Сделай Сам Свою Работу на 5

Поведенческое направление в психотерапии





Цели: от внешнего на внутреннее

Основана на бихевиоризме.

Психологическая концепция

С т.з. бихевиоризма – психология должна заниматься поведением – это совокупность реакций организма на набор St.

St – R – основополагающая схема

Все внутренние процессы игнорируются (черный ящик). Но в дальнейшем появилось понятие промежуточных переменных. St-O-R

Промежуточные переменные – мотивационные и когнитивные процессы.

Центральная проблема – проблема научения – процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний и навыков.

Модели:

1 – классическая (Павлов) – St-R.

Феномены:

-генерализация

-дифференцировка

-угасание

2 – оперантное научение (Скиннер) – поведение контролируется последствиями: R-St.

  Подкрепление Наказание  
+ Адаптивная реакция вызывает действие положительного стимула Неадаптивная реакция прекращает действие положительного стимула +
- Адаптивная реакция прекращает действие негативного стимула Неадаптивная реакция вызывает действие негативного стимула -

Всякое подкрепление усиливает реакцию

Всякое наказание ослабляет реакцию



Устойчивую адаптивную реакцию вызывает только позитивное подкрепление!!!

Режимы подкрепления:

1 – режим с постоянными временными интервалами – после подкрепления наступает ослабление реагирования (пауза). Чем длиннее интервал, тем больше эта пауза.

2 – подкрепление с постоянными пропорциями – производится по окончании выполненной работы – дает высокий эффект!!!

3 – режим с вариативными временными интервалами – проходит некое неопределенное время с момента подкрепления.

4 – режим подкрепления с вариативными соотношениями – неизвестно сколько реакций стоит совершить, чтобы получить награду. Угасание реакции происходит очень медленно (любые игровые автоматы и азартные игры)

Классическое Оперантное
St-R R-St
Павлов Скиннер
Научение типа S Научение типа R
Реакция возникает только в ответ на воздействие стимула Желательная реакция может появится спонтанно
Стимул предшествует реакции Стимул следует за поведенческой реакцией
Подкрепление связанно со стимулом Подкрепление связанно с реакцией
Результат – респондентное поведение – поведение вызванное определенным стимулом предшествующим поведению Результат – оперантное поведение – поведение вызванное подкреплением следующим за поведением

 



3 – социальное научение (Бандура), научение по моделям

Чел обучается новому поведению не только на основе своего личного опыта, но и на основе опыта других, наблюдая за ними.

St-O-R

При наблюдении у чел формируются определенные представления

В целом про бихевиоризм:

St-R

R-St

St-O-R

++++++++++

Концепция невротических расстройств в рамках поведенческого подхода

Невротический симптом – это неадаптивное поведение, которое сформировалось в результате неправильного научения.

St-Неадаптивные когнитивные схемы-R

+++

По Бэку, самые частые автоматические мысли (которые не реальны))):

1 – фильтрование – отфильтровывание позитивных аспектов и увеличение негативных

2 – поляризованность – все оценивается в крайних вариантах

3 – чрезмерное обобщение – общие выводы делаются на основании отдельного события

4 – чтение мыслей – представление о том, что мы как будто знает что думают и чувствуют другие люди и не проверяем этого

5 – паникерство – все является катастрофой

6 – персонализация – все что окружающие думают и делают связанно лично с нами + постоянное сравнение себя с другими

7 – ошибочное восприятие контроля – ощ, что мы контролируемся другими или сами кого-то контролируем

8 – ошибочное восприятие справедливости – представление о том, что жизнь должна быть справедливой



9 – обвинение кого-либо или себя для объяснения и чего-то

10 – моральный императив – восприятие тех морали, когда морали то и нет

11 – эмоц рассуждения – это мнение, что то что мы чувствуем это правильно

12 – ошибочное представление об изменениях – ошибочное мнение о том, что другие должны измениться, потому что я так хочу

13 – глобальные выводы – раз он сегодня опоздал, значит он всегда такой плохой….

