Сделай Сам Свою Работу на 5

Понедельник, 1 июля 1974 года. 2 глава





Возвращаясь в машину, Шрила Прабхупада высказал свое намерение:

— Мы должны купить это владение. Предложите им миллион долларов.

* * *

Стараясь устроить встречи Прабхупады с важными людьми, Сабхапати сосредоточился главным образом на религиозных деятелях Мельбурна. Однако Прабхупада, просмотрев список, сразу же спросил: «А где ученые?»

После торопливых лихорадочных поисков Сабхапати связался с двумя джентльменами, один из которых недавно прочитал «по диагонали» том Шримад-Бхагаватам, купленный его дочерью у преданных на улице.

Оба, д-р Рой Мансинг и д-р Брайан Хэррап работали в Федеральной Организации Научных и Промышленных Исследований (ФОНПИ). Д-р Хэррап заведовал Лабораторией молочной промышленности, принадлежавшей Отделу переработки сельхозпродукции.

Когда оба джентльмена сели, Шрила Прабхупада велел Сатсварупе прочитать подходящий отрывок из Главы 5 Второй Песни Шримад-Бхагаватам, комментарий к 22 стиху.

— «Развитой интеллект, — начал Сатсварупа, — дан человеку для того, чтобы он углублял свои познания в искусстве, науке, философии, физике, химии, психологии, экономике, политике и т.д. Углубляя эти знания, человеческое общество может достичь совершенства жизни. … Когда научный прогресс используется для служения Господу, весь процесс познания становится абсолютным…. Поэтому все мудрецы и преданные Господа советовали использовать искусство, науку, философию, физику, химию, психологию и все остальные области знания исключительно в служении Господу. Искусство, литература, поэзия, живопись и пр. могут служить прославлению Господа. Беллетристы, поэты и знаменитые литераторы занимаются в основном тем, что пишут об удовлетворении чувств, но если они обратятся к служению Господу, то смогут описывать трансцендентные игры Господа.



… Науку и философию также необходимо применять в служении Господу. Высокоразвитые люди стремятся постичь Абсолютную истину с помощью науки, и поэтому большому ученому следует направлять свои усилия на то, чтобы научно доказать существование Бога. …Научное знание, применяемое в служении Господу и всякая другая подобная деятельность фактически являются хари-киртаной, прославлением Господа».



Прабхупада также попросил Сатсварупу прочесть отрывок из новой книги «Научные основы Сознания Кришны». Сатсварупа прочитал вслух отрывок из главы «Осознание Бытия Верховного Ученого, Господа Шри Кришны», в котором автор приводит множество примеров, доказывающих, что за всем творением стоит высший разум. Он также упомянул «молекулярные сети, организованные столь искусно и причудливо, что химику не остается ничего, как только удивляться изобретательности того разума и опытности той руки, которые творят все это в его лаборатории».

— «Например, солнце, — продолжал Сатсварупа, — диаметром своим превосходит Землю в 100 раз и находится на расстоянии 150 000 000 км от нее. Ежедневно Солнце заливает вселенную необъятным количеством тепла, света и энергии. Крошечная частичка энергии солнца, попадающая на землю — около пяти стомиллиардных его сияния — приблизительно в 100000 раз превосходит все энергетические нужды мировой промышленности. Энергии солнца, излучаемой им в течение одной лишь секунды, хватило бы, чтобы поддерживать расход мощности в один киловатт на протяжение 10 миллиардов лет. Иными словами, солнце за одну секунду излучает энергии больше, чем потребила вся человеческая цивилизация за всю историю своего существования. И это всего лишь одна звезда в небе, усыпанном звездами».

Д-р Хэррап заинтересовался всем услышанным и спросил, кто автор этой книги. Прабхупада с гордостью объяснил, что книгу написал один из его учеников, ученый. Сатсварупа перечислил все научные регалии автора.



