Сделай Сам Свою Работу на 5

Понедельник, 1 июля 1974 года. 13 глава





Один постоянный посетитель храма, человек странноватый, с заниженной самооценкой, спросил Шрилу Прабхупаду, считаются ли в конце концов бесполезными маленькие усилия служить Кришне.

Прабхупада ответил ему очень тонко.

— Я это уже объяснял. Вот вы приходите сюда, хотя не имеете посвящения. Это уже служение. Если вы будете откладывать по одному центу каждый день, то со временем наберется сто долларов. А со ста долларами уже можно открывать дело. — Прабхупада засмеялся. — Поэтому приходите сюда каждый день. Цент за центом, и когда наберется сто долларов, вы станете преданным.

Ответ Прабхупады вызвал смех и возгласы в аудитории. А он продолжал:

— Ничто не теряется. Так говорит Шримад-Бхагаватам: Крита-пунья пуньях. Крита-пунья. Крита означает «сделанное». Шукадева Госвами описывает, как Кришна играл со Своими друзьями-пастушками: «Мальчики-пастушки, которые играют с Кришной, не достигли этого уровня в один день». Жизнь за жизнью творили они дела благочестия и так достигли своего нынешнего состояния, когда им позволено играть с Кришной. В этом смысл Движения сознания Кришны.

Один молодой человек спросил:



— В мире много разных духовных движений. Как узнать, какое из них правильное?

— Это очень просто. Духовное движение предназначено для осознания Бога. Любое духовное движение, которое приводит вас к осознанию Бога, правильное. Если вы думаете, что какое-то движение духовное — хорошо, примите его. И если, находясь в этом движении, вы увидите, что осознали Бога, то все в порядке. Ну, а если нет, то это движение — мошенническое.

— Но я не настолько опытен, чтобы …

— Вот вам и опыт. Например, когда вы наедаетесь, вы чувствуете удовлетворение. Но без еды — как вы наедитесь? Так и здесь: если вы следуете духовному движению вы осознаете Бога. Это результат. А если вы думаете, что следуете какому-то духовному движению, но при этом так и не узнаёте, что представляет собой Бог, это означает, что вы попались на удочку. Такова проверка. Здесь не нужен сертификат. Вы сами все поймете. Также как с едой: если вы наедаетесь, вы чувствуете удовлетворение. Вам не нужно подтверждение со стороны, вы не спрашиваете соседа: «Как ты думаешь, я наелся?» Вы сами это знаете. Если вы осознали Бога во всей полноте, тогда вы в духовном движение. Если не осознали, тогда нужно признать, что вас занесло не туда. Так можно проверить.



Один молодой преданный спросил:

— Как убедить человека, что он страдает, если он говорит, что он счастлив и не боится смерти?

Ответ Прабхупады был коротким и резким:

— Это сумасшедший!

Комната взорвалась смехом, а Прабхупада, обнажив зубы в широчайшей улыбке, продолжал:

— Вот и все. Что нам за дело до того, что говорит сумасшедший.

Руку поднял Вишвахету, преданный получивший посвящение совсем недавно.

— Если мы жизнь за жизнью занимались здесь греховной деятельностью, значит ли это, что нам придется теперь жизнь за жизнью совершать благочестивые поступки, чтобы уравновесить наши грехи?

Прабхупада широко открыл глаза и мягко отругал своего юного ученика.

— Подожди, подожди! Это Движение сознания Кришны. Ты что, не читаешь Бхагавадгиту? Что говорит Кришна? Сарва-дхарман паритьяджа мам эка шаранам враджа ахам твам сарва-папепьхьё мокшайишйями. «Предайся Мне, оставь все твои дела. Я немедленно освобожу от всех последствий твоих грехов». Для этого потребуется всего одна минута. «Дорогой Кришна, я позабыл Тебя. Теперь я все понимаю. Я полностью предаюсь Тебе». В этот миг вы освобождаетесь от всех грехов. Без всяких условий, без всякой политики. Если вы полностью предаетесь, Кришна обещает: ахам твам сарва-папепьхйо мокшайишйями ма шучаха.

