Психоанализ как психотерапевтическая система
Методы психотерапии
Клинико-психологическое вмешательство (это и есть психокоррекция):
1 – психотерапия
2 – психоконсультация
(это чисто терминологические предпочтения)
Виды консультирования:
1 – пробемно ориентированное консультирование (направлен на внешние проблемы)
2 – личностно ориентированное (направлена на внутренние проблемы)
3 – ресурсно ориентированное
Характеристики
| Психотерапия
| Психологическое консультирование
| Методы
| Используется самый широкий диапазон методов
| Преобладает информирование
| Функции
| Лечение и частичная реабилитация
| Профилактика и развитие
| Цели
| Направлена на достижение глубинных (принципиальных) личностных изменений
| Помощь человеку в лучшем использовании собственных ресурсов и улучшении качества жизни
| Степень самостоятельности клиента
| Изменения происходят в сопровождении психотерапевта
| Изменения осуществляются клиентом самостоятельно
| Продолжительность
| Не менее 20 сеансов
| 1-5 сеансов
| Интенсивность (частота в неделю)
| Во многом зависит от направления (1-5 сеансов в неделю)
| Могут быть единичные встречи
| Место изменений
| Происходит непосредственно в процессе и является сутью психотерапии
| Изменения происходят по окончанию консультирования
| 08.09.10
Интердисциплинарный характер психотерапии
Личностный подход в психотерапии:
1 – учет личностных особенностей при использовании любого психотерапевтического метода
2 – изучение личностных особенностей пациента в процессе психотерапии
3 – направленность психотерапии для изменения личности пациента
Общие факторы психотерапии :
Рассматриваются с точки зрения трех основных классов явлений:
А – пациент
Б – психотерапевт
В – процесс
Что общего происходит с пациентом в процессе терапии (специфика зависит от конкретной школы):
-обращение к сфере эмоц отношений
-самопонимание, которое принимается и клиентом и терапевтом
-предоставление и получение информации (на что жалуетесь? Когда это началось?)
-укрепление веры больного в выздоровление
-накопление положительного опыта
-облегчение выхода эмоций
Общие факторы психотерапии с точки зрения поведения психотерапевта (не зависимо от школы):
-ориентация терапевта на излечение
-внимание к взаимоотношениям «клиент-психотерапевт»
-сочетание принципов «там и тогда» и «здесь и теперь»
Общие факторы психотерапии с точки зрения этапов (содержание данных факторов завивит так же от школы):
-установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации
-прояснение причин и мех формирование симптомов и различных эмоц и поведенческих нарушений
-определение психотерапевтических мишеней
-применение конкретных методов и техник направленных на изменения
-закрепление достигнутых результатов
-окончание курса психотерапии
=================
Показания к психотерапии
В возникновении и развитии заболевания играют роль разные факторы: пси + соц + био
Роль психологического фактора в развитии и формировании заболевания (по степени уменьшения влияния):
1 – невроз
2 – психосоматические расстройства
3 – наркомания
4 – алкоголизм
5 – психопатии (личностные расстройства) – часто психотерапия противопоказана
6 – собственно соматические и вегетативные заболевания
Последствия:
1 – вторичная невротизация
2 – психологические последствия
!!!!Психогенное заболевание – это заболевание, где обнаруживается психологически понятная связь между личностью и ситуацией.
Эмоциогенное заболевание – там где нет такой связи, есть просто экстремально воздействующая эмоция.
