Сделай Сам Свою Работу на 5

Психоанализ как психотерапевтическая система





Методы психотерапии

Клинико-психологическое вмешательство (это и есть психокоррекция):

1 – психотерапия

2 – психоконсультация

(это чисто терминологические предпочтения)

Виды консультирования:

1 – пробемно ориентированное консультирование (направлен на внешние проблемы)

2 – личностно ориентированное (направлена на внутренние проблемы)

3 – ресурсно ориентированное

Характеристики Психотерапия Психологическое консультирование
Методы Используется самый широкий диапазон методов Преобладает информирование
Функции Лечение и частичная реабилитация Профилактика и развитие
Цели Направлена на достижение глубинных (принципиальных) личностных изменений Помощь человеку в лучшем использовании собственных ресурсов и улучшении качества жизни
Степень самостоятельности клиента Изменения происходят в сопровождении психотерапевта Изменения осуществляются клиентом самостоятельно
Продолжительность Не менее 20 сеансов 1-5 сеансов
Интенсивность (частота в неделю) Во многом зависит от направления (1-5 сеансов в неделю) Могут быть единичные встречи
Место изменений Происходит непосредственно в процессе и является сутью психотерапии Изменения происходят по окончанию консультирования

08.09.10



Интердисциплинарный характер психотерапии

Личностный подход в психотерапии:

1 – учет личностных особенностей при использовании любого психотерапевтического метода

2 – изучение личностных особенностей пациента в процессе психотерапии

3 – направленность психотерапии для изменения личности пациента

Общие факторы психотерапии :

Рассматриваются с точки зрения трех основных классов явлений:

А – пациент

Б – психотерапевт

В – процесс

Что общего происходит с пациентом в процессе терапии (специфика зависит от конкретной школы):

-обращение к сфере эмоц отношений

-самопонимание, которое принимается и клиентом и терапевтом

-предоставление и получение информации (на что жалуетесь? Когда это началось?)

-укрепление веры больного в выздоровление

-накопление положительного опыта

-облегчение выхода эмоций

Общие факторы психотерапии с точки зрения поведения психотерапевта (не зависимо от школы):



-ориентация терапевта на излечение

-внимание к взаимоотношениям «клиент-психотерапевт»

-сочетание принципов «там и тогда» и «здесь и теперь»

Общие факторы психотерапии с точки зрения этапов (содержание данных факторов завивит так же от школы):

-установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации

-прояснение причин и мех формирование симптомов и различных эмоц и поведенческих нарушений

-определение психотерапевтических мишеней

-применение конкретных методов и техник направленных на изменения

-закрепление достигнутых результатов

-окончание курса психотерапии

=================

Показания к психотерапии

В возникновении и развитии заболевания играют роль разные факторы: пси + соц + био

Роль психологического фактора в развитии и формировании заболевания (по степени уменьшения влияния):

1 – невроз

2 – психосоматические расстройства

3 – наркомания

4 – алкоголизм

5 – психопатии (личностные расстройства) – часто психотерапия противопоказана

6 – собственно соматические и вегетативные заболевания

Последствия:

1 – вторичная невротизация

2 – психологические последствия

!!!!Психогенное заболевание – это заболевание, где обнаруживается психологически понятная связь между личностью и ситуацией.

Эмоциогенное заболевание – там где нет такой связи, есть просто экстремально воздействующая эмоция.

Основные направления психотерапии и их варианты

Психодинамическое Поведенческое Опытное
Школа Пред. Школа Пред. Школа Пред.
Классический психоанализ Фрейд Систематическая десенсебилизация Вольфе Экзистенциальный анализ Бинсвангер
Аналитическая психология Юнг Имплозивная терапия Штамфл Анализ бытия Восс
Индивидуальная психология Адлер Кондициональная рефлекс терапия Солтер Логотерапия Франкл
Терапия желаний Ранг Теории научения Доллард Клиент центрированная терапия Роджерс
Активная аналитическая терапия Штекель Теория социального научения Роттер Гештальт терапия Перлз
Активная техника психоанализа Ференци Моделирующая терапия Бандура Психоимаготерапия Шор
Интерперсональная психиатрия Саливан Директивная психотерапия Торне Опытная терапия Витакер
Интенсивная психотерапия Фромм-Райхман Директивная психотерапия Гринвальд Опытная терапия Гендлин
Анализ характера Хорни Конфронтационная проблемная терапия Гарнер Терапия первичного крика Янов
Культуральная школа Фромм Ассертивный структурный тренинг Филипс Биоэнергетический анализ Лоувен
Эго анализ Мелони Кляйн. Личностно конструктивная терапия Келли Структуральный анализ Рольф
Чикагская школа Александер Рационально эмотивная терапия Эллис Аутогенный тренинг Лутхэ
Объективная психотерапия Картмн Интегративная терапия Дрейкфорд Трансцендентальная медитация  
Краткосрочная аналитическая терапия Маллан и Беллак Реальная терапия Глассер Цзен психотерапия Ватс
Дерективный анализ Розен Философская психотерапия Сахакиан Психоделическая терапия Осмонд
Психобиологическая терапия Маер Тренинг био обратной связи Грин    
Биодинамическая терапия Массерман психотерапия Бек    
Адаптивная психодинамика Радо        
Гипно анализ Вольберг        
Анализ характер, вегетотерапия Райх        
Французская школа Лаккан        