У гостей были заготовлены вопросы. Прежде всего они пожелали узнать, как соотносится интерес Шрилы Прабхупады к молочным продуктам с современными взглядами на холестерин. Д-р Хэррап спросил, не беспокоят ли Шрилу Прабхупаду такие взгляды. Прабхупада вопросительно посмотрел на Сатсварупу, ожидая объяснений. Сатсварупа сказал, что согласно современным теориям, молоко на самом деле является вредным продуктом.

Прабхупада не поверил своим ушам:

— Молоко вредно? Как это оно может быть вредно? Если оно вредно, то почему вы кормите молоком детей?

Д-р Хэррап объяснил, что коровье молоко, в котором довольно низко содержание полиненасыщенных жирных кислот — всего около 2% — сильно отличается от женского грудного молока, содержащего сравнительно большое количество полиненасыщенных жирных кислот — около 10-12%.

Однако Прабхупада не собирался менять свои взгляды.

— Кажется, была такая книга «Чудо молока», ее написал какой-то американец. Он там очень хвалит молоко и молочные продукты. Мы, индийцы, тоже очень, очень ценим молоко и молочные продукты.

Д-р Хэррап согласился, но упомянул, что в последние годы было статистически доказано, что уровень холестерина в крови зависит от пропорции насыщенных и полиненасыщенных жирных кислот в потребляемой пище: чем ниже уровень полиненасыщенных жиров, тем выше уровень холестерина в крови. А это, в свою очередь, влияет на статистику сердечных заболеваний. Поэтому многие врачи сейчас стали предписывать своим пациентам диету с низким содержанием насыщенных жиров.

— Все же молоко очень важный продукт, — сказал Прабхупада.

Он объяснил, что Кришна Сам советует ухаживать за коровами.

— А мы следуем за Кришной. Кришна так любил коров, молоко, масло… Он даже воровал масло.

Прабхупада указал на картину на стене, изображавшую игру воровства масла. В былые времена, пояснил Прабхупада, святые селились в лесах, и их единственной пищей были плоды и молоко.

— Обычно они имели корову и пили ее молоко, а кроме того, подбирали плоды, упавшие с деревьев в лесу. И они оставили нам эту литературу.

Указывая на том Шримад-Бхагаватам, лежащий на его столе, Прабхупада продолжал:

— Вьясадева написал Махабхарату, сто тысяч стихов и Шримад-Бхагаватам, восемнадцать тысяч стихов. И каждый стих полон такого глубокого смысла, что если вы захотите изучить их, это займет у вас много месяцев. Так вот, они приобретали такие блестящие способности, питаясь молоком и фруктами.

Д-р Мансинг пожелал сменить тему. Он хотел знать может ли Австралия помочь Азии улучшить материальные условия жизни, и если да, то как, а так же чтó Австралия может взять от Азии в отношении наук и вообще стиля жизни. Шрила Прабхупада ответил, что, насколько он понимает, в Австралии, как и в Америке и в Африке, очень много невозделанной земли. Шрила Прабхупада сказал, что можно было бы позволить части огромного населения Китая и Индии поселиться в Австралии и выращивать зерно. Шрила Прабхупада велел Чару прочитать текст из Бхагавадгиты в котором говорится о важной роли зерна: «Все живые существа питаются зерном, а зерно растет, когда идут дожди. Для того, чтобы шли дожди, необходимо совершать ягью, жертвоприношение, а ягья рождается из выполнения обязанностей».

Это замкнутый цикл, сказал Прабхупада.

— Нам нужно производить огромное количество зерна для животных и людей. Необходимо сотрудничество. Возьмем, к примеру, корову и быка. Бык работает, помогая пахать землю — такова изначальная система. А сейчас наделали тракторов, а быков приходится убивать. Зачем их убивать? Пусть они лучше помогают обрабатывать поля. Так у них будет занятие. И у людей тоже будет занятие. Земли очень много, так что не будет и речи о безработице.

Механизация, подчеркнул Прабхупада, уничтожает рабочие места сотен людей, и они становятся безработными, а эта безработица, сказал Прабхупада, есть не что иное как «мастерская дьявола».

