Сделай Сам Свою Работу на 5

Воскресенье, 9 апреля 1972 года 6 глава





К концу фестиваля Шрила Прабхупада решил дать посвящение Йоргену и Мариан и поженить их на сцене пандала на глазах тысяч людей. В назначенный вечер на сцене, слева от алтаря, была сооружена жертвенная арена. Зрители и раньше смотрели на преданных–иностранцев во все глаза, но то, что они увидели сейчас, превзошло все их ожидания. Перед ними были западные юноша и девушка, которые давали обеты посвящения и заключали брак перед тысячами людей — она в роскошном красном сари, он в новом белом шелковом дхоти, курте и с бритой головой.

Когда Йорген и Мариан подошли, чтобы получить свои четки, Шрила Прабхупада спросил:

— Куда вы хотели бы поехать?

— Туда, куда Вам будет угодно нас послать, Шрила Прабхупада, — смиренно ответил Йорген.

— Тогда отправляйтесь обратно в Австралию и помогайте там, — сказал Прабхупада. На том и порешили.

Шрила Прабхупада дал Йоргену имя Вегаван-дас, а Мариан получила имя Падмавати-деви-даси. В назначенный час началась пышная свадебная церемония. Объявив Вегавана и Падмавати мужем и женой, Шрила Прабхупада отметил, что она из Австралии, а он — из Швеции. Когда Шрила Прабхупада провозгласил: «Это и есть настоящее объединение наций!» — толпа в пандале взорвалась бурными, продолжительными аплодисментами.



* * *

В один прекрасный день, находясь в Бомбее, Шрила Прабхупада получил приглашение от Чару. Чару писал, что санкиртана в Сиднее с энтузиазмом развивается и проводится ежедневно, вследствие чего присоединяется много новых преданных. На фотографии, которую Чару приложил к письму, были изображены преданные, стоящие перед входной дверью и на балконе храма с воздетыми в киртане руками. Создавалось впечатление, что весь фасад дома и витрина заполнены преданными, и Шрила Прабхупада остался очень доволен.

Прабхупада тут же твердо решил посетить Австралию и набросал ответ: он и два его помощника вскоре посетят Сидней, нужно выслать деньги на три билета.

* * *

От внимания Шрилы Прабхупады не укрылось, что двое его учеников — Аравинда и Девананда — соперничают за право продолжать лично служить ему, когда он покинет Бомбей. Поскольку для этого служения нужен был только один человек, то такое соперничество было обычным делом. Прабхупада заботливо решил эту проблему со свойственной ему тонкостью. Он решил, что поскольку Вегаван все равно едет в Австралию, то он и будет сопровождать Шрилу Прабхупаду в качестве нового слуги, поэтому его надо незамедлительно подготовить и обучить. Падмавати должна была присоединиться к нему позже.



Девананда тут же ввел нового слугу в курс дела: слуга должен следить, чтобы у Прабхупады ежедневно была свежая чистая одежда, он должен заботиться о приготовлении пищи и подавать Прабхупаде прасад дважды в день, он должен организовывать регулярный массаж Прабхупады, следить за упаковкой и распаковкой его вещей, смешивать и растирать его лекарства, пользуясь его ступкой и пестиком — вот только некоторые из его обязанностей. Прабхупада решил, что поскольку в Сиднее нет Божеств, то меньшие из Божеств Радха-Кришны, которые председали на Кросс-Майдане и теперь принимали поклонение в храме ИСККОН в Бомбее, отправятся вместе с Прабхупадой и Вегаваном в Австралию и будут там установлены в сиднейском храме.

* * *

Получив из Бомбея голубой конверт авиапочты, содержавший согласие Шрилы Прабхупады посетить Сидней, Чару был поражен. Он с восторгом сообщил эту новость преданным. Дрожа от радости и гордости, что Шрила Прабхупада согласился приехать в Сидней, Чару, однако, понятия не имел, где набрать денег на три авиабилета. Он вывесил письмо Прабхупады в храме в надежде, что оно вдохновит кого-нибудь жертвовать на путевые расходы.

