Сделай Сам Свою Работу на 5

Маунт-Альберт, улица Грибблхерст, 67.





Вернувшись в храм — то же самое двухэтажное здание на окраине, которое Прабхупада посещал три года назад — преданные бросились заканчивать последние приготовления, готовить и убирать. Совсем недавно храм был основательно отреставрирован. Большинство преданных не спали последние три дня. Снаружи здание почистили сжатым паром и заново покрасили, на участке навели порядок и посадили молодые деревья и кустарники. Преданные переделали алтарь, вычистили и переоборудовали кухню, построили новую вьясасану. Более всего капитальный ремонт коснулся апартаментов Прабхупады — из холодного, мрачного помещения с бетонными стенами получилась весьма удобная, уютная комната. Лакированный пробковый пол был устлан мягким теплым ковром. Стены сделали бледно-голубыми с золотой отделкой — как нравилось Прабхупаде.

Рой — энергичный молодой новичок — смастерил для Прабхупады столик для прасада и помог установить удобную кровать, оборудовать ванную и развесить по стенам вайшнавские картины в рамках. В последнюю минуту преданные помчались покупать для Шрилы Прабхупады книжный шкаф и серебряный столовый прибор. Когда они, валясь с ног от усталости, наводили окончательный лоск, к парадному входу храма подъехал автомобиль Прабхупады.



Стоял холодный, промозглый вечер. Начиналась зима, и земля была влажной от недавно прошедшего дождя. Выйдя из автомобиля, Прабхупада заметил группу длинноволосых юношей, которые, стоя на некотором расстоянии, пели харе-кришна-мантру на медленную, меланхолическую мелодию.

Джита-Гириша, молодой храмовый брахмачари начал свою киртану. Он запел «Джая Прабхупада! Джая Прабхупада!», подпрыгивая, словно щенок, приветствующий своего хозяина. Прабхупада улыбнулся ему. Видно было, что ему нравится неподдельный энтузиазм молодого преданного. Прабхупада поднялся по ступенькам крыльца и вошел в парадную дверь. Даршану Божеств получить было нельзя: слишком поздно, и Прабхупада направился прямо в свою комнату. Он медленно поднимался по лестнице, а преданные столпились внизу, в вестибюле. На площадке Прабхупада остановился и, повернувшись, некоторое время созерцал киртану. Стоило ему улыбнуться, и киртана словно взлетела, караталы, гонги, тяжелые медные тарелки и юные голоса слились в одном ликующем crescendo. Прабхупада дошел до верха лестницы и, обернувшись в дверях свой комнаты, одарил певцов широкой улыбкой.



После короткой церемонии омовения стоп теплой водой с лепестками роз Прабхупада оглядел свою заново обставленную и отремонтированную комнату. Бросив взгляд в угол, он нахмурился и вопросительно поднял брови. Там, на полу была расстелена ткань, а на ней высокими стопками лежали тома Шримад-Бхагаватам и Чайтанья-чаритамриты. Он повернулся к Рама-дасу:

— Что делают на полу эти книги? — спросил он.

Рама-дас попытался объяснить. Книжный шкаф имеется, сказал он, но его купили только сегодня после обеда, и на нем еще не просох лак. Двое преданных даже не поехали сегодня в аэропорт: оставались в храме, чтобы высушить его вентиляторами, но ничего не получилось.

— Ничего страшного, несите его сюда, — велел Прабхупада, и липнущий непросохшим лаком шкаф был тут же принесен в его комнату.

— Заполняй его, — сказал Прабхупада.

Рама-дас направился к книгам. И тут его молнией поразила мысль, что полки шкафа далеко не так высоки, чтобы на них поместились книги.

Рама-дас: Я сделал жалкую попытку оправдаться. «Книги не поместятся туда, Шрила Прабхупада». Прабхупада спокойно повторил свой приказ: «Ставь книги в шкаф». Я нервно схватил книги и стал складывать их стопкой, одна на другую. Прабхупада остановил меня. «Нет, — сказал он. — Никогда не клади книги стопками». «Но, Шрила Прабхупада, — начал оправдываться я, — я не могу поставить их в шкаф».



Шрила Прабхупада подошел ко мне вплотную и взял у меня из рук книги. «Надо вот так», — сказал он. Он поставил книгу на ее длинную сторону, переплетом вверх и задвинул в полку. Она легко вошла. Я подавал ему книги, а он тем же манером ставил их на полку. Потом он сказал, что хотел бы чего-нибудь поесть.

Преданные почему-то решили, что после ночного перелета Прабхупада не будет голоден. Это была ошибка. Рама-дас ринулся вниз по лестнице, чтоб организовать какой-нибудь прасад. Пока распаковывали сумки Прабхупады, внизу продолжалась киртана. Харе-Рама, молодой брахмачари, который во время встречи Прабхупады играл на гитаре, вел теперь киртану на другую — нежную, красивую мелодию. Через некоторое время Прабхупада попросил пригласить всех преданных наверх.

