Сделай Сам Свою Работу на 5

Понедельник, 19 апреля 1976 года





Шрила Прабхупада, в сопровождении своего секретаря Пушта-Кришны Свами и слуги Хари-шаури, вылетел вчера из Бомбея в Мельбурн с остановками в Коломбо и Сингапуре. Во время перелета из Бомбея в Коломбо Прабхупада принял прасад, который был припасен для него в судках из нержавеющей стали, и повторял джапу. В Сингапур самолет прилетел в 17:00. Здесь путешественникам предстояло провести четыре часа. Прабхупада хотел отдохнуть в зале ожидания первого класса, но зал находился внутри здания аэропорта и, чтобы попасть туда, Прабхупаде и его ученикам нужно было пройти иммиграционный контроль. Чиновники отказали Шриле Прабхупаде и его сопровождающим, под тем предлогом, что раньше у них уже были проблемы с преданными «Харе-Кришна».

Пушта-Кришна Свами разгневался.

— Отведите меня к начальнику, — сказал он.

Прабхупада посоветовал ему не ввязываться в спор, но Пушта-Кришна настаивал: он хотел, чтобы его духовный учитель отдохнул и пообедал в зале ожидания.

— Пожалуйста, разрешите мне попытаться, Шрила Прабхупада, — сказал он и пошел к начальнику иммиграционной службы.

— Мы не преданные «Харе-Кришна», — сказал Пушта-Кришна начальнику, — мы вайшнавы.



Так или иначе ему удалось убедить начальника, и Шриле Прабхупаде с сопровождающими разрешили войти в здание аэропорта и разместили их в небольшой комнате, предварительно проверив их паспорта.

Таким образом Шрила Прабхупада смог принять прасад и отдохнуть до посадки на самолет авиакомпании «Куантас», который должен был доставить их в Мельбурн через Сидней. Шрила Прабхупада не жаловался, хотя беспосадочный семичасовой перелет до Мельбурна, да еще длительная задержка в Сингапуре были явно ему тяжелы. Как-то он сказал Хари-шаури, что любая поездка дольше трех-четырех часов — большое напряжение для него.

Самолет приземлился в Сиднее в середине утра — с трехчасовым опозданием. В транзитном зале Прабхупаду и его спутников встретили Джайя-дхарма, президент сиднейского храма, и юный Джефри Флетчер. Прабхупаде предложили цветочную гирлянду, а также фрукты и сладости на большом серебряном блюде. После часовой остановки Прабхупада вылетел в Мельбурн — прошло уже двадцать два часа с тех пор, как он покинул Бомбей.



* * *

Встреча в аэропорту стала, как обычно, ярким событием. Население мельбурнского храма за последние несколько дней выросло в несколько раз: преданные из Сиднея, Аделаиды и Окленда стекались сюда, чтобы провести со Шрилой Прабхупадой всю следующую неделю. Почти все они участвовали в приветственной киртане в аэропорту. В храме оставалось лишь несколько человек.

К этому времени Шрила Прабхупада уже привык к пышным приветствиям в аэропортах, он только не любил когда лязганье ручных тарелочек, удары мриданг и пение преданных становились дикими или разрушительными, а в целом, он одобрял пышный прием, оказываемый представителю Кришны. Цветы и поклоны он собирал так же, как вице-король собирает дань от имени короля или как сборщик налогов собирает налоги, будучи уполномочен государством. Так сказал Прабхупада два года назад на таком же пышном приеме любопытным и насмешливым журналистам. По милости Прабхупады все хвалы и почитание, которыми осыпали его ученики, отправлялись непосредственно Кришне.

Когда преданным показалось, что Прабхупада уже вот-вот выйдет из помещения иммиграционной службы, энтузиазм участников киртаны достиг высшей точки. Преданные сгрудились около двери иммиграционной службы, и вот из нее появился Шрила Прабхупада — один: сопровождающие задержались на таможне. Преданных поразило его царственное величие. Он шел прямо, высоко подняв голову, опираясь на трость, выражая свое одобрение лишь полными любви взглядами, которые он бросал на своих духовных сыновей и дочерей.



Прабхупада был духовным отцом своих учеников, каждый центр ИСККОН был его домом, и вот теперь Прабхупада прибыл — в шестой раз — в Австралию, чтобы навестить своих детей и внуков[44]. Шрила Прабхупада часто говорил о том, чтó побуждало его постоянно путешествовать: «Моя обязанность, — сказал он как-то в приветственной речи, — следить, чтобы мои ученики, принявшие меня своим духовным учителем, не падали. Вот о чем я беспокоюсь».