* * *

Стэн все более увлекался сознанием Кришны. Иногда он приезжал в храм на ранние утренние программы и оттуда ехал на работу в город. А после работы, в пять часов, он, в костюме и галстуке, встречался с преданными в городе и пел с ними. Особенно Стэну нравилось возвращаться в храм на вечернюю арати и киртану, он с удовольствием читал «Назад к Богу», особенно те статьи, которые касались Бхагавадгиты. Ему доводилось читать и другие версии Бхагавадгиты, но они не произвели на него впечатления, а теперь он чувствовал, как возрастает его понимание этой книги. Он регулярно приводил свою семью на воскресные пиры.



Однажды Чару обратился к Стэну с просьбой. Поскольку Стэн был единственным преданным, у которого была постоянная работа, то не мог бы он помочь собрать деньги на дорогу до Сиднея Шрилы Прабхупады и его помощников?

Стэн обсудил это со своей женой, Джой. Надо продать дом и сделать необходимый взнос, решили они. Стэн и Джой оплатили дорогу Шрилы Прабхупады и его сопровождающих, и вскоре внесли еще три тысячи долларов. Приезд Шрилы Прабхупады был назначен на май. Оставалось уточнить дату.

* * *

3 мая Вегаван, не переставая удивляться выпавшей ему удаче, оказался в бомбейском аэропорту, готовый сопровождать Шрилу Прабхупаду в его долгом путешествии через Малайзию в Сидней. Божества Радхи и Кришны были тщательно закутаны в ткань. Кришну упаковали в ящик и сдали в багаж. Шримати Радхарани Вегаван осторожно нес под мышкой, проходя процедуру таможенного досмотра. В другой руке он держал маленький белый портфель Шрилы Прабхупады. Но в последний момент начались проблемы. Оказалось, что Вегаван просрочил свою визу в Индии, и таможенник был непреклонен — он не пустит его в самолет.

Вегаван честно рассказал о своем положении Шриле Прабхупаде, который спокойно подошел к чиновникам и сказал им несколько слов на хинди. Через несколько минут они позволили Вегавану пройти.

Им предстояло большое путешествие. Хотя твердого расписания у Шрилы Прабхупады не было, общий план состоял в том, чтобы в течение несколько месяцев путешествовать довольно широко: отправиться из Малайзии в Сидней, вернуться в Калькутту, а затем посетить Москву, Париж, Лос-Анджелес, съездить в Сан-Франциско на празднование Ратха-ятры, вернуться в Лос-Анджелес, затем отправиться в Детройт, Нью-Йорк, Лондон и, наконец, Бомбей. Из Москвы он все еще ждал разрешения на въезд от советского правительства.

Раньше Шрила Прабхупада немало путешествовал по Америке и Индии. Но это, если не считать нескольких недель, проведенных им в Гамбурге и Токио и нескольких месяцев в Англии, было его первое кругосветное турне. Шрила Прабхупада путешествовал как странствующий проповедник, подобно Нараде Муни. Уподобившись Нараде Муни, который распространяет божественный звук по всей вселенной, Шрила Прабхупада теперь объезжал весь мир. Он был, как уважительно назвал его один индийский журналист, «Паривраджакачарьей* века реактивных самолетов».

* * *

Для Шрилы Прабхупады это был первый визит в Австралию, но для Радхи и Кришны он был вторым! Всего нескольким человекам были известны обстоятельства, стоявшие за этим необычайным фактом.

Много месяцев назад, когда сиднейские преданные обитали еще на приморской окраине Сиднея, в Бонди, храм посетил один индийский джентльмен, г-н Сингх. Он увидел, как развивается сознание Кришны в Австралии и с радостью пообещал, как только вернется в Индию, выслать сиднейскому храму Божества Радхи и Кришны. Преданные поблагодарили его, но не приняли его слов слишком уж всерьез, и все это происшествие вскоре было забыто.