Д-р Мансинг прямо заявил, что эта мысль не кажется ему очень уж практичной. Он сказал, что по его мнению, большая часть земли, пригодной для возделывания и выращивания зерна, уже используется, и что огромная часть территории Австралии — это земли, где дожди идут очень редко или очень нерегулярно. Д-р Хэрраб добавил, что попытка выращивать зерно на обширных землях Австралии нанесла бы, по его мнению, существенный урон экологии, а это, как ему кажется, не приемлемо для преданных. По крайней мере, сказал он, именно это он понял, прочитав одну из книг Шрилы Прабхупады.

Поговорив еще немного об этом, Шрила Прабхупада привел разговор к обсуждению внутренней духовной сущности. В современном обществе, сказал Прабхупада, люди придают больше значения телу, чем действующему началу, душе.

— Когда вечная душа уходит, где тогда различия? Допустим, в больнице умер какой-нибудь индус, или мусульманин, или христианин… Их трупы складывают в одну кучу, как нечто бесполезное. Разве не так? Теперь им уже все равно: индус, мусульманин, белый, черный… После того, как душа ушла, тело становится бесполезным, но люди уделяют гораздо больше внимания телу, чем действующему началу, жизненной силе, присутствующей в нем. Никто ничего не знает.

Шрила Прабхупада спросил ученых, что им известно о жизненной силе, пребывающей в теле. Д-р Мансинг согласился с утверждением Шрилы Прабхупады, что вечная душа покидает тело во время смерти, но ему кажется, сказал он, что Шрила Прабхупада проповедует полный отказ от тела.

Прабхупада пояснил:

— Нет, мы не проповедуем отказ от тела… Но в наше время люди уделяют больше внимания неважному, а знаний о важном не имеют. Это дефект.

Д-р Мансинг не согласился с ним. Наука, сказал он, вносит большой вклад в жизнь общества.

— Прошу прощения, сэр, я вижу вы носите на руке часы. Это очевидно продукт науки, и это то, о чем я говорю.

На Шрилу Прабхупаду это высказывание не произвело впечатление.

— Ну и что же? Раньше наручных часов не было, время определяли по солнечным часам, делая отметки на камне. Оттого что у людей не было часов на руке, их деятельность не останавливалась, их работа не страдала. Если мы используем свой разум, чтобы производить часы, вместо того, чтобы использовать его, чтобы узнать чтó является движущим началом всей вселенной, это не очень удачное применение разума. Делайте часы, но в то же время попытайтесь изучить движущее начало — часовщика. Я вижу часы с помощью глаз, но как только движущее начало уходит, зрение исчезает. Где тогда наука?

Прабхупада привел наглядный пример:

— Часовщик работает, крутит винтики. И вдруг его сердце останавливается, и все, никакие часы ему больше не нужны. Что это за движущее начало и где эта наука? Вот о чем я говорю.

Шрила Прабхупада искусно перевел разговор на обсуждение науки о Боге.

— Поэтому перво-наперво мы обращаем внимание на творческую способность, мы видим, что часовщик прекрасно работает, но кто создал этого часовщика? Кто есть та творческая способность? Вы ученый, у вас прекрасный мозг, но вы не можете создать такой же мозг. Кто создал ваш мозг?

Прабхупада бросил дерзкий вызов.

— Если вы ученый, создайте такой же мозг как ваш собственный. Вы этого не можете сделать. Но кто-то ведь создал ваш мозг. Кто это? Профессор Эйнштейн — великий ученый, но он не смог создать такого же профессора Эйнштейна, чтобы после его смерти работа продолжалась. Это не в ваших силах. Мы не можем создать другие такие же мозги. Не получится. Но если вы восхищаетесь устройством маленьких часов, почему бы вам не изучить как устроен великий ученый. Так же как часовой механизм создан каким то разумом, ваш мозг или мозг профессора Эйнштейна тоже создан каким-то ученым. Кто же этот ученый? Мы восхваляем разум ученых, но не оставляем похвалы для ученого, который создал разум этих ученых.

