Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия всеединства В.С.Соловьева-





Особенности социально-гуманитарного познания. Понимание как одна из особенностей-

наука(понятие).Мир природы(естествознание) и мир человека(социально-гуманитарные-обществознание)- полюсы направленности знаний.Социальное познание-1. предмет-мир человека(а не вещь->субъективное измерение).2- предметные ценности(человеческие и культурно значимые)3-исследование качества а не количества.-анализ единичного на основе общего.4-отсутствие общепринятых парадигм(сложность обощений)5-диалог личностей(Понимание).-приобщение к существующим смыслам и смыслообразование.(в жизни-особенности понимания в общении)герменефтика-Гадамер-перенос понимания из одного мира в собственный.

 

39. Практика и творчество-(понятие)-практика-труд,дея-ть,опыт действия.чел познает мир не пассивно, а целенапр.воздействуя.В опред соц-культурном аспекте.-создание новых условий сущ-я.законы П.-законы матер.-го мира.формы-производство,преобразование природы,соц.действия,изменение соц.отношений,научный эксперимент.функции:1.источник познания(потребность практики)2.основа сознания(пронизывает познание).3. пракика-цель познания(направляет и рег-ет дея-ть)4. решающий критерий истины.Творчество- связано с познанием и практикой. форма сущ-я человеческого в человеке.высокая роль личности(отдает себя вовне и развивается сам).смысл затраченных усилий.(рождает настроения,воздей-ет на духмир).последствия- преобразование или появление нового.



 

30. Понятие бытия и материи.-Исходное понятие, на котором строится картина мира - «бытие».Бытие - все когда-либо существовавшее, нынесуществующее и будущее (т.е. мир в целом, универсум);- исходное начало и основание мира,сущность (т.е. Бог, Абсолют, Единое). Впервые проблема-Парменид, идея о неизменной сущности истинного бытия.Б- истинную реальность, гаран-щую стаб-ть, порядок и уст-ть. вселяло в людей уверенность, что порядок не разрушится по воле случая. -это первый аспект проблемы бытия. Второй- признание единства мира. человек думает об общности с др. людьми и с окр.миром.=общее для явлений мира.Все объединяются тем, что оно существует.-цельность мира, «бытие». общая основа -«субстракт» и «субстранция». Субстракт — то, из чего все сделано.«монизм».дуализм и плюрализм.В античности- начала мира -природные стихииПлатон, - бытием обладают материальные, но и идеальные объекты. истинное бытие(идей), чувств-ное бытие+бытие понятий в сознании. В средневековой христ. ф.-фии -истинное бытие (Бога) и неистинное (сотворенное Богом).В новое время -утратила актуальность, уступив проблеме человека.Но проявилось в «материя».-единственно сущ-шее –бытие мира и вещей, независимо от человека.Материалистическая ф. -несотворимость и неучтожимость материи- объективная реальность независимая от сознания и отображаемая им.взаимодействие вещей -основанием мира и гарантий его существования(материализм и наука).



33.Понятие и принципы диалектики.-античность(«диалог»).Сократ-метод обнаружения истины через столкновение против-ных т.зрения.Платон- логический метод,познание истинных сущ-й,идей.Ср.века-=логика.Новое время-Гегель-способ познания(против-жный метафизике).Мета-на рассудке,различные стороны предмета независимо,диалектика-единство против-жнстей.(понятие диалектики)Принципы- 1.всеобщей связи-(всеобщая связь предметов-есть жизнь мира)Связь — фил-я категория, выраж-я всеобщую зависимость, взаимообусл-ть между явлениями.2.- развития.-нет ничего завершенного-все на пути к иному.Отражение- мир многообразен, вечен, изменчив, временен, неоднороден, целостен

 