Г-н Сингх, однако, выполнил свое обещание. Вернувшись в Индию, он купил маленькие Божества, упаковал их в ящик и послал пароходом по адресу в Бонди. К тому времени, как посылка прибыла к месту назначения, сиднейский храм уже переехал в Паддингтон. Преданные не сделали на почте переадресовки, поэтому невостребованный груз поместили на склад и в конце концов отослали отправителю, обратно в Бомбей.

Г-н Сингх, понятное дело, был разочарован. Желая все же пожертвовать Божества ИСККОН он предложил их Шриле Прабхупаде, который впоследствии установил их на сцене кросс-майдановского пандала. Позже они принимали поклонение в храме в Акаша-Ганге. Теперь, по Своей сладчайшей воле Радха и Кришна возвращались в Австралию, на сей раз под внимательным и заботливым присмотром Своего любимого слуги, Шрилы Прабхупады.

* * *

К обеду Шрила Прабхупада и Вегаван пересекли бетон летного поля и сели в самолет.

Вегаван: Я сидел рядом со Шрилой Прабхупадой. Через непродолжительное время после начала полета Шрила Прабхупада попросил меня подать ему прасад. Моя жена научилась готовить у старших сестер в Бомбее, и сегодня приготовила нам в дорогу обед и положила его в тиффин*. Прабхупада, похоже, обрадовался обычному набору из дала*, риса, овощей, чапати* и сладостей, которые он ел из бронзовой посуды. Особенно ему понравились падмаватины чапати. Прабхупада настоял, чтобы я тоже поел. Это было очень задушевно, любовно.

В какой-то момент я сказал Шриле Прабхупаде, что в Австралии нет культуры, и он ответил: «У них нет культуры, поэтому мы дадим им сознание Кришны. Их «культура» — это ночные клубы, пьянки и танцы с голыми девушками».

* * *

В Малайзии живет около миллиона индийцев — среди них есть богатые и влиятельные — и преданных здесь ожидал определенный успех. Несколько новопосвященных учеников Шрилы Прабхупады с недавних пор проповедовали здесь и организовали для Шрилы Прабхупады несколько проповеднических программ на время его пяти-шестидневного визита на остров.

Прибыв в Куала-Лумпур Шрила Прабхупада встретился с Бали-марданой, который наблюдал за деятельностью в Малайзии как представитель Джи-Би-Си в Юго-восточной Азии. В прошлом году по пути в Малайзию Бали-мардана посетил проездом сиднейский храм. Он с радостью увидел, что вдохновенная проповедь преданных привлекла к ним много новых людей. Теперь, после путешествия со Шрилой Прабхупадой по Малайзии, Бали-мардана должен был вернуться в Австралию в качестве секретаря Шрилы Прабхупады.

Проведя два дня в Куала-Лумпуре, в доме богатого синдского купца, Шрила Прабхупада отправился в Телок-Ансон, где для него была подготовлена специальная программа, и проповедовал там. Проведя еще две программы — в Ипохе и в Пинанге, Шрила Прабхупада 7 мая, в пятницу, вернулся в Куала-Лумпур.

Куала-Лумпур
8 мая 1971 года, суббота.

Преданные были удивлены, узнав, что у Шрилы Прабхупады нет австралийской въездной визы.

Амогха: Всего и нужно-то было, чтобы индийское посольство поставило какой-то штамп–разрешение, а австралийское консульство должно было выдать визу. Прабхупаде нужно было вылетать в тот же вечер, но это была суббота, и все посольства были закрыты. Это было какое-то безумие. В конце концов Гопала-дас пошел домой к нужным чиновникам и уговорил их выдать Прабхупаде разрешение.

Во время прохождения пограничных формальностей в аэропорту Куала-Лумпура я нес паспорт Шрилы Прабхупады в руках. И я заметил, что на первой странице паспорта написано нечто интересное. В графе «Отец» стояло: «Покойный Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа» — имя его духовного учителя.