Прабхупада на мгновение приостановился, его лицо с широко открытыми глазами сияло.

— Он обещает: «Не беспокойся о том, смогу ли Я освободить тебя от всех реакций. Ма шучаха. Окончательно и бесповоротно. Сделай это». Сколько времени занимает предание Кришне? Вы можете сделать это мгновенно. Предаться означает отдать себя Кришне и делать то, что Он говорит. А что Кришна велит делать? Четыре вещи: «Всегда думай обо Мне, стань моим преданным, поклоняйся Мне и выражай Мне почтение». Вот и делайте эти четыре вещи. Это полное предание. Мам эваишьяси асамшаях — «Так ты непременно придешь ко мне». Вот и все. Кришна дает все, полностью. Если вы это принимаете, жизнь становится очень простой. Никаких трудностей.



В конце еще один юный брахмачари задал Шриле Прабхупаде сложный вопрос.

— Вот вы здесь, и все эти преданные — ваши ученики, Шрила Прабхупада, вечные ученики, вечные слуги. Но что если нам придется снова родится в материальном мире? Как мы тогда будем непосредственно служить Вам?

— Даже если вы останетесь в материальном мире, — ответил Прабхупада, — если вы не достигнете цели своей духовной жизни, вы примете хорошее рождение. Шучинам шриматам гехе йога-бхраштах санджаяте. Если человек не достиг успеха в сознании Кришны, ему дается следующий шанс, и он получает рождение в аристократической или благородной и чистой брахманской семье, чтобы продолжать развивать свое сознание Кришны.

Юный брахмачари продолжал.

— Значит ли это, что нам придется принять посвящение от другого гуру, или мы останемся Вашими вечными слугами?

— Вопрос такой, — решил пояснить Мадхудвиша, — когда мы принимаем от вас посвящение, мы знаем, что становимся вашими вечными слугами, но если нам придется вернуться и снова родится здесь …

— Если вы получили вечные наставления, — продолжал Шрила Прабхупада, — а потом перестали их исполнять, то как вы можете оставаться вечным слугой? Вы должны прочно стоять на основе. Тогда вы будете вечно спасены. Если же вы сходите с этой основы, это ваш промах. Представьте себе, что все мы на Вайкунтхе. И мы хотим наслаждаться материальным миром. И вот мы упали — как Джая и Виджая. Теперь мы пытаемся вернуться. Мы говорим: «Назад, домой к Богу». Для этого существует специальный метод. Если вы воспользуетесь этим методом, вы сможете вернуться. Если вы падаете, пеняйте на себя. Следовательно, эта жизнь предназначена для тапасьи, как говорит Ришабхадева. Нельзя тратить эту жизнь так, как тратят ее собаки и свиньи. Ее нужно использовать для тапасьи, для осознания своего положения. Тапо путрака ена шудтхьет саттвам. Такова цель жизни. Мы должны очистить свое существование. В настоящий момент мы должны очистить свое существование. Поэтому мы подвержены рождению, смерти старости и болезням. Но как только мы очистимся, то сразу выйдем из под действия этих четырех материальных законов. Большое спасибо. Харе Кришна.

На этом Шрила Прабхупада закончил свою последнюю беседу с преданными.

Пятница, 23 мая 1975 года

Собираясь на утреннюю прогулку Прабхупада остановился посреди лестницы, вспомнив свое детство. Положив правую руку на темные полированные перила лестницы, он улыбнулся и сказал:

— Когда я был мальчиком, в доме моей матери были такие же перила, и я … — Прабхупада быстро провел ладонью по гладкой полировке, — я съезжал по ним!

В машине Шрила Прабхупада признался, что хотя ему не приходится много ходить по лестницам, все же они доставляют ему немало трудностей. Он попросил Мадхудвишу постараться к следующему его приезду устроить в храме кресло-подъемник.