Преданные проводили Шрилу Прабхупаду, утопавшего теперь в гирляндах из лаванды, свежих роз и гвоздик, в зал прилета. Там они посидели немного, улыбаясь друг другу и беседуя, а затем перешли в соседний зал для высокопоставленных лиц на пресс-конференцию. Репортеры обступили Прабхупаду со своими камерами, микрофонами и блокнотами. Они пришли сюда вовсе не затем, чтобы прославить его или выразить ему почтение, однако и они служили ему, предоставляя возможность проповедовать. Вопросы их, как обычно, не отличались глубиной, однако Прабхупада общался с прессой заинтересованно и внимательно.

По окончании пресс-конференции Прабхупада встал и снял с себя две гирлянды. Одну преданные предложили какому-то удачливому репортеру, а другую надели на маленького, застенчиво улыбавшегося Джанаку, сына Уграшаравы. Прабхупада сел в машину, салон которой был богато украшен гирляндами из бархатцев, и отбыл в храм.

* * *

Со времени последнего визита Шрилы Прабхупады в 1976 году в храме заметно недоставало Мадхудвиши Свами. В конце 1975 года Мадхудвиша признался Прабхупаде, что больше не может управлять австралийской ятрой, что ему необходимо сменить служение. Прабхупада пригласил его к себе в Индию, и в средине января, буквально через несколько дней после блистательного шествия Ратха-ятры, Мадхудвиша покинул Мельбурн и улетел в Калькутту. Переговорив со Шрилой Прабхупадой, он согласился переехать в Нью-Йорк, чтобы занять там ad hoc[45] пост президента храма. Представителем Джи-Би-Си в Австралазии стал Гуру-Крипа Свами, горячий, вспыльчивый санньяси, обосновавшийся в Мельбурне. Так закончилось четырехлетнее служение Мадхудвиши в Австралии.

* * *

Войдя в половине третьего в храмовую комнату, Прабхупада посмотрел на прекрасные Божества и одобрительно улыбнулся. Он заметил также, что мраморно-ониксовые полы отполированы до зеркального блеска. По дверям комнаты Божеств вился теперь золотой лиственный узор, а стену, отделяющую помещение Божеств от храма, затейливо расписали разными благоприятными символами — раковинами, булавами, дисками и лотосами. Прабхупада сказал, что время уже довольно позднее, долгие разговоры вести некогда, и что он хотел бы помыться. Он подтвердил, что вечером будет читать лекцию в храме.

— Я не буду говорить много, но одну вещь скажу обязательно: как я доволен, что вы так хорошо поклоняетесь Божествам. Это счастье для меня, и это счастье для вас. Чем с большим великолепием вы поклоняетесь Божествам, чем великолепнее наряжаете и украшаете Их, тем великолепнее будете сами. Вот в чем секрет. Материалисты, они стремятся наряжать самих себя, но со временем их одежды уносит майя, и они по собственной воле становятся хиппи. Поскольку они не старались наряжать Кришну, их одежды унесла майя.

Секрет успеха, сказал Прабхупада, состоит в том, чтобы понять, что все принадлежит Кришне.

— Просто берите все и предлагайте Кришне для Его удовольствия. Не важно чем вы занимаетесь, бизнесмен вы, адвокат или инженер. Лозунг такой: «Все, что я делаю, все, что у меня есть, должно быть отдано Кришне». Таково сознание Кришны.

Прабхупада добавил, что он дал Западу первоначальное понимание, что такое Движение сознания Кришны, а теперь его ученики должны развить начатое им дело.

Шрила Прабхупада вышел из храма и направился в свои апартаменты в прилегающем здании. По пути он сказал Хари-шаури, что уровень поклонения в мельбурнском храме так же высок, как в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе.

— Гаура-Нитай так добры, — сказал он, — что Им можно поклонятся, просто исполняя киртану.

Не теряя времени Шрила Прабхупада принял массаж посередине своей большой величественной гостиной с полированным паркетным полом и изысканным декором, выкупался, пообедал и, наконец, добрался до спальни, чтобы хоть немного отдохнуть.

* * *

В половине восьмого вечера Шрила Прабхупада спустился в храм на лекцию и сел на большую, украшенную яркой вышивкой небесно-голубую подушку, по обе стороны которой лежали два больших валика того же цвета. Прабхупада спросил преданных, какую часть Гиты они хотели бы обсудить. Гуру-крипа Свами предложил девятую главу. Прочитав первый стих, Шрила Прабхупада сказал, что в этой главе содержится самое сокровенной знание Бхагавадгиты. В длинной и глубокомысленной лекции Прабхупада провел различие между истинным духовным знанием и образованием и их мирским подобием. Истинное образование, указал Прабхупада, в современной цивилизации отсутствует, даже в среде мировой интеллигенции.

