Сделай Сам Свою Работу на 5

Понедельник, 1 июля 1974 года. 11 глава





— Шрила Прабхупада, во второй песне Шримад-Бхагаватам сказано: «И полубоги, и демоны равно поклонялись Господу как преданные в Его личной обители». Не могли бы вы объяснить, как могут демоны поклонятся Богу?

Преданные тесно сгрудились вокруг Прабхупады. Прабхупада улыбнулся:

— Да, когда демоны попадают на Вайкунтху, они тоже становятся преданными. Например, вы сейчас стали вайшнавами. Сравните.

Шрила Прабхупада рассмеялся, а за ним и преданные.

— Люди тоже удивляются: «Как эти млеччхи и яваны могут стать вайшнавами?» Они смотрят во все глаза и не верят. Во Вриндаване они возмущаются: «Как эти европейцы могут поклонятся Божеству?» Но дело в том, что когда личность приобретает нужные качества, она уже больше не демон. Что говорить о демонах — во времена моей юности когда я был еще грихастхой, важные санньяси, ученики моего Гуру-махараджи, говорили: «Что делает здесь этот грихастха? Он ведь никогда не жил с нами в храме».

К концу этой бодрящей прогулки Мадхудвиша решил обсудить аргумент который сам недавно услышал:

— Некоторые говорят, что пение Харе Кришна материально, потому, что это звук исходящий изо рта. Можно ли провести научный эксперимент, чтобы доказать различие между нашим пением и звуком автомобильного сигнала?



Прабхупада ответил, что это не возможно. Поскольку в нашем «больном» состоянии любой звук будет казаться одним и тем же. Он привел пример человека больного желтухой, которому расагуллы кажутся горькими.

— Да что говорить о больном, — сказал Прабхупада, — даже если у человека просто нет аппетита, ему не понравится.

Духовная жизнь, говорил Прабхупада, это лечение материальной болезни, а потом, когда человек очистится, он сможет наслаждаться духовным вкусом.

Другой преданный спросил:

— Так как же, Шрила Прабхупада? Когда становишься совершенно чистым, тогда и звук автомобильного сигнала будешь воспринимать как трансцендентный?

Прабхупада остановился и показал на микрофон, который Шрутакирти держал перед ним.

— Да. Этот микрофон трансцендентен потому, что используется ради Кришны.

Он показал на раскидистый цветущий акант, сияющий ярко-зеленой листвой.

— Этот цветок, если вы используете его для чувственного наслаждения, материален. Этот же самый цветок, будучи предложен Кришне, становится духовным. Цветок один и тот же, но он используется по-разному и из-за этого является либо материальным либо духовным. Если этот парк отдать нам, мы немедленно превратим его в Вайкунтху. В противном случае он Вайкунтхой не станет. На самом деле никакого материального бытия нет. Все материальные элементы — суть энергии Кришны. Кришна говорит в Бхагавадгите: бхинна, «отделенная». Это означает, что когда вы отделяете Кришну от чего-то, оно становится материальным. Так вот, наше дело научить людей: «Все есть Кришна. Попытайтесь это понять».



На выходе из парка преданные увидели большое старое дерево с прикрепленной к нему табличкой. Шрила Прабхупада попросил Шрутакирти прочитать что там написано.

— Здесь написано, что это дерево опасно при ветреной погоде, оно может сломаться и упасть.

Прабхупада ухмыльнулся:

— О! А эта тропинка, значит, не опасна? В материальном мире все полно опасности. Падам падам яд випадам: на каждом шагу опасность. Такова материальная жизнь.

Автомобиль тронулся по направлению к храму. Прабхупада беседовал на заднем сидении с Шрутакирти, солнце ярко светило сквозь осеннюю листву вязов.

— Цивилизация стала адской. Даже священник сказал мне: «Секс — это очень хорошо. Почему вы запрещаете его?» Вы только посмотрите, ведь он — священник. Почему священникам запрещено жениться? Должно же быть в этом какое-то преимущество, иначе зачем бы было запрещать?

