеалы) ПЕДАГОГА.Убеждения являются центральным элементом сознания и самосознания личности. Они характеризуются уверенностью личности в том, что приобретенные им знания, взгляды, принципы, идеалы являются истинными и соответствуют его жизненным целям и стремлениям [26]. Убеждение по своей сути имеет трехкомпонентную структуру:
•познавательный компонент (глубокое знание предмета (темы) разговора),
•эмоционально-мотивационныйкомпонент (отношение к этому знанию),
•волевой компонент (готовность действовать в соответствии со знанием и желанием).
Таким образом, убеждения представляют собой идеи, которыми педагог овладел настолько, что они уже сами владеют личностью и управляют ее практическими действиями и поведением. Без твердых педагогических убеждений не может быть веры в возможность совершенствования личности ребенка. Д.И. Писарев писал об убеждениях: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в вашей голове».
Ядром нравственных убеждений личности является нравственный идеал, который представляет собой зафиксированную в сознании общества модель. Данная модель ориентирует педагога в его практической деятельности. Педагогическая этика рассматривает нравственный идеал педагога как систему высоких нравственных качеств личности преподавателя.
НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА ПЕДАГОГА.Нравственные чувства -
это переживания по поводу того или иного поведения людей или своего собственного поведения с позиций нравственных категорий, таких как «справедливо - несправедливо», «человечно - бесчеловечно» [12].
К нравственным чувствам относятся: симпатия - антипатия, привязанность - отчужденность, уважение - презрение, любовь - ненависть, справедливость - несправедливость и др. Нравственные чувства являются частью нравственного сознания учителя. По своему содержанию они представляют собой субъективное, личностное отношение к объектам и субъектам педагогического процесса. В.А. Сухомлинский о взаимообусловленности убеждений и чувств писал: «Нравственные убеждения, взгляды привычки - все это тесно связано с чувствами. Чувства - это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди».
Ведущими нравственными чувствами педагога являются:
•любовь к детям,
•профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка,
•терпимость,
•доброжелательность,
•доверие и уважение к учащимся.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Сегодня, как считает А.Ф. Никитин, нравственное чувство, которое К.Д. Ушинский называл чувством общественности, заменяется все больше чувством групповщины; люди - часто с детского возраста - приучаются оценивать себя, окружающее, происходящее с точки зрения не общенародных, а групповых, корпоративных интересов: уличной дворовой компании (неформального объединения), профессионального клана и т. д. Отсюда - релятивная нравственность: «что добро для них, зло для нас» и, наоборот, свобода от моральных соображений в выборе средств деятельности, нагнетание враждебности.
Согласны ли вы с мнением А.Ф. Никитина? Аргументируйте свой ответ. Можно ли таким образом добиться сплоченности подростков и выстроить общение между ними и педагогами на основе корпоративного неформального общения с учетом нравственных критериев?
ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ.Любовь - нравственное чувство. Она не скована нравственными оценками и этим отличается от дружбы. Любят «не потому что», а «несмотря ни на что». Характерной особенностью любви является абсолютное приятие другого человека. Любовь - одна из форм преодоления отчуждения человека от человека, и потому она признана вершиной нравственного отношения к человеку. Любовь понимается как умение сопереживать миру ребенка и умение видеть учащегося в перспективе его развития. Ю.П. Азаров верно заметил, что «сострадание, сочувствие, сопереживание - это то, без чего не может быть полноценного воспитания».
Ее специфическим содержанием является самоотверженность, самоотдача, духовная близость и взаимопроникновение. Главный вопрос жизни ребенка «Любите ли вы меня?» должен стать центральным педагогическим понятием в деятельности учителя. В педагогическом аспекте понятие «любовь к
детям» - это нравственно-эмоциональноечувство, показывающее степень развития нравственного сознания учителя. Любить ребенка - это значит уметь к вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь, уметь вслушиваться в настроения учащихся, уметь входить в тайные пласты детского общества и быть принятым ими, уметь своевременно разрешать противоречия школьной жизни. Об особенностях любви к детям есть множество мнений:
«Любовь заключает в себе множество добродетелей - терпимость, доброту, милосердие, понимание, заботу, сострадание и отвагу». (П. Вайнцвайг).
«Не чувствуешь любви к детям - сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не детьми». (Ф. Вигдорова).
«Безусловная любовь - это ваша неизменная любовь к подростку, даже если вам омерзительно его поведение». (Р. Кэмбелл).
Данное понятие проявляется на уровне сложившихся нравственных отношений с воспитанниками. Эти отношения должны характеризоваться такими качествами, как:
доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта,
взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
«Если педагог утрачивает способность любить ребенка - он утрачивает способность воспитывать». Согласны ли вы с таким утверждением Азарова Ю.П.? Аргументируйте свой ответ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|