Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет»
ЭТИКА– это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин «ЭТИКА» происходит от древнегреческого слова «ethos» (нрав, обычай, местопребывание, характер и др.)
Процесс формирования этики начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Впоследствии Аристотель (384322 гг. до н. э.), написавший такие работы, как «Никомахова этика», «Большая этика» и др., ввел в науку понятия «этика», «этический», чтобы обозначить ими группу добродетелей, относящихся к характеру человека, подчеркивающих мужество, уверенность, щедрость и другие качества личности. Науку, которая призвана изучать данные этические добродетели, Аристотель назвал ЭТИКОЙ. Так впервые появился этот термин в науке. Однако Аристотеля не следует считать первым «этиком». Еще до Аристотеля различными проблемами морали активно занимались Платон (428-348гг. до н. э.) и Сократ(469-399гг. до н. э.). Таким образом, и V веке до нашей эры этические учения начинают занимать важное место в духовной культуре, что явилось следствиемсоциально-экономическогои духовного развития человечества. Мыслители античности рассмотрели очень многие проблемы морали и создали тот культурный задел, который предопределил в значительной мере развитие этики в последующих столетиях.
Этика средних веков стала непосредственным преемником античной культуры(V-ХVвв.) Но во взглядах ученых этой эпохи (Иоанн Златоуст, Августин Аврелий, Фома Аквинский и др.) доминировали христианские догматы в связи с тотальным господством в обществе религии и церкви.
В относительно самостоятельную дисциплину этика выделилась в конце XVIII века. Причиной этому послужило то, что в реальной жизни мораль не существовала изолированно, ее принципы пронизывали все виды человеческой деятельности. Знание о морали формировалось в результате деятельности не только этиков, но и психологов, педагогов, социологов, историков, литературоведов и в ряде других наук, которые непосредственно касаются изучения человека [81].
Этическая мысль конца XIX и всего XX веков представляет собой довольно пеструю картину: она рассматривает вечные проблемы человека с
различных мировоззренческих позиций. Это глубоко раскрывается в духовных исканиях Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и др.
1.ЭТИКА - учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (Философский словарь).
ЭТИКА - это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни [17].
Однако есть и второе значение этого слова.
2.ЭТИКА - это нормы поведения, мораль человека какого-либокласса, общественной или профессиональной группы (Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1988).
Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики [92].
Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.
МОРАЛЬ(от лат. «moralis» - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др.). Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются
висторическом времени и социальном пространстве, т. е. в различные исторические эпохи у разных народов. Однако в морали должное не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей [84]. Специфика норм морали заключается в следующем:
• ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях,
• моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения отдельного человека.
НРАВСТВЕННОСТЬесть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - это единство внешней и внутренней культуры личности, одним из составных элементов которой является ЭТИКЕТ. Категории морали и нравственности, безусловно, оказывают влияние (и порой существенное) на характер РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
При этом большинство философов сегодня не поддерживают идею суще-
ствования какой-тоодной, единственно верной теории морали. В отечественной литературе последних лет специально подчеркивается, что недостаточно понимать мораль как форму общественного сознания или особый механизм регулирования поведения людей, что она является особым духовнопрактическим отношением человека к миру. Вместе с тем самые разные концепции морали при обращении к толкованию ценностей жизни оперируют общими понятиями добра и зла, долга и совести, справедливости, счастья и др. [17].
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (мораль)есть кон-
кретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии.
Можно говорить о специфической нравственности врача, юриста, учителя и т. д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует профессиональная этика.
Профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях подчас сложных, необычных.
ЭТИКЕТ(от франц. etiquette - ярлык, этикетка) - установленный порядок поведениягде-либо.Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет совпадает с общими требованиями вежливости [84]. Отсюда РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.
Этикет - явление историческое. Правила поведения людей изменялись с учетом условий жизни общества, конкретной социальной среды. Элементы этикетных норм поведения появились еще на ранних ступенях развития человеческого общества (например, определенные правила поведения рядового члена общества по отношению к вождю племени). Но большинство исследователей считают, что этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции: разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.
В русский язык слово «этикет» вошло в XVIII столетии при Петре I, когда устанавливались широкие культурные и политические связи России с другими государствами. В это время создавались особые руководства по этикету для молодых людей, в них подробно указывалось, как следует вести себя в обществе. В 1717 г. была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней давались советы молодым дворянам, как, соблюдая этикет, добиться успеха при дворе и в свете.
Основы же современного служебного этикета фактически были заложены «Генеральным регламентом» Петра I, где были заимствованы наиболее апробированные зарубежные этикетные нормы [17].
Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этическойиэстетической. Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т. д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.
Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в обществе. Знание норм этикета, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей. К соблюдениюэтикетных нормотносится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Многие правила этикета, особенно современного, практически совпадают с элементарной вежливостью. Не следует ли отсюда вывод, что человек, строго выполняющий требования этикета, является высоконравственной личностью? Аргументируйте свой ответ (при затруднении см. приложение №
1, п. 2).
2. Педагогическая этика как научная дисциплина
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА- это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя [109]. Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.
Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.
Педагогическая этика осуществляет эмпирико-описательную,теорети-
ко-философскуюи нормативную функции, которые взаимосвязаны и взаимо-
зависимы.
Основные задачи педагогической этики:
•исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,
•разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,
•выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учите-
ля,
•изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,
•исследование характера нравственных отношений учителя с учащими-
ся,
• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.
Основные методы исследования педагогической этики тождественны общенаучным методам: теоретический анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, анкетирование, социометрия, рейтинг и др. Схема понятий педагогической этики приведена ниже.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|