Через несколько минут комната была набита до отказа. Прабхупада сидел за своим низким столиком. Позади него на подставке стояло цветущее деревце Туласи в красивом горшке. Прабхупада некоторое время ласково говорил с преданными, особо подчеркнув великую ценность человеческой формы бытия. Именно сейчас, поднявшись над животными формами, нужно прилагать усилия к тому, чтобы продвигаться все выше и выше, пока не встретишься с Кришной лицом к лицу.

К несчастью, лидеры современного общества фактически вводят своих граждан в заблуждение, потому что не учат этому возвышению.

— Это мошенники, так называемые лидеры, гуру и другие, они не знают, в чем состоит цель человеческой жизни. На те видух. Они ничего не знают, кроме каких-то вымышленных теорий: «Я — бог», «Я — то», «Я — это». Ведь это вопрос здравого смысла: «Если я Бог, то почему я нахожусь под влиянием материальной природы?» А? Приходит какой-то мошенник и заявляет, что он Бог. Если ты Бог, то почему ты стал псом? А они говорят: «Это лила».

Преданные рассмеялись.

— Вы только посмотрите. Бог приходит, чтобы явить свою лилу, став псом, и Его бьют. День и ночь Он голодает, и приходит к дверям вашего дома, чтобы попросить какой-нибудь еды, а вы бьете Его. Он, видишь ли, являет Свою лилу. Вы только посмотрите, какие глупые негодяи! И так оно и продолжается. Не поддавайтесь влиянию таких мошенников.

Прабхупада процитировал известную песню Нароттама-даса Тхакура. Хари хари бипхале джанама гонаиру — О, Господь, я просто потерял время. Почему? А вот почему: манушья джанама паийяб радха кришна на бхаджийяб джанийя шунийя биша кхаину — Я получил это человеческое тело. Оно предназначено для осознания Кришны и игр Кришны и Радхарани, Радха-Кришны. А я совсем об этом не думаю. Это означает, что я сознательно выпил яд.

— Единственное, что я хочу вам сказать, — сказал Прабхупада, — это что Движение сознания Кришны — самое научное движение, способное уберечь человеческое общество, каждого человека, от возвращения в круговорот рождения и смерти. Мы вечны. Люди погружены в такую непроглядную тьму, что уже не знают, в чем цель человеческой жизни. Каждый выдумывает какой-нибудь вздор. А вы, по счастью, приняли Сознание Кришны, так воспользуйтесь же своей жизнью как дОлжно.

Прабхупада напомнил преданным, что у них есть огромный запас литературы.

— Прочитайте книги, усвойте их и сделайте свою жизнь совершенной. — Он оглядел комнату. — Мы опубликовали новую книгу, «Нектар наставлений», — он поднял книгу и показал ее всем. — Вы уже видели?

Преданные отозвались радостными возгласами.

— Я очень рад вас видеть. Вы такие энтузиасты. Да вы и должны быть энтузиастами. Чтобы усиливать и улучшать преданное служение, необходим большой энтузиазм. Это первое дело. Не будьте унылыми. Энтузиазм и терпение. И — нишчайят. Нишчайят — это твердо убежденный. «Да, несомненно я встречу Кришну и вернусь к Нему, домой, к Богу». Но вы должны исполнять предписанные обязанности. Сато вриттех. Вы должны быть очень честными и — садху-санге — находиться в обществе преданных. Если мы следуем этим шести принципам, успех обеспечен.

Прабхупада предостерег от шести вещей, которые отравляют преданность. Слишком много есть или накапливать сверх необходимого — первая из них.

— Конечно, для проповеди мы нуждаемся в разных вещах, но мы должны брать только то, в чем действительно нуждаемся, а не копить деньги в банках и использовать их потом на какие-то другие цели. Такой вид накоплений опасен.

Вторая опасность, говорил Прабхупада, это праяса.

— Праяса — это приложение слишком больших усилий для достижения каких-либо целей. Наша жизнь должна быть очень простой. Мы должны жить так просто, чтобы у нас оставалось время на сознание Кришны. Поэтому нам не следует затевать какие-то трудновыполнимые проекты.

— Затем праджалпа. Бессмысленные разговоры о политике, обман, спекуляции, разговоры о том о сем. Нет. Будьте серьезными. Не болтайте попусту, не теряйте время.

Прабхупада описал последние три препятствия.