Д-р Мансинг уклонился от этого вызова, под предлогом, что он записывает беседу на магнитофон. После этого докторá угостили Шрилу Прабхупаду новым сортом сыра, над которым работал ФОНПИ. В ответ Шрила Прабхупада предложил им домашние гулабджамуны.

— Из молока можно приготовить сотни и тысячи блюд. Я умею готовить десятка два сладостей из сыра. Я учу своих учеников: «Питайся правильно, живи правильно и будь готов к следующей жизни — к возвращению домой, к Богу».

Гости заколебались — есть или не есть гулабджамуны прямо здесь: они хотели отнести сочные шарики домой, чтобы поделится со своими домашними. Д-р Мансинг предположил даже, что их хорошо было бы вымочить в роме. Но Прабхупада заставил их съесть лакомство прямо сейчас. Когда д-р Хэрроб надкусил особенно большой и сочный шар, из него брызнул сладкий сок с ароматом роз и потек по руке доктора. Атмосфера было легкой и сердечной. Ученые удалились покрытые липким сахарным сиропом, благодаря Прабхупаду за «интереснейшую беседу».

* * *

Беседа с учеными вдохновила Прабхупаду, и большую часть дня он беседовал с преданными, сидевшими в его комнате, на разные научные темы. Мадхудвиша представил Шриле Прабхупаде его ученика по имени Лагуди, бывшего жокея, который теперь жил в Сиднейском храме. Лагуди был родом из Югославии и сейчас занимался переводом прабхупадовской «Шри Ишопанишад» на свой родной язык. Лагуди задавался вопросом может ли сознание Кришны распространится в таких местах, как Югославия, он не очень верил в такую возможность. Шрила Прабхупада однако не видел в этом ничего невозможного. Сознание Кришны, сказал он, может распространится где угодно, даже в коммунистических странах.

— Ничего трудного в этом нет. Сейчас, может быть, и есть какие-то трудности, но с течением времени все станет легко.

Мадхудвиша сказал Шриле Прабхупаде что Лагуди горит желанием переводить его книги на родной язык.

Прабхупада: Да, это хорошо. Переводи на здоровье. Я разрешаю тебе. Можешь не заниматься больше ничем другим. Просто переводи.

Лагуди: Бхагавадгиту?

Прабхупада: Да, и другие тоже. Переводи.

Мадхудвиша: А что потом с ними делать? Ждать, пока придет время.

Прабхупада: Печатать! Напечатайте их где-нибудь, а потом привезите в свою страну и распространяйте. Разве это невозможно. Сначала давайте сделаем маленькие книги, а потом, если они будут продаваться, попробуем напечатать книги побольше. У нас много книг, так что переводи.

Дхаумья, тот, который отлил гигантское мурти Господа Чайтаньи тоже пришел, чтобы встретится со Шрилой Прабхупадой. Прабхупада вновь постарался вдохновить его делать Божества. Он показал Дхаумье изображение Господа Чайтаньи в танце.

— Вот так Он должны выглядеть. Ты художник, сделай такие Божества, высотой метр–полтора — как можно больше.

Мадхудвиша предложил, чтобы Дхаумья делал Божества не из обычных синтетических материалов, а отливал из латуни. Прабхупада сначала согласился с этим предложением, но когда Дхаумья признался что прежде ему пришлось бы освоить искусство литья, он немедленно изменил свое решение.

— Тогда не надо. Это невозможно. Если тебе придется учиться, тогда брось это. Делай то, что умеешь. Я не советую тебе учиться новому делу. Ты никогда не научишься и никогда не сделаешь — уж я-то знаю. Брось. Делай что умеешь.

Прабхупада насмешливо упомянул о нескольких своих американских учениках, которые отправились в Индию, «чтобы научится» делать мриданги.