Основные направления психотерапии и их варианты
Психодинамическое
| Поведенческое
| Опытное
| Школа
| Пред.
| Школа
| Пред.
| Школа
| Пред.
| Классический психоанализ
| Фрейд
| Систематическая десенсебилизация
| Вольфе
| Экзистенциальный анализ
| Бинсвангер
| Аналитическая психология
| Юнг
| Имплозивная терапия
| Штамфл
| Анализ бытия
| Восс
| Индивидуальная психология
| Адлер
| Кондициональная рефлекс терапия
| Солтер
| Логотерапия
| Франкл
| Терапия желаний
| Ранг
| Теории научения
| Доллард
| Клиент центрированная терапия
| Роджерс
| Активная аналитическая терапия
| Штекель
| Теория социального научения
| Роттер
| Гештальт терапия
| Перлз
| Активная техника психоанализа
| Ференци
| Моделирующая терапия
| Бандура
| Психоимаготерапия
| Шор
| Интерперсональная психиатрия
| Саливан
| Директивная психотерапия
| Торне
| Опытная терапия
| Витакер
| Интенсивная психотерапия
| Фромм-Райхман
| Директивная психотерапия
| Гринвальд
| Опытная терапия
| Гендлин
| Анализ характера
| Хорни
| Конфронтационная проблемная терапия
| Гарнер
| Терапия первичного крика
| Янов
| Культуральная школа
| Фромм
| Ассертивный структурный тренинг
| Филипс
| Биоэнергетический анализ
| Лоувен
| Эго анализ
| Мелони Кляйн.
| Личностно конструктивная терапия
| Келли
| Структуральный анализ
| Рольф
| Чикагская школа
| Александер
| Рационально эмотивная терапия
| Эллис
| Аутогенный тренинг
| Лутхэ
| Объективная психотерапия
| Картмн
| Интегративная терапия
| Дрейкфорд
| Трансцендентальная медитация
|
| Краткосрочная аналитическая терапия
| Маллан и Беллак
| Реальная терапия
| Глассер
| Цзен психотерапия
| Ватс
| Дерективный анализ
| Розен
| Философская психотерапия
| Сахакиан
| Психоделическая терапия
| Осмонд
| Психобиологическая терапия
| Маер
| Тренинг био обратной связи
| Грин
|
|
| Биодинамическая терапия
| Массерман
| психотерапия
| Бек
|
|
| Адаптивная психодинамика
| Радо
|
|
|
|
| Гипно анализ
| Вольберг
|
|
|
|
| Анализ характер, вегетотерапия
| Райх
|
|
|
|
| Французская школа
| Лаккан
|
|
|
|
| ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Психодинамическое направление:
1 – псхоанализ (больше 300 часов, 5 раз в неделю, это всегда кушетка)
2 – психоаналитическая психотерапия (меньше 300 часов, 2-3 раза в неделю, это ситуация глаза в глаза)
А – инсайт ориентированная психотерапия
Б – суппортивная (поддерживающая) терапия – могут быть больные, где мы аппелируем к сохранным участкам личности
Психологическая теория
Влечение (инстинкты (по фрейду) – огрехи перевода) – психический образ потребности.
Основная цель – удовлетворить влечения, чтобы удержать напряжения на умеренном уровне
Инстинкты: Либидо (энергия всех инстинктов жизни) и Танатос
Характеристики инстинктов:
1 – источник – состояние или потребность
2 – цель – редукция или устранение возбуждения вызванного потребностью
3 – объект – любой человек или предмет (или образ) что обеспечивает удовлетворение
4 – сила (тяга) инстинка, которая определяет потребность
Личностные модели по Фрейду:
1 – топографическая (уровни):
-сознание – что переживается в данный момент
-предсознание – то что не осознается в данный момент, но может быть с легкостью осознанно
-бессознательное – то что мы не осознаем и до конца самостоятельно осознанно быть не может
2 – структурная:
-супер эго – внутренняя репрезентация общественных норм, моралей, ценностей (именно в том виде, в котором ребенку передают родители). Морально этический принцип.
А – совесть
Б – эго идеал
-эго – разум. Цель – тоже удовлетворение потребностей, но уже с оценкой ситуации. Оно согласует реальность и желание. Действует принципом реальности. Вторичные процессы мышления. Принцип реальности.