— Образования как такового вообще не существует. Современное образование — это просто обучение ремеслу. Если вы научились делать автомобили, то что это? Это ремесло, кузнечное ремесло. Это не знание, знание есть нечто другое. Поэтому оно называется джнанам виджнана сахитам. Вот это знание: «Что я есть? Я тело или что-то иное? Почему я страдаю? Существует ли какое-то средство от этого? Я не хочу умирать, я и не должен умирать». Нитьях-шашвато ‘ям пурано-на ханьяте ханьямане шарире — вот в чем состоит знание: «Если я вечен, если я не погибаю после уничтожения тела, то почему я принужден находится в этом теле?» Это знание. А делать автомобили — это не знание, это ремесло. Знание состоит в следующем: «Я вечен. Как же я оказался в этом временном теле? Этих тел 8’400’000 видов, я должен принять одно из них, татха дехантара-праптир, в соответствии с моей кармой. Вот мое положение. Как выйти из этого положения, как осознать это положение, кому задать вопросы?» Вот в чем состоит знание.

Во время вопросов один молодой, похожий на хиппи христианин затеял длинную дискуссию. Ему казалось, что преданные незаслуженно пренебрегают телом, которое, в соответствии с его пониманием христианской теологии, и является живым существом. Он ссылался на слова Христа: «Сие есть тело мое, сие есть кровь моя». Прабхупада ответил логически, что если говорят «мое тело» и «моя кровь», то очевидно, что это как раз и означает, что тело и кровь принадлежат мне, а не являются мной.

Однако юноше было трудно понять даже такую простую, базовую концепцию. Прабхупада стал объяснять дальше:

— Здесь нужно применить разум. К примеру, вы дышите. Когда дыхание останавливается, говорят: «Человек умер». Но что такое дыхание? Дыхание есть не что иное как прохождение маленькой порции воздуха. Этот процесс прохождения воздуха можно увидеть и в кузнице: «Уфф-хуфф уфф-хуфф».

Слушатели засмеялись.

— Но разве это признак жизни? Нет. Поэтому вам придется изучить ваше тело досконально. Вы обнаружите, что жизни в нем самом нет. Следовательно, жизнь отличается от этой комбинации материальных элементов. Это разумно.

Молодой человек, казалось, согласился с этим ясным разграничением тела и души, но уже через несколько секунд всплыло еще одно недопонимание.

— Вы говорите: «Кришна, Кришна». Но Бог есть Бог. Имя Бога — «Бог», а не «Кришна». Конечно вы можете называть Его Кришной, если хотите.

Преданные заволновались, но Прабхупада оставался спокоен.

— Так кто такой Бог? — спросил Прабхупада.

— Бог это Бог, — ответил молодой человек.

— Вы говорите: «Бог это Бог». Человек это человек, но кто этот человек? Этого вы не знаете.

— Я хочу сказать… — юноша замялся подыскивая слова, — что вы называете Бога Кришной, а христиане называют Бога любым именем которое звучит как Бог… (Смех) Я хочу сказать…

— Христиане? — перебил Прабхупада. — Не думаю, что им известно какое-то конкретное имя Бога.

Прабхупада логически объяснил, что слово Бог является общим обозначением, но на самом деле у Бога есть личное имя.

— Например, вы слышите: «Это президент», но если кто-нибудь скажет вам: «Президента зовут так-то» — что в этом дурного? Это обогатит ваше знание. Допустим, вы приехали в какую-то страну. Вы знаете, что правительство этой страны возглавляет президент, но если кто-нибудь скажет: «Президента зовут так-то», — то будет ли это ошибкой?

— Нет не будет.

— Следовательно, — продолжал Прабхупада со своей спокойной логикой, — вы не знаете имени Бога, и если я скажу вам имя Бога, то никакой ошибки в этом не будет. Так?

— Я только хотел предложить …

— Нет. Не надо никаких предложений. Имя Бога не может быть предложено, в противном случае он не был бы Богом. Вы не можете предложить имя Бога.

Наконец молодой человек довел до конца свою мысль.

— Но тогда получается, что вы превращаете Бога в личность по имени Кришна.

Прабхупада опроверг его ошибочный вывод.

— Нет. Бог и так личность. Я это уже говорил. Такое значение дает словарь: «Верховное Существо». Вы существо, я существо, а Он — Верховное существо. Вы не верховный, и я тоже не верховный.

Дискуссия с молодым человеком заняла почти все время, отведенное на вопросы. Наконец Прабхупада, жестом велев начать киртану, завершил программу. Он встал с вьясасаны и, спустившись по ступенькам, удалился в свои комнаты. Прабхупада был доволен тем, что на лекцию собралось много людей, и с удовлетворением узнал, что вечером гостям и преданным будет, как и в предыдущие годы, подан пир из кришна-прасада.

Пушта-Кришна и Хари-шаури валились с ног от усталости, сраженные сменой часовых поясов. Но Шрила Прабхупада выглядел как всегда, словно на него совершенно не действовали тяготы путешествия.