Шрутакирти предположил, что поначалу всем священникам были известны преимущества целибата, но со временем это знание забылось.



— Это означает, что они катятся в ад, вот и все. Они докатились уже до гомосексуализма. Вот их духовное продвижение.

* * *

Сабхапати пытался организовать встречу Шрилы Прабхупады с министром социальной защиты. Добраться до самого министра не удалось, но он согласился послать вместо себя своего человека. После легкого экадашного завтрака Шрила Прабхупада принял руководителя исследовательской группы этого министерства.

М-р Мур, лысеющий, безупречно одетый шестидесятилетний мужчина с вежливым вниманием слушал Шрилу Прабхупаду, который в подробностях разбирал несовершенства современного общества и указывал на их корень — безбожие. Главный недостаток, говорил Прабхупада, это отсутствие социальной структуры. В пример он привел разводы. Из-за ничтожного расхождения во мнениях муж и жена расходятся, и вся семья ввергается в хаос.

Прабхупада сказал, что у него есть ученик, Брахмананда, который происходит из такой расколовшейся семьи. Поначалу его отец вел успешный бизнес, у него была хорошая семья и высокий доход, но из-за какого-то несогласия друг с другом, родители разошлись, дети оказались разделены, бизнес закрылся, а отец и мать оба вступили в новый брак. Согласно Чанакье Пандиту, заметил Прабхупада, разногласиям между мужем и женой не следует придавать значения.

— Пусть ссорятся время от времени. Это прекратится само собой.

Прабхупада подчеркнул, что причины развода на самом деле носят чисто временный характер. Австралия готовилась принять новый Закон о Семье, в котором указывалось, что развод допускается только в случае «необратимого разрушения семьи», после двенадцати месяцев раздельной жизни.

Чтобы показать, как далеко уклонилось современное общество от истинного пути, Прабхупада ярко описал индийское общество, каким оно было в старину. Раньше, сказал он, питье алкоголя считалось очень предосудительным. Пьющий человек лишался уважения, доступ в общество благородных людей был для него закрыт. Подобным образом, если человек обнаруживал склонность к мясу, он считался человеком третьего сорта. Ему приходилось уходить за пределы деревни и искать какого-нибудь мусульманского повара, чтобы поесть своего любимого мяса. Женщины с самого детства содержались в такой строгости, что если девушка хотя бы однажды вечером не приходила домой, никто уже не хотел жениться на ней.

— В нашем детстве все было именно так, — продолжал Прабхупада, — но теперь эти ограничения постепенно слабеют. Джавахарлал Неру, наш покойный премьер-министр, издал закон о разводе, и все общество пришло в беспорядок.

М-р Мур согласился, что дела идут далеко не блестяще, но полюбопытствовал, как можно изменить положение, если «современное общество желает оставаться на этом пути».

— Людей надо обучить, — сказал Прабхупада.

— Как? — спросил м-р Мур.

— Мы считаем незаконный секс греховным. Первое наше условие — человек должен отказаться от четырех вещей: от незаконного секса, мяса, опьянения и игры. Это первое условие, которое я ставлю, прежде, чем принять ученика.

М-р Мур нервно заерзал на стуле.

— Но ведь жить так, как вы говорите, могут лишь немногие.

Прабхупада согласился с этим.

—Если в обществе будет даже небольшой процент идеальных людей, всего один процент, остальные будут думать: «Это идеал», — и будут следовать этому идеалу, все 99 процентов.

Он привел ясный пример:

— В небе много звезд, но луна одна. В процентном отношении луна — ничто. Если мы посчитаем, какой процент составляет луна от звезд, это будет ничтожная величина. Но одна эта луна значит несравненно больше, чем все звезды вместе взятые.