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



Психодинамическое направление:

1 – псхоанализ (больше 300 часов, 5 раз в неделю, это всегда кушетка)

2 – психоаналитическая психотерапия (меньше 300 часов, 2-3 раза в неделю, это ситуация глаза в глаза)

А – инсайт ориентированная психотерапия

Б – суппортивная (поддерживающая) терапия – могут быть больные, где мы аппелируем к сохранным участкам личности

Психологическая теория

Влечение (инстинкты (по фрейду) – огрехи перевода) – психический образ потребности.

Основная цель – удовлетворить влечения, чтобы удержать напряжения на умеренном уровне

Инстинкты: Либидо (энергия всех инстинктов жизни) и Танатос

Характеристики инстинктов:

1 – источник – состояние или потребность

2 – цель – редукция или устранение возбуждения вызванного потребностью

3 – объект – любой человек или предмет (или образ) что обеспечивает удовлетворение

4 – сила (тяга) инстинка, которая определяет потребность

Личностные модели по Фрейду:

1 – топографическая (уровни):

-сознание – что переживается в данный момент

-предсознание – то что не осознается в данный момент, но может быть с легкостью осознанно

-бессознательное – то что мы не осознаем и до конца самостоятельно осознанно быть не может

2 – структурная:

-супер эго – внутренняя репрезентация общественных норм, моралей, ценностей (именно в том виде, в котором ребенку передают родители). Морально этический принцип.

А – совесть

Б – эго идеал

-эго – разум. Цель – тоже удовлетворение потребностей, но уже с оценкой ситуации. Оно согласует реальность и желание. Действует принципом реальности. Вторичные процессы мышления. Принцип реальности.

-ид – примитивные врожденные аспекты личности, включает в себя базальные потребности, сободно от ограничений и действует по принципу удовольствия, вне морали и логике (механизмы: рефлекторные действия – моргание, чихание; первичные процессы мышления – формирует психический образ объекта, способный удовлетворить потребность). Создает фантазийные образы. Принцип уовольствия.

Типы тревоги:

-моральная (конфликт эго с супер эго)

-реальная (конфликт эго с окр средой)

-невротическая (конфликт эго с ид)

Механизмы психологической защиты:

Это опр приемы используемые эго направленные на снижение напряжения

МПЗ копинги
Неосозноваемы Осознанны
В значительной степени искажают реальность Достаточно адекватно отражают реальность
Пассивные Активные
Направлены во внутрь на снижение тревоги Направлены преимущественно во вне на преобразование ситуации

МПЗ:

1 – вытеснение – полное неосознавание информации / импульсов (каждый МПЗ содержит частичку вытеснения)

2 – проекция – процесс при котором импульсы локализованы во вне (человек приписывает негативное «свое» кому-то другому)

3 – отрицание – не признаются какие-то аспекты, которые причиняют страдание

4 – рационализация – дается обоснование (которое маскирует реальную обстановку)

5 – идентификация – тревога снижается за счет идентификации себя со значимым лицом (которое менее подвержено опасностям). Разновидность: идентификация с агрессором.

6 – интроекция – проецирование во внутрь (человек вбирает в себя качества другого человека)

7 – изоляция – человек становиться бесчувственным (эмоционально изолируются)

8 – реактивное образование – человек справляется с тревогой за счет противодействия (формируется противоположный импульс гипертрофируется)

9 – регрессия – человек пытается вернуться к более ранним периодам жизни

10 – замещение – источник раздражения заменяется на менее угрожающий

11 – фантазирование

12 – сублимация – единственный не невротический способ трансформации энергии вытесненных инстинктах в соц приемлемых формах поведения

15.09.10

Личность (по Фрейду) развивается на основе 4 источников напряжения:

1 – процессы физического роста

2 – фрустрации

3 – конфликты

4 – угрозы

Следствие напряжения – личность вынуждена находить новые способы редукции напряжения.