Вторник, 20 апреля 1976 года

Любимым местом утренних прогулок Шрилы Прабхупады по прежнему оставался мельбурнский Ботанический сад. Шрила Прабхупада говорил мало и стремительно шагал вперед, в то время как его юные ученики, пыхтя и задыхаясь, едва поспевали за ним. Парк был окутан туманом и пуст, если не считать нескольких любителей бега трусцой. Насыщенным желтым светились лиственные кустарники и деревья. Некоторые из них уже начинали сбрасывать листья на зеленые подстриженные лужайки.

Прабхупада с учениками проходил по тропинкам под раскидистыми дубами и вязами, мимо озер, в которых плавали утки и лебеди. Порой из кустарника внезапно вырывались яркие камелии, лилии и астры — одни в полном цвету, другие еще в бутонах. Прабхупада, закутанный в шерстяное розовое пальто, остановился под большим деревом. Сорвав с низко наклонившейся ветки маленький листок, он размял его в пальцах и понюхал.

— Что это за дерево, — спросил он.

Один из преданных прочитал надпись на табличке.

— Это камфорное дерево.

Прабхупада кивнул и стремительно зашагал дальше, серьезный и сосредоточенный. До конца прогулки он молчал.

* * *

Когда темный лимузин Шрилы Прабхупады подъехал к храму, жители храма пели на лужайке. Девушки выстроились двумя рядами от ворот до крыльца дома Прабхупады, держа в руках цветы и розовые лепестки, которые щедро раздавала из корзинки одна из них. Прабхупада медленно шел по этой живой алее, взяв свою трость с серебряным набалдашником под мышку и смиренно принимал цветы в сложенные пригоршней ладони.

Перейдя через двор, Прабхупада сбросил свои коричневые матерчатые туфли и вошел в храм, полный благовонного дыма. Кто-то ударил в висевший на стене тяжелый корабельный колокол, храмовые пуджари трижды длинно протрубили в раковины. Грянули из колонок первые аккорды записи «Говиндам ади-пурушам», и раздвижные двери открылись. Прабхупада и преданные распростерлись на полу в поклонах.

Поднявшись, Шрила Прабхупада встал перед Божествами, внимательно и с уважением рассматривая алтарь, сложив ладони в жесте почтительного приветствия. Кроме больших храмовых Божеств Гаура-Нитай Шрила Прабхупада заметил пару маленьких Божеств Гаура-Нитай, милостиво расположившихся на том же самом алтаре. Эти Божества обычно сопровождали автобус путешествующей санкиртаны, организованной недавно Сабхапати. Прабхупада с радостью узнал, что эти Божества были отлиты и раскрашены местными преданными в маленькой литейной мастерской, построенной на землях храма. И хотя Божества выглядели немного грубовато, Прабхупада был рад усердию преданных.

На этом же алтаре стояли маленькие путешествующие Божества, принадлежавшие Гуру-крипе Свами. Поклонившись Шри Чайтанье Махапрабху в Его многочисленных формах, а также Радхе и Кришне и Господу Джаганатхе, Шрила Прабхупада выпил три капли священной чаранамриты и прошел к своей вьясасане, чтобы принять гуру-пуджу. Ему понравилась жизнерадостная киртана, и в конце, в время молитвы «премадхвани» он добавил: «Шри Мельбурн-Махапрабху-Мандир ки — джая!»

На выходе из храма Уграшрава помог Прабхупаде надеть его матерчатые туфли. Вдохновенной киртаной его проводили до красной лестницы, ведущей в его апартаменты, и Прабхупада стал медленно подниматься по ней, сопровождаемый crescendo[46] кипучей киртаны, в которую теперь вливались удары гонга и больших медных тарелок. Гуру-крипа с группой музыкантов бешено носился вверх-вниз по лестнице, а остальные преданные в фойе высоко прыгали, улыбаясь и смеясь. Прабхупада радостно наблюдал, с каким энтузиазмом поют и танцуют его ученики. На верхней ступеньке лестницы он обернулся к Пушта-Кришне Свами и сказал:

— Верный признак, что здесь все идет хорошо.

* * *

Несколько месяцев назад сгорела храмовая кухня. Хотя само по себе это событие нельзя было назвать благоприятным, преданные восприняли его как возможность построить новую кухню, получше. Поскольку новая кухня еще не была закончена, а временное приспособленное помещение было очень тесно, весь прасад для Шрилы Прабхупады готовили на кухне автобуса Сабхапати, стоявшего на парковочной площадке храма.

Слуга Прабхупады отвечал за его завтрак и обед, поэтому вид Хари-шаури, снующего между автобусом и домом Прабхупады, стал обычным зрелищем на все время недельного пребывания Шрилы Прабхупады в Австралии. От холода аппетит Прабхупады обычно повышался.