Ниямаграха. Ниямаграха — это значит не принимать регулирующих принципов, нияма аграха. Аграха — это неприятие. И ниямаграха означает также: «Я исполняю все регулирующие принципы — лучше некуда, но не вижу за ними, прогрессирую я или нет». Затем, лаульям, алчность, и джана-сангах, общение с непреданными, с нежелательными людьми. Вот этих шести вещей надо избегать. А первые шесть, о которых я говорил в начале, надо принимать. Тогда прогресс нам обеспечен, мы никогда не совершим ошибки.

Прабхупада завершил свою глубокую приветственную речь призывом к своим ученикам прочитать новую книгу «Нектар наставлений».

— Там все есть, — сказал он.

Прабхупада откинулся на мягкий валик и стал говорить о том, как ему понравилась Новая Зеландия.

— Здесь есть все — коровы, трава — все природные ресурсы, необходимые для сознания Кришны. Вам повезло, что вы живете в такой хорошей стране. Все вы очень удачливы. Я прошу вас только об одном. — Прабхупада оглядел комнату, и по его лицу можно было понять, что его просьба очень и очень серьезна. — Ничего не выдумывайте.

Рама-дас протиснулся сквозь толпу, балансируя серебряным подносом, на котором лежали несколько пури и влажное овощное блюдо. Прабхупада, совершенно спокойно и почти безотчетно принялся есть.

Джита-Гириша: Прабхупада был совершенно расслаблен и трансцендентен. Он изящно брал кусочки пури, заворачивал в них немного сабджи и закидывал в рот. Это было что-то невероятное. Я никогда в жизни не видел, чтобы кто-нибудь так ел. Какая выдержка, какое самообладание! И он ни разу не прикоснулся пальцами к губам. Он слегка закидывал голову назад и изящно ронял кусочки в рот.

Это было так изысканно и аристократично. Так мог бы есть царь или полубог. Самое удивительно было то, что для него, казалось, не было ничего более естественного, чем сидеть вот так, и молча есть, не ощущая ни малейшего неудобства или неловкости, хотя в комнате сидело человек восемьдесят преданных, которые следили за каждым его движением.

Прабхупада повернулся к Рама-дасу.

— Очень вкусно. Горошек свежий?

Рама-дас смутился и объяснил, что горошек был замороженный. Прабхупада значительно посмотрел на Рама-даса.

— Мороженный горошек никогда нельзя предлагать Кришне.

Он повернулся к Тушта-Кришне Свами и спросил, выращивают ли они на своей ферме горошек. Тушта-Кришна сказал, что да. Прабхупада попросил его ежедневно отправлять в храм свежие овощи, чтобы их здесь готовили и предлагали Божествам.

Шрила Прабхупада взял стеклянный бокал, закинул голову и, подняв стакан очень высоко, пустил серебряную струю воды прямо себе в рот.

Джата-Гириша: Я впервые видел, чтобы подобным образом пили. Это было совершенство. Иногда бывает, смотришь на актера… Так ведь они репетируют, добиваются, чтобы все выглядело как можно естественней. И они не промахиваются, потому что у них все хорошо отрепетировано. Но естественные движения Прабхупады были чем-то гораздо более глубоким… Они были совершенно естественны и изящны. Мы все просто остолбенели, наблюдая за ним.

Прабхупада съел маленький кусочек сандеша и начал раздавать остатки своего прасада преданным. Кто-то с Северного Берега принес большую банку домашних сочных расагулл. Прабхупада велел Хари-шаури раздать сладости, не пропуская никого. Наконец Прабхупада повернулся к Хари-шаури. Мягко и внимательно, как всегда, он спросил:

— А ты-то себе взял?

Хари-шаури сказал, что нет. Прабхупада с любовью улыбнулся ему:

— Ну, так возьми.

* * *

Яшоматинандана недавно вернулся из путешествия по Индии, в котором он приобрел пару больших Божеств Гаура-Нитай. Храму подарили также красивые Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Яшоматинандана намеревался просить Прабхупаду установить эти Божества во время его визита в Окленд. Но, поскольку в храме не хватало преданных — там жило всего 12 человек — повышать уровень поклонения было, наверное, преждевременно. По совету и по просьбе Рама-даса и его жены, Лакшманы — единственных пуджари храма — Яшоматинандана решил не устанавливать Божества и убрал их в шкаф до лучших, впрочем, весьма неопределенных, времен.

Большинство преданных покинули комнату Прабхупады уже далеко за полночь. Когда почти все разошлись. Неожиданно заговорил высокий худой Яшоматинандана.

— Шрила Прабхупада, у нас есть Божества — Гаура-Нитай и Господь Джаганнатха. Можем ли мы их установить?

Рама-даса ушам своим не поверил. Прабхупада испытующе взглянул на Яшоматинандану.

— Зачем?

Яшоматинандана не ожидал такого вопроса и растерялся.