Основные механизмы редукции:

1 – мех идентификации – чел принимает черты другого человека и делает их своими

2 – мех смещения – если объект, не способен редуцировать напряжение, то выбирается другой объект способный это сделать.

Супер Эго

 

Эго Окружающая среда

 

Ид

Классификация неврозов (по Фрейду):

1 – психоневроз – обусловлен причинами прошлого и объясним только в терминах личности и истории жизни.

-истерическая конверсия

-истерический страх (фобия)

-невроз навящевых состояний

Именно невроз обусловлен невротическим конфликтом (+ решается НЕ сублимацией)

2 – актуальный невроз – непосредственно связан с сексуальным поведением. Обусловлен причинами настоящего.

-неврастения – как результат половых излишеств и приводит к извращению

-невроз тревоги – как результат недостатка в сексуальной разрядки

3 – травматический невроз – невроз вызванный стрессом

4 – невроз характера – выражается в симптомах, которые являются чертами характера (ипохондрик – ипохондрический невроз)

5 – невроз органа – психосоматическое заболевание

6 – детский невроз – взрослым неврозам предшествует детский невроз

7 – невроз страха (тревоги) – ставиться тогда, когда основной симптом – тревога

8 – нарцистический невроз – возникает в процессе психоанализа, связанный с невозможностью формирования переноса

9 – невроз переноса – хар навящевым интересом пациента к психоаналитику

8 и 9 – специфические неврозы, характерные только для психоанализа!!!

Конфликты (у других авторов):

Хорни – потребность в безопасности и потребность в достижении

Адлер – чувство неполноценности и стремление к превосходству

Юнг – конфликт личного бессознательного с архитипом

Фромм – потребность в свободе и потребность в безопасности

+++++++++

Психоанализ как психотерапевтическая система

Процессы:

-свободные ассоциации

-символические проявления бессознательного

-перенос

-сопротивление

-интерпретация (толкование)

Основные положения психоанализа:

1 – интерес к многообразию инстинктивных импульсов человека, их выражению, трансформации и вытеснению

2 – уверенность в том, что подобное вытеснение, главным образом сексуальное, а корни болезни состоят в неверном психосексуальном развитии.

3 – представление о том, что неверное психосексуальное развитие связано с развитием и травмами прошлого, детства, в частности с Эдиповым комплексом.

4 – уверенность в сопротивлении выявлению этих тенденций

5 – представление о том, что мы в основном имеем дело с пси борьбой и переживаниями биологических внутренних импульсов и инстинктов человека

6 – приверженность концепции психического детерминизма или каузальности, согласно которой: все мысли, чувства, повеление – не являются случайными, а связаны с событиями, которые им предшествовали и пока эти события не станут осознанными, они помимо воли будут проявляться и определять мысли, чувства и поведение человека

Феномены проявления бессознательного:

1 – свободные ассоциации

2 – символические проявления бессознательного

3 – перенос (проекция инфантильных чувств к родителю)

4 – сопротивление

Контр перенос – когда аналитик проецирует свои отношения, установки и т.д. на пациента (считается серьезной помехой! Аналитику с этим надо разобраться и проанализировать это)

Процедуры:

1 – конфронтация – столкновение человека с самим собой

2 – фокусировка – фиксация на чем-то одном, что будет объектом анализа (из свободных ассоциаций)

3 – интерпретация (толкование) – посторенние гипотез в отношении причин и отношений событий. Это центральная процедура

Характеристики трех основных направлений психотерапии (ортодоксальных):