-ид – примитивные врожденные аспекты личности, включает в себя базальные потребности, сободно от ограничений и действует по принципу удовольствия, вне морали и логике (механизмы: рефлекторные действия – моргание, чихание; первичные процессы мышления – формирует психический образ объекта, способный удовлетворить потребность). Создает фантазийные образы. Принцип уовольствия.
Типы тревоги:
-моральная (конфликт эго с супер эго)
-реальная (конфликт эго с окр средой)
-невротическая (конфликт эго с ид)
Механизмы психологической защиты:
Это опр приемы используемые эго направленные на снижение напряжения
МПЗ
| копинги
| Неосозноваемы
| Осознанны
| В значительной степени искажают реальность
| Достаточно адекватно отражают реальность
| Пассивные
| Активные
| Направлены во внутрь на снижение тревоги
| Направлены преимущественно во вне на преобразование ситуации
| МПЗ:
1 – вытеснение – полное неосознавание информации / импульсов (каждый МПЗ содержит частичку вытеснения)
2 – проекция – процесс при котором импульсы локализованы во вне (человек приписывает негативное «свое» кому-то другому)
3 – отрицание – не признаются какие-то аспекты, которые причиняют страдание
4 – рационализация – дается обоснование (которое маскирует реальную обстановку)
5 – идентификация – тревога снижается за счет идентификации себя со значимым лицом (которое менее подвержено опасностям). Разновидность: идентификация с агрессором.
6 – интроекция – проецирование во внутрь (человек вбирает в себя качества другого человека)
7 – изоляция – человек становиться бесчувственным (эмоционально изолируются)
8 – реактивное образование – человек справляется с тревогой за счет противодействия (формируется противоположный импульс гипертрофируется)
9 – регрессия – человек пытается вернуться к более ранним периодам жизни
10 – замещение – источник раздражения заменяется на менее угрожающий
11 – фантазирование
12 – сублимация – единственный не невротический способ трансформации энергии вытесненных инстинктах в соц приемлемых формах поведения
15.09.10
Личность (по Фрейду) развивается на основе 4 источников напряжения:
1 – процессы физического роста
2 – фрустрации
3 – конфликты
4 – угрозы
Следствие напряжения – личность вынуждена находить новые способы редукции напряжения.
Основные механизмы редукции:
1 – мех идентификации – чел принимает черты другого человека и делает их своими
2 – мех смещения – если объект, не способен редуцировать напряжение, то выбирается другой объект способный это сделать.
Супер Эго
Эго Окружающая среда
Ид
Классификация неврозов (по Фрейду):
1 – психоневроз – обусловлен причинами прошлого и объясним только в терминах личности и истории жизни.
-истерическая конверсия
-истерический страх (фобия)
-невроз навящевых состояний
Именно невроз обусловлен невротическим конфликтом (+ решается НЕ сублимацией)
2 – актуальный невроз – непосредственно связан с сексуальным поведением. Обусловлен причинами настоящего.
-неврастения – как результат половых излишеств и приводит к извращению
-невроз тревоги – как результат недостатка в сексуальной разрядки
3 – травматический невроз – невроз вызванный стрессом
4 – невроз характера – выражается в симптомах, которые являются чертами характера (ипохондрик – ипохондрический невроз)
5 – невроз органа – психосоматическое заболевание
6 – детский невроз – взрослым неврозам предшествует детский невроз
7 – невроз страха (тревоги) – ставиться тогда, когда основной симптом – тревога
8 – нарцистический невроз – возникает в процессе психоанализа, связанный с невозможностью формирования переноса
9 – невроз переноса – хар навящевым интересом пациента к психоаналитику
8 и 9 – специфические неврозы, характерные только для психоанализа!!!
