Поведенческое направление в психотерапии
Цели: от внешнего на внутреннее
Основана на бихевиоризме.
Психологическая концепция
С т.з. бихевиоризма – психология должна заниматься поведением – это совокупность реакций организма на набор St.
St – R – основополагающая схема
Все внутренние процессы игнорируются (черный ящик). Но в дальнейшем появилось понятие промежуточных переменных. St-O-R
Промежуточные переменные – мотивационные и когнитивные процессы.
Центральная проблема – проблема научения – процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний и навыков.
Модели:
1 – классическая (Павлов) – St-R.
Феномены:
-генерализация
-дифференцировка
-угасание
2 – оперантное научение (Скиннер) – поведение контролируется последствиями: R-St.
| Подкрепление
| Наказание
|
| +
| Адаптивная реакция вызывает действие положительного стимула
| Неадаптивная реакция прекращает действие положительного стимула
| +
| -
| Адаптивная реакция прекращает действие негативного стимула
| Неадаптивная реакция вызывает действие негативного стимула
| -
| Всякое подкрепление усиливает реакцию
Всякое наказание ослабляет реакцию
Устойчивую адаптивную реакцию вызывает только позитивное подкрепление!!!
Режимы подкрепления:
1 – режим с постоянными временными интервалами – после подкрепления наступает ослабление реагирования (пауза). Чем длиннее интервал, тем больше эта пауза.
2 – подкрепление с постоянными пропорциями – производится по окончании выполненной работы – дает высокий эффект!!!
3 – режим с вариативными временными интервалами – проходит некое неопределенное время с момента подкрепления.
4 – режим подкрепления с вариативными соотношениями – неизвестно сколько реакций стоит совершить, чтобы получить награду. Угасание реакции происходит очень медленно (любые игровые автоматы и азартные игры)
Классическое
| Оперантное
| St-R
| R-St
| Павлов
| Скиннер
| Научение типа S
| Научение типа R
| Реакция возникает только в ответ на воздействие стимула
| Желательная реакция может появится спонтанно
| Стимул предшествует реакции
| Стимул следует за поведенческой реакцией
| Подкрепление связанно со стимулом
| Подкрепление связанно с реакцией
| Результат – респондентное поведение – поведение вызванное определенным стимулом предшествующим поведению
| Результат – оперантное поведение – поведение вызванное подкреплением следующим за поведением
|
3 – социальное научение (Бандура), научение по моделям
Чел обучается новому поведению не только на основе своего личного опыта, но и на основе опыта других, наблюдая за ними.
St-O-R
При наблюдении у чел формируются определенные представления
В целом про бихевиоризм:
St-R
R-St
St-O-R
++++++++++
Концепция невротических расстройств в рамках поведенческого подхода
Невротический симптом – это неадаптивное поведение, которое сформировалось в результате неправильного научения.
St-Неадаптивные когнитивные схемы-R
+++
По Бэку, самые частые автоматические мысли (которые не реальны))):
1 – фильтрование – отфильтровывание позитивных аспектов и увеличение негативных
2 – поляризованность – все оценивается в крайних вариантах
3 – чрезмерное обобщение – общие выводы делаются на основании отдельного события
4 – чтение мыслей – представление о том, что мы как будто знает что думают и чувствуют другие люди и не проверяем этого
5 – паникерство – все является катастрофой
6 – персонализация – все что окружающие думают и делают связанно лично с нами + постоянное сравнение себя с другими
7 – ошибочное восприятие контроля – ощ, что мы контролируемся другими или сами кого-то контролируем
8 – ошибочное восприятие справедливости – представление о том, что жизнь должна быть справедливой
9 – обвинение кого-либо или себя для объяснения и чего-то
10 – моральный императив – восприятие тех морали, когда морали то и нет
11 – эмоц рассуждения – это мнение, что то что мы чувствуем это правильно
12 – ошибочное представление об изменениях – ошибочное мнение о том, что другие должны измениться, потому что я так хочу
13 – глобальные выводы – раз он сегодня опоздал, значит он всегда такой плохой….