* * *

На последней прогулке по Ботаническому Саду Шрилу Прабхупаду сопровождали австралийские распространители книг. Утренний воздух был пронзительно холоден, и у преданных изо рта шел пар, растворявшийся в ледяном тумане осеннего утра. Когда Шрила Прабхупада приостанавливался, молодые люди толпились вокруг своего возлюбленного духовного учителя, чтобы послушать его мимолетный комментарий.

Во время одной из таких остановок Прабхупада сказал, что хотя парк и красив, но в нем должно было бы расти гораздо больше плодовых деревьев и деревьев с красивыми цветами. Он сказал, что слышал, будто правительство ограничивает посадку плодовых деревьев. Амогха подтвердил, что так оно и есть. Он объяснил, что такое решение правительства продиктовано экономическими соображениями.

— Ну и ну, — покачал головой Прабхупада. — Какая ужасная политика.

Шрутакирти привел еще один пример. Он сказал, что иногда правительство даже платит фермерам за то, чтобы они не выращивали урожай, — чтобы поддержать уровень цен. У Прабхупады вытянулось лицо.

— Ну и политика! Вместо того, чтобы выращивать естественную пищу, они убивают животных. Это осознанно греховная жизнь.

— Но им все равно приходится выращивать пищу для животных, — пояснил Шрутакирти. — Они выращивают зерно и кормят им животных, а потом убивают животных.

Прабхупада покачал головой.

— Ну и ну. Им хватило бы зерна и для людей и для животных, но они вместо этого выращивают зерно для животных и убивают их. Та’ра мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати. Вы поете эту песню перед прасадом. Язык — это величайший враг, самый алчный. Ради удовлетворения языка люди рискуют жизнью и совершают грехи, обрекая себя на страдания в будущем. Им незнаком принцип «живи и дай жить другому». У них своя политика: «живи и убивай других»

Читта-хари предположил, что люди чувствуют себя вправе убивать животных, поскольку по законам природы одно животное является пищей другого.

— Но вы же не животные, — возразил Прабхупада, — вы люди. Вы должны думать: «Почему я должен убивать животных, если я и без этого могу жить совсем неплохо?» Это гуманно.

— Но разве питание овощами не предполагает убийство живых существ? — спросил Читта-хари.

— Нет, это не убийство. Если ты ешь фрукты, то где здесь убийство? Или зерно…

Шрутакирти добавил, что пшеницу собирают после того как она умрет, а не до того. Прабхупада согласно кивал.

Гопиканта поднял еще один больной вопрос.

— Шрила Прабхупада, вы сказали однажды, что если человек хочет есть мясо, он должен подождать, когда корова умрет своей смертью. И люди могут спросить: «Почему же вы не дадите овощам умереть прежде чем съесть их»?

Прабхупада недовольно покачал головой.

— Овощам? — отмахнулся Прабхупада, — мы говорим не об овощах. Мы говорим о животных. Почему бы вам не убить своего отца? Отец стар и бесполезен. Убейте его и съешьте.

Хари-шаури вспомнил о домах престарелых. Прабхупада остановился опираясь на свою трость, а преданные сгрудились вокруг него.

— Да. Придет время и они будут убивать своих отцов. Сейчас они убивают своих детей. За ними придет очередь отцов. Как только весь мир станет коммунистическим, они начнут убивать стариков, как это делают африканцы. Да, вы не знали? Африканцы убивают своих дедов. У них это целое празднество. Да. Они бросают своего деда на крышу дома, и он, скатываясь, падает. Два-три раза, и он умирает. Это большой праздник для внуков. Они съедают своего деда. Славные внучата.

— А потом они едят мозг деда, — добавил Уграшрава.

Прабхупада лукаво улыбнулся.

— И еще — знаете? — они любят есть белых людей. (Смех.) Да. Они похищают или как-нибудь захватывают белого человека и с большим удовольствием его съедают.

Хари-шаури вернулся к теме прерывания беременности как еще одного примера низменной деятельности современного общества.