— Ну… Э-э-э… Шрила Прабхупада, это Движение санкиртаны Господа Чайтаньи, и мы хотим поклоняться Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде. Я думаю, это важно. А эти маленькие Божества Господа Джаганнатхи на алтаре — мы хотим провести праздник Ратха-ятра, но их ведь никто не увидит, такие Они маленькие.

Неясно было, хочет ли Яшоматинандана получить формальное согласие Шрилы Прабхупады на установку Божеств или хочет, чтобы Прабхупада сам решил, нужно ли Их вообще устанавливать. Прабхупада выглядел слегка недовольным. Он повернулся к санньяси.

— Он думает, что это просто куклы. Он думает, это идолы — вот и все.

Шриле Прабхупаде было ясно, что Яшоматинандана не понимает ценности Божества. Однако несмотря на то, что храм был явно не готов, несмотря на раздражение, вызванное глупой выходкой Яшоматинанданы, Прабхупада завершил разговор, сказав, что еще подумает над его предложением.

 

Вторник, 27 апреля 1976 года

Когда Шрила Прабхупада подъехал на автомобиле ко входу в Оклендское Поместье, над Парковой улицей висел густой туман. Прабхупада вышел с автостоянки и стремительно зашагал вперед, а его ученики, словно утята, кучкой поспешили за ним. Группа миновала живописный пруд и прошла по залитой гудроном аллее к главному парку. Дорожка неторопливо поднималась вверх под пышными нависающими кронами деревьев, минуя покрытый лепниной бельведер, цветочные клумбы, густонаселенные теплицы и подстриженные лужайки.

Прабхупада с сопровождающими вышел на лужайку и подошел к маленькому озерцу. Неподалеку, не пьедестале стояла маленькая бронзовая статуя викинга на коне и в полном вооружении, трубящего в рог. Яшоматинандана спросил, были ли викинги кшатриями.

— Нет, — ответил Прабхупада. — Кшатрии сражались ради религиозных принципов. Это были благородные воины, а не убийцы.

Яшоматинандану интересовал и статус современных солдат. Отправляются ли они на райские планеты, погибнув на поле боя?

Прабхупада покачал головой:

— Это просто демоны, которые воюют с другими демонами из экономических соображений. Как они могут попасть в рай? Они отправятся в ад, причем обе стороны.

Группа прошла мимо благоухающих лимоном эвкалиптов и буков и оказалась на зеленой, влажной от росы лужайке между двух прудов. Прабхупада остановился. Он был похож на командующего армией, готового начать решающее наступление.

— Как называется это дерево, — сурово спросил он, указывая тростью.

Хотя Яшоматинандана и Тушта-Кришна наперебой старались угодить Прабхупаде, получить от него знак одобрения или признательности, сейчас ни один из них ответить не смог.

Утреннее солнце робко пробивалось сквозь туман. Прабхупада с учениками снова вышел на аллею, забирая вправо и направляясь к огромному зданию Оклендского Института и Музея. Когда они проходили мимо величественного старого сооружения, Прабхупада обронил:

— Хорошее здание.

— Да, Шрила Прабхупада, — выпалил, не подумавши, Яшоматинандана. — Мы собираемся приобрести его под храм.

Это замечание прозвучало настолько абсурдно, что Шрила Прабхупада предпочел игнорировать его. Чуть поодаль виднелись оранжереи с вьющимися по шпалерам глициниями.

— Шрила Прабхупада, здесь растут лотосы, — раздался чей-то голос. — Хотите посмотреть?

— Нет — не останавливаясь равнодушно сказал Прабхупада, повернув голову к говорившему. — Я уже видел их в прошлый раз.

Прабхупада не был в оклендском Поместье больше трех лет. Некоторые преданные быстро вычислили в уме. С тех пор Прабхупада совершил почти тысячу утренних прогулок, но при этом прекрасно помнил, что видел здесь лотосовый пруд. Это поразило их.

Шрила Прабхупада и ученики вернулись к автостоянке. Солнце уже ярко светило, и воздух начал нагреваться. Группа направилась в храм, чтобы приветствовать Божества.

* * *

Едва Прабхупада вошел в переднюю дверь, ему тотчас были предложены три большие цветочные гирлянды. Сняв обувь, он вошел в длинную узкую храмовую комнату, ярко расцвеченную флагами. Сразу после гуру-пуджи должна была начаться церемония посвящения. Большой цветной балдахин свешивался над жертвенной ареной, обложенной небольшими вулканическими камнями. Вся площадка была украшена бархатцами и розами.