Говоря «все звезды», Прабхупада смел эти воображаемые звезды таким изумительно аристократическим движением руки, что все присутствовавшие рассмеялись.

— Пусть останется одна луна, ее достаточно. Зачем нам проценты?

В продолжение разговора м-р Мур задал Шриле Прабхупаде провокационный вопрос: что он стал бы делать, если бы поймал в храме вора?

Прабхупада поднял брови.

— Если бы сюда забрался вор, мы бы наказали его. Вор должен быть наказан.

— А если он сделал это, побуждаемый голодом? — спросил м-р Мур.

Прабхупада не уступил.

— Мы приглашаем всех: «Приходите и ешьте». Зачем ему оставаться голодным? Мы приглашаем всех: «Приходите, обедайте, это бесплатно». Мы не берем платы ни с кого. Почему он должен оставаться голодным? Давайте развивать эту программу. Все голодные Мельбурна, идите к нам, ешьте до отвала.

Произнося «идите к нам», Прабхупада сделал такой жест, как будто все голодные Мельбурна действительно стояли у дверей.

— Мы приглашаем: «Давайте все сюда. Зачем вам голодать?» — Мягким, но повелительным движением он усадил всех голодных Мельбурна на пол.

Если бы правительство помогало, добавил Прабхупада, он мог бы накормить всех мельбурнских голодных.

— Правительство должно принять нашу простую формулу: пойте «Харе-Кришна», ешьте до отвала, живите у тепле и уюте, и вы будете спокойны. Это гарантия. Если человек, пусть он даже сумасшедший, соглашается на эти три принципа, то пусть приходит, поет харе-кришна-мантру, принимает с нами пищу, которую мы готовим, и живет с нами в мире. И покой осенит его. В беспокойстве невозможно быть счастливым. А если вы придумываете себе какие-то собственные пути, вам не видать успеха.

— Если вам нравится этот метод, — продолжал Прабхупада, — вы можете сотрудничать с нами многими способами. Мы готовы убедить вас в первоклассной природе этого Движения. Вы один из руководителей общества. Если руководители общества станут помогать нашему Движению, все остальные неизбежно последуют за ними.

Течение беседы изменилось.

Прабхупада: Представьте, что вы даете человеку наставление: «Пожалуйста, не занимайся незаконным сексом». У вас есть возражения?

М-р Мур: Простите?

Прабхупада: Если я посоветую кому-нибудь: «Не занимайся незаконным сексом», — у вас будут возражения?

М-р Мур: Да. Мне нравится секс, и моей жене тоже нравится секс. Мы наслаждаемся, мы просто жить без него не можем. Он делает наш брак счастливее.

Прабхупада фыркнул, сдерживая смех, и оглядел комнату.

М-р Мур: Таково положение вещей. Мы оба…

Прабхупада (указывая на учеников): А как же они это приняли?

М-р Мур: Не знаю. Не знаю, но я не могу. Наша жизнь — это наслаждение сексом, и наш брак становится счастливее, оттого, что мы наслаждаемся сексом.

Прабхупада: Мы не запрещаем секс вообще, мы запрещаем только незаконный секс.

М-р Мур: Ну, а мы используем таблетки и другие противозачаточные средства. Потому что они делают нашу…

Прабхупада: Почему вы используете контрацептивы?

М-р Мур: Потому что мы не хотим больше иметь детей.

Прабхупада: Почему же, в таком случае, вы не прекратите заниматься сексом?

М-р Мур: Потому что нам нравится заниматься сексом.

Прабхупада взглянул на учеников и едва заметно покачал головой.

— Вы только посмотрите, — произнес он.

Довольно скоро м-р Мур посмотрел на часы и заявил, что ему пора идти. Шрила Прабхупада проследил, чтобы ему предложили тарелку фруктов и сандеша.

— Такова наша традиция, — любезно сказал он. — Если к нам приходит гость, мы должны предложить ему удобное сидение и какое-нибудь угощение.