Шрила Прабхупада, Бали-мардана и Вегаван сели на самолет до Сиднея. Маленькое мраморное Божество Кришны, извлеченное из своего ящика еще по приезде в Куала-Лумпур, теперь покоилось на руках у Бали-марданы.

При пересадке в аэропорту Сингапура Шрила Прабхупада принял омовение и приготовился к последнему перелету на пути в Австралию. Но у Вегавана опять начались трудности. Поглощенный визой Шрилы Прабхупады, он забыл выправить свою собственную. Иммиграционный чиновник в Сингапуре предупредил его, что в Сиднее его не пустят в страну и отправят обратно. Так или иначе, сингапурский чиновник пропустил Вегавана в самолет и вскоре уже вся команда летела рейсом Куала-Лумпур — Сидней с посадкой в Перте.

* * *

Во время четырехчасового перелета из Перта в Сидней Шрила Прабхупада сидел у окна, а тощий, очкастый Бали-мардана с туго запеленатым Божеством Господа Кришны на руках — рядом с ним.

Прабхупада говорил мало, перебирал свои четки, почти неслышно читая джапу*. Внизу простирались обширные, малонаселенные земли Австралии. Хотя по площади Австралия почти равна Соединенным Штатам, ее население составляет всего лишь чуть больше 12 700 000 человек, которые занимают незначительную часть всей ее территории. Шрила Прабхупада мельком взглянул на коричневую, однообразную поверхность внизу.

Столько земли, — сказал он, — а люди жалуются на «перенаселение». Здесь хватило бы пищи всем. Столько свободной земли, но она не используется.

Бали-мардана согласно кивнул:

— Да, Шрила Прабхупада.

Здесь было столько невозделанной земли, заметил Шрила Прабхупада, что хватило бы весь мир накормить раз десять.

— Бог дал нам возможность обрабатывать землю и выращивать на ней пищу в достаточном количестве, — сказал он. — Пищи не хватает только из-за нашего безбожия.

Мая 1971 года, воскресенье

Для обитателей сиднейского храма приезд Шрилы Прабхупады оказался весьма запутанным делом. Сначала пришла телеграмма, в которой говорилось, что Шрила Прабхупада предполагает посетить Сидней после Малайзии. Надо было только уточнить дату и время прилета.

Но, как оказалось, Шрила Прабхупада прибыл в Малайзию немного позже, чем предполагал, а чтобы еще больше запутать все дело, в Куала-Лумпуре прошел слух, что в Сингапуре есть пара преданных, которые хотят, чтобы Шрила Прабхупада посетил и их. Этот предполагаемый заезд в Сингапур еще больше задержал бы Шрилу Прабхупаду, поэтому кто-то отправил в Сидней телеграмму: «Прабхупада сейчас не приедет». Буквальное значение телеграммы было таково, что Прабхупада не приедет сейчас, а приедет позже. Но сиднейские преданные поняли, что Шрила Прабхупада вообще не приедет в Сидней и, конечно, очень расстроились.

Организовывать какую-то программу в Сингапуре было уже поздно, поэтому группа Шрилы Прабхупады вылетела в Сидней, предшествуемая телеграммой, извещавшей, что выезжает Бали-мардана, и еще одной, в которой было сказано коротко: «Прибытие», а потом стояло время прибытия и подпись — «Бали-мардана». Преданные поразмыслили и пришли к выводу, что вместо Шрилы Прабхупады приедет Бали-мардана.

Но когда Чару позвонил утром в аэропорт, чтобы уточнить время прибытия рейса Бали-марданы, он обнаружил, что вместе с указанным лицом летят еще двое: Вегаван и А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Чару поспешил сообщить эту новость преданным, чья растерянность быстро сменилась восторгом, а затем паникой. Голубой «фольксваген-комби», визжа тормозами на поворотах, полетел в аэропорт.

* * *

Преданные, из которых ни один до этого не видел своего духовного учителя, напряженно ждали в переполненном зале аэропорта. Вдруг они вскочили и бросились вперед, чтобы взглянуть на Шрилу Прабхупаду, который на мгновение показался в открывшейся и вновь закрывшейся двери зала иммиграционного контроля.