Когда открылись двери алтаря Шрила Прабхупада встал, с любовью глядя на Шри Шри Гандхарвику и Гиридхари, стоявших рядом под куполообразным балдахином. Кришна, плотненький, черный, был похож на мальчика. Рядом с ним сияла белизной лица очаровательная Радхарани. Позади Божественной Четы отливал всеми цветами радуги расшитый блестками задник. Прабхупада заметил, что по обе стороны от главного резного алтаря были оставлены места, как бы для новых Божеств. Место под балдахином с левой стороны предназначалось для Гауры и Нитая. На противоположной стороне, под другим балдахином стояли очень маленькие Божества Джаганнатхи, Баларамы и Субхадры, позади Которых было приготовлено место для Божеств Джаганнатхи большего размера.

Прабхупада сиял. Он обернулся к Яшоматинандане с широко открытыми глазами.

— Ты, я вижу, подготовился основательно!

Обращаясь к Пушта-Кришне Свами, он добавил:

— Смотри, как он все здесь приготовил. Мы установим здесь Гуру и Гаурангу и Джаганнатху.

После этого Прабхупада прошел в конец храмовой комнаты, чтобы принять гуру-пуджу. По белым мраморным ступенькам он поднялся на свою новую богато украшенную вьясасану, отделанную прелестным орнаментом из розоватых лотосовых лепестков и покрытую чистым листовым золотом. Преданные выстроились в два ряда и почтили своего духовного учителя традиционной церемонией арати под звуки песни «Шри-гуру-чарана-падма».

Когда началась киртана, преданные стали по очереди подходить и предлагать стопам своего возлюбленного духовного учителя пригоршни розовых лепестков, а затем простираться перед ним ниц. Прабхупада кивал головой и улыбался, с одобрением принимая искреннее любовное служение преданных. Иногда он величественно поднимал горсть лепестков, и они летели каскадом в толпу преданных, которые начинали танцевать так, словно в них вливали новую жизнь. Это был полный любви жест великого отца, который благословляет своих маленьких, неопытных детей.

Хотя его дети в Окленде не сходились во взглядах, они все-таки собрались здесь все вместе и служили своему духовному учителю бок о бок. Поклоняясь Шриле Прабхупаде как один, участвуя в киртане вместе, принимая прасад вместе, они доставляли ему радость. Как писал Прабхупада Бхуриджане: «Когда братья ссорятся — это естественно, при условии, что они остаются послушными отцу».

* * *

Прабхупада прочитал короткую лекцию. В конце он оглядел комнату и улыбнулся преданным, указывая глазами на алтарь:

— Алтарь очень красив. Завтра мы установим здесь Божества.

— Джая! Харибол! — Отозвались преданные.

Рама-дас пулей вылетел из комнаты, чтобы скорее принести эту весть своей жене.

Семеро преданных уселись вокруг жертвенного костра. Прабхупада занял свое место. Гуру-Крипа Свами уже прочитал лекцию об инициации, пока Шрила Прабхупада совершал утреннюю прогулку. Вчера вечером Прабхупада начитал четки почти всем новым ученикам — кроме одной молодой девушки с Северного Берега. Теперь он тихо прочитал круг на ее четках, а преданные наблюдали за ним и тоже повторяли мантру на своих четках.

Кандидаты в ученики, среди которых были и чисто выбритые молодые люди с фермы Тушта-Кришны, по одному подходили к Шриле Прабхупаде, чтобы получить свои четки и новые имена. Джимми стал Каласамварой, молодой парень-маори стал Рудра-Чханди. Марк получил имя Паривади, Стив стал Сарвакшей, а Мэг — Вриндаваной. В соответствии со стандартом, установленным Прабхупадой, каждый преданный обещал исполнять четыре заповеди и повторять как минимум 16 кругов ежедневно.

Рой: Моя очередь была последней. Я очень волновался. «Какие заповеди ты должен соблюдать?» — спросил Шрила Прабхупада. Я ответил. «А сколько кругов ты обещаешь повторять?» — «Шестнадцать ежедневно, минимум», — сказал я. «Итак?» — произнес Прабхупада. Он повернулся к Пушта-Кришне, и тот прошептал мое имя ему в ухо: «Махашакти-дас». Прабхупада помолчал и издал такой звук, «м-м-м-м». Затем они с Пушта-Кришной поговорили о чем-то. Похоже было, что ему не нравится мое имя. Прабхупада наклонился ко мне. Оглядел меня с ног до головы, затем закрыл глаза и откинулся назад, и сидел так довольно долго, как мне показалось. Я сидел перед ним, а он сидел передо мной. Потом он открыл глаза и произнес: «Адвайта-дас».

Гуру-Крипа Свами зажег жертвенный огонь. Прабхупада пропел молитвы, прославляющие предшествующий ачарий. Преданные повторяли за ним слово за словом и бросали зерно в огонь, а Прабхупада лил гхи и возглашал: «Сваха, сваха, сваха!»