Вернувшись в свои апартаменты Прабхупада позавтракал. Хари-шаури приготовил бады — сочные пирожки с начинкой из горохового пюре и чидву — пряную смесь жаренных рисовых хлопьев, гороха и картофеля. Кроме того Прабхупаде предложили сандеш, очищенный виноград, цитрусовые, подсоленные жаренные орехи кешью и макадамии[47], красиво разложенные на серебряном подносе.

* * *

Газета «Век» поместила в новостях доброжелательную заметку о вчерашней пресс-конференции. Заголовок гласил: «Его Божественная Милость прибыл, чтобы рассобачить нас». Здесь же была напечатана большая фотография улыбающегося Шрилы Прабхупады. Статья представляла собой подробное изложение интервью, которое Шрила Прабхупада дал в аэропорту, особенно той части, где он говорил о собачьем образе мышления.

Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель Движения Харе Кришна, прибыл сюда, чтобы спасти нас от собачей жизни, ибо, если мы не культивируем духовное знание, мы сохраняем «собачье сознание», — предостерегает ЕБМ. Под этим он подразумевает такую жизнь, когда человек заботится лишь об удовлетворении нужд своего тела — о еде, сне и сексе.

Дефект современной цивилизации, сказал он вчера в Тулламарине, состоит в том, что каждый думает о своем теле, которое есть не что иное как комок материи. Личность — это живая вибрация внутри тела. Но мы ничего не знаем об этой живой вибрации и гораздо выше ценим комок материи.

Его Божественная Милость говорит, что «собачье сознание» не дает нам познать Бога — не позволяет нам испытать мир и покой.

— Так же как собака думает: «я собака», вы думаете: «я американец», «я австралиец» или «я индиец» — все это грубое невежество. Собака лает на улице на что попало, а вы лаете в ООН друг на друга.

Его Божественная Милость прилетел вчера в Мельбурн из Бомбея и будет в течении недели читать лекции в штаб-квартире «Харе-Кришна» в южном районе Мельбурна. Судя по тому, с каким духовным рвением и страстью встречали его в аэропорту 75 преданных, послание гуру не пропало втуне.

Прабхупаде статья очень понравилась, особенно он был доволен тем, как точно воспроизвел репортер его беспощадное утверждение относительно ООН. Он попросил Пушта-Кришну сделать фотокопии статьи.

* * *

В одиннадцать утра к Шриле Прабхупаде пришли репортеры двух ведущих телеканалов Мельбурна — Майк Бэррон и Кэрол Джарвис. В это время Шрила Прабхупада беседовал в своей комнате с Пушта-Кришной, Хари-шаури и Гуру-крипой о слабостях современной науки. Ученые, говорил он, ничего не знают о душе внутри тела. Несмотря на их дерзкие заявления, что они могут создать жизнь, на деле они не могут создать даже крошечное насекомое.

Эта тема плавно перетекла в беседу с Майком Бэрроном.

— Нет ни одного института, ни одного университета, никакой образовательной системы, которая давала бы знание о жизненной силе, без которой это тело — просто комок материи. Где дают такое образование?

— Что вы называете жизненной силой? — спросил Майк.

— Это душа, или сознание — все равно, это пилот. Пилот может быть маленьким человечком, а воздушное судно может быть гигантским. Вы можете сделать его еще больше, но пилот останется прежним. Так и тело — это может быть тело слона или крошечного муравья, но пилот остается одним и тем же. Таково истинное понимание.

— Не могли бы вы рассказать немного о сознании Кришны. Что это такое?

— Подобно тому как жизненная сила внутри тела — вещь первостепенной важности, в этом Творении, в космическом проявлении самый важный — Кришна.

Майк поинтересовался, доволен ли Прабхупада тем, как Движение сознания Кришны распространяется по всему миру, в частности в Австралии.

— Что ж, — ответил Прабхупада, — расширяемся мы довольно медленно, потому что сам предмет настолько сложен, что даже больших, важных ученых, профессоров приводит в замешательство. Так, что на широкое распространение рассчитывать не приходится. Но те, кому повезет, все же понимают его. Поэтом мы не можем рассчитывать на то, что большие массы людей немедленно поймут нас, но если один человек поймет, он будет изо всех сил стараться просветить окружающих. Подобно тому как для того, чтобы осветить ночное небо не нужны миллионы звезд, достаточно одной Луны.

— Какое препятствие больше всего мешает людям присоединится к вам, — спросил Майк.

— Тупость. Они не образованны, но, напротив, все глубже и глубже погружаются во мрак невежества, и это называется образованием.