— Грешники, — сказал Прабхупада. — Есть два вида завистливых живых существ: змея и завистливый человек. Завистливый человек опаснее змеи. Почему? Змею заклинают при помощи специальных веществ и мантр, а с завистливым человеком ничего не сделаешь, поэтому он опаснее.

Харишаури поинтересовался, что можно посоветовать таким людям.

— Им можно посоветовать только: «Пойте «Харе-Кришна» и все будет хорошо. Это единственное лекарство», — откровенно сказал Прабхупада. — Вам нужно лишь позаботится о том, чтобы они пели и принимали прасад. Метод очень прост. Приглашайте их: «Пожалуйста, приходите, пойте, танцуйте и принимайте прасад». И все они станут хорошими людьми. Таков метод. В противном случае, даже если вы дадите им хороший совет, они не смогут им воспользоваться. Они такие грешники! Единственное лекарство — это сознание Кришны. Любым путем собирайте людей вместе. Пусть они поют, пусть они танцуют и едят прасад. Все будет хорошо. Калау насти эва насти эва насти эва гатираньятха. Иного пути очистить их не существует. Мы открываем центры в различных частях мира, чтобы дать им шанс. «Пожалуйста, приходите, принимайте прасад, пойте, танцуйте, радуйтесь». Эта духовная радость исправит их. Мы лучшие друзья человеческого общества. Никакого другого способа исправить этих негодяев не существует.

По пути в храм Шрила Прабхупада объяснял, что Кришна советует в восемнадцатой главе Бхагавадгиты избегать людей, чуждых покаянию и аскетизму, однако преданные настолько добры, что подвергают свои мозги тяжкому испытанию, чтобы, общаясь с такими людьми, помочь им.

— Но что касается аргументов, логики и философии, — заключил Прабхупада, — они ничего не понимают.

Он напомнил преданным практический план очищения людей, о котором он говорил на этой прогулке, и попросил их настойчиво воплощать его.

— Людей нужно так или иначе побуждать приходить в храм, петь, танцевать и принимать прасад с нами.

* * *

Прабхупада сидел в зале отлета мельбурнского аэропорта. Ученики расположились вокруг него на стульях и на покрытом ковром полу. Некоторые из них подошли, чтобы сказать несколько заключительных слов или поднести подарки.

Когда объявили посадку на рейс Прабхупады, преданные поднялись и с киртаной сопровождали его до самой таможни. Прабхупада скрылся за экраном, а они остались, чтобы еще целый год переживать отсутствие общения с ним. Вдруг он появился снова и, широко улыбаясь, помахал им обеими руками. Этот жест вызвал в преданных прилив любви, и они пали на землю в поклоне. Затем Прабхупада прошел на посадку в самолет.

Джита-гириша: Этот простой, полный любви финальный обмен пролил новый свет на мои отношения со Шрилой Прабхупадой. Он много раз говорил, что путешествует для того, чтобы вдохновлять своих учеников в сознании Кришны. Увидев прощальный жест Прабхупады, я глубоко осознал — возможно впервые в жизни — что духовный учитель это тот, кто наделяет нас вдохновением служить Кришне и развивать свою любовь к нему.

* * *

Во время часового перелета до Сиднея Прабхупада пообедал. Один преданный заботливо дважды прожарил любимые Прабхупадой урад-дал-качори, которые он с удовольствием съел вместе с остальным прасадом.

В зале транзита сиднейского аэропорта Прабхупада сидел между Шрутакирти и Парамахамсой Свами и тихо повторял джапу. Через час их самолет компании «Пан-Ам» должен был вылететь на Фиджи и Гавайи. Вдруг к ним подошел молодой человек в форме авиакомпании «Куантас-Эйрлайнз» и предложил им напитки. После этого он отставил поднос и, к изумлению преданных, простерся на полу перед Прабхупадой, произнося пранама-мантру.

— Кто это юноша? — обернулся Прабхупада к Шрутакирти.

Шрутакирти узнал в нем одного из посетителей мельбрунского храма. Это был Джеффри Флетчер, молодой офицер наземной службы, который когда-то писал Прабхупаде письма, выражая желание стать его учеником.