— Это как наши учились делать мриданги — сто лет учились и не один не научился. Я сам это видел в Маяпуре. Столько денег потратили, и не один не научился, как делать кхол*. Ни один-разъединственный. Простая вещь. Поэтому я разочарован. Не говори: «Дайте я научусь». Ты никогда не научишься.

Шрила Прабхупада вдохновлял преданных трудиться в соответствии со своими способностями, и не тратить время по попусту. Служение Кришне он называл центральным принципом.

— Попробуй, — снова обратился Прабхупада к Дхаумье. — Сделай несколько маленьких Божеств. Метр или чуть больше, из тех же материалов, это хорошее служение — делать Чайтанью Махапрабху. Чайтанья Махапрабху сделал все, а ты делай Чайтанью Махапрабху.

Преданные засмеялись. Можно ли оценить ценность этого служения?

— Я не ученый, — добавил Прабхупада, — но я создаю ученых.

Преданных в комнате становилось все больше и больше. Завтра Шрила Прабхупада уезжает в Америку, и это их последний шанс побыть рядом со своим духовным учителем.

Все новые преданные предлагали поклоны Шриле Прабхупаде, и гора цветов и подарков на столе становилась все выше. Вошел Тушта-Кришна — он был гладко выбрит и облачен в платье санньяси. Прабхупада с нежностью улыбнулся ему.

— Наконец-то ты пришел в себя. Да. Все вы хорошие ребята. Я думаю, мы должны трудится все вместе на благо этой части мира. У нас уже все готово, вам остается только распространять приготовленное. Производить ничего не нужно.

Прабхупада продолжал говорить о научно-исследовательской работе ученых из ФОНПИ и о желании своего ученика Дхаумьи «научится литью».

— Что мы можем произвести? Мы не совершенны. Все вокруг произведено Совершенным — берите и распространяйте. Это проявление разума. Они там проводят исследования. Какие исследования — мы не совершенны, о каких исследованиях можно говорить. Пришли важные ученые, читают наши книги, я их спрашиваю: «Вы ученые. Ваш мозг работает превосходно, а можете вы создать такой мозг?» Ответа нет.

Прабхупада помолчал и оглядел комнату.

— Ну, правильно? Создайте такой мозг, но они ведь не могут создать даже муравьиный мозг. — Прабхупада указал на воображаемого муравья на столе. — Вот муравей. Вы сначала попробуйте сделать такого муравья в своих лабораториях, а тогда, сэр, я признаю, что вы ученый. Они просто разглагольствуют, а сделать ничего не могут. «Эй, обезьяна, жирное тело, прыгни на Ланку! Что погрустнела?»

Преданные засмеялись, повторяя последнюю строку вместе со Шрилой Прабхупадой. Прабхупада с удивлением повернулся к Мадхудвише:

— О! Вы выучили?

Преданные расхохотались еще громче.

— Обезьяна, Хануман, перепрыгнул через Индийский океан и попал на Ланку, на Цейлон. Другую обезьяну спрашивают: «А ты можешь так сделать?» (Смех) Это перевел один профессор из Калькутты. — Шрила Прабхупада оглядел преданных, сидевших перед ним. — Вы понимаете бенгали?

Преданные ответили отрицательно.

— Значит, бора бора бханде лель, бора бора пет, ланка дингате матха каре хет. Чудесный перевод. А смысл такой: большие, большие обезьяны бора бора бханде лель. А бора бора пет значит большие, большие животы. А когда его просят перепрыгнуть Индийский океан, матха каре хет, он кланяется. Так и эти большие, большие ученые — когда вы просите их создать хотя бы муравья… (преданные смеются еще громче) Матха каре хет. И разглагольствуют: «Мы создали специальные приборы, и то, и это. Мы производим жизнь, мы победили смерть». А другие обезьяны соглашаются: «О, это большой ученый». Он просто обезьяна, большая обезьяна, а другие обезьяны соглашаются. И так везде. Не слушайте обезьян. Слушайте Кришну. Бесполезно слушать разглагольствования обезьяны.