Филип: Вскочив, я успел мельком увидеть Шрилу Прабхупаду, стоявшего у стойки иммиграционного контроля. Он выглядел серьезным, но сияющим, и тело у него было прямо-таки золотое. В руках у него был белый «дипломат», а на плече — сложенный легкий серый чаддар*. Казалось, что он терпеливо чего-то ждет.

На самом деле Шрила Прабхупада ждал Вегавана, который в это время проходил иммиграционный контроль.

Вегаван: Когда я подошел к иммиграционному контролю, мои худшие опасения подтвердились. Мне сказали, что никоим образом не позволят мне въехать в страну, поскольку у меня нет визы. Я запротестовал, поэтому меня отправили в специальное помещение, чтобы я побеседовал с начальником департамента. Я объяснил ему, что недавно женился на австралийской девушке, и он попросил меня предъявить брачное свидетельство. Я сказал, что у меня его нет, но я женился в Индии, это была церемония, которую провел мой духовный учитель. Тут я вспомнил, что у меня есть фотографии с Кросс-Майдана, и показал ему их. Этот человек видел, как Шрила Прабхупада проходил иммиграционный контроль с нормальной визой и, кажется, Шрила Прабхупада произвел на него большое впечатление. Поэтому, хотя у меня не было визы, этот человек поставил в моем паспорте штамп «неопределенный срок пребывания», что само по себе довольно необычно — честно говоря, я вообще о таком не слышал. Когда я вернулся к стойке иммиграционного контроля, чиновник за стойкой не мог поверить своим глазам. Он не мог поверить, но я понимал, что все это — проявление мощи Прабхупады.

Шерил: Чару предупреждал, чтобы девушки не визжали, когда Шрила Прабхупада будет проходить иммиграционный контроль. Но, конечно, когда он промелькнул в дверях, мы все запрыгали и завизжали. Потом мы поклонились, большинство распростерлись в поклоне. Некоторые преданные просто легли на пол в зале прилета и преградили дорогу Шриле Прабхупаде. Нам пришлось похлопать их по плечу и попросить отойти. Мы трепетали при мысли, что увидим Шрилу Прабхупаду.

Чару: Я помню, что был так вдохновлен тем, что вижу — впервые в жизни — своего духовного учителя, что бросился в поклон так усердно, что ушиб голову об пол. До конца дня я находился в полубессознательном состоянии. Я даже думаю, что у меня было легкое сотрясение. Я почти ничего не соображал, и не знаю, было ли это следствием удара головой об пол или исступления, вызванного тем, что Шрила Прабхупада был с нами.

Едва Прабхупада, сияющий здоровьем после восьми месяцев пребывания в Индии, украшенный цветочной гирляндой, проследовал в зал для прессы, грянула ликующая киртана. Чару спешно, всего за несколько часов до прибытия Шрилы Прабхупады организовал пресс-конференцию, и сейчас несколько фотографов и репортеров быстро прошли вслед за встречающими в зал для прессы.

Один репортер спросил Шрилу Прабхупаду об его происхождении и о цели его прибытия в Австралию.

Прабхупада терпеливо объяснил, что существует четыре уклада жизни: брахмачарья* — целомудренная жизнь ученика, грихастха* — семейная жизнь, ванапрастха* — отход от дел и, наконец, санньяса — отречение от мира. Прабхупада пояснил, что он находится сейчас в последней стадии своей жизни, и его занятие — распространять сознание Кришны по всему Западному миру, как приказал ему его духовный учитель. Сознание Кришны — это великое духовное движение, подчеркнул он, и руководители Австралии должны прийти и услышать его послание.

Было задано еще несколько вопросов, и конференция закончилась. В сопровождении уже более мелодичного пения Прабхупада проследовал по длинному коридору к выходу. Он явился перед собравшимися преданными таким, каким они видели его в журнале «Назад к Богу» — только еще более величественным, аристократичным и сияющим. Он шел, глядя прямо перед собой, а за ним спешили преданные, многие из которых были потрясены, впервые увидев своего духовного учителя. Некоторые плакали, сложив руки в приветственном жесте «пранам*».