Джеффри: Я повысил в компьютере статус билета Прабхупады с первого класса на VIP. Когда я предложил ему напитки, он, кажется, остался доволен моим скромным подношением и выпил полный стакан. Поднявшись с пола, я услышал как Шрутакирти сказал: «Он ходит в храм, Шрила Прабхупада». Прабхупада улыбнулся и ответил: «Очень хорошо». Короткое общение со Шрилой Прабхупадой в Мельбурне совершенно изменило мою жизнь: через месяц я подал в отставку и переселился в храм.

* * *

К 1975 году стало ясно, что путешествия Шрилы Прабхупады приносят плоды. Прабхупада путешествовал уже не как одинокий первопроходец, но как основатель-ачарья огромной мировой религии. Международное общество сознания Кришны становилось все более известно как движение чистого преданного служения Богу, в котором могли принять участие представители любых религий и стран, стремящиеся к чистому поклонению и чистому служению Божественной Личности.

Будучи полномочным представителем Господа Чайтаньи, Шрила Прабхупада глубоко проник в настроение милости и сострадания Господа, спасающего падших. Как сказано в Брихад-нарадия-Пуране: «Только пение Святого имени, лишь пение Святого имени, пение Святого имени может спасти человека в эпоху кали. Иного пути нет». Шрила Прабхупада претворил этот стих в жизнь, своими глазами видя, как действует милость Господа Чайтаньи.

Шрила Прабхупада считал прогресс Движения сознания Кришны успехом, достойным удивления, доказательством того, что его скромные усилия привлекли прямую милость Господа Чайтаньи. В одном из комментариев к Чайтанья-чаритамрите он писал:

В настоящее время, по милости Господа Чайтаньи Махапрабху, Его учение проповедуется по всему миру. И более чем вероятно, что в будущей истории Движения Господа Чайтаньи европейцы, американцы, канадцы, австралийцы, жители Южной Америки, Азии и других частей мира прославятся как преданные Господа Чайтаньи.

* * *

Шрила Прабхупада остался очень доволен искренними трудами своих учеников, обустроивших новый мельбурнский храм. Спустя немного времени после своего отъезда из Австралии, Прабхупада получил от Мадхудвиши Свами подарок — новые фотографии мельбурнского храма. Прабхупада особенно отметил роскошные одежды Божеств, которые стояли на новом алтаре из мрамора и оникса, сиявшем, словно ограненный драгоценный камень.

Прабхупада ответил Мадхудвише:

На фотографии видно, что все идет хорошо. Я очень рад. Кто мог хотя бы мечтать, что в Мельбурне в Австралии будет такой прекрасный храм, Радха-Кришны, и местные жители будут поклонятся им! Все же, каждый, кто искренне служит Господу получит вдохновение делать это правильно. Кришна пребывает в его сердце…

Когда я был ребенком, я ходил в храм Малликов по соседству и думал: «Когда же и я смогу поклонятся таким красивым Божествам?» А теперь Кришна так добр, что я открываю множество прекрасных храмов по всему миру. Все храмы — в Мельбурне, в Лондоне, в Париже, в Бомбее — очень хороши. Все там блестит и сверкает. Божество — это залог искреннего служения.

Прабхупада хотел, прежде, чем уйдет из этого мира, увидеть расцвет ста восьми храмов Кришны. Поддерживать эти храмы предстояло его искренним последователям.

Глава 12
«В самой южной части земного шара»

Часть 1 Мельбурн 1976 год

Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «притхивите ачхе ята нагаради грама». Он хотел, чтобы повсюду, в каждом уголке мира — в каждом городе и каждой деревне — звучала харе-кришна-маха-мантра. Чтобы это произошло, нужно проповедовать. И по Его милости эта проповедь идет. Теперь даже в самой отдаленной части мира, в Австралии, на самом юге земного шара у нас есть четыре отделения — в том числе в Мельбурне и Сиднее — и большой дом Господа Чайтаньи Махапрабху. Я открыл эти отделения в прошлом году, и туда приходят сотни тысяч преданных. Предсказание Чайтаньи Махапрабху сбывается на наших глазах.