14 – правота – всегда надо доказывать правоту себе и другим
15 – ложное представление о божественном вознаграждении
++++
Эллис
Иррациональные установки / убеждения
Когниции:
1 – дескриптивные (описательные) – содержат чистую инф о реальности
2 – оценочные
St-O-R
Установки:
1 – катастрофические
2 – долженствования в отношении других
3 – долженствования в отношении себя – необходимо обладать опр качествами или вещами
4 – оценочные установки – мы можем оценивать людей по их отдельным проявлениям
29.09.10
Невротический симптом и др – есть неадаптивное поведение в следствии неправильного научения.
Лечение – переучивание
Группы методов:
1 – классическое обусловливание(St-R): Суть метода – замена страха релаксацией. Типичный метод и основа – классическая систематическая десенсибилизация через воображение по Вольпэ; - поэтапное снижение напряжения в ситуациях вызывающий страх.
Этапы:
-выявление того, какую реакцию надо изменить
-выявление актуализирующих ситуаций
-составление иерархии ситуаций вызывающих недуг (страх)
-обучение произвольной мышечной релаксации (метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсу)
2 – оперантное обусловливеание (+R-St+):очень часто используется «талонная система»((за правильную реакцию даем талончик).
3 – социальное научение/ научение по модели (St-O-R): информирование
В когнитивной психотерапии развит активный диалог!
Лечение ориентировано на цель и решение проблемы.
Основные этапы когнитивной психотерапии:
1 – идентификация проблем, имеющих в основе дни и те же причины
2 – осознание (вербализация) неадаптивных когниций, которые искажают восприятие реальности и ее оценки
3 – процесс объективного рассмотрения неадаптивных когниций (важно показать разницу между: Я считаю и Я знаю) – разница между его установкой и реальностью.
4 – изменение правил регуляции поведения
Методы когнитивной психотерапии:
В основном рациональные переубеждения
Основные техники:
1 – аргументированный спор
2 – идентификация когнитивных ошибок (ситуация и возникшая эмоция/ ошибочная когниция/ работа над ошибками)
3 – декатастрофизация (и так, что случиться если это произойдет)
4 – реатрибутирование
5 – переопределение проблемы
6 – децентрализация
+++++++++++++++++++++++++++++
Опытное (гуманистическое) направление
Сюда входят множество разнообразных школ(направление во многом умозаключитлеьное)
Возникла в качестве альтернативы и психоанализу (животные инстинкты) и бихевиоризму (человек как схема).
Основная потребность человека – потребность в самоактуализации.
Личность – уникальное целостное образование (по частям которую понять не возможно, так как целостное имеет свою специфику); стремится к полному функционированию.
Основные принципы:
-признание целостного характера природы человека
-признание роли сознательного опыта и свободы воли
-признание спонтанности и творческих способностей
-признание способности к росту
Самоактуализация – процесс развития, раскрытие и реализация всех способностей и возможностей человека
Я концепция – самовосприятие
Конгруэнтнсть –
Формулы:
-я тебя люблю, но не позволю тебе делать то-то… - это правильно (безусловное принятие)
-я тебя не буду любить, если ты будешь делать то-то… - это путь к невротизму
Задача психотерапии: восстановление личностной целостности (интеграция Я- концепции и личности) – это происходит из-за переживания нового опыта в ходе психотерапии.
Этот новый опыт человек переживает за счет «энкаунтера» - Столкновение / Встреча (сущностей):
Три ветви:
- с другими людьми (Гуманистическая психотерапия (Карла Роджерса):
-с самим собой(Соматическая ветвь)
- с высшим началом(Духовная ветвь)
Основная цель – самоинтеграция
+++++++
Гуманистическая психотерапия (Карла Роджерса):
(энкаунтер с другими людьми(человеком))
Основная цель – личностная интеграция
Триада Роджерса:
-эмпатия – способность вчувствоваться
- собственная конгруэентность психотерапевта – психотерапевт такой какой он есть (как личность)
-безусловное положительное принятие пациента
Соматическая ветвь
Концентрация на себе, на своих ощущениях и эмоциях.
Духовная ветвь
Связь осуществляется с помощью медитативных техник
06.10.10
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|