Сделай Сам Свою Работу на 5

Язык как средство общения.





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

для студентов 1 курса факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы очной формы обучения

(специальность 030912(52) Право и организация социального обеспечения)

Москва


Авторы:

Новикова Л.И., профессор кафедры общеобразовательных дисциплин, доктор педагогических наук, доцент;

Соловьева Н.Ю., доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, кандидат искусствоведческих наук.

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Русский язык»для специальности 030912(52) «Право и организация социального обеспечения».– М.: Российская академия правосудия. – 2014. – 116 с.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.



Одобрен на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 11 от 1июля 2014 года).

 

Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия».

 

Ó Российская академия правосудия, 2014 г.

Ó Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю., 2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………. 4

Объем дисциплины и виды учебной работы.………………………………... 13

Тематический план …………………………………………………………...…14

Содержание учебной дисциплины ……………..……….…………………... 19

Методические рекомендации по изучению дисциплины ...………….......... 48

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

студентов ………………………………………………………………………. 54

Примерные задания для самостоятельной работы………………………… 59



Примерная тематика рефератов……...……………………………................ 72

Рекомендуемая литература ………………. …………………………………... 74

Приложение 1. Примеры записи лекционного материала с помощью экономичных способов……………………………………………………….. 78

Приложение 2. Примеры демонстрационных вариантов диагностической, аттестационных, рубежной и экзаменационной работ …………………….. 83

Демонстрационный вариант диагностической работы ……………. …….. 83

Демонстрационный вариант аттестационной работы №1 ……………….. 89

Демонстрационный вариант рубежной работы …..……………………….. 94 Демонстрационный вариант аттестационной работы №2 ………….…...103

Демонстрационный вариант экзаменационной работы ………….………. 109


Введение

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования[1], Примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Основная задача данного учебно-методического комплекса - помочь студентам первого курса факультета непрерывного образования в изучении дисциплины «Русский язык».

Изучение русского языка направлено на достижение следующих типов результатов обучающихся:

- личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;



- метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;

- предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В соответствии с названным ФГОС предъявляются следующие требования к предметным результатам обучения по русскому языку:

- на интегрированном (общеобразовательном) уровне обучающиеся должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся;

- на базовом уровне обучающиеся должны быть ориентированы на освоение систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности;

- на профильном уровне обучающиеся должны быть ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования с учетом общих требований ФГОС и специфики изучаемого предмета «Русский язык», должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности и отражать:

- на базовом уровне:

1) сформированность представлений о роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, самообразования и социализации;

2) сформированность понятий о всех типах норм русского литературного языка; применение знаний о нормах в речевой практике;

3) сформированность представлений о функциональных стилях современного русского языка;

4) сформированность навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;

5) владение орфографической и пунктуационной грамотностью;

6) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

7) владение разными видами чтения, аудирования, говорения и письма, осуществление их выбора в зависимости от коммуникативной задачи;

8) владение умением анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, проектов;

9) владение синонимическими средствами русского языка для точного и свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с условиями и сферой речевого общения.

- на профильном уровне:

1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка, истории и культуры;

2) владение знаниями о языке как многофункциональной развивающейся системе; о стилистических ресурсах языка;

3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах; о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

4) сформированность представления о речевой деятельности, ее основных видах;

5) владение умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

6) владение умением систематизировать и обобщать знания по орфографии и пунктуации;

7) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

8) овладение различными приемами редактирования текстов;

9) сформированность умений нормативного употребления языковых единиц, оценивания устных и письменных высказываний с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

10) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности.

Дисциплина «Русский язык» вводится в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования в качестве инвариантной дисциплины цикла «Общеобразовательные дисциплины».

Учебно-методический комплекс построен с учетом теоретических знаний по русскому языку, полученных студентами ранее, и практических умений и навыков, сформированных у школьников в период изучения дисциплины в школе. Изучение предмета предполагает повторение, систематизацию, обобщение знаний, имеющихся у студентов, расширение их лингвистического кругозора, выработку умения сознательного, грамотного и правильного применения имеющихся знаний, умений и навыков в целях коммуникации и профессиональной деятельности.

Дисциплина «Русский язык» преподается параллельно с другими общеобразовательными дисциплинами и предшествует изучению дисциплины «Русский язык и культура речи». Полученные по дисциплине знания, сформированные умения и навыки необходимы для овладения профессиональными знаниями на старших курсах.

