Сделай Сам Свою Работу на 5

Моль. 3 типа людей: -известн; -не оч известн; -усредненное больш-во.





Религия – это особая форма осознания мира, обусл верой в сверхъестественное, вкл в себя свод моральн норм и типов поведения, обрядов, культов и объединения людей в организации.

Ф-ии: - объедин/разъедин; - ценностная; -развлекательная.

Исключительно важная роль в ценностно-нормативной системе религии принадлежит религиозной символике. Все религиозные действия, связанные с отправлением религиозного культа, проведение церковной службы и молитвы, различные обряды и празднества обязательно происходят с использованием религиозной символики. Ее художественное оформление призвано служить, с одной стороны, символом того священного мира, с которым соприкасается верующий во время культовых действий, а с другой - призвано вызвать у верующих соответствующие религиозные чувства и настроения. Характерной особенностью религиозных образцов поведения и действия, резко отличающей их от нормативных образцов поведения в других сферах человеческой деятельности, является преобладание в них эмоционально-аффективных моментов.

 

3. Культура как фактор развития общества

Культура- все то, что окружает человека, что в самом человеке и что на нем.



Фрейд. К. - то, чем чел жизнь возвышается над своими биологическими обстоятельствами и чем отл от жизни животных.

Культура понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Развитие общ-ва напрямую зависит от ур-ня культуры. Культура образует общество, т.е. его быт, процессы жизнедеят-ти, нормы (цивилизация).Культура выступает как важный фактор социальных изменений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы. Современные западные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации. Образует материал(ср-ва пр-ва, орудия труда) и духовн культуру.(напр на дух развитие общ-ва, ценности, знания).

4. Культурные универсалии. Заимствование в культуре

Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т. д.



Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем – в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры.

Культурные заимствования
Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, чем независимое изобретение. Их относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой.
Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни.
Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что: а) является близким его собственной культуре, т. е. то, что смогут понять, оценить и использовать аборигены; б) принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами; в) отвечает внутренним потребностям данного этноса, т. е. удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и культурные комплексы, имеющиеся в его распоряжении.
Распространенным примером престижного заимствования служит мода.



 

5. Критерии типологизации культуры

Типологизация есть группировка социокультурных объектов по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа. Результатом типологизации является типология культуры, под которой следует понимать систему выделенных типов культур. В этом плане "идеальный тип" культуры М. Вебера — это не тип культуры, существующий наряду с другими, а характеристика любого типа культуры в его идеализированной форме.

Сами основания (критерии) как общезначимые характеристики для выделения разных множеств, типов культур могут быть различными. Это могут быть: этнографические критерии (в качестве которых могут выступать быт, хозяйственный уклад, язык и др.); пространственно-географические критерии, лежащие в основе региональной типологии культур: западноевропейская, латиноамериканская, дальневосточная, африканская, сибирская и т.д.; хронологическо-временные, обусловливающие выделение таких типов культур, как: культура первых людей (древняя или первобытная культура); античный тип культуры; культура Средневековья; культура Возрождения; культура Просвещения; культура Нового времени; модернистская культура; постмодерн и т. п. В качестве критериев для выделения типов культур могут выступать ценностные ориентации, приоритетность тех или иных ценностей.

 

6. Типология личности. Социокультурный анализ

Социальный тип личности- продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии существуют различные варианты социокультурной типологии личности. М. Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия, а точнее степень его рациональности, К. Маркс-формационную и классовую принадлежность.
Для Э. Фромма социальный тип личности - это форма связи индивида и социума, „ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отли-чие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры”. Зна-чение соц.характера, по Фромму в том, что он позволяет наиболее эффектино приспособить-ся к требованиям общества и приобрести чувство безопасности. Фромм выделяет рецептив-ный(пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный соц.характеры.

Моль. 3 типа людей: -известн; -не оч известн; -усредненное больш-во.