— Как долго вы предполагаете пробыть в Мельбурне, — вежливо спросил м-р Мур.

— Я уезжаю послезавтра.

— Наверно, вы успели познакомится со многими людьми?

— Каждый день приходят один или двое джентльменов. Как вы, например. — Прабхупада помолчал и усмехнувшись добавил: — Им наши рекомендации кажутся слишком строгими.

Преданные рассмеялись.

— Но мы не собираемся ничего менять. Мы не пойдем на поводу у vox-populi[43]. Совсем не для этого мы приехали сюда. У нас есть свой определенный метод, и именно он приносит нам успех. Мы не идем на компромиссы, таков наш метод. Если вам это подходит, вы принимаете это. Если он вам не подходит, вы уходите. Ничего страшного.

— Если вы сможете убедить общество изменится, — поделился последним соображением мистер Мур, — тогда и слуги народа изменятся.

— Да, — согласился Прабхупада.

Когда мистер Мур ушел, Шрила Прабхупада продолжил обсуждение поднятой темы с преданными, сказав, что половая жизнь является основой западного общества. Он особо отметил, что мистер Мур, будучи уже «в весьма зрелом возрасте», был все еще склонен к сексу.

— Если человек не обучен, он сохранит это желание до самой смерти, это естественно. Это и есть ловушка майи, механизм удержания живого существа в материальном мире. В Париже совсем старые люди, в семьдесят пять, в восемьдесят лет ходят в ночные клубы, платят за вход пятьдесят долларов и тратят там деньги на женщин и вино. Они проводят там несколько часов, а потом идут домой. Они все старики. И им нечем больше заниматься, кроме проституток.

Молодежь такая же. Молодые девушки стали легкодоступны. Что такое социальная защита? Юные девушки рожают детей, а правительству приходится поддерживать их.

— Это корень всех проблем, — добавил Шрутакирти.

— Да, отдел социальной защиты нужен для этой единственной цели.

— А он руководитель этого отдела.

Прабхупада кивнул.

— Он и сам делает тоже самое. Он не знает, как исправить положение вещей. Единственные метод — сознание Кришны. Другого метода нет. Вы не поднимете человека до уровня возвышенных качеств, пока он не осознает Кришну. Это тонкий факт. Пример — вот он. Поскольку вы приняли сознание Кришны, вы идеальны. А у всех остальных какая ценность? Он руководитель, и он говорит: «Незаконный секс — это очень хорошо. Мы наслаждаемся, пользуясь контрацептивами». Если руководители ведут себя неправильно, остальные последуют за ними.

Прабхупада знал, что большинству людей его методы лечения болезней общества кажутся очень строгими, но он не собирался ни менять своего мнения, ни идти на компромисс. Как он сказал мистеру Муру, он не собирался подчиняться «гласу народа». Шрила Прабхупада подчеркивал, что и один идеальный человек ценен. Он часто цитировал своего духовного учителя: если хотя бы один человек поднимется до уровня сознания Кришны, говорил Шрила Бхактисидханта, он будет считать свою проповедническую миссию успешной. Этот единственный человек, в совершенстве понявший сознание Кришны мог потом принести неоценимое благо остальным.

* * *

Перед массажем Шрила Прабхупада милостиво согласился спустится в храм, чтобы сфотографироваться со всеми преданными. По обе стороны вьясасаны Шрилы Прабхупады установили специальные стеллажи, покрыли их пурпурным бархатом и расставили на них книги. Прабхупада сидел на большой подушке, обтянутой розовым шелком, и тихо повторял джапу, слегка потряхивая четки в мешочке. На нем был песочного цвета свитер и гирлянда из ароматных гвоздик. Выглядел он величественно. Фотограф быстро расставил шестьдесят пять преданных по местам. Мадхудвиша Свами и Парамахамса Свами, оба с посохами санньяси, встали справа и слева от Прабхупады. Остальные преданные расположились по обе стороны от вьясасаны: одни стояли рядами у стены, другие сидели перед ними на полу, а в самом первом ряду расположились сидящие женщины. Фотограф сделал несколько снимков, и Прабхупада, по прежнему серьезный и величественный, встал и вернулся в свою комнату.