Майк слушал с интересом и с полуслова схватывал все, что говорил Прабхупада. Кэрролл, хотя и вела себя очень вежливо и почтительно, была далеко не так сговорчива. Она заметила, что все преданные достаточно молоды и поинтересовалась, понимали ли эти ребята, переселяясь в храм, куда они попали.

— Это разумные юноши, — ответил Прабхупада. Они происходят из хороших, образованных семей. Они бы не пошли за мной если бы не получали бы от меня чего-то существенного. Спросите их сами.

Кэрролл задала вопрос насчет необходимости того, что казалось ей «очень спартанским образом жизни» преданных.

Рекомендации и запреты, объяснил Прабхупада, необходимы. Больной принимает предписания врача: «Не ешь это, не делай это, делай то». Подобным образом и преданный соглашается следовать предписаниям своего духовного учителя. Шрила Прабхупада сравнил духовную жизнь с договором страхования.

— Реальные препятствия к счастью — это рождение, старость и болезни, поэтому если вы хотите истинного счастья, то прежде всего вам нужно сделать так, чтобы вы не рождались, не умирали, не старели, не болели. Это как страховка, страхование жизни. Так что же застрахует вас от всех этих вещей? Такая страховка существует — это сознание Кришны.

Кэрролл продолжала задавать поверхностные вопросы. Многие люди, сказала она, не могут примириться с тем, что преданные живут «на широкую ногу».

Прабхупада объяснил, что Движение сознания Кришны не зависит ни от каких материальных обстоятельств, но Кэрролл, по-видимому, очень беспокоило финансовое положение преданных.

— Возьмем, к примеру, ваш храм, наполненный множеством дорогих вещей. Ума не приложу, какое значение вся эта роскошь имеет для вашей духовной жизни?

Прабхупада ответил вопросом на вопрос.

— Сначала скажите мне, что вы понимаете под духовным и материальным? Вам известны различия? Я говорю, что в этом храме нет ничего материального, все духовное, но у вас нет глаз, чтобы увидеть это.

Кэрролл, пропустив мимо ушей глубокий философский довод Прабхупады, продолжала наседать:

— Я задаюсь вопросом, могли бы вы вести такую же жизнь вне этого богатого храма, — спросила она.

— Да, — спокойно ответил Прабхупада, — вы тоже можете жить так. Вы можете жить так у себя дома. Мы лишь подаем пример. Вы тоже можете так жить. Это духовная жизнь. Если вы соблюдаете те же правила и предписания, и живете так же, это духовная жизнь.

Кэрролл продолжала обнаруживать свое весьма поверхностное понимание сознания Кришны.

— Вы упомянули как-то, что продаете своих книг на тысячи долларов ежедневно. Если вы хотите всего лишь передавать другим людям свои идеи, зачем вы эти книги продаете и делаете на этом деньги.

— Иначе вы не стали бы их читать, — ответил Прабхупада. — Если я отдам вам книгу бесплатно, вы подумаете: «Это, наверно, какая-то ерунда, раз ее отдают бесплатно». А когда люди платят за книгу, они хотя бы попытаются заглянуть в нее: «Что в этой книге говорится, дай-ка посмотрю». А если вы получите ее бесплатно, она будет лежать у вас в шкафу сто лет. Кроме того, нам приходится печатать эти книги, а кто будет за это платить? У нас денег нет.

Камера продолжала снимать. Кэрролл хотела знать, что происходит с остатками денег собираемых преданными на улице.

— Мы расширяем свое движение, — ответил Прабхупада, — мы открываем центры. Мы печатаем книги. Это мои книги. Я создал «Бхактиведанта Бук Траст». Я пожелал, чтобы 50% собранных денег шли на воспроизводство книг, а оставшиеся 50% на расширение этого движения. Как видите, ни о какой материальной прибыли нет и речи.

У Кэрролл был еще один вопрос.

— Могу ли я наконец спросить: есть ли у Вас какое-нибудь послание?

— Да, вот мое послание: люди думают, что личность это тело, но это совсем не так. Душа, или личность пребывает внутри тела. Как вы не являетесь рубашкой и пальто, а находитесь внутри рубашки и пальто…

После интервью Шрила Прабхупада продолжал проповедовать Кэрролл, но, несмотря на всю логику его аргументов, она так и осталась скептиком.

* * *

Бхану-дас, канадский преданный японского происхождения, отправился в Японию, чтобы принять участие в сборе пожертвований и поклонении Божествам. Сейчас Гуру-крипа Свами привез его в Мельбурн, чтобы он немного отдохнул. Бхану-дас умел готовить, и его попросили готовить обеды для Шрилы Прабхупады.

Хари-шаури вошел в комнату Шрилы Прабхупады, неся блюдо с прасадом. Прабхупада встал и молча перешел к маленькому коричневому мраморному столику в углу. Он съел обед без комментариев, но позже передал через Хари-шаури послание для Бхану.