Системн подход выделяет гениал личность, талантливую и одаренную.
Социологи выделяют такие типы личности:
1. Традиционалисты –ориентированы на ценности долга, порядка, дисциплины, такие качества, как креативность, самостоятельность, стремление к самореализации неразвиты.
2. Идеалисты- сильно выражены: критическое отношение к традиционным нормам, неза-висимость, пренебрежение авторитетам, установка на саморазвитие.
3. Фрустрированный тип личности- характерна низкая самооценка, угнетение, подавлен-ность, ощущение выброшенности из потока жизни.
4. Реалисты- сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответст-венности, скептицизм с самодисциплиной.
5. Гедонисты- ориентированы на удовлетворение всех потребительских желаний, это пого-ня за «наслаждениями жизни».
В социологии также принято выделять модальный, идеальный и базисный типы лично-сти. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип - не привязан к конкретным условиям, это как «пожелание на будущее». Базисный тип-тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

7. Массовая культура. Функции и особенности

Массовая культур, культура большинства — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современномобществе. Она включает в себя такие явления, как СМИ, спорт, кинематограф, музыка (включаяпоп-музыку), массовая литература, изобразительное искусство и т.д.

Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения. Основные особенности массовой культуры: общедоступность, тиражируемость, занимательность, пассивность восприятия (посмотрел и все…), коммерциализирована.

Другая важнейшая функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха.

 

8. Инкультурация и социализация. Фазы и этапы.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

По своему содержанию социализация - это двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом исторического опыта, знаний, ценностей, норм, а с другой стороны - в их усвоении индивидом. Социализация играет огромную роль как в жизни общества, так и личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив существующие в данном обществе ценности и нормы поведения, смогла реализовать себя, проявить свои способности и таланты.

Инкультурация - это процесс усвоения человеком основных элементов культуры: ценностей, норм, символов, традиций.

Термин "инкультурация" был введен М. Херсковицем в работе "Человек и его работа. Наука культурной антропологии" (1948). Понятия "социализация" и "инкультурация" во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм какого-либо общества. В результате инкультурации человек способен, свободно ориентироваться в окружающей его социальной среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, находить взаимопонимание с другими людьми. Этими качествами человек данной культуры отличается от представителей других культур. В результате социализации человек становится полноправным членом общества, свободно выполняя требуемые социальные роли.

По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы:

 

· Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

· Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

· Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Основные этапы социализации личности:

· Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

· Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла.

На каждой стадии жизненного цикла процесс инкультурации характеризуется своими результатами и достижениями. В зависимости от этих достижений обычно выделяют две основные стадии инкультурации — начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую два других периода.

Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной со-циокультурной жизни.

Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия.
Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время.

 

9. Субкультурный подход к исследованию культуры

Весьма содержательную трактовку народной культуры в рамках социологического подхода предлагает К. Б. Соколов. Исследователь исходит из того, что одной из основных функций традиционной культуры является утверждение определенной картины мира. считает необходимым исследовать фольклор с точки зрения теории субкультурной стратификации. создание «каждой культурой» и «каждым социальным слоем» близкого им искусства и, соответственно, о существовании в каждом социуме различных культур, обслуживающих определенный класс, а также на субкультурную концепцию М. С. Кагана. Автор отмечает существенное усложнение субкультурной структуры современного города, включающей десятки субкультур разного рода. При этом у каждой субкультуры формируется особая картина мира и особый образ жизни, воплощаемые своеобразным фольклором.

 

10. Социальная адаптация и интериоризация

Процесс социализации личности осуществляется в двух фазах: социальной адаптации и интериоризации.

Социальная адаптация означает вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней с помощью различных социальных средств.

Для этой фазы характерны:

1) восприятие норм и ценностей новой социальной среды

2) активность в новой социальной среде, приспособление к требованиям и правилам общества (группы).

Показателями успешной адаптации являются: достижение индивидом высокого социального статуса в данной среде, а также, его удовлетворенность новой средой в целом и ее отдельными элементами: характером своей деятельности, морально-психологической атмосферой в коллективе и т.д.

Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - это процесс усвоения индивидом выработанных обществом и различными группами норм, ценностей, установок, представлений, стереотипов и перевод их во внутренний мир, закрепление в своих признаках и качествах. Компоненты сознания и мировоззрения общества или общности становятся элементами сознания мировоззрения индивида, духовной основой его активности.