Шрила Прабхупада,

из лекции во Вриндаване 7 апреля 1976 года.

Преданные Мельбурна готовились к очередной Ратха-ятре. Шрила Прабхупада писал, что шествие можно устраивать в любое время года, и Мадхудвиша выбрал сентябрь 1975. Однако, узнав, что Шрила Прабхупада до конца года занят и не сможет принять участие в праздновании, Мадхудвиша хотел было переменить дату, приурочив ее к приезду Прабхупады. Но 4 августа 1975 года Шрила Прабхупада написал Мадхудвише письмо, в котором предостерегал: «Касательно Ратха-ятры и моего приезда — не нужно ничего приспосабливать к моему расписанию. Я старик. Мой приезд не должен не на что влиять. До сих пор я еще мог путешествовать, но в настоящее время я чувствую себя не лучшим образом. Все же надеюсь приехать в Австралию в декабре или январе — как пожелаешь».

План проведения праздника разворачивался. Задний двор мельбурнского храма превратился в мастерскую, где строились огромные колесницы.

* * *

Юный ученик Шрилы Прабхупады — Хари-шаури покинул Мельбурн через несколько месяцев после визита Прабхупады в мае 1975 года. Он искал новое служение. В Индии Хари-шаури сказочно повезло — в конце ноября 1975 года он стал личным слугой Прабхупады. В предпоследний день декабря, после пяти недель путешествия, Его Божественная Милость со своей группой прибыл в Бомбей. Добравшись до своей комнаты в «Харе-Кришна-лэнде», Шрила Прабхупада позвал Хари-шаури и сообщил ему, что чувствует себя довольно плохо.

Вскоре после прибытия Прабхупады в Бомбей, когда до мельбурнского праздника оставалось меньше двух недель, Мадхудвиша снова написал Прабхупаде письмо, в котором смиренно просил его приехать. Прабхупада ответил в последний день декабря 1975 года:

Дорогой Мадхудвиша Махараджа, прими, пожалуйста, мои благословения. Благодарю тебя за твое любезное приглашение. По всей Австралии можно открыть тысячи храмов Чайтаньи Махапрабху, так что я мог бы получать приглашения каждый месяц. Состояние здоровья не позволяет мне очень уж активно передвигаться, но мыслями я постоянно с тобой и призываю на тебя благословения Кришны.

Прабхупада хотел принять участие в празднике, но чувствовал себя недостаточно хорошо, чтобы ехать. Обменявшись с Мадхудвишей еще несколькими телефонными звонками и телеграммами и взяв с него слово, что праздник состоится при любых условиях, Прабхупада принял окончательно решение — он не поедет.

И вот, 10 января 1976 года гигантские колесницы вновь выехали на улицы Мельбурна — начался четвертый ежегодный праздник Ратха-ятры. Тысячи людей наблюдали шествие, направлявшееся по тем же улицам, что в 1974 году видели Прабхупаду, к зданию Королевской Выставки, где всех ожидали киртана, духовный спектакль и роскошный пир.

* * *

Шествие Ратха-ятры 1976 года запомнилось многим его участникам и зрителям агрессивными выходками со стороны христиан и родителей некоторых преданных. В самом по себе проявлении враждебности, разумеется, не было ничего нового, возмущенные христиане пытались сорвать шествие мельбурнской Ратха-ятры и в 1974 году, однако со временем эта оппозиция организовалась и стала яростной. На этот раз раздраженные христиане объединились с группой недовольных родителей преданных. Назвавшись движением «Анти-Кришна», они шли за процессией и несли лозунги, кричавшие, что в движении «Харе-Кришна» их детям промыли мозги.

В Австралии это явление было еще относительно ново, но в других местах, особенно в Америке и Европе, такая враждебность нарастала уже с 1975 года. Некоторые родители, уверенные в том, что их детей похитили и навязали им догмы сознания Кришны силой, старались вернуть их, прибегая к грубым и жестоким средствам.