14 – правота – всегда надо доказывать правоту себе и другим

15 – ложное представление о божественном вознаграждении

++++

Эллис

Иррациональные установки / убеждения

Когниции:

1 – дескриптивные (описательные) – содержат чистую инф о реальности

2 – оценочные

St-O-R

Установки:

1 – катастрофические

2 – долженствования в отношении других

3 – долженствования в отношении себя – необходимо обладать опр качествами или вещами

4 – оценочные установки – мы можем оценивать людей по их отдельным проявлениям

29.09.10

Невротический симптом и др – есть неадаптивное поведение в следствии неправильного научения.

Лечение – переучивание

Группы методов:

1 – классическое обусловливание(St-R): Суть метода – замена страха релаксацией. Типичный метод и основа – классическая систематическая десенсибилизация через воображение по Вольпэ; - поэтапное снижение напряжения в ситуациях вызывающий страх.

Этапы:

-выявление того, какую реакцию надо изменить

-выявление актуализирующих ситуаций

-составление иерархии ситуаций вызывающих недуг (страх)

-обучение произвольной мышечной релаксации (метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсу)

2 – оперантное обусловливеание (+R-St+):очень часто используется «талонная система»((за правильную реакцию даем талончик).

3 – социальное научение/ научение по модели (St-O-R): информирование

В когнитивной психотерапии развит активный диалог!

Лечение ориентировано на цель и решение проблемы.

Основные этапы когнитивной психотерапии:

1 – идентификация проблем, имеющих в основе дни и те же причины

2 – осознание (вербализация) неадаптивных когниций, которые искажают восприятие реальности и ее оценки

3 – процесс объективного рассмотрения неадаптивных когниций (важно показать разницу между: Я считаю и Я знаю) – разница между его установкой и реальностью.

4 – изменение правил регуляции поведения

Методы когнитивной психотерапии:

В основном рациональные переубеждения

Основные техники:

1 – аргументированный спор

2 – идентификация когнитивных ошибок (ситуация и возникшая эмоция/ ошибочная когниция/ работа над ошибками)

3 – декатастрофизация (и так, что случиться если это произойдет)

4 – реатрибутирование

5 – переопределение проблемы

6 – децентрализация

+++++++++++++++++++++++++++++

Опытное (гуманистическое) направление

Сюда входят множество разнообразных школ(направление во многом умозаключитлеьное)

Возникла в качестве альтернативы и психоанализу (животные инстинкты) и бихевиоризму (человек как схема).

Основная потребность человека – потребность в самоактуализации.

Личность – уникальное целостное образование (по частям которую понять не возможно, так как целостное имеет свою специфику); стремится к полному функционированию.

Основные принципы:

-признание целостного характера природы человека

-признание роли сознательного опыта и свободы воли

-признание спонтанности и творческих способностей

-признание способности к росту

Самоактуализация – процесс развития, раскрытие и реализация всех способностей и возможностей человека

Я концепция – самовосприятие

Конгруэнтнсть

Формулы:

-я тебя люблю, но не позволю тебе делать то-то… - это правильно (безусловное принятие)

-я тебя не буду любить, если ты будешь делать то-то… - это путь к невротизму

Задача психотерапии: восстановление личностной целостности (интеграция Я- концепции и личности) – это происходит из-за переживания нового опыта в ходе психотерапии.

Этот новый опыт человек переживает за счет «энкаунтера» - Столкновение / Встреча (сущностей):

Три ветви:

- с другими людьми (Гуманистическая психотерапия (Карла Роджерса):

-с самим собой(Соматическая ветвь)

- с высшим началом(Духовная ветвь)

 

Основная цель – самоинтеграция

+++++++

Гуманистическая психотерапия (Карла Роджерса):

(энкаунтер с другими людьми(человеком))

Основная цель – личностная интеграция

Триада Роджерса:

-эмпатия – способность вчувствоваться

- собственная конгруэентность психотерапевта – психотерапевт такой какой он есть (как личность)

-безусловное положительное принятие пациента

Соматическая ветвь

Концентрация на себе, на своих ощущениях и эмоциях.

Духовная ветвь

Связь осуществляется с помощью медитативных техник

06.10.10

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.