Конфликты (у других авторов):
Хорни – потребность в безопасности и потребность в достижении
Адлер – чувство неполноценности и стремление к превосходству
Юнг – конфликт личного бессознательного с архитипом
Фромм – потребность в свободе и потребность в безопасности
+++++++++
Психоанализ как психотерапевтическая система
Процессы:
-свободные ассоциации
-символические проявления бессознательного
-перенос
-сопротивление
-интерпретация (толкование)
Основные положения психоанализа:
1 – интерес к многообразию инстинктивных импульсов человека, их выражению, трансформации и вытеснению
2 – уверенность в том, что подобное вытеснение, главным образом сексуальное, а корни болезни состоят в неверном психосексуальном развитии.
3 – представление о том, что неверное психосексуальное развитие связано с развитием и травмами прошлого, детства, в частности с Эдиповым комплексом.
4 – уверенность в сопротивлении выявлению этих тенденций
5 – представление о том, что мы в основном имеем дело с пси борьбой и переживаниями биологических внутренних импульсов и инстинктов человека
6 – приверженность концепции психического детерминизма или каузальности, согласно которой: все мысли, чувства, повеление – не являются случайными, а связаны с событиями, которые им предшествовали и пока эти события не станут осознанными, они помимо воли будут проявляться и определять мысли, чувства и поведение человека
Феномены проявления бессознательного:
1 – свободные ассоциации
2 – символические проявления бессознательного
3 – перенос (проекция инфантильных чувств к родителю)
4 – сопротивление
Контр перенос – когда аналитик проецирует свои отношения, установки и т.д. на пациента (считается серьезной помехой! Аналитику с этим надо разобраться и проанализировать это)
Процедуры:
1 – конфронтация – столкновение человека с самим собой
2 – фокусировка – фиксация на чем-то одном, что будет объектом анализа (из свободных ассоциаций)
3 – интерпретация (толкование) – посторенние гипотез в отношении причин и отношений событий. Это центральная процедура
Характеристики трех основных направлений психотерапии (ортодоксальных):
Характеристики
| Психодинамическая
| Поведенческая
| Опытная
| Основные жалобы (проблемы)
| Вытеснение, первичные потребности и потребности вытесненные в бессознательное
| Беспокойство, тревога, страх
| Раздражение, отчуждение (прежде всего от самого себя)
| Концепция патологии
| Конфликт между бессознательным и сознанием, между первичными потребностями и влечениями и стремлением следовать моральным нормам, правилам, запретам
| Неадаптивное поведение, которое возникло в результате неправильного научения
| Невозможность самоактуализации, нарушение личностной целостности, неконгруэнтность Я концепции и опыта
| Концепция здоровья
| Выявление и осознание внутренних конфликтов, победа Эго над Ид, усиление Эго
| Отсутствие симптом, редукция беспокойства
| Актуализация потенциального: смораскрытия, самореализации, осознание собственной личности, спонтанность
| Вид изменения
| Глубокое, внутреннее: понимание близкого прошлого,
Т.е. инт и эмоц знание
| Прямое изучение и научение: поведение в настоящем
Т.е. действие или представление
| Немедленный опыт: ощущение чувства данного момента
Т.е. спонтанное выражение опыта
| Временной подход и фокусировка
| Исторически относящееся к прошлому
| Неисторический: объективное настоящее
| Антиисторический: момент явления
| Вид лечения
| Долгое и интенсивное
| Коротнкое и неинтенсивное (20 сеансов, 1-2 раза в неделю)
| Короткое, но интенсивное
| Задача психотерапевта
| Понять содержание бессознательных процессов, их историческое и скрытое значение
| Выработать специфические поведенческие ответы на стимулы, вызывающие беспокойство, тревогу или страх.