Изучение дисциплины «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как важнейшей духовной ценности народа; воспитание человека, знающего и любящего русский язык, умеющего пользоваться его богатствами, осознающего его национальное своеобразие, ориентированного на сохранение ценностей языка и культуры, богатого духовно, зрелого нравственно, с позитивным видением мира, широким лингвистическим кругозором;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевой коммуникации, социальной адаптации; готовности использовать полученные знания в профессиональной деятельности; развитие и совершенствование навыков самоорганизации, саморазвития, способности самостоятельного пополнения знаний в процессе использования современных информационных технологий;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и явлении, связанном с социумом, культурой и мышлением человека; о языковой норме и ее разновидностях; о нормах речевого этикета, принятого в различных сферах общения; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные стили речи и функционально-смысловые типы речи; моделировать и корректировать свое речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний, сформированных умений и навыков в речевой практике.

Данные цели реализуются в процессе достижения следующих задач:

- изучить базовые разделы предмета «русский язык»;

- раскрыть русский язык как духовную ценность национальной культуры;

- показать роль и значение русского языка для успешной учебной и профессиональной деятельности;

- охарактеризовать русский язык как многофункциональную знаковую систему, связанную с социумом, культурой и мышлением человека;

- сформировать у студентов систему понятий, связанных с русским языком;

- выработатьнавыки опознания, анализа, классификации языковых явлений, закономерностей, фактов;

- развить способность к речевой коммуникации, проявляющейся в различных ситуациях общения; орфографическую и пунктуационную грамотность; развивать умения и навыки студентов по применению полученных ими лингвистических знаний в практической речевой деятельности;

- ознакомить с образцами речевых произведений;

- освоить правила и закономерности русского языка.

- осознать взаимосвязи и взаимодействие основных единиц и уровней языка;

- способствовать развитию речи и мышления студентов на основе взаимосвязей языка и культуры, языка и мышления;

- способствовать подготовке студентов к грамотному адекватному восприятию специальных профессионально направленных курсов.

Реализовать поставленные цели и задачи поможет содержание обучения по дисциплине «Русский язык», которое отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода, с учетом формирования у студентов ключевых и специальных предметных компетенций: языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Результатом обучения являются ключевые компетенции студента, формируемые путем освоения дисциплины «Русский язык» и других предметов общеобразовательного цикла. Студент

- используетзнания в практической учебной деятельности;

- владеет современными технологиями получения дополнительной информации по предмету;

- умеет самостоятельно работать с учебной литературой, Интернет-источниками;

- умеетобщаться в соответствии с этикетными особенностями русской и профессиональной культуры;

- умеетрешать лингвистические задачи в учебной деятельности;

- готов использовать полученные знания и умения в учебной и внеучебной деятельности;

- способенсамостоятельно пополнять знания по предмету;

- способенприменять полученные знания в практической речевой деятельности.

- умеет записывать лекционный материал, который дается преподавателем;

- умеетработать с опорными конспектами (блоками) материала;

- понимает необходимость знания изучаемого материала в жизни и будущей профессиональной деятельности.

Формирование специальных (предметных) видов компетенций происходит при изучении всех разделов программы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;

- содержание основных разделов русского языка;

- особенности основных языковых категорий;

- важнейшие термины науки «русский язык»;

- основные законы и закономерности языка;

- основные орфографические и пунктуационные правила;

- важнейшие нормы культуры речи.

уметь:

- создавать высказывания на предложенные лингвистические темы в устной и письменной форме;

- оценивать высказывание на лингвистическую тему с точки зрения полноты содержания, фактической правильности, речевого оформления;

- анализировать особенности употребления единиц языка в устной и письменной форме;

- передавать содержание прослушанного и прочитанного лингвистического текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;

- создавать оригинальные авторские тексты в устной и письменной формах в профессионально и личностно значимых жанрах;

- использовать полученные знания при анализе конкретных языковых единиц;

-пополнять имеющиеся лингвистические знания самостоятельно;

владеть навыками:

- адекватного восприятия речи, или аудирования;

- произнесения устной речи, или говорения;

- выбора слов, образования необходимых грамматических форм, построения предложений;

- достаточно быстрого, орфографически и пунктуационно правильного письма;

- быстрого, правильного, сознательного и выразительного чтения;

- самостоятельного составления планов, тезисов, текстов;

иметь представление:

- о развитии науки «русский язык»;

- о языковедах, внесших значительный вклад в изучение русского языка;

- об отдельных положениях и проблемах общего языкознания, о некоторых сведениях из теории языкознания.