После ягьи Хари-шаури объявил, что все сегодня посвященные должны предложить своему духовному учителю гуру-дакшину. Шрила Прабхупада вернулся в свою комнату, чтобы позавтракать. Он попросил приготовить ему пури и влажное сабджи, причем оговорил особо, что готовить их должна жена Рама-даса. «Пури пусть готовит Лакшмана», — сказал он. Он был рад сладкой желтой гуаве, только что сорванной с дерева, сгибавшегося под тяжестью плодов на заднем дворе.

* * *

После завтрака к Шриле Прабхупаде пришли корреспонденты «Вестника Новой Зеландии», «Оклендской звезды» и местной телевизионной станции. Они хотели взять у него интервью. Пока они настраивали свою аппаратуру, расставляли осветительные приборы, камеры и микрофоны, Прабхупада читал почту.

Журналист из «Вестника» начал с обычных вопросов: приходилось ли Шриле Прабхупаде бывать в Новой Зеландии раньше? Сколько у него учеников? Сколько центров? Прабхупада любезно ответил на все эти вопросы.

— Вас беспокоит увеличение числа разнообразных Свами и гуру в мире?

Но Прабхупаду беспокоило не это.

— Нас беспокоит то, что, несмотря на так называемое образование и прогресс цивилизации, люди продолжают прозябать во тьме невежества и ничего не знают об Истине. Поэтому мы делаем скромную попытку разбудить их и привести к знанию.

— Скажите, пожалуйста, чего вы надеетесь достичь в течение своего короткого пребывания в Новой Зеландии, где у вас вообще-то не слишком много последователей?

— Я приехал только чтобы вдохновить своих учеников. Они тоже стараются изо всех сил, чтобы распространить это Движение сознания Кришны. И когда я время от времени приезжаю, их это вдохновляет.

Журналиста интересовало, что думает Прабхупада о городах, в которых были приняты постановления, запрещающие пение на улицах.

— Велика ли такая оппозиция? — спросил он.

— Да. Но мы подчиняемся не городским властям, мы подчиняемся Кришне.

— Разве вас не беспокоит тот факт, что ваши ученики порой раздражают городские власти своим пением и танцами на улицах?

Прабхупада переспросил:

— Наше пение нравится городским властям?

Журналист отрицательно покачал головой. Пушта-Кришна решил прояснить дело.

— Нет, но на самом деле они даже не понимают, что мы пытаемся делать. Им это непривычно и потому тревожно. Однако по всему миру уже становится видно, что люди начинают понимать, какого сорта человека мы воспитываем.

— Сколько времени вы предполагаете еще путешествовать? — сменил тему репортер.

— Если я буду останавливаться в каждом центре на четыре дня, то за год объеду все центры.

— У вас есть дом?

Прабхупада улыбнулся.

— У меня 102 дома, но ни в одном из них мне нельзя жить. Вот какое дело.

Этот очаровательный комментарий заставил и преданных, и представителей прессы рассмеяться.

Другой журналист спросил:

— Свами, сколько вам лет?

Прабхупада широко улыбнулся, показав все зубы.

— А вам что? Когда человек становится старым? Вы это знаете?

Репортер не уловил философии Прабхупады.

— Просто скажите, сколько вам лет.

— Мне восемьдесят.

— И как давно вы стали кришнаитом?

— Десять лет назад. Я основал это Движение, когда мне было семьдесят.

— А кем вы были до этого?

— Я был домохозяином. Затем я отрекся от мира и поселился во Вриндаване, в святом месте Индии. Мой Гуру Махараджа попросил меня заняться тем, что я делаю сейчас. Но я не мог начать раньше. И я подумал, что начать в семьдесят лет — это мудро. Так или иначе Кришна послал нам кое-какие возможности сотрудничества, и теперь эти молодые люди помогают мне.

Корреспондент подумал, что говоря о своем Гуру Махарадже Прабхупада имеет в виду пользовавшегося дурной репутацией молодого гуру майявади.

— Что вы думаете о Гуру Махараджи?

Прабхупада поднял брови.

— Не только Гуру Махараджи. Махараджей много. Это движение авторитетно. Другие — у них просто сантименты, плод воображения. Вот и все. Движение сознания Кришны — это авторитетное Движение — Ведическая культура. А те под вывеской Ведической культуры протаскивают какую-то чепуху. Вот и все. Вот в чем различие. Вы знаете этого Гуру Махараджи?

Репортер: Нет-нет.

Прабхупада: Никто из вас не знает его?

Репортер: А вы знакомы с ним?

Прабхупада: Нет, зачем мне с ним знакомиться? Он говорит, что он — Бог. Вы верите в это мошенническое заявление? Что он — Бог? Это просто сплошная глупость. Если кто-то говорит: «Я — Бог», — вы думаете, это серьезное заявление? Мошенник. Просто мошенник.

Репортер: Мошенник?

Прабхупада: Мошенник!