* * *

Темой вечерней лекции по Шримад-Бхагаватам были правритти-марга и нивритти-марга — путь совершенствования чувственного удовлетворения и путь прогресса в самосознании. Шрила Прабхупада подробно объяснил некоторые темы, обсуждавшиеся на встрече с м-ром Муром.

— Есть два пути. Материальная жизнь и духовная жизнь. Материальная жизнь предполагает возможно большее чувственное удовлетворение, центром которого является секс. Есть разные уровни чувственного удовлетворения, но смысл их один и тот же. И кошки-собаки, и люди заняты одним и тем же. Кошки и собаки едят, в соответствии со своим вкусом, люди тоже едят то, что им нравится. Стандарт у них разный, но вкус один и тот же.

Прабхупада привел ясный пример: человек может думать, что еда из золотой кастрюли будет вкуснее, чем из обычной железной, но на самом деле разница во вкусе невелика. Прабхупада расширил свой пример. Если даже человек отправится на высшие планеты и будет есть там из брильянтовой посуды, вкус существенно не изменится. Если даже кто-то живет сказочно долго, все равно ему придется умереть. Поэтому, объяснял Прабхупада, праврити-марга, так называемый прогресс, основанный на удовлетворении чувств, не является истинным прогрессом. Он ведет лишь к повторению рождения и смерти.

Альтернативой ему является ниврити-марга, продвижение к духовной цели.

— Как происходит продвижение к цели на ниврити-марге. Об этом сказано: махат-севам дварам ахур вимуктих. Нужно общаться с преданными.

Благодаря такому общению с махатмой, великой душой, можно прийти к пониманию своего вечного положения слуги Бога и своих вечных взаимоотношений с Ним. Служение естественно, но без общения со святыми человека ждет разочарование, ибо он тогда будет служить мирскому: своим чувствам, своей собаке, своей семье, обществу или нации.

В качестве современных примеров такого неправильно совершаемого и чреватого разочарованием служения Прабхупада привел жизнь Ганди, Гитлера и Наполеона. В завершение лекции Прабхупада осветил спорный вопрос о том, дожжен ли преданный жить в храме или за его пределами.

— Иногда некоторые говорят: «А почему нельзя жить вне храма?» Это немного труднее потому, что в храме вы получаете хорошее общение. Каждый здесь стремится избавится от оков этой материальной жизни. В храме есть определенное вдохновение. Мы стараемся сделать этот храм как можно более просторным и удобным, чтобы люди могли приходить и жить здесь и учится искусству жизни. Но если вы живете за пределами храма — это риск, потому что — сангат санджаяте камах — если вы живете в определенном обществе, обществе пьяниц, то вы и сами постепенно научитесь пить. Но если вы живете в обществе преданных, вы забудете алкоголь. Вы станете преданным. Поэтому мы открываем эти центры, давая шанс каждому, без разбора.

Оживленный обмен вопросами и ответами продолжался. Молодая женщина недоумевала: зачем нужно прилагать усилия для достижения Бога? Если каждый в конце концов вернется к Богу, тогда почему не предоставить вещи их естественному течению?

— Хорошее предложение, — усмехнулся Прабхупада, — но пока это произойдет, вы зачахнете.

Прабхупада сказал, что такой образ мышления можно сравнить с попыткой забраться пешком на верхний этаж небоскреба — только затем, чтобы узнать что сегодня там выходной. Что делать? Воспользоваться лифтом, более быстрым средством передвижения.

Харша, молодой преданный Шрилы Прабхупады, принявший посвящение два года назад, жил за пределами храма. На лекции присутствовало и множество других преданных, которые тоже жили дома. Тихим голосом Харша спросил:

— Шрила Прабхупада, а как человек общается с преданными?