36. Сознание и самосознание-(сознание-высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга,заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности,предварительном мысленном построении действий,предвидении результатов,в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.)Оно активно,целенаправленно, творческо,реал-ся в дея-ти(форм-е замысла,идеи,цели).целеполагание-спец.для чел-ка-потребность в изменении мира.+функция переживания-опред.отношение к отражаемому.(интенция-напрв-ность сознания на объект-актуал.внимания)Намерения воплощ-ся из-за воли.В основе всех процессов-память.Тесно связано с проблемой самосознания-способность человека осознавать свои действия,чувства,мысли,мотивы поведения. связано с рефлексией-размышления личности о самой себе,своих мыслях,глубинных переживаниях и т.д.Самосоз-е-условие самосовершенствования(через рефлексию).через познание чел изменяется.Сократ-нужно познать и мир и себя.самого нельзя без соц.фактора-общение,отделение от др челов,соотнесения,оценки себя.самосознание включ в сознание- 1.предметное2.переживание3.само-…



 

 

Философия всеединства В.С.Соловьева-

Соловьеву были чужды и славянофильство, и западничество.Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия. Истинная суть человека есть живое осуществление такого всеединства, которое не только созерцает умом, но само действует в мире как вполне конкретный, но “новый духовный человек”.Об “истинности” христианства как осуществлении “всечеловечества”, объединяющем народы не только верой, но и “всемирным общим делом”, Соловьев, в частности, говорит во второй речи памяти Достоевского (1882). Главным окончательным условием такой Бесчеловечности является свобода, гарантом которой является Бог, совершенный человек Христос и “бесконечность души человеческой”.Эта установка определяет у него зависимость процесса познания от предпосылок структуры бытия, зависимость гносеологии от онтологии. Поэтому концепция Соловьева (и аналогичные теории) получили название“онтологической гносеологии”. То есть акт познания является развертыванием идеи воссоединения бытия: познание рассматривается здесь именно в качестве воссоединяющей активности, работы воссоединения, в итоге которой устанавливается актуальное единство познающего и познаваемого.Под смыслом какого-нибудь предмета, — писал Соловьев, — разумеется его внутренняя связь со всеобщей истиной. Идея “собирания” христианского общества в живое “всечеловеческое” единство как “внутренняя русская задача”, идея России, “снимающей” все противоречия между Западом и Востоком, сознание неразрывности, единства исторического процесса сохранялись и проповедовались Соловьевым до конца его дней. “Сцена всеобщей истории страшно выросла за последнее время и теперь совпала с земным шаром”, — писал он незадолго до своей смерти.

25. Философская антропология Н.А. Бердяева-В центре мировоззрения Бердяева стоит проблема человека. Он определяет человека как существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе противоположности, ибо оно принадлежит к двум мирам - природному и сверхприродному. Духовная основа человека не зависит от природы и общества и не определяется ими. Человек, по Бердяеву, есть загадка не в качестве организма или социального существа, а именно как личность. Понятие личности он отличает от понятия индивида. Индивид - категория натуралистическая, это - часть рода, общества, космоса, то есть в этой ипостаси он связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая категория, а этическая и духовная. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть и нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей и т. д., но не в этом ее суть. Иными словами, личность - это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности - в ее абсолютной незаменимости, в ее однократности и несравнимости. Личность призвана совершать самобытные, оригинальные творческие акты. Центральное место в познании духа Бердяев отводит этике. Он считает, что в истории человечества сложились два основных типа этики: этика закона (в дохристианской и социально-обыденной формах) и этика искупления (христианская мораль).Этике закона Бердяев противопоставляет этику творчества, которую называет теоандрической (богочеловеческой). Новое в этике творчества заключается в том, что она утверждает приоритетную ценность индивидуального и единичного.

31. Пространство и время-Субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Концепция реляционная. Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства. В этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания — движущейся материи — указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от другаОсновное философское значение теории относительности состоит в следующем: 1. Теория относительности исключала из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциальной трактовки пространства и времени как самостоятельных, независимых от материи форм бытия.