| Взаимодействовать в атмосфере взаимного приятия с целью вызвать самовыражение
| Основные приемы
| Интерпретация: свободные ассоциации, символические проявления бессознательного (сновидения, фантазии, мечты, ошибочные действия), анализ переноса и сопротивления
| Научение: классическое; опернтное обусловливание, научение по моделям (соц научение)
| Энкаунтер (Столкновение, Встреча)
| Модель лечения
| Медицинская: врач – пациент или родитель – маленький ребенок,
Т.е. терапевтический союз
| Образовательная (воспитательная). Учитель-ученик или родитель-маленький ребенок
Т.е. обучающий союз
| Экзистенциальная: человек-человек, взролый-взрослый. Эголитарный союз (союз людей)
| Природа отношений в процессе лечения
| Трансферентные (отношения переноса) и основные для лечения: нереальные отношения
| Реальные, но второстепенные для лечения: нет отношений
| Реальные и первостепенные для лечения: реальные отношения
| Роль и позиция терапевта
| Интерпритатор – отображатель: непрямой, бесстрастный, ничего не решающий, часто фрустрирующий
| Советчик: прямой, решающий проблемы, практический
| Фасилитатор (инициатор и усилитель взаимодействия, помощник). Взаимнорешающий
| 22.09.10
Мясищев
1 – концепция личности
2 – концепция неврозов
3 – патогенетическая психотерапия (психогенетическая)/ личностно ориентированная реконструктивная психотерапия(ЛОРТ) (это уже теперешнее названия, дальнейшее ее развитие).
Отношения:
1 – к самому себе
2 – к другим людям
3 – к окр миру
Компоненты:
1 – поведенческий
2 – эмоциональный
3 – когнитивный
Личность – это система отношений с окр средой; целостная организованная система активных избирательных социальный и сознательных связей с реальной действительностью.
Патогенетическая психотерапия (Мясищева):
Основная задача – восстановление нарушенных отношений
Задачи:
1 – изучение личности больного, особенностей формирования и нар его системы отношений
2 – выявление и изучение этиопатогенетических механизмов возникновения и развития болезни
3 – осознание причинно-следственных связей между ситуацией, личностью и болезнью
4 – осознание нарушенной системы отношений
5 – изменение (восстановление) нарушенной системы отношений
ЛОРТ:
Цель – восстановление нар системы отношений + расширение сферы самосознания человека
Задачи:
Когнитивная сфера:
1 – осознание связи между психогенными факторами и возникновением, развитием расстройства
2 – осознание того, какие именно ситуации вызывают у человека обострение симптоматики
3 – осознание связи между негативными эмоц и проявлением симптоматики
4 – осознание того, как мое поведение воспринимается окружающими и как они на него реагируют
5 – осознание того, какие последствия имеет собственное поведение
6 – осознание рассогласования между собственным образом Я и тем как его воспринимают окружающие
7 – осознание собственных потребностей, мотивов, поведения и т.д. + а также степени их адекватности + МПЗ
8 – осознание внутренних проблем и конфликтов
9 – осознание более глубоких причин того что со мной происходит начиная с раннего детства
10 – осознание собственной роли меры своего участия в конфликтах
11 – генетическое осознание (от куда я такой взялся)
12 – интрперсональное осознания (какой я среди людей
Эмоциональная сфера:
1 – эмоц поддержка
2 – воспроизведение и переживания тех чувств и эмоц, с которыми чел сталкивался и с которыми не смог справиться
3 – важно чтобы пациент приобрел больше возможностей реализовать свои эмоции и вербализировать их
Поведенческая сфера:
1 – важно чтобы пациент научился распознавать свои неадекватные паттерны поведения
2 – закреплял полезные и необходимые формы поведения
САМОСОЗНАНИЕ =Самопонимание (когниции)+ отношение к себе (самооценка) + саморегуляция (поведенческий)
Механизмы лечебного действия ЛОРТ:
1 – конфронтация – столкновение человека с самим собой, внутренними конфликтами, противоречиями (за счет обратной связи - зеркала)
2 – корригирующее эмоц переживание – человек заново видит и переживает ситуации и приходит к новому осознанию
3 – научение – осуществляется косвенно (ЛОРТ)
++++++++++++++
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|