Некоторым вопрос Харши показался провокационным. Возможно, Харша надеялся, что Шрила Прабхупада даст ответ, оправдывающий его склонность держаться подальше от храма. В полной тишине Мадхудвиша повторил вопрос.

— Как человек общается с преданными?

Прабхупада посмотрел на Харшу с легким недоверием.

— Как, ты не знаешь? Ты можешь прийти и поселиться с преданными. Что здесь трудного? — Шрила Прабхупада посмотрел Харше прямо в глаза. — Ты можешь жить здесь, можешь есть прасад, и с тебя не потребуют никакой платы. — Прабхупада помолчал. — И все-таки ты спрашиваешь? Вот в чем дело. Адау шрадха, тато садху сангах. Тебе надо общаться с преданными, тогда ты поймешь.

Ответ Прабхупады был совершенно ясен, хотя, возможно, это было совсем не то, что надеялся услышать Харша. На тот случай, если бы Харша не совсем уловил смысл, Прабхупада рассказал о науке общения более подробно.

— Садху-санга означает, что ты должен оставить общение с непреданными. Такой вопрос задал Шри Чайтанье Махапрабху один преданный. Он был домохозяин. И он спросил: «Мой Господин, каковы рамки поведения преданного?» Он тут же ответил: «асат санга тьяга эй вайшнава чара. Первое условие хорошего поведения вайшнава — он должен отказаться от нежелательного общения». Это перво-наперво.

Последовал вопрос: «А что такое нежелательное общение?» Он ответил: «Асат эка стри-санги кришна абхакта ара — это значит общение с людьми, которые слишком привязаны к половой жизни, и с непреданными. Такое общение нежелательно». Поэтому вы должны тщательно избегать таких людей и прийти к преданному служению.

Руку поднял другой молодой человек принадлежавший к тому же кругу, что и Харша.

— Когда ученик принимает посвящение, не происходит ли это сперва в сердце?

Шрила Прабхупада объяснил, что посвящение — вещь далеко не дешевая.

— Посвящение — это третья ступень. На первой ступени… Например, вы пришли сюда. Это называется шраддха — вера. Маленькая вера, неполная вера. Затем вы усиливаете свою веру путем общения с преданными, это необходимое условие. А когда ваша вера возрастает, возникает вопрос о посвящении. Посвящение нельзя предлагать ученику сразу, ибо он не сможет правильно им воспользоваться. Поэтому, когда мы даем посвящение, мы спрашиваем руководителя храма: «Как давно этот человек приходит? Как он себя ведет?» И если руководитель подтверждает: «Да, он ведет себя хорошо», — тогда мы даем посвящение. Наше посвящение не достается дешево: «Приходи и получай». Нет, у нас не так. Сначала мы должны проверить вас, а потом уже инициировать.

Мадхудвиша чувствовал, что за этим несколько неопределенным вопросом скрывается гораздо более серьезное непонимание философии сознания Кришны. Он снова повторил то, что, как он считал, было предметом истинного интереса юноши.

— Вопрос был такой: «Можно ли принять посвящение, приняв духовного учителя в сердце, не проходя никакого …»

Недвусмысленный ответ Прабхупады не оставил сомнений относительно того как он смотрит на все это.

— Это предположение достойно мошенника. Оно бессмысленно. [Смех] Оно не имеет смысла. Если вы думаете про себя: «Я ем», — вас это удовлетворит? Предположим, вы голодны и просто думаете: «Я съел много всего». [Смех] Это практично? Мы таких глупостей не говорим. Ну, ладно… Большое спасибо.

Приняв участие в еще одной киртане, Шрила Прабхупада сопровождаемый вдохновенными поющими преданными, пересек внутренний дворик и подошел к голубому крыльцу «Дома Прабхупады». Он медленно поднялся по ступенькам, и, уже взявшись за ручку двери, обернулся и улыбнулся, отчего киртана стала еще более экстатичной.