11. Универсальный линейный подход в объяснении культурно-исторического процесса

Эволюционистский подход. В его основе лежит идея единства культурно-исторического процесса. Культура человечества развивается через последовательную смену периодов, этапов, эпох, которые являются основными типами культуры. Везде эти этапы были одни и те же, хотя возможны отставания отдельных регионов. Развитие мировой культуры — универсальный непрерывный поступательный прогресс, который совершается от бессвязной однородности к согласованной разнородности через дифференциацию и интеграцию

Прежде всего, следует отметить, что линейная схема представлена в разных вариантах, начиная от схемы истории у Августина Блаженного. Линейный исторический процесс есть одновременно моральный прогресс – движение от грехопадения первого человека к обретению людьми благодати и нравственного совершенства.

Гегель. Исторический процесс он представлял как самораскрытие мирового духа, как прогрессивное движение человечества к осознанию свободы.

Безусловно, огромно значение работ Л. Г. Моргана, который выводил три ступени развития человеческой культуры: дикость, варварство, цивилизацию.

12. Ценности, обычаи, традиции как элементы культуры

Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.

Социальные ценности являются продуктом взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о справедливости, добре и зле, смысле жизни и т. д. Каждая социальная группа выдвигает, утверждает и защищает свои ценности. В то же время могут быть и общечеловеческие ценности.

Обычаи означают исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Это своего рода неписаные правила поведения. К их нарушителям применяются неформальные санкции – замечания, неодобрение, порицания и т. д. Обычаи, имеющие моральное значение, образуют нравы.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Традиции являются объединяющим началом, способствуют консолидации социальной группы или общества в целом. В то же время слепое следование традициям порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе определенные нормы и ценности. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу, погребение, отпевание и т. д. Сила обрядов заключается в их эмоционально-психологическом воздействии на поведение людей.

13. Концепция осевого времени Ясперса

Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до нашей эры.

По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций.

в осевое время происходит появление и широкое распространение представлений о том, что общество со временем изменяется, что «должное» не совпадает с «сущим», что возможно более справедливое социальное устройство и что его можно достичь, приложив для этого определенные сознательные усилия; оформляются многообразные социальные идеалы; появляются, распространяются и развиваются организационные формы, в рамках которых ведется деятельность по претворению этих идеалов в жизнь, сразу как минимум во всех «центрах» осевого времени (Греции, Риме, Палестине, зороастрийском Среднем Востоке, Индии, Китае). Именно с этой эпохи социальную эволюциючеловечества (по крайней мере той его части, которая тем или иным образом, прямо или косвенно прошла через осевое время) никак нельзя уже рассматривать как полностью (или почти полностью) естественноисторический процесс, обусловленный (даже в конечном счете) только или почти только одними объективными материальными факторами.

 

14. Этические проблемы культуры

КУЛЬТУРА И ЭТИКА” (Kultur und Ethik.Münch.-Bem, 1923) — основное философское произведение А. Швейцера

Швейцер связывает кризис европейской культуры с превалированием материального прогресса над духовным, общества над индивидом; основную причину упадка он видит в утрате этических идеалов.

Швейцер выделяет три варианта этики: 1) этикаразумного удовольствия, свойственная античному мышлению; оценивается как совершенно неудовлетворительная, т. к. она игнорирует существенный для морали факт самоотречения; 2) этика самоотречения, получившая развитие в Новое время; ее основной недостаток связан с неспособностью объяснить, почему индивид жертвует собой ради других; 3) этика самосовершенствования, представленная именами Платона, Спинозы, Фихте, Шопенгауэра и др.; была ближе всех к истине, однако не смогла раскрыть нравственную основу самосовершенствования.

15. Концепция локальных культур (Тойнби, Шпенглер)

Шпенглер рассматривал локальные культуры специфическим образом. Шпенглер заявил, что рассматривать культуру как оппозицию к природе нельзя, локальные культуры - это своеобразные живые организмы и их изучать надо аналогично тому, как изучаются отдельные элементы природы. Можно обозначить узловые пункты их развития:

  • Рождение
  • Расцвет
  • Гибель

Все локальные культуры смертны, никто не оказывается исключением, и человеческие культуры тоже. В среднем каждая локальная культура живёт - 1000 лет. Культура и цивилизация для Шпенглера совершенно разные образования. Можно на основе этих трех пунктов выделить два этапа в развитии культур:

1. От рождения до расцвета - культура.