Овощные блюда, сказал он, были хороши, но суховаты. Бхану положил во все три вида сабджи помидоры и панир, и Прабхупада высказал пожелание, чтобы впредь овощные блюда были более разнообразными. Не надо класть помидоры во все три блюда, и панир, если его вообще используют, должен быть только в одном блюде. Бхану с радостью принял эту критику и впредь придерживался требований Прабхупады.

* * *

После обеда прибыл из Новой Зеландии Тушта-Кришна Свами. Он и его последователи продолжали практику Сознания Кришны отдельно от оклендского храма. Отчитавшись Прабхупаде о блестящих результатах деятельности своей фермы и о городской проповеди в Окленде, он пригласил Шрилу Прабхупаду посетить их на следующей неделе. Прабхупада принял приглашение.

Вечером преданные принесли в комнату Прабхупады телевизор, чтобы он мог посмотреть передачу со своим утренним интервью. Поскольку Майк и Кэрролл работали на разные телевизионные компании, преданным пришлось попереключать каналы, чтобы найти оба интервью. И пока они искали нужные каналы, Шрила Прабхупада составил себе представление о мирском телевидении. На Шрилу Прабхупаду не произвело особого впечатления скучное перечисление печальных новостей, лившееся с экрана: «Молочная промышленность Виктории переживает финансовый кризис», «Споры по платежам продолжают ослаблять суконную промышленность Австралии», «Мельбурн задыхается от самой сухой осени за последние 53 года».

Интервью Майка Бэррона вообще не вышло в эфир, а интервью Кэрролл было очень сильно урезано. В эфир вышли только короткие отрывки того, что на самом деле говорил Прабхупада. Однако Прабхупада остался доволен, потому что на протяжении этого отрывка новостей редактор вставил короткие фрагменты записи киртаны.

В 7 часов вечера преданные вдохновенно пели в храме, а после этого Шрила Прабхупада прочитал плановую лекцию по Бхагавадгите, 9.2, в которой объяснял, как сознание Кришны способно решить все проблемы. Во время этой лекции он упомянул телевизионные новости?

— Мы напридумывали себе столько всего, чтобы жить счастливо — такой «изм», сякой «изм», такой план, этакий план. Множество разных планов. Мы слышим столько предложений, особенно по телевизору. «Есть такая проблема, есть такая проблема». Все новые и новые проблемы, все новые и новые предложения. Но поскольку нам недостает этой раджа-видьи, царственного знания, мы сбиты с толку и не знаем, что делать. Но если вам известно, что Кришна есть коренная причина всего, и если вы служите Кришне, все проблемы немедленно решаются.

Таня Перера познакомилась с преданными три года назад в храме в Сент-кильде. Тогда она впервые встретилась с Прабхупадой и с тех пор не оставляла общества преданных. Она регулярно приходила на лекции Прабхупады и всегда задавала вопросы.

После лекции, когда Прабхупада встал и направился к выходу из храма, Таня смиренно приблизилась к нему и вручила ему подарок — золотую цепочку, а также свое письмо. К большой радости Тани, Прабхупада милостиво принял подношение.

Среда, 21 апреля 1976 года

Утренняя прогулка по дороге, опоясывающей Ботанический сад, сопровождалась оживленной дискуссией. Обсуждая мировоззрение верующих людей Запада, Гуру-крипа Свами привел в пример своего отца, который, хотя и был большим грешником, всегда повторял: «Добрый Господь защищает меня». Прабхупада спросил:

— Как это его защищает, а других нет? А если атомная бомба упадет, защитит его Кришна?

Он привел в пример Европу. Здесь, сказал он, люди всегда боятся новой войны потому, что они уже пережили две больших войны.

— Почему Бог не защищает их? Просто твоему отцу срок еще не вышел.

Для того, чтобы пояснить свою мысль он описал «философию навозной лепешки» — бхуте поре гобар хасе.

— Свежая лепешка коровьего навоза смеется над сухой лепешкой, когда ту бросают в огонь. Она не знает, что когда она высохнет, ее постигнет та же участь. Вот и у отца твоего такая же логика. «Со мной ничего не случится», — думает он, смеясь над смертью других.

Разговор коснулся колонизации Австралии. Вся так называемая «колонизация» — дело рук жуликов и разбойников.

— Австралия не была предназначена для англичан. Они пришли и силой захватили ее.

— А теперь делят добычу и грызутся из-за нее, — добавил Гуру-Крипа.

Это напомнило Прабхупаде воровские «понятия».

— Несколько воров украдут что-нибудь, а потом собираются и говорят: «А теперь давайте честно и благородно поделим добычу». Вещи все краденные, но делить их надо «честно и благородно». Добыли что-то воровством, а делят «честно и благородно».