 

Ганеша только что возвратился с санкиртаны, он провел весь день на улице. Получив разрешение Шрутакирти зайти повидать Прабхупаду, Ганеша, все еще в уличной одежде, постучался в дверь его комнаты. Войдя, он увидел, что Прабхупада сидит очень прямо один на своей кушетке. Ганеша распростерся на полу перед ним. Когда он поднялся и сел, Прабхупада сказал:

— А, ты не на киртане?

— Нет, Шрила Прабхупада, — ответил Ганеша. — я только что пришел. Ходил распространять Ваши книги.

Прабхупада, казалось, был очень доволен и стал спрашивать Ганешу, какие книги он распространял, и как вообще идет распространение книг. Ганеша рассказал, что особенно успешно ему удается распространять «Чайтанья-чаритамриту», книгу «Кришна» и «Бхагавадгиту». Прабхупада спросил, продается ли какая-то книга лучше других.

— Нет, — ответил Ганеша. — Все Ваши книги продаются одинаково хорошо. Это зависит лишь от желания самого распространителя, которому какие-то Ваши книги могут нравиться больше других.

Прабхупада радостно улыбнулся. Ганеша вручил Шриле Прабхупаде письма от себя самого и своей жены Шубхалакшми и пожертвования от них обоих. Потом он поклонился и вышел из комнаты.

Ганеша: Меня поражала особенная природа сознания Кришны, которым обладал Прабхупада: что бы он ни делал, все было направлено на то, чтобы дать это сознание другим. Так он печатал свои книги — только чтобы дать своим последователям и прочим счастливцам возможность получить эти книги от своих учеников, чтобы у них было духовное чтение. Было совершенно очевидно, что Прабхупада ни минуты не сомневается в том, что каждый, кто прочитает эти книги, станет совершенным. Я вспоминаю, как однажды Прабхупада сказал, что его книги станут основанием цивилизации на ближайшие десять тысяч лет, а в другой раз он сказал, что его комментарии были его «экстазом преданности». Я чувствовал огромное вдохновение, продавая книги Прабхупады — все больше и больше[KMd19] .

Четверг, 22 мая 1975

В машине, по пути в Ботанический Сад, Мадхудвиша рассказывал Прабхупаде историю «Дома Прабхупады». Эта земля была куплена в 1875 году у Британской Короны английским судьей Томасом Эберкромби Муаттом. Обустраивая свое имение, он не поскупился на расходы: выписал из-за океана множество рабочих, особенно искусных итальянских штукатуров. Прекрасный особняк вскоре был отстроен. В то время все побережье от Сент-Кильды до Порт-Мельбурна было покрыто песчаными дюнами и напоминало Сахару в миниатюре. Дом судьи одиноко возвышался среди песков — единственное строение на много миль военной дороги, прорезающей то, чему предстояло стать впоследствии Пляжем Изумрудного Холма, единственная высота над гладью океана.

Судья назвал свое имение «Дом Монтальто», но местные жители звали его «Блажь Муатта». Они считали, что, поскольку дом построен на песке, он не простоит долго. Однако судья довольно долго жил в нем посреди своих обширных владений, включавших в себя и просторные конюшни. Величественное здание из песчаника не только не утонуло в дюнах, но, напротив, пережило своего владельца и его семью. После смерти судьи особняк стал собственностью Джемса Элстона, известного фабриканта оригинальных оросительных сооружений, приводимых в движение ветром.