Дипак только что напечатал фотографии Сиднейского храма, где Прабхупада в этот раз не побывал, и ему не терпелось показать их. Дождавшись подходящего момента, Дипак разложил фотографии на столе и Шрила Прабхупада стал рассматривать их одну за другой.

Шрила Прабхупада: Хм. Чудесные фотографии. Божествам Радхи и Кришны хорошо в Сиднее, очень хорошо. А это что?

Дипак: А это наши туласи, Шрила Прабхупада. Они у нас растут очень хорошо.

Прабхупада: Ммм. И поклонение в Сиднее на высоком уровне, а?

Дипак: Эти фотографии были сделаны в день явления Чайтаньи Махапрабху.

Прабхупада: Да? Кришна дает разум. Чем больше вы служите Кришне, тем больше разума Он вам даст.

Рассматривая снимки Радха-Гопинатхи Прабхупада вспомнил свое первое посещение Сиднея в 1971 году.

— Тогда, устанавливая Божество, я молился Кришне: «Я оставляю Тебя в их руках. Пожалуйста, дай им разума и прими их служение. Я не могу нести ответственность. Полагаюсь на Тебя. Дай им разума, и они будут служить Тебе достойно. А если нет, не вмени мне мое оскорбление».

Преданные засмеялись, и на их лицах отразилась нежность, а Прабхупада продолжал:

— Да. Когда я уезжал из Сиднея, я молился Божеству буквально так: «Вот, я оставляю тебя в этой млеччха-деше. (Снова смех.) И теперь эти преданные пришли к Тебе. Пожалуйста, дай им разума, чтобы они могли служить Тебе достойно. Молю Тебя об этом».

— Вы говорили в то время, что мы ничего не соображаем, — вставил Чару.

Прабхупада кивнул.

— Но Кришна даст вам разума. Лучше оставаться дураками, тогда Кришна будет очень добр, Он даст разум. Так говорят. Если становишься очень умным, падение неизбежно. Оставайтесь лучше несмышленышами. Как Чайтанья Махапрабху считал себя глупцом перед своим духовным учителем. Гуру море муркха декхи карила шасана. «Мой гуру-махараджа считал меня великим глупцом, поэтому он наказал меня: “Пой Харе Кришна, а Веданту больше не читай”». Так Он говорил о Себе. Он сказал Пракашананде: «Мой гуру-махараджа считал Меня великим глупцом, поэтому он сказал: “Нечего тебе читать книги. Просто пой Харе-Кришна. Пой”». Тот ученик хорош, который остается великим глупцом перед своим духовным учителем. Да.

Благосклонно приняв дары, Прабхупада велел раздать всем присутствующим преданным прасад. Чуть позже Шрила Прабхупада прочитал в храме свою последнюю лекцию по Бхагавадгите.

Среда, 3 июля 1974 года.

Последняя прогулка Шрилы Прабхупады по Ботаническому Саду была оживленной. Холодный предрассветный туман проникал во все щели, и Прабхупада плотно закутал голову длинным оранжевым шарфом. Группа преданных медленно продвигалась по наклонной тропинке к заросшему папоротником оврагу, огибавшему небольшой старый пруд в центре парка. Земля здесь заросла маленькими и большими папоротниками и разными субтропическими растениями. В воздухе стоял туман. Дорожка была обсажена рододендронами, и когда группа вышла на возвышенное место, стал отчетливо слышен звук водопада. Прабхупада начал быстро взбираться по крутому скату оврага, и тут Мадхудвиша притворно пожаловался:

— Некоторые говорят, что Сознание Кришны слишком аскетично.

Прабхупада: Что?

Мадхудвиша: Слишком аскетично. Надо, дескать, входить в него постепенно.

Прабхупада: О каких аскезах ты говоришь? Вы голодаете?

Прабхупада остановился и посмотрел прямо на Мадхудвишу.

Мадхудвиша (улыбаясь): Нет!

Прабхупада: Мы говорим: «Не ешьте мяса».

Свистящий звук фотоаппарата Уграшравы на мгновение прервал тишину.