2. От расцвета до гибели - цивилизация.

По мнению Шпенглера локальная культура может полностью называться культурой лишь на 1-ом этапе, так как она постоянно создаёт новые культурные формы. Все локальные культуры абсолютно "герметичны" к друг другу, они независимы. Никакой преемственности между культурами нет, отсюда следует, что единой человеческой культуры никогда не существовало. Каждая локальная культура полностью обособлена.

Тойнби описывал историю человеческого общества не прямой линией прогресса, а представлял в виде ряда цивилизаций, каждая из которых возникает, развивается, а затем деградирует и погибает. Тойнби утверждал, что цивилизации взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга.

В истории человечества, по Тойнби, насчитывается от 21 до 30 культур (цивилизаций), которые разделяются на три поколения:

1. Первое поколение - примитивные, маленькие, бесписьменные культуры с односторонней специализацией, приспособленные к жизни в конкретной географической среде. Надстроечные элементы (государственность, образование, церковь, а тем более наука и искусство) в них отсутствуют. Правит обычай. Эти культуры размножаются и гибнут стихийно, если не перейдут в цивилизацию второго поколения.

2. Вторичные цивилизации: египетско-шумерская, минойская, китайская и южноамериканская. Динамичны, с большими городами и главенствующей ролью творческих личностей. Для того, чтобы они появились, необходима комбинация множества причин (ни расовый тип, ни среда, ни экономический строй сами по себе не играют решающей роли в генезисе цивилизаций); некоторые культуры так и не переходят на этот уровень (например, общества полинезийцев и эскимосов).

3. Третье поколение - современные цивилизации - рождаются на основе церквей из вторичных цивилизаций. На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые): 1) западная христианская, 2) православная христианская, 3) исламская, 4) дальневосточная, 5) индуистская.

Каждая цивилизация проходит следующие стадии цикла: «возникновение» и «рост» - относятся на счет энергии «жизненного порыва»; «надлом», «упадок» и «разложение» - связаны с «истощением жизненных сил». Не все цивилизации проходят все фазы цикла: некоторые останавливаются в развитии, другие порождают дочерние цивилизации. Каждая цивилизация проходит свой уникальный путь развития. Этим Тойнби объясняет различие цивилизаций.

16. Культурная картина мира, этноцентризм: понятие, сущность

КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА- совок национальных знаний и представлений о ценностях, о нравах, нормах, менталитете собственной культуры и культур других народов.Мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Ее содержательной основой является система ценностных ориентаций данной социальной общности (понимание ею добра и зла, счастья, справедливости и т.п.), ее представление о времени и пространстве, мироздании и т.д. Ядром культурной картины мира является менталитет.

Этноцентризм - механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своейэтнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона. При контактах с другими культурами большинство людей су­дят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца! и критерия культурные ценности собственного этноса. Чаще всего этноцентризм под­разумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правиль­ная, превосходящие все другие, которые, таким образом, недооцениваются. Все, что отклоняется от норм, обычаев, системы ценностей, привычек, типов поведения собственной культуры, считается низкопробным и классифицируется как неполноценное по отношению к своему.

 

17. Типология культуры в марксистской социологии

Марксистский подход к типологии культуры связан с эволюционизмом и европоцентризмом. Однако К.Маркс выделяет различные культурные типы на основе социально-экономических критериев, что нашло отражение в понятии общественно-экономической формации. Исходя из убеждения, что экономическая жизнь общества (и прежде всего отношения собственности) порождает духовное (культурное) своеобразие эпохи, К.Маркс выделяет такие формации как первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Основные принципы существования формаций по Марксу:

1. Никакая отдельно взятая страна, культура или общество не может составлять общественную формацию, но только совокупность многих стран;

2. Тип формации определяется не религией, искусством, идеологией и даже не политическим режимом, а ее фундаментом – экономикой;

3. В самой экономике надо выделить центральный элемент, чтобы догадаться, к какой формации принадлежит ваша или соседняя страна;

4. Таким элементом выступают производственные отношения, а в них – отношения собственности;

5. Надстройка всегда вторична, а базис первичен, поэтому политика всегда будет только продолжением экономических интересов страны (а внутри нее – экономических интересов господствующего класса);

6. Все общественные формации, выстроенные в последовательную цепочку, выражают прогрессивное восхождение человечества от низших ступеней развития к высшим;

7. Если в жизнь страны не вмешиваются чужеродные факторы, то она, или представляемое ею общество, в своем развитии должны пройти все ступени, не перепрыгивая и не пропуская ни одной формации.