Рядом с Прабхупадой Бали-мардана крепко прижимал к себе запеленатое Божество Кришны. За его спиной Вегаван держал на руках Божество Радхарани. Прабхупада — в правой руке бамбуковая трость, в левой белая дорожная сумка — вышел через автоматические стеклянные двери на яркий солнечный свет и решительно направился к ожидавшему его автомобилю.

* * *

Как и первый храм Прабхупады в Нью-Йорке, храм на Оксфордской улице, 118, в Паддингтоне, представлял собой магазинчик с витриной, выходящей на оживленную улицу. Паддингтон, эксцентричный старый пригород, был назван в честь одноименного района Лондона. Этот пригород находился в 33 километрах на юго-восток от центра Сиднея. Там было много викторианских колониальных зданий, с характерными балконами, украшенными «железными кружевами». Прямо напротив храма, по другую сторону раздваивающегося шоссе, тянулось внушительное здание Казарм Армии Королевы Виктории, о котором говорят, что это самое длинное здание в Австралии. Храм, занимающий половину двухфасадного террасного дома[7], приютился между парикмахерской и магазином тканей. Он находился в нежилой части Оксфордской улицы, в квартале кофеен, контор, ресторанов, пабов[8] и молочных баров.

На стекле большой витрины храма Кристина нарисовала выразительное, почти в человеческий рост, изображение Радхи и Кришны, окруженных лотосовым сиянием Духовного Неба. Над этой росписью в кристининой, узнаваемой свободной манере было написано: «Храм Шри-Шри Радха-Кришны». Над витриной, прямо на кованную решетку прикрепили растяжку из плотной ткани, на которой в том же вольном стиле было выведено: «Добро пожаловать, Шрила Прабхупада!»

Большая часть преданных помчалась в аэропорт. Убирать и готовить остались только Упананда и Дипак — молодой брахмачари-американец, недавно присланный из Лос-Анджелеса, чтобы помогать преданным в поклонении Божествам.

Часть преданных вернулась как раз вовремя, чтобы начать импровизированную киртану на улице. Голубой «комби», украшенный изображением Кришны, стоящего в изящной, трижды изогнутой позе, медленно вполз на тротуар. Киртана усилилась.

Упананда, который выбивался из сил, стараясь одновременно и убрать храм, и приготовить обед для Шрилы Прабхупады, вылетел из дверей и, распахнув дверцу автомобиля, тут же отступил назад и склонился перед Прабхупадой прямо на тротуар.

Чару, который вел машину, быстро соскочил со своего места и, обежав вокруг автомобиля, помог Шриле Прабхупаде сойти с высокого переднего сиденья. В это же самое время боковая дверца микроавтобуса отъехала, и из него высыпали преданные.

Прабхупада взглянул на Упананду, склонившегося у его ног, и ласково погладил его по голове. Затем, улыбаясь, он направился к двери храма, снял свои белые индийские резиновые сандалии и легонько толкнул дверь храма. Она была заперта.

Джефф Гордон: В то утро наш сын, Филип, пригласил свою мать и меня прийти в храм, чтобы впервые в жизни увидеть Прабхупаду. Все это было ново и необычно для нас, особенно пение, поэтому в то время, как все приветствовали Прабхупаду снаружи, на улице, мы предпочли оставаться внутри храма. Мы ждали, глядя на дверь, и тут Прабхупада попытался войти. Мы отперли дверь и Прабхупада, входя, слегка кивнул мне в знак благодарности.

Прабхупада вошел в алтарную комнату и обнаружил, что она пуста, если не считать простого деревянного алтаря с трехдюймовыми[9] Божествами Джаганнатхи и маленькой, крытой красным бархатом вьясасаны*, стоящей спиной к Оксфордской улице. Красноватая мешковина свешивалась с потолка и стен. Преданные застелили потертый ковер пледом. В воздухе висел дым от кумина* и чилли*, которые внизу, на кухне жарил Упананда, чтобы приправить ими дал для Шрилы Прабхупады.