В конце получасового интервью Прабхупада решил дать понять репортерам, насколько серьезно Движение сознания Кришны.

— Это очень серьезное движение. Мы стараемся научить людей выбираться из пут рождения и смерти. Для этого мы написали множество книг. Это Движение нельзя сравнивать со всем остальным множеством мошеннических движений. Если вы серьезны, вы можете изучить наши книги, попытаться понять эту философию, эту науку. От этого выиграет все человеческое общество.

Наконец жаркие огни выключили, камеры упаковали, и в комнате Прабхупады снова стало пусто и тихо.

 

Шрила Прабхупада вернулся к почте. Он получил письмо от Тани, той девушки из Мельбурна, которая подарила ему золотую цепочку. Она просила у Шрилы Прабхупады совета, поскольку ее муж ел мясо и довольно враждебно относился к преданным. Прабхупада написал ей вдохновляющий ответ:

Дорогая миссис Перера,

Пожалуйста, прими мои благословения. Я хочу поблагодарить тебя за твое подношение, которое я должным образом передал Шримати Радхарани. Именно так надо отдавать самое лучшее Радхе и Кришне. От своего преданного Кришна примет даже лист, цветок, плод или немного воды, если они украшены любовью. Кто угодно и где угодно может поклоняться Кришне, следуя этой простой формуле.

Сейчас, как я понял из твоего письма, ты оказалась в таком положении, в котором тебе трудно заниматься преданным служением. Преданное служение настолько могущественно, что остановить его невозможно ни при каких условиях. История упоминает многих великих преданных, таких, например, как Прахлада Махараджа, который жил в доме своего отца-демона, Хираньякашипу. Хираньякашипу не хотел даже слышать имени Кришны, но Прахлада твердо верил в Святые имена маха-мантры и всегда повторял Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, и Кришна в конце спас Прахладу.

Поэтому прошу тебя, наберись терпения, продолжай повторять «Харе Кришна» и старайся посещать храм как можно чаще. Кришна возьмет тебя под Свою защиту и сделает все необходимое, чтобы занять Своего преданного служением Себе. Спасибо тебе за твой неподдельный интерес.

Надеюсь, это письмо застало тебя в добром здравии.

Вечно желающий тебе блага

А.Ч. Бхактиведанта Свами

 

* * *

В Мельбурне Прабхупада узнал, что некоторые из последователей Тушта-Кришны Свами распространяют слухи, что в Окленде Прабхупада посетит их ферму, но не храм ИСККОН. Они говорили, что это является доказательством того, что именно они правы в затянувшемся споре. Услышав об этом, Прабхупада тут же отменил свой визит на ферму Тушта-Кришны, добавив, что всякий, кто захочет его видеть, может приехать в оклендский храм.

Прабхупада прекрасно знал, что напряженность между двумя группами преданных сохраняется. После интервью, когда ушли репортеры, он побеседовал с учениками, сидевшими в его комнате, об этом предмете.

Тушта-Кришна рассказал, как он дважды в неделю проводит вечерние киртаны.

— У нас 80 человек. Это огромная киртана с пятью мридангами и гитарами. Мы привлекаем всю улицу.

Прабхупада был рад слышать это.

— Это твоя победа. Продолжай киртану. Очень хорошо! Киртана и распространение книг (это тоже киртана). Так что работай с энтузиазмом. Сохраняй собственную чистоту, и никто не сможет причинить тебе вреда. Кришна защитит тебя.

Общество страдает от собственной греховной деятельности, объяснял Прабхупада.

— Негодяи, они ничего не понимают. Они думают: «От кришнаитов одни беспокойства». Цивилизация негодяев. Так что давайте стараться изо всех сил.

Прабхупада оглядел сидевших перед ним руководителей храмов — Яшоматинандану, Тушта-Кришну и Гуру-крипу. Он обратился к ним со словами предостережения.

— Не портите наше Движение, выдвигая какие-то свои идеи. Не делайте этого. Продолжайте поддерживать стандарт, блюдите собственную чистоту, тогда Движение наверняка будет успешным. Но если вы захотите отравить его собственными идеями, начнете действовать по прихоти, то что тогда поможет? Оно будет отравлено. Если вы будете выдумывать всякие прихоти, не соглашаться и сражаться друг с другом, то оно превратится в очередное издание все тех же многочисленных движений. Оно потеряет духовную силу. Всегда помните об этом.

Прабхупада снова напомнил преданным о том, что независимо от того, как ее подавать, маха-мантра, воспроизводимая чисто, несет в себе огромную силу.

— На самом деле посторонние люди удивляются: «Что за сила скрыта в этой харе-кришна-мантре, что она так быстро меняет людей?» Надо это принять. Если бы в ней не было силы, как бы она могла менять людей?