— Разве это большая аскеза? — спросил Прабхупада.

Мадхудвиша: Нет, нет. Это как раз проще всего.

Уграшрава продолжал снимать.

Прабхупада: Потом, незаконный секс. Мы не говорим: «Нельзя жить половой жизнью». Речь идет о незаконном сексе. Какая же это аскеза?

Прабхупада повернулся и зашагал дальше.

Мадхудвиша: Ну, преданным приходится вставать рано утром…

Прабхупада: Да!

Мадхудвиша: … и мыться холодной водой…

Прабхупада: Да, это полезно для здоровья.

Прабхупада остановился повернулся к преданным и улыбнулся.

— Кто рано встает, тому Бог дает. Это факт!

Преданные засмеялись. Прабхупада кивнул и закончил уже на ходу:

— Что говорить о раннем подъеме? Я вообще почти не сплю ночью — так, часа два. Но все же я встаю рано утром и работаю. Что в этом страшного?

* * *

После завтрака Прабхупада стал готовится к отъезду. Мадхудвиша пригласил профессиональных распространителей книг на последнюю даршану, и они пришли и расселись на полу, готовые принять последние наставления. Мадхудвиша представил преданных одного за другим. Речь Шрилы Прабхупады была короткой. Он поблагодарил ребят и девушек за их усилия и порекомендовал им не только распространять его книги, но и читать их. Тон Прабхупады был вдохновляющим, но серьезным.

— Итак, любите ли вы расагуллы?

Утвердительный возглас вырвался из всех глоток разом. Раздав белые сочные шары, Шрила Прабхупада вернулся к упаковке вещей.

Обычно по окончании своего визита Шрила Прабхупада раздавал вещи, подаренные ему учениками. Почти всегда он получал лишние свитера, шарфы и носки, надевал их хотя бы раз или носил какое-то время, а затем раздавал — сам или через слугу. Личных интересов у Прабхупады почти не было. Годами он раздавал золотые кольца, часы, мешочки для четок — практически все. Отдавая, он приобретал еще больше. То, что было предложено ему, превращалось в милость для других.

Уграшрава решил, что белый виниловый «дипломат» Прабхупады уже слишком стар. Шрила Прабхупада возил его с собой по всему миру уже много лет. Уграшрава купил прекрасный портфель побольше размером, обтянул его шафрановой тканью и украсил золотой монограммой Прабхупады. Уграшрава лелеял тайную мечту, что Прабхупада приняв новый портфель отдаст ему взамен старый.

Уграшрава: Я вручил Прабхупаде новый портфель, и он стал внимательно рассматривать его. Он расстегнул застежку и заглянул во все отделения. Потом он взял свой маленький белый портфельчик, положил его в большой шафрановый, застегнул большой портфель и встал. Я могу с уверенностью сказать, что Прабхупада играл со мной.

Потом Прабхупада снова присел, расстегнул оба портфеля и переложил все вещи и документы из белого в шафрановый. Но затем он снова положил белый портфель в оранжевый и снова встал.

Наконец он взял в каждую руку по портфелю, как бы желая сравнить их, а затем посмотрел на меня, приподнял белый портфель и произнес будничным тоном: «Ты хотел это?»

Пора было уходить. Прабхупада надел поверх шафрановой курты свой белый свитер с шалевым воротником, завернулся в белый чаддар и направился к выходу. Маленький Джанака вихрем влетел в комнату и вручил Прабхупаде букет цветов. Прабхупада с теплой улыбкой поблагодарил его.

Прабхупада взглянул на преданных все еще сидевших на полу.

— Ну, что, все в порядке? — и повернулся к Мадхудвише. — Раздай эти цветы.

— Джайя Шрила Прабхупада, — отозвались преданные.

Мадхудвиша взял два больших пучка нарциссов на длинных стеблях и раздал по цветку каждому преданному.

— Можно раздать эти расагуллы? — спросил Мадхудвиша, указывая на большую миску все еще полную сладких шаров, оставшуюся на столе Прабхупады.