Несколько гостей, которые ожидали в храме, быстро смешались с толпой продолжавших петь преданных, ввалившихся с улицы. Прабхупада простерся перед Господом Джаганнатхой, а затем сел на вьясасану. Достав свои сияющие караталы, он присоединился к неудержимой, бьющей через край киртане.

Во время пения Прабхупада оглядывал комнату, внимательно изучая лица преданных и гостей. Его умные глаза смотрели серьезно и сурово.

Артур: В то утро я был среди полудюжины, или около того, гостей храма. Прабхупада медленно оглядывал комнату и, наконец, его глаза остановились на мне. Он очень сосредоточенно и, как мне показалось, очень долго смотрел на меня. Я взглянул ему в глаза — казалось, они пронизывают, но как-то по-доброму и улыбаясь — и он продолжал смотреть на меня. В конце концов Прабхупада отвел взгляд. Это было очень сильное, но в то же время чудесное ощущение. Я никогда не забуду этого взгляда.

Киртана подошла к концу. Шриле Прабхупаде принесли маленькую фисгармонию, он поставил ее к себе на колени и мелодично запел «Гурваштаку» — восемь молитв духовному учителю. Некоторые преданные подыгрывали ему на караталах, а те, кто знал слова, подпевали.

Прабхупада сказал несколько вдохновляющих слов, но оставался все так же серьезен. Он обратил внимание на грязный ковер и сказал, что его надо заменить. Почему на алтаре нет цветов? Он объяснил, что привез Божества Радхи и Кришны и прежде чем начать поклонение Им, надо все как следует вычистить и вымыть. На самом деле, сказал он, преданным надлежит сделаться брахманами.

Прабхупада приостановился и, понюхав воздух, спросил:

— Они что, готовят лук?

Дипак сказал, что это Упананда внизу, на кухне, жарит асафетиду.

— Тогда они кладут слишком много специй, — предостерег Прабхупада.

Внезапно появился Упананда с чашкой горячего молока.

— Слишком горячее, — сказал Прабхупада, и Упананда унес молоко.

Бали-мардана представил Шриле Прабхупаде Кристину, объяснив, что это она нарисовала портрет его гуру-махараджи, тот самый, который был послан ему в Токио несколько месяцев назад, и что это ее картины и фрески украшают сейчас витрину и стены храма.

Прабхупада засиял. Он взглянул на Кристину, сидевшую, скрестив ноги, на полу у его вьясасаны, и ободряюще улыбнулся ей. Все таланты, включая дар художника, сказал он, надлежит использовать в прославлении Кришны.

— Ты должна рисовать, — добавил он.

Чару: Приветствия в аэропорту были несколько хаотичны, к тому же я ударился головой и туго соображал. Но когда мы вернулись в храм, и я получил возможность как следует рассмотреть своего духовного учителя, меня буквально пронзила одна мысль: Шрила Прабхупада не отличен от своих книг.

Обычно я читал какую-нибудь книгу и думал: «Как, интересно, выглядит автор?» Я был уверен, что книга и ее автор — не одно и то же, что у автора есть своя литературная жизнь, так же, как у него есть личная жизнь. Но когда я увидел Шрилу Прабхупаду, меня поразило, что книга–Бхагавата и личность–Бхагавата — это одно и то же. Это понимание с тех пор никогда не покидало меня. Говорил Прабхупада перед большой аудиторией на лекции или беседовал с одним-двумя посетителями в своей комнате, он всегда говорил то же самое, что было написано в его книгах. Понимание этого факта заставило меня заняться глубоким изучением философии сознания Кришны.

Шрила Прабхупада встал и направился к выходу. Бали-мардана спросил, не хочет ли он осмотреть другие помещения храма, и Прабхупада выразил согласие легким кивком головы.