Преданные, подчеркнул он, должны внимательно следить за тем, чтобы не искажался метод, посредством которого принимается эта мантра, и самим не осквернять его своими материалистическими взглядами.

— Мы должны сохранить эту силу. Не превращайте пение мантры в музицирование. Это совершенно другая вещь, она духовна. Хотя внешне может показаться, что это музыка, но она совершенно духовна. Мантраушадхи-вашах. Даже змею можно заворожить мантрами. Так что мантра — это не обычная звуковая вибрация. Мы должны поддерживать мантру в ее могущественном состоянии, сохранять ее мощь путем повторения без оскорблений, сами оставаясь чистыми. Если вы оскверните мантру, она потеряет силу.

* * *

Вчера вечером Прабхупада попросил Тушта-Кришну Свами и его людей посещать храм ежедневно. Тушта-Кришна Свами объяснил, что они так делать не смогут, потому что живут очень далеко, на Северном Берегу. Кроме того, сказал Тушта-Кришна, они сами ежедневно проводят собственные программы.

— Ладно, — смягчился Прабхупада, — но вы должны по крайней мере, ежедневно приносить в храм свежее молоко и овощи, чтобы они были предложены Божествам.

В середине утра пришло несколько человек из компании Тушта-Кришны и принесли молоко и сливки в ведрах. Тушта-Кришна сообщил Шриле Прабхупаде о своих планах построить на ферме свой собственный храм в вайшнавском стиле. Прабхупада с радостью вдохновил его.

— И не один! Построй сотни храмов. Иди из деревни в деревню, из города в город. Переверни всю эту мошенническую цивилизацию.

* * *

После обеда преданные из храма и с Северного Берега собрались в храмовой комнате и вместе насладились роскошным Кришна-прасадом.

У себя в комнате Шрила Прабхупада спрашивал Дайясару:

— Что там за шум внизу?

— Там пир, Шрила Прабхупада.

— Пир? — удивился Прабхупада.

Дайясара, который лично готовил этот пир, ощутил непереносимый стыд за то, что забыл сообщить о нем Прабхупаде. Гуру-Крипа Свами разгневался.

— Иди принеси прасада Шриле Прабхупаде, быстро!

Дайясара скоро вернулся, и Шрила Прабхупада отведал каждого блюда.

* * *

В последнем номере «Оклендской Звезды» была помещена статья и фотография с утренней пресс-конференции. Статья была честной и благожелательной. Особенно Прабхупаде понравилось, что газета точно воспроизвела его слова:

«Мы подчиняемся не городским властям. Мы подчиняемся Кришне».

* * *

Шрила Прабхупада спустился на вечернюю церемонию арати и принял участие в киртане. Он сидел на вьясасане и играл на караталах, а к подножию его вьясасаны ложились все новые и новые дары от преданных, певших и танцевавших в длинной и узкой храмовой зале. После арати Прабхупада, которому очки в темной оправе придавали вид в вышей степени серьезный и ученый, комментировал Мадхья-лилу Чайтанья-чаритамриты, стихи 98-102 главы 20. он говорил как истинный представитель Господа Чайтаньи.

— Сегодня я расскажу вам о Санатане Госвами, как он отказался от министерской должности в правительстве Набоба Бенгалии Хусейн-Шаха и присоединился к Движению сознания Кришны Шри Чайтаньи Махапрабху. Это длинная история.

Прабхупада вкратце пересказал историю: Шрила Санатана Госвами был заключен в тюрьму Набобом Хусейн-Шахом. Находясь в тюрьме он получил весть от Рупы Госвами о том, что Шри Чайтанья Махапрабху ушел в Матхуру. Подкупив тюремщика, Санатана Госвами выбрался на свободу, переправился через Гангу и бежал. С помощью содержателя постоялого двора Санатана Госвами выбрался на горную дорогу, ведущую в Варанаси. По пути в Варанаси он встретил своего зятя, который подарил ему дорогое одеяло. Наконец Санатана Госвами добрался до дома Чандрашекхары Ачарьи и опустился на землю около его двери.

Всезнающий Чайтанья Махапрабху сказал Чандрашекхаре: «У двери дома сидит преданный. Позови его сюда». Но Чандрашекхара Ачарья, вышедши из дома, не увидел никого, похожего на вайшнава. Он вернулся в дом и сказал Чайтанье Махапрабху, что единственный человек, которого он заметил, был какой-то нищий мусульманский монах-попрошайка. Чайтанья Махапрабху точно знал, кто это такой, поэтому сказал: «Приведи его сюда».

Увидев во дворе Санатану Госвами, Чайтанья Махапрабху, переполнившись экстатическими переживаниями, обнял его. Обменявшись с ним несколькими словами, полными экстатической любви, Чайтанья Махапрабху попросил Чандрашекхару Ачарью принять Сананату и помочь ему привести себя в порядок.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.