К концу прогулки Баларама рассказал Шриле Прабхупаде, что городской совет выпустил официальное постановление, которое должно навсегда прекратить проведение Ратха-ятры в Мельбурне. Секретарь городское корпорации м-р. Ф.Х. Роган назвал последний праздник, прошедший в январе, «источником опасности», упомянув и цветы, и конфетти, и цветные порошки, и транспаранты, которыми оказался усеян весь путь прохождения колесниц. Всего этого вкупе с тем, что он назвал «ужасающим шумом» и препятствием движению транспорта, вполне достаточно, сказал м-р Роган, чтобы Городской Совет никогда больше не давал разрешения на проведение подобных фестивалей в будущем.

Прабхупаду это решение расстроило. Он предложил преданным обратится в суд.

— Это же праздник. Должны быть толпы людей. У вас что, не бывает праздников? Очень жаль. Вы должны обратится в суд. Какое право они имеют запрещать? Это наш религиозный обряд.

* * *

Шрила Прабхупада получил письмо от Мадхудвиши Свами, в котором тот писал, что прибыл в Нью-Йорк и приступил к своим обязанностям Джи-Би-Си. Он приглашал Прабхупаду принять участие в предстоящей Ратха-ятре в Нью-Йорке и выражал надежду, что в Австралии все идет хорошо.

Прабхупада ответил:

Я послал тебя в Мельбурн и убедился, что ты прекрасно поработал там, и что ты — именно тот человек, который сможет организовать центр в Нью-Йорке. Сейчас я нахожусь в твоем храме. Я переживаю разлуку с тобой. Но я вижу, что все здесь идет хорошо, так же, как когда ты управлял этим храмом. Преданные здесь прыгают и танцуют по-прежнему вдохновенно.

По поводу Ратха-ятры Прабхупада написал:

Ратха-ятра — это твой успех. Никто до сих пор их не делал. В Нью-Йорке Ратха-ятру следовало провести уже давно, но там не было достаточно компетентного человека для этого. Поэтому Кришна послал тебя туда, и я, скорее всего, приму участие в нью-йоркской Ратха-ятре. Нью-Йорк — это первый мой город в Америке, а теперь у нас есть и свое место, и книги, так, что если ты устроишь все как следует, это будет великий триумф.

* * *

После дневного отдыха Шрилы Прабхупады, к нему пришел Уграшрава и принес слайды, отснятые во время его недавнего путешествия с Яшодананданой Свами по священным храмам Южной Индии. Шрила Прабхупада согласился посмотреть их, и Уграшрава принес в главную комнату для даршанов проектор и экран. Стоял холодный вечер, и в комнате, по просьбе Прабхупады включили несколько дополнительных обогревателей. Тем временем Прабхупада полулежал на своей кушетке, ведя непринужденную беседу с преданными.

Большинство снимков были сделаны в местах, связанных с играми гневного воплощения Господа, Нрисимхадевы, получеловека-полульва. Там были разнообразные изображения Божеств Нрисимхадевы, как установленных, так и самопроявленных. Прабхупада большей частью молчал, но когда пошли виды Аховалама, он воскликнул:

— Я был там!

— Да, Шрила Прабхупада, с энтузиазмом отозвался Уграшрава, — это дворец Хираньякашипу.

Прабхупада покачал головой.

— Нет, это не то место, — спокойно, но безапелляционно произнес он, — ну, так или иначе… Считается, что это то самое место.

Прабхупада не стал развивать свою мысль, было ясно, что он хочет избежать спора. Всего несколько недель назад, во Вриндаване, эта же тема была поднята на одной из утренних прогулок. Тогда его заключение было совершенно ясным.

— Нрисимхадева повсюду. Ито нрисимхах парато нрисимха ято ято ями тато нрисимхах. Почему Нрисимху нужно ограничивать: «Он был здесь»? Он повсюду. И поскольку Он повсюду, Он и здесь тоже. Вот и все.

Прабхупада молчал до конца «слайд-путешествия по Индии». Однако когда Уграшрава начал показывать слайды о храмах ИСККОН в Америке, настроение Шрилы Прабхупады заметно переменилось. Было очевидно, что Шрилу Прабхупаду гораздо больше интересуют и вдохновляют новости об его всемирном Обществе. Самое большое вдохновение вызвал у него ресторан нью-йоркского храма.

— О! Наш ресторан! Сколько посетителей?

Этот интерес сохранялся у Прабхупады до конца показа.

* * *

После вдохновенной вечерней киртаны в храме Шрила Прабхупада продолжил комментировать третий стих девятой главы Бхагавадгиты:

Тем, кто, занимаясь преданным служением, не обладает верой, никогда не достичь Меня, о завоеватель богатств. Поэтому они возвращаются в материальный мир и вновь попадают в круговорот рождения и смерти.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.