Системный курс русского языка состоит из восьми разделов, соответствующих основным разделам науки о языке и логике ее изучения.

Программа рассчитана на 117 часов учебных занятий в год.

По окончании курса студенты сдают экзамен в письменной форме.

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы Количество часов (в соответствии с учебным планом)
Максимальная учебная нагрузка студента 175 часов
Аудиторные занятия 117 часов
Самостоятельная работа   58 часов
Форма итогового контроля   II семестр – экзамен в письменной форме

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы (темы) дисциплины Кол-во часов
Раздел 1. Язык как средство общения. Язык и общество. Язык и культура.  
Раздел 2. Язык и речь. Речь правильная и хорошая. Функциональные стили речи и их особенности. Функционально-смысловые типы речи.
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. Тема 1. Фонетика, ее основные единицы.
Тема 2. Орфоэпические нормы. Особенности ударения в русском языке.
Тема 3. Орфография. Правописание согласных в корне слова: парные по глухости-звонкости, непроизносимые, двойные.
Тема 4. Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова.
Тема 5. Правописание гласных после шипящей и Ц.
Раздел 4. Лексикология, фразеология, орфография. Тема 1. Лексическая система русского языка.
Тема 2. Фразеологическая система русского языка.
Тема 3. Правописание Ъ и Ь.
Тема 4. Написание прописной и строчной буквы.
Аттестационная работа №1.
Раздел 5. Морфемика и словообразование. Орфография. Тема 1. Понятие о морфемике. Морфемы, их виды. Морфемный анализ.
Тема 2. Понятие о словообразовании. Способы образования слов. Словообразовательный анализ.
Тема 3. Правописание приставок. Ы-И после приставок.
Тема 4. Правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов.
Тема 5. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Тема 6. Правописание суффиксов причастий.
Тема 7. Н и НН в словах различных частей речи.
Раздел 6. Морфология и орфография. Тема 1. Понятие о морфологии. Имена. Имя существительное: определение, грамматические признаки, правописание.
Тема 2. Имя прилагательное: определение, грамматические признаки, правописание.
Тема 3.Имя числительное: определение, грамматические признаки, правописание.
Тема 4. Местоимение: определение, грамматические признаки, правописание.
Рубежная работа
Тема 5. Глагол, причастие, деепричастие: определение, грамматические признаки, образование.
Тема 6. Наречие, категория состояния. Правописание наречий.
Тема 7. Предлог: определение, виды, правописание.
Тема 8. Союз: определение, виды, правописание. Частица: определение, виды, правописание.
Тема 9. Слитное или раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Тема 10. Различение на письме НЕ и НИ.
Тема 11. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация. Тема 1. Словосочетание. Виды словосочетаний. Типы связи слов в словосочетании.
Тема 2. Простое предложение. Классификация простых предложений.
Тема 3. Главные члены предложения. Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое, его виды. Тире между подлежащим и сказуемым.
Тема 4. Второстепенные члены предложения. Определение, дополнение, обстоятельство, их виды.
Аттестационная работа №2
Тема 5. Осложнения простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.
Тема 6. Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения. Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях.
Тема 7. Обособленные обстоятельства. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Тема 8. Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции. Знаки препинания при них. Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах и цельных по смыслу сочетаниях.
Тема 9. Понятие о вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях. Знаки Препинания при вставках.
Тема 10. Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометиях и междометных предложениях.
Тема 11. Понятие о сложном предложении. Сложносочиненное предложение, его виды, знаки препинания в ССП.
Тема 12. Сложноподчиненное предложение, виды придаточных.
Тема 13. CПП с несколькими придаточными. Типы подчинения. Знаки препинания в СПП.
Тема 14. Бессоюзное сложное предложение, отношения между его частями. Знаки препинания в БСП.
Тема 15. Сложное предложение с различными видами связи. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях. Сочетание знаков и последовательность их расположения.
Тема 16. Способы передачи чужой речи. Речь прямая и косвенная. Цитирование. Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах, при «чужих» словах. Знаки препинания при оформлении перечней. Правила рубрицирования.
Раздел 8. Обобщающее повторение.


Содержание учебной дисциплины

Раздел 1.

Язык как средство общения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.