Шрила Прабхупада широко улыбнулся и, сделав своеобразное движение головой сказал:

— Да, — отчего преданные снова засмеялись. Слизывая сладкий сироп с пальцев преданные предложили поклоны Прабхупаде, и он вышел в яркий солнечный полдень и сел на заднее сиденье ожидавшего его Форда.

* * *

Сидя в зале ожидания мельбурнского аэропорта, Шрила Прабхупада тихо повторял мантру. Его ученики сидели на полу вокруг него, не сводя с него любящих глаз. Самолет, который должен был доставить Шрилу Прабхупаду в Америку через Гавайи, летел из Сиднея. Когда подошло время посадки на рейс до Сиднея, Прабхупада поднялся на эскалаторе в зону отлета, сопровождаемый учениками, тихо певшими киртану.

Хари-шаури: Прежде чем исчезнуть за стеной, отделявшей зону посадки Прабхупада остановился поднял руки и одарил нас широчайшей улыбкой. Преданные пришли в экстаз и запрыгали, восклицая: «Джая Прабхупада!» Потом он сел в самолет.

* * *

Всю дорогу до Сиднея Прабхупада бережно держал в руках букет, подаренный ему маленьким Джанакой. При пересадке в Сиднейском аэропорту десяток преданных приветствовал Шрилу Прабхупаду сладким ароматом благовоний, жизнерадостной киртаной, они надели на него огромную благоухающую гирлянду из нарциссов и нежно-розовой розой нанесли ему на лоб сандаловую пасту.

Преданные проводили Шрилу Прабхупаду в конференц-зал, где его ждал корреспондент «Сиднейского утреннего вестника». На стол перед Шрилой Прабхупадой поставили серебряный поднос с красиво разложенными на нем клубникой, дольками мандаринов, ломтиками манго и ладду — сладостями, сделанными из гороховой муки, здесь же разместился серебряный кувшин и стакан с водой.

Молодая журналистка, Ленора Никлин вела себя почтительно и смиренно. Прабхупаде понравилось ее настроение, и он предложил ей прасад со своей собственной тарелки. Она поблагодарила его, заметив, что особенно ей нравятся ладду.

Во время интервью Прабхупада сказал Леноре, что в данный момент он едет с успешного фестиваля Ратха-ятра в Мельбурне на другие два таких же праздника, которые должны пройти в Чикаго и в Сан-Франциско. Он поведал ей, что Преподобный Пауэлл недавно заявил своим прихожанам, что им «незачем опасаться» кришнаитов. Упомянул он и о своих успешных встречах со священниками и учеными.

Прабхупада с гордостью описал журналистке спасение женщин из горящего здания.

— Мы практики, — колко заметил он, — а не теоретики.

Ленора рассмеялась вместе с ним, а затем спросила:

— Ваше движение растет?

— О да! — поднял брови Прабхупада. — Еще как! Париж, Рим, Новая Зеландия, Голландия, Германия… Сознание Кришны — это жизнь в блаженстве. У нас вы не увидите угрюмых людей — повсюду радостные лица.

А что думает Его Божественная Милость о масаратском Гуру-Махараджи из Миссии Божественного Света?

— Он глупец. Он просто блефует. Он надавливает людям на глаза и им кажется что они видят свет. Мы не настолько глупы, чтобы думать, что это Бог.

Ленора отметила печальный вид Прабхупады когда он появился в Сиднейском аэропорту.

— Ваша Милость, когда вы вышли из самолета вы выглядели очень серьезным, почти печальным. Почему?

Шрила Прабхупада ответил, что он всегда думает о Кришне, Верховной Личности и, поскольку Кришна так велик, «мы, естественно, серьезны».

— Вы когда-нибудь улыбаетесь? — спросила Ленора.

В ответ Шрила Прабхупада, продолжая думать о Кришне, широко улыбнулся. У Леноры оставался один последний вопрос. Верит ли Шрила Прабхупада в реинкарнацию?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.