Одним из таких варварских методов было «депрограммирование» — введенное в обиход самозваным «спасителем» Тэдом Патриком. «Депрограмматоры» нанимали профессиональных бандитов, похищали преданных из храмов и подвергали их затем жестоким пыткам, чтобы «выдернуть» из так называемого «зомбированного» состояния. Разумеется, все это было незаконно. Патрика регулярно сажали в тюрьму, и он проводил больше времени за решеткой, чем на воле. Однако, некоторым родителям, озлобленным и неправильно информированным, «депрограммирование» казалось вполне приемлемым решением.

Многие преданные были встревожены и напуганы этими тенденциями, но Шрила Прабхупада уверил их, что этого следовало ожидать. Прабхупада объяснял, что преданным не только не стоит опасаться таких проявлений, но напротив: растущая оппозиция свидетельствует о росте авторитета ИССКОН. С незапамятных времен демоны противостоят преданным, но в Кали-югу это противостояние становится особенно заметным.

В комментарии к Шримад-Бхагаватам (9.24.59) Шрила Прабхупада писал:

Преданные стремятся учить Сознанию Кришны, чтобы люди были счастливы простой жизнью и развитием сознания Бога…

Демоны, напротив, очень хотят сделать так, чтобы люди тяжко трудились и жили как кошки, свиньи и собаки. Не сознавая Кришну, эти демоны считают жизнь в Сознании Кришны «промыванием мозгов» и «контролем сознания». Поэтому они всеми силами чинят препятствия Движению сознания Кришны.

Прабхупада уверил преданных, что Кришна защитит их, и что все в конце концов сложится в их пользу.

На одной утренней лекции во Вриндаване он сказал:

— В западных странах наше Движение стараются ограничить говоря: «Они промывают людям мозги». Промывание мозгов… То есть, мы психологическими средствами оказываем давление на людей и внушаем им определенные идеи, и люди принимают их, и это распространяется как эпидемия. Как ее остановить? И вот они пытаются остановить Движение «Харе-Кришна» в Европе и Америке. Они пытаются. Разумеется, мы не боимся этих попыток. Они никогда не увенчаются успехом, будьте уверены, потому, что мы распространяем сознание Кришны.

— С Кришной пытались расправиться с самого начала Его жизни, — говорил Прабхупада. — Демоны и ракшасы не раз пытались убить Его, но Кришна всегда убивал их самих. Итак, если вы искренни, если вы соблюдаете принципы и распространяете сознание Кришны, убить вас не сможет никто. Не сомневайтесь: вы будете продвигаться вперед. Мы вовсе не собираемся погибать. Очевидно, что это Движение распространяется, как эпидемия, и молодые люди по всей Европе и Америке принимают его всерьез. Его не остановить. Оно будет продолжаться. Как нельзя убить Кришну, так нельзя убить и Его Движение. Наоборот, те, кто пытается сделать это, сами будут убиты. Но мы должны быть серьезными и искренними.

* * *

Здоровье Прабхупады ухудшалось, однако он не колеблясь строил все новые и новые планы посещения всех своих центров. Внутренне Прабхупада постоянно медитировал на приказ своего духовного учителя, и потому ничто его не беспокоило. Он уже вытерпел большие аскезы, чтобы пронести послание Кришны по всему миру, и сейчас по-прежнему чувствовал настоятельную потребность путешествовать. К концу майяпурского фестиваля в марте 1976 года план путешествия Прабхупады был окончательно сверстан. Покидая Индию, Прабхупада отправлялся на Восток, в очередное кругосветное путешествие. Пробыв неделю в Мельбурне, он намеревался затем посетить Окленд, Фиджи, Гавайи, Лос-Анджелес, Детройт, Торонто, Нью-Вриндаван, Вашингтон, Лондон, Париж и Тегеран. Четырехмесячное турне должно было завершиться в Бомбее.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.