Характеристики Психодинамическая Поведенческая Опытная
Основные жалобы (проблемы) Вытеснение, первичные потребности и потребности вытесненные в бессознательное Беспокойство, тревога, страх Раздражение, отчуждение (прежде всего от самого себя)
Концепция патологии Конфликт между бессознательным и сознанием, между первичными потребностями и влечениями и стремлением следовать моральным нормам, правилам, запретам Неадаптивное поведение, которое возникло в результате неправильного научения Невозможность самоактуализации, нарушение личностной целостности, неконгруэнтность Я концепции и опыта
Концепция здоровья Выявление и осознание внутренних конфликтов, победа Эго над Ид, усиление Эго Отсутствие симптом, редукция беспокойства Актуализация потенциального: смораскрытия, самореализации, осознание собственной личности, спонтанность
Вид изменения Глубокое, внутреннее: понимание близкого прошлого, Т.е. инт и эмоц знание Прямое изучение и научение: поведение в настоящем Т.е. действие или представление Немедленный опыт: ощущение чувства данного момента Т.е. спонтанное выражение опыта
Временной подход и фокусировка Исторически относящееся к прошлому Неисторический: объективное настоящее Антиисторический: момент явления
Вид лечения Долгое и интенсивное Коротнкое и неинтенсивное (20 сеансов, 1-2 раза в неделю) Короткое, но интенсивное
Задача психотерапевта Понять содержание бессознательных процессов, их историческое и скрытое значение Выработать специфические поведенческие ответы на стимулы, вызывающие беспокойство, тревогу или страх. Взаимодействовать в атмосфере взаимного приятия с целью вызвать самовыражение
Основные приемы Интерпретация: свободные ассоциации, символические проявления бессознательного (сновидения, фантазии, мечты, ошибочные действия), анализ переноса и сопротивления Научение: классическое; опернтное обусловливание, научение по моделям (соц научение) Энкаунтер (Столкновение, Встреча)
Модель лечения Медицинская: врач – пациент или родитель – маленький ребенок, Т.е. терапевтический союз Образовательная (воспитательная). Учитель-ученик или родитель-маленький ребенок Т.е. обучающий союз Экзистенциальная: человек-человек, взролый-взрослый. Эголитарный союз (союз людей)
Природа отношений в процессе лечения Трансферентные (отношения переноса) и основные для лечения: нереальные отношения Реальные, но второстепенные для лечения: нет отношений Реальные и первостепенные для лечения: реальные отношения
Роль и позиция терапевта Интерпритатор – отображатель: непрямой, бесстрастный, ничего не решающий, часто фрустрирующий Советчик: прямой, решающий проблемы, практический Фасилитатор (инициатор и усилитель взаимодействия, помощник). Взаимнорешающий

22.09.10

Мясищев

1 – концепция личности

2 – концепция неврозов

3 – патогенетическая психотерапия (психогенетическая)/ личностно ориентированная реконструктивная психотерапия(ЛОРТ) (это уже теперешнее названия, дальнейшее ее развитие).

Отношения:

1 – к самому себе

2 – к другим людям

3 – к окр миру

Компоненты:

1 – поведенческий

2 – эмоциональный

3 – когнитивный

Личность – это система отношений с окр средой; целостная организованная система активных избирательных социальный и сознательных связей с реальной действительностью.

Патогенетическая психотерапия (Мясищева):

Основная задача – восстановление нарушенных отношений

Задачи:

1 – изучение личности больного, особенностей формирования и нар его системы отношений

2 – выявление и изучение этиопатогенетических механизмов возникновения и развития болезни

3 – осознание причинно-следственных связей между ситуацией, личностью и болезнью

4 – осознание нарушенной системы отношений

5 – изменение (восстановление) нарушенной системы отношений

ЛОРТ:

Цель – восстановление нар системы отношений + расширение сферы самосознания человека

Задачи:

Когнитивная сфера:

1 – осознание связи между психогенными факторами и возникновением, развитием расстройства

2 – осознание того, какие именно ситуации вызывают у человека обострение симптоматики

3 – осознание связи между негативными эмоц и проявлением симптоматики

4 – осознание того, как мое поведение воспринимается окружающими и как они на него реагируют

5 – осознание того, какие последствия имеет собственное поведение

6 – осознание рассогласования между собственным образом Я и тем как его воспринимают окружающие

7 – осознание собственных потребностей, мотивов, поведения и т.д. + а также степени их адекватности + МПЗ

8 – осознание внутренних проблем и конфликтов

9 – осознание более глубоких причин того что со мной происходит начиная с раннего детства

10 – осознание собственной роли меры своего участия в конфликтах

11 – генетическое осознание (от куда я такой взялся)

12 – интрперсональное осознания (какой я среди людей

Эмоциональная сфера:

1 – эмоц поддержка

2 – воспроизведение и переживания тех чувств и эмоц, с которыми чел сталкивался и с которыми не смог справиться

3 – важно чтобы пациент приобрел больше возможностей реализовать свои эмоции и вербализировать их

Поведенческая сфера:

1 – важно чтобы пациент научился распознавать свои неадекватные паттерны поведения

2 – закреплял полезные и необходимые формы поведения

САМОСОЗНАНИЕ =Самопонимание (когниции)+ отношение к себе (самооценка) + саморегуляция (поведенческий)

Механизмы лечебного действия ЛОРТ:

1 – конфронтация – столкновение человека с самим собой, внутренними конфликтами, противоречиями (за счет обратной связи - зеркала)

2 – корригирующее эмоц переживание – человек заново видит и переживает ситуации и приходит к новому осознанию

3 – научение – осуществляется косвенно (ЛОРТ)

++++++++++++++

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.