В сопровождении Бали-марданы Прабхупада прошел в конец храмовой комнаты. Но вместо того, чтобы повернуть направо и подняться по лестнице наверх, в жилые помещения, Прабхупада повернул налево и спуститься по крутой лесенке мимо отгороженной занавесом кухни и офиса, в подвал.

Упананда нервно посмотрел на Дипака. Они не ожидали, что Шрила Прабхупада захочет осмотреть эту часть храма, тем более, что в спешке они свалили весь мусор прямо за задней дверью.

Упананда схватил полотенце и, присев на корточки, стал вытирать пол перед Прабхупадой, двигаясь спиной вперед и разгребая пыль и грязь по сторонам. Шрила Прабхупада жестом попросил его не беспокоиться. Он дошел до задней двери и толкнул ее, и вот оно — на асфальте заднего двора громоздилась куча досок, всякого хлама и просто мусора.

Прабхупада неодобрительно взглянул на Упананду:

— Что это такое? Почему вы не следите за этой частью храма?

Упананда попытался было объясниться. что, дескать, все делалось в спешке, но Прабхупаду его объяснение не удовлетворило. Он повернулся и пошел наверх. Из сурового настроения Прабхупады Упананда вынес урок: ученик не должен быть небрежен, он должен быть чистым и ответственным всегда, при любых обстоятельствах.

В комнате за храмовым залом лежали на полу части незаконченного алтаря. Сам алтарь загорелся несколько недель назад и от него чуть было не сгорел весь храм. Дипак работал в сумасшедшем темпе, чтобы успеть закончить алтарь к приезду Божеств, но работы все еще оставалось много. Шрила Прабхупада молча заглянул в комнату, кивнул и направился в свои апартаменты.

* * *

Продав свой дом в Эму-Плэйнз, Стэн и Джой перебрались на квартиру в Бонди, на той самой улице, по которой раньше преданные подъезжали к храму. В преддверии визита Шрилы Прабхупады Чару спросил, не согласятся ли они предоставить свою квартиру Шриле Прабхупаде и его сопровождающим на время визита. Они согласились и выехали из квартиры всего за несколько дней до приезда Шрилы Прабхупады.

Прабхупада счел трехкомнатную квартиру на первом этаже вполне подходящей. Гостиная, она же столовая, выходила на заднюю веранду, с которой открывался чудесный вид на голубой Тихий Океан. Прабхупада выбрал для себя большую спальню, сразу направо от входа. Бали-мардана и Вегаван расположились в меньшей комнате напротив.

Не теряя времени, Шрила Прабхупада вошел в свой обычный ритм, начав с массажа. Сидя на полу в простой гамче и положив правую ногу на бедро левой, он обсуждал в Бали-марданой, Чару и Дипаком предстоящую церемонию установления Божеств и посвящение, назначенные на следующий день.

Прабхупада перечислял, что потребуется для церемоний, а Бали-мардана быстро писал список на листке бумаги. Коротко рассказав о том, как он хотел бы чтобы они разожгли костер, Прабхупада вручил листок Дипаку, который понесся делать все необходимые приготовления и доклеивать наполовину готовый алтарь. Чару, как президент храма, составил список преданных, которые, по его мнению, были готовы к посвящению. Бали-мардана прочитал его вслух Прабхупаде. Когда он закончил читать список предполагаемых брахманов, Прабхупада, которому в этот момент Вегаван крепко массировал голову, с закрытыми глазами добавил еще одно имя:

— И Вегаван, — произнес он.

* * *

К тому времени, как Шрила Прабхупада совершил омовение, нанес знаки вайшнавского тилака на лицо и тело и прочитал свою полдневную гаятри-мантру*, обед для него был уже готов. Упананда приготовил в храме дал, рис и овощи и отправил их на квартиру. Пока Прабхупада мылся, Бали-мардана — который не умел готовить — изо всех сил старался приготовить чапати, но в квартире оказалась только электроплитка. Когда Шрила Прабхупада сел за обед, вбежал Вегаван с первой горячей чапати.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.