2. Она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущаяся материя. Сам Эйнштейн, отвечая на заданный ему вопрос о сути теории относительности, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы пространство и время».
3. Теория относительности нанесла удар субъективистским, априористским трактовкам сущности пространства и времени, которые противоречили ее выводам. .

40.Роль формальной логики в познании.Формальная логика — это наука, исследующая основные формы мышления: понятие, умозаключение и доказательство.IV в. Аристотель.Получила развитие в Новом времени.Применение неизбежно- мыслительные процессы-процессы логические(форма самого мышления-основа любого теор. мышления).Практич.польза-средства для анализа мыслит.процессов,оценки корректности рассуждений(цель-рефлекс оценки рассуждений,не доказывает истинность).По своим основаниям формальная логика является философской наукой, в ней формируется знание о всеобщих законах мышления и исследуются всеобщие формы доказательства, принципы индуктивного рассуждения и рассуждения на основе аналогий.Закон тождества:всякая мысль в процессе рассуждения должна оставаться тождественной самой себе. (Аристотель).Этот закон не запрещает нам изменить содержание наших понятий и суждений. Он требует лишь чтобы мы фиксировали и отмечали такие изменения. Закон противоречия:два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере одно из них ложное. Соединение противоположных суждений дает противоречия. Данный закон говорит нам, что противоречие не может быть истиной. Противоречие возникает лишь тогда, когда в одном и том же мы что-то утверждаем и одновременно отрицаем в одно и то же время в одном и том же отношении.Закон исключенного третьего:из двух противоречащих друг другу суждений одно обязательно верно. Иначе говоря, если перед вами два противоречащих друг другу суждения, то истина содержится в одном из них. Не нужно искать ее где-то еще, третьего не дано.Закон достаточного основания: в науке и в философии мы, как правило, стремимся к тому, чтобы наши суждения были обоснованными. «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение — справедливым, без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» - Лейбниц (XVII)

 

 

42. Проблема истины.Непосредственной целью познания в любой форме является истина, путь к которой сложен и противоречив. Ее постоянный спутник, а не случайное отклонение, - это заблуждение.Заблуждение — это знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.Заблуждение затрудняет познание истины, но оно неизбежно. Заблуждения многообразны по форме (научные, эмпирические, религиозные и т.д.). Заблуждения следует отличать от лжи и ошибок.Лож — преднамеренное искажение истины, передача заведомо ложного знания.Ошибка — результат неправильных действий, а не характеристика знания.Со временем заблуждения преодолеваются или превращаются в истинное знание.Истина — это знание, соответствующее своему предмету.Признаки истины:Объективность - конечная обусловленность истины с реальной действительностью, практикой, и независимость знания от конкретных людей.Однако истина не является свойством материальных объектов, она характеризует наше знание о них.Субъективность. — будучи объективной по внешнему материальному содержанию истина субъективна по форме, потому что ее познают люди, которые выражают ее в определенных понятиях, законах и теориях. (напр, всемирное тяготение было всегда, но в кач-ве закона открыто Ньютоном).Так как мир находится в состоянии непрерывного развития, то и объект познания меняется. Вместе с ним меняется и соответствие между объектами и нашими знаниями. Т.е. истина — процесс. Для характеристики этой стороны истины применяются понятия абсолютности(выражается устойчивость истины) и относительностью (выражает изменчивость истинного знания).Абсолютность — абсолютная истина понимается в 3х значениях:- полное и исчерпывающее знание о действительности в целом — недостижимый гносеологический идеал.- элемент знания, который неопровержим и в будущем- знание, верное для определенных условий.Относительность истины в ее неполноте, незавершенности, возможности углубления, уточнения по мере развития практики и познания.Все эти признаки характеризуют не разные сорта истины, а одно и то же истинное знание с разных сторон. Кроме того выделяют такие свойства истины, как непротиворечивость с точки зрения формальной логики, конкретность(зависимость от конкретных условий/места/времени), способность к самокритике, простота, эвристичность(способность к саморасширению знаний). ?..

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.