 

18. Первые религиозные верования

Теория промонотеизма (Лэнг)-гипотеза происхождения религии, согласно которой изначальной формой религиозности у всех народов является монотеизм, впоследствии утраченный и выродившийся в другие, немонотеистические формы религии.[1] Концепция противоположна эволюционному подходу в изучении религии, согласно которому религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затеманимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм.

Анимизм (Илиаде) – существование духов Дух борьбы. Дух любви, ненависти. Дух согласия. Коллективный дух(отраж типичн черты народа). Объективирован дух (в философии, науке, искусстве).При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение, животное, наделяемые мистическими и сверхъестественными свойствами. Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта. Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.

Вступление человечества в эпоху цивилизации знаменовалось возникновением гораздо более сложных типов религиозных систем. Создание социально стратифицированных обществ сопровождалось формированием политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система. Согласно греческой мифологии, миром управляют множество богов, каждый из которых покровительствует определенным сферам жизнедеятельности человека.

Другим известным типом религиозных верований выступает монотеизм, возникший в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (У1-У вв. до н.э.), христианства (I в.) и ислама (VII в.). Для них характерно стремление объединить в одной вере людей различных социальных групп, государств и национальностей. Монотеизм означает веру в единого бога как высшее духовное существо хотя в трех мировых религиях существуют разнообразные вариации в отправлении религиозного культа и толковании единобожия. В христианстве, например, бог един в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух.

19. Западный и восточный типы культур (сравнить)

1. Западные и восточные культуры различаются динамикой развития. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур. Восточные цивилизации до XIX века оставались замкнутыми, локальными, традиционными, изменялись медленно, эволюционно. Сегодня восточные культуры модернизируются под влиянием западного опыта. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него.

2. Западная традиция подчеркивает активное отношение человека к внешнему миру. Деятельность человека понимается как направленная вовне, на преобразование предметов. Поэтому для западной культуры характерен ускоренный прогресс техники и технологии, быстрое изменение предметного мира. Восточная культура более ориентирована на самого человека, его духовное совершенствование. А отношение к внешнему миру довольно пассивное. В отличие от западной восточная культура скорее предпочитает доктрину "недеяния" во внешнем мире, уход в себя. В рамках восточной традиции возникает идея о поиске нирваны как подлинного смысла бытия, которая предполагает отрешенность от внешнего мира, отсутствие страсти, жажды жизни. Итак, если западная стратегия развития - изменение среды обитания, восточная стратегия - изменение самого человека.

3. В рамках западной и восточной культур различным было отношение к природе. В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. "Природа - мастерская, и человек в ней работник". На Востоке от-ношение к природе было более созерцательным, трепетным и как показала историческая практика - более мудрым. Считалось, что чело-век должен максимально скоординировать свое поведение с законами природы, космоса. Он не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней. Восточное искусство также отличала близость к природе.

4. Западная и восточная культура различаются пониманием человека и его отношением к обществу, государству. В европейской культуре сформировалось понимание человека как автономной, независимой личности, наделенной естественными правами (данными от рождения), которые должно гарантировать государство. В отличие от Запада на Востоке всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства, воспитывалось преклонение перед властью. Для восточных обществ характерны значительная роль государства и коллективистские традиции.

5. Западная и восточная культура отличаются отношением к возможностям разума. В западной культуре ведущей, преобладаю-щей была рационалистическая тенденция, отдававшая приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению. Она проявлялась во всех видах культуры: науке, философии, искусстве. Восток же более тяготеет к образному, ассоциативному мыш-лению, интуитивному познанию. И этим объясняется традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу, самовнушению. Главными факторами художественного творчества считались вооб-ражение, интуиция, озарение, просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном; постижение скрытой красоты, которое требует сосредоточенного, неспешного созерцания.

20. Понятие культура, функции

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.