На рубеже веков проложенная по пляжу новая дорога под названием Променад Биконсфилда лишила особняк его господствующего положения на пляже. В должный срок по обе стороны от него были выстроены новые дома, фронтоны которых образовали то, что ныне называется улицей Данкс. Вдова Элстона завещала оба здания католической церкви, которая превратила их в «Школу для мальчиков во имя Пресвятой Богородицы-на-горе-Кармель». Классы разместились во вновь отстроенном кирпичном здании, а «Дом Монтальто» стал жилищем католических монахов, преподававших в школе. Теперь это здание, десятилетиями полнившееся мальчиками, изучавшими в нем основы естественных наук, математики и английского языка, стало храмом Радхи и Кришны.

«Дом Прабхупады» был превосходным образчиком итальянизированной викторианской архитектуры. Этот экстравагантный стиль приобрел большую популярность, особенно во время земельного бума в Австралии в 70-х годах девятнадцатого века, как символ буржуазного процветания джентри — нетитулованного мелкопоместного дворянства. В этом здании сочетались лучшие черты стиля: ясные очертания выступающего фасада с тройными арками, крыша и фронтоны, украшенные карнизами, веранда второго этажа с нарядной балюстрадой, поддерживаемой высокими круглыми колоннами с коринфскими капителями. Внутри высоченные потолки украшены искусно вылепленными розетками и карнизами.

Мадхудвиша Свами рассказал Шриле Прабхупаде, что «Дом Прабхупады» имеет историческую ценность, благодаря своей великолепной архитектуре, и охраняется Национальным Фондом Австралии, который несколько лет назад внес его в Реестр исторических зданий. Преданные полностью восстановили первоначальную архитектуру здания, как внутри, так и снаружи. Если не считать некоторых добавлений — тилаки на лицах женских головок в стиле Возрожения, украшающих фронтон, золотой чакры на крыше и нового названия «Дом Прабхупады» на фризе — здание засияло изначальной своей красотой.

* * *

Все преданные, приехавшие из Новой Зеландии, ходили с Прабхупадой на утренние прогулки. Один преданный снова поднял вопрос относительно все еще имеющегося недопонимания формальной стороны духовной жизни. Вчера вечером, когда один из слушателей предположил, что достаточно принять гуру в сердце, и нет необходимости совершать какие-то физические действия, связанные с обрядом посвящения, Шрила Прабхупада уже высказался против такой нерешительности. И вот — снова непонимание. Преданный спросил:

— Необходимо ли посвящение? Можно ли вернуться в духовный мир без него?

— Нет, это невозможно, — сурово и недвусмысленно ответил Прабхупада. — Поэтому Рупа Госвами говорит: адау гурвашрайям — перво-наперво надо принять духовного учителя. Кто обучит человека? Он глупец и негодяй. Поэтому ему нужно пройти обучение у представителя Кришны.

Позже, уже возвращаясь в храм, Шрила Прабхупада сухо произнес:

— Они думают, что Кришна в сердце, и поэтому они могут получить посвящение через сердце. Но где искать Кришну в сердце — они не знают.

* * *

Сентиментальные и туманные идеи относительно правил и предписаний, гуляющие в головах некоторых учеников Шрилы Прабхупады, продолжали раскалывать Австралазийскую зону. Эти идеи, в совокупности с разногласиями по поводу того, жить или не жить в храмах, были предметом постоянной озабоченности Шрилы Прабхупады. Его позиция по этому вопросу, особенно для тех, кто слушал его внимательно, оставалась совершенно непоколебимой и ясной.

Шрила Прабхупада придавал большое значение жизни в храме. Это было ясно и по тому, как он отвечал на вопросы в конце вечерней лекции в среду. Прабхупада объяснил, что жизнь в храме естественным образом ставит преданного в определенные рамки и, главное, дает ему возможность поклоняться Божествам, а это один из пяти важнейших видов преданного служения. Такая жизнь, объяснял Прабхупада, вкупе с общением с другими такими же искателями духовности, усиливает духовное рвение человека, его решимость. Прабхупада, разумеется, не ограничивал преданного служения только жизнью в храме. В прошлом году на Гавайях Шрила Прабхупада столкнулся с очень похожим положением. Тогда он говорил:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.